В праздник Всемилостивого Спаса Святейший Патриарх Московский совершил Божественную литургию в Вознесенской Давидовой пустыни 14 августа, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса и Божией Матери), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил подмосковную Вознесенскую Давидову пустынь. По прибытии в обитель Его Святейшество приложился к мощам прп. Давида, Серпуховского чудотворца, основателя монастыря, почивающих в Знаменском храме монастыря. Затем в соборе во имя Всемилостивого Спаса Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископы Можайский Григорий и Орехово-Зуевский Алексий; епископы Илиан; Биробиджанский и Кульдурский Иосиф; Видновский Тихон; Серпуховской Роман, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни. В торжествах в Давидовой пустыни приняли участие: исполняющий обязанности губернатора Московской области Г.О.Пархоменко, министр культуры Российской Федерации А.С.Соколов, глава Чеховского муниципального района А.И. Чибесков. Храм, где проходила Патриаршая литургия, не смог вместить всех верующих, прибывших на праздник в обитель. Поэтому многие молились на улице, перед храмом. После окончания богослужения Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. А.И. Чибесков вручил Его Святейшеству знак Почетного гражданина Чеховского муниципального района. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви также обратиться к насельникам монастыря и всем участникам торжеств с балкона игуменского корпуса. После этого по случаю праздника состоялся торжественный прием в трапезной палате церкви Всех Святых. Во второй Святейший Патриарх Алексий посетил подворье Вознесенской Давидовой пустыни, которое расположено в деревне Талеж, недалеко от монастыря. На территории подворья находится источник родниковой воды, освященный в честь прп. Давида Серпуховского и украшенный мозаичной иконой Божией Матери " Живоносный источник " . Подворье имеет храм прп. Давида, две купальни и звонницу.

http://pravoslavie.ru/18279.html

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в соборе Зарайского кремля августа 2016 В Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, 14 августа, Святейший Патриарх Кирилл побывал в подмосковном Зарайск, которому исполнилось 870 лет. Поездка также была приурочена к празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Он пребывает в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля. 11 августа отмечается принесение иконы из Херсонеса в Зарайск (1225). В этот же день 2013 года святыня была возвращена из Центрального государственного музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В Иоанно-Предтеченском соборе Предстоятель помолился у чудотворной иконы святителя Николая, после чего возглавил служение Божественной литургии. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий, епископы Илиан (Востряков) Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Балашихинский Николай Искитимский и Черепановский Лука, Карасукский и Ордынский Филипп, Каинский и Барабинский Феодосий, Зарайский Константин, Анадырский и Чукотский Матфей, а также духовенство Московской областной епархии. На богослужении присутствовали губернатор Московской области Андрей Воробьев, другие представители местных органов власти. Святейший Патриарх и собор иерархов совершили хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За богослужением была совершена хиротонии диакона Михаила Климова, клирика московского храма Преображения Господня в Тушине, в сан иерея. Предстоятель напутствовал епископа Вилючинского Феодора, викария Петропавловской епархии, и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Новости В Амурской области встретились крестные ходы Владивосток-Москва и Якутск-Москва 15.08.2007 10:37 Благовещенск, 15 августа. 14 августа в городе Сковородино (Амурская область) встретились крестные ходы Владивосток-Москва и Якутск-Москва, проводимые по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» и посвященные историческому воссоединению Русской Православной Церкви. Эти молитвенно-покаянные шествия, первое из которых преодолело уже более двух тысяч, а второе - около тысячи километров, сошлись в первый день Успенского поста, в Праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, откуда и идет традиция крестных ходов. У въезда в Сковородино паломников торжественно встретил настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного священник Виктор Король с прихожанами. Участники крестных ходов пробудут в Сковородино три дня. Они будут участвовать в богослужениях, встретятся с представителями местной администрации и жителями, посетят один из отрядов пограничников, сообщает РИА «Восток Медиа» . Находясь в Благовещенске, паломники молились в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы перед дальневосточной святыней - Албазинской иконой Божьей Матери. Теперь они со списком этой чудотворной иконы, который по благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила принимает участие в крестном ходе Владивосток-Москва, совершат поездку в казачью крепость Албазин, где была явлена эта святыня. Эта крепость (ныне - село Албазино) основана в 1650 году на границе с Китаем знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым. 17 августа участники крестных ходов планируют выйти на маршрут. Некоторое время они продолжат движение одной группой. 21-22 августа крестоходцы прибудут в поселок Ерофей Павлович, расположенный вблизи с границей с Читинской областью. До Урала маршрут проляжет через Забайкалье и Сибирь. Затем крестные ходы снова разделятся: группа из Якутска пойдет на Екатеринбург, группа из Владивостока - на Челябинск.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Православные праздники в 2017 году Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно» Я хочу начать с того, что это невероятно, как нам удавалось год за годом праздновать величайшее событие человечества в этом особом лагере, где все было запрещено, где каждый шаг, предпринимаемый ради празднования Рождества, был чрезвычайно опасен, где постоянно приходилось применять сноровку, хитрость и мужество, чтобы сбить с толку безжалостный конвой. Рождество Христово в стране выходных Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). Новогодняя битва с ветряными мельницами Сидят, как на иголках, нервные, еду под лупой рассматривают, на куранты крестятся, от телевизора отворачиваются. Все им Рождество, да Рождество… Вроде хочешь, как лучше, но им не угодишь… Вот новый поворот Новый год дается нам как событие, через которое мы можем ощутить свою сопричастность Божьему миру. Наверное это не единственное, чем сопричастность может быть понята человеком, но начать я бы хотел с небольшого экскурса в астрономию. Богородица на смертном одре Закрыта та книга, первые слова которой — «В еврейском городке Назарете жили бездетные благочестивый старец Иоаким и его жена Анна...». Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет Бывает, что годами мы молимся Богу, а всё остаётся так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Медовый Спас 14 августа 2016 года Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Именины в июне, православные праздники в июне

http://pravmir.ru/tag/prazdniki/page/4/

Священник сам сопровождал свои возгласы и чтение ектений одновременным переводом 14 апреля. ПРАВМИР. В храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской по благословению митрополита Смоленского и Рославльского Исидора состоялась литургия на жестовом языке. Богослужение провел руководитель клуба для глухих и слабослышащих «Глас» иеромонах Николай (Золотов). Служба на жестовом языке была проведена в Смоленской митрополии впервые, сообщает официальный сайт митрополии. Она имеет ряд отличий от Литургии с сурдопереводом, которая совершается при храме святых Новомучеников уже в течение года. Если раньше сурдопереводчики переводили всю службу целиком, то в этот раз священник сам сопровождал свои возгласы и чтение ектений одновременным переводом. Переводчики переводили на язык жестов только то, что исполнял хор. По благословению правящего архиерея в течение всей Литургии были открыты Царские врата. Это было сделано для того, чтобы неслышащие прихожане могли следить за жестами священника в то время, пока он находится в алтаре. Члены общины глухих уже освоили «Символ веры» и «произносят» его в нужный момент литургии соборно, так же, как и молитву «Отче наш», отмечается в сообщении. Это сплачивает членов общины, дает им большую радость, ощущение единения, причастности к общему делу священника и мирян — Божественной литургии. Богослужение на жестовом языке для членов общины «Глас» было проведено в нижнем храме в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня при Духовном центре храма Новомучеников. Здесь же на первой неделе Великого поста было организовано чтение Канона святого преподобного Андрея Критского с сурдопереводом, проводится исповедь и соборование для глухих. В феврале в Свято-Троицком соборе Ижевска также впервые в истории прошло богослужение для глухих, сопровождаемое сурдопереводом. Уникальным опытом проведения подобных служб поделились гости из Вятской епархии — духовник Вятской общины глухих и слабослышащих людей во имя святой царицы Елены священник Игорь Шиляев со своими помощниками.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-na-zhest...

Основной праздник этого дня называется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. Медовый Спас 14 августа в 2019 году (1 августа по церковному календарю) — день, изобилующий для Православной Церкви событиями. Медовый Спас и Успенский пост в 2019 году Основной праздник этого дня называется «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас). Маккавеи

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

На Валааме установлен новый памятный крест Валаам, 15 августа 2015 г.      Братия Валаамского монастыря вступила в Успенский пост и отпраздновала Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Накануне праздника на утрени, во время великого славословия, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.      Сложное словосочетание " Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста " фактически переводится как «Крестный ход»: в Константинополе именно в августе месяце часто происходили эпидемии, и в соответствии с этим утвердился обычай обходить город Крестным ходом «для освящения мест и в отвращение болезней» с частицей Животворящего Креста, на котором был распят Христос. Крест для православных христиан является символом покорности, терпения, смирения. Подобно Господу Иисусу Христу, мы должны идти через жизненные страдания безропотно, по послушанию, по промыслу Божьему, который совершается над нами.      Православная Церковь придает большое значение правильному и благоговейному изображению на себе крестного знамения: «Да не стыдится каждый из нас исповедовать Распятаго, - пишет нам святитель Кирилл Иерусалимский. - Пусть каждый изображает рукою знамение святого Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он - великое предохранение от всех бед и несчастий». Вся жизнь православных христиан связана с крестом: это и нательный крест, надеваемый во время Крещения, это кресты на храмах, и крестное знамение, которым осеняют себя верующие для защиты от врагов видимых и невидимых.      Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня знаменует начало строгого Успенского двухнедельного поста. Эти две недели мы все проведем в сугубой молитве и покаянии, будем воздерживаться от увеселений, от вкушения рыбной и молочной пищи. Церковным уставом в эти дни предписывается такая же строгость, как и в Великий пост.

http://pravoslavie.ru/81369.html

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://pravoslavie.ru/2483.html

14 августа Русская Церковь чтит праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и память святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника. Греческое название праздника Изнесения Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня — Προδοςτοτιμου κα ζωοποιο Σταυρο. Слово προδος означает «торжественное шествие» . Возник этот малый господский праздник в Константинополе не позднее IX в. и был изначально местным. По традиции в этот день освящали воду. Из императорского дворца выносился Честной и Животворящий Крест Господень, и торжественная процессия шла с ним крестным ходом по всему городу, который длился несколько дней. Во время шествия Крест Господень выставлялся для поклонения верующим в разных церквях. Крестный ход заканчивался 14 августа по старому стилю, и Крест возвращали в императорский дворец . С распространением Иерусалимского Устава этот праздник пришел и на Русь, где на водосвятный молебен стали приносить для освящения мед нового урожая, что впоследствии стало традицией. Именно поэтому и появилось народное название праздника — Медовый Спас. Служба Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня соединяется со службой святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Как отмечает архиепископ Сергий (Спасский), святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых . Святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых Изначально прозвище Маккавей (евр. Makkevet— молот) принадлежало только одному из сыновей ветхозаветного священника Маттафии, но позднее так стали называть вообще всех защитников и исповедников веры времени гонений Антиоха Епифана. Подвиг мучеников, которых мы сегодня вспоминаем, описан во 2 Макк. Почтенного старца, девяностолетнего книжника Елеазара, язычники пытались заставить предать веру. Получив отказ, они стали просить его лишь сделать вид, что он ест свинину, которая запрещена для употребления в пищу законом Моисея, в обмен на сохранение жизни. Елеазар отверг их предложение и сказал, что не пойдет на лицемерие ради краткой земной жизни, чтобы не ввести в заблуждение юных:

http://pravoslavie.ru/141095.html

3 ноября, 2015 Что означает слово «Спас»? Какова история этих праздников? С чем связаны названия «Медовый», «Яблочный», «Ореховый»? Содержание статьи Что такое Спас? Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника , посвященных Христу : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Значение слова «Спас» Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой  смертью . Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу. Медовый спас Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться. Итория Медового Спаса Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и  получали долгожданное здоровье .

http://pravmir.ru/spas/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010