Если будут хвалить, должно молчать — ничего не говорить. (преп. Амвросий) Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни — кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну. (преп. Иларион) Должны нас устрашать всякая слава и похвала человеческая, ибо, по учению святых отцев, «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы! (преп. Макарий) Истинный монах не корит и не хвалит. (преп. Амвросий) ПРАВДА Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией. (преп. Никон) ПРАЗДНИК К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник. (преп. Варсонофий) Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении. (преп. Антоний) Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела. (преп. Никон) ПРАЗДНОСЛОВИЕ Разговоров избегай, и вообще всякого греха, а поползнешься, кайся, и Господь поможет тебе, и будешь искуснее и осторожнее. А главное, никогда не смущайся. (преп. Анатолий) Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку. (преп. Никон) ПРИМИРЕНИЕ Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами. (преп. Иларион)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Прошёл год по удалению Никона в Воскресенский монастырь. В Москве тогда распространился слух, будто крымский хан идёт на Россию. Сердце царя обратилось с дружеской заботливостью к патриарху, жившему в беззащитном Воскресенском монастыре. К нему отправлен был думный дьяк Алмаз Иванов с поручением – предложить Никону переселиться в другое безопаснейшее место. «Инде, кроме Москвы, ближних градов нет», – отвечал ему Никон на предложение, и потом продолжал: «и зде нам пребыти не у чего, а в дальние места ехать не на чем, и ты царскому величеству доложи, где нам изволить жить» 600 . Дьяк отправился обратно в Москву. Между тем патриарх давно уже всего более желал личной беседы с царём. В монастыре заговорили, что орда уже приближается к самым московским пределам. Никон поспешил за Алмазом в Москву. Здесь он остановился на Воскресенском подворье, и дал знать о себе царю. Вместо радушного приёма, какого ожидал Никон, отправлен был к нему тот же Алмаз Иванов с вопросом: «Зачем он прихал?» – «По присылке царского величества и для ради варварского нахождения», – отвечал Никон. Ответ Никона был передан царю. Три дня после того Никон не получал от царя никакой вести. Наконец, дума царская присудила отослать Никона в калязинский монастырь. С таким объявлением опять отправлен был к нему Алмаз Иванов. «Не лучше ли в Зачатейский монастырь, что в Китай город, в углу, у Зачатья?» – сказал ему Никон. «Да там тюрьма», – отвечал дьяк. «О том-то и я говорю, – заметил Никон 601 и продолжал, – аще не угодно царскому величеству наше пришествие, мир и благословение, то мы пойдём в своё строение, в Воскресенский монастырь, а в Калязин монастырь не идём» 602 . «Поезжай, не упрямься, чтоб большего дурна не учинилось», – возразил дьяк. Но Никон просил свидания и личного объяснения с государем. Государь прислал к нему того же дьяка спросить: «О каких нуждах хочет он говорить с государем?» Никон не дал ответа дьяку. Наконец, государь снова прислал к Никону того же дьяка сказать, чтобы он явился во дворец вечером. В назначенное время Никон допущен был до личного свидания с царём, впрочем, в присутствии бояр. Никону оказаны были все почести патриаршие: царь и бояре принимали от него благословение, и царь даже посадил Никона возле себя на том месте, где сидел он в счастливые годы своего патриаршества 603 . Но искреннего разговора у него с царём не было. Даже не упомянуто было в речах и об оставлении Никоном патриаршего престола 604 . Только государь дал Никону позволение, осмотреть, если он захочет, построенные им монастыри, и потом звал его в следующий день на царский обед, но Никон отказался, сказавшись, что рано утром думает ехать из Москвы. По выходе от царя, Никон посетил царицу и всех членов царского семейства, и затем возвратился на своё подворье. На другой день он уже опять жил в воскресенском уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

В ночь под первое декабря Никон прибыл в Москву. —613— Пред своим отъездом Никон «исповедовался и причащался и маслом освящался» т. е. приготовился как бы к смерти. l-ro декабря в царской столовой избе был открыт для суда над Никоном собор, на котором присутствовали: царь с своими боярами, окольничими и думными, восточные патриархи с другими греческими архиереями, все русские архиереи и другие духовные члены освященного собора. На соборе царь, прежде всего, поставил следующие вопросы: кого следует послать звать Никона на собор? Патриархи ответили, что звать Никона на собор должен архиерей с двумя архимандритами. На вопрос царя: можно ли допустить, чтобы Никон шел на собор с преднесением креста и евангелия, или потребовать от него, чтобы он шел на собор «смиренным образом», патриархи ответили, что Никон может идти на собор с чем хочет. На вопрос царя: где посадить Никона, когда он придет на собор, и что делать, если Никон откажется на соборе сесть, или даже совсем откажется прийти на собор? патриархи ответили: что Никон должен сесть, по приходе на собор, на лавку по правую сторону от места государя, а во время допроса должен стоять, если же Никон не захочет сесть, то это его дело; а если Никон не захочет прийти на собор, то они, святейшие патриархи, «учнут ево, Никона, обличать за очи». Звать Никона на собор послан был Мефодий, епископ Мстиславский, с двумя архимандритами. Хотя патриархи и разрешили Никону идти на собор с преднесением креста, но Мефодий, вероятно получив на это инструкцию, старался уговорить и заставить Никона идти на собор без преднесения креста. Но Никон, всегда так чувствительный к малейшему проявлению своего патриаршего достоинства, решительно отказался идти на собор «смиренным образом» и упрямо настаивал на том, что он пойдет с преднесением креста. Между Мефодием и Никоном произошли об этом долгие пререкания, о которых немедленно докладывалось собору, и последний согласился наконец, чтобы Никон шел с преднесением креста. Никон сел в сани и отправился на собор. Проезжая мимо Успенского собора, где в то время совершалась литургия, Никон оста-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заглавие этой рукописи по Воскресенскому списку такое: «Возражение и разорение смиренного Никона, Божию милостию, патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисию Лихаридиусу и на ответы Паисиовы». Вот самые вопросы: 1) можно ли архиерея, при переходе его на высшую епархию, митрополию или патриаршество, рукополагать снова, как был рукоположен Никон при переходе с новгородской митрополии на патриаршество? – 2) Хорошо ли Никон сделал, когда запретил исповедовать и приобщать разбойников? – 3) Прилично ли архиерею во время священнодействия украшаться богатыми одеждами? – 4) Имел ли право Никон, по удалении в Воскресенский монастырь, рукополагать священников, диаконов и пр.? – 5) Достаточно ли для низложения патриарха одного устного отречения его от престола, или надобно, чтобы он дал это отречение на письме? – 6) Виноваты ли архиереи, которые не остановили Никона от удаления в Воскресенский монастырь? – 7) Законно ли составился собор из русских архипастырей для суда над Никоном по удалении его в Воскрес. монастырь? – 8) Мог ли составить такой собор сам государь, или надобно было испросить позволение у патриархов? – 9) Как думать о том, что Никон называл этот собор сонмищем? – 10) Можно ли русским епископам судить русского патриарха? – 11) Справедливо ли Никон поступал, когда называл архиереев, особенно им посвящённых, не братией, а сынами? – 12) Согрешил ли Никон, приняв на себя титул великого государя? – 13) Прилично ли Никону называть новопостроенную им Воскресенскую обитель новым Иерусалимом? – 14) Действительно ли цареградский патриарх Герман называет жертвенник Вифлеемом, а престо – живоприемным гробом? – 15) Справедливо ли поступил Никон, упразднив коломенскую епископию? – 16) Прилично ли архиереям заниматься застройкою и заселением пустопорожних мест? – 17) Мог ли Никон, оставаясь в Воскресенском монастыре, называться патриархом московским, или он должен бы называться теперь патриархом новоиерусалимским? – 18) Имел ли право Никон, оставив свой престол, удалиться в Воскресенский монастырь? – 19) Можно ли признавать Никона патриархом московским, когда он живёт не в Москва, а в Воскресенском монастыре? – 20) Согрешил ли государь, оставив надолго вдовствующей Церковь Божию? – 21) Согрешили ли архиереи и бояре, которые долго не просили себе у царя патриарха? – 22) Имеет ли действительное значение проклятие, которому многих подверг Никон? – 23) Прилично ли архиерею бить кого-нибудь, посылать в ссылку? – 24) Законно ли Никон мог пользоваться данными ему от государя некоторыми гражданскими преимуществами? – 25) Справедливо ли государь делал, когда одного Никона дарил вотчинами и денежными пожертвованиями? – 26) О монастырском приказе. – 27) Какого наказания заслуживает Никон за то, что называет царя неправедным и мучителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

13 .06.1913 13 594). 496 . Никита Стифат , преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей-берг. – Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151–208; 1 (10), 2000. С. 264–302. 497 . Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». – Флоренский Павел , священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9–38. 498 . Николаев Н. Запросы или агитация? – Казанский телеграф, 21 .03.1914 499 . Никон (Беляев) , иеромонах. Дневник последнего духовника Опти-ной пустыни. СПб., 1994. 500 . Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью-Йорк, 1956–1964. 501 . Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро-определений). Афон, 1913. 502 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. – Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. 503 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). – Прибавления к Церковным ведомостям 1913. С. 1980–1994. 504 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имя-славцам. Афон, 1913. 506 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. – Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864–1869. 507 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508 . Никон (Рождественский) , архиепископ. На опасном пути. – Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788–794. 509 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Не пора ли одуматься? – Земщина, 20.06.1914 1701). 510 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). – Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1521.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видишь, вопрошатель и подражатель нечестия евреев: Христос не отвечал евреям, спрашивавшим его, и так же Он сделал, когда Его привели перед правителями ( Мф. 27, 11–14 ; Иоанн 18, 33–38; Иоанн 19, 7–12). Видишь ли, как язычник Пилат был склонен прощать Иисуса. А мы не делали обиды нашему царю и не назывались царями. Как я есмь то, что я есмь, так и он – то, что есть, ибо как они, отвергая Спасителя, кричали: «мы не имеем царя, но только кесаря», так эти кричат: не надо нам Патриарха, достаточно с нас Митрополита Крутицкого» (I, 297). Если в деле по обвинению в вознесении проклятия на царя, Никон защищал неподсудность своего духовенства царю в деле дисциплинарно-церковном, то в деле Сытина и Боборыкина он защищал неподсудность свою царю в гражданском деле. Никон говорил, что Церковь требует отдавать и рубашку, и сам отдал Боборыкину, вместо спора, всю кассовую наличность монастыря, в 10 раз превышавшую ценность самого спорного предмета. Никон так об этом разсказывает (I, 583–601): «Со времени ухода моего до сего дня царь упорствует в гневе своем на Патриарха Никона , за что, не знаю, и верит всяким ложным обвинителям, а добрых людей сослал. Царь не только подчинил себе Епископов, Архимандритов, игумнов, священников, но ищет, чтобы и Патриарх Никон выступил стороной в его суде с Романом Боборыкиным и Иваном Сытиным перед окольничьим Осипом Сукиным и думным дворянином Иваном Баклановским. Никон указал на неправильность этого им: даже Митрополита нельзя судить без Патриарха. Осип Сукин посмотрел в инструкции царя и сказал, что, если Никон не даст ответа по жалобам, то царь решит по своему. Никон ответил, что не боится царя, ибо есть у него свой Царь на небесах. Никон предложил, если надо, убить его, и грудь раскрыл, сказал, что не боится ни смерти, ни потери собственности, а в суд царя не пойдет, ибо это противно Божественным правилам. Никон приказал принести все наличные деньги (ибо Евангелие требует отдать и рубашку), их оказалось 600 руб. Никон сказал: если Никон кого обидел, пусть тот придет и возьмет свой ущерб в страхе Божием, и, если чего не хватит, то он снимет ризы с икон, отдаст и церковные книги, и колокола и скотину» Боборыкин взял эти 600 руб. за 67 четв. по предложению Сукина (цену, превышавшую в 10 раз рыночную).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Один есть, по писанию, Иерусалим на земли, а второй на небеси», – говорил Паисий Газский в ответах своих Стрешневу, доказывая, что неприлично называть Воскресенскую обитель новым Иерусалимом. «Так, – отвечал на это Никон, – но в одном только месте, в Антиохии, первоначально стали называться верующие во Христа христианами! Значит, – замечает Никон, – нам, живущим не в Антиохии, уже неприлично называться христианами». «Впрочем, – продолжает Никон, – название новаго Иерусалима не мною дано построенному мною Воскресенскому монастырю. Сам царь, удивлённый красотою местоположения этого монастыря, которое созерцал он со мной с Елеона, назвал его новым Иерусалимом – сперва устно, в разговоре со мной, а потом и письменно в особой на это грамоте. Таковая грамота, – прибавляет Никон, – держится и ныне в честнем месте. Смотри и виждь, – заключает после того своё оправдание Никон, обращаясь к Паисию газскому, – смотри и виждь, на кого ты таковое поношение износиши и досаду твориши!» 825 Что же касается до названия Никона патриархом новаго Иерусалима, то Никон нигде и никогда не присваивал себе такого названия. Правда, эта мысль ходила в кругу его врагов и до собора, и произвела такой вопрос: «Кто истинный патриарх иерусалимский?» Паисий, отвечая на этот вопрос, огласил Никона антихристом. Но Никон насмешливо отвечал подобным совопросникам: «Возьмите хрисовул вселенских восточных патриархов, утверждающий патриаршество в России – там увидите, кто иерусалимский патриарх, и какая честь и степень седалища принадлежит всероссийскому патриарху» 826 . «Никон, – говорит далее извещение, – похищал разбойнически, яко аще было ему леть и возможно, похитил бы третью часть царства». Каким же образом Никон похищал государственное достояние, и похищал разбойнически, похищал насильственно и с ненасытимым корыстолюбием? Конечно, здесь речь идёт о богатых вотчинах, какие жаловал государь царь для монастырей и первопрестольной церкви патриарха; но чем же здесь виноват Никон? Послушаем, однако же, что он сам говорит в оправдание своё в этом обвинении. Во-первых, Никон смотрел на недвижимое имение церковное не как на личную собственность духовенства, но как на достояние Божие: «Не суть наше достояние, но Божие», – говорит он о них в опровержение слов Одоевского, который в уложении назвал вотчины церковные «патриаршими, митрополичьими», и т.п. 827 Потом, Никон действительно получил от государя царя множество вотчин для патриаршего дома и трёх построенных им монастырей. Но большая часть этих вотчин были наградою от царя Никону за его заслуги, или лично семейству царскому оказанные, или вообще государству и Церкви, а все вообще были усердным даром дружбы и любви царя к патриарху; об этом свидетельствуют сами жалованные грамоты, какие давал царь патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Никон был великодушен в прощении, когда обидчик сознавал свою вину. Мы знаем, что он со слезами простил Неронова и объяснил ему свою горячность в деле Церкви. Когда тот говорил ему, что от него – Никона всем страх, а что его первосвятительское дело – Христу Спасителю подражать и Его святой кротости, то Никон сказал ему: «Не могу, батюшка, терпеть». Когда Неронов узнал, что Никон действовал по согласию с Вселенскими Патриархами, то он сказал ему: «Если ты по согласию с ними поступал, я тому не противен». Профессор Знаменский в своем сочинении «Иван Неронов» пишет: «Никон принял благосклонно это покаяние, как большая часть людей с сильной, непосредственной натурой, он резко проявлял свою силу над ослушниками и противниками, но тотчас удовлетворялся и забывал все, как скоро они приносили свои вины и изъявляли свою покорность. Он приблизил Неронова, поселил его на Троицком подворье для близости к патриаршему дому, дал ему особую келью жить на свободе. Никон посылал ему блюда с своего стола и каждый день беседовал с ним». Неронов сумел даже возбудить сожаление Никона, и тот терпеливо выслушивал его жалобы. А когда Неронов упрекнул Никона, зачем он принял святительский сан, если у него нет терпения, то Никон сказал: «на ка возьми, почитай ка» и передал Неронову целую груду челобитных против Неронова, которыя он оставил без последствий, хотя за них Неронов мог весьма пострадать. Никон простил охотно боярина Морозова (IV, 318), испросившего через Царя у него перед смертью прощения, и даже предлагал его похоронить в Воскресенском монастыре. Хотя Никон и ответил, что он не знал никакой вины Морозова перед собой, но все же Морозов сознавал, что многие враги Никона были его ставленники – и Милославский, и Хитрово. Также охотно простил Никон весной 1665 г., сняв анафематствование со Стрешнева, против которого писал «Раззорение» и которого анафематствовал за научение собаки патриаршему благословению, так как последний испросил у него прощения за 1 ½ года до смерти своей. xiii) Объяснение, почему Никон не мог простить Митрополита Питирима и Царя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

о низложении патриарха Московскаго Никона с патриаршего престола» 12 декабря 1666 г. 236 . Согласно «Соборному постановлению», патриарху Никону вменялось следующее: 1. Никон сам сложил с себя все архиерейское облачение, оставил свою паству (с. 1093). 2. Никон удалился в созданный им монастырь, который назвал Новым Иерусалимом (с. 1093 – 1094). 3. Оставив кафедру, Никон не допускал быть на ней другому патриарху (с. 1094). 4. Никон предал анафеме местных архиереев без расследования и соборного решения (с. 1095). 5. Позванный на Собор вселенскими патриархами Никон не переставал осуждать патриархов (с. 1095). 6. Суждения патриархов о вине Никона с приведенными там священными правилами, изложенные в свитке четырех патриархов, Никон хулил (с. 1095 – 1096). 7. В грамотах к восточным патриархам Никон называл Алексея Михайловича латиномудренником, «мучителем», Ровоамом и Озией (с. 1096). 8. В тех же посланиях Никон писал, что Церковь Русская впала в латинские догматы и учения (с. 1096). 9. Никон без согласования с Собором низверг коломенского епископа Павла и подверг его тягчайшему наказанию (с. 1096). Из всех перечисленных обвинений Никон в своем письме царю подробно останавливается только на первом, пятом и седьмом по моей нумерации, причем сначала отвергает обвинения в оскорблении царя Алексея Михайловича, затем расправляется с судившими его патриархами, продолжая утверждать, что они «неистинные», и лишь после этого подробно останавливается на обсуждении вопроса об оставлении им патриаршей кафедры. Для доказательства несостоятельности обвинений, предъявленных вселенскими патриархами, патриарх Никон использует тексты из книги Кормчей. Первая «вина», как она изложена в послании Никона царю, – «я тебя, великово царя государя, безчестил, мучителем называл» 2, л. 175). Никон, доказывал царю, что его слова в адрес государя неверно истолкованы судьями: «Говорил я тебе, великому царю государю, что мучишь нас ради многих напрасно. И то и всяк бедный человек тебе, великому царю государю, пишут и в челобитных, которые сидят по твоему указу в тюрмах и за приставы, и во иных нуждах: бьет челом тотимя , мучу я живот свой тут и тут, а от ково, и то тебе, великому ,//мочно знать и самому, что се глаголемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, сняв с себя камилавку, надел на него, Косму, и говорил: «А потом и небесный будет, а может быть и царскую милость к себе обрящешь» 65 . Послушали ли Никона в Москве, и что было сделано с певчими и с дьяконом Космою, бывшими у патриарха, неизвестно; но скоро после этого и сам Никон приехал в Москву и остановился на Воскресенском подворье. Это было еще летом 1659 г 66 . Была ли действительная причина к этому приезду – положительных сведений нет, но об этом рассказывает сам Никон так: «Царь и вся Москва были объяты страхом в ожидании нашествия татар на Москву». С этим известием царь прислал к нему в Воскресенский монастырь тайного человека 67 . Никон говорил посланному, что для охранения монастыря ничего не имеется, и потому он готов уйти оттуда, но другого города ближе нет, кроме Москвы; если же далее отправиться, то ему не чем подняться, и просил доложить о том царскому величеству и спросить – куда велит ему идти? Но в тот же день Никон получил другие вести: «Татары уже близ Москвы»! Не ожидая распоряжений от царя, Никон отправился в Москву 68 . Были ли основания для Никона, чтобы поверить этому слуху? Незадолго перед тем, а именно 17 мая, Никон имел разговор с Дементием Башмаковым, который сообщил ему, что боярин князь Алексей Никитич Трубецкой с ратными людьми стоит под Конотопом и, действуя против осаждаемого неприятеля, готовится к приступу, что некоторые черкасские города взяты, а другие сдаются, что татар не много и над теми был поиск 69 , поэтому Никон мог поверить слухам о близости татар, и это обстоятельство дало ему случай внезапно явиться в Москве. Приехав в Москву, Никон послал доложить царю о своем приезде. К Никону на Воскресенское подворье явился думный дьяк Алмаз Иванов и говорил: «Царское Величество послал меня спросить: для чего приехал ты в Москву»? – «По словам царского величества, – отвечал Никон, – приехал я сюда спасаясь от нашествия варваров». 70 – Между прочим Никон был принят царем с теми же почестями, какие оказывались ему во время его патриаршества 71 . Через три дня после приезда Никона в Москву, к нему опять явился Алмаз Иванов и говорил: «Царское величество велел тебе ехать в Колязин монастырь; и не сопротивляйся, чтобы не было большого смятения». – «Если не угодно царскому величеству, – отвечал Никон, – пришествие наше, мир и благословение наше, то мы пойдем в наш Воскресенский монастырь, а в Колязин монастырь я не пойду» 72 . И так Никон во второй раз оставил столицу и отправился опять в Воскресенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010