Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: unsplash.com Выгнала мужа-алкоголика, теперь мне плохо. Что делать? Я ведь одна... 3 мин., 23.02.2023 Вопрос читателя: Муж пьет, запойный. Выгнала его и решила разводиться. А теперь мне очень плохо, душа болит, отчаяние. Жить с ним все равно не смогу. На развод согласен. Сказал, что алкоголик и другим не будет. Мне 47, впереди одиночество. Я в отчаянии. Помогите преодолеть боль. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Божие на Вас благословение! Очень сочувствую Вам! То, что муж решил сделать выбор в сторону алкоголя, а не в пользу семьи, очень печально. И Вы как раз относитесь к той категории женщин, которые нашли в себе силы достаточно достойно отреагировать на выбор мужчины: если ему алкоголь дороже, что же, семьи тут нет. То, что Вам сейчас плохо, больно, что Вы в отчаянии, очень понятно. Во-первых, конечно, как бы то ни было, жили Вы не одна. Может быть, были и дети, пока не выросли и не ушли жить своей жизнью. И совершенно точно дома был, хотя бы физически присутствовал еще один человек. Сейчас, в перспективе развода, оказывается, что Ваша жизнь меняется принципиально: Вы впервые за много лет оказываетесь физически одна, и для человека это, как бы то ни было, большой стресс. Вместе с разводом, возможно, Вы оказываетесь не только в одиночестве в отношении человека, но Вы прощаетесь и со своими многолетними надеждами на то, что Ваш муж, человек, с которым Вы разделили столько лет своей жизни, все-таки бросит свою зависимость и выберет семью. Вы прощаетесь сейчас со всеми своими силами, чувствами, минутами, часами, неделями, месяцами и годами жизни, которые были вложены в то, чтобы поддерживать дома нормальный быт семьи, пока глава семейства находится в состоянии опьянения. Сейчас Вы признаете (и уже признали), что Ваши нервы, которые Вы вложили во всю эту ситуацию, потрачены без успеха. Значит ли это, что все было зря? Нет, я бы так не сказал, потому что, пока Вы могли, Вы делали все, чтобы продержать семью, чтобы семья существовала дальше. Возможно, Вы отказались от многого в своей жизни, и поэтому ощущаете одиночество, так как вся жизнь, фактически, могла свестись только к тому, чтобы бороться за свою семью. Это все очень сложные и тяжелые чувства и переживания и нужно время, чтобы они прошли, чтобы Вы перестроились под новую жизнь, многое передумали и перечувствовали. Это очень тяжелый процесс. Вам тут поможет искренняя молитва к Богу, Божией Матери. Можете просто садиться и рассказывать им о том, что с Вами происходит, что в мыслях, что на сердце. Дайте себе время. Постарайтесь по воскресеньям бывать на службе, раз в месяц исповедоваться и причащаться. Если станет совсем сложно, я бы посоветовал несколько раз хотя бы посетить психолога, это тоже может очень хорошо помочь разобраться в ситуации.

http://foma.ru/vygnala-muzha-alkogolika-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото автора Renan Mandelo Oliveira Брат талантлив, но пьет. Как помочь? 3 мин., 27.03.2022 Вопрос читателя: Брат талантливый иконописец (учился этому в семинариях), но на протяжении всей его жизни ничего не складывается хорошего ни в семьях его, ни в работе, ни в творчестве, потому как он болен болезнью винопития (по-простому — алкоголик). Ему 47 лет, семью развалил, и не одну, набрал кредитов. 2 через 2 выпивает, меры не знает. Жалко его, но у меня своя семья, проблемы. А теперь ещё и его проблемы с алкоголизмом взвалила на мои плечи его жена и наша мама. Папа уже старенький (проблемы сердечные серьёзные), мы его бережем и ничего не рассказываем, чтобы не волновался. Понятно, что надо вести за руку к наркологу и определяться с лечением. Он много раз зашивался, но не надолго хватало. Я искала другие выходы, нашла гипноз по методу Довженко, говорят, хорошая «блокада» на долгие годы, но больной сам должен ЗАХОТЕТЬ признать и отказаться от спиртного. У него 3 больших кредита, в реабилитационный центр на лечение он точно не согласиться, надо работать, чтобы платить за эту кабалу. Жаль его. Как помочь вытянуть из него этого беса и направить на путь к спасению его души? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Здравствуйте! О брате, конечно, стоит молиться — подавать записки о здравии на Проскомидию и читать молитву или прямо целиком акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Я понимаю, что среда творческих людей, художников, особенно потомственных, очень часто связана с алкоголем и множественными отношениями — браками, разводами, просто сожительством… Но все-таки не все люди в этом остаются, не все становятся запойными алкоголиками, далеко не все продолжают плыть по течению. Если те, кто осознает, что вообще происходит, и выстраивает свою жизнь на правильных основаниях. К тому же, брат все-таки в семинарии учился, то есть что к чему в этой жизни он понимать должен.

http://foma.ru/brat-talantliv-no-pet-kak...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Надежды Ткаченко Как быть, если исповедь совершается наскоро? 2 мин., 10.11.2023 Вопрос читателя: Здравствуйте. В нашем храме в будни обычно служит и исповедует один священник. Исповедь происходит во время чтения часов, и священники часто торопятся. Чинопоследование, как правило, не читается. Подходишь, называешь грехи, затем священник кладёт на голову епитрахиль и быстро осеняет крестным знамением. Разрешительной молитвы не читает. Затем быстрое благословение, и подходит следующий. Мой друг ходит в другой храм, и говорит, что и там бывает так же. Все зависит от конкретного священника. Есть те, которые и последование, и молитву читают. Скажите, пожалуйста, нормальна ли такая практика? Достаточно ли просто положить епитрахиль и перекрестить? Просто возникает некоторое смущение. Сейчас стараюсь ходить на исповедь к одному батюшке, который всегда все читает — и последование, и молитву, — и никуда не торопится. Или не стоит об этом думать? Михаил Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Дорогой Михаил, описанная Вами ситуация в некоторых небольших городах, где прихожан немало, но священник в храме один, встречается не только в будние дни, но и в воскресенье и праздники. Впрочем, бывает даже так, что в воскресенье служится две Литургии, но священник, который принимает исповедь, довольно ограничен по времени. Увы, но это реальность нашего времени. Представьте себе, что будет, если священник не станет торопиться с исповедью. Вероятнее всего, богослужение растянется на ещё дополнительные час-полтора, если не больше. Всё это время прихожане будут вынуждены простоять на ногах, что не только тяжело, но и неполезно для здоровья. Сейчас мы все подвержены болезням сосудов, мы все перенесли заболевание covid-19, а многие и не один раз. Даже у молодых людей могут развиваться варикоз и тромбоз, так зачем провоцировать эти осложнения лишним стоянием в храме? А усадить всех на стасидии невозможно даже технически. Поэтому, хотя бы и подобная спешка и выглядела неблагочестивой, она оправдана заботой о своих прихожанах.

http://foma.ru/kak-byt-esli-ispoved-sove...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что делать, если на приходе не носят маски? 2 мин., 27.01.2022 Вопрос читателя: Что делать если в приходе РПЦ народ ведёт себя безобразно? Огромное количество антипрививочников, не только не носят маски, но ещё и больные идут на службу. Непривитые друзья недавно заразились ковидом на исповеди от священника. У нас трое маленьких детей. И я, и муж имеем сопутствующие заболевания, которые увеличивают риск тяжёлого течения ковида. Обидно, что людям, которых мы знаем больше 10 лет, на нас, да и на всех, кому ковид потенциально опасен, плевать. Разве это христианство? Мы стали посещать приходы румынской и греческой церквей и увидели, что нигде, кроме русской церкви, такого нет. Люди как люди, носят маски, сидят дома, если болеют. Что же делать с таким приходом? Я не считаю себя такой молитвенницей, ради которой Господь отменит законы природы. Поэтому пока мы не ходим в русский приход. Обидно, но что же ещё можно сделать? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Добрый день! Думаю, что единственный возможный вариант здесь — это сменить приход. Береженого Бог бережет. Это, конечно, мудрость народная, но я не вижу в ней никакого противоречия с христианством. Здоровье человека — это дар Божий, и задача человека — сберечь и приумножить в том числе и этот дар. Что касается масок, особенно таких, самых простеньких, думаю, они защищают только в какой-то мере. Насчет прививки есть много разных мнений, но у меня болеют и привитые знакомые, так что я тоже не могу сказать, что прививка — это 100% защита что от болезни, что от того, чтобы быть переносчиком вируса. Но все же думаю, что лучше, конечно, и маску носить (и кстати, священник ведь тоже должен в маске быть на исповеди), и о здоровье позаботиться. А уж что в больном состоянии не стоит приходить в присутственные места — так это аксиома, которую, мне кажется, стоит усвоить еще со школьной скамьи: болеешь — не идешь никуда, чтобы и самому полечиться, и других не заразить.

http://foma.ru/chto-delat-esli-na-prihod...

Сначала понять — почему ребенок не хочет креститься Ребенок, который отказывается креститься, ужасно одинок. В его душе пустота, в том месте, которое святыми отцами называется сердцем 5 июля, 2014 Ребенок, который отказывается креститься, ужасно одинок. В его душе пустота, в том месте, которое святыми отцами называется сердцем Дискуссия в обществе, толчком к которой стала нашумевшая видеозапись из Греции, продолжается на страницах «Правмира». Напомним, что на видео, размещенном в сети, греческий священник отказался крестить девочку из-за её несогласия. На вопрос, как должны поступать в этой ситуации священники и родители отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Мне кажется, если ребенок отказывается креститься, значит, что-то в этой семье произошло неправильное, об этой ситуации священнику надо иметь особое попечение. Может быть, семья недавно воцерковилась и ребенку пока чужды и странны новые увлечения родителей? Или же ребенок чувствует, что приоритеты в семье несколько сменились и теперь уже не он находится в самом центре внимания всей семьи? Протоиерей Андрей Ефанов Бывает так, и в последнее время очень часто бывает, что воцерковленные христиане вступают в брак с неверующими (речь не об атеистах, а просто о невоцерковленных, как раньше их называли – сочувствующие), надеясь привести своего мужа (жену) в храм позднее. Изредка это удается, но чаще всего человек, который самостоятельно не встретился с Богом, остается безразличным к Церкви. В такой семье у ребенка могут быть симпатии на стороне неверующего родителя, который не покидает дом в выходные дни ради посещения храма. Это тоже может быть поводом к отказу креститься. Может быть, крестить ребенка – идея бабушек-дедушек? Но если родители не ходят в храм, а бабки-дедки — редкие гости в доме родителей ребенка, тогда ребенку вряд ли интересно место, которое чуждо его родителям. Можно до бесконечности перечислять причины отказа ребенка от крещения. Но каждый такой случай говорит о том, что в этой семье проблема. Проблема не обязательно с ребенком, проблема в религии, то есть во взаимоотношениях с Богом. Господь не на первом месте в этой семье.

http://pravmir.ru/snachala-ponyat-pochem...

Терминал для пожертвований в храме. В чем удобство и что смущает? И кто будет указывать сумму 26 февраля, 2020 И кто будет указывать сумму Воронежская епархия ввела в своих храмах приём пожертвований через электронные терминалы. Теперь в храмах можно внести пожертвование с помощью банковской карты. Удобно и прогрессивно — не надо искать банкомат перед походом в храм, или что-то смущает прихожан? Комментирует протоиерей Андрей Ефанов. Протоиерей Андрей Ефанов Да, конечно, это очень удобно. В столичных храмах такая услуга вовсе не редкость. Наличные деньги, нравится нам это или нет, постепенно будут уходить в небытие. Некоторые боятся того, что абсолютная прозрачность любого платежа и полная подконтрольность электронных систем могут сделать человечество рабом «электронного концлагеря» и эти опасения не беспочвенны, другие относятся ко всему этому довольно спокойно. Кто из них прав – покажет время. Прогресс не остановить и рано или поздно, но мир совершенно изменится и нам или же нашим детям придется в нём жить. Пока же приём пожертвований на храм по картам — это удобно и быстро, экономит время прихожан, которым не приходится искать банкомат перед посещением храма, да и нет проблемы, если вдруг захочется приобрести дополнительно книгу или икону, а наличных средств на это не имеется. Удобно. Хорошо. Но хотелось бы обратить внимание на суммы пожертвования. Приходы в нашей бескрайней стране разнятся друг от друга. И люди, что бы ни говорили, бывают разные. И если в одном храме уместно и даже правильно не назначать «минимальную сумму пожертвования» за свечи или требы, то в других местах такое решение приведет к тому, что храм придется отключать от отопления, гасить электричество а духовенство будет вынуждено устраиваться на светскую работу, служа в храме лишь по выходным от своей основной профессии. Увы, но любит русский человек «халяву». Приведу примеры из своей практики. Беру три своих реальных прихода, кардинально отличающихся по отношению прихожан к бюджету храма. Приход первый. В храме все свечи без цены. Каждый берет столько свечей, сколько считает нужным и жертвует столько, сколько для него по силам. Приход второй – самые тонкие свечи без фиксированной суммы пожертвования, остальные – по указанным суммам. Приход третий – есть дешевые свечи, есть подороже. Почему же так?

http://pravmir.ru/terminal-dlya-pozhertv...

Фото: azbyka.ru Я тяжело болен, а священника не пускают ко мне в больницу. Что делать? И как молиться семье, если близкий человек умер без исповеди или некрещеным 19 декабря, 2020 И как молиться семье, если близкий человек умер без исповеди или некрещеным Фото: azbyka.ru По всей России священники несут служение в «красной зоне» ковидных госпиталей. Но в некоторые стационары им по-прежнему трудно войти. Как быть верующим, которые не могут исповедоваться и причаститься в палате и что делать семье, когда человек уходит из жизни без покаяния «Правмиру» рассказал протоиерей Андрей Ефанов. Протоиерей Андрей Ефанов Священникам всегда было нелегко попасть в инфекционные больницы к верующим. Порой сложно объяснить медикам, что духовная жизнь для человека больного не менее важна, чем его здоровье. Особенно, когда речь идет об угрозе его жизни. Это проблема не только врачей. Каждый из нас, выбрав ту или иную профессию, считает ее, если не самой важной для человечества, то, по крайней мере, намного более значимой, чем она видится со стороны. Мы понимаем востребованность сантехников лишь тогда, когда у нас потекли трубы, а водопроводчик из дня в день сталкивается с этой проблемой и понимает, что без него городская, да и теперь все чаще, сельская жизнь превратится в хаос.  Попробуйте доехать до родственников в глухую деревню, если у вас нет автомобиля а автобус ходит туда раз в неделю и поймете, насколько востребовано такси. А уж насколько в период пандемии стала востребована курьерская доставка… Собственно, о пандемии и речь. Если вы попадаете в «красную зону», то становится понятно, насколько востребован труд врача. Ведь без него шансов преодолеть тяжелое течение коронавирусной инфекции практически нет.  И вот человек оказался в больнице, он не уверен в своем будущем. И ему надо быть готовым к любому исходу. Для верующего это значит, что следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.  Но тут возникает проблема: не в каждую больницу готовы пустить священника. И не каждый из них имеет возможность посетить инфекционное отделение. И если со вторым можно как-то определиться: в каждой епархии есть определенные для несения служения в «красной зоне» священнослужители, то с первым по-прежнему сложно. 

http://pravmir.ru/ya-tyazhelo-bolen-a-sv...

Фото: Ефим Эрихман Что бы я сказал сотрудникам ФСИН и заключенным, которые пытают других. Протоиерей Андрей Ефанов «Как ты относишься к другим, так и мир отнесется к тебе» 13 октября, 2021 «Как ты относишься к другим, так и мир отнесется к тебе» Фото: Ефим Эрихман За три года работы в Общественной наблюдательной комиссии по Ивановской области мне не приходилось сталкиваться с пытками заключенных. Да, были случаи грубого обращения, но не пыток. Но что я, как священник, мог бы сказать в лицо тому сотруднику ФСИН, который применяет пытки по отношению к заключенному? Дорогой брат, ты должен понять, что применяя пытки по отношению к тому человеку, который беззащитен (а пытать возможно только беззащитного человека), ты теряешь человеческий облик, становишься подобен бесам, которые из чувства злобы приносят боль и страдания людям. Ты терзаешь тело человека, но при этом губишь свою душу для вечности. Одумайся, покайся в своем смертном грехе! Мы не знаем, доживешь ли ты до вечера, проснешься ли утром — не откладывай своего покаяния ни на час. То, что ты сделал по отношению к другому человеку — стократно вернется тебе еще более тяжкими страданиями. Что сказать заключенному, пытающему другого заключенного? Возлюбленный во Христе брат! Ты тяжко страдаешь! Но тебе не будет легче, если свои страдания ты попытаешься компенсировать тем, что заставишь страдать других. Боль твоего сердца можно исцелить только любовью. Научись видеть в каждом человеке образ Божий, даже если первым чувством к нему у тебя рождается презрение и ненависть. Как ты относишься к другим, так и мир отнесется к тебе. Сегодня ты терзаешь тело другого, но придет день, когда и тебя поведут на страдания. Остановись, пока не поздно, загладь свою вину добротой и сердечностью к тем, кто вместе с тобой проходят нелегкий жизненный путь. Научись дарить свет, и тогда этот свет согреет и твою душу! От редакции. Мы приглашаем священников к обсуждению этой ситуации и просим присылать мнения: pravmir@pravmir.ru. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/chto-by-ya-skazal-sotr...

Падение империи, священник из глубинки и женщина, которая умела молиться Есть в Ивановской глубинке село Милюково. Селом его можно назвать лишь по обычаю — населенный пункт сельского типа с храмом — село, без храма — деревня. В Милюково жилым остался один дом, кроме него — сторожка, в которой живет священник… 14 октября, 2013 Есть в Ивановской глубинке село Милюково. Селом его можно назвать лишь по обычаю — населенный пункт сельского типа с храмом — село, без храма — деревня. В Милюково жилым остался один дом, кроме него — сторожка, в которой живет священник… Почему исчезают империи, одна цивилизация сменяет другую? Что нужно народу, чтобы выдержать натиск исторических бурь и катаклизмов? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов. Тысячу с небольшим лет назад в предместье Константинополя наш земляк — славянин Андрей во время молитвы в храме увидел видение. Пресвятая Богородица простирала над молящимися в храме Свой омофор. Андрей спросил у своего ученика и сподвижника Епифания, видит ли тот Пречистую, и удостоверившись, что не ему одному было видение, возблагодарил Пречистую Деву, что Она явила Свою милость народу. А нужда в этой милости была большая. Империя раздиралась врагами-иноверцами, дети многих из молящихся в храме были на войне, угроза захвата столицы была актуальна. Неудивительно, что влахернский храм был переполнен молящимися. И вот на слезные призывы о помощи Пресвятая Богородица явила знак, что Она не оставляет прибегающих к Ее помощи в бедах и горестях. Это было величайшее утешение для христиан. Действительно, Богородица помогла. Империя устояла перед натиском врагов. Но, видимо, недолго продлилась ревность константинопольцев. Прошло некоторое время, и некогда сильная Восточная Римская империя не только пала, но и потеряла свое древнее название. В историю древнее христианское государство вошло под названием Византия, а ведь это не более, чем кличка, которую дали империи историки. Печальный пример и предостережение. И тем более знаково, что в Константинополе не празднуется праздник Покрова Пресвятой Богородицы , это праздник русский.

http://pravmir.ru/padenie-imperii-svyash...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Жену злит мое воцерковление. Что делать? 3 мин., 27.03.2024 Вопрос читателя: Добрый день. Меня Андрей зовут. Совсем недавно я начал воцерковляться. И моя жена очень хорошо отнеслась к этому, радовалась моему первому причастию, исповеди и постам в среду и пятницу. И совершенно неожиданно для меня она, будучи выпившей в честь празднования 8 марта, высказала мне, какой я унылый и осуждающий человек и прочие мои качества греховные. Конечно, завязалась ссора и это все пришлось услышать гостям нашим. Я, естественно, начал оправдываться, я готовился ко причастию как раз. Слава Богу, я действительно увидел свою гордыню, которую обличила она во мне. На исповеди я покаялся духовнику, конечно, причащаться не стал, не примирившись. Вернувшись из храма, попросил прощения у гостей и жены, жена не простила. Но более всего меня мучит то, что в ссоре она сказала, что ее раздражает мое частое посещение храма и посты — раздражает и тревожит. Я сам чувствую, что пост в пище делает меня озлобленным, но я, слава Богу, вижу это и сдерживаюсь, бывает, могу повысить голос на детей. Как мне быть? Я ведь думал, жена меня поддерживает, а теперь я знаю, что ее это злит. Естественно, я не собираюсь отказываться от посещений храма в воскресные дни, и, по возможности, праздники. Спасибо. Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогой Андрей! Думаю, сложившуюся ситуацию Вам необходимо обсудить с духовником, чтобы понять, как Вам быть с Причастием, и чтобы обратить внимание на те негативные стороны Вашего поведения («какой я унылый и осуждающий человек и прочие мои качества греховные»), с которыми Вам необходимо бороться и справляться в первую очередь. Время начала вхождения в духовную жизнь — это очень важный и ответственный момент. И лукавый непременно будет подстерегать Вас и вставлять, что называется, палки в колеса, чтобы помешать и Вашему воцерковлению, и счастью в семейной жизни. Ваше искусство и мудрость должны состоять в том, чтобы, становясь христианином и применяя церковный опыт в своей жизни, возрастать еще и как муж и как отец.

http://foma.ru/zhenu-zlit-moe-vocerkovle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010