Это было уже второе приглашение царю, ибо первое было перед вечерней, во время которой Никон совершал вынос Ковчега со святой ризой и отслужил молебен без царя в виду его отказа придти. На второе приглашение царь и ответил посылкой Ромодановского, который заявил, что «царское величество на Никона гневен, от того к заутрени не велел ждать себя и к литургии». Затем Ромодановский объяснил причины гнева царя, именно за то, что Никон называется «Великий Государь», и заявил от имени царя, что почитать его не будет. Никон увидел, что гнев царя выявляется уже в нарушении исконных обычаев, следовательно, клеветы боярские имеют силу, и он тут же заявил Ромодановскому для передачи царю: «и то говорено, что от немилосердия его государева иду из Москвы вон, и пусть ему государю просторнее без меня, а то на меня гневается, в церковь не ходит» (17 Возр.). Никон так был смущен, что послал ожидавшим его в Крестовой Палате церковным властям заявил, что не будет Патриаршего выхода, так что всенощная прошла без него. Никон решил оставить престол и заявить о причинах народу после литургии на другой день; приближенным он сказал об этом намерении тотчас по уходе Ромодановского, и они его уговаривали не уходить, особенно боярин Зюзин; Никон поколебался сначала, но потом сказал «иду де». Утром он заявил поддьяку о своем предстоящем уходе, послал купить клюку, простую палку, приготовить монашеское платье и простую телегу ехать после службы. Самую службу Никон решил обставить весьма торжественно, велел принести посох Митрополита Петра, велел певчим дьякам быть в лучших стихарях, заявив им, что провожают его последний раз. После торжественного входа в Успенский собор Никон послал за саккосом Митрополита Петра и омофором для облачения, которое задержалось из-за поисков. Церковь была переполнена. По причащении Никон сел перед престолом и послал письмо царю. Проф. Николаевский делает предположение, что Никон, повторяя в письме сказанное им на словах Ромодановскому о желании уйти из Москвы, мог хотеть удостовериться в истине слов Ромодановского о гневе царя, также непосредственно узнать, как будет царь реагировать на его уход, будет ли просить его остаться или нет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Никон сел в свои сани, в которых приехал из Воскресенской обители и отправился на собор в преднесении пред ним креста. Все пространство, где следовал Никон, было занято народом до того многочисленным, что с трудом очищался путь для шествия его. Доехав до Успенского собора, в котором в то время совершалась божественная литургия и церковные двери были открыты, Никон вышел из саней и хотел было зайти в церковь , но лишь только стал подходить, как двери церковные от него затворили. Никон, сделав поклонение перед св. храмом, последовал далее к церкви Благовещения, где также совершалась обедня, но только стал он подходить к ней, как двери и этой церкви от него затворили. Никон наконец достиг дворца и поднялся в верх 328 . Никон явился на собор в преднесении креста, и, став близ царского места, читал входную молитву и молитву о здравии благочестивейшего государя и всего царского семейства, о святейших патриархах и о всех христианах. В то время как Никон совершал молитву царь и все присутствовавшие на соборе стояли. Окончив молитву, Никон поклонился до земли великому государю трижды, а патриархам дважды, за тем поклонился на обе стороны, где сидели архиереи и бояре. Патриархи пригласили Никона сесть. Окинув взором палату соборного заседания, Никон говорил: – «места, где бы мне сидеть, я здесь для себя не вижу, а с собою не принес. Я пришел узнать – для чего меня звали 329 . Государь сошел со своего места и став перед патриархами говорил: «От начала Московского государства ни от кого не было такого бесчестия, какое учинил бывшей патриарх Никон ; для своих прихотей, самовольно, без нашего повеления и без соборного совета, соборную церковь оставил и патриаршества отрекся, без всякой причины, никем гоним, и от того учинились многие смуты и мятежи, а соборная церковь вдовствует без пастыря девятый год. Допросите его, святейшие патриархи, для чего он патриаршеский престол оставил и ушел в Воскресенский монастырь?» – Патриархи объяснялись через толмача, которыми при этом случае был архимандрит Дионисий. На вопрос их Никон отвечал: «я хиротонисан на патриарший престол от константинопольского патриарха: есть ли у вас совет и согласие со вселенскими патриархами, константинопольским и иерусалимским, чтоб меня судить? Если есть – я готов дать вами ответ.» – «Совет и согласие с патриархами константинопольским и иерусалимским у нас есть» – отвечали патриархи и указали на свитки, которые положены были перед ними на столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Некто крестьянин, именем Никон, Борисоглебского монастыря, был одержим нечистым духом и сильно страдал от него. Болезнь эта продолжалась с ним 30 недель. Собрались все его сродники, и не знали что делать. Впрочем пришло им на мысль отвести его в Борисоглебский монастырь, на гроб преп. Иринарха. Что и сделали. Начали молиться о нем у гроба преп. Иринарха, благословили его честным крестом из его трудов и надели на него цепь и крест и пробыли двое суток у гроба преп. Иринарха. На утро пошли домой, ведя бесноватого в трудах преп. Иринарха. Дома он пробыл 3 недели в этих трудах. После чего получил исцеление молитвами преп. Иринарха. За что воздал хвалу Богу, Пресвятой Богородице и преп. Иринарху. Чудо 10-е: о исцелении бесноватого Слуга Борисоглебского монастыря, именем Михаил, был одержим нечистым духом и сильно страдал от него. Отец, его навещая, очень опечалился, увидев в такой болезни и не знал, что делать. Пришла ему мысль отвести своего сына на гроб преп. Иринарха. Что сделав, стал молиться о исцелении своего сына от болезни, положил крест и цепь праведных трудов преп. Иринарха. Бесноватый пробыл в них двое суток у гроба преп. Иринарха и по молитвам его получил совершенное выздоровление от болезни, за что возблагодарил Бога, Пресвятую Богородицу и преп. Иринарха. Чудо 11-е: о исцелении жены от грудной болезни Одна женщина, именем Ирина, города Суздаля, боярина князя Семена Васильевича Прозоровского, села Воскресенского, священника Иоанна жена, имела на обоих сосцах струп с гноем. От этой болезни ей нельзя было наклониться ни на какую сторону. Страдав ею три года с половиною, лишилась совсем пищи и едва в теле оставалась одна душа. Она дала обещание съездить в Борисоглебский монастырь, помолиться и поклониться на гробе преп. Иринарха. Земля с гроба его у ней была и в нынешнем (в это время сие чудо было записано) 161 (1653) году. Ирина выпила с этой персти воды и призывала в молитве так: «Святче Божий Иринарше, помоги мне в скорби сей, если имеешь дерзновение к Богу». И тотчас услышала глас: «Болезнь твоя с обеих сосцов отпала». Этот глас был ей до трех раз. После сего она стала осязать своими руками болезнь и тотчас заметила, что на самом деле болезнь ее миновалась, а струпы, отпадшие лежали в пазухе. За сие исцеление она прославила Бога и угодника преп. Иринарха. Чудо 12-е: о исцелении младенца Григория от испуга

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никон! При прозорливом руководстве своего наставника и сильной его молитве, Никон приобретает силу против искушений и всякой слабости и райское утешение в молитвенном общении с великим Угодником Божиим. " Верное сердце Никона, — повествует житие, — было отверстой дверью для открытия своему отцу всех помыслов и намерений, дабы никакая мгла сомнения, или смущения не омрачала чистоты его совести " . Преп. Сергий еще при жизни делает Никона своим преемником. После преставления преподобного, Никон становится игуменом братии. Имя Никона, как " освящение некое " , прославилось по градам и весям. К нему, как к врачу духовному, стекались люди (старчество). Но преп. Никон прерывает свое игуменство шестилетним затвором. Перед нашествием Эдигея, он был предварен явлением святителей Петра и Алексия и преп. Сергия. Благодаря этому они успели вывезти церковную утварь и книги. Монастырь был сожжен дотла. Преп. Никон его возобновил и построил каменный собор, куда перенес мощи преп. Сергия. При преп. Никоне Троицкий монастырь обогатился святоотеческой литературой аскетического характера. Сильвестр Обнорский — ученик преп. Сергия, жаждая безмолвия, ушел на дальний северо-восток и остановился на берегах р. Обноры. Здесь его нашел путник, сбившийся с дороги, и сказал преподобному, что люди не раз видели над местом его пребывания светлые лучи, или облачный столп. Преподобный прослезился, огорчившись, что его уединение нарушилось. Он рассказал путнику, что живет здесь давно и питается древесной корой и кореньями. Сначала без хлеба он обессиливал и падал на землю. Но после явления ему некоего чудного мужа, прикоснувшегося к нему рукою, он перестал страдать от физических лишений. Вскоре, проведав об отшельнике, к нему потянулся народ, и вокруг пустынника создалась обитель. Сам Сильвестр отправился в Москву к митр. Алексию, получил антиминс и был поставлен игуменом первой обители в Обнорском крае. Храм был посвящен Воскресению Христову. К преподобному стекались за духовными нуждами знатные и простые люди. Когда он от времени до времени удалялся на безмолвие, его возвращения ждала толпа людей. Приносили детей, больных для исцеления. О посмертных чудесах его велись записи в течение многих веков. Преподобный Павел Обнорский (1317-1429).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

§1. Жизнеописание Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор, в нижнем Египте, в семье христианского священника. Родители преподобного не имели детей, но в старости Господь благословил их рождением сына. Юность преп. Макарий провел в доме родителей. Нет данных о том, чтобы он получил образование в каком-либо училище, но из его писаний видно, что он был весьма начитан. Когда преп. Макарий вырос, родители заставили его вступить в брак. Однако, преп. Макарий остался в браке девственником, а супруга его вскоре заболела и умерла. После непродолжительной болезни, умер отец Макария, а через шесть месяцев скончалась мать. Преп. Макарий решил оставить мир и роздал оставшееся ему имение нищим в память об усопших. Свою монашескую жизнь преп. Макарий начал под руководством старца-инока, жившего недалеко от селения Птинапор в отшельнической келлии. Добродетельная жизнь новоначального подвижника обратила на себя внимание соседних жителей и, по их просьбе, епископ той местности поставил преп. Макария, против его желания, клириком местного храма. Тогда, по любви к уединению, преподобный тайно ушел из селения в другое место. Там преп. Макария постигло такое искушение. В соседнем селении одна девица забеременела и выдавала преп. Макария за будущего отца ребенка. Родственники женщины и жители селения избили преп. Макария и заставили его дать обязательство содержать девицу и ее ребенка. Преподобный кротко принял нанесенное ему бесчестие и без ропота стал усиленно трудиться над рукоделием, говоря: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, и посему тебе необходимо работать день и ночь, дабы доставлять им необходимое пропитание». Вырученные от продажи корзин деньги он посылал матери своего мнимого ребенка. Когда пришло время родов, то эта женщина подверглась страшным мучениям и не могла родить, пока не сказала правду о невинности преп. Макария. Жители селения хотели идти к преп. Макарию просить прощения, но он, узнав об этом, удалился вглубь пустыни, на Нитрийскую гору. Было это около 330 года; как раз в это время на Нитрийской горе стали подвизаться иноки под руководством преп. Аммона.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Еще в молодых годах преп. Исидор оставил родительский дом, богатое наследство и удалился в северные пределы Нижнего Египта. Он поселился на одной горе близ города Пелузы и здесь, приняв постриг в соседнем монастыре, предался строгим подвигам. Преподобный носил одежду из жесткого волоса, питался только зеленью. В таких подвигах и в глубоком уединении он очищал душу и просвещал ум. Услышав о свят. Иоанне Златоусте , он отправился в Константинополь. Наставления Златоустого произвели на преп. Исидора глубокое впечатление, он внимательно изучал их в течение всей жизни. Из Константинополя преп. Исидор возвратился на свою гору, где продолжал подвижническую жизнь. Духовная мудрость и строгая жизнь преп. Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которые избрали его своим настоятелем, после чего преподобный был рукоположен во священника. Аскетические наставления, которые давал преп. Исидор своей братии, он подтверждал личным примером жизни. Нестяжательность его простиралась до того, что он в одном из своих писем благодарит человека, коему отдал собственную одежду. Свои аскетические наставления он излагал и в письмах к разным лицам. Преп. Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император Феодосий Младший обращались к нему за советами. Свят. Кирилл Александрийский стал духовным сыном преподобного. Преп. Исидор был ревностным обличителем пороков и неправды. В своем евангельском нравственном радикализме он был как бы преп. Феодором Студитом своей эпохи. Он писал откровенные обличения пелузскому градоначальнику в связи с запрещением людям обращаться за защитой к Церкви. Епископа Пелузы Евсевия и духовенство его он постоянно упрекал за то, что они продают и покупают пресвитерские места. Свят. Кирилла Александрийского преп. Исидор предупреждал от излишней резкости к лицам, не разделяющим его взглядов. Когда возникла ересь Нестория, то преп. Исидор предостерегал свят. Кирилла, чтобы, уничтожая несториево учение о Христе, как обоженном человеке, он не забыл и человечества Иисусова. Свят. Кирилл смирялся и подчинялся наставлениям преп. Исидора, именуя его «отцом». Ясный взор преп. Исидора заметил появление евтихианства, даже прежде появления самого Евтихия. Вместе с тем, именно преп. Исидор побуждал императора Феодосия к созыву Третьего Вселенского Собора, каковой и был собран в 431 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Соседний монастырь Виковаро пригласил преп. Венедикта на игуменство. Но так как в монастыре уже имелся сложившийся порядок жизни, то новому игумену стоило больших трудов склонить братию к подлинно аскетической жизни. Кончилось тем, что преп. Венедикта хотели отравить, и он, покинув монастырь, возвратился в свою пещеру. К нему потянулись монашествующие, желающие проводить строгую жизнь. Преп. Венедикт разбил их на маленькие общежительные пустыни по двенадцать человек, каждая из которых была под руководством своего отца. Со временем образовалось двенадцать таких пустынек. Местный священник был недоволен таким соседством, и из-за его происков, преп. Венедикту с братией пришлось покинуть место своего многолетнего монашеского подвига около 528 года. На следующий год преп. Венедикт устроил новый монастырь на горе Кассино в Кампании (на полпути между Римом и Неаполем), на месте бывшего языческого святилища. Монастырь был назван в честь св. Иоанна Предтечи и впоследствии стал широко известен под именем Монте-Кассино. Монастырь стал быстро разрастаться, и вскоре возникла задача создания монастырского устава, определяющего жизнь многочисленных насельников. Именно тогда и появился на свет знаменитый монастырский устав преп. Венедикта. В последние годы жизни авторитет преп. Венедикта чрезвычайно возрос. Даже готский король Тотила специально посетил гору Кассино, ради беседы с преподобным. Правда, он услышал то, чего, вероятно, не ожидал услышать: преп. Венедикт смело обличил короля за жестокость и предсказал год его смерти, что в точности и исполнилось. Преп. Венедикт отошел ко Господу на вершине своей церковной славы, в 540-х годах. Память его совершается 14/27 марта. На латинском западе преп. Венедикт именуется патриархом монашества. Такое его почитание вызвано тем, что это был первый местный западный (латинский) подвижник, достигший высот аскетической жизни и передавший этот опыт многочисленным ученикам. Раньше него были преп. Иероним Стридонский и преп. Иоанн Кассиан Римлянин , но они делили свою жизнь и служение между западом и востоком, в то время как преп. Венедикт всецело посвятил себя аскетическому служению на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В это же время преп. Ефрем полемизировал с сектой Вардесана и местными гностиками, а впоследствии и с представителями арианства, проникшего в Месопотамию. По преданию, преп. Ефрем путешествовал к пустынножителям Египта. На обратном пути он посетил свят. Василия Великого в Кесарии Каппадокийской, который и посвятил его во диакона, а впоследствии присылал в Эдессу приглашение преп. Ефрему на епископскую кафедру, но преподобный посчитал себя недостойным. По возвращении в Эдессу преп. Ефрем предполагал остаток дней своих провести в уединении, но голод, постигший эдессян, заставил его заняться сбором пожертвований и продуктов для голодающей бедноты. Это был последний подвиг преп. Ефрема ради ближних. По возвращении из города в пещеру, он скоро заболел и, написав завещание, мирно скончался. Год кончины преп. Ефрема определить затруднительно. Вероятно, кончина последовала в 70-х годах IV века (в 372, 373 или 378 гг.), хотя некоторые относят дату кончины к самому началу V века. Память преп. Ефрема совершается 28 января/10 февраля. § 2. Сочинения Число сочинений преп. Ефрема, согласно данным патр. Фотия, достигало тысячи. Написаны они на местном сирийском языке, но еще при жизни преп. Ефрема часть из них была переведена на греческий язык. По числу составленных сочинений он в сирийско-язычной среде не знал себе равных. По свидетельству блаж. Иеронима, сочинения преп. Ефрема в древней Церкви читались на богослужениях после Священного Писания. Сочинения преп. Ефрема можно разделить на экзегетические, духовно-нравственные, полемико-догматические, литургические и историософские. Экзегетические творения преп. Ефрема являются одними из лучших его трудов. Он обладал знанием еврейского языка и вообще востока, это помогало ему при толковании Священного Писания и особенно Ветхого Завета. Иногда преп. Ефрем пользуется устным преданием, сохранявшимся на востоке. Ему были известны и толкования Ветхого Завета иудейских ученых его времени. Он нередко говорит о других толковниках, мнения которых иногда порицает, а иногда одобряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Отрий, еписк. Мелитины Армянской, член Второго Вселенского собора, с преп. Акакием, еп. Мелит. 17 апр. П Павел, ап., с ап. Петром. 29 июня. Павел, муч. Коринфский при Декии ок. 250 г., с Кодратом и др. 10 марта. Павел, муч. лампсакский при Декии, с Петром и др. 18 мая. Павел муч. и Иулиания, сестра его, постр. в Птолемаиде Исаврийской ок. 273 года. 4 марта. Павел отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Павел, муч. Палест., с Памфиломп пресв., пострад. от Фирмилиана, 309 года. 10 февр. Павел, и с ним Алевтина и Хиония, мучч. Кесарийские (в Пал.) при Максимиане. 16 июля. Павел преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Павел Простой, преп. Фиваидский, прест. позже 338 года. 4 окт. Павел, преп. Фивейский, ум. ок. 312. 13 янв. Павел исповедник, патриарх Цареградский, ум. ок. 350. 6 ноября. Павел, еписк. Неокесарийский 4 в. 23 дек. Павел, патриарх Цареградский, ум. 784, с Александром и Иоанном. 30 авг. Павел, преп. Латрский, ум. 955. 15 дек. Павел преп., испов., еп. Прусиадский, при иконоборцах. 7 марта. Павел врач, преп. из Коринфа. 28 июня. Павел, еп. Никийский, с Петром. 10 сент. Павел повинник, Цареградский инок. 7 дек. Павел, пр. Комельский, ум. 1429. 10 янв. Павла девица, мученица Византийская при Аврелиане, с Лукиллианом в др. 3 июня. Павла дева, муч. Палестинская, с Еннафой, постр. при Максимине от Фирмилиана. 10 февр. Павлин, муч. Афинский, с Ираклием и Венедимом. 18 мая. Павлин милостивый, еп. Поланский, ум. ок. 431. 23 янв. Павсикакий преп., еп. Синадский, прест. в 7 в. 13 мая. Павсилип, муч. при Адриане (117–138). 8 апр. Паисий Великий, преп. Египетский, сподвижник Иоанна Колова. 19 июля. Пактовий воин, муч. Севастийский при Декии от Маркелла, с Аттиком и др. 3 ноября. Паламон, преп. Фиваидский 4 в. В субб. с. Палладий, преп. Сирийский в конце 4 в. 28 янв. Палладий, учитель церкви (еп. Еленопольский, ок. 430). В субб. с. Палладий, преп. Александрийский, 6 в. 27 ноября. Памва, преп., пустынник Нитрийский, современник Антония В. 18 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010