Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Крест Христов – орудие спасения нашего. «Ты – Божественная победа, Ты – соделование нашего спасения, Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя Тя освяти!» (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим  великое таинство искупления  человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» август 2022 32 мин., 01.08.2022 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. 2022. FOMA. RU Обложка : Фото: Бонсай — специально выращенное миниатюрное дерево (Япония), — отраженное в загадочной, переливающейся темнозеленой глади воды и рождающее философское ощущение бесконечности. Внизу надпись: ЖИВИ С ЧУВСТВОМ БЕЗ СМЕРТИЯ. Пролог : Игорь Меламед (1961-2014) . « Каждый шаг дается с болью. ..». Стихотворение. Фото//Фома. август 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. август 2022. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. [В Х веке в Константинополе сложилась традиция в августе ходить по городу крестным ходом со святынями. Главной святыней был Крест — тот самый, на котором распяли Господа Иисуса Христа. «Происхождение» в названии праздника — это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию: во время праздника Крест торжественно несли по городу. Поэтому к названию добавляют поясняющее слово — «изнесение», указывающее на то, что святыню на крестный ход выносили из царской сокровищницы. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день из алтаря на середину храма выносится для поклонения украшенный крест]. Ил.: Книжная миниатюра. Византия, XIII b. — С.4; 19 августа. Преображение Господне . [Накануне Своих страданий и крестной смерти Христос берет с собой троих ближайших учеников и ведет их на гору. Там во время молитвы Он преображается перед ними, являя им Свою божественную природу: ... преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, с которыми Господь беседовал об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний]. Ил.: Преображение Господне. Гюстав Доре. XIX b. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-232-...

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Медовый стол на Медовый Спас в 2024 году Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 11 августа, 2016 Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Рецепты Медового Спаса. В этой статье вы найдёте краткую историческую справку о Медовом Спасе и узнаете, что можно приготовить к этому посту в 2024 году. Медовый Спас в 2024 году На Первый Спас и нищий медку попробует Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, на столах праздничные скатерти, даже воздух — и тот пропитан медовым ароматом. Мед гречишный, белоакациевый, липовый, полевой, цветочный… 14 августа, в первый день Успенского поста — Медовый Спас. Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий — с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов В этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

15 августа 2009 г. дети, отдыхавшие в первом международном православном лагере в Швейцарии, увозили домой памятные подарки и почетные грамоты за активное участие в жизни лагеря, расположенного в небольшом курортном городке Лейзан. 14 августа, когда праздновалось Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, состоялось торжественное закрытие лагерной смены «Благовестник», праздничный концерт и подведение итогов. В течение двух недель при финансовой поддержке фонда «Русский мир» Русский детский центр (РДЦ) «Матрешка» смог впервые в истории Швейцарии принимать в Водуазских Альпах (французской части Швейцарии) 30 детей от 6 до 16 лет, говорящих на русском языке. С ними постоянно находились 9 взрослых сотрудников лагеря из Цюриха, Фрибурга, Парижа, Вильнюса, Москвы и Твери. Среди детей были 13 жителей Швейцарии, Маша Кардаш с Кипра, Ричард Кунца из Литвы, Владимир, Лиза и Маша Ильины из Бельгии и 12 россиян — Варя Кудряшова из Твери, Маша Карлюк из Звенигорода и Надежда Яворская из Подмосковья (г. Мытищи), а также 9 воспитанниц (10-16 лет) возрожденной в Москве Марфо-Марииинской обители милосердия, основанной 100 лет назад Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. День в лагере, как и в обители, начинался с утреннего молитвенного правила и благословения батюшки, а заканчивался чтением благодарственных и вечерних молитв и благословением на сон. В лагере, расположенном в приходском доме Женевского прихода Русской Православной Церкви Заграницей, есть домовый храм, и дети имели уникальную возможность приобщиться не только к русской национальной культуре, но и к православной вере. В этом им помогал духовник лагеря о. Георгий Егоров, иерей храма Трех Святителей в Париже, откуда он приехал по благословлению Высокопреосвященнейшего архиепископа Корсунского Иннокентия. Это и было главным отличием лагерной смены  «Благовестник» от обычных оздоровительных детских лагерей. Вторым отличием лагеря было то, что все здесь разговаривали только по-русски. Девочки из Елизаветинского приюта Марфо-Марииинской обители милосердия, приехавшие в Лейзан благодаря спонсорам и гранту фонда «Русский мир», научили детей и взрослых петь российский гимн, с исполнения которого начиналась линейка. Жители окрестных домов каждое утро могли видеть, как кто-то из ребят, одетых в белые футболки с фирменными значками лагеря, поднимает полощущийся на ветру трехцветный российский флаг.

http://pravmir.ru/zavershil-rabotu-pervy...

Архив Пн Патриарший наместник Московской епархии возглавил торжества по случаю 25-летия возобновления монашеской жизни в Вознесенской Давидовой пустыни 16 августа 2020 г. 13:23 14 августа 2020 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Вознесенскую Давидову пустынь (село Новый Быт, городской округ Чехов, Московская область) и совершил Божественную литургию на площади перед Спасским храмом обители. В этот день праздновалось 505-летие монастыря и 25-летие возобновления монашеской жизни в обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , епископ Видновский Тихон , настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Подольского округа Московской областной епархии протоиерей Олег Сердцев, благочинный Ступинского округа протоиерей Евгений Ряполов, благочинный Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков, благочинный Домодедовского округа священник Андрей Дьячков, благочинный Чеховского окурга священник Константин Александров, благочинный Серпуховского округа священник Игорь Чабан, настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Алексий (Горлычев), настоятель Николо-Радовицкого монастыря игумен Августин (Французов), настоятель подворья Давидовой пустыни в селе Талеж (Чеховский район, Московская область) иеромонах Артемий (Подмосковный), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы священник Сергий Куксов. За Литургией молились настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря (город Серпухов, Московская область) игумения Алексия (Петрова) и настоятельница Никитского женского монастыря (город Кашира, Московская область) игумения Магдалина (Чекулаева). На богослужении присутствовали председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов, первый заместитель министра образования Московской области Елена Михайлова, председатель Подольского городского суда Андрей Юрченко, глава г.о. Чехов Григорий Артамонов, начальник управления развития отраслей социальной сферы администрации г.о. Чехов Ольга Щукина, председатель совета депутатов г.о. Чехов Галина Козина.

http://patriarchia.ru/db/text/5677017.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в соборе Зарайского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского Видео: Роман Самсонов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 14 августа 2016 г. 17:11 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в подмосковный город Зарайск. Патриарший визит приурочен к 870-летию города и празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Древний образ святителя Николая Чудотворца пребывает в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля. 11 августа отмечается принесение иконы из Херсонеса в Зарайск (1225); в этот же день в 2013 году  состоялось  возвращение святыни из Центрального государственного музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У врат Иоанно-Предтеченского собора в Зарайском кремле Святейшего Патриарха встречали: Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; временно исполняющий обязанности руководителя администрации Зарайского муниципального района О.А. Сынков. В Иоанно-Предтеченском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной иконе святителя Николая, после чего возглавил служение Божественной литургии. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и собор иерархов совершили хиротонию  архимандрита Феодора (Малаханова)  во епископа Вилючинского, викария  Петропавловской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Искитимский и Черепановский Лука ;  епископ Карасукский и Ордынский Филипп ;  епископ Каинский и Барабинский Феодосий ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Анадырский и Чукотский Матфей ; архимандрит Никон (Матюшков), благочинный Шатурского округа, настоятель Пятницкого храма с. Туголес Шатурского района Московской области; архимандрит Нестор (Жиляев), благочинный Одинцовского округа, настоятель Георгиевского собора г. Одинцово Московской области; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Петр Спиридонов, благочинный Зарайского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Зарайского кремля; духовенство  Московской областной епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/4584774.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успенский пост и его праздники 13.08.2014 542 Время на чтение 6 минут С 14 по 27 августа в Русской Православной Церкви длится Успенский пост. Это самый короткий из всех многодневных постов - он продолжается всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Центр поста - Преображение Господне, а заканчивается он праздником Успения Божией Матери. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В словах святителя Льва Великого, произнесенных им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)». Успенский пост почти такой же строгий, как Великий. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. В праздник Преображения Господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба. Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010