Скачать epub pdf Пророк СамуилПророк Самуил – человек, стоящий на пороге, на грани двух эпох: эпохи Судей и эпохи Царств. Самуил – последний из судей Израилевых, и он же помазывает на царство первого израильского царя – Саула (см.: 1Цар. 10, 1 ), затем второго – великого Давида (16, 13). Чем характерна эпоха Судей, чем она отличается от последующей эпохи Царств? – Употребляемое в Библии слово «шофет» – судия – это причастие от глагола «управлять», то есть судьи – это, скорее, управляющие, чем судящие. В книге Судей мы видим два типа судей, одни – просто управляющие, другие – герои-освободители, например, Гедеон, о котором рассказано в 6 и 8 главах книги Судей. Сам Господь в образе Ангела велел ему избавить израильский народ от грабителей-мадианитян. После победы благодарный народ предлагает Гедеону владеть (не управлять, а именно владеть) им, став родоначальником царской династии, но Гедеон отказывается: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами( Суд. 8, 23 ). Действительно, период между Иисусом Навином и монархией называется периодом теократии, когда Царем Израиля был Сам Господь; именно поэтому у Израиля не было общего правителя. Отдельные его области становились жертвами завоевателей, а потом появлялись герои-освободители, подобные Гедеону. Судьи, которые указаны в книге Судей, не были судьями всего Израиля, а лишь отдельных колен. Израиль эпохи Судей – это не централизованное государство, это такое собрание семей, родов, делившихся на двенадцать колен – по числу сыновей Иакова-Израиля. Пророк Самуил был последним из судей Израилевых, к тому же он был исключением среди них: его авторитет был велик для всего народа: И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне (3, 20–21). И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуилпророк Господень. Принципиальное отличие судии от царя: судия не мог иметь двор, свиту и войско, он не имел права собирать налоги и не мог передать свое судейское место по наследству. Он управлял, он мог наказать нарушителя закона, преступника, мог при необходимости собрать ополчение и повести его в бой; но все это лишь постольку, поскольку народ слушал его и доверял ему. Судия исполнял функции царя, но не имел привилегий царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

иером. Макарий Симонопетрский Память св. пророка Самуила 686 Св.пророк Самуил был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова 687 . Его мать Анна дек.], одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» 688 . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни. Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот когда Самуилу было двенадцать лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока обратно в постель. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и велел ответить: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, и ничего не скрыл. Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога. Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило сильным криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. Тридцать тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было девяносто восемь лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книга Судей Сведения о писателе Достоверных сведений о писателе книги Судей не имеется. По наиболее вероятному мнению, которое принимается большинством иудейских раввинов и разделяется христианскими учителями, – пророк Самуил был писателем книги Судей. Что происхождение сей книги современно Самуилу, – на это есть указание в ней самой; ибо из содержания ее видно, что она явилась в то время, когда у народа Божия были уже цари 187 , однако, еще до наступления Давидова царствования 188 , – и значит, во времена Саула, первого царя еврейского, который был современником Самуилу. А, как Самуил в слове Божием изображается первым священным писателем, с которого начинается ряд проповедников о Мессии после времен Моисеевых 189 ; то и вероятным представляется, что священно-историческая книга, открывающая собою начало нового периода в жизни Израильтян после времен Моисеевых, т. е. книга Судей – должна быть также произведением Самуила. В этом убеждает также и сходство общей мысли книги Судей с речью, которую держал Самуил, по случаю помазания Саула на царство 190 . Время написания книги Судей Выше было замечено, что происхождение книги Судей современно пророку Самуилу. Некоторые недоумения, которыми хотят ослабить вероятность вышеприведенного мнения, или даже отринуть его вовсе, удобно устраняются и разъясняются. 1 . Так, напр., говорят, что в книге Судей есть указание на храм Соломонов, под именем дома Божия 191 . Также встречается имя Иерусалима 192 , чем, будто бы, ясно обозначаются времена, позднейшие Самуиловых. Но под именем дома Божия нет никакого основания разуметь здесь храм Соломонов, ибо сим именем в писании называется скиния свидения, даже всякое место, освященное присутствием Божиим 193 . Что же касается имени Иерусалим, то из писания нисколько не видно, будто оно при Самуиле не было и не могло быть известно. 2 . Говорят, также, что писатель книги Судей сам дает заметить, что во время ее написания он находился вне земли Ханаанской, и значит, это был не Самуил – постоянный житель земли Ханаанской, а кто-нибудь из позднейших времен Вавилонского или Ассирийского плена; ибо Самуил не написал бы для современников и единоземцев о своем городе Силоме так: «Силом, что в земле Ханаанской» 194 . Но из контекста речи видно, что это выражение употреблено о Силоме только по противоположению с заиорданским городом Иависом Галаадским, из которого приведены были в Силом девицы для Вениамитян, и который действительно находился за пределами земли Ханаанской, в тесном смысле понимаемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Самуил-пророк Самуил-пророк. ( I Цap. I:20, II:11 ; Дeяh. III:24 ; Ebp. XI:32 и др.) – Самуилпророк и судья народа израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких милях на ю.-з. от Иерусалима. Отец Самуила был потомок Левия через его второго сына Каафа ( I Nap. VI, 27, 34 ). Елкана имел вторую жену по имени Феннана, от которой имел нескольких сыновей и дочерей, но Анна, его любимая жена, была бесплодна. Это служило поводом ко многим для нее неприятностям. Анна была предметом особенной любви своего мужа, что возбуждало в Феннане ревность, вследствие которой сия нередко поносила и укоряла в бесплодии свою соперницу. Даже времена священных празднеств не были свободны от этих домашних неприятностей. Во время одного из ежегодных посещенй Скинии свидения в Силоме, когда и Елкана и его семейные отправились в Силом поклониться и принести жертву Господу Саваофу, душа его возлюбленной супруги была возмущена сильной горестью вследствие непрестанных упреков со стороны Феннаны: она плакала и не ела, нежные слова ее мужа не могли успокоить ее. В горести души своей она встала, пошла в Скинию и, простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его (ст. 11). Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром. Как бы сознавая с этой минуты, что ее молитва принесена не тщетно, и пошла она в путь свой и ела, и лице ее не было уже печальное как прежде. Анна родила сына и назвала его Самуилом, потому что она испросила его у Господа. Как только позволили обстоятельства, она возвратилась и исполнила свой обет, посвятивши Самуила Богу в Силоме, и отрок остался служить Господу при Илии священнике ( I Цap. II, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

XXXII. Избрание и отвержение царя Саула Был человек сильный, в колене Вениаминовом, именем Кис, который имел сына Саула, прекрасного лицом, превышавшего ростом всех юношей Израилевых. Его послал однажды отец отыскивать заблудившихся ослиц своих, и тщетен был поиск; Саул уже хотел возвратиться, чтобы не озаботить о себе родителя; но бывший с ним служитель сказал, что недалеко живет человек Божий, который может открыть им, где утраченные ослицы. В предместии города, девы, шедшие с почерпалами на источник, сказали пришельцам, как найти Пророка, и Самуил вышел сам на встречу Саулу, ибо в предыдущую ночь извещен был Господом, о пришествии юноши, которого должен был помазать Царем. Духом Божьим узнал его Самуил и, пригласив к жертве и жертвенному пиршеству, не велел более заботиться об ослицах, «ибо кому будет принадлежать отныне все лучшее в Израиле, говорил Пророк, если не тебе и не дому отца твоего?» Изумился Саул, вспоминая свое убожество и малочисленность колена Вениаминова пред другими; но Самуил привел его, с почестью, на место пиршества, и посадил между старейшинами. Утром вывел он юношу из города, чтобы в уединении возвестить ему избрание Божье, возлил елей на главу его и, поцеловав, сказал: «Господь помазал тебя Царем людей своих в Израиле, и ты спасешь их от руки врагов; вот тебе знамения твоего избрания: при гробе Рахили встретишь ты двух гонцов, скачущих к тебе с вестью, что нашлись ослицы и о тебе сетует родитель; далее, при дубраве Фаворской, встретишь трех мужей, идущих принести жертву Богу в Вефиль, с козлищами, хлебом и вином, и они с миром дадут тебе начатки хлеба. Когда же взойдешь на холм Божий, где есть стража иноплеменников, встретишь лишь Пророков, нисходящих с тимпанами, гуслями и свирелями; тогда Дух Божий нападет на тебя; ты превратишься в мужа иного и сам будешь пророчествовать с ними. Оттоле Господь будет с тобой; ты же, предупредив меня в Галгалах, подожди семь дней, чтобы принести вместе мирные жертвы, и я скажу, что тебе делать.» Едва отступил юноша от Самуила, как изменилось в нем сердце и пришли, одно за другим, предреченные знамения, и когда встретился он с Пророками, стал прорицать с ними, ибо Дух Божий низшел на него. Удивились все видевшие его прежде и говорили друг другу: «что сделалось с сыном Кисовым? – неужели и Саул между Пророками?» так что слова их обратились в пословицу. Пророки, после Патриархов, сохраняли в народе чистое предание истинной веры, и непрестанно помышляя о законе Божьем, молились днем и ночью, о грехах народа, которому подавали пример благой жизни. Они посвящали своих последователей, называвшихся сынами пророческими, в тайны божественного писания, и раскрывали им, под чувственными образами, грядущего Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XXXIII. Помазание Давида; бой с Голиафом, гонение от Саула «Что плачешь о Сауле? Сказал Господь своему Пророку, не царствовать ему более; но наполни рог твой елеем и иди в Вифлеем, там Я вижу себе Царя в одном из сыновей Иессея.» Изумились старейшины Вифлеема, увидя древнего судью в стенах своих: «мирен ли приход твой?! Спросили они и услышали в ответ: «мирен.» – Самуил призвал, для принесения жертвы, Иессея, со всем его домом, и при виде старшего сына Елиава, втайне вопросил Господа: «не сей ли помазанник?» но Господь отвечал Пророку: «не смотри на лицо, ни на величественный возраст, ибо не так взирает Бог, как человек: человек смотрит на лицо, Бог же на сердце.» Семь сыновей своих, одного за другим, приводил Иессей пред Самуила, и ни одного из них не избрал Бог . «Разве нет у тебя более детей?» спросил Пророк. «Есть еще один младший, который пасет стада,» отвечал Иессей, и Самуил велел призвать его. Предстал отрок, светлый взором, прекрасный лицом, и Господь сказал Пророку: «помажь Давида, ибо он Мне угоден;» Самуил, взяв рог с елеем, помазал отрока посреди братьев его; с того дня Дух Божий почил на Давиде и отступил от Саула; дух лукавый напал на него. Тогда ближние Царя предложили ему найти кого либо искусного в пении, чтобы звуками гуслей рассеять его черную немощь; и Давид, сладкой песнею, взят был из дома отеческого к Царю, который полюбил отрока. Едва дух лукавый нападал на Саула, как юный Давид брался за гусли, и при звуке струн его отступал дух лукавый от Царя. Опять восстали Филистимляне на Израиля, и ополчился против них Саул. Оба стана расположились на двух противоположных горах, между коими пролегала юдоль Теревинфская; сорок дней стояли они друг против друга, без боя, потому что, со стороны иноплеменников, каждый день выходил на середину долины исполин, именем Голиаф, шести с половиной локтей вышины, с медным шлемом и щитом; железная кольчуга его весила пять тысяч сиклей, а наконечник длинного копья шестьсот. Пред ним шел оруженосец и громко кликал бойцов, из ополчения Израилева, помериться силой с исполином, чтобы поединок решил победу, и, к стыду Израиля, трепетал Саул с избранными своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скачать epub pdf Житие праведного царя Давида 8756 Память 26 декабря Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние, когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу; когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности, он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте. Данную от Бога способность к этому искусству Давид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой. В то время царем израильским был Саул. Некоторыми своими поступками он обнаружил непокорность повелениям Господним и показал, что свои собственные силы и желания он ставил выше воли и милости Царя царствующих. Тогда Господь повелел пророку Самуилу объявить Саулу: – За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. Вскоре после того Господь послал Самуила к Иессею вифлеемлянину, – ибо «между сыновьями его Я усмотрел себе царя», – сказал Господь. Прибыв в Вифлеем, пророк приказал старейшинам города приготовиться, чтобы принести жертву Богу Израилеву, пригласив к сему и Иессея с сыновьями. Когда пришли дети Иессея, Самуил, увидав старшего из них Елиана подумал, что он избранник Божий, но Господь сказал пророку: – Не смотри на вид его и на высоту роста его, Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. И ни об одном из бывших с Иессеем семи сыновей Самуил не получил откровения, тогда он спросил Иессея, все ли дети его здесь. Старец ответил, что есть еще один сын, который пасет овец; пророк приказал послать за отроком. Когда пришел Давид, Господь сказал Самуилу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 15 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом. Иер.15:1–9 . Господь не хочет простить Своему народу, потому что он не заслуживает этого. Народу остается принять все наказания, определенные ему праведным судом Божиим, и пророк видит уже осуществление этого приговора. Иер.15:1 .  И сказал мне Го­с­по­дь: хотя бы пред­стали пред лице Мое Мо­исей и Самуил, душа Моя не прикло­нит­ся к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Моисей и Самуил, как и в Пс 98.6 , выводятся здесь как такие ходатаи за народ, которых ходатайство Иегова принимал ( Исх 32.11 и сл.; Чис 14.13 и сл. 1Цар 7.9 и сл.; 1Цар 12.18 ). Но теперь даже и эти ходатаи не могли бы быть услышаны Богом – до того велика преступность народа иудейского пред Богом! – «Пусть они отойдут». Евреи, очевидно, сами явились в храм умолять о прощении. Иер.15:3 .  И по­шлю на них четыре рода казней, говорит Го­с­по­дь: меч, чтобы уби­вать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей по­левых, чтобы по­жирать и истреблять; Псы, птицы (хищные) и звери являются для того, чтобы пожирать трупы убитых иудеев и, как существа нечистые, осквернить их этим. Иер.15:4 .  и отдам их на озлобле­ние всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме. «Отдам их на озлобление» – точнее с евр.: сделаю иудеев такими, что глядя на них и на их судьбу, все народы придут в содрогание. – «За Манассию». Эта мысль представляется повторением мысли писателя 4-й книги Царств ( 4Цар 21.11 и сл.; 4Цар 23.26 ; 4Цар 24.3 ). Иеремия едва ли мог сказать, что за грехи одного царя, который притом раскаялся и был возвращен из плена (см. 4Цар 21.11 и сл.), Бог погубит все-таки все население Иудеи. Если бы он так думал, то к чему служила бы и его проповедь о покаянии, с какою он в течение долгого времени обращался к народу своему?! Очевидно, Манассия здесь является только типом грешника-иудея. И в иудеях, своих современниках, пророк видит подражателей этого нечестивого царя, почему и возвещает им погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И.Ц. Миронович Лекция 4. Период судей. Первосвященник и судья Илий. Пророк Самуил. Таинство священства может быть некоторое даже обезкураженное состояние, удивление. Мы ожидали, что в Священном Писании – как в Новом Завете – одни прекрасные собрания изречений мудрецов и замечательные притчи. А их-то как раз меньше всего, а всё остальное – история. Вот историчность Библии подчёркивается, что то, что в ней записано – не вымысел. Поэтому никакой демифологизации и быть не может – раскрывать мифы, какими будто бы наполнено Писание: все вот эти, первые особенно, главы о сотворении человека, о потопе... Да у шумеров и ассирийцев очень много подобных мифов. Нет, надо их демифологизировать! Вот такая школа была, во всём видела только собрание мифов. Если вы почитаете «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса – прямо одна мифология, выдумка. Это неверно. Посмотрите, сколько в ней исторического материала. Указываются и границы земли, и разделы её на уделы с перечислением городов. Местоположение Рая самое подробное. Из Эдема выходила река и разделялась на четыре реки. Одна втекает в такую-то землю, другая в такую-то. С какой целью? Да чтобы мы не понимали эти главы аллегорически, вот в стиле Александрийского богословия, в его крайностях. Нельзя переносить на первые главы вот эту свою аллегорию, иносказание, иначе у нас действительно получаются мифы. Нет. Когда указываются границы, они указываются с одной целью: подчеркнуть историчность повествовательного материала. То, что это не выдумка поэтов каких-то или писателей, а то, что имело место в действительности. И вот она наполнена такой историей. А поскольку вся история идёт под срезом грехопадения, непослушания издревле, с самого начала, то каков источник, таков и поток. Люди, изгнанные из Рая за свой грех. В них даже не видно и подлинного-то покаяния, а стремление оправдать себя, выгородить себя и более того: косвенно, не прямо, а хотя бы косвенно обвинить Бога в своём состоянии: «Жена, которую Ты мне дал». «Змий обольстил меня» – вот если бы не эти обстоятельства, всё было бы по-другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 5. Пророк Самуил настолько серьёзных и убедительных, чтобы он отрицал бытие Божие. Но ему не даёт верить в Бога личная скверна – не образование, не развитие его ума падшего, а скверна. Поэтому мы в молитве читаем: «очисти ны от всякия скверны». Это вот та завеса, то полотно, которое стоит между нами и Богом, а если угодно – непроницаемая стена. Скверна исходит от человека, и её источают все его чувства. Мозг куёт сомнения относительно слова Божия, потому что это уже не ум Христов. Сердце – источник зла, из сердца исходят все злодеяния. Воля адаптирована только в сторону страсти, она не хочет бороться с пороком, потому что находится в плену у этих пороков. А уже находясь в плену у этой скверны, мы и сомневаемся в бытии Божием. А сказать, что наука, небольшое образование уводит от Бога, большое образование к Богу приводит. И вот если бы это люди понимали, неверующих бы людей не было. А так, не желая бороться с собой, со своими страстьми и похотьми, человек находится у них в плену. А у кого в плену мы находимся, тому и служим, тому и потворствуем, с тем и соглашаемся (см. 2Пет. 2:19 ). Бывают отдельные проблески, когда человек сознаёт своё положение, но они опять гаснут, поскольку этот огонёк надо поддерживать, чтобы он не тлел, а возгорался. Вот трости надломленной Христос не переломит, льна курящего не угасит (см. Ис. 42:3 ; Мф. 12:20 ). Что это за сравнение у пророка? Лён курящийся – это фитиль в лампаде: масла нет, и она, не оправленная, уже не горит, а коптит. Вот такой человек – он не горит, а коптит. Но Господь и от этой копоти ждёт: а не возгорится ли она, а не образумится ли она? Так вот льна курящегося... И пока дыхание в ноздрях человека есть, никто не должен отчаиваться в своём спасении и в милосердии Божием. Мы знаем много примеров, когда люди обращались в последнее мгновение своей жизни и получали от Бога разрешение и прощение. Страшнее безразличие, когда человек ничего не утверждает и не отрицает. Вот этот агностицизм, в силу которого он как амёба: со всем соглашается, и в то же время в нём такая гниль, что обратиться к Богу с молитвой он никак не может. «А к Кому обращаться? А зачем обращаться? Я не вижу смысла. Богу молитвы наши не нужны. Он и так все знает. Зачем же Ему молиться?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010