«Дух Господень на Мне…» (Ис 61:1) — знаменитый текст. То есть Он не искал, а просто открыл то, что уже было помечено.   Греки разделили Библию на части около 250 года до Р. Х. видимо, в период перевода ее на греческий язык. Это был знаменитый перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Древнейшее деление на главы также находится в древнем Ватиканском кодексе — 350 год по Р. Х. Это тот кодекс, над которым работал потом блж. Иероним, когда создавал свою не менее знаменитую Вульгату. Современное деление на главы произошло в 1227 году. Его осуществил Стефан Лангтон, профессор Парижского университета, а затем архиепископ Кентерберийский. Первые указания на то, что текст Библии был поделен на стихи, относятся примерно к 900 году по Р. Х. Первая Библия, где весь текст поделен на главы и стихи, — это латинская Вульгата, перевод блж. Иеронима на общепринятый (доступный, свободный) латинский язык. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАНОНА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Каким образом возникли и сложились книги Ветхого Завета? Можно предположить, что первые книги появились в период пророка Самуила; именно ему приписывается создание первых списков, которые дошли до наших дней почти неизменными. Но автором первой части Библии считается Моисей. Что мог написать Моисей? Современные исследователи приходят к мысли, что Моисей, как пророк Божий и носитель великого служения, положил начало ветхозаветному повествованию. Серьезный исследователь видит, что Пятикнижие включает в себя по крайней мере три или четыре различных источника: иегвист (так называемый элогист), священнический кодекс и ряд других. Критическое исследование текста Библии говорит о том, что Пятикнижие писали в течение 300–400 лет, 5–6 различные авторы, которые были из разных слоев общества, имели разный интеллектуальный и духовный ценз и по-своему излагали некоторые события и отношения между Богом и человеком. Хотя, повторяю, центральную часть — Декалог, вводные главы, производные от них и так называемый основной закон написал Моисей. Об этом говорит нам Сам Христос Спаситель. Именно Он подтверждает, что есть Моисей, закон и пророки. Т. е. авторство Моисея никто не отрицает, но мы должны справедливо говорить, что кроме него в написании первых книг Библии приняли участие еще несколько человек. И первый, кто, видимо, сделал такой свод, был пророк Самуил — 1050 лет до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

и пробыл у него довольно долго 895 . Здесь между ними было условлено иметь личные свидания возможно чаще, по крайней мере однажды в год. Уже осенью 374 г. Василий Великий приглашает Амфилохия к себе на праздник мученика Евпсихия 896 (праздник Евпсихия падал на 7 сентября 897 , а Василий неправильно указывает на 5 сентября, эту дату следует исправить на основании другого письма 898 ), на который он обыкновенно собирал близких друзей и единомышленников, часто даже и из других провинций 899 . И Василий Великий посещал Амфилохия в Иконии или выезжал навстречу ему, когда ожидал его в Кесарию 900 . Несмотря на трудности в передаче писем из-за плохого пути 901 , оба митрополита состояли в деятельной переписке друг с другом. Амфилохий был для Василия Великого большой поддержкой в делах и затруднениях, которой он не находил ни в Григории Богослове , находившемся всегда в подавленном настроении 902 , ни в Григории Нисском , не обладавшем практическими талантами. А между тем в это время он вел борьбу с Евстафием Севастийским и более, чем когда-нибудь, нуждался в дружеском участии и поддержке. Разделение провинций, как это можно видеть на примере Каппадокии, влекло за собой споры между епископами из-за границ и пределов юрисдикции. В этом отношении Амфилохий был счастливее других епископов, так как его дружественные связи с предстоятелями двух соседних провинций исключали подобные споры и недоразумения. На севере границы его диоцеза соприкасались с митрополией Василия Великого , и последний, относясь к нему с полным доверием, даже просил его посещать свои пограничные епархии 905 . На западе, в Писидии, Антиохийскую кафедру занимал епископ Оптим, товарищ Амфилохия по школе Ливания, по отзыву последнего, человек необыкновенно приятный и мягкий 906 , живший в мире со всеми. Он состоял в переписке с Василием Великим 907 и поддерживал хорошие отношения с Амфилохием. Вместе с ним в 381 г. он подписал завещание Григория Богослова . Труднее обстояло дело на южной границе – в Исаврии. Епископ города Исавры имел право посвящения епископа в соседние города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Кто такие ессеи? Общество израильтян перед пришествием в мир Спасителя претерпевало довольно серьезную трансформацию. Были люди, настроенные атеистически, которые не признавали бессмертия души и воскресения мертвых. Сугубые практики, устраивающие свою жизнь так, как им подсказывает житейская выгода, они отвергали как сказку все, что имеет отношение к чуду, к особому проявлению благодати Божией. К сожалению, эти люди стояли во главе народа, это были первосвященники. Они назывались саддукеями. Противники их — фарисеи изучали закон Моисеев и несли это знание закона в народ. Они должны были быть образцами истинного богопочитания во всем: в служении, в вере, в быту. Фарисеи делали все напоказ. Были и другие направления, и одно из них — ессеи. Те, кто ушли из общества, чтобы жить своей, особой жизнью. Если хотите, это прообраз будущего монашества, общежительное устройство, где жили и мужчины, и женщины в святости, в чистоте, в девстве, храня закон Моисея и скрупулезно соблюдая все обряды и обычаи, связанные с очищением. Есть предание, что именно этой средой воспитывался Иоанн Креститель. Эти люди занимались изучением Св.Писания, вели замкнутый образ жизни. У них был свой учитель праведности, о котором они писали в своих записках. Одно время считали, что в обнаруженных рукописях речь идет о Христе, но потом убедились в том, что это другой человек. Рукописи, собранные этой сектой, и были найдены на берегу Мертвого моря. Февраль-март 1947 года. Бедуинский мальчик-пастух по имени Мухаммед искал потерявшуюся козу и, бросив камень в расщелину скалы, услышал, как разбилась глиняная посуда. Туда заглянули и нашли там древние амфоры, полные свитков. Примерная дата помещения этих свитков в сосуды - 68-й год по Р.Х. Они пролежали почти 1 900 лет. Сначала находкам не придали значения. Но после того как три свитка были куплены, один из ученых записал в своем дневнике: «Возможно, что это одна из величайших находок Палестины, находка, на которую едва можно было надеяться». Однако в то время на эти слова не обратили особого внимания, из-за чего не все свитки были полностью сохранены и переданы ученым для обработки.

http://sedmitza.ru/lib/text/432069/

Кто такие ессеи? Общество израильтян перед пришествием в мир Спасителя претерпевало довольно серьезную трансформацию. Были люди, настроенные атеистически, которые не признавали бессмертия души и воскресения мертвых. Сугубые практики, устраивающие свою жизнь так, как им подсказывает житейская выгода, они отвергали как сказку все, что имеет отношение к чуду, к особому проявлению благодати Божией. К сожалению, эти люди стояли во главе народа, это были первосвященники. Они назывались саддукеями. Противники их – фарисеи изучали закон Моисеев и несли это знание закона в народ. Они должны были быть образцами истинного богопочитания во всем: в служении, в вере, в быту. Фарисеи делали все напоказ. Были и другие направления, и одно из них – ессеи. Те, кто ушли из общества, чтобы жить своей, особой жизнью. Если хотите, это прообраз будущего монашества, общежительное устройство, где жили и мужчины, и женщины в святости, в чистоте, в девстве, храня закон Моисея и скрупулезно соблюдая все обряды и обычаи, связанные с очищением. Есть предание, что именно этой средой воспитывался Иоанн Креститель. Эти люди занимались изучением Св.Писания, вели замкнутый образ жизни. У них был свой учитель праведности, о котором они писали в своих записках. Одно время считали, что в обнаруженных рукописях речь идет о Христе, но потом убедились в том, что это другой человек. Рукописи, собранные этой сектой, и были найдены на берегу Мертвого моря. Февраль-март 1947 года. Бедуинский мальчик-пастух по имени Мухаммед искал потерявшуюся козу и, бросив камень в расщелину скалы, услышал, как разбилась глиняная посуда. Туда заглянули и нашли там древние амфоры, полные свитков. Примерная дата помещения этих свитков в сосуды – 68-й год по Р.Х. Они пролежали почти 1 900 лет. Сначала находкам не придали значения. Но после того как три свитка были куплены, один из ученых записал в своем дневнике: «Возможно, что это одна из величайших находок Палестины, находка, на которую едва можно было надеяться». Однако в то время на эти слова не обратили особого внимания, из-за чего не все свитки были полностью сохранены и переданы ученым для обработки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Курс Академии Н.К. Чуков закончил 14 июня 1895 г. 14-м по списку, со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания. Николай вернулся в Петрозаводск и в первую очередь проведал свою первую учительницу О.В. Воскресенскую, открывшую ему «первые двери в храм премудрости», а также преосв. Павла, побеседовал с ним о месте, и стал ждать назначения. Еще во время службы надзирателем Духовного училища Н. Чуков хорошо себя зарекомендовал, и поэтому еп. Павел ходатайствовал перед Синодом о его новом назначении на должность епархиального наблюдателя церковных школ и школ грамоты, тогда впервые открывавшуюся в епархиях. Опасаясь того, что Синод откажет в назначении Н. Чукова на эту ответственную должность из-за молодости и неопытности, епископ решил дать ему сразу же некоторый «опыт и подготовку», через непосредственное знакомство с уездными отделениями Главного Совета Александро-Свирского Братства, заведовавшего тогда церковными школами Олонецкой епархии. Владыка назначил Чукова членом Главного Совета братства и поручил сделать подробный осмотр дел всех Советов его уездных отделений. Н.К. Чуков поехал в свою первую испытательную командировку по школам родного края. Епископ остался доволен результатами. Представление епископа Св. Синоду поддержал архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), бывший ректор СПбДА, знавший Николая как способного, серьезного студента. 1-8 сентября 1895 г. определением Святейшего Синода Н.К. Чуков был назначен «Наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии с причислением к Канцелярии Об. Прокурора Св. Синода сверх штата, а по рукоположении в сан священника с причислением к Петрозаводскому Кафедральному Собору сверхштата же» с окладом в 2 тыс. руб. в год (1500 руб. жалованье и 500 руб. на разъезды). Преподаватель семинарии, к примеру, получал всего 900 руб.; должность считалась завидной в духовном ведомстве. Чукову предстояло живое дело, интересовала уже немного знакомая и в то же время совершенно новая работа.

http://bogoslov.ru/article/592451

Народ любит эти чтения и зала почти всегда была наполнена слушателями; на некоторых чтениях слушателей собиралось до 1,000 и даже более. Кроме того, велись чтения для арестантов в Лубенском остроге. В Ставропольской еп. братство св. Владимира вело чтения по воскресным и праздничным дням в здании братства. В С.-Петербургской епархии Царскосельское отделение братства Пресвятой Богородицы ведет чтения в г. Царском Селе в зале городской ратуши. В Саратовской еп. братство св. Креста устроило чтения в четырех местах г. Саратова. В Орловской еп. (кроме г. Орла) чтения установлены в г. Ельце, Ливнях, Брянске, Волхове, Кромах, Севске и Трубчевске и в некоторых селах. В селе Студеном Колодезе Ливенского уезда, на чтения собиралось до 900 человек (а в год более 30,000 человек). В Грузинской еп. Кирилло-Мефодиевское братство устраивает чтения в г. Баку. В помещенной выше таблице мы указали те братства, которые посвящают свои заботы народным чтениям, а потому мы и ограничиваемся вышеприведенными примерами, полагая, что они в достаточной мере познакомят читателей с ходом этого нового и в высшей степени полезного дела. 3) Распространение книг, брошюр и листков. Устройство книжных складов и библиотек. Необходимым пособием в деле распространения бесед и чтений является устройство центральных и окружных книжных складов и лавок, а также церковных и школьных библиотек, в разных пунктах епархии для снабжения священников-лекторов необходимыми пособиями и для даровой раздачи простому народу, а также и по удешевленным ценам, книг, брошюр, поучений и листков религиозно-нравственного содержания. Из множества книг, в таком изобилии появляющихся ныне, избирать и указывать те, которые особенно могут быть полезны в религиозно-нравственном отношении, давать средства и указывать способы к приобретению или пользованию ими – таковы многосложные и многотрудные обязанности, принятые на себя просветительными братствами. В виду краткости очерка, мы здесь ограничимся только сообщением статистических сведений о количестве распроданных и розданных в 1890 – 91 г. книг, брошюр и листков, о количестве заведенных братствами библиотек и книжных складов (также икон, крестиков и прочих предметов религиозного почитания). I. Братства, указавшие количество проданных и розданных книг Местонахождение Наименование Общее количество проданных, книг, брошюр и листков Общее количество розданных бесплатно книг, брошюр и листков 1) Волынская Владимиро-Васильевское Богоявленское Св. Николаевское 4) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 5) Вятская Св. Николая 6) Донская Аксайско-Богородичное 7) Екатеринбургская. Св. Симеона 8) Екатеринославская Св. Владимира 9) id, Таганрог Успения Божией Матери 10) Казанская Св. Гурия 11) Калужская Иоанно-Богословское Преп. Пафнутия 13) Кишиневская Св. Владимирское 14) Киевская Св. Владимирское 15) Костромская Христорождественское Кинешемское

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

ремесло любезное. Кот привык — и я привык враждовать с врагами книг; всяк из нас своим путем. он — охотой, я — письмом. Это стихотворение датируется началом IX века. К этому же времени относится еще одно известное стихотворение, в котором описывается период старости души и тела, а также излагаются воспоминания об утраченной красоте и юности. Стихотворение называется «Плач старухи из Берри». Старуха говорит о том, что нынешнее поколение утратило все свои лучшие качества по сравнению со временами ее молодости. Вы, нынешние, — сребролюбы, живете вы для наживы; зато вы сердцами скупы и языками болтливы. А те, кого мы любили, любовью нас оделяли, они дарами дарили, деяньями удивляли. Существует произведение, повествующее о печальной любви и напоминающее трагическую историю средневекового философа Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. Она также датируется IX веком. Но в кельтской версии девушку зовут Лидайн, а ее возлюбленного Куритир. Они не смогли избежать сближения, и Куритир был отослан далеко-далеко в другой монастырь, а потом за море. И плач Лидайн по своему возлюбленному – это пронзительнейшие строки ирландской поэзии. Со мною он слушал пение леса, воинственный шум прибоя. Доселе, не скрою, он мне желанней всех в мире благ и веселий. Изначально языком, на котором писали монахи, был латинский. Позже стал использоваться древнеирландский. Первый из таких текстов – это проповедь для богослужения, сохранившая в рукописи и написанная в конце VII века. Так же в житии святого Патрика (примерно 900-й год) есть довольно объемный фрагмент на древнеирландском языке. Замечательный образец монашеской прозы на ирландском языке – это «Видение Адамнана». Оно относится к группе текстов, восходящих к иудейским и христианским источникам, и описывает видение рая и ада, которые видели святые. Святому Адамнану и приписывают видение неба и ада. Исследователи полагают, что анонимный автор видения превосходит всех предшественников Данте Алигьери, создателя «Божественной комедии». О чем же это видение?

http://academy.foma.ru/2017/01/25

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. Таким образом, год считается високосным, если: • а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или • б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов). Григорианский год: 365,2425=365+0,25-0,01+0,0025 Новоюлианский год: 365,242222=365+0,25-0,01+0,0025-0,000278 Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет. Однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского, только если считать тропический год в атомном или эфемеридном времени, не привязываясь к вращению Земли. Но в любом реальном году число суток от восхода до восхода - целое, и отдельные секунды не являются решающими (важны только отдельные сутки). Также период осевого вращения Земли изменяется, продолжительность тропического года (определяющего времена года), выраженная в солнечных сутках (а не в сутках СИ, равных 86400 атомным секундам), в настоящее время ближе к 365,2424; эта величина в течение нескольких тысячелетий колеблется между 365,2423 и 365,2424; и, вероятно, следующие несколько тысяч лет будет вести себя подобным образом. Средняя продолжительность календарного года в григорианском календаре равна 365,2425 суток. К тому же мировое время периодически корректируется, - к нему добавляют секунду, что на практике уничтожает всё отличие новоюлианского календаря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Н. Потапова, также преподавателя логики и еще новой философии. Корпоративная жизнь преподавателей Петроградской академии во многом отличалась от Московско-Посадской. Здесь профессоры и бакалавры не жили в таком близком общении, как в Сергиевом Посаде. Немногие, человек шесть (В. И. Долоцкий, Н. И. Глориантов , А.И. Предтеченский , И.Е. Троицкий , Т. В. Барсов , П.Ф. Комаров), имели казенные квартиры в здании академии, остальные были рассеяны по Петрограду, и если первые естественно часто виделись, то последние жили особняками как друг от друга, так и от академических насельников, имея особый круг знакомых и родных, что представляло свои выгодные и невыгодные стороны. Материальное положение преподавателей столичной академии оказалось также несколько иным, чем в скромном Посаде. Правда, по примеру Московской и вслед за ней, и в Петроградской академии существовала такая же прибавка, от Александро-Невской Лавры, к казенному жалованию: ординарному профессору (вместо 858 р.) – 1200 р., экстраординарному (вместо 429 р.) – 900 р., бакалавру (вместо 429 р.) – 700 р., но этих средств было недостаточно при дороговизне столичной жизни, в особенности для людей семейных. Для примера возьму себя. Нанял я квартиру за 300 р. в год (25 р. в месяц), осталось 400 р. – на всё про всё; более чем скромное содержание! Так прожили мы конец 1867 и весь 1868 год; к концу 1868-го, началу 1869-го, с выходом инспектора архимандрита Хрисанфа на ректуру в Петроградскую семинарию, я получил прибавку в 200 р., на меня перевели его оклад – экстраординарного профессора (900 р.), в виду моего семейного положения, хотя я и не был возведен в это звание. Считал себя счастливым, располагая в месяц уже 75 р., а за исключением платы за квартиру, – 50 р. Но это счастье было очень кратковременное; продолжалось оно месяца два-три. Перед преобразованием академий по новому уставу, месяца за три-четыре до 30 мая 1869 г. (время утверждения устава), Лавра отказалась давать прибавки к нашему жалованию, в виду будущих возвышенных окладов содержания, в размере университетских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«Таким образом, ПД и элиминация плодов, проведенные по желанию родителей, способствуют снижению генетического груза популяции в целом. Все это дает основание рассматривать ПД как реальный путь развития современной позитивной евгеники. Усилия ПД, направленные на рождение здорового ребенка в конкретной семье высокого риска, в конечном счете, благоприятно сказываются на социальном и генетическом здоровье всего общества и человечества в целом» ( стр. 353). Монография по пренатальной диагностике, подготовленная «командой» петербургских специалистов, возглавляемой проф. В. С. Барановым, обильно снабжена экономическими подсчетами. Цель этих подсчетов — показать, что «ПД — одна из наиболее рентабельных областей современной медицины!» (жирным шрифтом выделено самими авторами) Вот один из примеров подобных «математических упражнений», заставляющих вспоминать о нацистских «медико-социальных» мероприятиях: »… только на больных с синдромом Дауна в результате ПД только одним ФМГЦ государству было сэкономлено свыше 3999 млн. рублей, что в десятки раз больше тех средств, которые были затрачены на всю службу ПД города за весь период существования службы ПД в Санкт-Петербурге « стр. 325). «Содержание одного ребенка с болезнью Дауна в специализированном учреждении обходится государству не менее 150000 руб. в год, а средняя продолжительность жизни такого больного составляет около 26 лет. Всего на содержание ребенка с синдромом Дауна государство тратит около 150 000×26=3 900 000 руб. … Только в 2002 г. с помощью ПД нам удалось предотвратить рождение 20 детей с синдромом Дауна. В случае их рождения государство затратило бы на их содержание около 20×3 900 000=78 000 000 руб.» и т.п. стр. 339). Стыдно сказать, но в российских руководствах по перинатальной медицине и медицинской генетике в настоящее время стало обычным делом оценивать «стоимость» жизни ребенка-инвалида и «экономический эффект» для государства (!) от дородового уничтожения такого младенца 2, 18, 26, 27, 33, 36]. Более того, подобные подсчеты можно встретить сейчас даже в редакционных колонках «рафинированных» научно-информационных изданий, известных своей «научно-гуманистической» и «либеральной» направленностью. Например, в разделе «От редакции» в 8ом номере журнала «В мире науки» (2007) (главный редактор — Сергей Капица) читаем следующее:

http://azbyka.ru/zdorovie/prenatalnaya-d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010