В 1858 году, за год до издания свт. Филаретом своего фундаментального труда, выходит новый перевод нравственно-подвижнических слов преп. Марка, подготовленный Оптиной пустынью. И там в качестве введения публикуется перевод того места из «Библиотеки» свт. Фотия, где описываются сочинения преподобного (за исключением диалога «О Мелхиседеке», о котором свт. Фотий говорит отдельно), начиная с сочинения «О законе духовном» 7 . Несколько строк преп. Марку уделил профессор П.С. Казанский в своём труде «Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках». Сказав о близости по духу творений преп. Марка преп. Макарию Великому , он отмечает, что нет данных для определения времени его жизни. Так же, ссылаясь на издателя творений преп. Макария Великого Ж. Флёсса, П.С. Казанский приводит необычное предположение, что если преп. Марк есть тот Марк, о котором говорится в XX главе «Лавсаика», то он может быть одним лицом с преп. Макарием Александрийским . То есть, повествуя о Марке, преп. Макарий Александрийский рассказывал, таким образом, о себе 8 . Архиепископ Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» пишет, что преп. Марк был слушателем свт. Иоанна Златоуста , прожил 100 лет, проведя 60 из них, по разлучению со святителем, в нитрийской пустыни, почив соответственно около середины V века 9 . Профессор Н.И. Барсов в «Очерках из истории христианской проповеди » о заочном споре между свт. Филаретом Черниговским и иезуитом А. Галланди относительно того, кем был преподобный, высказывается как о вопросе, который трудно решить с точностью. Написав, что ещё свт. Фотию были известны восемь сочинений преп. Марка, он заимствует этот список не из первоисточника, а приводит ошибочный, содержащийся у свт. Филарета Черниговского . Принадлежит ли сочинение «О законе духовном» преподобному, собственного мнения профессор не высказывает, указывая как на мнения западных учёных, так и свт. Филарета. О вновь открытом в 1748 году диалоге «О Мелхиседеке» он ошибочно пишет, как о сочинении, неизвестном свт. Фотию 10 . Говоря о близком сходстве, вплоть «до полного тождества в выражениях» слов преп. Марка с сочинениями преп. Макария Великого , Н.И. Барсов ссылается на сочинение «Главы о трезвении», хотя в то время авторство этого труда уже оспаривалось. В результате делается вывод о том, что оба проповедника жили в одно и то же время и в одном и том же месте, обмениваясь мыслями и пользуясь сочинениями друг друга 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Иов «писанием книг церковных трудяшеся» 75 , конечно, заимствуя их, по тогдашнему обычаю, у других монастырей и особенно у Дубенского Спасского монастыря 76 . Из рассматриваемой нами рукописи преп. Иова мы видим, что он перечитал много и других книг, не находившихся до него в библиотеке Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, и сделал из них нужные для себя выписки. С достоверностью можно утверждать, что преп. Иов, при составлении своей рукописи, имел под руками еще следующие книги: пятокнижие Моисеево, толковые книги пророков, Пчелу, книгу о постничестве св. Василия Великого , Шестоднев Севериана Габальского , известный в древнерусской литературе с именем Иоанна Златоустог о, Златоструй древнего извода Болгарского царя Симеона, Беседы св. Иоанна Златоустог о на Евангелие от Матфея, Маргарит Иоанна Златоустого , Лествицу преп. Иоанна Синайского, Четь-Минеи, Прологи, Торжественники, Златоусты и безимянные сборники различных святоотеческих слов и поучений. Следовательно, преп. Иов Почаевский был в свое время одним из усерднейших ревнителей книжного просвещения и в этом отношении значительно возвышался над многими из своих современников. Но главное достоинство рукописного сборника преп. Иова состоит в том, что этот сборник не есть бесцельный свод выписок из попадавшихся преп. Иову книг, а отражает на себе характер личности преп. Иова и его эпохи. И переписанные, и компилятивные, и подражательные статьи книги преп. Иова указывают и определяют тот круг воззрений и понятий, в коем вращался ум преп. Иова и воспитывалась его нравственная природа. С другой стороны, состав книги преп. Иова предполагает собою известный выбор, из различных источников такого назидательного материала, который, соответствуя личному настроению и вкусам преподобного, вместе с тем имел более или менее прямое и близкое отношение к обстоятельствам места и времени жизни преп. Иова. В этом случае, выбор преп. Иовом назидательных статей для своей книги обнаруживает в нем определенные цели, известное направление и самостоятельную мысль, ставящую преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

По другой гипотезе, выдвинутой Ж. Грибомоном, преп. Марк был египетским «антиоригенистом», писавшим в самом начале V века. Ж. Грибомон является автором статей о преп. Марке в «Dictionnaire de spiritualité» 35 и «Encyclopedia of the Early Church» 36 . Наиболее ценными исследованиями о преп. Марке являются статьи Ж.-М. Дюрана в издании текстов преподобного в серии «Sources Chrétiennes» (тома 445 и 455). Он даёт оценку гипотез о том, кем был преп. Марк, в какое время он жил, кратко освещает вопрос истории текста, анализирует каждое из сочинений преподобного. Учёный предполагает, что «Послание к монаху Николаю», на котором строятся гипотезы о том, что преподобный был настоятелем монастыря в Анкире, на самом деле преп. Марку не принадлежит, так как сильно отличается от других творений преподобного 37 . Но, несмотря на это, Ж.-М. Дюран склоняется к тому, что преп. Марк жил в небольшом городе Малой Азии и писал в конце IV – первой трети V века 38 . Таким образом, в русскоязычной литературе единственной работой, в которой специально исследуется богословие преп. Марка, стало исследование А. Юрьевского, содержащее анализ труда «Против несториан». Среди западных православных авторов учение о таинстве Крещения у преп. Марка исследовал еп. Каллист (Уэр) . В ряде иноязычных исследований так же затрагиваются некоторые вопросы богословия преподобного, а Ж.-М. Дюраном был выполнен анализ каждого сочинения преп. Марка. Но при этом, насколько нам известно, нет работы, систематически анализирующей богословие всего корпуса трудов преподобного. Тем более нет работы, содержащей общий анализ богословия преп. Марка в свете Предания Церкви. Этим также объясняется актуальность настоящего исследования. Источниковая база исследования Источниковую базу исследования составили критическое издание творений преп. Марка в SC, сочинения церковных писателей содержащиеся в PG, PL, АСО, SC, TLG, а также переводы на русский язык. Цитирование основного корпуса творений преп. Марка Подвижника в работе производится по переводу Оптиной пустыни 39 , откорректированному нами по тексту SC. Сочинение «Против несториан» цитируется по переводу Б. Барчунова 40 , также в нашей редакции. Сочинение «О Мелхиседеке» цитируется по переводу, выполненному нами. Структура диссертации

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас. (преп. Макарий) ПРОСТОТА Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет. (преп. Амвросий) Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. (преп. Амвросий) Сама не юли и другим не вели. (преп. Амвросий) Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. (преп. Амвросий) Будем жить проще, и Бог помилует нас. (преп. Амвросий) ПРОЩЕНИЕ В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же.- Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и (Пс.33:15). (преп. Амвросий) Прежде чем у Господа просить прощения, надо самой простить. Так сказано в молитве Господней. (преп. Никон) Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,- это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук. (преп. Никон) ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. (преп. Амвросий) Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения. (преп. Анатолий) По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. Не приидох бо, — глаголет Господь, — воврещи мир на землю, но меч (Мф.10:34). (преп. Амвросий) Что нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пуплия последовательно были игуменами грек, сириец и армянин, из которых каждый, очевидно, являлся представителем трёх этнографических групп, на которые распадалась братия 252 . Что это разделение внутри монастырей существовало действительно, показывает, наконец, и известие, читаемое в житии преп. Александра Акимита, что монахи его монастыря делились на восемь хоров, составленных из четырёх национальностей, и говоривших по-латыни, по-гречески, по-сирийски и по-египетски 253 . После Египта и Палестины важнейшим притягательным центром религиозного подвижничества во все века начиная с V, являлась сама столица. Многочисленные и знаменитые монастыри Константинополя (числом до 150) привлекали иноков со всех концов Империи, и, например, в одном монастыре преп. Александра Акимита насчитывалось до 300 монахов греков, латинян и сирийцев, которых святой, следуя своей сирийской практике, разделил по национальности на шесть хоров 254 . Агиология насчитывает немало святых, пришедших подвизаться в столицу. Таковы преп. Далмат, воин-схоларий, оставивший на Востоке жену, дочь и имущество; преп. Вассиан, тоже происходивший «из восточных областей» 255 ; преп. Даниил Столпник, получивший в видении указание идти подвизаться не в Палестину, а во «второй Иерусалим» Константинополь 256 , преп. Авраамий Кратейский, оставивший Эмесу после набега измаелитов, египетские подвижники препп. Патапий и Вар, антиохийский аскет преп. Дий, памфилийка преп. Матрона Пергская; сирийцы препп. Александры и Маркелл Акимиты, восточный воин преп. Исаакий: преп. Михаилы Синкелл и братья-исповедники Феодор и Феофан Начертанные, амориец преп. Власий; восточный выходец преп. Василий Новый; никомидиец преп. Иоанн Психаит, и каппадокийцы препп. Иоанн Постник Игумен и Мелетий Новый 257 . Другими центрами, где сосредоточивались подвижники из разных мест империи, являлись монастыри г. Олимпа в Вифинии, обители Афона, и милетские лавры Латра и Галесии. Агиография сообщает, что к пр. Евстратию Авгарскому (на Олимпе) приходили люди «с Востока» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покинув кафедру, преп. Исаак вновь удалился на пустынножительство. Имеется свидетельство, что он отправился в египетскую Скитскую пустыню. Косвенное подтверждение этому можно видеть в том, что в некоторых аспектах своего аскетического учения преп. Исаак развивал учение отца скитян преп. Макария Великого . Он также с большим уважением, отзывался в своих сочинениях об отцах египетского монашества, преп. Антонии Великом и других. Посещение Скитской пустыни также увязывается с экклезиологическо-вероучительными исканиями преп. Исаака. В Скитской пустынь он мог иметь дело с монофизитами и православными. Первые были совершенно чужды ему; со вторыми он, более чем вероятно, имел евхаристическое общение. Иными словами, в этот период жизни преп. Исаак находился не только в духовном, но и в буквальном единении с Кафолической Церковью. Приобретя новый аскетический опыт в египетской пустыни, преп. Исаак вернулся на родину и поселился среди отшельников в горах Хузистана. Затем он перешел в обитель аввы Шабуры. Там он усердно подвизался в делании молитвы и постническом подвиге, в частности, вкушал по куску хлеба с овощами три раза в неделю. От усердного чтения Священного Писания, писательских трудов и напряженной аскезы, преп. Исаак потерял зрение. С той поры свои аскетические сочинения он диктовал ученикам. Сирийские несторианские источники свидетельствуют, что в своем учении преп. Исаак высказывал три богословских мнения, не принятые многими. Даниил бар-Тубанита, епископ Бейт-Гармаи, написал сочинение в опровержение взглядов преп. Исаака. Что это были за «богословские мнения» остается неясным. Однако, есть все основания предполагать, что неправильные, с несторианской точки зрения, мнения могли быть изложением православного вероучения. Достигнув глубокой старости, преп. Исаак скончался в монастыре аввы Шабуры, где и был погребен. Кончина его последовала в самом конце VII – начале VIII столетий. Память преп. Исаака совершается Православной Церковью 28 января/10 февраля. Важно отметить, что хотя преп. Исаак Сирин по сану был епископом, канонизирован он не как святитель, а как преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

7. Учение преп. Аммона выявляет характер христианской аскетики, которая, в отличие от основных течений аскетики нехристианской, нацелена на преображение плоти, а не на отрицание плоти и ненависть к ней. Так, преп. Аммон поясняет, что у истинных подвижников тела живы и духовны, а у лжепостников, отвергающих духовный пост, тела – мертвы и не духовны. Он учит, что «смертность телесную человек приобретает любовию к тщеславию и стремлением ко всяким житейским наслаждениям» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо первое). Глава четвертая. Преподобный Пахомий Великий §1. Жизнеописание Преп. Пахомий Великий родился около 292 года в селении Шенебоске, в Фиваиде, в Верхнем Египте. Родители его были язычниками, и он в молодости был язычником. В период прохождения военной службы преп. Пахомий познакомился с христианами и был поражен их любвеобильностью и благотворительностью. Вернувшись домой, примерно, в 314–315 годах, он принял святое крещение. После этого преп. Пахомий начал проходить аскетическую жизнь под руководством известного в той местности старца Паламона. После 10-ти лет ученичества, преп. Пахомий, бродя по пустынной местности среди развалин селения Тавенниси, услышал голос: «Пахомий, подвизайся на этом месте». Преп. Пахомий, получив благословение старца, со временем устроил общежительный монастырь в той местности. На рубеже конца 320-х – начала 330-х годов киновия преп. Пахомия достигла расцвета и уже не могла вместить всех желающих. Поэтому постепенно преп. Пахомий устроил еще восемь монастырей на берегу Нила, недалеко один от другого. В монастырях был введен одинаковый устав, полученный преподобным от Ангела; все они находились под руководством аввы Пахомия. Стараниями преп. Пахомия на другом берегу Нила был устроен также и женский монастырь, руководительницей коего стала его сестра. Монастыри преп. Пахомия находились в замкнутой ограде, внутри которой были келлии для иноков, живших вместе по роду их труда. Монахи занимались как физическим трудом, так и умственным, они обязаны были выучивать наизусть Псалтирь и Новый Завет . Велико было старание преп. Пахомия о том, чтобы ученики его всегда преуспевали в иночестве. Он часто посещал монастыри и делал наблюдения, и если замечал что-либо требовавшее исправления, то говорил об этом с отеческой любовию. В монастыри преп. Пахомия, помимо египтян, стало поступать много иностранцев – римлян и особенно греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Бартелинк. С первого взгляда непросто увидеть причины подобного комментария. Что может быть естественнее для подвижника, терзаемого страстями и борющегося с ними, чем желать от них освободиться? Поэтому, на наш взгляд, причина обвинения, собственно, не в преп. Ипатии. Дело в том, что эта фраза практически полностью повторяет аналогичное высказывание преп. Макария Великого: «Должно…христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро»» . Ж. Бартелинк склоняется пользу прямого цитирования преп. Ипатием преп. Макария. Поэтому данная фраза воспринимается исследователем в контексте всего учения преп. Макария, которое он, по-видимому, считает мессалианским. В таком случае, эти обвинения отсылают нас к давней и сложной проблеме предполагаемого некоторыми западными исследователями мессалианства преп. Макария Великого. Это давняя гипотеза, имеющая в западной патрологии как приверженцев, так и оппонентов . Православные исследователи (прот. Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , прот. Иоанн Мейендорф , архим. Киприан (Керн) , А. И. Сидоров , А. Г. Дунаев ) традиционно защищают православность «Духовных бесед», опровергая подозрения в их мессалианском характере – хотя и несколько с разных сторон. Если предельно обобщить и упросить аргументы защитников, то их можно свести к утверждению, что мессалиане были знакомы с творениями преп. Макария, и их учение является крайним развитием подлинно православной мистики. На наш взгляд, защита преп. Макария западными и отечественными исследователями вполне убедительна. Поэтому даже если рассматривать приведенную фразу в контексте всего учения преп. Макария, мессалианской она не является. Если же брать ее в отдельности – так, как ее употребляет преп. Ипатий, то оснований для обвинения в мессалианстве нет вовсе. Поэтому в случае с преп. Ипатием вывод о его мессалианстве представляется нам еще менее основательным, чем в случае с преп. Макарием. В целом учение преп.

http://bogoslov.ru/article/3409402

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010