О пути ко смирению см. у аввы Дорофея , Doctrina II,8, PG.88, 1649C-D; р.п., с.47–48. Cap.de charitate II,45. 46 [p.n.I,113]; ср. II,23; I,52 [p.n.I,110,101]. Ep.1, PG.91, 369B, p.205. Ambigua, PG.91, 1104C-D, f.134b-135a (Немезий, гл.44, PG.40, 812A, p.178); 1372D, f.248b. Quaest. ad Tahl. XLVII, PG.90, 428B, p.107 [p.n.II, 143]; XXVI,349C, p.62–63 [p.n.II,93–94]. – Учение о невольных страданиях особенно раскрыто у Марка Подвижника . За грехом всегда должны следовать или вольные труды покаяния или невольные скорби (преп. Марк Подвижник , De lege spir. 93(91), PG.65, 996D; р.п., с.24 [см. преп. Максима, Cap.theol. II,95 [p.n.I,254–255]]; Disputatio cum causidico 3. PG.65, 1073D; р.п., с.202; De poenitentia 12, ibid. 981D, с.114; De his qui putant 96(104), 141 (154), 944C,952D, с.61,71; ср. преп. Исихия, Cap.de temparentia I,56, PG.93, 1497D; р.п., с.170). Как посылаемые в наказание за грехи, невольные скорби а) служат обличением человеку (преп. Марк Подвижник , Disputatio cum causidico 16, PG.65, 1096A; р.п., с.234), напоминают ему о покаянии, о страхе Божьем (De lege spirit.56,57, PG.65, 912D; р.п., с.18; De his qui putant 8.125(134),138(150), ibid. 932A,948D,952B; с.43. 66,76); вместе с этим они б) истребляют грех (De lege spirituals 67, ibid. 913B. с.19–20) и ведут человека к исправлению (преп. Исихий, Cap.de temp.I,7, PG.93, 1484A; р.п., с.159; I,81(82), 1505A, с.174), a – главное – в) служат средством к освобождению от будущих мук (преп. Марк Подвижник, Disputatio cum causidico 18, PG.65, 1097A; р.п., с.237; преп. Нил, Cap.paraenetica 35, PG.79, 1252С; p.n.II,234; св. Григорий Богослов , Or.16. n.7, PG.35, 944ВС; p.n.II.3,46). Кто противится такому врачевству Божию, тот противится воле Божией (преп. Марк Подвижник , De his qui putant 184(197), PG.65, 960A; р.п., с.80). Нужно с благодарностью принимать страдания (De his qui putant 185(198), 960A, с.80; преп. Нил, Cap.paraenetica 35, PG.79, 1252С; p.n.II,234) и терпеливо переносить скорби (с покаянием и молитвой; преп. Марк, De lege spir. 95(92), 917А, с.24; De his qui putant 94(102), 944D, с.60). Терпение скорбей есть великая добродетель (преп. Марк, De poenitentia 6.7, PG.65, 976А,В; с.103,104; De his qui putant 45(47), 973A, с.51); в нем заключается истинное ведение (ibid. 53(56), 937С, с.52; 156(168), 953D, с.74); оно вменяется подвижнику во вюрое мученичество (блаж. Диадох, гл.94. с.500.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

СПб., 1898, с. 206). 597 Фраза ν λ λ указывает на то, что единение души с Богом Словом не ведет к ее «растворению», а поэтому ее «целокупность» сохраняется. По словам М. Д. Муретова , согласно учению преп. Максима, и в вечной жизни «личность человека и его телесно-духовная природность не перестанут» (Творения святаго отца нашего Максима Исповедника , с. XIII). 598 Словами τας διαιρετικας πγετο μεθδοις, скорее всего, указывается на дискурсивное, рассудочное и «логическое» познание. Оно также ориентировано на «логосы» сущего, но воспринимает их разрозненно (или «разделительно»), вне связи их с высшим Логосом. Всеобъемлющая связь и единство всего мироздания поэтому доступны только духовному ведению. Другими словами, логическое познание имеет свой raison d " être, но оно весьма ограничено и уступает духовному «гносису». Эту идею впоследствии развил св. Григорий Палама . См.: Sinkemcz R. Е. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The Capita 150 of Gregory Palamas//Medieval Studies, 1986, vol. 48, p. 334–351. 599 Связь терминов ναγωγ и θεωρα наблюдается уже у Дионисия Ареопагита , от которого зависит преп. Максим; она обозначала в «Ареопагитиках» восхождение от чувственного восприятия и образов к реальности Божественного бытия (см.: Bomert R. Op. cit., р. 63). В качестве специального экзегетического термина «анагоге» был введен представителями александрийского богословия Климентом, Оригеном и Дидимом Слепцо м. У них оно обозначало духовный смысл Св. Писания, или, лучше сказать, «глубинный», внутренний смысл его (см.: Bienert W. А. «Allegoria» und «Anagoge» bei Didymos dem Blinden von Alexandria. B.; N. Y., 1972, S. 58–153; Tigckeler J. H. Didyme l’Aveugle et l’exegese allegorique. Nijmegen, 1977, p. 82–112). В таком качестве и использует данный термин преп. Максим в ряде других своих творений (прежде всего, в «Вопросоответах к Фалассию»). См.: Scherwood P. Exposition and Use of Scripture in St. Maximus as Manifest in the «Quaestiones ad Thalassium»//Orientalia Christiana Periodica, 1958, vol. 24, p. 202–207.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

А так как вместе с этой страстностью рождения процветало через грех и первое преступление, то для естества [человеческого], неразрывно связанного по своей воле лукавыми узами, не было надежды на спасение. Ибо чем более оно усердствовало в укреплении себя через рождение, тем более оно связывало себя законом греха» 148 . Тот же святой отец настаивает и на тираническом характере влияния, которое через удовольствие и скорбь оказывает на падшего человека самолюбие. Вот что говорит он об этом пристрастии, иначе говоря, себялюбии: «…каждый из сопричаствующих человеческому естеству имеет в себе количественно и качественно живущую и действующую привязанность к видимой своей части, то есть к телу, заставляющую его раболепно, из желания наслаждения или из страха перед страданием, измышлять многие виды страстей, смотря по стечению времен и обстоятельств и в зависимости от способа [проявления] таковых. И это для того, чтобы суметь завлечь в постоянное сожительство наслаждение и остаться совершенно недоступным страданию» 149 . Аналогичная мысль была высказана преп. Петром Дамаскиным , который говорит скорее о «собственной воле», чем о самолюбии. Он отмечает, что безумец «не имеет ни воздержания от наслаждений, то есть угодных ему хотений, ни терпения огорчений. Но иногда, по исполнении своей воли, умножаются в нем наслаждение и надменность; иногда же, не достигнув исполнения своей воли и терзаемый скорбью о сем, приходит он в малодушие и душевное удавление – залог геенны» 150 . Преп. Петр Дамаскин , так же как и преп. Максим Исповедник , показывает, что власть, которую имеют над человеком удовольствие и скорбь, утверждается и усиливается страстями, для которых они служат точкой опоры и питанием. Власть и даже тирания скорби, как и тирания удовольствия, действуя прямо или косвенно на природу человека, в равной степени могут устанавливаться деятельностью бесов. Страстность – преимущественная сфера воздействия бесов на человека Если верно, что бесы не могут прямо принуждать человека, они тем не менее легко могут его соблазнять, искусно используя обе очень сильные наклонности страстного элемента его души, а именно его влечение к удовольствию и его естественное отвращение от скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1949 Kastner (Katholik. 1910. II. S. 98–100; Zeitschrift für neutestam. Wissenschaft, 1912. H. 4. S. 138, 149–150) и в отношении к данному сочинению Иринея высказывает оригинальное предположение, что оно не что иное, как первые три книги Contra haereses. Оснований для такого утверждения, однако, еще меньше, чем для теории о Περ μοναρχας. Евсевий (V, 20,1) и Иероним (De viris illustrlbus. Сар. XXXV) считают их отдельными произведениями. И выдержки из Περ γδοδος нет в Contra haereses. 1954 Т. II. Р. 456 27); Pitra. Analecta sacra. IV. P. 26,300; русск. перев. С. 546 XLVII). Полный текст его см. у нас ниже, в отделе «Письма к разным епископам». 1956 Ср.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. I. S. 507–508; Harnack. Geschichte. I,1. S. 263; Zahn. RE. 3 Aufl. S. 404–405. 1957 У Schwartz’a S.212–213; русск.перев.С.283–285;у Migne’я Col. 1227–1232; русск. перев. творений св. Иринея. С. 530–531. 1962 У Harvey " я. Т. II. Р. 457. 28. Текст немецкий у Zahn’a (Forschungen. Ibid.); русск. перев. С. 547 48). См. у нас также разбор его выше: С. 60–62. 1967 De viris illustribus. Cap. XXXV (y Bernoulli S. 27; русск. перев. творений блаж. Иеронима. Ч. 5. Киев, 1875. С. 310). 1968 Евсевий. V, 24, 18: «По случаю происшедшего тогда (пасхального) спора он (Ириней) имел переписку не только с Виктором, но и с различными, весьма многими предстоятелями Церквей» (у Schwarmz’a S. 214; русск. перев. С. 286). 1969 Барденгевер отмечает, что Максим Исповедник , приводя отрывок (независимо от Евсевия) из послания к Виктору (у Mignéя и в русском переводе IV; см. у нас текст его ниже), снабжает его пометкой: « κ τς πρς Βκτωρα πιστολς» (Capita theologica, sermo 7; Migne. PG. T. XCI. Col. 769). Это, по мнению названного ученого, указывает, по-видимому, на то, что преп. Максиму не были известны другие письма Иринея к Виктору (Bardenhewer. Geschichte. S. 509). Мы не согласны, однако, с таким выводом. Максим мог быть знакомым с несколькими письмами Иринея к Виктору, но выдержку привел лишь из одного, что и отметил в надписании отрывка. Во всяком случае, на основании последнего (надписания) нельзя утверждать, что Ириней отправил лишь одно послание к Виктору. (Такого вывода не делает, впрочем, и Барденгевер. Наоборот, вопреки Цану, он вполне уверенно утверждает, что Ириней дважды писал Виктору: а) по вопросу о Пасхе и Ь) по поводу Флорина. См.: Geschichte. S. 508–509.)

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880, сс.183 и 250. 391 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 471. 392 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 466. 393 Научный коммунизм. Учебное пособие под ред. акад. П. Н. Федосеева. М., 1981. с. 237. 394 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений. т. 42. сс.123-124. 395 Ленин В. И. Сочинение. 4-е изд. Т.13 с. 219. 396 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, сс. 80-81. 397 Там же, с. 89. 398 еп. Михаил (Грибановский). Письма//Православная община. Вып.25, 1995, с. 79. 399 Обратный пример из истории христианства: старец Амфилохий, подвизавшийся на острове Патмос (ск. в 1970 г.) крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. " В засушливые летние месяцы он сам обходил остров, поливая молодые деревья. Его пример и воздействие удивительно преобразили Патмос: там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998, сс. 3-4). 400 преп. Максим Исповедник. Творения т.2, М., 1993, сс. 58-59. 401 Рискуя вызвать ещё и неудольствие искусствоведов, не могу все же скрыть слова английского христианского писателя Честертона, вложенные им в уста отца Брауна: «Если вы не понимаете, что я готов сровнять с землёй все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе, то вы знаете о моей религии ещё меньше, чем вам кажется» (Честертон Г. К. Злой рок семьи Дарнуэй//Избранные произведения в 5 томах. т.2. М., 1994. с.150). 402 Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т.3. Новосибирск, 1993, с. 453. 403 «Итак, отношение христиан к природе распадается на два момента. Первый. Утверждение теологической значимости всех живых существ, которые почитаются лишь только потому, что они живые существа. Второй. Теоцентризм дополняется антропоцентризмом, согласно которому вполне обоснованным становится безжалостное отношение к природе» (Иоселиани А. Д. Проблемы экологии в контексте религии//Философские исследования. 2000. 1, с. 191). 404

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

153 Ер. 2, PG 102, cols. 604—605D. 154 Ibid., cols. 733—736. 155 PG 120, cols. 812—81 ЗА. 156 PG 126, col. 245В. 157 Толкование Божественной литургии, тг. J. М. Hussey and P. A. McNulty (New York, 1977), pp. 76—79. 158 Acta Maximi, PG 90, col. 121 С. [Русск. перев. Μ . Муретова, ред. А. Сидорова в: А. И. Сидоров, «Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века», Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. Μ ., «Наука», 1991, с. 141.]. 159 См., напр., Λ утйоп le Noiweau Thüobgien, Catüchuses, eel В. Krivochüine and J. Paramelle (Sources Chriiriennes, 113; Paris, 1965), p. 150. 160 Ed. V. S. Pseutoga, в: P. Chrestou, Γρηγορου του Παλαμα Συγγραμματα 2 (Thessaloniki, 1966), pp. 563—578. 161 Hymn 19, ed. J. Koder (Sources Chrütiennes, 156, Paris, 1969), 20, 4. [Русск. перев. еп. Илариона (Алфеева) в: Преп. Симеон Новый Богослов, Прииди, Свет Истинный. Избранные гимны. СПб, «Алетейя», 2004, с. 84.]. 162 Acta Maximi, PG 90, col. 117CD. [Русск. перев. Μ . Муретова, ред. А. Сидорова, указ. изд., с. 140.]. 163 Октоих , воскресная утреня, глас 8, канон 2, песнь 9, Богородичен. 164 Vita Constantini 15, 2, ed. F. Grivec and F. Tomsic, Constantinus et Methodius Thessalonicenses, Fontes (Zagreb), I960, p. 131. [Ср. русск. перев. в: Сказания о начале славянской письменности , М., «Наука», 1981, с. 87.]. 165 Tr. Jacobson R., «St. Constantine " s Prologue to the Gospel», St.Vladimir " " s Theological Quarterly, 7, 1963, pp. 15—18. 166 The Byzantine Commonwealth (London, 1971), p. 335. 167 Согласно «Житию Константина», этой «ереси» придерживалась франкские священники, утверждавшие, что христианам подобает совершать богослужение только на трех языках: еврейском, греческом и латинском — языках надписи на кресте Христовом. 168 Epist., PG 126, col. 508, 308—309. 169 Изд. F. Miklosich и J. Mbller, Acta Patriarchatus Constantinopolitani 2. (Vienna, 1862), pp. 188—192. 170 Статья впервые была представлена на XIV Международном византологическом конгрессе (Congrns International d " Ütudes Byzantines, Bucharest, 1971), и опубликована в сборнике материалов этого конгресса (1974).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

135 Там же, С. 152. 136 Чуть позже мы увидим, что именно этим словом определяют веру ап. Павел и преп. Максим Исповедник. 137 Преп. Ефрем Сирин. Псалтырь или богомысленные размышления. М., 1904. С. 107. 138 Преп. Исаак Сирин. Творения. Серг. Посад, 1911. С. 275. 139 «Вера есть удел душ благодарных», — говорил св. Иоанн Златоуст. 140 У Кьеркегора, всю жизнь писавшего именно о том, что есть вера и подвиг веры, есть слова, очень близкие к этому выражению ап. Павла: «Были и побеждавшие своею силою, были и такие, которые побеждали Бога своим бессилием». Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991. С. 16. 141 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 174-176. 142 Ср. удивительные строки Марины Цветаевой о рукотворных «громоотводах» и «страхованиях»: «Над каждым домом — язык неймет — каждым домом — Богоотвод! Оцените и мысль и жест: страхование от божеств!» 143 Вспомним, как непогрешимость ЦК и Совнаркома диалектически нуждалась в непрестанно выявляемых «врагах народа» и «вредителях», чьи происки должны были объяснять все неудачи в деле «социалистического строительства». 144 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 184 145 Преп. Максим Исповедник. Указ. соч. С. 99. 146 Габай Илья. В последний раз в именье родовом.//Посох, М., 1990. С. 40. 147 Преп. Исаак Сирин. Творения. С. 365. 148 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 57. 149 Цит. по: Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Т.1. Пг., 1915. С. 273. 150 См.: Св. Григорий Нисский. О блаженствах. Слово 3.//Творения. Ч. 2. М., 1981. 151 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. С. 130. 152 Clement O. La revolte de l’Esprit: Reperes pour la situation spirituelle d’aujourd’hui. P., 1979, Р. 142. 153 Traduction ecumenique de la Bible. P. Cerf. 1988. (Перевод Всемирного Библейского общества). 154 Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С. 195. 155 Преп. Максим Исповедник. Творения. Ч.1. М., 1993. С. 216. 156 Преп. Максим Исповедник. Творения. Ч.1. М., 1993. С. 162. 157 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992. С. 58. 158 «Вера есть следствие откровения, опознанного как откровение». — Хомяков А.С. Сочинения. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., б.г. С. 73.

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

1323 В 22-м вопросоответе преп. Максим говорит: «Если Сам Он [Бог] достиг пределов в таинственном осуществлении Вочеловечения, всячески, за исключением одного только греха, уподобившись нам и снизойдя в преисподние места земли ( Еф. 4,9 ), куда человека толкнула тирания греха, то, конечно, и в таинственном осуществлении обожения человека Он достигнет конца, когда всячески, за исключением только, разумеется, тождества с Собою по сущности, уподобит Себе человека и возведет его превыше всех небес, куда пребывающее там естеством величие благодати и призывает, по беспредельной благости Своей, лежащего долу человека» (Преп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. 22//Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. И. С. 63). 1325 См.: Махити Confessoris Quaestiones et dubia/Edidit J.H. Declerck. Turnhout; Leuven, 1982. P. 76; рус. пер.: Преп. Максим Исповедник . Вопросы и затруднения. 99//Преп. Максим Исповедник. Вопросы и затруднения/Перевод и комментарии П. К. Доброцветова. М., 2008. С. 148–150. В данном случае преп. Максим изъясняет высказывание св. Григория Богослова : «Есть еще и сих ужаснейший огонь, который заодно действует с червем неусыпающим, неугасим, но увековечен для злых» (Свт. Григорий Богослов . Слово 40, 36//Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 480). Важно подчеркнуть, что как преп. Максим, так и св. Григорий Богослов целиком и полностью отрицают еретическое учение об «апокатастасисе». 1327 См. аннотированную библиографию в кн.: Gatti М. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una recostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso. Milano, 1987. P. 136–189. 1328 См.: Löser W. Im Geiste des Origenes. Hans Urs von Balthasar als Interpret der Theologie der Kirchenväter. Frankfurt am Main, 1976. S. 11,181–212. 1332 См. знаменитую шестую новеллу Юстиниана: «Два величайшие Божии дара даны людям от Всевышней Благости – священство и государственная власть: одно имеет попечение о предметах божественных, другое управляет и заботится о делах человеческих. Но оба, происходя из одного и того же начала, совместно благоустрояют человеческую жизнь» (Там же. С. 742).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Равным образом дело Иерархов исследовать и определять спасительные догматы веры 149 . В этом случае устами их говорит сам Господь 150 , и потому преп. Максим считает признаком «великой дерзости и безрассудства, если бы кто осмелился самовольно изменять то, что определено Божественным Духом чрез иерархическую власть» 151 . «Кто ниспровергает догматы и правила св. пастырей и учителей, тот ниспровергает самую Церковь : без них она не может существовать» 152 . Сознавая во всей силе и пространстве таковое значение в Церкви Епископского сана, преп. Максим всегда оказывал почтение, благоговение и преданность законным пастырям Церкви и удалялся от лжепастырей. Так учил, и так согласно своему учению действовал преп. Максим, «а того, действительно, не помышлял, что Церковь может существовать без Епископов, якоже ныне глаголют нецыи» суемудры. То самое, в чем они думают видеть подтверждение своему странному мнению, доказывает совершенно противное, т. е. важность и необходимость в Церкви Епископского сана. – Разговор преп. Максима с патрициями, имевший такой благоприятный исход, и обещавший, по-видимому, благие последствия для него, на самом деле нисколько не послужил к облегчению его участи. Чрез неделю после сего разговора преп. Максима и его учеников опять позвали к допросу. На этот раз при допросе присутствовали оба Патриарха 153 . Опять употреблены были в дело лжесвидетели, между прочим некто Константин, человек, по словам Анастасия, самого безнравственного поведения, распутство которого было известно всем и на Востоке, и в Африке, и в Риме. Анастасия, ученика преп. Максима, опять заставляли подтверждать клеветы, взведенные на его учителя, но он, так же как и прежде, мужественно и дерзновенно свидетельствовал истину, якоже Господь давал ему провещавати. Преп. Максиму кратко повторены были те же вопросы, обвинения и угрозы, как и прежде. Он с твердостью отвечал: «я уже сказал вам, и опять говорю: делайте со мной, что хотите: благочестно почитая Бога, я не страшусь неправды и обиды от людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1000 Ioannis Damascenis. De fide orthodoxa 3. 15//PG. T. 94. Col. 1052A. Рус. пер.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 267. Кн. 3. Гл. 15. 1001 Григорий Богослов, свят. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария первое//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2.С. 10. 1002 Ioannis Damascenis. De fide orthodoxa 3. 4//PG. T. 94. Col. 1000A. Рус. пер.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ.С. 241. Кн. 3. Гл. 4. Впрочем, преп. Иоанн делает существенную оговорку: «Хотя мы и говорим, что (оба) естества Господа проникают одно другое, однако знаем, что проникновение принадлежит собственно естеству Божескому, ибо оно чрез все проходит и проникает, а чрез него ничто (не проходит и не проникает). Оно сообщает свои совершенства плоти, само оставаясь бесстрастным и непричастным страстям плоти» (Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 245. Кн. 3. Гл. 7). 1003 Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Римлянам, 6//Писания мужей апостольских. С. 293 «331. 1004 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 484. Кн. V. Гл. 18, 1. 1005 Об истории и богословском содержании теопасхитских споров см.: Оксиюк М. Теопасхитские споры//Богословский сборник. Вып. 2. М., 1999. С. 18—40. 1006 По преп. Максиму Исповеднику, образ существования двух природ в единой Ипостаси Христа выражается понятием «взаимопроникновение друг в друга» (περιχ ρησις ε ς λλ λας). Следствием такого взаимопроникновения природ является «общение свойств» ( ντ δοσις διωμ α των), дальнейшее следствие взаимопроникновения есть обожение (θ ωσις). Однако «взаимопроникновение» лишь логически обусловливает communicatio idiomatum и обожение, в действительности все они в человеческой природе Христа даны сразу. См.: Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Краснодар, 2010. С. 150—151. 1007 Ioannis Damascenis. De fide orthodoxa 3. 12//PG. T. 94. Col. 1032C. Рус. пер.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 254. Кн. 3. Гл. 12. 1008 См.: Максим Исповедник, преп. Различные богословские и домостроительные главы//Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М.: Паломник, 2004. С. 346—347.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010