В это время в Византии возникла иконоборческая ересь, причинявшая потрясения и смуты в Церкви. Иконоборцы преследовали православных еще с большей жестокостью, чем мусульмане. Не легко было преп. Иоанну смотреть на притеснения от мусульман, но еще тяжелее было видеть гонения, воздвигнутые христианскими императорами. И преподобный сделался пламенным защитником иконопочитания. Преп. Иоанн посылал в Константинополь и по всей империи послания, в которых опровергал учение иконоборцев и призывал твердо держаться православного учения. Послания преп. Иоанна имели сильное воздействие на христиан. Император Лев Исаврянин, узнав о влиянии на народ посланий преп. Иоанна, решил погубить его. Он приказал писцам изучить почерк преподобного, а затем велел написать письмо от его имени к себе, с обещанием предать Дамаск в руки греков. Это подложное письмо было отослано калифу. Последний поверил клевете и повелел отсечь Иоанну правую руку. После экзекуции преп. Иоанн повергся с отсеченной рукой пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи, и чудо совершилось: приложенная рука срослась. В память чудесного исцеления преп. Иоанн составил в честь Пресвятой Богородицы песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Калиф, узнав об исцелении преп. Иоанна и убедившись в невиновности его, предложил ему занять прежнюю должность, но тот отказался и, раздав имущество бедным, около 732 года удалился в Палестину, где поселился в обители преп. Саввы Освященного. Этому примеру последовал и сводный брат преподобного, Косма. Старцы обители преп. Саввы Освященного отказывались быть наставниками преп. Иоанну, широко прославившемуся своей борьбой за иконочитание. Но один простой и строгий монах взял его к себе на послушание. Этот старец, считая, что слава преп. Иоанна, его обширные богословские познания и песнотворчество могут быть преткновением ему в стяжании смирения, повелел преподобному ничего не писать без благословения. Преп. Иоанн покорно нес возложенное на него послушание. Но, однажды, когда старца не было в лавре, преп. Иоанн, по просьбе одного монаха, написал надгробные песнопения, которые и доныне поются при погребении: «Кая житейская сладость...». Вернувшийся старец наложил строгую епитимию на преподобного. Вскоре старец получил извещение от Богоматери не мешать преп. Иоанну заниматься сочинением духовных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

184 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. в Истории Русской Церкви, т. V, стр. 214 и след. 185 Рукоп. преп. Иова, л. 34 – 35, без начала. В русском переводе – в «Творениях св. отцов», изд. при Московской дух. Академии. 186 В рукоп. преп. Иова, л. 100 на об., одно только заглавие. Перевод сделан с списка помещенного в «Маргарите» Московской печати 1764 года. Извлечение см. в «Истории русской церкви», Макария, т. V, стр. 426–431. 188 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. «Творения св. Отец», изд. при Московской дух. Академии. 189 Св. Григорий, против воли поставленный в пресвитера, по смирению удалился было в Понт; но, немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз и произнес настоящее слово. 190 Под днем таинства разумеется в первом случае праздник Рождества Христова, во втором праздник Богоявления, в последнем – Пасха. 193 Рукопись преп. Иова, л. 41–43. В списке преп. слова есть некоторые варианты против известных доселе в печати 197 Отселе и до конца слова текст утрачен в рукописи преп. Иова и заимствован из древнего Златоструя. 198 Разумеется здесь антиохский патриарх Флавиан, в присутствии коего И. Златоуст говорил сию беседу. 199 В рукописи преп. Иова, л. 90–91, только конец. Перевод начала сделан со списка в рукописи Почаевской Лавры, по описанию В. Березина, 9, л. 52 на об. 200 Рукоп. преп. Иова, л. 119–123. В русском переводе – между Творениями Св. отцов, изд. при Московской дух. Академии. 203 Рукоп. преп. Иова, л. 76–77 и 68–69. У Монфокона это слово отнесено к сомнительным, т. е. едва ли принадлежащим Златоустому. 204 В рукописи преп. Иова л. 68 и 69. Слово заимствовано из древнего Златоструя; но греческий подлинник или источник этого слова не найден. 205 Рукоп. преп. Иова, л. 76. Составлена на основании 3, 6, 2 и 4-й бесед И. Златоустого о Лазаре, но не преп. Иовом. В таком составе эта беседа, встречается в других рукокисях и в печатном прологе под 11-м июня. 206 Рукоп. преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка. (преп. Варсонофий) Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу. (преп. Моисей) Всеобщий и всезлобный враг — диавол, хотя и многие творит подсады нам, но ничтоже успеет, если мы будем уповать на Бога. (преп.Лев ) Господу Богу все возможно есть — не точию отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много. (преп. Антоний) Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает. (преп. Антоний) О домашних и на домашних не скорби. Пошла к Богу — и жди от Бога. Он надежнее всех князей и сынов человеческих. И настоящею жизнью не увлекайся. Спокойна — благодари Бога, скорбна — опять благодари Бога. И жди всегда милости Божией. (преп. Анатолий) Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней. (преп. Никон) Никогда нельзя надеяться на человека. Это — великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Божией помощи. (преп. Никон) Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблуд-но к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное. (преп. Никон) Какая будет выгода воину без брани? — Он неискусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стяжать души в терпении и увенчану быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что приидет к тебе помощь. (преп. Моисей) УТЕШЕНИЕ Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

У ряда христианских святых отцов, вполне возможно незнакомых с преданием о происхождении косноязычия Моисея, имеется другое, аскетическое толкование его отказных слов: О, Господи! человек я не речистый, (и таков был) и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Отцы-аскеты думали, что Моисей говорил вполне нормально, а бессловен стал в смирении своем, когда заговорил Бог . Св. Василий Великий : «Так и Моисей, быв наказан всей премудрости Египетской ( Деян. 7:22 ), и, как вероятно, превосходя всех египтян дарованиями и смыслом, не сознавал себя худогласным и косноязычным ( Исх. 4:10 ); а когда услышал говорящего с ним Бога, тогда почувствовал свое безгласие и косность языка» Толк, на пр. Исаию, гл. 6, с. 350]. Подобное рассуждение у прп. Варсануфия Великого и Иоанна: «И Моисей, получив от Бога повеление принять управление народом, сказал: худогласен есмь и косноязычен ( Исх. 4:10 ), и Бог простил ему, потому что он сказал так не из противоречия, но от великаго смирения» ответ 582]. 3.5 Образование Моисея При дворе фараона Моисей получает блестящее образование. Египетская наука того времени достигла высокого совершенства, и едва ли кто тогда мог состязаться с знаниями египетских жрецов и мудрецов. Образование раскрыло блестящие умственные способности Моисея. Умственная одаренность отрока вполне соответствовала его внешней красоте. Моисей овладел научными и тайными знаниями египтян, что было необходимо для его будущего служения. Св. Писание кратко говорит: И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах ( Деян. 7:22 ). Кстати, интересно, что не речистый и косноязычный Моисей был силен в словах! Кратко свидетельствует также св. Григорий Нисский : «Моисей воспитывался при царском дворе и получил языческое образование» О жизни Моисея, вступл. 18]. О чрезвычайных умственных способностях Моисея говорит Иосиф Флавий: «Сообразно предсказанию Господа Бога, Моисей вскоре по общему отзыву стал вследствие силы ума своего и презрительного отношения к трудностям всякой работы одним из лучших представителей еврейства... Ум его развивался несообразно с его возрастом, так как тот соответствовал бы по силе более зрелым годам. Мощь этих способностей обнаруживалась (у него) уже в раннем детстве, и тогдашние поступки его уже свидетельствовали о том, что в зрелом возрасте он совершит гораздо более необычайные вещи» Иуд. древности, II, 9, п. 6]. В наше время отрок Моисей был бы назван вундеркиндом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Именно ему, Моисею, было сообщено таинственное имя Божие Ягве (). Он – пророк имени Божия. Хоривское откровение в основе призывания людьми Божественного имени. Моисей – пророк славы Ягве. Именно ему она была явлена во всём своём многообразии и во всей нестерпимости Божественного присутствия. Он видел задняя Божия, он – пророк Шекины Ягве. Моисей Боговидец – собеседник Божий, он говорит с Ним уста к устам, он видит Его лицем к лицу в таинственном отблеске славы Ягве. Такого не был сподоблен никто. Таков только великий Моисей. Вот свидетельство об этом у Агады: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей. Всем прочим пророкам видения являлись в теневых очертаниях; перед Моисеем же видения возникали в светящихся, отчетливых образах. О первых сказано: Через пророков проявляю Я подобие Мое; о Моисее: Явно, а не в гаданиях образ Господа он видит» с. 87, трактат Иебамот, 49]. И еще: «Пятьдесят ворот ведут в сокровищницу Разума, и все, за исключением одних, стали доступными Моисею на Синае, – как сказано: Немногим Ты умалил его перед Всевышним» с. 87, трактат Недарим, 38]. Св. Кирилл Александрийский : «Сходит на гору Бог, Который над всем, затем позванный восходит Моисей. Ибо нет возможности, чтобы кто-либо способен был взойти на высоты истинного богосозерцания, если Сам Бог не снизойдет и не сделает Себя доступным нашему разумению... И для толпы гора недоступна (потому что благодать весьма возвышенного знания для многих непостижима), доступна же одним только умеющим идти по ней и, что еще важнее, званным к этому от Бога, как, несомненно, и Моисей» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 347]. Неизреченный и Невидимый беседует уста к устам и встречается лицом к лицу с человеком – таково Его Божественное снисхождение. Св. Афанасий Великий : «В Боге нет кичения: Он с Иаковом нисходит в Египет,... с Моисеем, хотя он – человек, глаголет усты к устом ( Чис. 12:8 ); нисходит на гору Синай» т. 1, с. 408; Послание о том, что собор Никейский..., п. 7]. О совершенной исключительности боговидения Моисеем говорит и св. Василий Великий : «(Моисей) будучи уже осмидесяти лет, видел Бога, как можно видеть человеку, лучше же сказать, как не видел ни один человек, по собственному Божию свидетельству: Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моём, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях ( Чис. 12:6–8 ). Сей-то, наравне с Ангелами удостоившийся лицезрения Божия, повествует нам нечто из того, что слышал от Бога» с. 4; Шестоднев, Беседа 1]. 9.2. Моисей – вождь Израиля в исходе из Египта. Моисей – пророк пасхи Израилевой

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Уже Тертуллиан отмечает, что Моисей не просто не ел, но был подкрепляем Богом, питался Его словом. Без этого и невозможно сорок дней провести полностью без пищи и пития. Эту мысль о духовном питании вместо телесного развивает далее великий подвижник-аскет прп. Макарий Великий : «Тот же Моисей, как написано: четыредесять дней, и четыредесять нощей, хлеба не яде, и воды не пи ( Исх. 34:28 ); но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи; и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа» Беседа 5, п. 19]. Поэтому и нельзя судить о подвигах святых с точки зрения обычной физиологии и физики. Невозможное для человеков, возможно Богу ( Мф. 19:26 ). Где изнемогает плоть, там действует благодать Божия, духовная пища заменяет телесную. В этих особых аскетических состояниях человека и действует Бог, Его слава и слово. 7.10. Сияние лица Моисеева и покрывало Бог вновь явился Моисею. Завет с народом возобновлен. Моисей возвращается с горы. Тайнозритель славы Ягве видел нетварный первый свет. Встретившие Моисея увидели второй свет – отблеск и сияние первого, нетварного. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились (к нему) все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Ягве на Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Ягве, чтобы говорить с ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было (ему от Ягве). И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним ( Исх. 34:29–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Законодателем называет Моисея и Евангелист: Закон Моисеом дан бысть ( Ин. 1:17 ), и противополагает его Иисусу Христу, как законодателю истины. Св. Златоуст объясняя слова: Пророка воздвигнет тебе Господь, якоже мене, говорит: «Якоже мене, т. е. как законодателя, ибо один законодатель древний – Моисей, другой законоположник Спаситель, законоположник не для одного народа, но для целой вселенной. На сего Законодателя указывает и Давид ( Псал. 9:21 )» 219 . Прежде получения Закона Моисей постится на горе сорок дней и столько же ночей: Иисус Христос пред вступлением в служение Свое столько же времени проводит в посте и молитве 220 . Моисей приемлет Закон на горе Синае: Иисус Христос также на горе является законодателем ( Мф. 5 ). Закон древний написан на скрижалях каменных: закон благодатный на скрижалях сердца. ( Иер. 31:33 ) Когда Моисей сшел с горы, – лицо его было светло: так слава Божественная являлась во Христе во время Его служения. Моисей, посредник между Богом и народом, изобразил собою ходатая Бога и человеков, Иисуса Христа. ( 1Тим. 11:5 ) Моисей сделан посредником, когда народ, сознавая свои грехи, из страха смерти отрицался беседовать с Богом: Иисус Христос, как совершеннейший праведник, является ходатаем Нового Завета, когда грешный род человеческий не смел приступать к праведному Богу из страха смерти. Моисей утверждает завет между Богом и народом, окропив его кровию животных: ( Исх. 24:8 ) Иисус Христос, испоручник Завета Нового и лучшего, окропляет всех очистительною своею кровию. Моисей, как вестник Завета, передает народу веления Божии и обязывает его исполнять оные, под угрозою смерти: Иисус Христос, Ангел Завета, возвещает людям спасительное учение Божественное и возвещая действует на сердца людей силою любви и кротости. Моисей, как ходатай, являет готовность жертвовать вечною жизнию за спасение преступного народа ( Исх. 32:32 ): Иисус Христос ради спасения рода человеческого жертвует Своею жизнию. Наконец, как Пророк, Моисей предъизобразил в лице своем Пророка Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Через некоторое время о происшествии узнали другие израильтяне, а затем и фараон. Он стал разыскивать Моисея, а тот бежал из Египта в далекие края, на Синайский полуостров. Там он встретил добрых и верующих людей и в скором времени женился на дочери священника Иофора. Прошло сорок лет. Однажды Моисей ушёл со стадами далеко к горе Хорив, которую ещё называли Божией горой. Вдруг он увидел терновый куст, который был объят пламенем. Но когда Моисей посмотрел внимательней, то заметил, что ни одна веточка и ни один листик у куста не сгорели. Что это за чудо? Он подошёл ещё ближе, и услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся посмотреть на Бога. Господь сказал ему: «Я вижу как страдает Мой народ в Египте, слёзы его дошли до небес, и Я хочу спасти его от власти египтян и вернуть в землю обетованную. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». А чтобы народ поверил, что Моисей посланник Божий, Господь дал ему силу творить чудеса: посох, который Моисей бросал на землю, превращался в живого змея, а потом опять в посох; когда Моисей по повелению Божию засовывал руку за пазуху, то она покрывалась проказой, но стоило её вынуть и снова положить туда, как она тотчас становилась здоровой; когда Моисей выливал на землю воду, она превращалась в кровь. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался и говорил невнятно, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него. Терновый куст, который горел, но не сгорал и из которого говорил Бог, называют ещё неопалимой купиной. Неопалимая купина — один из библейских прообразов Пресвятой Богородицы. В чем смысл этого прообраза? — В Священном Писании божественную благодать часто сравнивают с пламенем: ведь она опаляет все злое, греховное. А Богоматерь была настолько Чистой и Непорочной, что произошло чудо: Она носила Младенца-Бога в Своем чреве, но божественная сила не повредила Ей,  благодать освятила все естество Богоматери. 21. Десять казней египетских

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Глава девятая. Моисей –исключительный пророк Ветхого Завета Моисей – не один из пророков Ветхого Завета, а тот, кого проповедуют и возвещают пророки. Пророки не излагают новые учения, а раскрывают учение и закон Моисея, Божественную Тору. Пророки обличают народ за нарушение Моисеевых заповедей и стремятся вернуть народ к Моисею. Моисей совершенно исключителен среди праведников и пророков, он собственно пророк, единственный в своём роде ходатай Ветхого Завета. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Ягве сделать... ( Втор. 34:10–11 ). Господь говорит восставшим против Моисея Мариам и Аарону: Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Ягве, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моём, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Ягве он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? ( Чис. 12:6–7 ). В чем исключительные черты образа великого Моисея? 9.1. Моисей боговидец Бога не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Незримый Бог – вечная тайна для всякого тварного существа, для всякого человека. Но еще большая загадка и чудо в том, что Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Явил в Своем воплощении в Иисусе Христе. Но явил и еще ранее на Синае Моисею. Сын Божий есть Слово Отца. Св. Кирилл Александрийский : «Сказано: Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше ему гласом. Ибо испрашивал закон Моисей, как служитель, как посредник и пособник Божественных откровений; а Бог отвечал Своим гласом, т.е. чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын. От Него же закон, хотя и сказано, что Он чрез Ангелов ( Гал. 3, 19 ; Деян. 7:53 )» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 346–347]. Через таинственное Слово, Божественный Логос, при служении ангелов, Моисей принял Закон, Священную Тору. Моисей вступал в совершенно особое общение с Богом, недоступное даже пророкам, которых в Израиле было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И умер там Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской по слову Ягве. Краткое сообщение Торы о кончине Моисеевой со значительными подробностями излагается в трактатах Агады: Дебарим-Раба 7, 11; Танхума; Танхума Гакодум; Иалкут (Шимони); Недарим, 39. Ранее уже было упомянуто о попытке Моисея изменить решение Божие о его кончине, но Бог определил Моисею умереть, не войдя в Обетованную Землю. И Моисей был побежден. Самаэль, ангел смерти, глава злых духов нетерпеливо ждал смертного часа Моисея. Но Бог посылает не его за душой Моисея, а архангела Гавриила. Однако Гавриил сам отказывается сделать это. Тогда Бог посылает архангела Михаила, но отказывается и тот. И уж только тогда допускается до этого ангел смерти Самаэль. Но Моисей гневно с помощью чудесного посоха и луча славы Ягве, исходившего от лика его, прогнал Самаэля. Бог однако вновь возвещает пророку близость его кончины (Моисей умирает по слову Ягве). Тогда пророк прощается с народом своим. «Встал Моисей, принял освящение подобно серафимам, – и сошел Господь с Вышних Высот, чтобы принять душу его, и три Ангела Служения шествовали с Господом: Михаил, Гавриил и Сагсегель. Михаил постлал ложе Моисею, Гавриил разостлал ризу виссонную в изголовье, Сагсегель– в ногах. Михаил встал с одной стороны ложа, Гавриил – с другой стороны. Моисей! – раздался голос Господа. – Закрой глаза. Моисей закрыл глаза. Сложи руки свои на груди. Моисей сложил руки.. Выпрями ноги. Моисей выпрямил ноги. Тогда воззвал Господь к душе Моисея: Дочь Моя! Сто двадцать лет Мною было определено тебе жить в теле Моисея, ныне пришло тебе время выйти из него. Выходи, не медли!... и Я вознесу тебя в Вышние Высоты и поселю тебя под сенью Престола Славы Моей, вблизи херувимов и серафимов... Облобызал Господь Моисея – и лобзанием принял душу его» с. 93–96]. Ни ангел смерти, ни архангелы Михаил и Гавриил не смогли и не дерзнули взять душу Моисея. Некогда Ягве Бог предлагал Моисею, что Ангел Его вместо Него пойдет перед народом Израильским и поведет его к Обетованной Земле. Моисей не согласился. Если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда ( Исх. 32, 30–33:17 ). Так и теперь. Не ангелы, а Сам Бог берет душу пророка. По слову Ягве, лобзанием Божиим душа пророка оставляет тело, не она ли, эта великая и дерзновенная душа, вопияла: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих!., влеки меня, мы побежим за Тобою! И свершилось – Царь ввел меня в чертоги Свои! ( Песн. 1, 2. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010