Сделаны парники, почва которых подогревалась теплой водой, протекающей по деревянным трубам, там вызревали экзотические для тех мест фрукты и овощи: персики, дыни, огурцы, арбузы. Вряд ли этих фруктов хватало на всю братию, но не это было главной целью. Главное - показать, что можно добиться трудом во славу Божию и рациональным использованием суровой земли. Такими примерами были и сухой дон, неповторимый по своей конструкции и экономичности, рыболовные тони, завод по отбеливанию воска, километровая дамба между Б.Соловецким и Б.Муксалмовским островами. Самая северная ГЭС, одна из первых на севере, построенную в 1912 г., использующую естественный перепад воды в Святом озере и Белом море. В результате было проведено освещение не только помещений монастыря, но и судоходной части канальной системы. Это и научная биостанция (изучавшая особенное стадо соловецкой селедки), необычное по своему технологическому решению и передовое для своего времени животноводческое хозяйство и многом другом. В начале XX в. на Соловках действовало 6 заводов - салотопенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевенный, гончарный, мукомольная мельница, многочисленные мастерские: сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, слесарная, переплетная, корзинная, экипажная. Кузница, литейное и механическое заведения. В 1915 г. была проведена телеграфная линия. В начале века монастырь владел тремя пароходами, а судоходство было вполне важной отраслью монастырского хозяйства (лес возили в Англию), да и богомольцы (а их было 20000 в год), посещавшие монастырь платили лишь половину стоимости за перевозку на острова в сравнении с ценами Мурманского общества. Вот так преобразили своим трудом и молитвой окрестный мир. Да и население, прежде пустынного полярного края, увеличилось. В деревне Керетя (сейчас, но не раньше, мало заметной) проживало 900 человек, и жили там почти богато (семья имела по 2 коровы), было там 3 лесопилки, а 10 деревенских мальчиков регулярно отправляли учиться в Петербург. Деревни Сорока (Беломорск), Кемь тоже были весьма состоятельными. Итак, хозяйственная деятельность Соловков направляемая православным представлением о мире, т.е. ограничении своих потребностей, преображение земли собственным преображением (и сам монастырь назван Преображенским), сотворчеством с Богом в преумножении красоты давала удивительные результаты. Идея природопользования на Соловках было не просто удовлетворением потребностей путем извлечения природных ресурсов, а соучастием природы в обретении Бога. Потому так и ожила скупая северная земля. Елена Григорьева Фото Юрия Холдина 09/10/2001 Смотри также: Встреча с Православием: Соловецкое время Ссылки по теме: Путь к храму : путешествие на Соловки editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/put/solovki2.htm

Медицина отвечает за увеличение детородной способности и профилактику бесплодия у тех конкретных лиц, которые имеют сниженные резервы репродуктивного здоровья. Для этого требуется соответствующая служба первичной профилактики бесплодия, которой в стране нет. Есть лечебная медицина, занимающаяся лечением гинекологических и акушерских больных. В том числе экстракорпоральным оплодотворением, но это уже крайний случай и очень дорогой. Для одного успешного искусственного оплодотворения требуются в среднем три попытки по 3000 долларов каждая. А как на муниципальном уровне здравоохранения предупреждать бесплодие? С этой целью следует обратиться ко всем молодым семьям и сказать: если вы поженились, и у вас год нет детей, и вы не предохраняетесь, это подозрительно. Если же у вас в течение 1.5 лет нет детей, не затягивайте ситуацию, обратитесь по таким-то адресам, в такие-то центры, где занимаются вашей проблемой. К счастью, большая часть такого бесплодия имеет психогенный характер. В этом случае женщина не рожает не потому, что имеет какие-то серьезные органические поражения, требующие для устранения сложного лечения. У нее просто снижено репродуктивное здоровое, имеется функциональное бесплодие, доступное эффективной коррекции. К важным аспектам гендерных отношений в репродукции относится формируемая мода на идеал женской фигуры. В настоящее время модными считаются фигуры как у манекенщиц на подиумах ведущих кутерье. Хотя совсем недавно модными были полные женщины. Влияет ли масса тела на самый важный гендерный аспект – детородную способность населения? Для оценки степени упитанности наиболее распространенным показателем является индекс Кетле (ИК). Он равен весу тела (килограммы), деленному на рост (метры) в квадрате. Например, у модели с подиума при весе 50 кг и росте 1м 80 см индекс Кетле равен 16 кг/м². Зависит ли репродуктивное здоровье от моды на женскую фигуру? Этот вопрос рассмотрим на примере выкидышей. Среди репродуктивных потерь в современной России важную роль играют самопроизвольные выкидыши. Их доля среди всех выкидышей выросла за последние 15 лет по стране в 1,5 раза и составляет более 170 тысяч. Проведено популяционное исследовано 900 беременных женщин в одном из подмосковных городов. В зависимости от индекса Кетле в ранние сроки беременности обследованные были поделены на три группы: оптимальный ИК при 22-24 кг/м², худые женщины при ИК менее 22 и полные женщины с ИК более 24. Оказалось, что среди худых беременных число выкидышей было больше в 5 раз, слабости родовой деятельности в 6 раз, кровотечений в родах в 4 раза, операций кесарева сечения в 2 раза. Но и при избыточной массе тела выкидышей было больше в 4 раза, слабость родовой деятельности в 7 раз, кровотечений в родах в 2 раза, операций кесарева сечения в 2 раза. В целом получается U -образная связь, когда плохо быть и толстой, как на картинах Рубенса, и худой, как у Модильяни.

http://pravmir.ru/novaya-strategiya-povy...

Чтобы подтвердить наши слова фактами и представить в ясном виде, как далеко расходятся друг от друга источники, по рассматриваемому предмету, в полном их объеме, а вместе с тем и разнятся мнения исследователей, укажем несколько тому примеров. По одним источникам Кирилл и Мефодий были греки, по другим славяне; но одним старший из братьев был Мефодий, по соображению с другими Кирилл; по одним только последний путешествовал к Хазарам, по другим оба. Изобретение славянской грамоты одни источники приписывают Кириллу, другие Мефодию, третьи обоим, и притом самые свидетельства об этом, при своей неопределенности, дают возможность под именем славянских письмен разуметь одним исследователям – азбуку Кирилловскую, – другим Глаголитскую. Местом изобретения славянской азбуки одни источники назначают Царьград, другие Моравию, третьи Болгарию, четвертые наконец Херсон, где будто бы Кирилл нашел уже готовые письмена. Временем изобретения славянской грамоты по одним известиям был 852-й год, по другим – 855, по третьим 858– 861, по четвертым 862, по пятым 865-й и т. д. Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии по одним источникам продолжалась 3 года, по другим 3 года с половиною, по третьим 4 года с половиною, по иным, наконец, Апостолы Славянские вовсе не были в Моравии, а деятельность их ограничивалась одною Болгарией. Точно такие же противоречащие свидетельства существуют о сане Кирилла и времени посвящения его и Мефодия в епископы, о месте епископской кафедры последнего, о времени кончины Кирилла (источники назначают годы: 868, 869, 870, 871 и т. д), о месте и времени кончины Мефодия (– годы 881, 885, 886, 892, 893, 894, 899, 900) о характере деятельности проповедников в Болгарии, о числе переведенных ими книг, о славянском наречии, на которое сделан был перевод и проч. и проч. Не нужно конечно прибавлять, что чем источники позднее, тем далее свидетельства их расходятся как друг с другом, так и с свидетельствами древнейшими. Вот почему Ваттенбах, а за ним и Дюммлер, опасаясь, может быть, запутаться в разборе разноречащих показаний позднейших источников, или просто не желая входить в рассмотрение их, решились ограничиться в своих, рассматриваемых нами, исследованиях, только известиями древнейшими; и вот почему наш отечественный исследователь, взявший на себя задачу рассмотреть свой вопрос в полном его объеме, по всем прежним и открытым им самим источникам, в своем сочинении положительному изложению сделанных им выводов предпосылает огромное обозрение источников (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Монастырский комплекс включает защитную ограду, большой храм и колокольню. Адрес: Грузия, Телавский р-он, монастырь Ахали Шуамта Проезд: Монастырь обнаружить весьма просто. Прямо на телавской трассе существует указатель, от которого менее ста метров до самого монастыря. При этом ехать нужно на юго-запад от Телави, не доезжая 2 км. до Старой Шуамты. Подробнее... Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа) [ править править код ] Вардзиа (груз. ) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы. Адрес: Грузия, Аспиндзский район, с. Вардзиа Проезд: По шоссе около 70 км к югу от Боржоми Подробнее... Свято-Успенский мужской монастырь (Зарзма) [ править править код ] Зарзма () - вообще говоря, это такой поселок в Адигенском районе, но в последнее время под Зарзмой часто понимают находящийся в поселке Преображенский монастырь. Это один из древних и оригинальных монастырей Джавахетии. Его не надо особенно искать, он хорошо виден со всех окрестностей и с трассы, что ниже поселка. Монастырь был основан во время существования царства Тао-Кларджети (точный год не известен). Основателем был Серапион, известный как Серапион Зарзмский. Князь Георгий Чорчанели подарил монастырю землю, первый храм построил архитектор Горбнели, но она не сохранилась. Вообще, мы ничего не знаем о внешнем виде монастыря в ранние эпохи его существования. Самый старый кусок - это арка звонницы, на которой сохранилась надпись X века.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Игумен Арсений и митрополит Афанасий Потом мы услышали трудно принимаемую весть о том, что вертолет пропал и так далее (авиакатастрофа произошла 14 сентября 2004 года – А.Н.). Мы вошли в человеческое состояние скорби. Я был в монастыре Махера, когда искали тела патриарха и всех остальных погибших. Мне позвонил с Афона один подвижник, серьезный человек, имя которого я не могу вам открыть, и говорит: «Один мой сосед здесь, аскет, видел в духе на молитве отца Арсения, и он ему сказал: ты знаешь, нас ищут здесь, в море, а мы на небе, зачем они нас ищут?» Он не знал отца Арсения и увидел его и что с ним. Я говорю: «Никто не сомневается, что они на небе». После нашли тела, приготовили, мы перевезли их на Кипр, отпели и с тех пор присутствие отца Арсения среди нас живо. Мы чувствуем его молитвы, его присутствие и в жизни монастыря и в жизни братства и я ощущаю его в моей собственной жизни. Он, бывший нашим учеником и послушником, он, который моложе многих по возрасту стал нам учителем и путеводной звездой, потому что, прежде всего, показал суетность дел человеческих и как обманчиво все то, что происходит в мире сем, не запечатленном печатью Божией.  Развод – В нашей жизни так много скорби и боли. Огромное число семей в России либо уже разведено, либо живет на грани развода. Почему так? – Мне печально слышать, что в России есть такая проблема. Она стоит и перед нами очень серьезно. Развод разрушителен, потому что бьет по семье, ведь она рождает новых людей, которые – будущее нашей земли, нашей Родины, нашей Церкви и человечества в целом. У нас на Кипре, к примеру, в Лимассольской митрополии на 900 зарегистрированных церковных браков в год приходится 400 разводов, а на всем острове соотношение – где-то 1400 разводов на 5000 церковных браков. Существует множество причин. И я не знаю, как именно обстоит дело в России. Но у нас я вижу огромную проблему в том, что люди не умеют общаться друг с другом. Они не научились искусству общения. Хотя в нашей традиции, в нашей истории мы этим искусством владели. А за последние века это искусство утратили.

http://pravmir.ru/mitropolit-limasolskiy...

Да хранит Вас Господь, дорогой Владыка, и помогает Вам быть всегда не только мудрым, но и доб- —60— рым, какими были мои наставники! На смену всем нам придут другие люди – пусть же и они будут только достойными! Божия Матерь! Простри Свой Вечный Покров над Альма Матэр! 29 июля 1998 года Юдин В.Д. К вопросу о времени и месте крещения св. Владимира и киевлян: (Очерк историографии)//Богословский вестник 1999 (2000). [Т. 2.] Вып. 3. С. 61–74 —61— В прошлом веке, когда приближалась славная дата 900-летия Крещения Руси, Славянскому благотворительному обществу принадлежал почин в деле устроения юбилейных торжеств. На своём заседании 23 марта 1886 года оно разработало программу праздника, 1888-й был назначен юбилейным годом, днём празднования – 15 июля, когда совершается память равноапостольного князя Владимира. Для определения дня крещения киевлян Славянское общество выбрало комиссию, но все её попытки решить предложенный вопрос оказались безуспешными: письменные свидетельства не дали возможности даже примерно указать искомое число. Ещё в «Повести временных лет» сказано: одни говорили, что Владимир «крестился есть в Киеве; инии же реша: в Василеве; друзии же инако сказают» 15 , а летописец считал, что крещение русского князя свершилось в Корсуни. Этот спор о месте крещения тесно связан с датой крещения. Поэтому неудивительно, как сообщалось в печати, что у митрополита Киевского Платона (Городецкого) в июле 1887 года, где собрались Управляющий Канцелярией Св. Синода В.К. Саблер, преосвященные Иероним, Сильвестр, Поликарп, о. ректор К. Д. С., наместник Лавры и некоторые члены Киевской духовной консистории, обсуждался вопрос о времени празднования 900-летия Крещения Руси. Большинство присутство- —62— вавших склонилось к мысли о том, чтобы празднование перенести на 1889 год. Это находили «более удобным и более согласным с историей, во-первых, потому, что Владимирский Собор в следующем году (1888) не будет готов и, во-вторых, Владимир крестился в Херсонесе в 988 г., а киевляне были крещены в 989 г.» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Положение ещё ухудшалось тем, что наряду с элементами пластичными в монастыри вступали и насильственно в них заточаемые люди и руководящиеся не религиозными или главным образом не религиозными мотивами. Итак, успех монашеского движения уже сам по себе должен был принизить высоту и ослабить напряжённость раннего монашества. К тому же и монастыри изменяли свой облик и характер. Первым монахам приходилось тяжёлым и самоотверженным трудом отстаивать своё существование, врезаться с топором в руках в девственный лес, осушать болото, подымать новь, оберегаться от диких зверей. На окраинах христианского мира им приходилось выдерживать натиск языческих варваров и шаг за шагом нести далее колеблющийся свет христианства. Теперь сочувствие мира обогатило монастыри. Князья сумели оценить их хозяйственную, колонизаторскую роль и старались воспользоваться ими для подъёма культуры своих земель, по возможности облегчая первые шаги монахов. Теперь, даже если монастырь основывался в совершенно дикой местности, в распоряжении у него находилось достаточное количество сервов и свободных, жадно бросающихся на отдаваемые на выгодных условиях прекария или бенефиция участки земли. Поучительно посмотреть, во что превратилось детище Колумбана Боббио уже в IX веке. 2. Громадные владения Боббио в долине Треббии – лучший пример крупного землевладельческого хозяйства эпохи. В центре находится сам монастырь с 36 строениями и значительными, находящимися в непосредственном его управлении землями (terra indominicata, Salland), полями, лугами, лесами, пашнями и виноградниками. Его пашня приносит в год до 2100 модиев пшена, лес кормит около 5500 свиней, луга дают до 1600 возов сена, оливковые плантации – до 2800 фунтов масла. И в IX веке сами монахи уже не работают, ограничиваясь надзором за барщинным трудом сидящих на остальных землях монастыря свободных и зависимых людей и за трудом сервов. Но это ещё не все владения монастыря. Другие его земли разделены на участки (манзы), тянущиеся к мелким центрам (capellae), подчинённым главному. Эти участки обрабатываются или свободными (либелларии), или зависимыми (массарии) людьми. И от 300 своих либеллариев Боббио получает в год около 2200 модиев пшеницы, 300 амфор вина; от 350 массариев – 1400 модиев пшеницы и 500 амфор вина; Кроме того, и либелларии и массарии обязаны доставлять монастырю «подарки» (xenia): овец, сыр, кур, яйца, маленькие денежные суммы и помогать своим трудом в обработке земли, находящейся в непосредственном распоряжении монастыря. Если подвести итог доходам Боббио за год, мы получим, считая и то, что потребляется населением наделов (манз), около 14 000 модиев пшеницы, 2000 амфор вина, 1000 возов сена, 3000 фунтов масла, около 900 «подарков», 220 солидов деньгами и, кроме того, ещё другие не поддающиеся учёту поступления. Для своей «господской земли» монастырь располагал в год 4000–5000 рабочими днями либеллариев и массариев, не считая труда сервов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

  Латинские переводы . Старый латинский перевод относится примерно к 4 веку, был распространен в Северной Африке, в Европе. В него входил Новый Завет, переведенный на латынь. Так называемый Африканский перевод (или Баббиенский кодекс ) ценен тем, что рукопись его скопирована с рукописи 2-го века. Сама рукопись относится к 400 году. Еще есть кодексы древне-латинские : Корбиенский (5 век), Верцеленский (360 г.) и Палатинский (5 век). И, конечно, надо знать знаменитую латинскую Вульгату («общенародная», «доступная») блж. Иеронима, который был секретарем епископа Римского Дамаса. Перевод сделан с 366 по 384 год.   Коптские (Египетские) варианты включают в себя часть Нового Завета и называются по имени диалектов коптского языка: Сахидский вариант (3 век), Бохаирский и Средне-египетский варианты (4–5 века).   Другие варианты: Армянский перевод (в Армению Св. Писание впервые пришло в 400 году по Р. Х.), очень древний, по всей вероятности, как считают ученые, сделан с греческой Библии цареградского происхождения. Древнейший Готский перевод (4 век), Грузинский перевод (5 век), Эфиопский перевод (6 век), Нубийский перевод (6 век).   В случае с рукописями Ветхого Завета мы не располагаем таким их множеством, как в случае с Новым Заветом. Наиболее древний список Ветхого Завета на иврите относится к 900 году по Р. Х. На еврейском языке весь канон Ветхого Завета был завершен примерно к 400-му году до Р. Х. Таким образом, между оригиналом и тем, что мы имеем, почти 1300 лет. Недавно произошло открытие это, так называемые Кумранские находки . В пещерах Мертвого моря было обнаружено громадное число рукописей, которые были отнесены учеными сначала к эпохе до Рождества Христова. Кумранским находкам будет посвящена отдельная лекция. А пока вы должны знать, что они существуют. Это особый пласт древней литературы Св. Писания, который сейчас находится в Ватикане и в других местах, но до конца еще не исследован.   Талмудисты (100–500 г. по Р. Х.). В течение этого периода огромные усилия были потрачены евреями на систематизацию древних гражданских и церковных законов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В качестве примера приведем данные о сборах на Богословский институт нескольких петроградских церквей: 326 . Рожд-во 1920/21 Неделя Ваий, 1921 Троица 1921 Преобра жение Рожд-во 1921/22 Неделя Ваий, 1922 Троица 1922 Рожд-во 1922/23 1. Исаакиевский собор 298 480 1 516 000 9 515 750 2. Казанский собор 280 000 200 000 239 810 1 375 723 14 405576 +пожертв. 55 007 17 610 000 3. Николо-Богоявл. собор 126 000 547 000 11 177 000 21 900 000 4. Успения на Сенной 149 862 172 675 351 980 346 550 2 049 000 18 093 693 56 426 000 5. Исидора Юрьевского 10 07 500 9 000 000 22 500 000 Наряду с щедрыми пожертвованиями некоторые приходы, например, Покровско-Коломенский, Крестовоздвиженский на Петроградской стороне, а также Александро-Невское братство при Крестовой митрополичьей церкви подбирали и направляли в институт юношей и девушек, готовили их к лучшему усвоению богословских наук. На заседании Совета 20 декабря 1921 года о. Николай предложил рассмотреть вопрос «о присуждении стипендии имени Петроградского Покровского прихода в 100 000 р. на ближайший академический год одному или двум лицам из числа студентов Института, имеющим намерение посвятить себя на служение Церкви в священном сане». Совет постановил стипендию предоставить студенту II-ro курса Г. В. Григорьеву с выдачей по на каждый семестр текущего 1921/22 академического года 327 . Так пролагались пути к тесному единению Богословского института с приходами Петрограда. Во-вторых, Богословский институт являлся и церковно-просветительным центром Петрограда. С целью развития и упорядочения духовного просвещения в Петрограде Совет института, согласно предложению Владыки Митрополита Вениамина выработал условия, которым должны были удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, а также определил их отношение к Богословскому институту. Были рассмотрены и одобрены проекты частных богословских курсов для интеллигентных слушателей и для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В прошедшем году была организована IV выставка-форум «Православная Русь», центральная тема которой была сформулирована как «Социальное партнерство и благотворительность». Выставка проходила в период с 30 мая по 3 июня. А 1 ноября вновь состоялось открытие выставки «Православная Русь» , на этот раз приуроченной к Дню народного единства. По традиции, Мы совершили открытие обеих этих выставок. Кроме того, Мы приняли участие в Международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» , которая была приурочена к отмечавшимся в прошедшем году 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей и проходила в Москве с 1 по 4 октября. Прошедший год был ознаменован памятными событиями и в моей жизни. Исполнилось шестнадцать лет с начала моего патриаршего служения и сорок пять лет со дня архиерейской хиротонии. В годы своего патриаршего служения я черпал духовные силы в свершениях великих святителей и пастырей церковных, молитвами и подвигами которых созидалась Русская Православная Церковь. Митрополиты и Патриархи Московские, многие из которых прославлены Церковью в сонме святых угодников Божиих, подают каждому из нас пример беззаветного служения Церкви и народу. Путь архиерейского служения тернист и требует от избранного огромной ответственности за своих пасомых перед Господом. Но первосвятительский крест — особый. Осознавая, что в твоем лице представлена вся Русская Православная Церковь, нужно постоянно молить Всемилостивого Жизнеподателя Христа о помощи в этом крестоношении и стремиться все свои силы полагать на благо Церкви Христовой, для ее процветания в нашем отечестве. В этом году мною было совершено семь поездок по епархиям, не считая Подмосковья. В некоторых из них я побывал впервые. Скажу, что каждый из этих визитов был очень важным, хотя они и были разными по своему значению. Например, Наш визит в Латвию стал первым за всю 900-летнюю историю Православия в этой стране. Впервые Предстоятель Русской Православной Церкви ступил на Латвийскую землю. Посещение Латвийской Республики имело очень большое значение для поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви в России и сопредельных государствах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204195...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010