На Литургии присутствовал президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова Борис Жигалев. Богослужение состоялось в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют «Медовым Спасом», 14 августа принято освящать мед, собранный в этом году. В ходе богослужения митрополит Георгий совершил освящение меда. 14 августа глава Нижегородской митрополии отмечает день рождения. Он принимал поздравления от собратьев-архипастырей, нижегородского духовенства, настоятельниц монастырей и мирян. От всей епархиальной семьи владыку Георгия поздравил епископ Илия. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих преподнесла митру. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками — днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев. «После десятилетий гонений на Церковь наступило время духовного возрождения. И сегодняшнее радостное событие — яркое тому подтверждение. Самое главное, что вера возрождается в душах людей. Пусть этот храм поможет многим людям найти дорогу к Господу», — сказал он и подарил всем сослужившим архипастырям и настоятельницам монастырей иконы святителя Спиридона Тримифунтского. Всем присутствующим в храмы были розданы маленькие иконки этого святого. В этот же день митрополит Георгий посетил многофункциональный медицинский центр имени святого праведного страстотерпца врача Евгения (Боткина). Медицинское учреждение располагается на территории Нагорного благочиния Нижегородской епархии. У здания медицинского центра управляющего епархией приветствовали начальник этого госпиталя полковник медицинской службы Олег Тутаев и его сотрудники.  В мероприятии приняли участие благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Сорокин, исполняющий обязанности руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Владимир Кузнецов и другие клирики епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Затем Святейший Патриарх совершил чин Великого освящения Казанского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент; архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан; епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель губернатора Г.В. Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н. Дятлов, мэр Козельска И.М. Богачев. По возвращении в Свято-Введенскую Оптину Пустынь Его Святейшество посетил Иоанно-Предтеченский скит. В сопровождении наместника монастыря архимандрита Венедикта Патриарх побывал в келии преподобного Амвросия Оптинского и на святом источнике, расположенном напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита. Патриарх также посетил хозяйственные угодья Оптиной пустыни. Вечером того же дня Его Святейшество совершил Всенощное бдение с чином выноса Креста. 14 августа, в праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господняв сослужении тех же архипастырей  Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в Казанском соборе Свято-Введенской Оптиной Пустыни. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель губернатора Г.В. Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н. Дятлов и мэр Козельска И.М. Богачев. По окончании Литургии Святейший Патриарх Алексий совершил освящение меда, после чего обратился к молящимся с приветственным словом. Поблагодарив губернатора Калужской области А.Д. Артамонова за поддержку, которую оказывает Оптиной пустыни и другим обителям Калужской епархии областная администрация, Святейший Патриарх Алексий вручил ему орден св. благоверного князя Даниила Московского II степени. Предстоятель Русской Церкви наградил также наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта орденом прп. Серафима Саровского III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/52022.html

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

http://pravoslavie.ru/28980.html

Церковь Спаса в Рядах принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы середины XVIII в., выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Это бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный и оштукатуренный. Основной двусветный четверик с низким полукружием алтаря завершен четырехскатной кровлей с луковичными главами на восьмигранных глухих барабанах. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Декор фасадов состоит из своеобразных полуколонок с филенчатым основанием и импостом, поставленных с отступом от углов четверика, пояса поребрика над цоколем, многополочного карниза и трех архивольтов у кокошников с каждой из сторон. Такие же колонки, но очень укороченные, расположены между окон на апсиде. Необычный для Костромы наличники оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками, явно тяготеющие к архитектурным памятникам Галича того же времени: они имеют форму рамки с полуколонками и треугольными фронтонами. Барочный характер лишь у барабанов глав с филенками на узких раскрепованных диагональных гранях, нишами с арочным обрамлением – на основных, и карнизом с сухариками. Престольные праздники [ править править код ] Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице - 14 августа Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - 14 августа Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Как добраться [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, Кострома, Центр Красные ряды, 129 Телефон: (4942) 37-27-76 Электронная почта: info@kostromaeparhia.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 8.00 до 16.00. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Исповедь - с 8.00 Литургия - с 9.00 Вечернее богослужение - с 16.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Храм Всемилостивого Спаса в Гостином дворе, Кострома Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всемилост...

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь,- напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим». Начало Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе храма в честь Святой Софии - Премудрости Божией. С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». В этот же день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас). 19 августа - Преображение Господне Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (см.: Мф. 17, 1-6), Марка (см.: Мк. 9, 1-8), Луки (см.: Лк. 9, 28-36). В последний год Своего земного служения Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется. Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.      – Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника. – 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

http://pravoslavie.ru/81417.html

До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова. Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими. Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века). XX-XXI век. В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_на_...

Равноапостольная Мария Магдалина 5 августа отмечается память прославленного в лике святых в 2001 г. праведного воина Феодора – знаменитого российского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова , который не только много потрудился ради славы Отечества, но и был человеком высокой духовной жизни. Св. Праведный Фёдор Ушаков Память святых страстотерпцев братьев Бориса и Глеба, во крещении Романа и Давида , церковь празднует 6 августа. В этот день в 1015 г. князь Борис был убит по приказу брата Святополка, претендовавшего на княжеский престол. Через некоторое время был убит и младший брат Глеб. С первой половины XI в. святым мученикам установлено общее празднование. Святые князья Борис и Глеб 9 августа мы отмечаем день памяти великомученика и целителя Пантелеимона , искуснейшего врача-безмездника. После принятия святого крещения Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим и убогим, исцеляя именем Господа Христа. Святой претерпел мученическую кончину в 305 г. по приказу императора Максимиана. Святой Пантелеимон Целитель 14 августа – начало Успенского поста и праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня . В Константинополе Древо Креста выносили на улицы для освящения и предотвращения болезней. На Руси этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 г. В этот день также освящается мед нового урожая, поэтому праздник в народе именуется Медовый Спас. Великий Двунадесятый праздник Преображения Господня церковь отмечает 19 августа. Во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос показался апостолам Петру, Иоанну и Иакову в Свете Божественной Славы – чтобы затем, увидев распятие, они не усомнились в Его учении, а проповедали миру, что Христос есть Сын Божий. Празднование этого события совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день принято освящать плоды, а праздник в народе называют Яблочный Спас. 28 августа – еще один Великий Двунадесятый праздник, Успение Пресвятой Богородицы . Для прощания с Богородицей, заранее извещенной Архангелом Гавриилом о конце Ее дней, чудесным образом собрались все находящиеся в разных местах апостолы, кроме Фомы. После молитвы Богоматерь предала Свою душу в руки Господа. Кончину Божией Матери называют Успением потому, что смерть не коснулась Ее. Она уснула для жизни временной, чтобы тут же проснуться для жизни в вечности со Своим Сыном.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

Храм был закрыт в 1937 году, помещения использовались как склад швейного предприятия «Весна». Храм был возвращен верующим весной 1992 года, тогда он был освящен повторно, а чином Великого освящения — в 2003 году. 19 апреля 1992 года вВербное Воскресенье была отслужена первая Божественная Литургия. Современным возрождением приход храма обязан деятельному участию Михайловой Марии Сергеевны (15.06.1905— 15.02.1996). До выхода на пенсию Мария Сергеевна занимала должность зав. кафедры английского языка Горьковского Сельскохозяйственного Института, ей была защищена кандидатская диссертация и написан ряд научных работ. С группой единомышленников Мария Сергеевна собрала и передала властям документы и подписи, требующиеся для открытия храма. Мария Сергеевна являлась постоянной прихожанкой храма, где и была отпета после своей кончины. Современное состояние [ править править код ] Со времени возрождения храма в 1991 г. его настоятелем является протоиерей Игорь Пономарев (в настоящее время секретарь Нижегородской епархии). Также в 1990-х и 2000-х гг. в клире состояли иерей Михаил Гущо, иерей Владимир Абрамов, иерей Евгений Гусев (скончался в 2007 г.), иерей Сергий Кутлаков, диакон Владимир Шашков, диакон Димитрий Юсов, митрофорный протоиерей Константин Минюхин, прот. Анатолий Мешков и др. Детская воскресная школа была возрождена в 1997 году. По субботам действует образовательный лекторий для взрослых. В 2010 году издательский совет Нижегородской епархии выпустил книгу, составленную историком и краеведом Ольгой Дёгтевой, «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде». Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - 14 августа Как добраться [ править править код ] Адрес храма : Россия, г.Нижний Новгород, ул. Максима Горького 177а, 603 155 Телефон храма : +7(831) 262-23-53 Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всемилост...

Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Строительство деревянного монастырского комплекса началось весной 1525 г. и было завершено, вероятно, к концу строительного сезона (т. е. к осени того же года) (Там же. С. 268). Наиболее подробная запись об основании обители содержится в Постниковском летописце, составленном в 40-50-х гг. XVI в.: «Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь пречистыя богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи» (ПСРЛ. Т. 34. С. 15). Посвящение храмов новой обители было неслучайным. Торжественный въезд Василия III в Смоленск состоялся 1 авг. 1514 г. Вел. князь, как потомок Палеологов, уделял особое внимание визант. составляющей церковного праздника этого дня - Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также дня памяти Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (28 июля). Триумф Василия III, входившего в освобожденный от латинян Смоленск, напоминал описанный в визант. источниках триумф имп. Михаила VIII Палеолога при его вступлении вслед за иконой Божией Матери «Одигитрия» в Константинополь 15 авг. 1261 г. В текстах рус. Прологов тема праздника 1 авг. сохраняла визант. имп. мотивы и была представлена как объединяющее вел. князя Московского и визант. императора шествие с иконой и крестом ( Плюханова. 2016. С. 374-385). В месяцеслове Троицкой Псалтири c восследованием (датируется Б. М. Клоссом 1528 г.) под 28 июля наряду с празднованием апостолов Прохора и Никанора указано празднование «Сретение Пресвятыя Владычици Смоленьскыя» (Там же. С. 387). Возможно, это 1-е упоминание праздника 28 июля, к-рый отмечен именно как Сретение Смоленской иконы Божией Матери и связан не с проводами иконы в 1456 г., а именно с победой Василия III и взятием Смоленска в 1514 г.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010