1 сент. отмечается начало индикта , празднуется визант. новолетие - 1-й день церковного года, что является церковным отражением соответствующего светского праздника. Исчисление времени по индиктам было установлено при имп. Константине в 312 г. Возможно, на церковное прославление новолетия указывают заключительные слова Беседы свт. Василия Великого на память мч. Маманта (2 сент., беседа 23). Этот день был праздником в К-польской Церкви и отмечен только в памятниках, относящихся к визант. обряду. Преображение. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) Преображение. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) По крайней мере с V в. известны слова св. отцов, посвященные празднику Преображения Господня . Последование этого праздника излагается в груз. переводе иерусалимского Лекционария VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pt. 1.] P. 27-28; [Pt. 2.] P. 25). Преполовение Пятидесятницы также отмечается в груз. переводе иерусалимского Лекционария ( Tarchnischvili. T. 1. [Pt. 1.] P. 161; [Pt. 2.] P. 128). Установление праздника Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 авг. связано с местным к-польским обычаем 31 июля переносить крест из царского дворца в Великую ц. и с 1 по 14 авг. носить его по городу. Как объясняется в нек-рых позднейших источниках, т. о. старались предупредить опасность возникновения эпидемий. В этот день традиционно освящали воду (см. ст. Водоосвящение ). До перехода на Иерусалимский устав 1 авг. оставалось местным праздником К-поля, с распространением Иерусалимского устава на Востоке этот день стал праздноваться повсеместно ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 294-296). Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в К-поль, отмечаемое 16 авг., имело место в 944 г. (при имп. Константине Багрянородном), после чего и был установлен праздник. Он отмечается в памятниках Студийского и Иерусалимского уставов. На Руси были установлены неск. новых Г. п., напр. торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресв. Богородицы. Этот праздник 1 авг. впервые отмечался в XII в. Исторические источники связывают его с 2 близкими по времени событиями: победами кн. Андрея Боголюбского над булгарами в 1164 г. и визант. имп. Мануила над сарацинами в 1160 г. Несмотря на то что в нек-рых позднейших источниках говорится об установлении праздника греками, в греч. памятниках его нет, а в русских он упоминается уже в Кондакаре кон. XII - нач. XIII в. (РГБ. Троицк. 24). Полное гимнографическое последование помещается в богослужебных книгах с XV в., составленных по Иерусалимскому уставу ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 296-297).

http://pravenc.ru/text/166339.html

Здесь, на келлии «Панагия», президент Молдовы передал в дар афонским монахам копию Гербовецкой чудотворной иконы Божией Матери, считающейся покровительницей Молдовы. Как отметил глава Молдовского государства Игорь Додон, «Мы привезли эту икону Божией Матери из Молдовы и принесли ее на Вершину Святой Горы, и хотим оставить ее здесь в храме «Панагии» как дар от православного народа Молдовы... И пусть эта икона останется здесь на «Панагии», у Вершины Святой Горы Афон». В тот же день глава государства со спутниками спустился пешим ходом в скит Святой Анны, куда они дошли около 20.00 вечера. На ночь паломники остановились в келлии свт. Иоанна Златоуста, где рано утром 14 августа президент со спутниками приняли участие в праздничной Литургии по случаю празднования Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, празднества Всемилостивому Спасу и памяти семи мучеников Маккавеев («Медовый Спас»). Во время Литургии президент со спутниками причастились святых Христовых Таин. В этот же день глава Молдовского государства планирует посетить древний сербский монастырь Хиландар, после чего отбудет со Святой Горы на материк. В этом году глава Молдовского государства отправился на Афон с паломнической группой из Молдовы количеством 20 человек. Сопровождает группу аспирант богословия Валерий Капсамун-Ксенагос. Президент Молдовы И. Н. Додон уже третий раз посещает Святую Гору Афон. Последний раз он был здесь в марте этого года. Тогда под патронатом президента Молдовы на Афоне была учреждена международная организация «Друзья православия», где он занял должность сопредседателя. Комментарии Всего комментариев: 6 2018/10/15, 18:09:23 Волк в овечьей шкуре, однако... Зачем пригласил кардинала поганить дом? Сергий 2018/08/29, 18:20:03 Храни нас Господь! раба Божия Александра. 2018/08/24, 17:47:57 Спаси, Господи, президена,и всю страну Молдову.р.б.Нина 2018/08/19, 11:35:12 Спаси Боже!!Президент Молдовы!!уважаю виктор 2018/08/16, 16:59:08 Поздравляю всех с началом Успенского поста!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2939

Спасская церковь была построена на средства прихожан. Богослужения проводились по полному годовому кругу храмовых празднеств. Центральный престол усманской церкви — во имя Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы. Этот престольный праздник отмечается по церковному календарю 1 августа (14 августа по новому стилю). Празднуется он в первый день Успенского поста и называется " Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня " . С XI века в Константинополе в первый день августа выносили чистое древо креста и освящали дороги, улицы, воду, отвращали болезни. В Русской Церкви в этот день празднуется и крещение Руси в 988 году. Сохранилась летописная фраза: " Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 " . Православные называют Первый Спас медовым и с 14 августа пробуют новый мед. Спасская церковь названа во славу Всемилостиваго Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. " Указатель храмовых празднеств " за 1885 год подчеркивает, что именно этот праздник лежит в основе названия Спасской церкви. Кроме центрального престола во имя Спаса были еще два — по правую сторону престол святого Николая Чудотворца, а по левую — святых великомучеников Димитрия и Никиты. О Николае и Димитрии говорилось раньше в статье о деревянных церквах, им посвященных. Святой великомученик Никита, как и Димитрий, был воином. Место его страданий Молдавия. Будучи брошенным в огонь за веру Христову, он скончался в 372 году. Мощи мученика остались нетленными и находились в Константинополе. Православная вера усманцев укреплялась не только посещением своей-церкви. Они бывали и в воронежских храмах, а некоторые учились в духовной семинарии, новое здание которой было построено в 1813—1822 годах. Здесь учился и воронежский поэт И. С. Никитин, о чем и книга его " Дневник семинариста " . О жизни и вере усманцев подробно пишет священник из Тамлыка Николай Скрябин. Рукопись его очерка " Продолжение этнографии... по Воронежскому уезду с левой стороны р. Воронежа за 1851 год " ныне хранится в музее Новой Усмани.

http://sobory.ru/article/?object=05243

На богослужении присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, генеральный директор Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, председатель комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию В.А. Никонов, заместитель председателя Синодального отдела по монастыря и монашеству игумения Иулиания (Каледа). По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева посетил Успенский мужской монастырь Саровская пустынь в городе Саров, где совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемого Успенского собора обители. Здесь же прошел круглый стол «Вера и наука взаимодействие во благо России» и состоялась беседа с учеными Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Вечером того же дня Предстоятель Русской Православной Церкви вылетел в Москву. 14 августа 2016 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в подмосковный город Зарайск. В Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля Его Святейшество поклонился иконе святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Данный образ угодника Божия издревле почитается православными людьми и прославился как «Никола Зарайский». В сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия, епископа Илиана (Вострякова), епископа Серпуховского Романа, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Балашихинского Николая, епископа Искитимского и Черепановского Луки, епископа Карасукского и Ордынского Филиппа, епископа Каинского и Барабинского Феодосия, епископа Зарайского Константина, епископа Анадырского и Чукотского Матфея и духовенства Московской областной епархии была совершена Божественная литургии, во время которой состоялась хиротония архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии. За богослужением присутствовал губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

Поселок Игра. 14 августа. Четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице. В день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня в районном центре Игринского района торжественно отметили завершение строительства колокольни храма Иоанна Богослова. Торжество началось совершением праздничной Литургии, которую возглавил Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, управляющий Удмуртской Митрополией. Митрополиту сослужили: архимандрит Виктор (Сергеев) избранный Епископом Глазовским и Игринским (27 июля 2014 г. Священным Синодом РПЦ), протоиерей Павел Белокрылов и духовенство Иоанно-Богословского храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение «ПРОШЕНИЕ» Церковь при селе нашем деревянная, построенная в 1862 году, непоместительная, ветхая и угрожает падением, а потому обращаемся к вашему Преосвященству с нижайшей просьбой разрешить и благословить. Начать постройку каменного храма по настоящему проекту с оставлением прежнего имени храма святого Апостола и Евангелиста. Иоанна Богослова. При сем считаем, не изменим почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что для постройки каменного храма имеется заготовленного кирпича более 300 тысяч, готов бутовый камень, и имеется запасной капитал при церкви, и производится расклатка с прихожан в податях на постройку храма. На что и ожидаем Вашего Преосвященства Архипасторской резолюции. К сему прошению села Игра Иоанна-Богословской церкви: Священник Николая Сильвинский Диакон Дмитрий Тронин Псаломщик Никандр Чемоданов Псаломщик Василий Тронин Игринский волостной старшина Волков. Прошение было удовлетворено и строительство нового здания храма началось в 1897г. Храм был выстроен по архитектурному проекту И.Чарушина с автономным отоплением и котельной в подвальном помещении. Строительство шло 10 лет. Здание получилось очень красивое с куполами и колокольней. В архивной справке Госархива г.Кирова 1907 г. указывается что «при церкви 26 октября 1868 г. открыто церковное попечительство, а в 1873 г. открыта церковно-приходская школа. Новая церковь была освящена в 1907г. Старая церковь была перенесена на приходское кладбище»

http://sobory.ru/article/?object=02842

(в День поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову), 13 марта 2016 г. (в Неделю сыропустную), великое повечерие с литией и утреню - 6 апреля 2016 г. (в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), утреню с чтением Великого акафиста Божией Матери - 15 апреля 2016 г. (в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), всенощные бдения - 8 июня 2016 г. (в канун праздника Вознесения Господня), 13 августа 2016 г. (в канун праздника Происхождения/изнесения/Честных Древ Животворящего Креста Господня), 17 сентября 2016 г. (в канун Недели 13-й по Пятидесятнице) и 1 октября 2016 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, по Воздвижении), Божественную литургию - 23 октября 2016 г. (на празднование памяти святых отцов VII Вселенского Собора), 26 ноября 2016 г. (в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского), Литургию Преждеосвященных Даров - 1 марта 2017 г. (в среду первой седмицы Великого поста) и 12 апреля 2017 г. (в среду Страстной седмицы, день памяти преподобного Иоанна Лествичника), всенощные бдения - 4 марта 2017 г. (в канун Недели 1-й Великого поста), 1 апреля 2017 г. (в канун Недели 5-й Великого поста), утреню и вечерню - 13 и 14 апреля 2017 г. (в канун пятницы Страстной седмицы и в Великий Пяток), Божественную литургию - 14 мая 2017 г. (в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне), всенощное бдение - 16 сентября 2017 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице), всенощное бдение и Божественную литургию - 9 и 10 декабря 2017 г. (в неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Знамение»), всенощные бдения - 3 февраля 2018 г. (в канун Недели о блудном сыне) и 17 февраля 2018 г. (в канун Недели сыропустной), великое повечерие - 19 февраля 2018 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста), всенощное бдение - 10 марта 2018 г. (в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), утреню - 23 марта 2018 г. (в канун субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), и 20; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 35; 36; 37; 38; 39; 42; 43; 44; 45; 46; 48; 49; 51; 52; 53; 54; 81; 88; 101; 110; 124; 125]

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Реквизиты храмы: Местная религиозная организация Храм Св. Михаила Архангела ИНН 7615002245/КПП 761501001 р/с 40703810377150120040 Северный банк Сбербанка России ОАО г. Ярославль к/с 301018105000000670 БИК 047888670 На Родительскую субботу 1983 г. Ныне Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Ныне протоиерей Василий Денисов, настоятель кафедрального Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска. Впоследствии архимандрит Вениамин (Лихоманов), благочинный Ярославской епархии. Ныне – епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии. В 1984–1993 гг. архиепископ Ярославский и Ростовский Платон (Удовенко), ныне митрополит Аргентинский и Южноамериканский. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа. Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Евфимий (Шутак; 1934–2000). Архимандрит Павел (Груздев; 1910–1996) – известный старец, который с 5 лет жил в монастыре, юношей был арестован и более десяти лет провел в сталинских лагерях. За свою жизнь пережил много страданий и боли, в конце ее совершенно ослеп, но при этом сохранил и даже приумножил заповеданную Господом любовь к людям и удивительную детскую простоту. Всем посещавшим его он дарил тепло, отеческую ласку и утешение, многих наставлял советом и гораздо больше – самой жизнью. А молитвой своей творил чудеса. Подробнее о нем см.: Денисов Анатолий, протоиерей. 20 лет при архимандрите Павле (Груздеве)// http://www.pravoslavie.ru/put/2802.htm ; Сергий Цветков, протоиерей. Воспоминания о старце архимандрите Павле (Груздеве)// http://www.pravoslavie.ru/put/2034.htm . Санитарная авиация. В 2006 г. семья Сергея и Елены Денисенко была награждена Патриаршим «Знаком материнства» 1-й степени, который им лично вручил Святейший Патриарх Алексий II. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег Черезов 18 июня 2014, 20:40 не гордыня,гордость за родину,за отцов,семьи их! воцерковлен сам недавно,очень тронули эти строки. irina 6 апреля 2013, 04:49 ochen polezniy dlia menia passkaz o tom kak jivut batushki v takih gluhih mestah i s pomoschiu veri v GOSPODA po molenku ustpaivaetsia.I horosho chto mnogo horoshih ludey tam,chto pomogaut.Posle rasskaza teplo i radostno na dushe.

http://pravoslavie.ru/35731.html

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа Кресту Твоему поклоняемся, Владыко . Тропарь на поклонение Кресту Праздник, совершаемый 1 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим. В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии. В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу. При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа, когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои. Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа. Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам. Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Какого числа Медовый спас в 2024 году? Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. 14 августа, 2016 Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Медовый Спас — что это за день? Вы хотите узнать про Медовый Спас 2024 года? Какого он числа и какие ограничения в пище требуется соблюдать? Тогда прочитайте нашу познавательную статью! Когда же Медовый спас в 2024 году? Медовый спас в 2024 году — 14 августа Медовый спас в 2025 году — 14 августа Медовый спас в 2026 году — 14 августа Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Но общее, «простецкое» название это дня — Медовый Спас. Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью . Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-2/

На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва. (Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9-й песни канона). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя. В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу. Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам. Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Бессмертного, смерти позорной: Распни, распни Его ( Ин. 19:6 )! – кричат они.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010