В первые послереволюционные годы в монастыре и в скиту было похоронено немногим более десяти насельников. Среди них старец Анатолий, скитоначальник отец Феодосий (†9 марта 1920 года, погребен в монастыре), схиархимандрит Агапит (Беловидов), скончавшийся восьмидесяти трех лет и также похороненный в монастыре (†23 февраля 1922 года). Затем упомянем монаха Мартимиана (в мире Михаил Александрович Васильев-Белоградский, родился 25 сентября 1877 года. Скончался в апреле 1918 года. Крестьянин из Тверской губернии. Поступил в Оптину 19 января 1910 года, пострижен в мантию 21 марта 1915 года. Был пять лет гостинником; похоронен в монастыре). И еще четверо, упокоившиеся на монастырском кладбище: иеромонах Иезекииль, скончавшийся 29 февраля 1920 года (и больше никаких сведений о нем нет); иеросхимонах Пиор. Духовник сестер Казанской Амвросиевской пустыни, скончался 6 января 1921 года (и о нем пока не имеем что прибавить); иеродиакон Акакий, могила которого рядом с могилой отца Пиора: отец Акакий был его келейником и скончался с ним в один день – 6 января 1921 года; монах Герасим, болящий, скончался 26 марта 1921 года сорока трех лет от роду. В скиту: монах Афанасий (в мире Афанасий Степанович Сапрыкин, крестьянин села Тележья Малоархангельского уезда Орловской губернии, в скит поступил 30 марта 1893 года, в какое-то время пострижен был в рясофор). Прожив двадцать лет в скиту, заболел, в больнице его постригли в малую схиму (постригал смотритель больницы иеромонах Досифей Чучурюкин), и через два часа он скончался, будучи восьмидесяти трех лет от роду, похоронен был на больничном кладбище рядом с его сыном по плоти рясофорным монахом Мироном. Погребение совершали скитские иеромонах Осия и иеродиакон Иоанникий 578 . О покойном скитском монахе Иоанникии сведения собраны были еще отцом Агапитом. Отец Иоанникий (в мире Иван Павлович Королёв) был московский мещанин. В скит поступил 26 сентября 1895 года, на праздник преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В рясофор пострижен в 1897 году, в монашество – на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи, 24 июня 1905 года. Проходил разные послушания, а в последние годы был письмоводителем скитоначальника отца Феодосия. Лет за пятнадцать до кончины по благословению старца принял тайную схиму, – постригал его схиархимандрит Агапит. В «Аттестации» его не один раз повторялось, что он «качеств хороших». Скончался 8 августа 1918 года у себя в келии; погребен на скитском кладбище 10 числа. Отпевание и погребение совершали скитоначальник игумен Феодосий, монастырский иеромонах Моисей, скитской иеромонах Зосима и иеродиакон Пантелеимон, скитской. В 1920 году, 22 марта, скончался скитской схимонах Иоиль (в мире Иван Сергеевич Токарев), поступивший в скит 15 сентября 1867 года. Прожил восемьдесят два года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скончался 1887 года 27 декабря в 10 часов вечера. Тело его перенесено было в скит и там 29 декабря после литургии погребено на скитском кладбище братским духовником и скитоначальником иеромонахом Анатолием. Царство ему Небесное! Послушник Иоанн (†18 ноября/1 декабря 1834) В скитской летописи о нем имеются следующие сведения: " 18 ноября 1834 года умер в скиту работник Иван, крестьянин села Верхних Прысков, 50 лет; два года работал в скиту, был добрый и тихий человек, погребен в скиту " . Вероятно, за доброту и кротость скитяне включили своего рабочего в число послушников. Да успокоит Милосердный Господь душу его в селениях праведных! Схимонах Иоанникий (Королев) (†8/21 августа 1918) В миру Иван Павлов Королев. Родился 7 мая 1872 года. Холост. До 4 января 1900 года значится Московским 2-й гильдии купеческим сыном; а с 4 января 1900 года — Московским мещанином Хамовной слободы. Обучался у причетника чтению и письму. Поступил в скит Оптиной пустыни 1895 года 26 сентября на праздник преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В рясофор пострижен в 1897 году, указом консистории определен в число братства 1901 года 22 марта. В монашество пострижен в сей Оптиной пустыни 1905 года 24 июня на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. В 1901 году проходил в скиту послушание трапезного, а потом — разные. В последние годы был письмоводителем скитоначальника. Годов за 15 до смерти по благословению старца иеросхимонаха Иосифа принял келейно постриг в схиму. Постригал живущий на покое архимандрит Агапит. Аттестация в списке за 1903 год: " Качеств хороших. К послушаниям по слабости здоровья малоспособен " . За 1905 год и дальше: " Качеств хороших и к послушанию способен " . Скончался 1918 года 8 августа в своей келлии в скиту и погребен 10 августа на скитском кладбище. Отпевание и погребение совершал скитоначальник игумен Феодосий соборне с иеромонахами: монастырским — Моисеем и скитским — Зосимой. Иеродиаконствовал Пантелеимон — скитянин. Иеромонах Иов (†14/27 января 1843)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

9 . «Похвальное слово в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа». Вначале проповедник предлагает биографические сведения о родине Иоанна Богослова, о первоначальном занятии его рыболовством и призвании к апостольскому служению; затем, желая изобразить его апостольскую деятельность, останавливается на изречениях Христа: «и сотворю вы ловцы человеком... вы есте свет мира, вы есте соль земли» и объясняет их в приложении к Иоанну Богослову. Далее, идёт речь о наименовании апостола «воанергес», о любви к нему Спасителя, о его исповедничестве и чудесном преставлении. Заключается слово молитвой проповедника, в которой между прочим читаем следующее место: «о, блаженнейший, треблаженнейший, всеблаженнейший Иоанне!.. Призри милостивно на нас с неба и виждь позор наш: алтари, украшенные божественными изображениями, разрушены, у священных храмов отнята их красота, икона Христова поругана и в городах, и в деревнях, и в домах, равно как и иконы Богоматери и всех других богоносцев – и подобных тебе и меньших тебя. Всё достойно слёз... Да запретить Христос бурному морю сему, как некогда Тивериадскому даровав тишину, этот дар мира; да возвратит Он Своей церкви древнюю и славную красоту православия... Прими воздвигших тебе сей прекрасный и богатый храм». Как легко видеть, Слово написано в гонение Льва Армянина и, может быть, даже в самом начале гонения, до ссылки преп. Феодора, так как сказано в главном храме студийской обители и бедствия времени изображает сходно с посланиями студийского игумена на восток 731 . 10 . «Похвальное слово в честь святого и славного апостола Христова Варфоломея». Это – жизнеописание св. Варфоломея, составленное на основании церковных преданий о жизни и деятельности этого апостола, о мученической кончине его и чудесном перенесении его останков по морю из Армении, где он проходил своё апостольское служение, в г. Липару на Сицилии и о чудесах, совершившихся здесь у его гробницы. В начале Слова – обычное для похвальных слов вступление, из которого, между прочим, узнаём, что проповедник говорит по поручению своего настоятеля (иг. Платона), а в конце – столь же обычная для произведений этого рода похвала апостолу и молитва о предстательстве его пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Отправляясь для проповеди в другое место, Апостол передал этого юношу епископу города, а когда возвратился, то спросил у него: «Где сокровище, которое я передал тебе?» Епископ, не поняв вопроса, сказал, что никакого сокровища для хранения он не получал. Иоанн назвал имя юноши. Епископ с грустью сказал: «Он умер. Умер душой. Он стал разбойником!» Оказалось, что юноша стал атаманом разбойников и наводил ужас на окрестных жителей. Тогда Иоанн отправился в то место, где находились разбойники. Они схватили Апостола, привели к его бывшему ученику, который стоял с ножом в руках. Увидев своего наставника, он бросил нож. В нем проснулась совесть, он не мог смотреть в глаза старцу и бросился бежать. Иоанн поспешил за ним со словами: «Сын мой, зачем ты мучаешь своего отца! Остановись, покайся, я умолю Бога о прощении всех грехов твоих!» Юноша пал Апостолу в ноги и с той поры стал христианином-подвижником. Братия и сестры! В конце своей жизни Иоанн Богослов был так слаб, что его носили в храм на руках. И здесь он уже не мог проповедовать людям как прежде Евангельское учение, а только лишь повторял: «Детки! Любите друг друга!» Его спрашивали: «Почему ты повторяешь одни и те же слова?» И он отвечал: «Потому что в этой заповеди заключено Евангелие. Кто исполнит ее, тот будет спасен!» Аминь. Об апостоле любви, о преподобном Сергиии о сегодняшнем монашестве Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Большую часть своей продолжительной земной жизни Иоанн Богослов провел в городе Ефесе, который назывался столицей Востока. Здесь его посетила Пресвятая Богородица, и до сих пор среди руин и развалин этого некогда прекрасного города, превратившегося теперь в небольшую турецкую деревню, стоит дом, где жил Апостол, и который, по преданию, почтила Своим присутствием Божия Матерь. Здесь проповедовала Евангелие святая равноапостольная Мария Магдалина, здесь она умерла и была похоронена апостолом Иоанном в пещере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну. Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью ( 1Ин. 1:1 ). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий, рожденный от Бога, не согрешит» ( 1Ин. 5:18, 3:9 ). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы. Так, галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества. Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней. Сведения о жизни святого евангелиста Иоанна Богослова помещены 26 сентября, в день преставления. Преподобный Арсений Великий Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучив светские науки и владея в совершенстве латинским и греческим языками, преподобный Арсений приобрел глубокие знания, соединенные с благочестивой и добродетельной жизнью. Глубокая вера побудила юношу оставить занятия науками и предпочесть им служение Богу. Он вступил в причт одной из римских церквей и был возведен в сан диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор.13:1—2,13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства и звено последнее — святитель–мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

И что удивительного, если возлюбленный ученик Христов возрастает еще на земле, в меру будущего воскресения мертвых? Смертью Христовою так решительно низложено могущество смерти, а благодатью Духа Святаго подано нам столько средств к животу вечному, что надобно дивиться более тому, как мало людей, достигающих подобного совершенства. Жало же смерти грех (2 Кор. 15; 56), - говорит апостол, следовательно, в ком сокрушено это жало, тот неприступен для смерти. А как во множестве верующих во имя Христово не быть таким, кои благодатью Его совершенно очистились от всякого греха? И, однако же скажете, - самые великие святые умирали. Не пререкаем сему; почитаем только за долг приметить, что не с одним Иоанном могло быть то, что приписывается ему, то есть, что он хотя прошел путем гроба, а в самом деле не подлежал смерти подобно нам. Ибо, как свидетельствуют дееписания (например, " Лествица " Иоанна Лествичника), тело не одного Иоанна не было найдено по смерти во гробе, а и некоторых других святых, начиная с Богоматери. Если телеса прочих святых остаются среди нас, на земле, то вместе с сим в них совершаются такие действия, кои дивны не менее преставления с плотью на небо. Таково, во-первых, уже их нетление. Ибо, если что скорее всего подвергается разрушительному действию стихий, то это тело человеческое, оставленное душою. А телеса святых, находясь нередко в недре самого тления, остаются невредимыми целые века и тысячелетия. Что это, как невидимое, непрестающее отражение в них жизни вечной, как непостоянное торжество ее над смертью в самой средине ее области? К сему дивному свойству нетления обыкновенно присоединяются и другие дары, как то: исцеление болезней, изгнание злых духов, иногда самое воскресение мертвых. В сем случае еще более чудесного, когда видим, что святая плоть и по разлучении с духом, от присутствия в ней силы благодатной так могущественна, что совершает действия, превышающие все силы природы. Престанем же недоумевать и удивляться тому, что повествуется нам об Иоанне. Вместо недоумения лучше устремимся по следам, им для нас оставленным. Ибо все мы, несмотря на недостоинство наше, призваны носить имя богословов и учителей веры. Будем же, подобно ему, богословами не по одному имени, а на деле и по истине. И мы соделаемся такими, если будем ходить во свете и делать дела Божий; если будем очищать себя, якоже Он, Спаситель наш, чист есть (1 Ин. 3; 3); если будем любить братию нашу, как Он возлюбил нас; и если, наконец, не одни уста наши, а вся жизнь будет органом славы Божией. Тогда и мы, скончав земное поприще, прейдем от смерти в живот, хотя не так дивно, как Иоанн, но так, как подобает всякому истинному последователю Христову, тем паче провозвестником Его достопокланяемого имени, еже буди со всеми вами и нами молитвами евангелиста Христова! Аминь. Слово в день храмового праздника поклонения честных вериг святого и всехвального апостола Петра

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Как можно видеть, в последней главе Жития, повествующей о земной жизни Варлаама Важского, есть ряд топосов, характерных для житий преподобных, и совершенно отсутствуют топосы, присущие житиям основателей монастырей. Примечательно также и то, что обычные для житий преподобных темы, присутствующие в третьей главе Жития, только намечены. Сравнение Жития Варлаама Важского с Житием Антония Сийского показывает, что в последнем каждая тема разработана подробно и раскрыта в деталях, в то время как в Житии Варлаама Важского присутствует только канва без подробностей. Как уже отмечалось выше, глава «О пострижении святаго» в Житии Варлаама Важского очень короткая, и это не случайно. Если отношение объёма этой главы ко всей основной части Жития (1:10, учитывая главу «О явлении мощемъ преподобнаго», и 1:6 – без неё) соответствует отношению длительности иноческого периода жизни Варлаама Важского к длительности всей его жизни, то скудость содержания этой части, по сравнению с другими частями Жития, соответствует роли этого содержания в Житии. Заметно также и отсутствие ряда топосов, обычных в рассказе о святом после его прихода в монастырь. Например, совсем не упоминаются труды на благо обители – мотив, который, по словам Т.Р. Руди, был широко распространён 537 . По-видимому, заменой этому мотиву в Житии Варлаама Важского, может служить упомянутая в рассматриваемой главе «милостыня», которой святой обеспечил монастырь: «...и отходитъ въ монастырь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, его же самъ созда и учредивъ братию милостынею довольно» (ЖВВ, с. 18). Однако наиболее заметно отсутствие в третьей главе Жития Варлаама Важского топосов, присущих житиям основателей монастырей: мотива «отеческой любви игумена к братии», мотива «предсмертного наставления святого братии» (по наблюдениям Т.Р. Руди, обязательного топоса для житий этого поджанра), топосов-формул, связанных с описанием преставления святого («аще и телом отхожу от вас, но духом присно буду с вами» или подобных), предсмертного пророчества о процветании монастыря после смерти основателя, и мотива «плача великого» иноков о преставившемся игумене 538 . Причина отсутствия этих топосов в Житии Варлаама Важского понятна. Этот святой не был игуменом монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 сентября. Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Стихира на Господи воззвах, гл. 4 Иоанн, сын Зеведея, удостоившийся видения непостижимых откровений и возвестивший высочайшие Божественные тайны, написавший для нас Христово Евангелие, научил богословствовать об Отце, Сыне и Святом Духе. Стихира на стиховне, гл. 4 Взойдя на высоту богословствования, ты, Богослов, научился непостижимым Божественным тайнам о единстве существа Божия, одной славе, царстве и господстве, всегда на три Лица разделяемого, но существенно нераздельного и соединенного в неслиянное Божественное единство; так прославляя, проповедовал ты нераздельную Троицу, Которую моли о спасении и просвещении душ наших. Тропарь, гл. 2 Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных людей, ибо твое ходатайство принимает Принявший тебя, склонившегося на грудь. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял облегающую тьму язычества, испрашивая и нам мира и великой милости. Кондак, гл. 2 Кто может рассказать о величии твоем, девственник? Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления и молишься о спасении наших душ, как Богослов и друг Христов Величание Прославляем тебя, Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов, и почитаем страдания и труды твои, которыми ты трудился, благовествуя о Христе. 1 октября. Покров Пресвятой Богородицы Стихиры на Господи воззвах, гл. 1 1. Богородица Пречистая, Ты великая защитница скорбящих, скорая помощница, спасение мира и утверждение в вере и благочестии, неисчерпаемая бездна милосердия, источник Божественной мудрости, покров мира. Восхваляем светлый Твой омофор, неизреченно славословя: «Радуйся, Обрадованная, с Тобою Господь, подающий чрез Тебя миру великую милость». 2. Всем верным Ты — дивное украшение, исполнение предсказаний пророков, слава апостолов и украшение мучеников, хвала девству и всему миру предивный покров. Покрой, Владычица, омофором милости весь народ, взывающий к Тебе: «Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь, подающий чрез Тебя миру великую милость».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

26 Сентября. Преставление Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Стихира на «Господи воззвах», гл. 4: «Иоанн, сын Зеведея, удостоившийся видения непостижимых откровений и возвестивший высочайшие Божественные тайны, написавший для нас Христово Евангелие, научил богословствовать об Отце, Сыне и Святом Духе». Стихира на стиховне, гл. 4: «Взошедши на высоту богословствования, ты, Богослов, научился непостижимым Божественным тайнам о единстве существа Божия, одной славе, царстве и господстве, всегда на три лица разделяемого, но существенно нераздельного и соединенного в неслиянное Божественное единство; так прославляя, проповедывал ты Нераздельную Троицу, Которую моли о спасении и просвещении душ наших». Тропарь, гл. 2: «Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных людей, ибо твое ходатайство принимает Принявший тебя, склонившегося на грудь. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял облегающую тьму язычества, испрашивая и нам мира и великой милости». Величание: «Прославляем тебя, Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов, и почитаем страдания и труды твои, которыми ты трудился, благовествуя о Христе». Стихи псалмов и Прокимен–общие апостолам. Кондак, гл. 2: Кто может рассказать о величии твоем, девственник? Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления и молишься о спасении наших душ, как Богослов и друг Христов» Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1: 1. «Богородица Пречистая, Ты великая защитница скорбящих, скорая пемощница, спасение мира и утверждение в» вере и благочестии, неисчерпаемая бездна милосердия, источник Божественной мхдрости, покров мира. Восхваляем светлый Ее омофор, неизреченно славословя: «радуйся, Обрадованная, с Тобою Господь, подающий чрез Тебя миру великую милость». 2. «Всем верным Ты — дивное украшение, исполнение предсказаний пророков, слава Апостолов и укришений мучеников, хвала девству и всему миру предивный покров. Покрой, Владычица, омофором милости весь народ, взывающий к Тебе: Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь, подающий чрез Тебя миру великую милость».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010