Спекуляризационные стремления Московского правительства в отношении к церковной собственности. – Меры Уложения относительно церковных имуществ. – Вообще о секуляризации церковных имуществ и мнение Никона об этом. – Неприкосновенность церковных имуществ по церковным правилам. – Никон о захвате царем церковной собственности и о наказании за это. – Никон о субъекте церковной собственности. – Никон об обязанности материальной помощи Церкви еще в Ветхом Завете. – Никон о наказании за нарушение церковной собственности. – Сон Никона 12 января 1661 г. и напоминание царю о наказании Божием. – Никон о вознаграждении Богом за жертвы, принесенные Его Церкви. О необходимости исполнять обет и клятву. – Точка зрения Никона, с которой он критикует Уложение. iii) О судопроизводстве и других законах Уложения Закон Уложения о судопроизводстве. – Никон о необходимости в общественной жизни дать большее проявление началу церковному. – О сравнении царя с Богом. – Никон о тщете земного величия. О необходимости оцерковления жизни. – Никон о несправедливости законов Уложения, карающих строже людей низшего социального положения. – Никон о статьях Уложения, парализующих пастырское воздействие. – Никон о неправильном принципе Уложения для повышений и понижений наказаний. – О высших принципах, обязательных и для законодателя. – Никон в вопросе применения Кормчей вместо Уложения, о внесении им изменений во второе издание Уложения. О преобразовании действий Уложения. Выделение Патриаршей области из действия Уложения. – Идея Никона – оцерковление государства – противоположность идее, растворяющей Церковь в государстве. – Никон о государственной апостасии и о гибели царства, как её следствии. – Никон об Антихристе, захватившем власть в Церкви. – Апостасия – признак наступления Антихристова царства; она – предмет борьбы для Никона. – Обязанность Первосвятителя в борьбе с апостасией (по Никону).Никон о грядущей гибели Московского царства. Проклятие за нарушение церковной собственности. – Анафемы Никона за нарушение церковной юрисдикции. – Пальмер о наказаниях Божиих за общественные грехи и об исполнении Никоновских пророчеств. – Смысл клятвы 22 июля 1652 г. в историческом освещении. – Никон о значении праведности для общественной жизни. – Никон о праведности царя и о власти, удерживающей пришествие Антихриста. iv) Основные принципы церковного законодательства в России до Уложения 1649 г

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

1413.             Явление иконы Богоматери на Колоче. 9 июля. 1420.             Знамение от иконы Богоматери в Черсках. 16 июля. 1423.             Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. 5 июля. 1426.             Ферапонт, преп. Белоезерский. 27 мая. 1427.             Никон, преп. Радонежский. 17 ноября. Кирилл преп., игумен Белоезерский. 9 июня. 1429.             Павел, преп. Комельский. 10 янв. 1431.             Фотий, митрополит Киевский. 2 июля. 1434.             Максим блаж., юродивый Московский. 11 ноября. 1435.             Савватий, преп. Соловецкий. 27 сент. 1437.             Дионисий преп., игумен Глушицкий. 1 июня. 1439.             Александр преп., игумен Куштский. 9 июня. 1442.             Григорий, преп. Вологодский. 30 сент. 1444.             Арсений, преп. Коневский. 12 июня. 1452.             Михаил юродивый, преп. Клопский. 11 янв. 1458.             Евфимий, архиеп. Новгородский. 11 марта. 1461.             Иона, митрополит Московский. 31 марта. Савва, преп. Вишерский. 1 окт. 1471.            Иона, архиеп. Новгородский. 5 ноября. 1472.            Обретение мощей митрополитов Киевских, Киприана, Фотия и Ионы. 27 мая. 1474.             Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 1477.             Пафнутий, преп. Боровский. 1 мая. 1478.             Зосима, преп. Соловецкий. 17 апр. 1480.             Празднование Владимирской иконе Богоматери, ради избавления от Ахмата, Ордынского царя. 23 июня. 1481.             Евфросин, преп. Псковский. 15 мая. 1483.             Макарий, игумен Калязинский. 17 марта. 1492.             Тихон, преп. луховский. 16 июля. Иоанн, Сочавский великомуч. 2 июня. Ефрем, преп. Перекомский. 16 мая. 1494.             Иоанн, юродивый Устюжский. 29 мая. 1495.             Савва, преп. Псковский. 28 авг. 16 век 1504.             Кассиан грек, Углечский чудотворец. 21 мая. Макарий, преп. Желтоводский. 25 июля. 1507.             Обретение мощей преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. 4 июля. 1514.             Георгий Новый, муч. Болгарский. 20 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

ЛЕЧЕНИЕ Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение. (преп. Никон) Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться. (преп. Амвросий) Неизлечимые болезни должно лечить с верою, прибегать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надобно нести сей крест, посланный на спасение души его. (преп. Макарий) ЛУКАВСТВО Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых. (преп. Никон) ЛЮБОВЬ К БОГУ Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его. (преп. Никон) Любовь к Богу прежде всего выражается в соблюдении заповедей Божиих. (преп. Никон) Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к оным привязывать свое сердце. (преп. Антоний) Нельзя работать Богу и мамоне (ср.: Мф.6:24), нельзя служить Богу и греху. Должен человек, по Евангелию, возлюбить Господа всею душею, всею крепостию, всем сердцем, всем помышлением своим (Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27), не отдавая греху ни одного чувства, ни единой способности своей душевной или телесной. (преп. Никон) Если на волю Божию положиться — все хорошо, даже и неприятности, все ведет ко спасению души нашей, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога все поспешествует во благо. (преп. Никон) Писание говорит, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22). Вот любовь-то наша какая к Небесному Жениху! На словах любим и желаем Его, а коснись делом, мы и плакать. (преп. Анатолий) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (ср.: 1Ин.3:18-19), смиряйтесь, смиряйтесь. Потому что если кого любишь (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т.е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым), то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь. Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела. (преп. Амвросий) Видя свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не может нести оскорбления — смущается. (преп. Макарий) Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного. (преп. Макарий) Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням. (преп. Макарий) Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении. (преп. Макарий) Смущение во всяком случае есть от диавола, от которого да покроет и сохранит нас Господь. (преп. Лев) СОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ Вход Господа в душу человека приготовляется изгнанием из нее всякого греха. (преп. Никон) Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному. (преп. Никон) Подобно тому, как древле Господь призывал Своих учеников, так и ныне не перестает звать к Себе каждого из нас. Но души наши весьма ожесточились и прилепились к земле, и мы не слышим гласа Господня, остаемся и пребываем в нераскаянном своем состоянии. (преп. Никон) Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться. (преп. Никон) Если мы всегда будем с Господом, то и мы будем иметь силу и мощь свидетельствовать о Нем, и мы будем иметь мужество, твердость и крепость исповедовать Его, и исповедовать не только языком, но и самою жизнью своею. (преп. Никон) Каждый человек есть дом Божий, он предназначен на то, чтобы в нем обитал Святой Дух, чтобы в нем непрестанно возносились славословия Богу. А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него. Как это сделать? — Очищать себя от страстей и молиться. Тогда сердце наше будет храмом — домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

«О ученицех преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Троицкого чудотворца». «1. Преподобный Афанасий, игумен Радонежский, а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы. Риза преподобническая. Иже на Высоком в Серпухове». «2. Преп. Никон, игумен Радонежский, а подобие зде, ноября 16 дня» (то есть, в самом Подлиннике по месяцослову). «3. Преп. Симон, безмолвник. Сед, брада подоле Иоанна Богослова, курчеват. Риза преподобн.». «4. Преп. Савва, игумен Сторожевский. Подобие писано декабря 3 день». «5. Преп. Василий Сухий. Сед, брада Николина, раздвоилась. Риза препод.». «6. Преп. Андроник, игумен Московский. Подобие июня 13 день» (то есть смотри в подлиннике по святцам). «7. Преподобный Серий, игумен Нурменский. Подобие писано октября 7 день». «8. Преп. Макарий. Надсед, брада Василия Кесарийского. Риза препод.». «9. Преп. Авраамий, игумен Галицкий. Сед, брада космочками, как у Предтечи, власы с ушей. Риза препод.». «10. Преп. Анисим. Сед, брада пошире Николиной, раздвоилась. Риза препод.». «11. Преп. Григорий Голутвин. Сед, брада Власиева. Риза препод.». «12. Преп. Никифор, игумен Боровский. Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей. Риза препод.». «13. Преп. Аникий. Сед, брада пошире и круглея Сергиевы. Риза препод.». «14. Преп. Епифаний диякон. Сед, брада пошире и короче, власы с ушей. Риза препод.». «15. Преп. Мефодий, игумен Песношский. Надсед, брада подобием Козмина. Риза препод.». «16. Преп. Павел, игумен Обнорский. Подобие писано января в 10 день». «17. Преп. Роман, игумен Кирхапский. Сед, брада не раздвоилась, власы с ушей. Риза препод.». «18. Преп. Иаков. Сед, брада шире Николины. Риза препод.». «19. Св. архиепископ Феодор Ростовский. Писан». (То есть подобие его описано). «20. Преп. Михей. Сед, брада короче Власиевы. Риза препод. Инде: рус, брада Козмина». «21. Преп. Елисей. Сед, брада поменьше и уже Николины. Риза препод.» Перечни Северных Святителей дополнены в этом Подлиннике – южным, Киевским, который разделен на стороны, на правую и левую, и особенно отличается большими подробностями в изложении подобий, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

По получении образования преп. Дорофей стал все чаще посещать монастырь аввы Серида, где тогда славились два старца, преподобные Варсонофий и Иоанн . Их наставления, а также сама благодатная атмосфера монастырской жизни заставили преп. Дорофея переосмыслить свою жизнь и вступить на монашеский путь. Свое монашеское воспитание преп. Дорофей получил под руководством великих затворников, преимущественно же под руководством преп. Иоанна Пророка, которому он был вручен преп. Варсонофием. Преп. Дорофей открывал все свои помыслы старцу и ничего не делал без его совета, при этом он добросовестно нес все обязанности, возлагаемые на него игуменом монастыря. Первоначально он нес послушание гостиничного, а затем, по благословению старцев и игумена, выстроил больницу на средства одного брата, где с усердием служил больным и странникам. На послушании в больнице у преп. Дорофея был преп. Досифей, которого преп. Дорофей в короткий срок возвел на высоту совершенства и привел ко спасению. Авва Серид доверил преп. Дорофею и другое почетное послушание – быть келейником у преп. Иоанна Пророка. Преп. Дорофей нес это послушание около десяти лет, насыщаясь духовной мудростью прозорливого старца. По кончине аввы Серида и преп. Иоанна Пророка, когда преп. Варсонофий обрек себя на полное молчание (прерываемое, возможно, лишь в исключительных случаях), преп. Дорофей вышел из обители. Там же, в Палестине, близ Газы, он построил свой собственный монастырь, жизнь коего основывалась на духовных принципах преподобных Варсонофия и Иоанна . В этой обители он сделался духовным руководителем иноков и именно тогда составил свои аскетические сочинения. Скончался преп. Дорофей, вероятно, не позднее 620 года. Церковь совершает его память 5/18 июня. §2. Сочинения Сочинения преп. Дорофея носят аскетический характер. Он является автором 21-го «Душеполезного поучения к ученикам», нескольких посланий, сочинения «О подвижничестве» в 30-ти главах. Также в его записи известны аскетические наставления современных ему старцев-аскетов – преп. Варсонофия Великого, преп. Иоанна Пророка и аввы Зосимы, проведшего последние годы жизни при императорском дворе в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Никандр, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Никандр пустынножитель, преп. Псковский. ум.1582. 24 сент. Никанор, ап. из 70. 28 дек. и 28 июля. Никита, муч. Готфский при Афанарихе, ок. 372 года. 15 сент. Никита, еп. Хадкидонский, исповедник при Льве Армянине. 28 мая. Никита, еп. Аполлониадский, исповедник при Льве Армянине. 20 марта. Никита, преп. Цареградский, исповедник при Льве Арм. и Феофиле. 13 окт. Никита преп., исповедник, игумен Мидикийской обители, ум. 824. 3 апр. Никита, блаженный Цареградский, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Никита, еписк. Новгородский, затворник Печерский, ум. 1108. 31 янв. и 11 мая. Никита, столпник Переяславский, ум. 1180, 24 мая. Никифор, муч. Коринфский, с Никторином и др. ок. 251 года. 31 янв. Никифор муч., постр. в Антиохии Сир. ок. 260 года. 9 февр. Никифор, муч. Кесарийский (в Палест.) при Максимиане (308), с Антонином и Германом. 13 ноября. Никифор, патриарх Цареградский, исповедник, ум. 829. 2 июня. Перенесение мощей его в 846 году, 13 марта. Никифор преп., игумен монастыря Катавада. 19 апр. Никодим, потаенный ученик Иисуса Христа. В нед. Мироносиц. Никодим просфорник, преп. Печерский 12 в. 31 окт. Никола святоша, преп. князь Черниговский, ум. 1143. 14 окт. Николай, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Николай, архиеп. Мир Ликийских, 341. 6 дек. Перенесение мощей его в Бари Италийский в 1087 году. 9 мая. Николай исповедник, игумен Студийский, ум. 868. 4 февр. Николай воевода, Цареградский монах 9 века. 24 дек. Николай Кочанов, юродивый Новгородский, ум. 1392. 27 июля. Никон преп., муч. Сицилийский при Декии с 199 учениками. 23 марта. Никон, муч. Антиохийский (в Писидии) при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Никон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Никон, проп. Синайский. В субб. с. Никон преп., игумен Печерский, ум. 1088. 23 марта. Никон сухой, Печерский преп. 12 в. 11 дек. Никон, преп. Радонежский, ум. 1427. 17 ноября. Никострат протоскриниарий 11 , муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Себастианом и др. 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! Даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! Даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати! (преп. Антоний) Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. (преп. Иосиф) Потерпи, и придет в свое время Утешитель. Господь сказал: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). Где не сможешь и не дозволяет здоровье, там смирись и упроси кротко, и главное — потерпи. А чего не стерпишь, укори себя и проси у Бога помощи. (преп. Анатолий) Самое надежное спасение одно — терпеть все, что Бог пошлет: доброе и злое. (преп. Анатолий) Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо. (преп. Никон) Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: семя (слово) хорошее и почва хорошая. Плод созревает при наличии терпения. Сколько было случаев, когда человек, не видя ожидаемого плода, впадал в уныние, и все его труды пропадали. Надо иметь решимость все терпеть. Только тогда можно надеяться на получение желаемого. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). (преп. Никон) Терпение есть непрерывающееся благодушие. (преп. Никон) Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труд к терпению, которое для нас полезнее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия — ради грехов наших. И самые эти скорби охраняют нас от других искушений. (преп. Моисей) В терпении надо стяжавать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами — необходим крест. (преп. Никон) Искренность и твердость произволения испытывается именно терпением и временем. (преп. Никон) Веруй, что если трудно приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному, ради спасения. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Никон отправился в Новгород, но по пути заехал за благословением к бывшему тогда уже почти при смерти митрополиту новгородскому Арсению. Войдя в его келью, митрополит Никон поклонился старцу в ноги и попросил у него благословения. – Не мне тебя благословлять, – ответил старец, – а ты меня благослови, патриарше, Никон! – Нет, отче святый! – возразил Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх. – Будешь, патриарх, – ответил старец, – благослови! Тогда Никон благословил старца, а старец благословил Никона. Долго раздумывал дорóгой Никон над предсказанием старца. И вспомнилось ему другое предсказание, колдуна, к которому он ходил вместе с монахами Макарьевского монастыря. – Все в руках Божьих, – подумал Никон и истово перекрестился. Приехав в Новгород, Никон начал заведывать не только духовными делами, но фактически стали во главе светской власти, ибо он должен был обо всём, что делается в Новгороде доносить государю, и Алексей Михайлович находился с ним в деятельной переписке, постоянно советуясь о всяких более или менее важных государственных делах. Зная это, нет ничего удивительного, что гражданские власти Новгородские обо всём советовались с Никоном. Прежде всего, Никон занялся делами благотворительности. Когда в Новгородской земле начался голод, и голодные толпами хлынули в город, прося хлеба, то Никон отвёл у себя во «владычном» дворе отдельное помещение, где ежедневно кормил голодных. Каждое утро подавали нищим по куску хлеба, а по воскресеньям раздавали деньги. Кроме того, Никон устроил несколько богаделен для призрения убогих. Вся эта деятельность Никона, однако, не помешала разразиться в Новгороде мятежу, в котором пострадал и сам Никон. Хотя Новгородская республика пала и покорилась Москве, но свободный дух её граждан остался. Вот почему новгородцы с глубоким недоверием относились ко всякому человеку, назначенному из Москвы. Таким был для них и Никон, несмотря на всю его благотворительную деятельность. К этому присоединилось враждебное отношение к Никону со стороны новгородского духовенства. Никон был человек крутой и энергичный. Лишь только он приехал, как стал заводить новые порядки, многоголосное пение заменил единогласием, сам он совершал богослужение с большой правильностью и торжественностью. Этого же требовал и от других. Благодаря этим изменениям служба значительно удлинилась, что вызывало неудовольствие как со стороны духовенства, так и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010