33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Митроп. Сергий (Страгородский) и др. Указ Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 27.12.1935//Символ 1998, 39. сс. 163, 174, 175. 98 Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Святая Троица – парадигма человеческой личности. Доклад на Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», Москва, 6-9 июня 2001 г. 99 архим. Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменнности. М., 1995, с. 76. 100 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 492. 101 Епифанович С. Е. Комментарии//преп. Максим Исповедник. Творения т.2, М., 1993, с. 176. 102 Иерей Олег Давиденков Догматическое богословие. Курс лекций. Ч.1 и 2. М., 1997, с. 150. 103 Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Святая Троица – парадигма человеческой личности. Доклад на Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», Москва, 6-9 июня 2001 г. 104 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 646. 105 св. Григорий Богослов. Слово 41. На святую пятидесятницу//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 582. 106 Св. Григорий Богослов. Слово 28. О богословии второе//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1994, Т. 1. С. 397. 107 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. Спб., 1994, сс. 30-31. 108 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. Спб., 1994, с. 247. 109 Рильке Р. М. Свет громыхает на Твоей вершине...//Рильке Р. М. Часослов Спб., 1998, с. 80. 110 Преп. Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы, 9; 8; 12.//Творения. М., 1993. Ч. 1, с 258-259. 111 св. Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1992, т. 2. с. 525. 112 Цит. по: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. М., 1994, сс. 149 и 152. 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   Gregorii Palamae. Capita physica, theologica, moralia et practica. 103//PG. T. 150. Col. 1172C.    В соответствии с восточной аскетической традицией свят. Григорий говорит о возможности для человека «сделаться Богом по благодати» (Григорий Панама, свят. Триады. С. 238. Триада II. Ч. 3, 52).    Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение святителя Григория Паламы//Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 145.    См.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 894—899.    Такого рода высказывания нередко встречаются и у свв. отцов: «Божество и божественное в некотором отношении познаваемо, а в некотором — непознаваемо. Оно познаваемо в том, что созерцается окрест Него, и непознаваемо в том, что Оно [есть] Само в Себе» (Максим Исповедник, преп. Главы о любви. 4, 7//Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993. С. 135. — Далее: Максим Исповедник, преп. Творения).    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 204.    Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. Гл. 2//Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 351. (Далее: Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии.)    Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. С. 357. Гл. 3.    Согласно В. Н. Лосскому, апофатический путь «приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 21).    Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. С. 367. Гл. 5.    В. Н. Лосский на вопрос «Какова же роль «катафатического» или положительного богословия?» отвечает: «В противоположность негативному пути, который возводит к соединению, этот путь к нам нисходит как лестница «богоявлений», или богопроявлений в тварном мире. Можно даже сказать, что это один и тот же путь в двух своих противоположных направлениях: Бог нисходит к нам в Своих энергиях, которые Его являют, мы восходим к Нему в «соединениях», в которых Он остается природно непознаваемым» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 32—33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   См.: Irenaei. Contra haereses. 5. 6//PG. Т. 7. Col. 1137В-1138С. Рус. пер. см.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 455—457. Кн. V. Гл. 6; Григорий Нисский, свят. Об устроении человека. С. 21—26. Гл. VIII.    Об этом, например, см.: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. С. 141, 187—188.    См.: Филарет Московский, свят. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 21.    См.: Василий Великий, свят. Беседа 1-я на слова Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...»//ЖМП. 1972. N° 1. С. 36.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 209. Кн. 2. Гл. 12.    Максим Исповедник, преп. Главы о любви. 3, 25//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. 1. С. 124.    Gregorii Palamae. Capita centum physica, theologica, moralia et practica. Cap. 39//PG. T. 150. Col. 1148B.    Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 125.    Зеньковский В., прот. Судьба Халкидонского вероопределения//Православная мысль. Париж, 1953. Вып. 9. С. 118.    Епифаний Кипрский, свят. Слово якорное. С. 97. [Гл.] 55. Ч. 6.    Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 159.    Григорий Нисский, свят. Об устроении человека. С. 53—54. Гл. XVI.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 90.    Там же. С. 91.    Там же. С. 242.    Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. С. 159.    Шмалий В., свящ. Антропология//ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 700.    См.: Филарет Московский, свят. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Ч. 1. С. 21.    Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 145.    Например, см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 289—302.    Шмалий В., свящ. Антропология//ПЭ. Т. II. С. 702.    Следует отметить, что в языке свв. отцов не было термина, который мог бы рассматриваться как более или менее соответствующий термину «личность» в современном богословии. В. Н. Лосский прямо признает, что «не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой...» (Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности//Лосский В.Н. Богословие и боговидение. С. 290). Таким образом, попытка осмыслить образ Божий в человеке через понятие «личность» не есть святоотеческое учение, но лишь заслуживающий внимания пример современного богословского творчества, основанного на некоторых идеях и интуициях, встречающихся в творениях свв. отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

В другом своем сочинении («О восьми лукавых духах», приписываемом преп. Нилу) Евагрий замечает: «Блистание молнии предуказывает громовой удар, а гордости возвещает тщеславие». Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. М., 2000, с. 131. 860 Ясно и неоднозначно это место Священного Писания (наряду с другими) соотносит с Люцифером преп. Иоанн Кассиан Римлянин. См.: Писания, с. 310. 861 Ср. краткое объяснение Евагрия: эти слова означают, что ум не должен медлить (задерживаться) среди порочных умопредставлений (ο δει τον νουν γχρονζειν τοις φαλοις νομασι). Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbs, p. 212. 862 Как объясняет опять Евагрий, эти слова Писания показывают, что яростная часть преобладает в [душе] бесов (τ θυμικν μρος πιρατει ν τοις δαμοσχν). Ibid., ρ. 150. 863 Данная фраза Евагрия (λιγης παθεας — «малого бесстрастия») показывает, что в аскетике его различается несколько стадий преуспеяния в бесстрастии, по крайней мере две (см. выше в гл. 10 высказывание о «первом и великом бесстрастии»). Это учение развил преп. Максим, который выделяет четыре таких стадии: «Первое бесстрастие есть полное воздержание от осуществления зла на деле, и оно наблюдается у новоначальных; второе бесстрастие — полное отвержение и в мысли [всякого] соизволения на порочные помыслы у тех, которые сопричаствуют добродетели вместе с разумом; третье бесстрастие — полная неподвижность желательного начала [души] относительно страстей у тех, которые через зримые образы вещей проникают умным видением в смыслы («логосы») их; четвертое бесстрастие есть полное очищение и от простого представления о страстях в воображении у тех, которые посредством ведения и созерцания соделали владычественное начало своей души чистым и прозрачным зерцалом Божиим». Творения преподобного Максима Исповедника. Книга И, с. 200. 864 Некое подобие этой мысли Евагрия можно найти у Златоустого отца: «Мы говорим, что Христос сотворил великие чудеса, людей изменил в Ангелов. Но когда спрашивают от нас доказательств на это, и заставляют представить пример из этого стада, — мы — немы, и я боюсь, как бы вместо Ангелов не выгнать свиней из хлева, или коней женонеистовых… Ныне все извращено и испорчено: церковь ничем не отличается от стойла быков, ослов и верблюдов; и я всюду хожу, ищу овцы — и не могу усмотреть. Так все топают и бьют ногами, будто какие лошади или дикие ослы; наполняют место только кучами навоза, — таковы именно их разговоры». Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго. Избранные труды. Толкование на святаго Матфея Евангелиста, кн. 2. М., 1993, с. 873. 865

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

8 . Говорун С.Н. Единый сложный Христос//Богословский вестник. – 2004. – 4. – С. 150–176. 9 . Грезин П.К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма//Богословский вестник. – 2005–2006. – 5/6. – С. 191 – 228. 10 . Грезин П.К. Опыт краткого догматического лексикона святоотеческого богословия. Христология: Дисс. на соиск. канд. богосл. МДА. – Сергиев Посад, 2005. – 278 с. 11 . Гурьев П. Феодор, еп. Мопсуестский. – М. Типография Л. и А. Снегиревых, 1890. – 356 с. 12 . Давыденков О. , иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. – М. Изд-во ПСТГУ, 2007. – 328 с. 13 . Дионисий (Шленов) , игум. Дорофей Газский: Жизнь. Сочинения//Православная энциклопедия. Т. 16. – М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. – С. 32–36. 14 . Дионисий (Шленов) , Ким С.С. Диадох , еп. Фотикийский: Житие. Сочинения//Православная энциклопедия. Т. 14. – М. Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 564–566. 15 . Доброклонский А.П. Христологическое учение Феодора Мопсуетского//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1880. – 1. – С. 471–494. 16 . Доброцветов П. Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению//VI Международная Богословская Конференция РПЦ «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва 15–18 ноября 2010 г.): материалы. – М. Синодальная библейско-богословская комиссия, 2012. – С. 254–277. 17 . Дунаев А.Г. Предисловие к русскому переводу слов и посланий «макариевского корпуса» первого типа// Макарий Великий Египетский, преп. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, grace. 694)/Предисловие, перевод, комментарии, указатели. А.Г. Дунаев. – М. Индрик, 2002. – 1056 с. 18 . Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М. Мартис, 2003. – 220 с. 19 . Желтов М. , диак. Евергетидский типикон//Православная энциклопедия. Т. 17. – М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. – С. 139–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: «Почитается чудом ведение Твое из меня…». Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. «Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное — то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства». (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149–150). 179 2Кор.10:5. 180 Прит.23:1–2. Букв. перевод: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же». 181 По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог «рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века» (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 182 Быт. 2:8. 183 η πανδαισα — «полный пир», эсхатологический. 184 Прем.13:5. 185 Быт.2:9. 186 συνετως — «с разумением», наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 187 Пс.45:6. 188 η παραγωγ — переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 189 Пс.1:3. 190 2Пет.3:13. 191 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 192 Быт.2:16–17. 193 το μυστριον — «таинство, тайна» 194 В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 195 Быт.2:15 196 Быт.2:16–17 197 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 198 τρεπτς — «изменчивый»; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 199 ο προζενος — ходатай — виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

14. Св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 4-е, о мире//Творения. Ч. 4. С. 188. 15. Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//Творения. СПб, 1913. Т. 1. С. 351. 16. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение С. 176. 17. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С. 188. 18. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича); прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 23. 19. Прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 24. 20. Св. Василий Великий. Шестоднев//Творения. М., 1900. 4.1. С. 26. 21. Св. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию/Предисл.  С. Л. Епифановича//Творения. М., 1993. Кн. 2. 22. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 54. 23. С. Епифанович. Преп. Цит. соч. С. 49-50. 24. Τρποσ — греч. образ, способ, вид. 25. Св. Максим Исповедник. Цит. соч. Вопр. 13. С. 47. 26. Прот. Г. Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв. Париж, 1933. С. 205, 224. 27. Св. Григорий Богослов. Слово 43, п.5; Ср.: Ориген. О началах. Кн.2. Гл. 9, п. 6; (цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 3. С. 130). 28. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. II. С. 188. 29. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. М., 1874. Т. 2. С. 36-37. 30. Цит. по: прот. М. Помазанский. Православное догматическое богословие. Переизд. Новосибирск; Рига, 1993. С. 64. 31. Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие … С. 56. 32. Там же. С. 150. 33. Цит. по: Г. Флоренский, прот. Тварь и тварность. С. 3. 34. Цит. по: Еп. Указ. соч. Т. 3. 35. Цит. по: Г. Флоренский Указ. соч. С. 4. 36. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича). Гл. X. С. 132. 37. Цит. по: Л. А. Зандер.Бог и мир. Париж, 1948. Т. 1. С. 236. 38. Св. Григорий Богослов. Слово 38//Творения. Т. 3. С. 197. 39. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. шум. Геннадия (Эйкаловича). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Но для приобретения духовного ведения необходима не просто вера, но вера деятельная, выражающаяся в соблюдении заповедей и в любви, что и раскрывается у многих Отцов Церкви. Климент Александрийский пишет: «Бог есть любовь, и Он открывается всем, кто Его любит. Бог и верен, и Он свидетельствует о Себе верным чрез заповеди» 142 . О соблюдении заповедей, как нравственном условии Богопознания, говорят Григорий Богослов , Исаак Сирин , Максим Исповедник и др. 143 . В частности соблюдение заповедей, по учению Отцов, включает в себя очищение от страстей и стяжание добродетелей, особенно же любви. Обо всем этом довольно подробно говорится, например, у Максима Исповедника . «Ведение недеятельное, пишет преп. Максим, ничем не разнится от мечтаний фантазии»; равно и «деятельность неосмысленная есть то же, что идол» 144 , Не соблюдая заповедей, человек остается без Божественного света 145 . «Сохранив (же) Божественную заповедь, (он) вкушает от древа жизни, то есть премудрости, в уме созидающейся». Последний, «будучи возделываем добродетелями, порождает (духовное) ведение 146 . Следовательно, путем к духовному ведению является «труд деятельной добродетели» 147 . Поэтому у Максима постоянно встречаем сопоставление добродетели и ведения (ρετ κα γνσις) 148 . Отдельные ступени восхождения человека к созерцанию таин рисуются у Максима в таком виде: «Верующий боится Бога; боящийся Бога смиряется; смиряющийся кротким делается... кроткий соблюдает заповеди; соблюдающий заповеди очищается; очистившийся озаряется; озарившийся сподобляется совозлежать с Женихом – Словом в сокровищнице таин» 149 . Таким образом, заповеди доставляют человеку духовное ведение, главным образом, посредством очищения от страстей и по мере этого очищения. Последнее вселяет в наши сердца ипостасную Премудрость – Слово Божие, в Коем все сокровища премудрости и ведения сокровенны суть 150 . Однако Христос вселяется в нас не иначе, как чрез любовь, которая, будучи, по словам Максима, «полным без всякого, недостатка подобием образа Божественной красоты» 151 , является для человека дверью к созерцанию Св. Троицы 152 . Любовь , восторгая ум превыше всего тварного и как бы на крыльях вознося его к Богу, порождает «просвещение познания», или «свет святого деятельного ведения» 153 , и чрез это сподобляет его дара богословского – τς θεολογικς χριτος (то есть благодатного, духовно-опытного богословствования) 154 . Вообще святоотеческая гносеология чрезвычайно настойчиво развивает учение о нравственных условиях Богопознания, вследствие чего слово «благочестие» на языке св. Отцов сделалось синонимом Православного вероучения и истинного Боговедения. О ведении благочестия (и богочестия), об учении или слове благочестия, о догматах благочестия говорят нам Афанасий Великий , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов и мн. др. 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Ар. Simpl. Physic. 732, 26//Diels, I 3 (1912), 355. 145 Посидоний (ок. 135–151 до н. э.) — древнегреческий философ–стоик, крупнейший представитель Средней Стой, глава школы на о. Родос; учитель Цицерона; соединил стоицизм с платонизмом. Сочинения Посидония охватывали все области знания и дали завершающую форму античной натурфилософии, оказав всеобъемлющее воздействие на позднеантичную философию. 146 вечный двигатель (лат.). 147 См. обстоятельную статью: Meyer Hans. Zur Lehre von der ewigen Wiederkunft aller Dinge. Festgabe A. Ehrhard, 1922. S. 359 ff.; ср. у Страхова: Воскресение, с. 34 след. 148 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма. С. 643. Ср. Guitton, p. 359–360: «Настоящее греки представляли себе циклично возвращающейся во времени вечностью. Напротив, они охотно думали, что время длится вечно и настоящая жизнь — только эпизод драмы души: того хотели мифы… Здесь христианская мысль решительно [противоположна]… У душ, до их воплощения, нет истории. Появление душ — это их рождение; после же смерти вместе со временем уничтожается свобода и прекращается история. Мифическое время осуждено. Судьбами раз и навсегда пренебрегают, ибо Христос воплотился единожды. Цикличное время отвергнуто» (фр.). 149 Ср. мою статью «Тварь и тварность» («Православная Мысль», I, 1928); или по–французски: «L " idйe de la crйamion dans k philosophie chrйtienne»//Logos. Revue internationale de la pensйe orthodoxe. 1. Bucarest, 1928. 150 S. Greg. Nyss. De anima et ressur. Krab. 122, 124. 151 См. подробнее у А. М. Туберовского, «Воскресение Христово, Опыт мистической идеологии пасхального догмата» (Сергиев Посад, 1916). 152 Слова преп. Симеона Нового Богослова, в переводе еп. Феофана (изд. 2–ое. М., 1892. Т. I. С. 382). Греческое издание мне осталось недоступно. 153 О различии между врачеванием естества и «врачеванием воли» ср. в моей статье «О смерти крестной», названной выше. См. также у Е. В. Pusey, «What Is of Faith as to Everlasting Punishment» (1879); здесь дан свод и анализ отеческих мнений и текстов. Тексты из преп. Максима (главным образом, из Ambigua), указаны у С. Л. Епифановича, «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» (Киев, 1915. С. 82 и 83, в прим.). Ср. в моей книге «Византийские отцы» (1933. С. 225 след.). 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010