Наконец, через три дня с половиною Бог воскресит верных слуг Своих, что приведет в страх великий тех, кои будут видеть их опять живыми. После небесного гласа: «Взыдите семо», – эти два свидетеля в виду врагов своих возьмутся на небо на облаках. В тот час произойдет великое землетрясение, от которого падет десятая часть города и погибнет семь тысяч имен человеческих. Прочие же, пораженные случившимся, воздадут славу Богу небесному ( Апок. 11:3–13 ). Все это видение новозаветного пророка так ясно и определенно, что нет нужды входить в какие-либо дальнейшие объяснения его; остается только вопрос: кто эти два свидетеля Божий пророки, которые будут посланы Богом к людям в последнее время мира и которых убьет антихрист? На этот вопрос святые отцы и учители Церкви единодушно отвечают, что под двумя свидетеля­ми Божиими нужно разуметь прор.Илию и Еноха: мысль, имеющая для себя основание в самом Слове Божием. Так, еще прор.Малахия говорил от лица Божия: «Се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня, великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» ( Мал. 4:5–6 ). Здесь под «днем Господним, великим и просвещенным», нельзя разуметь первое пришествие на землю Сына Божия и под Илиею – разуметь Иоанна Предтечу, потому что первый раз приходил на землю Сын Божий для того, чтобы спасти людей и положить за них Свою душу, приходил «не судить мирови, но да спа­сется Им мир» ( Ин.3:17 ), между тем как в словах прор.Малахии Бог изобра­жается Судиею и Мздовоздаятелем, Который будет поражать и наказывать достойных наказаний, а таким явится Сын Божий только во второе Свое пришествие, когда приидет судить живых и мертвых; во-вторых, Илия пря­мо называется здесь фесвитянином, следовательно, указывается опреде­ленное лицо, которое было известно каждому иудею, и понимать под ним кого-либо другого значило бы произвольно толковать то, что ясно и опре­деленно само по себе. Так действительно и понимали эти слова святые отцы и учители Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

23) Феодорит ч. 4, стр. 233–234 (а по изд. 1906 г. стр. 201), на прор. Дан.12 : «Бог всяческих чрез пророка Малахию говорит иудеям: се Аз послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал.4:5–6 ). Чрез сие научает нас, что когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать иудеям пришествие Господне и обратить многих... И иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так, уверовав по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхитили к иудеям посланное спасение, составят. с ними единую церковь ». 24) Его же ч. 6, стр. 81: «Так (Господь) попустит и антихристу явиться, в обнаружение его лукавства, и в обличение злонравия иудеев. Но его в самоскорейшем времени Господь ввержет в конечную гибель, а иудеям подаст врачество; потому что пошлет Илию Фесвитянина, который обличить обман антихристов и провозвестит спасительное пришествие Христово». 25) Там же, стр. 480: «И возставлю Аз завет Мой с тобою, и увеси, яко Аз Господь. Ибо евангелие проповедано сперва иудеям, а потом всем народам. Да и еще проповедано будет великим Илиею пред копчиной мира» (на Иез.16 ). 26) Ипполит в. 1. стр. 146: «Когда исполнятся шестьдесят две седмины, и придет Христос, и проповедается евангелие всему миру, и истощатся лета, тогда останется еще одна последняя седмина, во время которой придут Илия и Энох». 27) Феодор Студит ч. 1, п. 35 стр. 236: «Может ли быть что-нибудь хуже этой (иконоборческой) ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отныне, оно достигнет своего конца в то время: и те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда; а те, которые силою Божиею устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста чрез смерть со Христом. Но, о бедствие человеческое! Как иные еще здесь обратили тыл! Как мы показываем, чем мы будем! Посему немного таких, которые устоят; посему будут Илия и Энох – не знаем, будет ли также Богослов и Евангелист, – помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Читается в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа, на литургии. Об этом событии еванг. Марк повествует почти одними и теми же словами, что и евангелист Матфей ( Мф.14:1–12 ). Мк.6:14 . Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Царь Ирод и пр. Царь Ирод, это Ирод Антипа, сын Ирода, называвшегося великим, при котором родился Иисус Христос и который умер вскоре после Рождества Христова. У еванг. Матфея он называется четверовластником, так как был правителем четвертой части Палестины или Иудейской земли. Известно, что по смерти Ирода великого, римский император Август разделил Иудейскую землю между тремя его сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом, и Ирод получил Галилею и Перею (за Иорданом). Услышал царь Ирод об Иисусе, яве бо бысть имя Его (ибо имя Его стало гласно), т. е. Ирод услышал молву, суждения по поводу проповедуемого Иисусом Христом нового учения и творимых Им великих чудес. Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Христовых не в начале, а по прошествии немалого времени. И глаголаше (говорит), у еванг. Матфея ( Мф.14:2 ) отроком, т. е. служащим при дворе (придворным вельможам), яко (это) Иоанн Креститель из мертвых воста (воскрес). При слухе о делах Иисуса Христа Ирод смутился, – ему представилось, что невинная жертва его безумия, Иоанн Креститель, которого он недавно умертвил из угождения жене своей, воскрес, чтобы наказать его за преступление. Сего ради силы деются о нем (потому чудеса делаются от него), т. е. творятся им чудеса. Мк.6:15 . Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить ему путь ( Мал.4:5–6 ). Это конечно не значило того, что сам взятый на небо, прор. Илия явится оттуда, а то, что явится пророк подобный Илие, т. е. как говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною ( Лк.1:17 ). Но Иудеи принимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В куполе сев. парекклисиона, посвященного свт. Николаю Мирликийскому,- поясное изображение ап. Луки в окружении Небесных Сил, святителей и серафимов, в конхе - образ св. Иоанна Предтечи, ниже - поясные изображения святителей, в следующем регистре - Служба св. отцов. Почти все пространство стен 2-го яруса занято житийным циклом свт. Николая, сохранились композиции «Рождество свт. Николая», «Рукоположение свт. Николая», «Воины в темнице», «Явление во сне царю Константину и Евлавию», «Освобождение невинных от меча», «Чудо на море» и «Разрушение идолов в храме Артемиды», в нижнем ярусе - фигуры преподобных. Экзонартекс был расписан в 2 этапа. Фрески 1-й пол. XVI в. сохранились частично: монументальное «Крещение», сцены из жизни св. Иоанна Предтечи, композиция «Во гробе плотски», Христос Ангел Великого Совета, Деисус и Акафист Божией Матери. Нек-рые фрески переписаны в 1570 г. серб. художниками во главе с Андреем и Лонгином. В иконографической программе выделяются сцены из Богородичного цикла: изображение Пресв. Богородицы с Христом и архангелами включено в сюжет «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», расположенный на вост. стене над входом, на др. стенах размещены композиции «Покров», «Неопалимая Купина», а также Акафист Божией Матери; в нижнем ярусе изображены серб. святые Савва, Симеон, Арсений, Ефрем, Иоанникий и портреты современников росписи: патриарха Макария и митрополитов Антония и Дионисия, заказчика росписи, а также сцена кончины митр. Дионисия. В росписи церкви 1320-1321 гг., автором к-рой был мастер из Фессалоники Михаил Астрапас, прослеживается влияние античных традиций, переработанных в духе поздневизант. классицизма. Композиции и отдельные лики тщательно проработаны, гармоничны слегка удлиненные пропорции фигур. К лучшим фрескам принадлежат композиции на стенах в подкупольном пространстве - «Успение Богородицы», «Сошествие во ад», изображения Богоматери (в юж. парекклисионе) и св. Иоанна Предтечи (в сев. парекклисионе), «Древо Неманичей». Небольшое собрание икон Г. связано с именем митр. Никанора. «Богородица в окружении пророков» и «Христос на троне» находятся в иконостасе. Икона «Христос на троне» имеет 2 регистра, в нижнем представлена хиротония митр. Никанора, к-рому ангел подносит митру, рядом с ним - философ Пифагор и персид. прор. Пропий (?). По заказу митр. Дионисия были выполнены иконы для царских врат (1564, сцена «Благовещение» переписана в XIX в.), образы Деисусного чина (Иисус Христос и 3 апостола), иконы «Введение во храм» и «Спас Недреманное Око». Ктитором 2 крестов (XVII в.) над иконостасами был патриарх Паисий. Сохранились иконы свт. Николая с житием, Иисуса Христа на красном фоне и икона св. Февронии с житием, жертвователем к-рой был в 1607/08 г. митр. Виктор, его образ помещен в левом нижнем углу иконы. В XVIII в. собрание пополнилось неск. иконами в стиле барокко (Иисус Христос, прор. Илия и др.) и рус. образами («Господь Вседержитель», «Богородица с Младенцем» и др.).

http://pravenc.ru/text/166413.html

Нина Федорова 3 августа 2018, 14:04 Очень познавательно и четко. Благодарю. Вероника 2 августа 2016, 17:52 Спаси Господи всех православных христиан! С праздником философ 2 августа 2016, 00:01 Добрый вечер братья и сестры! В одном из посланий апостол Павел говорит о третьем небе. Что это такое? Дионисий Ареопагит когда писал свои сочинения, опирался на какие-то литературные источники помимо своего непосредственного духовного опыта.Какие? В любом вопросе можно и нужно стремиться к полной ясности. Также и в вопросе вознесения. Пётр 8 мая 2016, 18:25 Христос Воскресе !!!! СпасиБо за статью Теолог 6 мая 2016, 09:41 Спасибо за статью. Все больше проникаюсь уважением к православным учителям, видя, что они дают " пространство " в учении на сложные темы, и не " бьют себя в грудь " утверждая, что полностью владеют всеми ответами на вопросы по Писанию. Стоит поучиться этому смирению и протестантским учителям и пасторам! Мир вам от Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа! Nino Chikobava 4 августа 2015, 20:33 Век живи, век учись! КонечнО, все логично и понятно. эдуард шихгасанов 2 августа 2015, 21:24 Очень интересно про Илию(мир ему),может быть подробнее где есть про вихрь Илию унесший.Спасибо Раба Божия Иулия 2 августа 2015, 16:37 Спаси Господи! Всё ясно , понятно и доходчиво растолковали! Игорь 2 августа 2015, 15:56 Вот еще версия: Енох и Илия вознесены на небо и не знали смерти, а Христос Иисус по воскресении вознесен. То есть никто из мертвых не восходил на небо, а только Христос воскресший.. и про область " некое место " ,- куда же был тогда перенесен разбойник Дисмас, распятый со Христом? свящ. Петр 2 августа 2015, 11:52 Инна,простите,я не поняла, а как нужно понимать величание Пророку Божию Илии: " и чтим еже на Небеса...преславное восхождение твое " Мы почитаем вознесение в воздух прор. Илии Инна 1 августа 2015, 23:21 простите,я не поняла, а как нужно понимать величание Пророку Божию Илии: " и чтим еже на Небеса...преславное восхождение твое " Валерий 30 сентября 2014, 20:20 «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13) - эта цитата вырвана из контекста. Нужно было привести весь эпизод из Евангелия и показать: при каких обстоятельствах и с какой целью Христос это сказал. Кстати, в данном эпизоде ( " беседа с Никодимом " ) ни про Еноха, ни про Илию вообще не упоминается.

http://pravoslavie.ru/55239.html

Бросая же общий взгляд на религиозную жизнь евреев Израильского царства, Хвольсон , согласно с Гейгером, утверждает, что, «идолопоклонничество было там (т.е. в Израильском царстве) собственно только, так сказать официальным культом, покровительствуемым из политических соображений, чтобы удерживать народ от пилигримства к центральной святыне в Иерусалиме, столице враждебного государства; что Иегова тем не менее в народе имел еще много поклонников и верных приверженцев 147 . С этим представлением Хвольсона нельзя вполне согласиться. Правда, мы сейчас видели, что в Израильском царстве были еще почитатели истинного Бога, но отсюда далеко до утверждения, что в северном царстве идолопоклонничество было только официальным, а не народным культом, и что, следовательно, народ в массе оставался верен Иегове. В самом деле: можно ли назвать язычество официальным, а не народным культом, если прор. Илия, например, сомневается в существовании среди народа Израильского верующих в истинного Бога, и Господь говорит Илии, что осталось семь тысяч верующих. Только семь тысяч! и это на сотни тысяч, быть может, миллионы евреев северного царства! Товит, касаясь религиозного состояния родного ему колена Неффалимова, а попутно и других колен Израильского царства, говорит: «как все отложившиеся (от Иерусалима) колена приносили жертвы Ваалу, юнице, так и дом Неффалима, отца моего; я же один часто ходил в Иерусалиме на праздники» ( Тов.1:5–6 ). Далее Товит говорит: «я знал Анании и Инафана, сыновей Семея великого; мы вместе ходили в Иерусалим на поклонение... ибо не увлекались заблуждением братьев наших» ( Тов.5:14 ). Среди всего колена Неффалимова Товит мог насчитать три примера последователей и ревнителей Бога и его закона! Можно ли говорить в таких случаях об идолопоклонстве, как о религии только официальной , а не народной, если число истинно верующих в народе выражается крайне скромной цифрой?! Нет, гораздо вернее и соответственнее с историческою истиной будет представлять дело так, что, «имя Иеговы мало по малу забывалось в этом Израильском царстве, что весь народ, за исключением лишь немногих лучших людей, был предан идолопоклонству» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840). К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.). Иконописание В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 2 зарегистрированных прихода в юрисдикции Великобритании и Скандинавии епархии : во имя свт. Василия Острожского в Осло (4243 чел.) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Кристиансанне (1049 чел.). В ряде городов (Берген, Порсгрунн, Ставангер) действуют незарегистрированные общины, относящиеся к столичному приходу. В Н. зарегистрировано 4 прихода Румынской Православной Церкви в юрисдикции епархии Северной Европы (центр - в Стокгольме): в честь Воскресения Господня и во имя прп. Иоанна Румына и св. Халльварда в Осло (679 чел.), в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Каллиника Черникского в Ставангере (220 чел.), в честь Вознесения Господня и во имя прп. Филофеи Арджешской (Тырновской) в Бергене (730 чел.), во имя прп. Макария Великого в Хёугесунне (202 чел.). Кроме того, по данным Румынской Церкви, в стране действуют приходы: во имя мучеников Зотика, Аттала, Камасия и Филиппа из Никулицела в Олесунне, в честь Вознесения Господня во Фёрде, во имя вмч. Мины Фригийского в Кристиансанне, во имя вмч. Прокопия Кесарие-Палестинского в Молде, во имя св. Леонтия из Рэдэуци в Шервёйе, во имя св. Сисоя Великого в Тромсё, во имя св. Стефана Великого в Тронхейме; общины: во имя св. Алипия Столпника, прп. Никона Метаноите и св. Стилиана во Флекке-фьорде, во имя св. Спиридона Тримифунтского в Му-и-Ране; миссии: во имя прп. Трифона Печенгского в Киркенесе, во имя св. Серафима Саровского на архипелаге Шпицберген. В Осло зарегистрирован приход Болгарской Православной Церкви во имя святых Кирилла и Мефодия (265 чел.), находящийся в юрисдикции епархии Зап. и Центр. Европы. Приход основан 7 марта 1993 г. Службы проходят в греч. ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Грузинская Православная Церковь до 2016 г. была представлена в Н. муж. мон-рем св. Суннивы в Селье, основанным в 2011 г. (официально в 2014), и жен. мон-рем св. Олава и прор. Илии в Нурдале, основанным в 2013 г., к-рые Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II в 2016 г. исключил из юрисдикции Грузинской Православной Церкви, рекомендовав насельникам войти в юрисдикцию К-польского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Эсхатологические мотивы, связанные с М., оказываются зеркальным переосмыслением легендарных аспектов ее дарования в прошлом. Согласно рабби Ицхаку (ок. 300 г. по Р. Х.), как первый освободитель народа Моисей низвел М. с небес, так и последний (мессия) заставит ее выпасть вновь (Кохэлет Раба. 1. 9 на Еккл 5. 9). Предполагается, что в конце времен Бог опять низведет М. и евреи будут наслаждаться этой чудесной пищей, как во время странствия по пустыне (Рут Раба. 2. 14 на Руфь 5. 13; Пэсикта Рабба. 49b, 72b; Бэмидбар Рабба. 11). На основании сообщения о хранении М. перед скрижалями завета (Исх 16. 33-34) считалось, что она находилась в небольшом сосуде в Святая святых (Таргум Онкелоса на Исх 16. 33 сл.). М. была скрыта вместе с ковчегом завета накануне разрушения Первого храма; перед явлением мессии прор. Илия должен будет вновь ее обрести (Мехилла. Ва Йасса на Исх 16. 33). В экзегезе древней Церкви Представленные в ВЗ отдельные описания М. получают новое осмысление в свете христ. откровения, прежде всего на основании новозаветной интерпретации этого образа, при этом обнаруживаются параллели с др. экзегетическими традициями. Свт. Амвросий Медиоланский, риторически подчеркивая величие духовной М., т. е. Евхаристии, говорит о существовании в его время вещественной М., появление к-рой не было само по себе чудом и рассматривалось им как естественное явление ( Ambros. Mediol. Ep. 77. 1//CSEL. 82. T. 2. P. 72). М. как небесный хлеб была прообразом грядущего Христа ( Cypr. Carth. Ep. 69. 14): как Моисей низвел израильтянам ангельский хлеб - М., так Христос, как новый Моисей, дарует верующим в Него вечную пищу ( Ioan. Chrysost. Catech. [Stauronik.]. IV 26). При этом именование Господа Иисуса Христа Хлебом истины не означает того, что чудо с М. «было ложным, потому что она была образом, а не самой истиной» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 45. 1). Свт. Василий Великий приводит в письмах мнение Филона Александрийского (со ссылкой на некое иудейское предание) о том, что М. приобретала вкус любой пищи ( Basil. Magn. Ep. 190. 3). Предание о том, что количество и вкус М. соизмерялись с потребностями ее вкушавших, получает у христ. авторов духовную интерпретацию. Так, блж. Августин, размышляя на тему установления разумного подхода к участию в Евхаристии, говорил (с опорой на Прем 16. 20 и Числ 21. 5), что вкус М. зависел от состояния того, кто ее съедал: каждый получал то, что он заслуживал ( Aug. Ep. 54. 4). Как и М., Слово Божие познаётся в соответствии с мерой и со способностями каждого ( Orig. Cant. Cantic. 3// Idem. Werke. Lpz., 1925. Bd. 8. S. 193 sq. (GCS; 33); Caes. Arel. Serm. 102. 6).

http://pravenc.ru/text/2561844.html

Нельзя сказать, чтобы в царстве Израильском все поголовно были богоотступниками; среди израильтян были и почитатели истинного Бога. Встречаем мы там, например, и пророков: Авдий – начальник дворца Ахава, как известно, скрывал сто пророков от Иезавели ( 3Цар.18:4 ); известны и другие пророки, действовавшие в Израильском царстве, например, Осиа, Ина, Амос, Илия, Елисей. Пророк Илия говорит, например, о «жертвенниках Господних» ( 3Цар.19:10 ), хотя и разрушенных в его время; очевидно, существовали в Израильском царстве верные Иегове евреи, которые совершали на этих жертвенниках служение Господу. Когда прор. Илия отчаялся найти в Израильском царстве верных Богу израильтян, кроме него самого, то Бог говорит пророку, что есть еще «между Израильтянами семь тысяч мужей, которых колена не преклонялись перед Ваалом и уста которых не лобызали его» ( 3Цар.19:18 ). Среди евреев северного царства были такие почитатели Иеговы, которые для поклонения Ему путешествовали и в Иерусалиме. При Езекии, например, в числе пришедших на праздник Пасхи были и «некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова», а также из Ефремова и Иссахарова ( 2Пар.30:11 , 2Пар.30:18 ). По возвращении этих Израильтян домой происходит между прочим, уничтожение высот и жертвенников в земле Ефремовой и Манассиной ( 2Пар.31:1 ). При Иосии, когда евреи приносили серебро в дом Божий, «левиты, стоящие на страже у порога, собрали это серебро, между прочим, и из рук Манассии и Ефрема и всех прочих Израильтян» ( 2Пар.34:9 ). На празднике Пасхи при Иосии в Иерусалиме присутствовали также некоторые Израильтяне ( 2Пар.35:18 ). Примером благочестивых Израильтян является и Товит, который в точности исполнял предписания закона о религиозных посещениях Иерусалима ( Тов.1:6 ). Д. Хвольсон представляет религиозное состояние евреев северного царства в более светлых красках. Обращая внимание на несколько слов памятника моавитского царя Меши, где Меша говорит: «взял я оттуда (из Израильского города Набго) сосуды Иеговы и посвятил их Хамосу», Хвольсон по поводу этих слов замечает: «что бы ни значило это неполное место надписи, мы из него несомненно видим, что имя Иеговы тут было тесно связано с городом, населенным Израильтянами, и что поклонение истинному Богу в упомянутом городе должно было быть довольно распространенным» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010