369.  Богослужебный материал освещаемого вопроса заключается в: а) службе каждого четверга в Октоихе. б) Службах четвергов Триодей Постной и Цветной. в) 30 июня — Собор святых апостолов. г) 30 ноября — день святого Апостола Андрея Первозванного. д) 8 мая — день святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. е) 26 сентября — день преставления того же Апостола. ж) 29 июня — день святых первоверховных Апостол Петра и Павла. з) 14 ноября — день святого Апостола Филиппа. и) 11 июня и 25 августа — дни святого Апостола Варфоломея. к) 30 апреля — день святого Апостола Иакова Зеведеева. л) 16 ноября — день святого Апостола и Евангелиста Матфея. м) 6 октября — день святого Апостола Фомы. н) 9 октября — день святого Апостола Иакова Алфеева. о) 19 июня — день святого Апостола Иуды Алфеева. п) 10 мая — день святого Апостола Симона Зилота. р) 9 августа — день святого Апостола Матфия. 370.  Авторами крестобогородичных являются преподобные Феодор Студит (†826) и Иосиф Песнописец (†983). 371.  Канон, творение Симеона Логофета (†970), глас 6, поется на малом повечерии в Великий и Святый Пяток; поется в келлиях, посему Триодь Постная греческого издания его не содержит. 372.  Канон утрени Великой Субботы («Волною морскою»), гл. 6, написан Марком монахом, епископом Идрунтским (1–6 песни), инокиней Кассией (ирмосы) (род. 810), и св. Косьмой — епископом Маиумским (6–9 песни) (†793). Марк монах или епископ Идруитский — автор известных в литургике так называемых «Марковых глав», особых правил нашего Устава. 373.  «Канон о Распятии и на плач Богородицы», гл. 6. 374.  Четверток, 2 седмица, вечерня, на стих. крестобогородичен, гл. 5. 375.  Святой и Великий Пяток, утро, икос, гл. 8. 376.  Там же. Сей икос с кондаком представляет собой лишь пролог и 1 строфу дивной песни св. Романа Сладкопевца, под названием «Плач Богоматери», ранее целиком употреблявшийся при богослужении. 377.  Святой и Великий Пяток, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2. 378.  Святая и Великая Суббота, утро, непорочны, похвала 91.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

2254 Есть село Богослов, Ростовского уезда. Ярославской губ. на реке Ишне. Здесь находится церковь , построена в 1687 году на том самом месте, где, по преданию, св. Ап. Иоанн Богослов вручил жезл св. Авраамию для сокрушения идола Велеса. 2255 Из них мы назовем следующие: а) Вопрос святого Иоанна Богослова, ответ святого отца Авраама о живых и мертвых. (Из сборн. XVII в., Публ. Библ, отд. I. X., 258. л. 217–224), б) Слово святого Праведного Иоанна Феолога (Из Румянц. сборн. XVI в. 96, л. 91–93). В последнем апокрифе Апостол изображается спрашивающим на небе Авраама: „чует ли се тамо человек умер?.. Знают ли се тамо яже суть, я(ко)же и мы зде?.. иже младенцы мруть, знають ли ся тамо?“ и др. Полный текст этих апокрифов можно найти в соч. „Памятники старинной русской литературы“, издаваемые Гр. Кушелевым-Безбородко. Вып. III, стр. 113–117. С.П.Б. 1862. Ср. Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы. С.П.Б. 1863. Т. II, стр. 174–212. В этом отделе мы находим след. апокрифы: 1) Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской. а) Слово св. Иоанна Богослова о пришествии Господни. Како хощет прийти на землю. (Из полууст. ркп. XV в. Синод. Библ. 682, л. 354–370). б) Месяца Сентября 25 день сказание облечение св. апостола богословца, егда на горе фаворстей вопрошал Бога Господа нашего Иисуса Христа, донеле же хощет приити на землю, судити всей вселенней до конца. (Из полууст. ркпс. XVI в. Моск. син. Библ. 629, л. 375–385). 2) Вопросы Иоанна Богослова Аврааму о праведных душах. а) Сказание. Авраам вопроси Иоанна Богослова о праведных душах и днех. 11 / 535 , л. 115–118 об ). 3) Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе, а) Вопрос св. Иоанна Феолога Авраама. (Из полууст. сборн. XVI в. Библ. Моск. Дух. Акад. 157 / 521 , л. 69–75 об.). 4) Слово св. праведного Иоанна Феолога. (Из полууст. ркп. XVI в. Рум. Муз. 96. л. 91–95 об.). 5) Вопросы Феолога Авраама. (Из полууст. сборн. XVI в. Библ. Моск. Дух. ак. 183 / 566 , л. 273 об.–275 об.). 2256 26 сентября-преставление Ап. Иоанна, 8 мая-воспоминание исхождения из могилы Апостола целебного праха, по свид. некотор., благовонного мира или некоего тонкого воздуха. См. арх. Филар. Жития святых. Т. V, стр. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Отдельные статьи посвящены благотворительной, просветительной и патриотической деятельности пустыни. Проповеди Схиархимандрит Иоанн был широко известен не только как богослов, но и как выдающийся проповедник. «Ревностно относился отец Иоанн к проповеди слова Божия, – пишет один из его современников. – Его пастырские настав­ления были достоянием не только учащихся и прихожан Академического храма – посредством церковных периодических изданий слова духовного наставника достигали наиболее удаленных точек православного мира» (5.211). Сохранившиеся проповеди отца Иоанна были произнесены им, как уже отмечалось, в храме Московской духовной академии. Изданы в книге «Из­бранные письма и проповеди». Среди них можно выделить следующие, на Господские праздники («На Рождество Христово») и в дни Великого поста («Слово о крестоношении», «Чертог Твой вижду, Спасе мой», «Поучение перед святой Плащаницей»), на дни празднования памяти святых (святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, свя­того апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона Задонского , преподобного Серафима Саровского ), о страстях и грехах («О празднословии», «О гордости», «Слово перед исповедью»); о различных состояниях души («О свободной воле», «О духовном мужестве», «О чудесном улове рыбы»). Все эти проповеди отца Иоанна не утратили своей актуальности, они пользуются большой популярностью и за прошедшие годы многократно переиздавались, в том числе различными газетами и журналами. Особенно часто переиздаются «Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова», которую можно назвать проповедью о христианской люб­ви, а также «Проповедь о празднословии» и «Слово перед исповедью», чтение которых позволяет человеку внимательно заглянуть в собственную душу и подготовиться к исповеди, увидеть, в чем нарушил нравственные нормы. Особое внимание обращает на себя также проповедь «О духовном мужестве», в которой старец объясняет, что смерть души, вызванная грехом, гораздо страшнее смерти телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Моли Христа Бога, спастися душам нашым.   Кондак, глас 3: От Рима возсиял еси якоже солнце великое, и к царскому граду достигл еси преблаженне, словесы твоими просвещая сего и делы, всяку неразумия мглу отгоня. Сего ради тя почитаем, отцев славо, Арсение преподобне. Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Честное преставление сего святого апостола и евангелиста, — наперсника, девственника и возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова празднуется в двадцать шестой день сентября месяца; под этим числом и помещено его житие. В нынешний же день совершается воспоминание его честного праха, цельбоносно исходившего от гроба его. Когда святой Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестим Христовом, то вместе с семью учениками своими вышел из города Ефеса [ 1 ] и приказал им ископать ему крестообразную могилу, в которой он и приготовился умереть, легши в нее, еще будучи живым (как повествуется об этом в житии его). Христиане, жившие в городе Ефесе, после смерти апостола, раскопали могилу его, однако не нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу апостола и возносили там усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство пред Богом святого Иоанна Богослова, При этом каждый год в этот день и месяц от гроба апостола исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления [ 2 ]. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Поэтому и вошло в обычай среди верующих в этот день, так же как и в сентябре месяце, восхвалять и ублажать песнопениями сего великого угодника Божия, возлюбленного Богом более всех прочих святых угодников [ 3 ]. По молитвам его да дарует и нам Господь исцеление в недугах наших душевных и телесных и да сподобимся и мы быть угодными и возлюбленными Христу Богу нашему. Память 9 мая Житие святого пророка Исаии Время пророческого служения святого Исаии было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Типиконе сравнительно немного праздников отмечены этим знаком, (если им совершается бдение, то по уставу бывает и Малая вечерня). Это следующие праздники: 26 сентября — Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 13 ноября — Св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константина града, 6 декабря — Св. Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, 30 января — Свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, 23 апреля — Св. славного великомученика Георгия Победоносца, 8 мая — Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 11 мая — Свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, 15 июля — Св. равноапостольного великого князя Владимира. Кроме этих праздников в Минеи находится много бденных служб разным святым. Указаны они для тех случаев, когда святому совершается бдение, если храм посвящен ему или св. мощи его покоятся в данном храме. Указана иногда бденная служба и праздникам, отмеченным лишь полиелейным знаком — крестом — на случай, «аще восхощет настоятель совершити бдение». Праздники средние со знаком одного креста и праздники со знаком креста в полукружии настолько близки друг другу, что если случаются из них те или другие в Господский или иной праздник, то служба им отправляется по одной Марковой главе. Так, например, в последовании Типикона на 21 мая, в день памяти свв. Константина и Елены, пред которым находится знак только одного креста, напечатанный красным цветом, сказано: «вестно буди, аще случится память святого Царя Константина в четверток Вознесения, или в неделю 7–ую св. Отец, службу его пети, яко же Иоанну Богослову, по тем же главам». А праздник Иоанна Богослова имеет знак креста с полукружием, напечатанный киноварью, следовательно не полиелейный только, но бденный. Служба святому с знаком креста с полукружием переносится на другой день лишь в том случае, если праздник святому случится в дни Страстной седмицы или самую Пасху, как в этом случае переносится и служба храму. Так, если служба св. Георгию случится в Вел. пяток или Вел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

1960 г. На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (II) Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает [ 1 Ин.4:12 ] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы с вами, дорогие братия и сестры, чтим память одного из великих Апостолов Христовых, столпа Христианской Церкви, ревностного проповедника Христова учения, написавшего нам Святое Евангелие, три послания и Апокалипсис, мудрого и любвеобильного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вспоминая день его преставления. Он был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, по выражению церковного песнопения —  другом  и  наперсником  Христовым. Чем же так отличался этот Апостол от других учеников Господа и чем заслужил он такое особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, апостол и евангелист Иоанн Богослов всей душой прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других Апостолов к Спасителю. Эта любовь к Божественному Учителю выражалась не на словах только, но и на деле. Так, в то время, когда Иисус Христос был распят и когда ученики Его  страха ради иудейска  ( Ин.19:38 ) разбежались, стояли при Кресте только Божия Матерь и один ученик — Иоанн. Вот тут-то, в минуты величайшего уничижения Божественного Учителя, в минуты всеобщего опасения за собственную жизнь, святой апостол Иоанн и доказал на деле свою любовь и глубокую привязанность к Господу Иисусу Христу. Видя столь великую любовь и преданность Ему Иоанна, Иисус Христос здесь же отличает его от других Своих учеников. Он усыновляет Иоанна Своей Матери, и с той поры Пресвятая Богородица пребывает в доме Апостола до самого славного Успения Своего. Но, помимо любви к Богу, этой первой и главнейшей обязанности каждого человека, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов имел также и любовь к ближним своим. Он постоянно увещевал людей жить в мире и любви, повторяя до последних дней своей жизни одни и те же слова: “Чадца, любите друг друга”. Когда же его спрашивали, зачем он так часто повторяет одно и то же, Апостол с глубоким убеждением в своем благодатном сердце отвечал: “Потому что в этом одном заключается все. Исполните одну эту заповедь — и вы исполните весь Закон, угодите Богу, достигнете высшего совершенства, потому что уподобитесь возлюбившему нас Господу Иисусу Христу и будете сынами Всевышнего”.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Это столь важное, столь ответственное, серьезное и страшное испытание бывает неожиданным как раз для тех, кому кажется, что у него все хорошо. И потому будем вести брань без всякого снисхождения к себе, чтобы подготовиться к встрече с этой неминуемой для всех нас скорбью. Аминь. 30 сентября 2003 года День памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25) При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жёно! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. О преданности Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его часто называют «апостолом любви», говоря, что он является проповедником преимущественно этой добродетели. Но, я думаю, несправедливо лишать этого имени других апостолов, ибо все двенадцать апостолов Христовых, безусловно, были такими же проповедниками любви. Все они имели избыток Божественной благодати, которая преисполняет человека любовью к Богу и ближним. Это видно из самой их жизни. Апостол Иоанн Богослов в Православной Церкви особенно почитается, может быть, по той причине, что он провел долгую жизнь и пережил всех апостолов (по Преданию, он умер в начале II века) и поэтому для всех христиан того времени был живым свидетелем истинности евангельской проповеди, был в особенности близок к христианам последнего времени. В древности день его преставления праздновался столь же торжественно, как и день святых апостолов Петра и Павла. В день памяти святого апостола Иоанна на литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о том, как Иоанн, когда все ученики, оставив своего Учителя, бежали, вместе с немногими женщинами-мироносицами и Божией Матерью пребывал с Ним до последнего момента и стоял у Креста Господня.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Устремляше бо ся великая река Вага глоголемая устремлением многих вод и сим наводнением по вселетному движению отрывашеся высоту горы на ней же утвержден бяше монастырь блаженного и храма. Иоанна Богослова, у нея же церкви и мощи святого погребены бяше тогда. Во один же убо от дниии приспевши памяти святого Варлаама, людем же многим собравшимся, якоже обычай имут вкупе праздновати светоносную память во обители блаженного. Абие всем зрящим сице бысть: течением убо многих вод великая река Вага оторвавшеся ниспадеся верх горы тоя много зело, с нею же много и телес мертвых иоторвавшеся от земли низпадше вергошася в великую реку Вагу. Толико убо оторвася горы тоя мало не по самую церковь Иоанна Богослова, еюже святый своими рунама постави, ветсе сущи ей прешествия ради многих лет, у нея же церкви и целбоносное тело блаженного положено бысть, якоже речеся новей церкви поставленной бывши апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на ином месте, яже и ныне хранима Богом стоит. И сего ради игумен обители тоя Герасим именем, со освященным собором и со всем христианским народом шед выкопа святыя те цельбоносные мощи святого, несоша на главах честно со свещами и кадилы, паки погребоша его близ стены новеиипиия церкве Иоанна Богослова одесную страны олтари кадильного со псалыопением и со многими слезами в лето Дивно же братия Божия смотрения о сем и человеколюбия смотрение премногое, яко толико лет преииде лет но преставлении блаженного Варлаама а святые его и целбоносные мощи целы и невредимы от тленных обретошася. Но и ризы его святые, в нихже свит лежаше, но и гроб его, в немже положен бысть не истле, аки днесь положен, точно малым нечим яко человек приобщился тлению. Не мню же просту сему быти, обретению мощем святого Варлаама братие, но вся смотрением Божиим бысть в нашу пользу показующу Богу, яко незабвенны труды имать блаженного раба своего Варлаама. Но сим убо есть проявлением показует нам всесильный Бог яже о святем. В тоже убо время, внегда святого Варлаама мощи обретены быша, вкупе со святым обретоша некоего мниха, увы яко мене грешного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В письме митрополиту Новосибирскому Варфоломею (Городцеву) в июле 1951 года митрополит писал «об удручающем положении наших Духовных школ, особенно Московских». «Традиция и поиск» – так назвал в свое время Святейший Патриарх Кирилл на праздновании 40-летия Духовных школ Северной столицы свой исторический очерк. В каждой системе, безусловно, можно найти свои недостатки и достоинства, тем более что изменение с течением времени внешних условий, качественного и количественного состава абитуриентов требуют корректировки деятельности духовно-учебных заведений. Согласно приведенным Святейшим Патриархом Кириллом данным, за первые 40 лет существования Ленинградские Духовные Академию и Семинарию окончили 1423 человека, степени кандидата богословия были удостоены 367 человек, магистерские диссертации защитили 25 человек, степень доктора была присуждена 12 соискателям, было открыто регентское отделение. Еще можно добавить, что Ленинградские «дореформенные», «советские» школы дали Русской Православной Церкви двух Патриархов. И, несмотря на разного рода «гонения», Духовные школы сохранили духовенство, единственное из традиционных сословие. В день памяти преставления апостола любви евангелиста Иоанна Богослова, единственного из учеников, который не оставил Господа во время Его распятия, которому Он доверил заботу о Своей Матери и который прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах, вспомним эпизод из жития святого, описанный Климентом Александрийским. Когда в Азии апостол Иоанн обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душой к доброму делу; святой апостол научил и крестил его. Намереваясь же уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил этого юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его всякому доброму делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию, но не настолько заботился о нем, как должно было, и не давал ему такого воспитания, какое подобает юношам, а предоставил его своей воле. Вскоре отрок начал вести дурную жизнь, свел дружбу с разбойниками.

http://bogoslov.ru/article/1151751

И это закон нашего сердца: когда человек счастлив, он желает, чтобы все были счастливы. Точно так же и на небе: все святии, и преподобный Сергий, в том и находят счастие, чтобы делать счастливыми нас, своих собратий. И как скоро они приходят нам на помощь! В самом деле, если мы имеем земных помощников, и когда приходится нам переплывать моря, посещать другие города, стучаться в двери, то едва ли мы дождемся помощи... А небесные покровители, они всегда нас слышат. У кого есть вера, тот твердо верит, что они во мгновение ока могут исполнить желание нашего сердца. И верим мы, что преподобный Сергий по молитвам верующих исполняет их молитвы и совершает чудеса. Сколько чудес изливается от мощей преподобного Сергия! Недаром Святая Церковь воспевает: «Твои мощи, яко благовонный цвет, благоухают и всем верующим источают исцеления» 320 . Недаром Святая Церковь называет его избавителем напастей и скорым помощником. Будем усердно молиться преподобному Сергию; но в то же время будем помнить, что только тогда молитва наша будет угодною и будет приятна преподобному Сергию, если мы будем стараться подражать ему в нашей жизни. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одно знай, что только тогда ты будешь иметь право получить просимое, когда ты раскаешься в грехах, будешь очищать свое сердце от зла и порока». Будем молить о предстательстве за нас преподобного Сергия: «Ты же, отче святый, помогай нам и не забуди, якоже обещался еси, посещати чад своих» 321 . Усердно будем просить его всегда, а в особенности в этот священный час, когда мы тесно окружаем его святой образ. Так будем просить и молить тебя, преподобный отче Сергие, как бы видя тебя присутствующим среди нас: усердно просим и молим тебя о мире душевном. В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова За литургией 26 сентября 1911 года Сердечно приветствую вас, возлюбленные братие, с вашим престольным праздником и радуюсь, что Господь снова привел меня помолиться вместе с вами и принести за всех вас Бескровную Жертву в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова, любимого Господом ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010