Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь в стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту. Вспоминает Церковь , как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго». Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте. Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе . Ин.19:26–27 Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов. Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь. Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его. Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. " Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Покрывая шаганьем эоны эонов, столетья столетий, что начало приняли в Нем. Мрак, где Бог. Купина и огонь. Простирание рук. Ночь и тьма, и тени смертной долина, и Дева. Ожидание всех. Тишина и скитальцев удел. Он – шагнул. Разрывается небо. «Исполнить всякую правду». Отпустить на свободу. Лето новое. Новый Завет. Исполнение – страшное, дальнее – здесь и навек. Он – шагнул. Вервь Раавы и узы плоти. Навсегда – Сын Человечь. Прореки, прореки нам о Духе! От концов земли четырех, разрывая завесу неба, навек, навсегда пламёна восходят и сходят вниз. Лестница давнего сна. Старица Дева. Раавина вервь. Путы и узы. Четыре мира конца. Он — шагнул. О, Свободный! О, Крепкий во бранех, Шаддай Элохим Адонаи Господь! Он – шагнул. Где искать Его? Где Он скрывается ныне от горних высот и престолов и сил, и пламён? Тайны Отчей Посланник. Апостол Отца. Раавина вервь Очервленная кровью. Тишина и великий покой. Новое – то, чего не было – ныне в Нем, и к Нему, и о Нем. Он – шагнул. Оставляя эоны и звезды и тверди, и сонмы светил за Собою внизу. Он – шагнул. Пойте, Пойте Ему, острова! Читайте также: Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2011 году Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня О честный Кресте! Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Воздвижение Креста Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 марта, 2022 27 сентября, 2021 27 сентября, 2021 14 августа, 2021 26 сентября, 2020 13 августа, 2020 21 марта, 2020 14 августа, 2019 14 августа, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikona-raspyatie-xrista...

Что же это за праздник и откуда он пошел? Дело в том, что 14-го августа на Руси было связано…с военной победой. В 1164 году волжские булгары — мусульмане, обитавшие в среднем Поволжье — были разбиты князем Андреем Боголюбским, а несколько их городов — захвачено. В поход князь взял с собой чудотворную икону Владимирской Божией Матери и перед битвой долго молился. Во время сражения произошло чудо: лучи света от икон Спасителя и Богоматери озарили русскую армию и воодушевленные знамением воины наголову разбили вражескую армию. Но это еще не все: оказывается, точно такое же знамение увидел византийский император Мануил, сражавшийся в тот же день против сарацин. Так, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, было установлено празднование Христу Спасителю и Его Пречистой Матери в благодарность за одержанные греками и русскими победы. А еще в этот же день празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня — когда-то местный константинопольский праздник, в 12-13 веках распространившийся на все Православные Церкви. Установление это уходит корнями в 9 век и связано оно вот с каким обычаем: в августе немало людей болело, для их исцеления и для отвращения болезней на улицы и дороги Константинополя износилось Честное Древо Креста. До самого дня Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) Крест носили по всему городу, совершая литии. В народе 14 августа — «первый» или «медовый Спас», потому что по традиции в этот день освящается мёд. В августе — целых три праздника Всемилостивому Спасу и 14-го числа- только первый из них. Второй — Преображение Господне (19 августа), а третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа). Эти три события будто пронизывают весь Успенский пост, который начинается как раз «медовым Спасом». Приглашаем всех желающих встретить праздник Всемилостивого Спаса и начало Успенского поста в нашем храме! Адрес: улица Новослободская, д.58, к.5 (на территории Детского парка

http://pravmir.ru/prestolnyj-prazdnik-v-...

Вода Святого озера имеет полезные свойства: в донном иле есть йод, серебро, бром. Крестьяне использовали озёрную воду в народной медицине. Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу. Многие ученые сошлись во мнении, что Святое озеро - карстового происхождения. Оно пересыхало и выветривалось и вновь наполнялось водицей, по крайней мере, раза три. В торфяных отложениях на больших глубинах найдены следы былых пожаров. Главным сокровищем озера считалась его целебная вода. На топографической карте 1818 года оно названо не Святым, а Купоросным. В медицине широко применяются сернокислые соли (медный купорос и др.). Купание в Святом озере снимало у страждущих боль в ногах, вылечивало ревматизм. На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея длиной 200–250 метров начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот, правее к востоку. В нее вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250–метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером. Мост, находясь над озером на высоте 2–2,5 метров, переходил в довольно большую открытую деревянную площадку, на которой находилась часовня. Она была просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам. За часовней на свободной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы, особенно приезжие, устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Епископ Филарет поздравил митрополита Георгия от лица архиереев. От лица духовенства с днем рождения митрополита Георгия поздравил протоиерей Сергий Матвеев. От клириков Нижегородской епархии правящему архиерею было преподнесено богослужебное облачение. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих епархии преподнесла митру. Управляющего Нижегородской епархией также поздравили учащиеся арзамасской гимназии. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками: днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев, а епископа Филарета — еще и с днем рождения. «Сегодня мы освятили собор в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно состоялось по молитвам отца игумена, братии этой обители, попечителей, строителей, но, в первую очередь, по воле Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержкой президента страны Владимира Владимировича Путина, благодаря созданию паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивеево — Саров " . Недавно соборными усилиями в Арзамасе был освящен Воскресенский кафедральный собор. Сегодня мы видим продолжение огромной работы по возрождению святынь на арзамасской земле. Сугубо благодарю губернатора области Глеба Сергеевича Никитина за его труды на этой ниве. Сегодня все мы в этом благолепном новоосвященном храме просим Господа, чтобы наши труды, все наши добрые начинания, осоленные Божией благодатью, принесли большие добрые плоды», — сказал митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии подарил архиереям, Глебу Никитину и Игорю Паньшину иконы Спасителя. Всем присутствующим в храме также были розданы маленькие иконки Спасителя. После богослужения митрополит Георгий, Глеб Никитин, Игорь Паньшин и Игорь Филиппов осмотрели Арзамасский Николаевский женский монастырь и поклонились его святыням.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

На Литургии присутствовали губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, заместитель губернатора Андрей Гнеушев, мэр Арзамаса Александр Щелоков, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов. В организации богослужения помогали волонтеры благочиния г. Арзамаса и отряда «Голос сердца» арзамасской православной гимназии. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Богослужение состоялось в день празднования Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют Медовым Спасом, 14 августа принято освящать мед, собранный в текущем году. В конце богослужения митрополит Георгий совершил освящение меда. 14 августа глава Нижегородской митрополии отмечает день рождения. Он принимал поздравления от собратьев-архипастырей, нижегородского духовенства, настоятельниц монастырей и мирян. Глеб Никитин поздравил собравшихся с великим освящением и передал собору икону Спасителя. Затем губернатор Нижегородской области поздравил главу Нижегородской митрополии с днем рождения и пожелал помощи Божией в его архипастырском служении. «Сегодня еще одним храмом на Нижегородской земле стало больше. Стало уже хорошей традицией встречать праздники освящением храмов. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе хочется сделать особый акцент на слове " преображение " . Вы все видите, что преображением только церковных обителей не ограничивается наша работа. Святейший Патриарх, пребывая на арзамасской земле, тоже отметил то, как вокруг храмов преображается город. Хотел бы поблагодарить братию монастыря, всех сопричастных попечителей, епархию, правительство, администрацию Арзамаса — всех, кто имел к этому делу отношение. Не могу не отметить, что очень символично, что владыка Георгий свой день рождения традиционно встречает таким большим и добрым делом как освящение храма. И я хотел поздравить вас с днем рождения, пожелать настолько же активно и эффективно заниматься преображением нижегородской земли, Нижегородской митрополии и всех святынь, которые вы собираетесь возрождать и развивать», — сказал Глеб Никитин и преподнес Его Высокопреосвященству фотографию с видом Нижегородского Печерского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

Подобных храмов-тройников, состоящих из летней церкви, зимней церкви и колокольни, осталось не более пяти, а когда-то на Севере такие комплексы часто можно было увидеть по берегам рек и озер. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Деревня Филипповская, Почеозёрский храмовый ансамбль.   Находится на Почозере, соединенном рекой Поча с озером Свиное. Шатровая церковь Происхождения (точнее, изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 1783 г. (летняя). Двойные небеса - в алтаре и молельном зале (аналог только в Порженском). Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи, 1880-83 гг. (зимняя). Шатровая колокольня, не позднее нач. XIX в. Рубленая ограда ансамбля. Рубленая ограда кладбища, 18 в. Часовня Иоанна Предтечи, 18 в. - на кладбище (сгорела в 2007 г.). Часовня Кирика и Иулитты, начало 19 в. - в 300 м от кладбища. Поклонный крест около часовни Кирика и Иулитты, 18 в. Деревня Филипповская стоит на высокой гриве, которая с трех сторон омывается водой. Домов в ней не более десяти. Постоянно живут в нескольких. Дома стоят свободно. Подъезд к деревне - через деревянный мост, который был когда-то ряжевым (по Ушакову). Перед мостом стояла еще недавно Троицкая (предположительно) часовенка, которую сохранил на снимке А. В. Ополовников. Часовню уже давно собираются восстановить. На видном месте деревни стоит древний храмовый ансамбль из двух деревянных церквей и шатровой колокольни. Это один из трех сохранившихся в Архангельской области и один из пяти в России ансамблей – тройников. А вот как описал Г. П. Гунн этот ансамбль в 70-х годах XX в.: " Шатровая церковь отличается прекрасным, стройным силуэтом. Впечатление вознесенности сооружения ввысь усиливается еще и тем, что церковь стоит на вершине высокого холма, господствующего над местностью, четко рисуясь на фоне северного неба с его переменчивым состоянием. Природное расположение великолепное, о каком только может мечтать зодчий: простор, леса и с трех сторон вода. У шатровой церкви нет традиционной трапезной, есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки " . Вторая церковь " своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви, и между ними сооружен крытый переход " . На старых фотографиях и на рисунке И. Билибина " церковь эта красиво перекрыта бочкой (редкое покрытие клетских церквей, бочками традиционно перекрывались апсиды) " . Ансамбль " живописен необычайно: создавался ритм бочек алтарей и покрытия второй церкви, игра криволинейных форм; заглавная вертикаль шатра дополнялась вертикалью шатра колокольни, прирубленной вплотную к западной стене второго храма " .

http://sobory.ru/article/?object=10114

Потому что некомфортное состояние чаще всего наша объективная реальность, а вот иллюзия, что все хорошо и нормально при полном разладе во всей жизни, – это самообман, причем очень опасный. И единственный вопрос, который Господь может помочь решить в осознании себя в этом мире, – это вопрос: что я могу сделать? Не вопрос Чернышевского в пустоту к кому-то: что делать, а именно что я могу сделать. И в этом смысле все то, что связано с постом, те действия, которые мне в нем даны: воздержание, терпение, смирение, – это вспомогательные инструменты. Другое дело, что из них мне будет нужнее. Если с больным желудком человек не может без молочного, то зубовный скрежет и упорство «а я все равно не буду есть или пить» может привести к унынию и обиде. Потому что сохранить себя от невидимой глазу грязи иногда проще со стаканом молока, чем при помощи упрямства и неумного, строгого следования букве. Потому что пост – это упражнение в сохранении равновесия, а не длительный марафон к бутерброду в день праздника. Можно прекрасно и исправно ежедневно читать Псалтирь где-нибудь при тусклой лучине, но если глаз слеп при дневном свете к боли другого человека, если ухо реагирует на колокольный звон, но при этом не слышит просьбы ближнего, то всякий пост – это в лучшем случае ролевая игра, а в худшем язва лицемерия на душе. И для уврачевания ее нужны будут не сотни поклонов или строгая епитимья от батюшки, а те уроки, которые иногда преподает Сам Господь. Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает об окончании земной жизни Божьей Матери и Ее исходе в мир горний. А еще это напоминание о том, что сама жизнь Пречистой Девы по сути своей была постом в истинном смысле этого слова. Предсказанное Симеоном пророчество было тем знанием, с которым Она прошла через всю Свою жизнь. И знание это было Ее крестом, прежде чем на Кресте голгофском был вознесен от земли Ее Сын. Неслучайно и сам Успенский пост начинается с воспоминания о Кресте праздником Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. И где-то в своей строгости этот пост повторяет саму жизнь Богородицы. Жизнь – венцом которой была встреча с Сыном и Богом, вознесение от которой стало свидетельством о том, что род человеческий обретает особую Молитвенницу, присутствие Которой на земле не завершилось с Ее земной кончиной.

http://pravmir.ru/uspenskiy-post-povtory...

Так исполнен был Иисусом Христом сыновний долг по отношению к Его Матери. Он не оставил Ее сиротой бесприютной, позаботился о Ней, поручив Ее попечению любимого ученика Своего. Забывая собственные страдания на Кресте, Христос не забыл Своей Матери, стоящей у Креста. Много матерей ходят в храм. Могут ли все они сказать о себе, что пользуются уважением, лаской, заботами от своих детей? К сожалению, зачастую вместо ласки и уважения со стороны своих детей, они терпят оскорбления, и даже ругательства. Мало того. Бывают и такие непокорные, озлобленные, дерзкие дети, которые осмеливаются в состоянии раздражения поднять руку на родителей, избивают их. Пока сын нуждается в уходе за собой со стороны матери, в ее заботах, он бывает еще терпимым в семье. Но стоит только ему выйти из отроческого возраста и стать юношей, он уже выходит из повиновения родителям, не признает над собой никакой власти, никакого авторитета. Где же причина такого ненормального положения? Одной из причин семейного разлада между детьми и родителями является недостаток трудового воспитания в семье. Если с юных лет дети не приучены к полезному труду, то и не любят труд, а потому и не ценят затраченных родителями сил и средств на их воспитание. С любовью к личному полезному труду у детей постепенно зарождается и крепнет любовь и уважение и к труду родителей. Так воспитывается у детей чувство простой справедливости: за труды и заботы о них со стороны родителей платить и им любовью и заботами о них. Главная же причина непочитания детьми родителей – это безрелигиозное воспитание детей в семье. Без религии, без Бога человек становится просто животным. Нет у него ничего святого, сдерживающего его животные инстинкты. Он понятия не имеет о долге, об обязанности детей почитать родителей, повиноваться им и заботиться о них. Любовь к ближним – для них пустой звук, ни к чему их не обязывающий. Такие дети любят только самих себя, преследуют только свои личные интересы. Поэтому с малых лет воспитывайте детей в духе христианской любви человека к человеку. Прививайте им страх Божий. И благо вам будет, и найдете вы в детях своих отраду и утешение в старости своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010