Л. И. Бриллиантов Книга Судей Книга Судей передает историю народа еврейского от смерти Иисуса Навина до времени Самуила, в продолжение 400 лет. Время это в жизни народа еврейского было переходным временем от быта патриархального и пастушески-кочевого к быту оседло- земледельческому и государственному. Вскоре после смерти Иисуса Навина евреи вместо того, чтобы твердо хранить веру в истинного Бога, помнить Его благодеяния, стали сближаться с языческими ханаанскими народами, научились от них языческому суеверию и уклонились в идолопоклонство, заменив поклонение своему истинному благодетелю Иегове, самым развратным похотливым служением языческим богам Ваалу и Астарте. В наказание за это идолопоклонство Господь предавал их в руки поработителей соседних языческих народов, которые грабили и угнетали их. Находясь под гнетом своих поработителей, евреи раскаивались в своих грехах, обращались к Богу с молитвою о помиловании. Милосердый Господь внимал их молитвам и посылал им избавителей в лице судей, которые спасали их от руки грабителей и управляли ими, предостерегая их от идолопоклонства. Но по прошествии малого времени, евреи забывали грозный урок наказания Божия и снова впадали в идолопоклонство. Пораженные новым бедствием, они опять обращались к Богу с молитвою, и Он посылал им другого избавителя. Таких порабощений евреев ханаанскими народами и избавлений от них нарочито воздвигаемыми от Бога личностями было несколько. Эти временно посылаемые Богом мужи называются судьями. Они совершали для спасения народа великие подвиги, охраняли народ от идолопоклонства и управляли им по повелению Божию на основании закона. Книга Судей, как повествующая о порабощении евреев хананеями и избавлении от них подвигами сих мужей или судей, от имени их и получила свое название. Писателем книги Судей признается пророк Самуил. Хотя прямого свидетельства об этом в самой книге нет, но сие мнение согласно с временем происхождения ее и подтверждается древним иудейским преданием и тем, что в Новом Завете Самуил называется первым пророком – писателем после Моисея и Иисуса Навина ( Дeяh. III, 24 ; Евр. 11:32 ). Можно полагать, что Самуил написал ее вскоре же после помазания Саула на царство, желая научить израильтян оставаться верными Богу и при новом образе правления. Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Глава 15 На сие ответствует опять Господь: Иер.15:1 . Аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к ним. А сим утешает Пророка. Не думай, говорит, что тебя презирая, не приемлю твоего предстательства. Не внял бы Я и молению и тех, которые совершили столько чудес. Упомянул же о них, и как о древнейших, и как об умолявших Его нередко за народ. Ибо великий Моисей, когда Бог, по слиянии тельца, сказал: «остави Мя, и возъярився гневом на ня потреблю их» ( Исх.32:10 ), принес усерднейшую молитву, и умилостивил Владыку к согрешившим. Тоже самое сделал и Самуил, и во время жатвы низвел обильнейший дождь. Потом повелевает Бог Пророку отпустить предстоящий народ, и говорит: Иер.15:2 . Аще рекут к Тебе: камо изыдем? речеши к ним: сия глаголет Господь: иже к смерти, к смерти: и иже к мечу, к мечу: и иже к гладу, к гладу и иже к пленению, к пленению. Сим четырем бедствиям подвергну их. А сверх того умершие сделаются пищей зверям и птицам. Иер.15:4 . И предам их во утеснение всем царствам земным. Предсказывает и то, что будет по возвращении, события при царях македонских, конечную гибель, какую нанесут им Римляне. Потом дает видеть, что первое бедствие постигнет их за нечестие, на какое отважился Манассия. Но не как судья неправедный, не за чужие вины наказывает, подвергает же предреченным бедствиям, как соучаствовавших в сем нечестии и добровольно содействовавших лукавому царю. Иер.15:5 . Кто умилосердится к тебе, Иерусалиме? и кто поскорбит о тебе, или кто пойдет молити о мире тебе? то есть: всякий человек увидит, что потерпел ты справедливо. Ибо у людей, когда видят наказуемым кого либо из живущих крайне порочно, в обычае, не только не скорбеть о нем, но даже радоваться с теми, которые терпели от него обиды, и избавлены от его лукавства. Иер.15:6 . Ты оставил Мя еси, глаголет Господь: вспять пошел еси. Что сделал, то и потерпишь. A сие «вспять пошел еси» Пророк сказал в смысле: будешь унижен. «И простру руку Мою на тя, и убью тя, и ктому не пощажу их». Не окажу боле прежнего долготерпения. Потом показывая, что принужден наказать против воли, как был с состраданием говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 16 Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула. 1Цар.16:1 .  И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. Иессей из Вифлеема Иудейского – внук Вооза, женившегося на моавитянке (Руфь см. кн. «Руфь»), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее ( Чис.1:7 ; 1Пар. 2:10 ). 1Цар.16:2 .  И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»; Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой – тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: «возьми в руку твою телицу» и проч. – не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. 1Цар.9:15–27,10:1,8 ). «И пророк действительно совершил жертвоприношение ( 1Цар.16:5 ). Посему сказано ему, чтобы, до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное» (Блаж. Феодорит толк. на 1Цар., вопр. 36). 1Цар.16:4 .  И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? «Мирен ли приход твой?» «Потому ли, что неожиданные посещения пророка обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми, следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут, старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом спросили: «С миром ли идешь к нам?» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рама Рама (высота) – название след. мест и городов: а) ( Hab. XII, 25 , Mф. II, 18 , Uep. XXXI, 25 ) – город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамой и Вефилем судила Израиля ( Cyд. IV, 45 ) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой ( Cyд. XIX, 1, 10–21 ). Об этом городе упоминают пророки Исаия ( Ис.Х, 29 ) и Осия ( Oc.V, 8 ). Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон ( Uep. XL, 1 ); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Uep. XXXI, 15 ). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события – избиения младенцев вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза ( Mф. II, 16–18 ). Ныне это эр-Рам – бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима; б) ( Hab. XIX, 29 ) – Рама город на границах колена Асирова и, очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности; в) ( Hab. XIX, 36 ) – город колена Неффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое христианами и друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником; г) ( I Цap. I:1, XIX:2 ) – нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т. е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу, и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем, местоположение его определенно неизвестно;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Книга Руфь Писатель книги Руфь Точных и решительных указаний на писателя книги Руфь не имеется. Но, так как книга эта по содержанию своему тесно связуется с книгой Судей и есть, как бы, ее дополнение 238 , а по некоторым отдельным оборотам речи, весьма ясно напоминает книги Царств 239 ; то и принимается за наиболее вероятное, что писатель сей книги есть тот же пророк Самуил, которому усвояется книга Судей и почти вся первая книга Царств. Время и цель написания Время написания книги Руфь определяется, также, по догадкам и лишь приблизительно, за неимением прямых указаний в слове Божием. «В те дни, когда управляли судьи...», – начинает свое повествование священный писатель книги Руфь. Из этих вступительных слов его можно заключить, что времена судей были для него уже времена прошедшие. Из того же, что в конце своей книги он упоминает о Давиде, но царем его не называет, и в родословную Давидову не вносит ни одного его потомка, – можно предположить, что книга Руфь написана приблизительно во времена Сауловы, когда Саул уже был отринут Богом, но преемник его, Давид, еще не воссел на престоле Израильском. Что касается цели написания книги Руфь, то она усматривается в том, чтобы точнее изложить и предать памяти потомства родословную Давида, а через него – Владыки Христа; потому что, как говорит блаж. Феодорит, – от Руфи произошел Он но плоти 240 . Можно предположить, что священный писатель книги Царств, дабы не нарушать последовательности и целости в своем рассказе о царе Давиде, и не желая слишком уклоняться в сторону для его родословной, заблагорассудил поставить сию родословную предметом и целью отдельного рассказа, который восполнял бы все, что не досказано было прежде о царственной фамилии Иудиной. Кроме сей исторической цели, отцы церкви находят и другую, нравственную цель написания книги Руфь, дабы в примере богобоязненной и целомудренной Моавитянки Руфи показать, как добродетель и правда получают награду от Господа еще и в сей временной жизни 241 . Очерк содержания Книга Руфь заключает в себе целостную и единичную историю Моавитянки Руфи, от которой произошло и самое название книги. Эта краткая история содержится только в четырех главах, из коих в первой излагаются предварительные обстоятельства Руфи, заставившие ее переселиться из родной земли Моавитской в землю Иудову; во второй – излагаются обстоятельства, сблизившие ее с богатым и благочестивым иудеем Воозом; в третьей – изображается намерение и план, составленный свекровью Руфи, для вступления ее в супружество с Воозом; в четвертой – описывается самое это вступление Руфи в брак с Воозом и ее потомство. Глава 1. Переселение Руфи из земли Моавитской в землю Иудову

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Общий обзор истории Еврейского народа от Авраама до И. Предтечи, делаемый Св. Григорием Нисским «Бог, «ведый вся прежде бытия их», как говорит Пророк (Дан., XIII, 42), предвидя, что злоба диавола будет распространяться с каждым поколеним людей, приготовляет приличного и соответствующего болезни каждого поколения врача, чтобы не осталась без врачевания болезнь людей от недостатка врачующих и не овладела родом человеческим. Посему, когда превозмогла философия Халдеев, полагавших причину сущего в известном движении звёзд и не признававших высшей видимого Силы, всё создавшей; тогда Бог воздвигает Авраама, который, пользуясь сим учением, как руководством, через видимое обрёл Умопостигаемаго, и для потомков сделался путём веры в Сущего Бога, сам достигнув её через оставление отеческого заблуждения и сродства чувств с видимою тварью. Потом, когда Египтяне изобрели демонскую некоторую и чародейственную мудрость, – по наущению, думаю, омрачающего разнообразною лестью, – Бог воздвиг Моисея, более превосходною мудростью уничтожившего египетскую лесть. Знакомый с Писанием знает, конечно, как в то время, когда обманщики противопоставляли божественным знамениям свои ложные чудеса, Моисей содействием силы высшей превозмог всякую египетскую силу, обратив её в ничто; разумеешь, что я делаю намёк на жезлы и другие чудеса? По прошествии же времени, когда Израильтяне, по причине безначалия, при смутном народном правлении, пришли в дурное положение, является Самуил, сам держа народ в повиновении и не допуская его до смешения с иноплеменниками; затем, подготовив замену безначалия учреждением царства, собрал разложившиеся между собою колена, сделавшись законодателем царской власти. Потом, много поколений спустя, когда Ахав, этот женоугодник, и сам отпал от священных законов отцов, сделавшись рабом развратной жены, и, через неё увлёкшись заблужденем идолопоклонства, увлёк с собою Израильский народ; тогда Бог воздвигает Илию, имевшего врачующую силу соответственную великости болезни этих людей, – мужа, от презрения заботы о том, измождённого лицом и покрытого густотою собственных волос, отшельника по жизни, строгого на вид, с печальным лицом, с потупленным в землю взором, покрывавшего тело козьею кожею настолько, насколько требует приличие, остальное оставлявшего открытым погоде и нисколько не заботящегося о сменах жара и холода. Он, явившись народу, бичом голода вразумляет Израиля, как бы каким железом, этой казнью поражая беспорядочную жизнь народа. После сего божественным, при священнодействии, огнём бичует болезнь идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Основой для картины были события, взятые из Священного Писания. Саул — первый царь Израильского народа, известный своим своенравным характером.  Многократно он не слушался повелений Бога, которые говорил ему пророк. Многократно он впадал в состояние гнева и меланхолии, поддавшись злому духу, терзавшему его душу. По повелению Бога Самуил помазал на царство молодого Давида, сына Иессеева. Давид хорошо играл на псалтири и от этого злой дух отступал от Саула. Однако и в отношении к Давиду Саул проявил непостоянство, под воздействием злых духов, Саул начал подозревать Давида в желании захватить царский престол. Гнев настолько овладел Саулом, что он в припадке бешенства бросился на Давида, желая его убить, но Давид увернулся и был спасен: «И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь» ( 1 Цар. 19:9-10 ) Описание Джованни Франческо Гверчино показывает драматический момент, когда Давид спасается от разгневанного Саула, который в припадке гнева готов был броситься на него и убить. Причиной гнева было подозрение, что Давид хочет захватить престол. Разгневанный Саул изображен в левой части полотна, он облачен в воинские доспехи и пурпурный плащ – символ царской власти. Кудрявую голову украшает золотая корона. Художник мастерски раскрывает характер Саула – завистливый и гневливый, подверженный сомнениям и приступам меланхолии. Во время этих приступов он терял над собой самообладание и контроль. Для наиболее правдивой передачи неустойчивого характера Саула, Гверчино использует гротеск: вооружение царя, блеск начищенных лат и худое, тщедушное тело: правая рука, грозно занесшая меч над главой Давида, и левая, подхватывающая по-женски край плаща; искаженное гневом и одновременно неуверенное, явно испытывающее тревогу лицо, с тоскливым выражением.

http://azbyka.ru/art/saul-napadaet-na-da...

Урок скупым 10 (23) августа (Слово от жития св. Нифонта о сребролюбии) Люди, жадные к деньгам и немилостивые к бедным, желая оправдаться в скупости и заглушить в себе голос совести, обыкновенно рассуждают: «Что делать, что я не подаю нищим? Теперь еще вот я в силах, могу добывать кое-что своими трудами; а кто меня будет поить-кормить, когда я стар буду, или ко мне болезнь придет? Кому я буду нужен? Должно, поэтому, отложить и на черный день». Как вы думаете, братие, кто такую мысль влагает богатым скупцам? Да, страшно вымолвить, влагает им сам враг нашего спасения, дьявол . Вы удивляетесь этому? Не удивляйтесь. Мы это докажем вам самым делом. Однажды святый Нифонт увидал человека, за которым следовало множество нищих, прося у него милостыни, но он даже и не оглянулся на них. Тогда Нифонт подошел к Ангелу-Хранителю этого человека и спросил: «Скажи мне, много ли у этого человека имения?» Ангел сказал: «Он имеет многое и бесчисленное богатство, но сребролюбец есть, и из за копейки готов умереть. Бьет он и рабов своих, морит голодом, не одевает и непосильные работы налагает». Нифонт, сказал: «Да неужели совесть не упрекает его за то, что оставляет нищих»? Ангел отвечал: «Послушай меня, Нифонт, я скажу тебе: приходит к нему темный бес, смущая его и говоря: «Вот ты состаришься и в болезнь впадешь; поэтому не давай имения твоего никому; иначе, когда в нужде будешь, тогда начнешь каяться и говорить: ’напрасно я раздал имение свое нищим!’ но уже поздно будет». И таким образом прельщает его нечистый бес, часто влагая ему такие мысли в сердце. Он же повинуется им и пребывает помраченным, и нищих не милует». Итак, подлинно дьявол влагает богатым скупцам мысли, что они должны все без остатка сберегать на случай старости или болезни и отвращать очи свои от меньшей братии Христовой. Поэтому все вышеприведенное для того, чтобы оставить скупость, они бы и должны постоянно иметь в виду. Впрочем, это одно иметь в виду для них еще мало. Чтобы оставить скупость, нужно им помнить и то, что деньги в старости и болезни не помогут, если не будет помогать человеку Бог. А чтобы они узнали, что и это правда, пусть дослушают о конце того немилостивого человека, о котором говорил Ангел с Нифонтом. Человек тот, продолжает сказание, по малом времени, впал в болезнь, и болезнь его была жестокая. Он пролечил все свое имение, но не только не получил никакой пользы, но болезнь его еще больше усилилась. И, промучившись так много дней, умер, сказано, и душою и телом. Пусть же помнят и это богатые скупцы, и скупость свою оставят. К этому призывает их и Господь: не скрывайте себе, говорит, сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут ( Мф. 6, 19 ). И пророк Самуил учит их: не приступите в след ничтоже сущих, иже не способствуйте и не изымут, яко ничтоже суть ( 1Цар. 12, 21 ). Да послужит все это уроком скупым, и да обратит Господь сердце их к милосердию и щедрости. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

2 сентября отмечается день памяти пророка Самуила. Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4,22). По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей — Иоиля и Авию — судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

http://pravmir.ru/den-pamyati-proroka-sa...

1.2. История пророческого служения Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк – это не только тот, кто это знает, но и тот, кто это возвещает. Поэтому можно сказать о том, что патриархи были пророками, но все-таки в ограниченном смысле. Енох (Иуд. 1:14) и Ной были пророками. Авраам знал волю Божию. В связи с Содомом и Гоморрой Господь говорит: «утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Быт. 18:17). Но Аврааму еще некому было волю Божию возвещать, поскольку народ до некоторого времени им одним и ограничивался. А вот когда умирает патриарх Иаков, то у него уже есть потомки, каждому из которых он дает благословение, имеющее пророческий характер. Гораздо в большей степени пророком является Моисей и Сам Господь его называет пророком. Хотя не все толкователи ему усваивают эту функцию, говорят, что он скорее законодатель, правитель народа. Несомненно, он тоже и пророк, потому что через него Бог открывал Свою волю в виде закона. В обличительной песни в конце книги Второзаконие предсказываются события будущего и обличаются грехи народа. В период Судей мы не видим, чтобы судьи назывались пророками. На них сходит Дух Божий, но Он воздвигает их на подвиги, ведущие к освобождению народа. При этом сами судьи не пророчествуют, кроме Деворы, которая называется пророчицей. В начале первой книги Царств об этом времени говорится: «Слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты» (1 Цар. 3:1). Наибольшая «интенсивность» пророческого служения наблюдается в период царств. И первым здесь должен быть назван, конечно, Самуил. В Пятикнижии четко указаны признаки истинного пророка. Главный из них – исполнение предсказанного. Самуил становится известным народу, когда оказывается, что «не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Цар. 3:19), что он действительно пророк. На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения.

http://sedmitza.ru/lib/text/431372/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010