Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пуплия последовательно были игуменами грек, сириец и армянин, из которых каждый, очевидно, являлся представителем трёх этнографических групп, на которые распадалась братия 252 . Что это разделение внутри монастырей существовало действительно, показывает, наконец, и известие, читаемое в житии преп. Александра Акимита, что монахи его монастыря делились на восемь хоров, составленных из четырёх национальностей, и говоривших по-латыни, по-гречески, по-сирийски и по-египетски 253 . После Египта и Палестины важнейшим притягательным центром религиозного подвижничества во все века начиная с V, являлась сама столица. Многочисленные и знаменитые монастыри Константинополя (числом до 150) привлекали иноков со всех концов Империи, и, например, в одном монастыре преп. Александра Акимита насчитывалось до 300 монахов греков, латинян и сирийцев, которых святой, следуя своей сирийской практике, разделил по национальности на шесть хоров 254 . Агиология насчитывает немало святых, пришедших подвизаться в столицу. Таковы преп. Далмат, воин-схоларий, оставивший на Востоке жену, дочь и имущество; преп. Вассиан, тоже происходивший «из восточных областей» 255 ; преп. Даниил Столпник, получивший в видении указание идти подвизаться не в Палестину, а во «второй Иерусалим» Константинополь 256 , преп. Авраамий Кратейский, оставивший Эмесу после набега измаелитов, египетские подвижники препп. Патапий и Вар, антиохийский аскет преп. Дий, памфилийка преп. Матрона Пергская; сирийцы препп. Александры и Маркелл Акимиты, восточный воин преп. Исаакий: преп. Михаилы Синкелл и братья-исповедники Феодор и Феофан Начертанные, амориец преп. Власий; восточный выходец преп. Василий Новый; никомидиец преп. Иоанн Психаит, и каппадокийцы препп. Иоанн Постник Игумен и Мелетий Новый 257 . Другими центрами, где сосредоточивались подвижники из разных мест империи, являлись монастыри г. Олимпа в Вифинии, обители Афона, и милетские лавры Латра и Галесии. Агиография сообщает, что к пр. Евстратию Авгарскому (на Олимпе) приходили люди «с Востока» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покинув кафедру, преп. Исаак вновь удалился на пустынножительство. Имеется свидетельство, что он отправился в египетскую Скитскую пустыню. Косвенное подтверждение этому можно видеть в том, что в некоторых аспектах своего аскетического учения преп. Исаак развивал учение отца скитян преп. Макария Великого . Он также с большим уважением, отзывался в своих сочинениях об отцах египетского монашества, преп. Антонии Великом и других. Посещение Скитской пустыни также увязывается с экклезиологическо-вероучительными исканиями преп. Исаака. В Скитской пустынь он мог иметь дело с монофизитами и православными. Первые были совершенно чужды ему; со вторыми он, более чем вероятно, имел евхаристическое общение. Иными словами, в этот период жизни преп. Исаак находился не только в духовном, но и в буквальном единении с Кафолической Церковью. Приобретя новый аскетический опыт в египетской пустыни, преп. Исаак вернулся на родину и поселился среди отшельников в горах Хузистана. Затем он перешел в обитель аввы Шабуры. Там он усердно подвизался в делании молитвы и постническом подвиге, в частности, вкушал по куску хлеба с овощами три раза в неделю. От усердного чтения Священного Писания, писательских трудов и напряженной аскезы, преп. Исаак потерял зрение. С той поры свои аскетические сочинения он диктовал ученикам. Сирийские несторианские источники свидетельствуют, что в своем учении преп. Исаак высказывал три богословских мнения, не принятые многими. Даниил бар-Тубанита, епископ Бейт-Гармаи, написал сочинение в опровержение взглядов преп. Исаака. Что это были за «богословские мнения» остается неясным. Однако, есть все основания предполагать, что неправильные, с несторианской точки зрения, мнения могли быть изложением православного вероучения. Достигнув глубокой старости, преп. Исаак скончался в монастыре аввы Шабуры, где и был погребен. Кончина его последовала в самом конце VII – начале VIII столетий. Память преп. Исаака совершается Православной Церковью 28 января/10 февраля. Важно отметить, что хотя преп. Исаак Сирин по сану был епископом, канонизирован он не как святитель, а как преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

7. Учение преп. Аммона выявляет характер христианской аскетики, которая, в отличие от основных течений аскетики нехристианской, нацелена на преображение плоти, а не на отрицание плоти и ненависть к ней. Так, преп. Аммон поясняет, что у истинных подвижников тела живы и духовны, а у лжепостников, отвергающих духовный пост, тела – мертвы и не духовны. Он учит, что «смертность телесную человек приобретает любовию к тщеславию и стремлением ко всяким житейским наслаждениям» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо первое). Глава четвертая. Преподобный Пахомий Великий §1. Жизнеописание Преп. Пахомий Великий родился около 292 года в селении Шенебоске, в Фиваиде, в Верхнем Египте. Родители его были язычниками, и он в молодости был язычником. В период прохождения военной службы преп. Пахомий познакомился с христианами и был поражен их любвеобильностью и благотворительностью. Вернувшись домой, примерно, в 314–315 годах, он принял святое крещение. После этого преп. Пахомий начал проходить аскетическую жизнь под руководством известного в той местности старца Паламона. После 10-ти лет ученичества, преп. Пахомий, бродя по пустынной местности среди развалин селения Тавенниси, услышал голос: «Пахомий, подвизайся на этом месте». Преп. Пахомий, получив благословение старца, со временем устроил общежительный монастырь в той местности. На рубеже конца 320-х – начала 330-х годов киновия преп. Пахомия достигла расцвета и уже не могла вместить всех желающих. Поэтому постепенно преп. Пахомий устроил еще восемь монастырей на берегу Нила, недалеко один от другого. В монастырях был введен одинаковый устав, полученный преподобным от Ангела; все они находились под руководством аввы Пахомия. Стараниями преп. Пахомия на другом берегу Нила был устроен также и женский монастырь, руководительницей коего стала его сестра. Монастыри преп. Пахомия находились в замкнутой ограде, внутри которой были келлии для иноков, живших вместе по роду их труда. Монахи занимались как физическим трудом, так и умственным, они обязаны были выучивать наизусть Псалтирь и Новый Завет . Велико было старание преп. Пахомия о том, чтобы ученики его всегда преуспевали в иночестве. Он часто посещал монастыри и делал наблюдения, и если замечал что-либо требовавшее исправления, то говорил об этом с отеческой любовию. В монастыри преп. Пахомия, помимо египтян, стало поступать много иностранцев – римлян и особенно греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Бартелинк. С первого взгляда непросто увидеть причины подобного комментария. Что может быть естественнее для подвижника, терзаемого страстями и борющегося с ними, чем желать от них освободиться? Поэтому, на наш взгляд, причина обвинения, собственно, не в преп. Ипатии. Дело в том, что эта фраза практически полностью повторяет аналогичное высказывание преп. Макария Великого: «Должно…христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро»» . Ж. Бартелинк склоняется пользу прямого цитирования преп. Ипатием преп. Макария. Поэтому данная фраза воспринимается исследователем в контексте всего учения преп. Макария, которое он, по-видимому, считает мессалианским. В таком случае, эти обвинения отсылают нас к давней и сложной проблеме предполагаемого некоторыми западными исследователями мессалианства преп. Макария Великого. Это давняя гипотеза, имеющая в западной патрологии как приверженцев, так и оппонентов . Православные исследователи (прот. Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , прот. Иоанн Мейендорф , архим. Киприан (Керн) , А. И. Сидоров , А. Г. Дунаев ) традиционно защищают православность «Духовных бесед», опровергая подозрения в их мессалианском характере – хотя и несколько с разных сторон. Если предельно обобщить и упросить аргументы защитников, то их можно свести к утверждению, что мессалиане были знакомы с творениями преп. Макария, и их учение является крайним развитием подлинно православной мистики. На наш взгляд, защита преп. Макария западными и отечественными исследователями вполне убедительна. Поэтому даже если рассматривать приведенную фразу в контексте всего учения преп. Макария, мессалианской она не является. Если же брать ее в отдельности – так, как ее употребляет преп. Ипатий, то оснований для обвинения в мессалианстве нет вовсе. Поэтому в случае с преп. Ипатием вывод о его мессалианстве представляется нам еще менее основательным, чем в случае с преп. Макарием. В целом учение преп.

http://bogoslov.ru/article/3409402

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

§1. Жизнеописание Преп. Исаия Отшельник был плодовитым аскетическим писателем. Личный авторитет и аскетические сочинения, опирающиеся на подвижнический опыт, поставили его в ряд духовных вождей монашества. Существуют две версии о времени жизни преп. Исаии. По одной версии, он жил в IV столетии, был знаком с преп. Макарием Великим , пользовался уважением у свят. Афанасия Великого и скончался в 370 году. По другой версии, преп. Исаия жил во второй половине V – первой половине VI столетий, был учеником преп. Пимена Великого , был знаком с преп. Варсонофием Великим и пользовался уважением у патр. Евлогия Александрийского. Общими в этих версиях являются следующие факты. Преп. Исаия был сыном бедных родителей и родился, вероятно, в Египте. Образование он получил, в основном, из чтения Священного Писания. Он подвизался в Скитской пустыне, был строгим подвижником, имел дар плача и непрестанной молитвы. Именно о преп. Исаии сказал авва Пелусий во время общей еженедельной трапезы иноков: «Я знаю, что один из братий вкушает пищу с нами... но молитва его, как пламень огненный, восходит к Богу» (Еп. Игнатий/Брянчанинов/, «Отечник», С.-Петербург, 1880 г., « Авва Исаия », 5). На духовный совет к преп. Исаии приходили иноки. Иногда он немного юродствовал с целью назидания учеников. Он жил с двумя келейниками: Петром и строптивым Елисеем. Последнему, за грубое отношение к старцу, сделал замечание первосвятитель Александрийский. На закате жизни преп. Исаия подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание. Скончался преп. Исаия, скорее всего, в месте своих всежизненных подвигов. Память преп. Исаии Отшельника совершается в Субботу Всех святых, в постничестве просиявших (Сырная суббота). §2. Сочинения Преп. Исаия Отшельник сочетал пустынножительство и отшельничество с плодотворной церковно-литературной деятельностью. Нужно иметь в виду, что писательский труд в условиях пустынножительства требовал немалых усилий. Характер его сочинений – аскетический. Язык оригинала сочинений определить затруднительно. Возможно, преподобный писал на египетском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!» (преп. Нектарий) Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его. (преп. Нектарий) Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха. (преп. Нектарий) Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом. (преп. Лев) Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух. (преп. Амвросий) Молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши. (преп. Амвросий) С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы: она приобретается многим временем и трудами, как писание святых отец говорит: «Бог дает молитву молящемуся…». (преп. Иларий) Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге. (преп. Варсонофий) Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. (преп. Амвросий) Когда не имеете время много на молитву, довольствуйтесь тем, сколько имеете, а Бог примет ваше произволение; помните, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайтесь давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше. (преп. Макарий) Молитва вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревою мыслью. (преп. Амвросий) Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас рабов Твоих (имя рек) прости, Господи Человеколюбче, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным. (преп. Антоний)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Преосвященный Макарий отвергает влияние на судьбу Максима бракоразводного дела в. кн. Василия Ивановича с его женою и второго брака. Не доверяя свидетельству князя Курбского, на каковом свидетель­стве основывается известие о гневе и опале князя Василия на преп. Максима за неодобрение им желания и решения первого, как решения противозаконного и соблазнительного, м. Макарий свое отрицание доказывает ссылкою на выданную великим князем Нило­вой пустыне грамоту (14 сент. 1526 г.), которою признавалась неподсудность пустыни власти епархиального епископа,– между тем как льгота дарована была по ходатайству старца Вассиана Косого, единодушно восстававшего (ранее 1526 г.) с преп. Максимом против поступка в. князя и одинаково долженствовавшего подвергнуться опале, чего, однако не было. Если, по мнению м. Макария, Вассиан не страдал в то время за свою смелость, вопреки утверждению Курбского, то не должен (?) был страдать и преп. Максим Грек ; отсюда следует то (по м. Макарию), что или преп. Максим и инок Вассиан не участвовали в деле о расторжении брака, или оба они остались безнака­занными. С выводом преосв. Макария, как правильным лишь с внешней стороны, нельзя согласиться по многим соображениям, из которых заслуживают внимания следующие. Так как В. Косой был родственник великому князю, то отношения к нему со стороны последнего должны были быть и были иные, чем к преп. Максиму, иностранцу; в бракоразводном деле большее значение имел голос преп. Мак­сима Грека, как лица авторитетного и представителя греко-восточной церкви, нежели мнение частного лица – русского: что преп. Максим принимал участие в деле о разводе, в этом излишне сомневаться, как нельзя сомневаться в отрицательном мнении преп. отца по означенному вопросу: далее: если не томился в заточении Вассиан в 1526 г., то томился преп. Максим Грек в то время в Иосифовом волоколамском монастыре, будучи осужден не за противность в. князю, за что формально нельзя было судить, а за исправление книг; но строгость наказания, как и са­мое осуждение, имели связь с бракоразводных делом; ясным доказательством служит то, что в. князь не проявил ни малейшего участия в несчастной судьбе вызванного и сначала облагодетельствованного чело­века; безучастие, жестокость и мстительность к людям, говорившим „навстречу” в. князю, вполне оправдывают то, что постигло преп. Максима за его пря­моту, твердость и благородство: последнего качества московские цари не только не имели, но и не любили. Вообще жестокое отношение к преп. Максиму Греку было в духе того времени; оно вытекало не из рев­ности к славе Божией, а из грубости и презрения к личности человека, идеального и беззащитного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010