Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол 1 октября, 2012 Содержание статьи Домашний иконостас В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить. Какие иконы нужно иметь дома Важно помнить, что Где разместить домашний иконостас Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы. Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома. При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства. Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла. Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы. В каком порядке расположить иконы С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой. Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме «Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

http://pravmir.ru/domashniy-ikonostas/

Заметки на полях замечательного доклада Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. 5 января, 2012 Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. Протоиерей Андрей Ефанов Замечательный, своевременный (я бы сказал – даже немного запоздавший) доклад протоиерея Димитрия Карпенко породил широкое обсуждение в блогосфере. У меня этот доклад вызвал некоторые мысли, которыми хотелось бы поделиться. Несомненно, современная практика Русской Православной Церкви неприемлема в настоящее время. Причем не только для постоянных прихожан, но и для желающих причащаться «захожан». С прихожанами более-менее понятно. Стремление к частому причащению естественно, хотя без должного духовного руководства часты и серьезные духовные травмы. Это происходит не только с мирянами, но и пресвитерами: напряженная духовная жизнь требует от человека большого труда и не каждый способен, не имея опытного духовного руководителя, без вреда для себя проходить путь духовного совершенства. Общеизвестно, что в опытных наставниках в наше время острая нехватка. А без наставника серьезный духовный подвиг неизбежно состоит из взлетов и падений, и некоторые из этих падений, как показывает практика, приводят к духовным трагедиям, вплоть до охлаждения в религиозных стремлениях и ухода в секты. Можно ли это изменить? Да, конечно, но это вопрос отдельной статьи. И серьезных реформ. Применительно же к современной ситуации мне кажется разумным постепенное введение практики частого причащения в общине, причем частота должна быть индивидуальна, соответствовать духовному уровню прихожанина и быть подконтрольна как духовнику, так и приходскому священнику, если это разные лица. Настоятель должен быть в курсе духовного состояния каждого члена общины, пускай это и не его духовное чадо.

http://pravmir.ru/zametki-na-polyax-zame...

Как жить, чтобы не стать предателями Господа? Не распинаем ли мы Господа, причиняя ближним своим боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так — тогда вспомним слова Господни: «Что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать. 17 апреля, 2011 Не распинаем ли мы Господа, причиняя ближним своим боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так — тогда вспомним слова Господни: «Что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Протоиерей Андрей Ефанов Наступает неделя Страстная — неделя Великого поста, когда мы будем воспоминать страшные события — когда Господь был предан Иудой , когда ученики Христовы отреклись от Него, когда апостол Петр трижды сказал, что не знает Господа Иисуса Христа, когда архиереи и книжники, элита иудейского общества, признали преступником Спасителя мира и предали Его на суд, и суд этот приговорил Господа к распятию; когда Господь за грехи нас, людей, взошел на Крест; когда страдания Господни видели ученики Христовы и Матерь Господа Иисуса Христа — Пресвятая Богородица. Мы совсем недавно воспоминали, как Ей было сказано пророчество — «оружие пройдет душу Твою», — и вот наступает время, когда мы будем вспоминать и это событие. И вот в сегодняшний день Господь взошел в Иерусалим . Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом. В Вифании была Вечеря, на которой Господь трапезовал со своими учениками апостолами, с воскресшим Лазарем . Мы помним, что за день до этого Господь воскресил одного из своих учеников — Лазаря и это было событие, о котором знали, конечно, большинство из жителей Иерусалима. И вот тут происходит первое событие, которое поучает нас, как нам надо жить, чтобы не стать предателями Господа. Повествует Евангелие, что Мария взяла драгоценное миро и возливала его на Господа. И вот ученики, и прежде всего Иуда Искариотский, были возмущены, что дорогое миро не было продано и не были эти деньги розданы нищим. Господь говорит: « Нищих вы всегда будете иметь с собой, Меня же не всегда будете иметь ». Господь, который всегда говорил о том, что все, что вы сделаете для ближнего — то для меня сделаете, сейчас говорит совсем другие слова.

http://pravmir.ru/77478/

«Кощунство» в День Победы Кто бы ни приказал убрать венки, чем бы он это не мотивировал, но остаются исполнители. Почему же они, простые люди, которые и сами, наверное, не прочь осудить и власти, и политику, и всевозможные партии, когда касается их лично, поступают безответственно, безнравственно, не по-человечески? Мы так любим ругать тех, кто облечен той или иной властью, а сами чем отличаемся от них? 27 мая, 2013 Кто бы ни приказал убрать венки, чем бы он это не мотивировал, но остаются исполнители. Почему же они, простые люди, которые и сами, наверное, не прочь осудить и власти, и политику, и всевозможные партии, когда касается их лично, поступают безответственно, безнравственно, не по-человечески? Мы так любим ругать тех, кто облечен той или иной властью, а сами чем отличаемся от них? Власти города Родники Ивановской области были уличены в манипуляциях с траурными венками 9 мая. Одни и те же венки возлагали поочередно: сначала к Вечному огню, затем к памятнику и могилам солдат на кладбище. А после окончания торжеств только что возложенные венки забрали и увезли. В кощунстве городскую администрацию обвинили интернет-блогеры. Скандал прогремел на всю Россию. Над ситуацией размышляет  протоиерей Андрей Ефанов , клирик Кинешемской епархии. Страшное известие о произошедшем в Родниках  9 мая  застало меня в дороге. Я мог бы быть на этом мероприятии, и только крайнее нездоровье привело к тому, что вместо меня пошел другой священник. Священник более опытный, нежели я. Я ни о чем не переживал, да и батюшка мне не докладывал о чем-то неординарном. Похоже, что чехарда с венками проходила за спинами участников праздничных торжеств. Но, в любом случае, факт циничного отношения к памяти защитников Отечества заснят на камеру, подтвержден, и виновные должны быть наказаны. Как благочинный, я, конечно, знаком с уволенной с должности заместителя главы районной администрации Л. В. Комлевой. Не думаю, что в данном вопросе пора ставить точку. Это очень опытный руководитель, она вникает во все тонкости любого мероприятия, которое проводит. Это, кажется, говорит не в ее пользу. Но, с другой стороны, Людмила Владимировна не просто администратор. Она еще и верующий человек. И, что нечасто даже среди верующих, имеет своего духовника. И духовник ее не просто сельский или даже городской священник, а очень известный пастырь, архимандрит Сергий (Карамышев).

http://pravmir.ru/koshhunstvo-v-den-pobe...

Молитва, а не демонстрация силы Верующие, собираясь на молебен 22 апреля, идут не демонстрировать свою силу. А лишь просить о помощи Божией. 20 апреля, 2012 Верующие, собираясь на молебен 22 апреля, идут не демонстрировать свою силу. А лишь просить о помощи Божией. Протоиерей Андрей Ефанов Мнения верующих разделились. Одни – за молебен 22 апреля . Другие поддерживают идею молебна, но им не нравится сам тон, каким анонсирован молебен. Конечно, есть и безоговорочные противники, не без этого. Я провел несколько опросов, какое же сложилось у меня впечатление? В том, чтобы помолиться об укреплении веры, о помощи Божией в защите святынь, конечно, никто не видит ничего плохого. Но, видя непростые события, связанные с кощунственным хулиганством в Храме Христа Спасителя, многие боятся, что молебен превратится в демонстрацию силы. Один небезызвестный священнослужитель даже высказал мнение, что это будет воспринято как объявление войны православными по отношению к неверующим. Во-первых, верующие, собираясь на молебен, приходят не демонстрировать свою силу. А лишь просить о помощи Божией. Помощи на войне, которая ведется не «против плоти крови», а против инфернального начала любого зла в мире. И здесь как раз важно единение верующих, чтобы мы все, «едиными усты и единым сердцем», возопили ко Господу. А вопиять есть о чем. Посмотрите на обезображенные лики икон, которые были дерзко изрезанны кощунниками . Вспомните, как радовались мы, по крупицам восстанавливая то, что было разрушено, погублено в период гонений. Неужели мы готовы вновь потерять дорогие нашим сердцам святыни? Как мы будем рассказывать своим детям о том, что не смогли сохранить, донести до них наследие веры наших благочестивых предков? Оскверненный крест из Невинномысска. Фото Юлии Маковейчук Мы боимся, что нас используют как политический аргумент? Думаю, что этого не стоит бояться, соцопросы и информагенства давно уже сосчитали нас и знают, какой процент верующих в стране и какую реально силу мы составляем. Так, может, не стоит разобщаться тогда, когда от нас требуется единение, не демонстрационное, но молитвенное?

http://pravmir.ru/molitva-a-ne-demonstra...

Нет времени на всенощную: Как быть? Допустимо ли пропускать вечернее богослужение? Есть ли способы компенсировать свое отсутствие в храме? 25 августа, 2014 Допустимо ли пропускать вечернее богослужение? Есть ли способы компенсировать свое отсутствие в храме? Важно помнить, что любая замена не должна становиться правилом, это всегда исключение, замена неравноценная, надо научиться скорбеть, не попав на богослужение в свой храм. Надо полюбить бывать на всем богослужебном суточном круге. В детстве я любил вечернее богослужение намного больше литургии. Причина проста – в школе я учился в первую смену, зато вечера были более-менее свободны. Протоиерей Андрей Ефанов Поэтому на литургию я мог попасть лишь раз в неделю, а вот на всенощные и вечерни-утрени ходил и три, и четыре раза, благо служить наши священники любили часто. Из-за этого вкус к божественной литургии я приобретал позднее, а вот вечерняя служба мне стала близкой уже в юном возрасте. Литургия – это то, что нам дарит Господь. Не мы ее совершаем, но Бог. Мы лишь молимся на этом богослужении, стремимся причаститься великому таинству богопредстояния, по милости Божией сподобляемся присутствия на Тайной вечери Господа. «Время сотворити Господеви» – говорит диякон в начале литургии. «Мы сделали все, что от нас зависит, помолились на вечерне, утрене и часах, мы принесли свечи, вино и хлеб, теперь же Твое, Господи, время, Тебе действовать в нас, Тебе прелагать хлеб и вино в Свое Пречистое Тело», – так говорим мы устами священнослужителя. А вот вечерня и утреня должны быть совершены именно нами, потому как это неотъемлемая часть суточного богослужения. Это наш молитвенный труд, наш дар Богу, как литургия – Божий дар нам. Литургия всегда одна и та же. Тропари канона, которые служат стихирами на третьем антифоне, апостольское и Евангельское чтения, причастный стих – вот и все, что изменяемо на этой службе. Вечернее богослужение – а утреня в большинстве храмов, как вы знаете, служится вечером – неизменяемой содержит лишь канву, порядок службы. Остальное постоянно меняется. Кафизмы повторяются раз в неделю, молитвы Октоиха – раз в два месяца, остальное повторяется раз в год. Пропустил службу – больше она в таком же виде вряд ли повторится в течение одной человеческой жизни. Поэтому надо дорожить этим ценным подарком Церкви своим чадам.

http://pravmir.ru/net-vremeni-na-vsenosh...

Новые Петры и Павлы — это мы? В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой, не менее важный смысл. 12 июля, 2011 В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой, не менее важный смысл. День памяти апостолов Петра и Павла можно назвать вторым Днем Святаго Духа . Потому как в жизни первоверховных апостолов действие Святаго Духа проявляется настолько явственно, что христианину остается только одно – всем сердцем, всей душой возблагодарить Господа за тот дар, который мы все получили в лице Петра и Павла. Протоиерей Андрей Ефанов Апостол Петр с самого начала Христова благовестия был рядом с Богочеловеком. Он видел множество исцелений и воскрешений, которые совершил Господь, он присутствовал и на Фаворе и в Гефсимании, причастился на Тайной Вечери и первый исповедал Христа Богом. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Пока Сам Господь не обновил Симона, он не стал Петром. Троекратное отречение от Христа показывает, что человеческая немощь может быть достаточно велика. Но любовь Петра к Своему Учителю не погасла от такого предательства . Он говорит Христу: «Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя» и это не пустые слова, потому как на них Господь отвечает словами полного доверия: «Паси овцы Моя» (Иоанн. 21). Обновленный же Духом Святым, апостол Петр становится ревностным проповедником Евангелия и уже не страшится страданий и смерти, но восходит на крест вслед за Своим Божественным Учителем. Апостол Павел впервые предстает перед нами гонителем христианства и участвует в первом в истории Церкви гонении на христиан – казни апостола Стефана. Ему, «фарисею из фарисеев», христианство видится опасной ересью. Но любовь к Богу спасает его. Господь открывает ему истину, и из гонителя Павел становится наиболее плодовитым колосом Христовой нивы. Вся его жизнь становится живым свидетельством того, как Божия благодать может изменить душу, исполненную стремления всецело, без остатка служить Высшей Истине.

http://pravmir.ru/novye-petry-i-pavly-et...

Отпевание Полгода пролежал больной Виктор, но ни он, ни родственники не пожелали позвать попа. Может быть, боялись поставить точку в своих переживаниях по поводу страшной болезни, а вероятнее всего, просто не вспомнили… 27 октября, 2013 Полгода пролежал больной Виктор, но ни он, ни родственники не пожелали позвать попа. Может быть, боялись поставить точку в своих переживаниях по поводу страшной болезни, а вероятнее всего, просто не вспомнили… Чему учит смерть? А может быть, ничему не учит? Как быть, если даже мысли о ней нет места в человеческой жизни — до тех пор, пока она не лишит самой возможности мыслить? Историей из жизни делится протоиерей Андрей Ефанов. На  похороны Виктора собралось почти все село. Это и неудивительно, ведь Виктор почти что каждому из пришедших, и даже тем, кто не пришел проводить его в последний земной путь, сделал что-то доброе. Будучи трактористом, Виктор был еще человеком безотказным — ценное сочетание профессии и характера для его односельчан. Много бы всего доброго смог сделать Виктор, но злосчастный рак не дал ему даже доработать до пенсии. И вот вчерашний тракторист, а ныне покойник, лежит в красивом гробу, рядом стоят венки, вокруг дома — толпа односельчан. Жизнь закончилась, пора на кладбище. Молодой настоятель многое может рассказать о смерти. За годы своего служения он отпел с полтыщи покойников, не один десяток прихожан держал за руку от первого тревожного звоночка «не рак ли у меня?» до констатации факта «земля еси и в землю отидеши» на отпевании. Но Виктора он знал плохо. Однажды безотказный тракторист по просьбе старосты привез телегу песка, вот и все знакомство. Полгода пролежал больной Виктор, но ни он, ни родственники не пожелали позвать попа. Может быть, боялись поставить точку в своих переживаниях по поводу страшной болезни, а вероятнее всего, просто не вспомнили. Жизнь большинства наших сограждан успешно обходится без религиозных атрибутов. И колокол, еженедельно обличающий совесть своим протяжным благовестом, для душ многих то же самое, что жужжание комара перед сном — будит, не дает спать, раздражает.

http://pravmir.ru/otpevanie/

Пасха навсегда До отдания праздника Пасхи еще много времени, но жизнь возвращается на круги своя. Значит ли это, что Пасха перестала быть для нас актуальной, и, если нет, то как сохранить пасхальную радость в чреде будней? 23 апреля, 2012 До отдания праздника Пасхи еще много времени, но жизнь возвращается на круги своя. Значит ли это, что Пасха перестала быть для нас актуальной, и, если нет, то как сохранить пасхальную радость в чреде будней? Пасхальная седмица радовала нас необычайными песнопениями, душа ликовала о Воскресшем Господе, казалось, что небо и земля слились воедино в прославлении величайшего чуда за всю историю человечества. Но вот прошли праздничные дни, и хотя до отдания праздника Пасхи еще много времени, но жизнь возвращается на круги своя. Значит ли это, что Пасха перестала быть для нас актуальной, и, если нет, то как сохранить пасхальную радость в чреде будней? Несомненно, Пасха не закончилась по истечении одной недели. Не может то событие, которое изменило весь мир, перестать иметь значение для душ тех, кто приобщился ко Христу Воскресшему. Ведь Воскресение Христово — это не только залог нашего грядущего воскресения, это и непосредственное воскресение нашей души, приобщенной Богу. Мы уже не просто люди, образ Божий, но и в той или иной степени – подобие Божие. И Воскресение Христово теперь реализуется в наших душах. Не случайно один день в неделю христиане именуют воскресеньем и малой Пасхой, потому что Пасха всегда, а не однажды в год, должна быть праздником. Протоиерей Андрей Ефанов Пасху важно пережить в своей душе как событие, рождающее нас в Царствие Небесное . Это рождение – явление не ограниченное во времени, потому как не имеет своего предела. Неслучайно именно пасхальную радость вынес из затвора преподобный Серафим Саровский . Потому он и приветствовал всех приходящих к нему словами: «Христос Воскресе», — что стал сопричастником Воскресения Христова. Заметим, что этой пасхальной радостью преподобный Серафим спешил поделиться с окружающими. Поэтому-то и мы приветствуем друг друга пасхальным приветствием до отдания Пасхи, поэтому-то и каждую молитву в течение 39 дней предваряем чтением пасхального тропаря, что для нас Воскресение Христово не стало лишь историческим событием. Оно живо в сердце каждого христианина.

http://pravmir.ru/pasxa-navsegda/

Плата за требы: как разорвать порочный круг Для отпевания требуется купить крестик на шею покойной, некоторое количество свечей, «венчик с молитвой» и крест в руку. После оплаты товара требуется заплатить 700 рублей за отпевание, 100 за сорокоуст и 300 за «годовое» (что это за «звери» такие, которые по цене больше, чем половина вожделенного отпевания, никто не спросил, никто и не объяснил). 18 апреля, 2011 Для отпевания требуется купить крестик на шею покойной, некоторое количество свечей, «венчик с молитвой» и крест в руку. После оплаты товара требуется заплатить 700 рублей за отпевание, 100 за сорокоуст и 300 за «годовое» (что это за «звери» такие, которые по цене больше, чем половина вожделенного отпевания, никто не спросил, никто и не объяснил). Протоиерей Андрей Ефанов Пришедшие в храм были в растерянности. Им впервые приходилось сталкиваться с подобной проблемой. Дама среднего возраста в темных очках, вообще, наверное, постаралась бы избежать посещения храма. Ей было явно некомфортно в окружении икон и зажженных свечей. Ее нервозность, если бы умела разговаривать, обязательно сказала: «если моя хозяйка не была бы вынуждена обратиться сюда, по доброй воле вы бы ее здесь не увидели». Ее спутник, мужчина в дорогом костюме, вероятно, супруг, был заинтересован обстановкой, в которую его занесла судьба, но и он был в храме в первый раз. В общем, оба выглядели в храме теми, кого на церковном жаргоне принято называть « захожанами ». Причина, по которой эта пара посетила храм, была и банальной и трагической одновременно: у дамы скончалась мать. Но куда более трагичным и не менее банальным был разговор с продавщицей за свечным ящиком. Из разговора выходило, что для отпевания требуется купить крестик на шею покойной, некоторое количество свечей, «венчик с молитвой» и крест в руку. После оплаты товара требуется заплатить 700 рублей за отпевание, 100 за сорокоуст и 300 за «годовое» (что это за «звери» такие, которые по цене больше, чем половина вожделенного отпевания, никто не спросил, никто и не объяснил).

http://pravmir.ru/plata-za-treby-kak-raz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010