205–213. 33 . Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Издательство Мысль, 1991. 34 . Лосев А. Ф. Жизнь (Повести, рассказы, письма). СПб.: АО Комплект, 1993. 35 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. 8. М., 1972. С. 9–128. 36 . Лосский В. Н. Спор о Софии//Он же. Боговидение/пер. с фр. В. А. Рещиковой, сост. и вст. ст. А. С. Филоненко. М.: Издательство АСТ, 2006. С. 11–110. 37 . Лосский Н. О. История русской философии. М.: Издательство Советский писатель, 1991. 38 . Максим Исповедник , преп. О различных недоумениях у св. Григория и Дионисия (Амбигвы)/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 39 . Малер А. М. Понятие «личности» в софиологии и неопатристике//Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. Сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ/Сост. К. М. Антонов, Н. А. Ваганова. М.: ПСТГУ, 2013. С. 212–234. URL: (дата обращения 03.11.2020). 40 . Мефодий (Зинковский) , иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация… доктора богословия. М., СПб., 2014. 41 . Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером. Интуиции богословия личности в творчестве о. Сергия Булгакова //Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. 2021. Т. 22. 1. С. 189–204. 42 . Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером., Баразенко К. В. Догматы веры и высшая нервная деятельность//Вестник психотерапии. 2017. 63 (68). С. 95–112. 43 . Михайлов П. Б. Богословие истории прот. Сергия Булгакова : о вечном и временном (к 150-летию русского богослова)//С. Н. Булгаков: Pro et contra. Антология в 2-х т. Т. 2. Сост., вступ. статья., комм. иером. Мефодия (Зинковского), иером. Кирилла (Зинковского), А. И. Резниченко, иером. Тихона (Васильева). СПб.: Издательство РХГА, 2021. В печати. 44 . Николай (Сахаров), иерод.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbs, p. 212.    Как объясняет опять Евагрий, эти слова Писания показывают, что яростная часть преобладает в [душе] бесов (τ θυμικν μρος πιρατει ν τοις δαμοσχν). Ibid., ρ. 150.    Данная фраза Евагрия (λιγης απαθεας — «малого бесстрастия») показывает, что в аскетике его различается несколько стадий преуспеяния в бесстрастии, по крайней мере две (см. выше в гл. 10 высказывание о «первом и великом бесстрастии»). Это учение развил преп. Максим, который выделяет четыре таких стадии: «Первое бесстрастие есть полное воздержание от осуществления зла на деле, и оно наблюдается у новоначальных; второе бесстрастие — полное отвержение и в мысли [всякого] соизволения на порочные помыслы у тех, которые сопричаствуют добродетели вместе с разумом; третье бесстрастие — полная неподвижность желательного начала [души] относительно страстей у тех, которые через зримые образы вещей проникают умным видением в смыслы («логосы») их; четвертое бесстрастие есть полное очищение и от простого представления о страстях в воображении у тех, которые посредством ведения и созерцания соделали владычественное начало своей души чистым и прозрачным зерцалом Божиим». Творения преподобного Максима Исповедника. Книга И, с. 200.    Некое подобие этой мысли Евагрия можно найти у Златоустого отца: «Мы говорим, что Христос сотворил великие чудеса, людей изменил в Ангелов. Но когда спрашивают от нас доказательств на это, и заставляют представить пример из этого стада, — мы — немы, и я боюсь, как бы вместо Ангелов не выгнать свиней из хлева, или коней женонеистовых… Ныне все извращено и испорчено: церковь ничем не отличается от стойла быков, ослов и верблюдов; и я всюду хожу, ищу овцы — и не могу усмотреть. Так все топают и бьют ногами, будто какие лошади или дикие ослы; наполняют место только кучами навоза, — таковы именно их разговоры». Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго. Избранные труды. Толкование на святаго Матфея Евангелиста, кн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

70 «ejn uJpostavsei ejsti;, kai; oujk ajnupovstatovõ ejstin oJ a[nqrwpoõ», Capita Physica, Theologica, etc. PG 150. 1217 A. 71 «aujth; kai; gavr ejstin hJ ejnupovstatoõ toú monogenoúõ UiJoú toú Qeoú qeovthõ», Филофей Константинопольский, патр. Contra Gregoram Antirrheticorum X. PG 151. 1039 Α; «uJpostatiko;n ga;r fw " õ kai; kat j eidoõ ejnupovstaton e[llamyin», ibidem. 1037 A B. 76 Например, выражение свт. Кирилла «ejn proswvpo/Cristoú», в котором «provswpon» соответствует онтологическому понятию личности, может быть рассмотрено как предтеча позднейшего употребления «ejnupovstaton»; см., например: Loon. H. von. The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Lieden. Brill, 2009. P. 277–278. 77 «ejnupovstaton dev famen... ejn th "/toú Lovgou uJpostavsei uJpavrxasan», Contra Jacobitas. PG 94. 1476 C. 80 Так, например, современные исследователи считают, что преп. Максим Исповедник «свободно развивает согласованную тринитарно-христологическую терминологическую систему, в которой термину ejnupovstatoõ усваивается одна и та же функция в обоих богословских контекстах», Gleede B. The Development of the Term ejnupovstatoõ… P. 155. 82 «tw " n o[ntwn suvstasiõ ejn oujsiva/kai; uJpostavsei qewreítai», Opuscula Theologica et Polemica. PG 91. 272 B. 83 Sopko A. J. For A Culture of Co-Suffering Love. The Theo-Anthropology of Archbishop Lazar Puhalo. Archive Publications, 2004. P. 25. 84 Например: «Хлеб Евхаристии, доступный человеку как пища, есть плоть Христова, преображенная, но по-прежнему единосущная человеческому телу, воипостазированная в Логосе и пронизанная божественными энергиями», S. Nicephorus Constantinopolitani. Contra Eusebium/Ed. J. B. Pitra. Spicilegium Solesmense. I. Paris, 1928. P. 440; ср.: Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 287. 86 Зайцев А. А. Евхаристическое преложение. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/82304.html (дата обращения 06. 06. 07. 2008); Его же. Тело Христово в Таинстве Евхаристии. Доклад, прочитанный на семинаре профессорско-преподавательской корпорации МДАиС «Святые Дары в таинстве Евхаристии». URL: (дата обращения 05. 09. 2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

" Последуй милостыне. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в теле святая красота, которую человек уподобляется Богу " (он же. От.-341). Это то, о чем поется в стихирах (на Господи воззвах) Вторника Страстной недели: " раздавай нищим и стяжи друга Господа " . В Патерике рассказывается: " Старцы рассуждали между собою, что каждый из нас должен соединиться духом воедино с ближним своим, с его плотью, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться, все скорбное для ближнего оплакивать, быть в отношении к нему как была бы у него с ближним одна общая плоть, одна общая душа. И Писание свидетельствует, что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множества веровавших в Господа было одно сердце и одна душа (Деян. IV, 32). " Если кто и одного (нищего) презрит - повинным делается огню вечному " (преп. Симеон Нов. Бог). " Так как имеющий ближнего своего как самого себя не может дозволить себе иметь что-нибудь больше ближнего, то если кто, имея, не раздает независтно, пока и сам не сделается бедным и не уподобится ближним своим, тот не оказывается точным исполнителем заповеди Владычней " (ДV - 45, 46, 47). (он же). Самое ценное для характеристики древних подвижников - это то, что предвидя возмущенное возражение на такой явно утопический для возражателей совет, великий авва тут же отвечает на него так, как могут отвечать одни святые: приводит только шесть слов Апостола Павла - любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так(2 Кор. V, 14). Исполнение заповедей, - пишет св. Максим Исповедник, - есть подражание Господу шаг за шагом " (ДIII - 150). Когда читаешь Отцов, живших где-то в этой темной дали средневековья, то иногда делается страшно слышать, как они действительно " шаг за шагом " идут по Галилее за Христом. Если подвиг воздержания совершался ими не из расчета получения каких-то духовных наград, а потому что его неизбежно рождала их твердая память о желчи, смешанной с уксусом, которой вкусил Господь наш, Владыка и Бог " - (Лествичник ДII - 514), если в молитву они устремлялись для того, чтобы слиться с дыханием Божиим, то и здесь, в любви к людям, они находили ее в себе именно потому, что их любовь к своему богу открыла для них в человеке его древнее богоподобие. Как на иконе иногда обнажаются первоначальные краски, так и Христос отрыл им в человеке его божественную красоту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

150 Idem., Слово 45, 13: παντς το κσμου κα διαινιζον καθρσιον – PG 36, 640; ср.: 24, 656; Слово 4, 68: κατ το τν κσμον καθραντος αματος – PG 35, 589. Ср. любопытное объяснение, почему Господь страдал на открытом месте? у св. Афанасия, О воплощении: «Вознесённый на кресте Господь очистил воздух от дьявольской и всякой бесовской козни». – PG 25, 170; в том же смысле у Златоуста, О кресте и о разбойнике: «Чтобы очистить естество воздуха», и всё небо и землю, «ибо кровь капала из бока Его на землю и очистила всё её осквернение», Господь страдал не во храме, а на открытом месте, ибо это была вселенская жертва, приносимая за весь мир. – PG 49, 408–409. 155 Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры, 3, 25: ε γρ κα τοπικς τ σματος ψυχ κεχωρσατο, λλ’ ποστατικς δι το λγου νωτο – PG 94, 1097. Эта формулировка предполагает установившуюся христологическую терминологию и раскрытое до конца учение о «воипостасности» (νυπστατον) человеческого естества Слову во Христе – впервые у Леонтия Византийского , за которым следовал преп. Максим Исповедник . У более ранних Отцов учение о нераздельности Божества и человечества в смерти Спасителя не всегда бывало выражено с совершенной точностью – в частности, при толковании Мф.27:46 . Ср.: К. Baehr. Die Lehre der Kirche vom Tode Jesu in den ersten drei Jahrhunderten. – Sulztech, 1834; G. Joussard. L’abandon du Christ par Son Pere duranm sa Passion d’apre 1а tradition pamrismique etc. Lyon, 1923 (these); ср.: L’abandon du Christ en croix dans 1а tradition grecque des IV et V siecles. – Rev. des sciences rel., V, 1926; J. Lebon. Une ancienne opinion sur 1а condition du corps du Christ dans la mort. – Rev. de l’hist. Eccles., 23, 1927, рр. 5–43; 209–241. 160 На Великом Повечерии. Славянским «непостижимая» неудачно передано греческое akatalytos – «неразложимая»... 162 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» , 4, 11: Δι σταυρο γρ πντα κατρθωται... δο θνατος το Χριστο, τοι σταυρς τν νυποστατον το Θεο σοφαν κα δναμιν μς παρβαλε. – PG 94, 1 128 – 1 129. Ср. уже у Иринея Против ересей, 2, 20, 2: Per passionem тогтет destruxit, vitam autem manifestavit, et ostendit veritaten et incotruptionem donavit. – Harvey, 1, 323; 5, 23, 2: Venit ad passionem pridie ante sabbatum, quae est sexta conditionis dies, in qua ното plasmatus est, secundam plasmationem ei, eam quae est а morte, per suam passionem donans. – Harvey, 2, 387. Ещё раньше у св. Иустина Апология, 1, 63 – ed. Otto, 1 174. Ср.: Кирилл Александрийский На Послание к Евреям, 2, 14: «Смерть Христа есть как бы корень жизни» (ζα σπερ ζως Χριστο θνατος) – PG 74, 965. Ещё у бл. Августина На Евангелие от Иоанна, 12, 10, 11: Ipsa morte liberavit nos а morte: morte occisus тогтет occidit... тогтет suscepit et mortem suspendit in cruce... in morte Christi mors mortua est, quia vita mortua occidit mortem, plenitudo vitae deglutivit mortem. – PL 35, 1489–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Эоническая вечность стабильна и неизменна; она сообщает миру взаимосвязанность и умопостигаемость его частей. Чувствование и умопостижение, время и эон тесно связаны друг с другом, и так как оба они имеют начало, они взаимно связаны друг с другом, и так как оба они имеют начало, они взаимно соизмеримы. Эон – это неподвижное время, время – движущийся эон. И только их сосуществование, их взаимопроникновение позволяют нам мыслить время» (Лосский В. Н. Догматическое богословие, с. 150–151). 756 Преп. Максим развивает здесь мысль, высказанную чуть выше (I, 2), уточняя, что Бог не может постигаться в «категории отношения». Схожие мысли развиваются и в «Умозрительных главах»: подлинно и всецело Единое не имеет различия; не имеющее различия [стоит] вне всякого отношения; не обладающее отношением, естественно, является беспредельным и безначальным. Стало быть, только Божественное безначально, беспредельно, не имеет отношения и различия, поскольку, как простое, Оно есть Наиединственнейшее Единое» (Епифанович С. Л. Материалы..., с. 34). См. также: Gatti М. L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una riconstruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso. Milano, 1987, p. 356. 757 Смысл всей фразы, видимо, тот, что знание сущих ориентировано на «идеи» или «логосы» их, которые обладают четкой оформленностью (или «описанием» – περιγραφν) и ярко выраженными своими границами, в отличие от текучей непостоянности феноменального мира, доступного нам в ощущениях: Именно такая «оформленность» логосов делает «доказательным» ( πρς πδεξιν) наше знание, касающееся сущих вещей. 758 Ср. Евр. 11:1 . Слово «ипостась» в данном случае можно переводить и как «сущность» [вещей, превышающих ум и разум], – подобное значение этого слова сохранялось в христианском богословии и после Никейского собора, исключая, конечно, те случаи, когда понятие «ипостась» употреблялось в специальном триадологическом и христологическом смысле. В этой главе преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

(Γρηγριος Σινατης. Κεφλαια δι» κροστιχδος//PG 150, 1268). 308 См.: Нил Сорский , прп. «Устав». П. 5. О различии видов нашей борьбы и победы над восмью первоначальными страстными помыслами и прочими//Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. С. 133. В оригинальном тексте написано так: «Понеже осмь помыслъ, рекошя отци, обдержателных, от нихже и прочим мнозем ражатися страстным помыслом: 1. чревообъястный, 2. блудный, 3. сребролюбный, 4. гневный, 5. печатный, 6. уныниа, 7. тщеславный, 8. гордостный». (Там же. С. 132). 312 Лествица. Слово 22, 1. С. 150. На греческом языке этот текст выглядит следующим образом: «Τινς μν διαιρτ τξει κα λγ τν κενοδοξαν παρ τν περηφαναν φιλοσιν ρζειν δθεν κα κτ τος τς κακας λογισμος πρωτεοντας κα επιτρπους λγουσιν εναι. δ θεολγος Γρηγριος, κα τεροι πτ πλιν τοτους ξδωκαν ος εγωγε μλιστα συντθεσθαι πεθομαι» (ωννης τς Κλμσκος. Κλμαξ//PG 88, 948–949). 315 См.: Семь смертных грехов//Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. URL: Дата обращения: 22.02.12. 316 Смертный грех//Википедия. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/CMepTHbifi_rpex. Дата обращения: 21.02.12. См.: Kallistos Ware, archbishop. Introduction//John Climacus: The Ladder of Divine Ascent. New York: Missionary Society of St. Paul The Apostle, 1982. P. 63. 319 См.: Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. Ч. 1. Отд. 2. Подотд. А. Разряд 1. Член 2: Диэтетика. Гл. 3. § 15. С. 41–42. 320 См.: Максим Исповедник , преп. Четыреста глав о любви. Гл. 159//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 188. На языке оригинала этот текст выглядит следующим образом: «Πρσεχε σεαυτ π τς μητρς τν κακν, φιλαυτας, τις στν το σματος λογος φιλα. κ ταυτες γρ ελογοφανς τκτοντα ι ο πρτοι κα μπαθες κα γενικτατοι τρες μμανες λογισμο· τς γαστριμαργας λγω , κα φιλαργυρας, κα κενοδοξας...· ξ ν γεννται πας τν κακν κατλογος» (PG 91, 1004).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27. 5. См. Danielou J. Les tuniques de peau chez Gregoire deNysse. Leyden, 1967; Skouteris K. Synepeiai tis ptoseos kai loutron palingenesias. Athens, 1973. 6. Ориген. Толкование на Бытие 3, 2, PG 12, 101A. 7. Св. Епифаний Саламийскийю Panarion 64, 18, PG 41, 1097D. Ср. свт. Григорий Богослов. Слово 45, PG 36, 632; свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 29, PG 44, 233D. 8. Св. Мефодий Олимпийский. Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27, 281, 13-14. 9. Св. Григорий Нисский. Слово о девстве 12, PG 46, 373C, 376A. 10. Св. Григорий Нисский. Огласительное поучение 8, PG 45, 33CD. 11. См. св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни Песней Соломона 12, PG 44, 1021D. 12. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1156C-1157A. 13. Там же, 1157C. 14. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе Послание к Коринфянам 1, 4, PG 61, 387. То же выражение использовано в 18-й беседе на Бытие, PG 53, 150, в прямой связи со смертностью и " кожаными ризами " . [Ср. Слово 72-е преп. Исаака Сирина, в котором он увещает подвижника " помнить тот чин, в котором не эта жизнь, как бы перебирающаяся и движущаяся по влагам, но жизнь, сокрушающая мертвенность " ]. 15. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 148C-149A. 16. Там же. 17. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 18, PG 44, 192BC. 18. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 19. Свт. Григорий Нисский 20. Там же. 21. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 22. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG 60, 517. 23. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 108А; ср. " На тех, кто заснул " , PG 46, 532C; " Надгробное слово Мелетию " , PG 46, 861B. 24. 1 Кор. 2, 14; 3, 3; Еф. 4, 22; Рим. 8, 8. См. толкование на этот стих у Златоуста, PG 60, 517. 25. Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG 46, 376B. 26. Это обычная для гимнографии характеристика первозданного человеческого состояния: " Одеждею мя облекл еси Боготканною, Спасе " (песнь шестая канона в Неделю Сыропустную, тропарь 1-й).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

13 . Тринадцатая степень – не презирать врагов 141 . 14 . Четырнадцатая степень – не иметь в душе никакого отвращения или неприязни к ним 142 . 15 . Пятнадцатая степень – не испытывать вовсе огорчения из-за них или от воспоминания о них 143 и не печалиться 144 вовсе о том, что они нам сделали. 16 . Шестнадцатая степень – не судить вовсе 145 , а более обращать внимание на собственные прегрешения. Соответствует заповеди Христовой: Не судите, да не судимы будете... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ) 17 . Семнадцатая степень – искренне прощать врагов 146 . Только тогда мы становимся достойными молить Бога о том, чтобы нам самим получить прощение за наши собственные прегрешения, как научил нас Господь в молитве: ...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... ( Мф. 6:12 ), и, значит, мы принимаем слова Христа: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6:14 ). Прощение в своем высшем выражении не оставляет в памяти то, что нам пришлось претерпеть. Как отмечает преподобный Симеон Новый Богослов , любовь к врагам – это «когда кто-либо забывает обо всем и, независимо от того, присутствуют ли его обидчики или нет, не помнит ничего из случившегося. ..» 147 Семнадцать рассмотренных нами степеней тем не менее еще не любовь в подлинном смысле слова, хотя все они – ее необходимые условия и обязательные подготовительные этапы, минуя которые любви не достичь. Любовь – не просто отсутствие враждебности, она гораздо выше 148 . Святой Максим Исповедник пишет: «Не всякий – незавидующий, негневающайся, непамятозлобствующий на оскорбившего, имеет уже и любовь к нему: ибо он может и не любя не воздавать злом за зло, по заповеди» 149 : «.. .не ненавидящий не есть уже любящий. Но он может быть в средине в отношении к нему, то есть ни любить, ни ненавидеть» 150 . Только последующие степени приводят нас к подлинной любви. 18 . Восемнадцатая степень – это понуждение себя примириться с нашими врагами 151 по слову Христа: прежде примирись с братом твоим ( Мф. 5:24 ); мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:25 ). Такое расположение души свидетельствует о стремлении к единению, которое есть основание любви – в противоположность склонности к разделению и отделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

143 О четырех проявлениях воли Божией см. прим. на с. 22. 144 Ср.: «Об авве Пимене», 103, 152. Достопамятные Сказания. 145 Рус.: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». 146 Св. Ефрем Сирин, В подражание притчам. Творения, т. I, с. 132. 147 Кирка (иначе: Цирцея), в греческой мифологии — волшебница с о. Эя, превратившая спутников Одиссея в зверей. 148 Здесь старец Иосиф имеет в виду общее святоотеческое изъяснение заповеди Спасителя «будите яко дети» (см. Мф. 18:3) в том смысле, что христиане становятся младенцами не по сущности, но младенцами «во зле» , то есть неспособными творить зло. 149 См. примечание на с. 75. 150 Об излишествах и недостатках страстей, уравновешиваемых добродетелями см. Беседу Шестнадцатую и примечание на с. 62. 151 Ср. пер. А. И. Сидорова: прп. Максим Исповедник, Главы о любви, Первая Сотница, 76. Творения, Кн. I, с. 104. 152 Там же: Вторая Сотница, 59. С. 115. 153 Там же: Третья Сотница, 9—10. С. 122. 154 Рус.: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». 155 Рус.: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека». 156 Старец Иосиф имеет в виду молитву «своими словами» , когда человек непосредственным образом обращается к Богу и просит Его о помощи. Этот образ молитвы располагает к исповеданию своих согрешений и своей немощи или, в зависимости от состояния человека, к славословию Бога, поэтому старец Иосиф называет его исповедническим. Все псалмы пророка Давида, например, составляющие значительную часть православного богослужения, относятся к этой категории молитвы. 157 Григорий Богослов, Слово 27, Против евномиан, 4. Собрание Творений, т. I, с. 387. 158 Ср.: прп. Иоанн Синайский, Лествица, Слово 27, 61. 159 Там же: Слово 21, 7. 160 Рус.: «ночью в сердце своем помышлял о Боге» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010