Двадцатый день. Поучение 2-ое. Св. прор. Самуил. (Против неблагочинного поведения детей в храме Божием). I. Св. ныне прославляемый пророк Самуил был еще от чрева матери предуказан Богом, как судия и первосвященник народа израильского. Отец его Елкан имеет двух жен Анну и Феинану. Последняя имела детей, а Анна была неплодна. А неплодство женщины считалось большим позором у евреев, поэтому и Анна терпела поношение. Каждый год Елкан со всем своим семейством отправлялся в город Силом, где была скиния и ковчег завета и куда для принесения жертвы стекались все племена израильския. Однажды после принесения жертвы Феинана укорила Анну за неплодство; та в глубокой горести пришла в скинию (переносный храм у евреев) и пламенно молилась Богу, да отымет Он поношение безчадия, обещая рожденное дитя, если оно будет мужеского пола, посвятить на служение Богу. Молитва Анны исходила из глубины сердца и выражалась только в движении уст, голоса же не было слышно. Бывший в то время первосвященник Илий, посмотрев на Анну, подумал, что она пьяная, и сказал: «выйди из святого места и протрезвись». Анна отвечала ему: «никогда не вкушала я ничего опьяняющаго, но в скорби души моей я изливаю пред Богом свою молитву о снятии с меня поругания за безчадие». Илий, по внушению от Бога, сказал скорбящей Анне: «иди с миром, Бог исполнит прошение твое». Она успокоилась и возвратилась домой с твердою надеждою на обетование Божие, которое скоро и исполнилось. Неплодство Анны разрешилось: она зачала и родила сына, которого назвала «Самуил», что значит испрошенный у Бога. По истечении трех лет от рождения Самуил был отведен в Силом и там, по обету матери, оставлен для служения при скинии. В то время также при скинии жили дети первосвященника Илия Офни и Финеес. Пользуясь слабостию престарелого родителя, они потеряли всякое уважение к святыне, не имели страха Божия, вели себя безчинно в доме Божием. Бог вразумляет первосвященника Илия сначала чрез одного пророка, потом чрез прор. Самуила, который не следовал примеру развращенных товарищей своих, но исполнял свои обязанности при скинии с благоговением, потому и угоден был пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пророк Пророк . Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа ( I Kop. XIV, 3 ). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль Прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель, Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, 3ахария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение отцом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребр, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов Вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так, ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( II Nem. I, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Новости 4 сентября, 2009 Протоиерей Всеволод Чаплин: Памятники палачам ничего, кроме вреда, не принесут В Московском патриархате не считают правильным увековечивать память исторических деятелей, виновных в смерти многих невинных людей. 3 сентября, 2009 Место строительства " настоящего " храма РПЦ в Париже определят осенью Сейчас в Париже действуют два православных храма - Трех Святителей и храм " Всех скорбящих Радость " , но они находятся в обычных гражданских строениях. 3 сентября, 2009 В Новгородском кремле освятят колокол с именами президента и Патриарха В Новгородском кремле 18 сентября состоится торжественное освящение колокола с именами президента и Патриарха. Состоится освящение колокола в преддверие национального празднования 1150-летия Великого Новгорода, которое по решению главы государства пройдет 19-21 сентября. Впоследствии колокол предполагается установить на Софийской звоннице. Двухтонный колокол, высота и диаметр которого составляют около 1,5 метра, был отлит для Софийской звонницы мастерами […] 2 сентября, 2009 В ПСТГУ состоялась презентация двухтомника и аудиодисков «Беседы прот. Александра Шмемана на радио «Свобода» 1 сентября в Свято-Тихоновском университете состоялась презентация двухтомника и аудиодисков «Беседы прот. Александра Шмемана на радио «Свобода», подготовленных издательством Университета. Отец Александр выступал на радио в течение 30 лет. 2 сентября, 2009 Патриарх Кирилл предлагает создать альтернативную систему идентификации граждан Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал защитить права людей, отказывающихся от ИНН и других технических средств, которые открывают доступ к информации о человеке. 2 сентября, 2009 Новые нормы русского языка? Настоящий переполох в СМИ вызвали новости о том, что «кофе» правильно употреблять как в мужском, так и в среднем роде, «Интернет» необходимо писать с большой буквы. Название боевого искусства – «карате» вместо «каратэ». 2 сентября, 2009 День памяти пророка Самуила 2 сентября отмечается день памяти пророка Самуила. Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения […]

http://pravmir.ru/category/news/page/581...

Саул Саул иногда, яко погуби отца своего ослята, внезапу царство обрете к прослутию (с известием о них). Но блюди, душе, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши (предпочитая) паче Царства Христова. Саул был первый царь Израильский. Он был избран в цари внезапно, неожиданным для него образом. До избрания в цари он был простым земледельцем в колене Вениаминовом и жил при своем отце. У его отца пропали ослицы. Отец послал Саула отыскать их. Три дня он искал их, но не мог найти, пока не зашел в местечко, где жил Самуилпророк и судия Израильский, чтобы спросить его о пропаже. Бог открыл Самуилу, что пришедший к нему гость предопределен царствовать над Израилем. Самуил сказал ему, чтобы он не беспокоился об ослицах: они нашлись, – угостил его; на другой день, провожая Саула, остановился с ним на дороге, возлил елей на его голову и наименовал его царем Израиля. С тех пор почил Дух Божий над Саулом и направил его мысли к царственным делам. Обретши царство, он перестал думать о рабочих скотах ( 1Цар.9,10 ). Не так поступает раб греха. Он не дорожит благами Царства Христова и предпочитает им скотские похоти. Ему незнакома духовная радость общения со Христом, почерпаемая в Евангелии, в молитве, в Таинствах; он знает вкус только в грубых скотских удовольствиях. Он предается им до забвения своего человеческого достоинства. От них его не удерживает ни разум, ни совесть, ни страх Суда Божия. Скотоподобная жизнь помрачает в человеке разум или превращает его в орудие служения похотям. Скотоподобный человек не любит размышлять о Боге, о делах Божиих, о душе, о вечности – он умен только на изобретение средств к умножению и перемене житейских и чувственных благ и удовольствий. Скотоподобная жизнь убивает в человеке чувствительность к голосу совести. Какая, например, совесть в человеке, преданном пьянству! Били меня, говорит он, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же ( Притч.23:35 ). Погрязшие в скотоподобной жизни могут быть удержаны от ее крайностей только физической невозможностью удовлетворять своим нечистым вожделениям или неизбежным наказанием. Они не перестанут осквернять себя ими, пока уверены в безнаказанности. Поразительное сходство с бессловесными, которые боятся только бичей и сдерживаются одними удилами! Скотоподобные люди даже хуже скотов. Скот сыт – и доволен. Человек невоздержный никогда не доволен – пьян, а все пьет, пока не дойдет до бесчувствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать Единой Святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил не повинующегося Церкви с идолопоклонником: «если» кто-либо «церкви не послушает,» сказал Он, «то да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18, 17 ). Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе» ( 1Цар. 13, 13 ). «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» ( 1Цар. 15, 22–23 ). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа (см. 1Ин. 5, 14 ). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом (см. Мф. 7, 21–23 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол... Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник , 375 как и Господь явил Свое смирение тем, что Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ). Без послушания Церкви нет смирения, без смирения нет спасения: «я смирился, и Он спас меня,» – сказал пророк ( Пс. 114, 6 ). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоуста . Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

10. На Новый год Еще один год, один талант подарил нам Господь! Возблагодарим Господа и воспользуемся драгоценным этим подарком. А как им пользоваться? Как пользоваться временем? В этом состоит великая мудрость, потому, что все почти люди во зло употребляют время жизни своей. Надобно прежде спросить: на что нам дается время? Время дается для спасения; а люди на что только его ни употребляют. На все употребляют время, только немногие употребляют для спасения своего. Посмотрите только на людей, в мире живущих, и вы увидите, что они делают: занимаются земледелием, торговлей, ремеслами, промыслами разными; но все сии и сим подобные дела полезны для земного благополучия, но не для вечного спасения. Спасение требует от нас непрестанной молитвы, поста, чтения св. Евангелия, соблюдение заповедей, стяжание добродетелей, умерщвление страстей, умножение благодати, жизни по Богу, уединения, богомыслия, духовных подвигов, трудов, слез и воздыханий: вот те дела, которые должен совершать человек для своего спасения! Да и земледелие, и торговля, и ремесла, и разные промыслы нимало не препятствуют нашему спасению: можно часть времени употреблять на то и на другое. Разве между святыми мало земледельцев и ремесленников. Святой апостол Павел плетением рогожек добывал себе хлеб насущный, евангелист Лука живописью, евангелист Марк был башмачник, другие апостолы были рыболовы; были даже семейные люди между ними; но положенное для молитвы время не опускали и чаще занимались спасением своим, нежели заботами о пище и одежде. Да и много ли нужно трудов для того, чтоб быть одетым и не голодным? Леность и пьянство причиной многих бед. Где с умом трудятся, там нет бедности. Она придет к дверям бедняка, да в дом не войдет. А сколько между нами таких, которые чужими трудами живут? Сколько таких, которые относят заработки в питейные и неприличные дома? Сколько убивают денег на роскошь, на удовольствия, на игрища? – Все это есть злоупотребление дарами Божиими. Правда, что семейная жизнь – это самое тяжелое бремя для человека; но разве семейство может препятствовать нашему спасению? Разве между святыми нет семейных? – Напротив, большей частью были семейные: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Самуил пророк и многие другие; но все они стяжали высокое имя друзей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5-ю лекцию по предмету «Библейская история» прочитал протоиерей Александр Тимофеев , заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии, преподаватель и участник многочисленных экспедиций по библейской археологии. Тема лекции: книга Судей, ее толкование и связанные с ней археологические находки на Святой Земле. Лекция протоиерея Александра Тимофеева (продолжительность: 1:13:53) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 47:19) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кирилл 9 сентября 2015, 19:30 Скажите пожалуйста где посмотреть лекцию по этой теме: От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти Взятие Иерихона и покорение языческих народов Население, язык, религия и гражданское состояние Палестины во времена судей Книга Руфи Первосвященник Илий и его дети Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии Самуил – последний пророк и судия т.к. в видео рассматривается только книга Судей Зинаида 3 ноября 2014, 20:40 Спаси Господи!!!!! Благодарна бесконечно за те лекции которые дают нам грешным задуматься, узнать и стать лучше . Господь вам в помощь и многие лета. Очень и очень нужны нам людям просвещение Господне и тем больше мы будем узнавать тем больше будем задумываться в какую сторону нам идти. БЛАГОДАРЮ всех участников и труженников которые дают нам просвещение Александр 26 октября 2014, 23:18 Качаю лекции, извлекаю аудио, слушаю в плеере. Замечательное изложение! Кратко, ёмко, доступно. Большое спасибо! Кира 26 октября 2014, 19:18 Замечательный лектор! Связь с археологией очень интересна. Анна 24 октября 2014, 14:10 Большое спасибо! Очень интересно! Иулия 22 октября 2014, 10:58 Возникла проблема при просмотре 5 лекции, если все остальные лекции работают, то именно на 5 лекции пишется: " видео недоступно в безопасном режиме " .... Пожалуйста очень хочется посмотреть лекцию, возможо дело в формате или в моем компьютере, но остальные лекции включаются. Спасибо!!! Светлана 21 октября 2014, 16:30 По возможности пригласите, пожалуйста, протоиерея Александра Тимофеева еще что-нибудь прочесть. Очень интересно его слушать и дополнения текста фотографиями артефактов из библейской археологии -- это прекрасная идея!

http://pravoslavie.ru/74441.html

Девятый день. Св. апостол Матфий. (Жребием владеет Бог). I. Св. ныне прославляемый апостол Матфий происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе И. Христе и был свидетелем многих Его чудес и слушателем Его учения. По вознесении Господа Матфий после общей молитвы апостолов был указан «жребием» из двух, выбранных апостолами учеников, свидетелей земной жизни Господа от Его крещения до вознесения, и был причислен к лику 12-ти апостолов вместо Иуды Искариотского, и проповедывал Евангелие в Иудее и Ефиопии. Обратив многих ко Христу и приняв много страданий за веру Христову, св. апост. Матфий принял мученическую смерть в Иерусалиме, быв побиен камнями. II. Избрание св. ап. Матфия по жребию в лик 12-ти апостолов, одобренное как всеми апостолами, так и всеми верующими, и оправдание этого избрания всею дальнейшею жизнию святого апостола напоминает нам братие о той истине, что «жребием владеет Бог» ( Псал. 80, 15–16 ). Что действительно жребием владеет Бог , это можно видеть из многих библейских примеров. а) «Господь посылал, однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию». Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: «приидите вержем жребия, и уразумеем, коего ради есть зло сие на нас: и метнуша жребия, и паде жребий на Иону... И взяша Иону, и вверзоша его» (по его же совету) «в море, и преста море от волнения своего» ( Иона. 1, 7, 15 ). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и выброшен, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона стал проповедывать в Ниневии ( Ион. 2, 1–11, 3, 4 ). б) А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии . Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство (1 царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фаддей ап. Описания иконы Фаддей ап. - житие Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. - Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк. 10, 1). После Вознесения Спасителя на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, о[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Ап. Фаддей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. УТОЧНЕНИЕ ОТ ПОСЕТИТЕЛЯ САЙТА: надпись на иконе на древнегрузинском: Пророк САМУИЛ. Файл 10564.jpg:   Размер: 429x1200, 0.51 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10565.jpg:   Размер: 379x1200, 0.45 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (145) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 34 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-3026

Письмо 145. Студенту, на вопрос о влиянии мира духовного на мир земной Согласно христианскому учению, духовный мир, помимо Господа Творца, населяют Ангелы и души умерших людей. Вы спрашиваете: «Влияет ли духовный мир на людей и на события нашего мира в целом?». Все Священное Писание от первой и до последней его страницы учит нас, что наш мир находится под наблюдением и руководством духовного мира, который направляет его к добру. Но люди обладают свободой выбора и, к большому несчастью своему, могут отвратиться от этого доброго влияния и по своему своеволию ввергнуться в погибель. Руководимый светлыми силами духовного мира, Моисей вывел народ Израиля из рабства к свободе. Благодаря влиянию светлых сил Иисус Навин побеждал своих и Божиих врагов. Благодаря влиянию светлых духовных сил пророки пророчествовали, праведники утверждались на пути правды, а грешники обращались к Богу и истине. Благодаря этому влиянию пророк Самуил выбирал и помазывал царей, Давид покаялся, Иосиф и Даниил толковали сновидения, три отрока спаслись от смерти в огненной печи, Навуходоносор прославил Бога единого, Зоровавель восстановил Иерусалимский храм, Иосиф бежал с Младенцем Иисусом в Египет от меча Ирода. Но разве совокупность всех этих влияний не явилась миру в личности воплощенного Сына Божия, Спасителя нашего? Вся сила, и мудрость, и милость вечной небесной реальности в полноте истины явились в Нем, Господе Иисусе Христе, настолько, насколько она доступна людям в их телесной ограниченности. Со времени воплощения Сына Божия мы знаем, что все небесные влияния святых приходили и приходят от Него, через Него: от Него сошествие Духа Святаго на апостолов; от Него обращение Савла-гонителя в Павла-апостола; от Него и множество других чудес, которые день дню сообщает и ночь ночи являет до нашего времени; от Него таинственные знаки, удивительные явления природы, таинственные голоса, благие сны и те явления, которые выводят людей на добрый путь и приносят утешение. В «Исповеди» блаженный Августин говорит о чуде своего обращения от язычества в правую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010