Однако, в современных исследованиях, посвященных учению преп. Симеона Нового Богослова о Евхаристии, встречаются богословские оценки, значительно искажающие оригинальную мысль Святого по поводу исторического и евхаристического тела Христа Спасителя. Так, например, в Православной Энциклопедии, в статье, посвященной Таинству Евхаристии в богословии преп. Симеона Нового Богослова , мы находим утверждение о том, что, «называя воскресшее тело Спасителя “нематериальным”, преп. Симеон, вероятно, следовал богословской традиции, восходящей к Евагрию Понтийскому . Эта традиция оказала непосредственное влияние на ту линию развития византийского богословия Евхаристии, которая... (позже) была вытеснена крайним евхаристическим реализмом, восходящим к Apophthegmata patrum, преп. Анастасию Синаиту и другим святым отцам» 4 . Но если Евагрий придерживался отличной от библейской антропологии, принимая, в частности, оригенистские идеи о предсуществовании душ, то преп. Симеон был, несомненно, чужд ложного спиритуализма подобного типа, и одной из наших задач будет – выяснить истинный смысл термина «нематериальное» в его системе. Другими авторитетными исследователями опровергается высказанное выше суждение в плане признания того, что преп. Симеон все же придерживается традиционной для отцов Церкви библейской антропологии, а также евхаристического реализма. Так, митр. Иларион (Алфеев) обращает внимание на параллели в мысли преп. Симеона с яркими реалистическими высказываниями о Евхаристии преп. Ефрема Сирина и делает вывод «о всецелом единении» причастников «со Христом в Таинстве Евхаристии» в системе Преподобного 5 . Архиеп. Василий (Кривошеин) особенно отмечает учение преп. Симеона о «двойном характере Причащения» – чувственном и духовном, который «соответствует двум природам Христа» 6 . Исследователями было также отмечено значительное влияние на творчество преп. Симеона текстов преп. Макария Египетского 7 . По слову протопр. Иоанна Мейендорфа , «в то время как Евагрий отождествляет человека с “интеллектом” и мыслит христианскую духовность как дематериализацию, то Макарий понимает человека как психосоматическую целостность, предназначенную к “обожению”» 8 . Оригенистской и платонической антропологии Евагрия преп. Макарий противопоставляет библейское понимание человека и духовность, опирающуюся на реальность Крещения и Евхаристии как путей единения со Христом и обожения «всего человеческого бытия... включая телесный» 9 . Нашей задачей будет – еще раз подчеркнуть верность преп. Симеона именно святоотеческой традиции (в том числе и преп. Макария), а не оригенистским положениям Евагрия, как в антропологии, так и в евхаристологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Необходимо осознавать, что почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси, начавшись, скорее всего, с появления его творений, продолжается уже многие столетия. Первый греческий перевод его писаний был осуществлён в Лавре Саввы Освященного на рубеже VIII – IX вв. Впоследствии, встречаем цитирование слов преп. Исаака у таких отцов, как сщмч. Петр Дамаскин, затем у преп. Григория Синаита, преп. Каллиста, свт. Григория Паламы, преп. Никодима Святогорца и др. В славянский мир творения этого богомудрого отца начинают проникать с XII в. через переводимые в это время на славянский язык Пандекты Никона Черногорца. На Руси активное почитание преп. Исаака началось в конце XIV – начале XVI вв., на что повлиял преп. Нил Сорский, приводивший преп. Исаака в своём «Уставе». В это же время начинает фиксироваться и литургическое поминовение преп. Исаака в святцах и месяцесловах. С. Спасский указывает несколько рукописей Иерусалимского устава XV – XVI вв., где в святцах имеется поминовение св. Исаака Сирина, епископа Ниневии: днями его памяти отмечены 17 января, 28 января и 28 декабря . В некоторых афонских рукописях – 28 сентября. Однако, со временем в Греческой Церкви празднование памяти преп. Исаака в этот день прекратилось, что было причиной для скорби известного афонского старца, преп. Паисия Святогорца. Его рачением литургическая память преп. Исаака была восстановлена на Святой Горе Афон: в его каливе в этот день всенощное бдение совершалось непременно . Итак, как мы сказали, почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси началось с момента появления его творений, однако формального акта канонизации ни там, ни здесь не было. На этот счёт следует заметить, что таковая ситуация с преп. Исааком не является исключением: есть множество древних святых, досье канонизации которых отсутствует. Как справедливо замечает А. Муравьев: «Можно сказать без преувеличения, что судьбу сочинений мар Исхака решили переводы, прежде всего, перевод греческий, выполненный иноками обители св. Саввы Освященного Патрикием и Авраамием» . Важно отметить, что этот перевод был сделан с самых древних именно православных (мелькитских) рукописей VIII в. Пирар вслед за Броком называет ряд других православных (мелькитских) рукописей, с которых берёт своё начало греческая традиция : Parisinus syr. 378, Sinaiticus syr. 42, Vat. syr. 125, Sinaiticus syr. 14 . Поэтому почитание Исаака Сирина в православном мире как православного отца даже не столько законно, сколько исконно. А вот в западном мире произошла совсем иная ситуация: там " судьбу " преп. Исаака решило издание П. Беджана. Изданная им несторианская рукопись XIII в. Mardin/Scher 46 по факту знакомила западный мир с Исааком – несторианским писателем.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Открыто исповедал свой грех отречения, от веры перед преп. Пахрмием и братией один инок чужого монастыря 308 . Это, если це ошибаемся, единственный известный случай в монастыре преп. Пахомия публичной исповеди явного смертного греха. Любопытно отметить, что сам преп. Пахомий заставлял исповедовать открыто помыслы, чтобы, известив таким путем монахов о грехе брата, изгнать его. Таковы факты, приведенные под строкой 309 . Интереснее случай публичной исповеди преп. Феодора Освященного. Собравший однажды к себе игуменов своих монастырей преп. Пахомий заставил их рассказывать в этом собрании свои грехи и сам начал исповедь. Но эта необычная мера была испытанием для степени смит рения преп. Феодора Освященного. После признания в грехе честолюбия преп. Феодор был подвергнут публичному двухлетнему покаянию, которое и выполнил. Исполняя подвиги покаяния, преп. Феодор другой раз исповедал публично в церковном собрании, что поддался помыслу честолюбия, и просил у братии прощения 310 . Эти случаи наглядно показывают, что организатор монашества употреблял публичную исповедь не так, как в мирской церкви, а чисто по-монашески. К тому же только один из приведенных случаев можно признать сакраментальной исповедью – вторичную исповедь преп. Феодора. При преемниках преп. Пахомия публичная исповедь, по-видимому, вовсе выходит из употребления в его киновиях. Этому содействовал преп. Антоний Великий (†  356), который, как известно, пережил преп. Пахомия (†  348 или 345). Преп. Антоний высказал свое принципиальное воззрение на Таинство покаяния и на способ совершения его в письме к преп. Феодору Освященному. «Объявляю, – пишет преп. Антоний, – что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали ( κλαυσντων κα πενϑησντων) и Бог , приняв плач и рыдание (τν κλαυϑμν κα τ πνϑος), простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня, в который передано тебе это Письмо. Итак, прочти его братьям твоим, чтобы и они, услышавши, радовались» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Все эти сведения являются бесспорным доказательством того, что деятельность преп. Нила относится к концу IV началу V веков. Исходной же точкой при определении даты его рождения является нападение варваров на Синай, которое, будем считать, имело место в 410 году О летах старости преп. Нила мы находим свидетельства в " Narrationes " , а именно: в VI главе сам преп. Нил говорит о своем старческом изнеможении, а в другом месте его сын Феодул называет его " отцом-старцем " . Это дает повод предположить, что во время нападения варваров преп. Нилу было около 60 лет. Значит, дату его рождения можно отнести где-то к 350 году. Касательно происхождения преп. Нила мы имеем прямое свидетельство Никифора Каллиста, который пишет, что, благодаря своему высокому происхождению, преп. Нил был префектом Царьграда То, что преп. Нил и вправду происходил из богатой семьи, очевидно из " Narrationes " , где сам он говорит, что любовь к уединению победила в нем все и заставила покинуть дом, отечество, родственников, друзей, домочадцев и имение. Нет у нас никаких сведений и о том, были ли родители преп. Нила христианами или же язычниками, а также где преп. Нил был крещен и как протекала его молодость. Из уже упомянутых свидетельств монаха Георгия Амартола, Георгия Кедрина и Никифора Каллиста очевидно, что преп. Нил Синайский входил в круг ближайших учеников святителя Иоанна Златоуста. Однако прямого указания на это в трудах самого преп. Нила мы не встретим. И тем не менее из его смелых писем, направленных императору Аркадию, в которых он защищает гонимого святителя, четко видно, что преп. Нил принадлежал к числу преданных и пламенных почитателей святителя Иоанна Златоуста Чествуя в них святого Златоуста, он называет его " столпом Церкви " , " светом истины " , " трубой Христовой " . В трудах же самого преп. Нила ясно чувствуется литературное влияние свт. Иоанна Златоуста. Кроме свидетельствующих об этом двух писем имеется еще целый ряд других, которые, как доказал Haidacher, носят на себе отпечатки влияния свт. Иоанна Златоуста Помимо литературного влияния, неоспоримо подтверждающего знание преп. Нилом трудов свт. Иоанна Златоуста, имеются данные, допускающие предположение о том, что преп. Нил был лично знаком со свт. Иоанном Златоустом и пользовался его советами и поучениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Любовь Божия, любовь Израиля раскрывается на образе великого пророка Моисея. Он – носитель и избранник Божьей любви, как Авраам – веры. Любовь Божия будет раскрыта в таинственном учении о славе Ягве и Его неизреченном имени. Они – источник закона Моисеева. Ответная любовь народа Божия, народа Израильского в его богослужении, богослужении богооткровенном, в его жертвах и исполнении заповедей Закона. Закроем руками наши лица суетного человеческого мудрования, немощного чувствования и приблизимся к благодатному огню Божией любви, приблизимся страницами Священного Писания в толковании богомудрых и святых отцов. Моисей Моисей – центральная личность Ветхого Завета. Вся предыдущая священная история вела к нему, вся последующая – раскрывала его. В евангельской притче говорится об иудеях: У них есть Моисей и пророки ( Лк. 16:29 ). Здесь Моисей отождествляется с Законом. Сказать Моисей и пророки – это то же самое, что сказать: «Закон и пророки». Моисей отождествляется с Законом, как Евангелие со Христом. Моисей в Ветхом Завете, что Христос в Новом. Не было в Израиле пророка равного Моисею. Об этом говорит само Св. Писание: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной... ( Втор. 34:10–12 ). Нет и ничего большего любви Божией, а она явлена была Израилю чрез Моисея. И нарекла ему имя (Моше). Встает вопрос – кто нарек имя пророку – его мать Иохавед или дочь фараона? Исходя из текста Исх.2,10 , как правило, утверждается, что имя было наречено дочерью фараона. Это вполне согласуется с синодальным переводом: И нарекла (дочь фараона) имя ему: Моисей (Моше), потому что, говорила она, я из воды вынула его. Та, которая вынула из воды младенца и нарекла ему имя, и есть дочь фараона. А дочь фараона навряд ли стала бы нарекать младенца еврейским именем. Гораздо естественнее считать, что имя она дала египетское. Но масоретский текст позволяет и иной перевод. Вот как переводит О.К. Штейнберг: Когда ребенок вырос, она привела его к дочери фараоновой, и он был у нея вместо сына; а та нарекла ему имя Моисей, ибо сказала, что ведь из воды извлекла ты его. По Штейнбергу, нарекшая имя младенцу иная по отношению к извлекшей его из воды. Нарекшая имя говорит не о себе (я из воды вынула его), а о дочери фараоновой, как о другой: ведь из воды извлекла ты его. В комментарии Штейнберга говорится: «Мать, кормилица его, наименовала его Моше» с. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  В тот же день память святой мученицы Анфисы, за исповедание имени Христова брошенной в колодезь (время ее подвигов и место ее кончины неизвестны). Память 28 августа Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин [ 1 ], лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников. Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем: Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина. Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Близ Хорива к Моисею пришел тесть его, священник Иофор, и привел жену Моисея и двух его сыновей. Моисей рассказал тестю своему о всех благодеяниях Божиих народу еврейскому. Иофор прославил Бога и принес многие жертвы. На другой день Иофор увидел, что Моисей с утра до вечера судит народ. Иофор посоветовал Моисею разделить народ на отдельные части и над каждой частью поставить богобоязненного и правдивого начальника: таким образом были поставлены тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники. Эти избранные должны были судить все дела народа и доводить до Моисея только о более важном. Иофор и Моисей с любовью простились и расстались. Рассказав, я спрошу детей повторить, задавая им следующие вопросы: 1) Что случилось после происшествия у горы Хорива? 2) Прообразом кого является Моисей с поднятыми руками? 3) С кем встретился Моисей близ Хорива? 4) Что предложил Моисею Иофор? Синайское законодательство и нарушение завета 1) Где остановились израильтяне на 50-ый день после выхода их из Египта? 2) Что повелел Господь Моисею? 3) Как Господь явился израильтянам на 50-ый день по выходе их из Египта? 4) Для чего Господь дал людям заповеди? 5) Что повелевает Господь этими заповедями? 6) О чем просили израильтяне Моисея после того, как Господь дал им десять заповедей? 7) Как принял Господь их просьбу? 8) Сколько дней пробыл на горе Моисей, призванный Богом? 9) Что дал Господь Моисею? 10) Какое впечатление произвело на народ то, что Моисей долго не возвращался с горы? 11) О чем стал просить народ Аарона? 12) Как ответил Аарон на требование народа? 13) Что сделал народ, увидя золотого тельца? 14) Что сделал Моисей при виде этого? 15) Что сказал Бог Моисею, когда Моисей снова взошел на гору? 16) Что ответил Господу Моисей? 17) Что повелел Господь Моисею? Скиния, богослужение, жертвы, священные лица, праздники Этой истории дети совсем не учили, и потому я ее всю буду рассказывать им сама. Когда восстановлен был завет с Богом, Моисей объявил израильтянам повеление Божие о построении скинии или походного храма Божия, куда народ мог бы приходить для молитвы и жертвоприношения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В сем году духовник Арсений повелел мне идти в Россию; но благословил – прежде побывать в Иерусалиме, куда я и отправился в сентябре месяце. После нас приехал из России в Святую Гору сборщик для святых мест Иерусалима, монах афонский Игнатий, и определился в монастырь Ставроникиту. Потом стал звать Моисея паки в Иерусалим, чтобы быть ему за переводчика, потому что знает разные языки. Отец Моисей согласился; только пошел к духовнику взять благословение. Духовник ему сказал: «Отец Моисей, я тебе прежде говорил, что Афонская Гора тебе гроб; ниже помышляй куда из ней ехать; нет на то воли Божией, ниже моего благословения. А хотя и не послушаешь и воспротивишься воле Божией, и захочешь ехать, то и тогда не выедешь. А Игнатий и без тебя съездит». Моисей, пришедши в монастырь, сказал Игнатию, что духовник ему благословения не дает. Игнатий же сказал: «Что его слушаешь, лжепророка? Мало ли он чего наговорит? Поедем, ничего не бойся» (Игнатий был малороссиянин, и давно к духовнику не имел расположения). Монах Моисей согласился с ним ехать, и стали собираться в путь. Прочие братия сказывают духовнику, что Моисей с Игнатием отправляется в Иерусалим; но он отвечал: «Не бойтесь, не поедет». Паки ему сказывают, что Игнатий корабль нанял, скоро – в путь, и Моисей с ним. Духовник паки ответил: «Игнатий поедет с прочими, а Моисей останется». Потом паки сказывают, что корабль нагрузили, и вещи и одежду свезли; заутро рано сядут на корабль и отправятся; он же ответил: «Все сядут и отправятся, а Моисей во Святой Горе останется: куда Моисей поедет, когда ему на то воли Божией нет?» Некоторые с духовником спорили, утверждали, что Моисей уедет; но духовник сказал: «Заутро посмотрим, как Моисей поскачет». Игнатий же с Моисеем собрались совсем, чтобы утром как свет, так и на корабль; и легли спать. Поутру встали, пришли к келии отца Моисея, начали будить: а он гласу не отдает. Начали стучать: нет ответа. Отбили двери, и взошли в келию: а он лежит среди келии, пена у рта; полагали, что помер; но посмотрели, еще жив, и глазами смотрит, а говорить не может, ниже пошевелить рукою или ногою, весь разбит параличом.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель (κατηγορν) Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Ранее Иисус говорит о том, что Писания свидетельствуют о Нем. Теперь Он обращается к конкретному примеру – Пятикнижию Моисееву. Авторство этого корпуса книг в иудейской традиции приписывалось самому Моисею. Ссылается ли Иисус на какой-нибудь конкретный текст? Прежде всего, вероятно, речь может идти о словах из книги Второзаконие: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ( Втор. 18:18 ). Это то самое место в Торе, где Моисей, по словам Иисуса, писал о Нем. Однако Моисей здесь может выступать не только в качестве автора конкретного пророчества или конкретного сборника книг, но и в качестве обобщающей фигуры, символизирующей все ветхозаветные Писания. Именно в таком смысле имя Моисея употребляется в формуле Моисей и пророки ( Лк.16:29, 31 ), по смыслу совпадающей с формулой закон и пророки ( Мф.7:12; 22:40 ; Лк.16:16 ; Деян.13:15 ; Рим.3:21 ). Притча о богаче и Лазаре завершается тем, что богач просит Авраама послать Лазаря в дом отца своего, где у него остались пять братьев, чтобы он засвидетельствовал им, дабы они не пришли в место мучения. Но Авраам отвечает: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. На слова богача: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются – Авраам отвечает: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк.16:27–31 ). То, что этот сегмент притчи тематически и даже терминологически перекликается с поучениями Иисуса из Евангелия от Иоанна, достаточно очевидно. Моисей упоминается в Евангелии от Иоанна несколько раз – и в авторском тексте, и в прямой речи Иисуса, и в высказываниях других персонажей. Первое упоминание – в прологе, где с Моисеем связывается дарование закона, а с Иисусом – благодати и истины ( Ин.1:17 ). Второе – в словах Филиппа, обращенных к Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета ( Ин.1:45 ). В третий раз Моисей появляется в беседе с Никодимом, когда Иисус напоминает о том, как Моисей вознес змию в пустыне ( Ин.3:14 ). Четвертое упоминание – в рассматриваемой беседе с иудеями. За ней последует беседа о небесном хлебе, где образ Моисея будет играть существенную роль ( Ин.6:32 ). Моисей будет вновь упомянут в диалоге с иудеями в связи с законом, обрезанием и субботой ( Ин.7:19, 22, 23 ). Моисей будет также упомянут в эпизоде с женщиной, взятой в прелюбодеянии ( Ин.8:5 ), и в диалоге иудеев со слепорожденным ( Ин.9:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сравнение Иисуса с Моисеем в прологе Евангелия от Иоанна намечает общие контуры темы соотношения между ними, как она будет рассмотрена в этом Евангелии. Современный канадский исследователь К. Эванс пишет: «Иисус по-видимому должен быть понимаем как обетованный Пророк – такой, как Моисей ( Втор. 18:15–19 ). Хотя и такой, как Моисей, – податель воды, хлеба и нового законодательства, – Иисус в то же время выше Моисея. Он выше потому, что через него говорит и действует Логос» 73 . Эти формулировки, на наш взгляд, лишь в некоторой степени отражают то соотношение между Моисеем и Иисусом, которое последовательно проводится через все четвертое Евангелие 74 . Во-первых, Иисус не является просто «агентом», через Которого действует Логос: Он Сам и есть воплощенный Логос. В этом Его качественное, онтологическое отличие от Моисея. Он не просто посланник от Бога: Он Сам является Богом. Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Иисус не просто сопоставляется с Моисеем или выступает как «новый Моисей». По сути, Моисей вытесняется со своего места главного авторитета для иудейской традиции: на его место приходит Иисус, но не просто как очередной посланник от Бога, а как Сам Бог , Который говорит с человечеством (а не только с одним народом) без всяких посредников. На протяжении всего четвертого Евангелия будет эксплицитно или имплицитно подчеркиваться разница между Моисеем и Христом: Моисей был служителем, Христос – Господом. Моисей был подчиненным, Христос – Царем царствующих и Господом господствующих. Моисей был человеком, Христос – Богочеловеком... Моисей был учеником, Христос – единственным Божественным Учителем, в Котором пребывала полнота мудрости. Моисей нес весть о смерти грешника, Христос нес весть о прощении, надежде и жизни. Моисею был вручен закон, Христос был полнотой благодати и истины... Моисей сошел с горы Синай с законом, осуждавшим грешников, Христос взошел на гору Голгофу ради осужденных грешников. Моисей не видел Бога, Христос был с Богом и был Богом 75 . Как отмечает американский исследователь Дж. Эштон, противопоставление благодати и истины, произошедших через Иисуса Христа, закону, данному через Моисея, знаменует собой радикальный разрыв с иудейской традицией:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010