Глава 16 Зач. 65-е. Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями Читается в понедельник 8-й недели по Пятидесятнице 1. И пристпиша (къ нем) и искшающе просиша съ нбс показати имъ. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба Кто такие фарисеи и саддукеи, было объяснено в 7 ст. гл. 3. Это были две особенные секты у Иудеев, с своими верованиями. Фарисеи, кроме закона Моисеева, принимали много различных и мелочных преданий старцев (речь И. Христа с ними относительно преданий чит. в 15 гл.). Саддукеи отвергали всякое предание и не верили во многое, напр., в загробную жизнь и т. п. Искушающе, т. е. приступили с целью уловить И. Христа в ученьи, в словах, поставить в затруднение и чрез это унизить Его в глазах народа; а между тем притворились, будто бы желают уверовать в Него, и показывали вид, что будто бы сомнение тяготит их. Потому Господь и назвал их лицемерами (ст. 3). Просиша (просили) Его (И. Христа) знамение с небеси показати им, т. е. показать какое-нибудь особенное, необыкновенное, или чудесное явление на тверди небесной, подобное, напр., чудесному грому, остановлению солнца и луны, или возвращению тени, как сделали прор. Самуил, Иисус Навин и пророк Исаия. Фарисеи и саддукеи рассуждали так: Иисус творит чудеса все на земле, а вся земля и воздух, по их верованиям, переполнены бесами, следовательно, и знамения земные творит Господь силою бесовскою, при помощи князя бесовского. Пусть же Он покажет знамение с неба, оттуда, где бесы не имеют никакой власти, как напр., Иисус Навин остановил солнце, Исаия возвратил солнечную тень и т. п. Наверное, Ему не удастся, и тогда смелее мы можем говорить, что Он не от Бога, что Он – в союзе с князем бесовским (Тр. л.). При сем, св. Златоуст прибавляет о фарисеях и саддукеях: «А не знали они, что Моисей в Египте совершил много знамений на земле; напротив, огонь, сошедший с неба на скот и детей Иова, был от диавола: из чего видно, что не все, происходящее с неба, от Бога, равно и не все, бывающее на земле, от бесов».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Путина встречали как Императора» Диакон Владимир Василик считает, что афонские отцы показали, как мы должны относиться к Владимиру Владимировичу – воистину удерживающему в смутном и сложном мире 30.05.2016 5205 Итак, дорогие друзья, скажу несколько слов относительно знакового события – визита Владимира Владимировича Путина на Афон, посещение им Протата, где его сердечно приветствовали афонские отцы, возведя его на императорское место. Этой почести удостаивались только византийские василевсы и русские цари во время посещения Афона. Путина встречали как Императора. Но я все-таки предостерег бы от преждевременных восторгов по поводу восстановления монархии и Путина в роли Императора. Для монархии нужны верноподданные, а если у нас люди живут по принципу «Своя рубашка ближе к телу» и «У каждого свой ум и толк», а большинство, как в феврале 1917 года И под эти речи шумные От гульбы и от вина Порешили люди умные Наше дело сторона. То монархии у нас не будет. А если и будет, то, как в Великобритании или как в январе-феврале 1917 года. Для монархии нужны верноподданные, верующие в Бога и почитающие Царя и Богом данную ему власть. Пока мы не довоспитаемся до этого состояния – говорить о монархии преждевременно. И, тем не менее, в некотором смысле Путина можно назвать самодержцем. Почему? Он стремится к самодержавию России, говоря современным языком, к ее суверенитету и независимости от своих олигархов и от международных транснациональных структур. Путин стремится к самодержавию духа, поддерживая Православие внутри России, православных и всех христиан за ее пределами, защищая их в меру возможности, что он постоянно показывает, в том числе своей сирийской политикой. Он неоднократно демонстрировал потрясающую выдержку и умение владеть собой. В этом смысле можно сказать, что Путин самодержец над своими страстями. На мой взгляд, это самое важное. Инициатива по возведению Владимира Владимировича на императорское место исходила от афонских отцов. Сам Путин нисколько не напрашивался, что показывает, в частности, его внешний вид. Он прибыл без галстука, с расстегнутым воротом рубашки, как бы показывая, что его посещение Афона является сугубо частным визитом. Оказанная ему почесть напоминает библейский сюжет, когда царя Давида призвал пророк Самуил от стада отца его и помазал на царство.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/30/pu...

Марк Мангано (протестант) Книга Руфь. Дейл Мейнор «Руфь» – это транслитерация еврейского (ивр.) и греческого (роив) названия книги, которое происходит от имени главной героини повествования. Книга Руфь следует за Книгой Судей в Септуагинте и во всех русских переводах, хотя в большинстве иудейских Библий она следует за Книгой Притчей в разделе, который называется Писания (ирв.), кетубим, который также известен, как агиографы). Такое место книга занимает, возможно, потому что читается вместе с остальными книгами этого раздела, во время главных иудейских праздников, в данном случае на празднике Седьмиц (то есть Пятидесятнице или празднике первых плодов). Исторический и культурный фон На фоне хаоса и анархии периода Судей ( Руфь 1:1 ), книга рисует относительно спокойную картину сельской жизни, хотя и здесь герои проходят через трудности. Кризис сказывается не только на Израиле; по разным причинам все народы Месопотамии и Средиземноморья испытывают на себе последствия похожей культурной агонии. Загнивает и Империя Хеттов, и Египет, и Вавилон, и Ассирия. Греция распадается под давлением дориан, а Народы Моря (среди которых были и филистимляне) разрушают страны Средиземноморья. Причин таких потрясений множество; среди них есть также и вполне объективные природные катаклизмы, включая серию серьезных землетрясений. Сверхдержавы древности теряют былое господство, что позволяет некоторым более мелким государствам заполнить вакуум власти. Среди новых держав – Сирия, Финикия, Едом, Аммон и, конечно, Израиль. Посреди глобального политического кризиса Израиль пытается отстоять свою независимость. Текст и автор Еврейский текст книги Руфь хорошо сохранился. Главная трудность в стихе 2:7, а главный вопрос – почему родословие помещено в конце книги (4:1822)? Автор книги неизвестен, хотя ранняя иудейская традиция приписывает авторство Самуилу. Последняя глава включает в краткое родословие Давида (4:1822), но не называет его царем. Пророк Самуил помазал Давида на царство ( 1Цар.16 ), но умер прежде, чем Давид действительно завладел престолом (ср. 1Цар.25:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Нет сомнения, Слушатели что Бог часто подает нам более, нежели сколько можем пожелать. Мы желания свои располагаем по склонностям, которые как не всегда бывают беспорочны, так почасту худых желаний бывают причиною. Бог будучи со всех сторон преблаг, или самая благость оная, будучи пресовершенная, не может нам дать, разве совершенное Вы слушатели этому, сколько можете, с радостью чудитесь: а я еще сие ж знатным примером объясню. Саул, тот прекрасного тела, а негодной души Израильский Царь, который будучи пастухом, как несколько из своего стада потерял ослов, принужден был от своего отца по всем окрестным странам искать. В сем случаи кто из вас не может отгадать: какое то было Саулово желание? Чего тогда Саул желал? Чего, как не ослов? Но смотрите, к чему его промысел привел? Саул ища ослов получил царство. Понеже Пророк Самуил в то же время, как он у него спрашивал о пропаже ослов, на Саулову главу священное льет миро, объявляет ему от Бога царство, и поставляет властителем над всем избранным Израильским народом. Видите ли, что Саул желал, и что Бог дал? неправедно ли, что Бог более подает, нежели мы сколько желаем? Мы сами, Слушатели в сем не признаться не можем. Мы когда какою мучимся болезнью, то только почти желаем, чтоб с болезненного встать одра: а Христова благодать к нашему не полному желанию тую милостивую придает речь: чадо! отпущаются тебе грехи твои: чадо! я твой первее вырываю стебль, чтоб так лучше могла твоя исцелиться рана: чадо! я первее подсекаю твоей болезни корень, а уже так сама собой изгибнет прочая злость. Потеряли мы в Адаме Божию милость, земной рай, Эдемскую сладость, бесстрастное житие: и что же бы нам здесь желать, как только чтоб потерянное возвратить? Но о Божия щедрая рука, и Создателя нашего отеческих утроб! нам чрез второго Адама Христа более дано, нежели сколько мы желали. Мы вместо земного рая небесный получили, вместо Эдема блаженство, вместо земли небо, скинию нерукотворную, вечную на небесах, где с Ангельскими ликами смесившись вечно бы самим наслаждаться Богом. Мы гонялись только за одними страстями: а получили не изглаголанную благость. Искали ослов, а получили царство. Отроча родися нам Сын и дадеся нам: «велия благочестия тайна, Бог явися во плоти», да мы Его обогатимся божеством ( 1Тим.3:16 ). Которая тайна, понеже теперь моими устами проповедуема быть надлежит; то как мне не требовать того угля, которым Исаиины уста очистились, и сделались способными к так громогласному пророчеству? А вы, Слушатели так себя приготовьте, как прилично таким, которые царские тайны хотят в свои уши принимать, а принявши в самое сердце сокрывать: почему и я и вы окажемся, что мы почитаем божественная честно. И так за благодатью Сына Божия, о котором нам теперь говорить надобно, благонадежно руку свою на дело прострем.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 22. Царь Давид В конце своего правления Саул полностью расстался с Самуилом. Между ними прекратились те отношения дружбы, которые были в начале. Самуил полностью порвал с царем и ушел к себе в Раму, где жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. «Крестный отец» еврейской монархии своими руками развенчал помазанника. После этого разрыва Саул стал страдать припадками, тяжелейшими заболеваниями, болезненно воспринимал людей и все окружение. Иногда его страхи доходили до безумия и только музыка успокаивала больного. Недавно мне задали вопрос: «Как это, злой дух от Бога был послан?» Это библейское выражение, которое соответствует тому выражению духовности, которое было у Саула. Может ли Бог послать злого духа? Этим показывается, что сам злой дух не имеет никакой силы без попущения Божьего. Надо помнить, что диавол не имеет силы над человеком, если он своими грехами не отдаляет себя от Бога, не делает себя противником Бога; если же такое случается, злой дух приходит и вселяется в человека, как это и было с Саулом. Бывает, что и на доброго человека злой дух нападает, например на Иова. У Саула была поражена именно душа. И эта больная душа вызывает в конце жизни Самуила. Саул мечется, не знает что предпринять, идет к волшебнице и там вызывает дух Самуила. В это время в доме Саула появляется Давид, человек, которому суждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей истории Израиля. Перед нами образ Давида. Ему принадлежит особое место, хотя он не был чистым пророком. Когда мы вспоминаем Давида, мы говорим: «царь, псалмопевец и пророк Давид». На первом месте стоит «царь», на втором – «псалмопевец» и только на третьем – «пророк». Давид – прежде всего основатель Иерусалима, как духовного центра Израиля. Это великий религиозный мыслитель, который свои чаяния, искания Бога выразил в псалмах как поэт-псалмопевец. Его имя связано с зарождением мессианизма и составляет самую суть Священной истории. Следует помнить, что есть как бы два Давида: есть Давид исторический и есть Давид поэтический. Одни приписывают Давиду всю книгу псалмов и Давида представляют вдохновленным мистиком, почти новозаветным христианским святым. Другие наоборот, приписывают Давиду то, что он был человек очень увлекающийся, довольно свирепый, мужественный и часто неразборчивый: проливал много крови, которую можно было и не проливать. Перед нами очень сложный, но очень типичный для своего времени человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Составляющие поста Развернуть таблицу Составляющая Описание Телесный пост Пост, который относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище. Не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению. Душевный пост При душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов, лишней информации (например, новостей), развлечений. Душевный пост должен включать в себя периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние. Духовный пост Это прежде всего, молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. При этом очень важно оказывать ближним свою любовь. Борьба со страстями составляет одну из целей постного делания христианина, но и эта цель не является главной. Очищение от страстей должно проходить на фоне сокрушенного сознания своей немощи и упования на Божию помощь.   Пост в Ветхом Завете Развернуть таблицу Вид поста Тип поста (если имеется) Пример Ссылка на стих Чрезвычайный пост (т.е. пост, который накладывался в исключительных, особых случаях) И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие. И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Всенародный пост (т.е. пост, твердый установленные в определенные дни) 9й день четвертого месяца Фаммуза (соответствующего июню), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят " филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду " во славу Господню " и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святаго преподобномученика Стефана Новаго. И святаго мученика Иринарха На Господи, воззвах: стихиры преподобнаго, на 6. Глас 6. Подобен: Все отложше: Весь от юности возложился еси Владыце,/плоти кроме быв и мирския любве, священнейше,/монах изящнейший быв, Стефане,/и приятелище Божественнаго Духа,/ибо заключился еси, блаженне, в хиже теснейшей,/вперил еси ум к небесным/зрети неизреченную доброту Христа Царя и Бога,/Егоже кланяяся образу,/пострадал еси крепчайше. Четыредесять дний, яко Владыка, постился еси,/в темнице блюдомь,/тебе самаго ко страданию уготовал еси,/священне Стефане,/монахом утверждение и мучеником удобрение./Тем тя, яко звери немилостивии нападше,/якоже незлобиваго агнца влекуще,/неправедно растерзаху/и со беззаконными положивше,/страдавша крепко и со дерзновением молящася/о душах наших. Людие пребеззаконнии,/пребеззаконию повинующеся пребеззаконнаго царя, преподобне,/камением тебе яко первострадальца и честнаго Стефана нещадно побиша/и главу твою святую, отче, сокрушиша,/по улицам же влекуще суровейше,/излияша утробы твоя, всеблаженне,/ниже по смерти ущедряюще тя./О, твоего мужества! О, нрава! О, многаго терпения!/имже приял еси, Стефане, венец неувядаемый. Слава, глас 6. Студитово: От младенства Богу возложился еси, священнейше Стефане,/якоже великий пророк Самуил,/и, на гору возшед, монашески угодил еси Ему,/паки же ко страданию обнажился еси мужески,/и за образ Его изгнания и скорби подъял еси терпеливнейше,/и узы, и темницы претерпел еси,/влачимь, и биемь, и камением побиваемь,/и главою сокрушаемь,/венцев сподобился еси от Христа Бога./Того моли любовию совершающим твою присночестную память/избавитися от страстей, и искушений, и будущия скорби/и спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Агнца Своего Агница нескверная древле/и непорочная Владычица/на Древе крестнем яко узре,/матерски восклицаше и, дивящися, вопияше:/Чадо сладчайшее,/что зрение сие новое и преславное?/Како сонм безблагодатный судищу Пилатову предаде Тя/и осуждает на смерть Живота всяческих?/Но воспеваю Твое неизреченное, Слове, снизхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самуил Последним судьею народа израильского был пророк Самуил , из колена Левия. Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом , что значит – испрошенный у Бога . Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илий был в то время также и судьею народа Израильского. У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии. Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий. Однажды Самуил сквозь сон услышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил!» Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: «вот я, ты звал меня». Илий ответил: «я не звал тебя; пойди назад ложись». Самуил пошел и лег, и снова голос позвал его: «Самуил, Самуил!» И вторично Самуил пришел к Илию, но Илий снова ответил, что он не звал его. Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Самуил лег и опять услышал голос, звавший его. Самуил ответил, как научил его Илий. Тогда Господь открыл Самуилу, что весь дом Илия погибнет за то, что Илий знал, как нечестиво поступают сыновья его и не обуздывал их. На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание. Скоро исполнилось предсказание Самуила. Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями – священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих . Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Помазание и избрание Саула на царство Последним судией израильтян был пророк Самуил. Когда он сделался стар, то поставил-было судиями своих сыновей. Но старейшины от всего народа пришли к нему и сказали: – Поставь нам царя! И будем мы, как прочие народы. Будет судить нас царь наш. И будет предводительствовать нами, и вести войны наши. Самуилу эта просьба народная не понравилась. Он знал, что Сам Бог царствует над Израилем. И боялся за народ свой: не отступил бы он от Бога, когда изберет себе царя, по примеру других народов. И стал пророк Самуил молиться, и вопрошать Господа. И сказал ему Господь: – Послушай голоса их! Поставь им царя! Тогда сказал Самуил старейшинам Израилевым, чтобы они шли, пока, каждый в свой город. В это время, в колене Вениаминовом, жил знатный человек Кис. У Киса был сын Саул, юноша высокого роста и необыкновенной красоты: никого не было красивее Саула. У Киса были свои поля и рабочий скот. Отец приучал и сына с ранних лет заниматься хозяйством. Однажды Кис позвал сына и сказал ему: – Встань! Возьми с собой слугу и пойди, поищи ослиц: ослицы пропали у нас. Саул пошел со слугою. Они обошли много мест, но нигде не находили пропавших животных. И сказал Саул слуге: – Пойдем домой! Теперь отец будет беспокоиться уж не об ослицах, а о нас. Но слуга сказал: – Вот тут будет город... В нем живет человек Божий, Самуил, прозорливец. Что он скажет, все сбывается. Пойдем к нему: может быть, он укажет нам путь, по которому идти. Саул сказал: – Хорошо ты говоришь: пойдем! И пошли в город, где жил человек Божий. Недалеко от входа в город, они встретили девиц- горожанок, идущих за водой, и спросили их: – Есть ли здесь прозорливец? Девицы сказали им: – У нас сегодня жертвоприношение за городом. Народ собрался и ждет там прозорливца. Он придет, благословит жертву, и, после того, званные сядут с ним за обед. Спешите, вы его еще застанете в городе! Саул со слугою пошли в город. И вот, идет им навстречу Самуил. Саул не знал пророка Божия. А Самуилу еще за день было открыто Богом:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010