Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас. (преп. Макарий) ПРОСТОТА Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет. (преп. Амвросий) Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. (преп. Амвросий) Сама не юли и другим не вели. (преп. Амвросий) Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. (преп. Амвросий) Будем жить проще, и Бог помилует нас. (преп. Амвросий) ПРОЩЕНИЕ В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же.- Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и (Пс.33:15). (преп. Амвросий) Прежде чем у Господа просить прощения, надо самой простить. Так сказано в молитве Господней. (преп. Никон) Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,- это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук. (преп. Никон) ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. (преп. Амвросий) Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения. (преп. Анатолий) По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. Не приидох бо, — глаголет Господь, — воврещи мир на землю, но меч (Мф.10:34). (преп. Амвросий) Что нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Далее за братскою трапезою почивают угодники: Преп. Анатолий затворник (3 июля) Преп. Спиридон просфорник (31 октября) Преп. Арефа в затворе (24 окт.) Преп. Феофил в затворе (24 окт.) Преп. Сисой в затворе (24 окт.) Преп. Алипий иконописец(17 авг.) Преп. Онисифор исповедник (9 ноября) Св. Симон, епископ Суздальский (10 мая) Преп. Никон, четвертый игумен печерский (23 марта) Преп. Феофан постник (11 окт.) Преподобномученик Анастасий (22 января) – 66) 12 братьев – греков, строителей Великой Лаврской церкви (14 февр.) Преп. Аврамий в затворе (29 окт.) Преп. Исаакий затворник (14 февраля) Преп. Илия из города Мурома (19 декабря) Св. мучен. Иоанн младен., сын варяга Феодора, убиенный киевскими язычниками в 983 г. (12 июля) Преп. Никон сухий (11 дек.) Далее следует церковь Введенская и в ней почивают: Св. Ефрем, епископ Переяславский (28 января) 78) Преп. Тит пресвитер, потом иеромонах печерский (27 февраля) При выходе из Введенской церкви и из Ближних пещер, богомольцам дают пить воду из медного креста, принадлежавшего одному из древних печерских подвижников – Марку гробокопателю. Сведения о жизни и подвигах всех сих Печерских чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, можно читать в Патерике печерском, а также в книге Рассказы о житиях угодников печерских, или в Четиих Минеях св. Димитрия Ростовского под днями их памяти. На дворе Ближних пещер находятся памятники над могилами, в которых погребены знатные мирские люди и некоторые из числа братии Лаврской, чем либо особенным ознаменовавшие свою жизнь. Дальние пещеры Прямо против Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами находится начало перехода из Ближних в Дальние пещеры. Этот переход представляет длинную, крытую галерею со множеством ступеней. Галерея ведет на двор пред Дальними пещерами. Здесь находятся две церкви. Первая церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, каменная, построена в 1696 г. иждивением полковника Константина Мокиевского на месте древней деревянной, первоначально созданной еще в до–монголский период времени и потом неоднократно возобновлявшейся. Нынешняя церковь Рождество–Богородичная также возобновлялась разновременно. При ней устроена в 1761 г. каменная двухъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

На людей никогда не надейся и не смущайся, не видя в них сочувствия, не суди их. Себе внимай. (преп. Никон) Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: «Я хуже всех»,- и хотя не прочувствованно, а все-таки сказать. (преп. Варсонофий) Хорошо, кто заботится о внутренней созерцательной жизни, ибо она дает ему все. (преп. Варсонофий) Глаза береги. Аще око твое соблажняет, изми е (Мф.5:29), — Господь повелел. Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка. (преп. Анатолий) Когда кто пустословит, тогда он не может внимательно жить, постоянно рассеивается. От молчания рождается безмолвие, от безмолвия — молитва, ибо как может молиться тот, кто находится в рассеянии? Внимайте себе, внимательная жизнь — цель монашества. Сказано: «Внемли себе!» (преп. Варсонофий) Дорожи временем, оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем-то твой и подвиг. (преп. Лев) ТЩЕСЛАВИЕ Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит. (преп. Амвросий) Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, — это невозможно, а только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. (преп. Иосиф) Как во всяком деле добром приплетается тщеславие и о себе мнение, то надобно оному противляться и отвергать, а то как вьющееся растение многие даже деревья иссушает, так и тщеславие добрые дела погубляет. (преп. Макарий) Тщеславия бегай — все плоды растлит. (преп. Анатолий) Страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом. (преп. Никон) Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут. (преп. Амвросий) УКОРЕНИЕ Для горделивых укорение — нож острый, а для смиренных — находка богатая. (преп. Антоний) УНЫНИЕ Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает. (преп. Амвросий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в начале XX века: профессура и сотрудники: Основные биографические сведения (по материалам архивов, публикаций и официальных изданий), М.: Мартис, 1999.128 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. [Т. 1. ч. 3.] Академия в социальном движении и служении в начале 20 века. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. М., 1999. 255 с. Голубцов С. А., протодиак, профессура Московской Духовной Академии в сетях Гулага и ЧеКа: мученики и исповедники из корпорации дореволюционной Московской Духовной Академии в эпоху большевизма: по материалам архивов и публикаций: обзор и исследование, М., 1999. 96 с. Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь в корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций. Обзор и исследование, М.: Изд-во православного братства Споручницы грешных, 1999. 288 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в революционный период (1917–1927)//БВ 11–12. 2010. с. 443–509. Гумеров А., свящ. три четверти академического богословия: (Духовное наследие «прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ 1993. 1. с. 21–39 (1-я пагин.). Далмат (Юдин), иеромонах, Колыванов Г. Е. История Московской духовной академии: 1685–1919 гг.//МДА 200 лет. 2014. с. 23–56. Дионисий (Шленов) , игумен. Периодические издания Московской духовной академии: дореволюционный период//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. С. 141–164. Дионисий (Шленов) , игумен. Возрождение журнала «Богословский вестник»//Московской Духовной Академии 325 лет: юбилейный сб. ст.: в 2 Т.//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. с. 157–166. Дионисий (Шленов) , игумен. Издательская деятельность Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 201–216. Дионисий (Шленов) , игумен. История библиотеки Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 19–48. Дионисий (Шленов) , игумен. Библиотека Московской духовной академии в период реформ//МДА 325 лет. т. 2. 2010. с. 109–116. Дионисий (Шленов) , игумен, греческий кабинет//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. С. 139–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иоанн Лествичник. (30 марта). Иоанн, преп. Раифский, по прошению коего пр. Иоанн Лествичник написал свою Лествицу. Иоанн, преп. Савваит, знаменитый послушанием, современник преп. Иоанна Лествичника . (Леств. ст. 4. гл. 110). Иосиф. Ученик Антония Великого , инок обители Ниспирийской. (Vitae patrum. I.15. n. 4). Иустин Великий, «гора разумная». (1 июня). Каллист. Карион, преп. скитский, отец преп. Захарии. (5 дек.) Кассиан. (29 февр.) Кастор. (Преп. Иоанн Кассиан Кастору, еп. Аптскому (apmensi),      nocbяmuл свои творения «О постановлениях общежительных» и «О восьми главных пороках»). Коприй, ученик преп. Патермуфия. (9 июля). Ксенофонт с двумя сынами. (26 янв.) Лаврентий, Египетский инок 6 века. О его необыкновенном смирении свидетельствует преп. Иоанн Лествичник в 1 ст. гл. 24. Леонтий, Каппадокианин, подвизавшийся в Ливийской пустыне Оазис, во второй половине 6 в. Искупив пожертвованием своей свободы трех плененных Мазиками иноков, скончался в неволе от меча варваров. (Baron. ad 586. n. 16, 17, 18. Другой преп. Леонтий настоятельствовал в Феодосиевой обители во времена Иоанна Мосха , гл. 4). Лонгин, подвизавшийся при девятом знамении от Александрии, современник преп. Зинона, 4 века. (Cotel. I. 522. Пролог 9 апр. о Луггине, жившим при море). Лот преп., подвизавшийся в Аренное, современник препп. Арсения Вел. и Агафона, 5 века. Пролог (4 дек.) Макарий Великий. (19 янв.) Макарий градский. (19 янв.) Максим. (21 янв.) Малх. (26 марта). Маркелл. (29 дек.) Маркиан. (10 янв.) Марк, отшельник Келлийский. (5 марта). Марк, «благопокорный и благопослушный ученик преп. Силвана, скончавшийся на Синае, в 4 веке. (Cotel. I. 562). Мпртиниан. (13 февр.) Матой, преп. Келлийский, пресвитер. (Comel. 1. 557. В каноне назван Далматоем). Милл, мертвецевоскреситель. Моисей Мурин, отшельник скитский. (28 авг.) Навкратий преп., Студит. Нафанинл, отшельник Нитрийский, ум. ок. 375. (Vitae patrum. L. 8. с. 18.) Никон, преп. Синайский. (Comel. I. 577). Нил постник. (12 ноября). Нисферой, ученик и друг Антония Вел. (Act SS. ian. II. 112.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Преп. Пахомий обладал многими дарами Святого Духа: даром прозорливости, властью над бесами и силою исцелять болезни. Великое дерзновение имела его молитва . Высокая жизнь преп. Пахомия и его мудрость сделали его вторым, после преп. Антония Великого , вождем иночества. Как преп. Антоний является основоположником отшельнической жизни, так преп. Пахомий Великий является основателем и отцом общежительного монашества. Если преп. Антония можно сравнить с Авраамом, вышедшим ради Господа из земли своей, то преп. Пахомия правомерно называть Моисеем, получившим скрижали иноческого завета. Почил преп. Пахомий Великий около 348 года от моровой язвы. Память его празднуется 15/28 мая. §2. Сочинения Сохранившиеся сочинения преп. Пахомия немногочисленны, но весьма интересны. Согласно древнему церковному преданию, преп. Пахомий при жизни часто беседовал со святыми ангелами. По этой причине часть его писаний можно по праву именовать богодохновенными. К примеру, знаменитый монастырский «Устав» или «Правило» было получено преп. Пахомием от ангела. Это сочинение носит аскетико-дисциплинарный характер. Отпечаток общения с горним миром лежит и на письмах преп. Пахомия к игуменам монастырей и братии, каковых сохранилось 11-ть. Письма – эзотеричны, и эта эзотерика могла бы быть, пожалуй, сведена к сознательному использованию преп. Пахомием созданного им же шифра, если бы не факты его общения с ангелами. Уже блаж. Иероним Стридонский указывал, что преп. Пахомий использовал в своих письмах звучание ангельского языка, известного и аввам его монастырей, к которым он обращался. Можно уточнить, что «Ангельский язык», используемый преп. Пахомием, называется так не потому, что на нем говорили ангелы, а потому, что ангел сообщил систему этого «языка» (см. в следующем параграфе, п. 1). В некоторых местах писем греческими буквами обозначаются соответствующие им буквы египетского алфавита, воспроизводящие звучание ангельского языка, известного только посвященным. Например, в первом письме имеется следующая фраза: «Пой к ω, но не давай ω петь к тебе», что предположительно переводится: «Пой миру, но не давай миру петь тебе» (Цит. по: Амвросий, иеродиакон, «Введение в патристику», компьютерный набор, Свято-Троицкая семинария, Джорданвилль, б. г., «Письма преп. Пахомия»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преп.Кассиан в затворе (28 авг.) Преп. Арсений трудолюбивый (8 мая) Преп. Евфимий схимник (20 янв.) Преп. Вениамин (13 октября) Преп. Тит воин (27 февраля) Преп. Ахила диакон (4 янв.) и 38) Преподобные Паисий и Меркурий (19 июля и 24       ноября) Далее следует церковь во имя преподобного Феодосия. Потом почивают мощи следующих угодников: Преп. Макария диакона (19 янв.) Преп. Пимена постника (7 авг.) Следует келия преп. Феодосия. Потом почивают следующие угодники: Преп. Силуал схимник (10 июля) Преп. Агафон чудотворец (20 февраля) Преп. Захария постник (24 мар.) Преп. Игнатий, архим. печерский (20 декабря) Далее следует гроб преп. Феодосия, устроенный на месте первоначального погребения его. Против гроба преп. Феодосия на стене находится изображение иконы Богоматери с предстоящими преподобными – Антонием и Феодосием, именуемой Печерскою (3 мая). Вблизи отсюда, в нише, помещается св. мироточивая глава. Далее следует Рождественская церковь и в ней хранятся: Часть мощей младенца, Иродом убиенного, принесенная в Киев иерусалимским патриархом Феофаном (29 дек.) Мощи преп. Логгина вратаря (16 октября) Описание жизни и подвигов всех этих чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, молено читать в книге под заглавием: „Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер». Как при Близких, так и при Дальних пещерах имеются особые корпуса каменные, в которых живут иноки, совершающие богослужение в пещерных храмах и исполняющие другие послушания при пещерах. На дворе Дальних пещер погребены тела многих знатных мирских лиц (генералов: Кайсарова, Красовского, Остен–Сакена и др.) и печерских иноков, чем–либо особенным ознаменовавших свою жизнь (схимонаха Вассиана слепца и др.) Лаврская странноприимница После поклонения печерским угодникам, почивающим в Дальних пещерах, богомольцы большею частию направляются на Лаврский странноприимный двор – одни для отдыха и подкрепления себя пищею и чаем, а другие потому, что там они имеют остановку. Закончим и мы с тобою, благочестивый паломник, свое путешествие по святыням Лавры обозрением странноприимного Лаврского двора. К нему ведет прямая дорога от Дальних пещер в западном направлении, с поворотом в конце на юг. При повороте в Лаврскую странноприимницу находятся книжная и иконная лавки, в которых можно приобрести книги, равно как и другие священные предметы религиозного употребления, напр., крестики, иконы и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Этот случай произвел перемену в преп. Ефреме, всецело восстановив в нем веру в Промысл Божий. Вскоре он оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского. Под его руководством преп. Ефрем упражнялся в подвигах благочестия и изучал Слово Божие. Когда св. Иаков стал епископом Низибии, то поручил преп. Ефрему проповедовать и обучать детей. Согласно преданию, свят. Иаков брал преп. Ефрема в Никею на Первый Вселенский Собор. После смерти свят. Иакова около 338 года, и после того как Низибия была захвачена персами, преп. Ефрем оставил этот город и удалился на родину своей матери в город Амиду, а оттуда направился в город Эдессу для поклонения святыням: Нерукотворенному Образу и мощам св. апостола Фаддея. В Эдессе преп. Ефрем познакомился со старцем, предложившим ему вступить в какую-либо из окрестных монашеских обителей. Удалившись в горы, преп. Ефрем нашел там много подвижников, которые проводили время в подвигах и молитвах, жили в пещерах и питались растениями. Преп. Ефрем тоже начал вести такую строгую жизнь и продолжал заниматься изучением Священного Писания. Спустя какое-то время преп. Ефрем начал составлять толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на сирийском языке привлек к нему многих эдессян. Нежелание славы побудило его оставить свою пещеру и скрыться. Но Господь в видении открыл преп. Ефрему, что он не должен уклоняться от общественного служения. И тогда он не только возвратился на прежнее место, но и стал посещать город. С этого времени он начал устно и письменно учить верующих. Экзегетико-вероучительная деятельность преп. Ефрема была непосредственно связана с Эдесским богословским училищем, в котором он с 363 года стал главным учителем-экзегетом (т. е. главой училища). Преп. Ефрем оживил деятельность этой древней христианской школы. Из нее вышло много учеников преп. Ефрема, ставших впоследствии знаменитыми учителями Сирийской Церкви. Направленность школы была экзегетическая и церковно-практическая. Библейские толкования преп. Ефрема до середины V века являлись школьным преданием. Согласно сирийским источникам, преп. Ефрем записал устное предание, идущее от самого основателя Эдесской школы, св. апостола Фаддея. В середине V века экзегетическое предание преп. Ефрема было заменено только что переведенным с греческого на сирийский язык толкованием Феодора Мопсуестского, представителя Антиохийского училища, родственного Эдесскому. К сожалению, эта замена способствовала уклонению Эдесского училища, и особенно его Низибийского филиала, в несторианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преп. Корнилий был современником преп. Нила Сорского. Об общении или свиданиях между двумя подвижниками нет никаких указаний. Поэтому нельзя установить факт влияния преп. Нила на преп. Корнилия. Но несомненно, что оба они принадлежали к греческой школе исихастов. Преп. Корнилий словами своего биографа учит: " Сердце же хранить елико сила умною молитвою от скверных помысел.... " Эти слова, выражающие сущность исихазма, свидетельствуют о том, что преп. Корнилий и его ученики знали и творили " умное делание " . Слова эти в устах биографа-ученика и сотаинника преподобного приобретают неоспоримую историческую достоверность, научную ценность этого жития мы только что отметили. Как уже выше было упомянуто, проф. Кадлубовский говорит, что " влияние Афона и южного славянства на русскую жизнь в XIV и XV вв. достаточно выяснены. Таким образом, влияние Афона и греческого подвижничества, под которым находился Нил, испытывали и другие русские люди, не отрывало поэтому Нила от русской жизни, в которой составляло заметную струю " . Этим общим влиянием византинизма объясняется сходство в характере подвижничества, а именно " внутреннее делание " преп. Нила и преп. Корнилия. Известны пять учеников преп. Корнилия. Во-первых, преп. Геннадий (± 1565 г.). Он именуется Костромским, так как ушел с преп. Корнилием в Костромские пределы, в дикий лес, на Сурское озеро, где они основали обитель. Преп. Геннадий остался на месте после возвращения преп. Корнилия в свой первоначальный монастырь. Преп. Геннадий благоустроил новосозданную обитель. Великий аскет и труженик, он исцеляет от болезни Вологодского епископа Киприана. " На нем почила благодать Св. Троицы " , говорит житие. Второй ученик преп. Корнилия — Иродион Илоезерский (+ 1541 г.). Он уходит после смерти преп. Корнилия к Белоозеру. Здесь ангел указывает ему местожительство и велит построить храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Прожил 3 года в безмолвии. Ангел известил его о приближении его кончины. Обитель возникает после смерти преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Приближалась сырная неделя. Государь, приготовляясь к народному празднику, вспомнил и о Никоне, с которым в счастливые дни его жизни разделял он в это время богатую трапезу в своих царских чертогах. Он велел отправить к Никону от своего имени множество рыбы и напитков разного рода. Но Никон отказался принять подарки царя. Они напомнили ему невозвратимую утрату радостнейших дней жизни, когда любовь и дружба соединяли душу его с душой царя. Однакож общие просьбы братии монастыря смягчили, наконец, его твёрдость, и Никон с благодарностью принял милостыню царя. В прощальное воскресенье Никон пообедал в общей монастырской трапезе. По его распоряжению, к столу подавали яства и напитки, присланные ему от царя. Только одну дельву вина, говорит Шушерин, Никон приказал оставить до светлого Христова Воскресения, никому, однако же, не открывая своего намерения, с которым сделал такое распоряжение. Сам, между тем, не вкушал теперь во время обеда ничего, что подавалось из подарков царя. Некоторые из иноков Воскресенского монастыря, разделявших с ним заточение, следовали его примеру. Но другие, по недогадливости, вкусили от царской пищи и от царского пития. Никон подверг их за это, говорит Шушерин, церковной епитимии, как преслушников воли настоятеля. Настал великий пост, и Никон посвятил всего себя духовным подвигам. Было время, когда он на дни св. четыредесятницы удалялся в пустынное уединение, и там, среди совершенного безмолвия пребывал в посте и молитве. Теперь он далеко был от своего Воскресенского скита; но и среди общежительного монастыря, Никон продолжал сохранять принятый им устав для препровождения великих дней св. четыредесятницы. Уединённая молитва , строгий пост и непрестанные труды были неразлучными спутниками его во всё время св. поста. В один из дней св. четыредесятницы, после утреннего богослужения, которое совершалось в его кельях, Никон рассказал братии свой сон прошедшей ночи. «Представилось мне, – говорил Никон, – будто я нахожусь в каком-то обширном, великолепно устроенном здании. Сюда приходит ко мне протопоп большого московского Успенского собора Михаил, и просит у меня благословения на освящение одной церкви. «Я, – говорил Никон, – вздумал провести его по всем комнатам этого здания. Вот мы прошли с ним две-три комнаты, из которых одна другой лучше и прекраснее. Наконец, вступили в самую лучшую, и остановились, изумлённые и поражённые её великолепием. Когда мы удивлялись её великолепию, вдруг является пред нами светлый и благообразный юноша, и спрашивает нас: «Чему вы удивляетесь?» Как не удивляться такому великолепию? – отвечал я, – говорил Никон. «Так знаешь ли, что это за здание? – опять спросил меня юноша, – говорил Никон. – Это здание сооружено и украшено твоим терпением, – и прибавил, – но постарайся скончать своё течение; а ныне говорю тебе, что ты вкусишь своего хлеба». После этих слов, говорил Никон, юноша сделался невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010