73. Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 74. απερως - без опыта от η πειρα - " проба, опыт, испытание, искушение, попытка " . 75. Быт.3:24. 76. Быт.3:7. 77. Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 78. В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. βλπτω - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. πιστς - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 219 απερως — без опыта от η πειρα — «проба, опыт, испытание, искушение, попытка». 220 Быт.3:24. 221 Быт.3:7. 222 Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 223 В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8–9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 224 βλπτω — «наносить ущерб, вредить», используется для обозначения духовного вреда. 225 1Kop.2:14. 226 Рим.7:4. 227 1Kop.2:13. 228 Ср., преп. Никита Стифат. «Третья умозрительных глав сотница. 78»: «Не имея силы разуметь его, — так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), — Божеских ли или человеческих дел то касается, — он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению» (Добротолюбие. Т.5. С.157–158). 229 Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 230 Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 231 Мф.5:5. 232 Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на «Царство Небесное») 233 πιστς — верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222–223). 1Kop.6:19. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие в нему и некоторые больные получают исцеление; ав ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником 272 . По древней записке, «як в схиму потригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме суроваго зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит таже записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарех показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем». Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре». в) С именем чудотворцев покоятся преп. Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей. По древней записке преп. Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Преп. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во св. духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§1. Жизнеописание Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор, в нижнем Египте, в семье христианского священника. Родители преподобного не имели детей, но в старости Господь благословил их рождением сына. Юность преп. Макарий провел в доме родителей. Нет данных о том, чтобы он получил образование в каком-либо училище, но из его писаний видно, что он был весьма начитан. Когда преп. Макарий вырос, родители заставили его вступить в брак. Однако, преп. Макарий остался в браке девственником, а супруга его вскоре заболела и умерла. После непродолжительной болезни, умер отец Макария, а через шесть месяцев скончалась мать. Преп. Макарий решил оставить мир и роздал оставшееся ему имение нищим в память об усопших. Свою монашескую жизнь преп. Макарий начал под руководством старца-инока, жившего недалеко от селения Птинапор в отшельнической келлии. Добродетельная жизнь новоначального подвижника обратила на себя внимание соседних жителей и, по их просьбе, епископ той местности поставил преп. Макария, против его желания, клириком местного храма. Тогда, по любви к уединению, преподобный тайно ушел из селения в другое место. Там преп. Макария постигло такое искушение. В соседнем селении одна девица забеременела и выдавала преп. Макария за будущего отца ребенка. Родственники женщины и жители селения избили преп. Макария и заставили его дать обязательство содержать девицу и ее ребенка. Преподобный кротко принял нанесенное ему бесчестие и без ропота стал усиленно трудиться над рукоделием, говоря: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, и посему тебе необходимо работать день и ночь, дабы доставлять им необходимое пропитание». Вырученные от продажи корзин деньги он посылал матери своего мнимого ребенка. Когда пришло время родов, то эта женщина подверглась страшным мучениям и не могла родить, пока не сказала правду о невинности преп. Макария. Жители селения хотели идти к преп. Макарию просить прощения, но он, узнав об этом, удалился вглубь пустыни, на Нитрийскую гору. Было это около 330 года; как раз в это время на Нитрийской горе стали подвизаться иноки под руководством преп. Аммона.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Еще в молодых годах преп. Исидор оставил родительский дом, богатое наследство и удалился в северные пределы Нижнего Египта. Он поселился на одной горе близ города Пелузы и здесь, приняв постриг в соседнем монастыре, предался строгим подвигам. Преподобный носил одежду из жесткого волоса, питался только зеленью. В таких подвигах и в глубоком уединении он очищал душу и просвещал ум. Услышав о свят. Иоанне Златоусте , он отправился в Константинополь. Наставления Златоустого произвели на преп. Исидора глубокое впечатление, он внимательно изучал их в течение всей жизни. Из Константинополя преп. Исидор возвратился на свою гору, где продолжал подвижническую жизнь. Духовная мудрость и строгая жизнь преп. Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которые избрали его своим настоятелем, после чего преподобный был рукоположен во священника. Аскетические наставления, которые давал преп. Исидор своей братии, он подтверждал личным примером жизни. Нестяжательность его простиралась до того, что он в одном из своих писем благодарит человека, коему отдал собственную одежду. Свои аскетические наставления он излагал и в письмах к разным лицам. Преп. Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император Феодосий Младший обращались к нему за советами. Свят. Кирилл Александрийский стал духовным сыном преподобного. Преп. Исидор был ревностным обличителем пороков и неправды. В своем евангельском нравственном радикализме он был как бы преп. Феодором Студитом своей эпохи. Он писал откровенные обличения пелузскому градоначальнику в связи с запрещением людям обращаться за защитой к Церкви. Епископа Пелузы Евсевия и духовенство его он постоянно упрекал за то, что они продают и покупают пресвитерские места. Свят. Кирилла Александрийского преп. Исидор предупреждал от излишней резкости к лицам, не разделяющим его взглядов. Когда возникла ересь Нестория, то преп. Исидор предостерегал свят. Кирилла, чтобы, уничтожая несториево учение о Христе, как обоженном человеке, он не забыл и человечества Иисусова. Свят. Кирилл смирялся и подчинялся наставлениям преп. Исидора, именуя его «отцом». Ясный взор преп. Исидора заметил появление евтихианства, даже прежде появления самого Евтихия. Вместе с тем, именно преп. Исидор побуждал императора Феодосия к созыву Третьего Вселенского Собора, каковой и был собран в 431 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Соседний монастырь Виковаро пригласил преп. Венедикта на игуменство. Но так как в монастыре уже имелся сложившийся порядок жизни, то новому игумену стоило больших трудов склонить братию к подлинно аскетической жизни. Кончилось тем, что преп. Венедикта хотели отравить, и он, покинув монастырь, возвратился в свою пещеру. К нему потянулись монашествующие, желающие проводить строгую жизнь. Преп. Венедикт разбил их на маленькие общежительные пустыни по двенадцать человек, каждая из которых была под руководством своего отца. Со временем образовалось двенадцать таких пустынек. Местный священник был недоволен таким соседством, и из-за его происков, преп. Венедикту с братией пришлось покинуть место своего многолетнего монашеского подвига около 528 года. На следующий год преп. Венедикт устроил новый монастырь на горе Кассино в Кампании (на полпути между Римом и Неаполем), на месте бывшего языческого святилища. Монастырь был назван в честь св. Иоанна Предтечи и впоследствии стал широко известен под именем Монте-Кассино. Монастырь стал быстро разрастаться, и вскоре возникла задача создания монастырского устава, определяющего жизнь многочисленных насельников. Именно тогда и появился на свет знаменитый монастырский устав преп. Венедикта. В последние годы жизни авторитет преп. Венедикта чрезвычайно возрос. Даже готский король Тотила специально посетил гору Кассино, ради беседы с преподобным. Правда, он услышал то, чего, вероятно, не ожидал услышать: преп. Венедикт смело обличил короля за жестокость и предсказал год его смерти, что в точности и исполнилось. Преп. Венедикт отошел ко Господу на вершине своей церковной славы, в 540-х годах. Память его совершается 14/27 марта. На латинском западе преп. Венедикт именуется патриархом монашества. Такое его почитание вызвано тем, что это был первый местный западный (латинский) подвижник, достигший высот аскетической жизни и передавший этот опыт многочисленным ученикам. Раньше него были преп. Иероним Стридонский и преп. Иоанн Кассиан Римлянин , но они делили свою жизнь и служение между западом и востоком, в то время как преп. Венедикт всецело посвятил себя аскетическому служению на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В это же время преп. Ефрем полемизировал с сектой Вардесана и местными гностиками, а впоследствии и с представителями арианства, проникшего в Месопотамию. По преданию, преп. Ефрем путешествовал к пустынножителям Египта. На обратном пути он посетил свят. Василия Великого в Кесарии Каппадокийской, который и посвятил его во диакона, а впоследствии присылал в Эдессу приглашение преп. Ефрему на епископскую кафедру, но преподобный посчитал себя недостойным. По возвращении в Эдессу преп. Ефрем предполагал остаток дней своих провести в уединении, но голод, постигший эдессян, заставил его заняться сбором пожертвований и продуктов для голодающей бедноты. Это был последний подвиг преп. Ефрема ради ближних. По возвращении из города в пещеру, он скоро заболел и, написав завещание, мирно скончался. Год кончины преп. Ефрема определить затруднительно. Вероятно, кончина последовала в 70-х годах IV века (в 372, 373 или 378 гг.), хотя некоторые относят дату кончины к самому началу V века. Память преп. Ефрема совершается 28 января/10 февраля. § 2. Сочинения Число сочинений преп. Ефрема, согласно данным патр. Фотия, достигало тысячи. Написаны они на местном сирийском языке, но еще при жизни преп. Ефрема часть из них была переведена на греческий язык. По числу составленных сочинений он в сирийско-язычной среде не знал себе равных. По свидетельству блаж. Иеронима, сочинения преп. Ефрема в древней Церкви читались на богослужениях после Священного Писания. Сочинения преп. Ефрема можно разделить на экзегетические, духовно-нравственные, полемико-догматические, литургические и историософские. Экзегетические творения преп. Ефрема являются одними из лучших его трудов. Он обладал знанием еврейского языка и вообще востока, это помогало ему при толковании Священного Писания и особенно Ветхого Завета. Иногда преп. Ефрем пользуется устным преданием, сохранявшимся на востоке. Ему были известны и толкования Ветхого Завета иудейских ученых его времени. Он нередко говорит о других толковниках, мнения которых иногда порицает, а иногда одобряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Отрий, еписк. Мелитины Армянской, член Второго Вселенского собора, с преп. Акакием, еп. Мелит. 17 апр. П Павел, ап., с ап. Петром. 29 июня. Павел, муч. Коринфский при Декии ок. 250 г., с Кодратом и др. 10 марта. Павел, муч. лампсакский при Декии, с Петром и др. 18 мая. Павел муч. и Иулиания, сестра его, постр. в Птолемаиде Исаврийской ок. 273 года. 4 марта. Павел отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Павел, муч. Палест., с Памфиломп пресв., пострад. от Фирмилиана, 309 года. 10 февр. Павел, и с ним Алевтина и Хиония, мучч. Кесарийские (в Пал.) при Максимиане. 16 июля. Павел преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Павел Простой, преп. Фиваидский, прест. позже 338 года. 4 окт. Павел, преп. Фивейский, ум. ок. 312. 13 янв. Павел исповедник, патриарх Цареградский, ум. ок. 350. 6 ноября. Павел, еписк. Неокесарийский 4 в. 23 дек. Павел, патриарх Цареградский, ум. 784, с Александром и Иоанном. 30 авг. Павел, преп. Латрский, ум. 955. 15 дек. Павел преп., испов., еп. Прусиадский, при иконоборцах. 7 марта. Павел врач, преп. из Коринфа. 28 июня. Павел, еп. Никийский, с Петром. 10 сент. Павел повинник, Цареградский инок. 7 дек. Павел, пр. Комельский, ум. 1429. 10 янв. Павла девица, мученица Византийская при Аврелиане, с Лукиллианом в др. 3 июня. Павла дева, муч. Палестинская, с Еннафой, постр. при Максимине от Фирмилиана. 10 февр. Павлин, муч. Афинский, с Ираклием и Венедимом. 18 мая. Павлин милостивый, еп. Поланский, ум. ок. 431. 23 янв. Павсикакий преп., еп. Синадский, прест. в 7 в. 13 мая. Павсилип, муч. при Адриане (117–138). 8 апр. Паисий Великий, преп. Египетский, сподвижник Иоанна Колова. 19 июля. Пактовий воин, муч. Севастийский при Декии от Маркелла, с Аттиком и др. 3 ноября. Паламон, преп. Фиваидский 4 в. В субб. с. Палладий, преп. Сирийский в конце 4 в. 28 янв. Палладий, учитель церкви (еп. Еленопольский, ок. 430). В субб. с. Палладий, преп. Александрийский, 6 в. 27 ноября. Памва, преп., пустынник Нитрийский, современник Антония В. 18 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1037.             Освящение храма Георгия великомуч. в Киеве. 26 ноября. 1041.             Моисей Угрин, преп. Печерский. 26 июля. 1071.            Дамиан пресв., преп. Печерский. 5 окт. 1072.            Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. 2 мая. 1073.            Антоний, преп. Печерский. 10 июля. 1074.            Феодосий преп., игумен Печерский. 3 мая. 1081.            Собор трех святителей. 30 янв. 1085.            Празднование Киевопечерской иконе Пресв. Богородицы. 3 мая. 1087.            Перенесение мощей Николая, архиеп. Мир Ликийских, в Бари Итал. 9 мая. 1088.            Никон преп., игумен Печерский. 23 марта. 1090.            Исаия, еп. Ростовский. 15 мая. 1091.            Феодор и Василий, препп. Печерские. 11 авг. 1092.             Стефан, еп. Владимирский на Волыни. 27 апр. Григорий, преп., Печерский. 8 янв. 1095.             Агапит, преп. Печер. 1 июня. Ок. 1100.       Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский. 28 марта. 12 век Аврамий, архимандрит Ростовский. 29 октября. Иноки Печерские: Анастасий преподобномуч. 22 янв. Иарлаом игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. Ефрем преп., Новоторжский, чудотворец. 28 янв. 1103.             Прохор, преп. Печерский. 10 февр. 1105.             Ефрем евнух, еп. Переяславский. 28 янв. 1108.             Никита, еп. Новгородский, затворник Печерский. 31 янв. и 14 мая. 1114.             Алипий иконописец, преп. Печерский. 17 авг. 1120.             Кирилл, еп. Туровский. 28 апр. 1138.            Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февр. 1139.            Пимен многоболезненный, преп. Печерский. 7 авг. 1143.             Никола святоша, князь Черниговский. 14 окт. 1147.             Игорь блаж., князь Черниговский и Киевский. 5 июня. Антоний Римлянин, преп. Новгородский. 3 авг. 1157.             Нифонт, еп. Новгородский. 8 апр. 1159.             Константин блаж., митрополит Киевский. 5 июня. 1101.             Празднество Спасителю и Богоматери, в память побед Благоверного в. кн. Андрея Боголюбского. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010