§1. Жизнеописание Преп. Феодор родился в Константинополе в 759 году в знатной семье. Его родители Фотин и Феоктиста дали своим детям блестящее классическое образование и христианское воспитание. Детство и юность преп. Феодора проходили на фоне гонений на святыя иконы. Родители преп. Феодора и его дядя по матери, преп. Платон, будучи убежденными иконопочитателями, подвергались притеснениям и, в связи с этим, оставили мир и удалились в монастырь. Можно предположить, что в силу данных обстоятельств понятия о монашестве и исповедничестве неразрывно слились в сознании преп. Феодора, что наложило отпечаток на его жизнь. Однако, первоначально преп. Феодор сочетался браком с благочестивой христианкой Анной. Будучи еще совсем молодым человеком он включился в борьбу за иконопочитание. Как философ и оратор, он участвовал в диспутах с иконоборцами, развернувшимися непосредственно перед Седьмым Вселенским Собором и продолжавшимися до полной победы иконопочитателей на Соборе. Еще за шесть лет до Седьмого Вселенского Собора, в возрасте двадцати двух лет, преп. Феодор решил посвятить себя монашеской жизни, его примеру последовала и супруга. Вместе со своими братьями, св. Иосифом и Евфимием, преп. Феодор последовал за их дядей, преп. Платоном (впоследствии участником Седьмого Вселенского Собора), основавшим обитель в уединенном месте Саккудион – родовом имении семьи. Со временем, там собралась братия под руководством преп. Платона. По принятии пострига, преп. Феодор подвизался больше других. Каждый день он открывал помыслы своему старцу преп. Платону, занимался изучением Священного Писания и святых отцов, в особенности же изучал писания свят. Василия Великого . Из послушания преп. Платону, в 25 лет он был рукоположен в сан иеромонаха св. патриархом Тарасием, а на 35 году, по воле старца и братии, он принял настоятельство в Саккудионе. Став настоятелем, преп. Феодор еще больше увеличил свои подвиги, уча братию личным примером. Три раза в неделю он предлагал поучения в храме. Под его руководством духовная жизнь в монастыре шла мирно и плодотворно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преп. Иоанн последовал в затвор по стопам преп. Варсонофия Великого и стал его духовным сотаинником. Вместе они подвизались в затворе восемнадцать лет. Преп. Иоанн обладал даром прозорливости, давал вопрошавшим ответы и часто комментировал и дополнял ответы преп. Варсонофия. Преп. Иоанн предсказал кончину настоятеля монастыря – аввы Серида и свою. Авва Елиан, вступивший в управление монастырем после аввы Серида, умолял преп. Иоанна, хотя бы в течение двух недель давать наставления касательно управления монастырем. Тогда преп. Иоанн отсрочил свою кончину на две недели. Скончался преп. Иоанн Пророк в родной обители, вероятно, в середине второй половины VI века. Память его совершается вместе с преп. Варсонофием Великим 6/19 февраля. §3. Сочинения Единственным аскетическим сочинением, связанным с именами преподобных Варсонофия и Иоанна , является «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Это сочинение приняло свою окончательную форму уже после кончины преподобных. Оно состоит из 850-ти вопросов и ответов, носящих аскетический, а также нравственный, догматико-полемический и практический характер. Вопросы задавались не только иноками, но и священнослужителями всех степеней, а также мирянами. Ответы были даны преп. Варсонофием и преп. Иоанном, причем последний часто комментировал и дополнял ответы первого. Ответы старцев были передаваемы аввой Серидом, а затем его преемником, аввой Елианом. Вопросы преп. Варсонофию писали и по-гречески, и по-египетски, но так как авва Серид, записывавший ответы старца, не знал египетского языка, то преп. Варсонофий давал ответы на греческом языке. Характерной особенностью ответов преподобных Варсонофия и Иоанна является также то, что они освещают самые разные аспекты христианской жизни. Потому их «Руководство к духовной жизни» стоит в ряду с другими сочинениями так называемого патристического синтеза. Преп. Варсонофий является также автором догматико-полемического сочинения, направленного против монахов-оригенистов. Следы его антиоригенистической полемики видны и в ответах на вопросы учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преп. Аммон скончался, примерно, в первой половине 350-х годов в возрасте около 62-х лет, причем, около 22-х лет он подвизался в пустыне. 4 В момент его кончины преп. Антоний видел, как ангелы с торжественными песнопениями возносили на небо его душу. Память преп. Аммона празднуется 4/17 октября. §2. Сочинения Будучи аввой Нитрийской пустыни, преп. Аммон пользовался авторитетом учителя монашествующих и, соответственно положению, в своих сочинениях наставлял братию. Жанр сочинений преп. Аммона типичен для монашеской литературы, одним из основоположников коей он и являлся. Преподобный пишет послания, главы, поучения и самостоятельные произведения. Характер его сочинений – нравственно-аскетический. К сочинениям преп. Аммона, сохранившимся в двух основных версиях – на греческом и сирийском языках, относятся: послания (от 7-ми до 14-ти), «Наставления», куда входит четыре поучения, «Увещательные главы», числом 19-ть, «Слово аввы Аммона к желающим безмолвствовать» и сочинение «О радости души того, кто начал служить Богу». Кроме того, наставления преп. Аммона содержатся в патериковых повествованиях о нем (апофтегмах), коих насчитывается от 15-ти до 25-ти. Четырнадцать посланий (писем) преп. Аммона были впервые переведены на русский язык и опубликованы в журнале Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, «Церковная жизнь», в 1992–1993 годах («Церковная жизнь», Нью Йорк, 1992 г. 1993 г.). Отдельные фрагменты сочинений преп. Аммона идентичны с фрагментами сочинений преп. Макария Великого , преп. Исаии Отшельника и Евагрия Понтийского , так что первоначальное авторство данных фрагментов определить затруднительно. §3. Учение 1.      Центром аскетического учения преп. Аммона является вдохновенный призыв к приобретению и хранению подвижниками даров Духа Святого. 2. Преп. Аммон объясняет, что мир нуждается в людях, обретших духовные дары, ибо их молитвы спасают заблудших в житейской суете и пороках. В связи с этим, преподобный подчеркивает, что необходимо просить дар Духа Святого, ибо без помощи Божией невозможно победить в себе зло. Всякому, просящему этот высший дар, Господь подает просимое, и тогда жизнь человека исполняется истинной радостью и любовью. Условием стяжания даров Духа Святого является, по преп. Аммону, полная отдача всего себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Многократно приводит слова преп. Марка преп. Исаак Сирин (VII  век) в части аскетического учения. Среди других сирийских авторов Церкви Востока преп. Марка упоминают Авраам из Кашкара (†588), Бабай Великий (†661), Симеон д-Тайбуте (Милостивый) (ок. †680 г.). Свт. Фотий Константинопольский (ок. †896 г.) последовательно описывает в «Библиотеке» все творения преподобного, за исключением сочинения «Против несториан». Георгий Монах (IX век) заимствовал у преп. Марка повествование о Мелхиседеке в своей «Хронике». О творениях преп. Марка упоминает преп. Симеон Новый Богослов (†1022). Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы (XIV век), помимо аскетического учения, также приводят богословское учение преп. Марка о таинстве Крещения, по которому в Крещении подается совершенная благодать Святого Духа, открывающаяся по мере исполнения заповедей.  Ссылаясь на преп. Марка преп. Григорий Синаит (†1346) пишет о том, что дар Святого Духа открывается исполнением заповедей через великий и долговременный труд. В третьем параграфе «История текста творений» даются краткие сведения о рукописях, содержащих творения преп. Марка, о древних переводах и об издании творений преп. Марка.  Известно более сорока греческих рукописей с творениями преп. Марка (до XVI в.), самая древняя из которых датируется IX веком. Значительные расхождения между ними дают основания предполагать, что сохранилась лишь их незначительная часть. До нашего времени дошло двенадцать сирийских рукописей, среди которых и наиболее древний текст преп. Марка, датируемый 533–534 годами. Творения преп. Марка переводились на арабский и грузинский. Наиболее древние из извесных нам рукописей с переводами на эти языки датируются X веком.  После изобретения книгопечатания, с XVI века, творения преподобного стали издаваться на Западе. На Востоке в XVIII веке часть творений было издано в составе «Добротолюбия». В конце XIX века в монастыре св. Саввы в Иерусалиме ученым А. И. Пападопуло-Керамевсом была обнаружена рукопись XIII века, содержащая помимо всех известных творений преподобного, ранее неизвестное слово «Против несториан» .Свою находку он опубликовал в 1891 году в Санкт-Петербурге.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Обретение мощей муч. Мины Калликелада. 17 февр. 457.             Протерий, патриарх Александрийский. 28 февр. Иаков, отшельник Сирийский 20 ноября. 458.            Анатолий, патриарх Цареградский. 3 июля. Ювеналий, патриарх Иерусалимский. 2 июля. 459.             Симеон столпник, преп. Сирийский. 1 сент. 461.             Лев, папа Римский. 18 февр. 465.             Иоанн Кущник, преп. Цареградский. 15 янв. Пелагия, преп. Палестинская. 8 окт. 467.             Феоктист преп., спостник Евфимию В. 3 сент. 470.            Авксентий, преп. Вифинский. 14 февр. 471.            Геннадий, патриарх Цареградский. 31 авг. Нон, еп. Илиопольский. Субб. с. 458–471.       Падение праха с неба в Цареграде. 6 ноября. 473.             Евфимий В., преп. Палестинский. 20 янв. 475.             Герасим преп., на Иордане. 4 марта. 477–484.       Мученики (два священника и 360 мирян), пострадавшие в Африке от ариан при Гунерике, короле Вандальском. 8 дек. 488.             Маркелл преп., игумен обители Неусыпающих. 29 декабря. 489.             Даниил столпник, преп. Фракийский, в Анапле. 11 дек. 490.             Фалалей, отшельник Сирийский. 27 февр. 6 век Евфросиния, преп. Александрийская. 25 сент. Тихон, еп. Амафунтский. 16 июня. Маркелл муч., еп. Анамейский. 14 авг. Лот преп., Арсинаит. Субб. с. Герман, преп. Вифлеем. Субб. с. Зоя, преп. Вифлеемская. 13 февр. Антипатр, еп. Востр. Субб. с. Препп. Египетские: Аммон, или Аммона. Субб. с. Аполлинария. 5 янв. Висарион. 6 июня. Витимий и Иеракс. Субб. с. Иоанн, нареченный Варсонофий. 21 февр. Паисий Вел. 19 июня. Серапион Синдонит. 14 мая. Таисия блаж. 10 мая. Феодора. 11 сент. Исихий пресв. и Пассирион, препп. Иерусалимские. Субб. с. Савин, архиеп. Кипрский. 12 мая. Акакий, еп. Мелитинский. 17 апр. Ксения, преп. Милосская. 21 янв. Препп. Палестинские: Ксенофонт, с Марией женой и двумя сынами. 26 янв. Мартириан и Фотиния. 13 февр. Фока и Геласий. Субб. с. Анфиса, муч. Римская. 8 дек. Полувий, еп. Ринокирский. 12 мая. Препп. отцы, избиенные в Синае и Раифе, и Феодул, сын Нила Постника. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мощи его почивают под спудом в главном храме обители его. 56. Преп. Игнатий Ломский полагал начало иноческому житию в Кирилловом Белозерском монастыре; потом подвизался в 60 верстах от Вологды, близ бывшего города Ломска, и здесь основал Спасскую пустынь. Любитель безмолвной жизни, предоставив управлять основанною пустынью одному из учеников своих, удалился из нее на берег речки Сары в Вадожскую волость и здесь жил отшельником. Когда же и сюда собрались к нему ревнители иноческой жизни, он построил для них храм Покрова Богородицы и таким образом основалась Вадожская Богородичная пустынь. Преп. Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года. Мощи его почивают под спудом в упраздненной в 1764 г. Вадожской пустыни, Покровской церкви. В обители преп. Кирилла начали свои подвиги: преп. Савватий Соловецкий (см. главу VI) и преп. Корнилий Комельский (см. главу VII). Глава IV. Ветвь Белозерская вторая 57. Преп. Ферапонт Белозерский и Можайский, из рода дворян Поскочиных, урожденец Волоколамский, в юных летах постригся в Симонове монастыре и был учеником преп. Сергия. Через несколько времени удалился с другом своим преп. Кириллом в страну Белозерскую и в 1398 году построил там монастырь. Князь Андрей Можайский вызвал его в Можайск, и по его просьбе преп. Ферапонт построил близ города Лужецкий монастырь и в нем остался настоятелем. Преставился 27 мая 1426 года. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. 58. Преп. Мартиниан Белозерский, урожденец деревни Березкина, близ которого теперь стоит Сямский монастырь, отрок Михаил на 13-м году оставил родителей, тайно ушел к преп. Кириллу Белозерскому, о котором слышал от многих. «Возьми меня к себе, господине!» говорил отрок старцу, упав ему в ноги. Кирилл отдал отрока учиться грамоте к мирскому дьяку Олешу (Алексею) Павлову, а по научении взял к себе. Полюбив чистую душу юного Михаила, св. старец облек его в иночество с именем Мартиниана и велел ему жить у себя в келлии. По желанию св. игумена, Мартиниан удостоен священства и занимался писанием книг, сохранившихся доныне. По кончине преп. Кирилла, блаж. Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров оз. Вожа. Когда стали собираться к нему сюда братия, он создал храм Преображения Господня и ввел чин общежития. Братия Ферапонтовой пустыни, осиротевшие по вызова Ферапонта в Можайск, умолили преп. Мартиниана принять игуменство над ними. Он привел обитель Ферапонтову в цветущее состояние. Великий Князь Василий Темный полюбил старца, поручил ему настоятельство в лавре Сергиевой, дозволял говорить себе правду и слушался его советов. Но обитель, близкая к столице, тяготила пустынника; он удалился в свой Ферапонтов монастырь. Достигнув глубокой старости, преп. Мартиниан скончался 12 января 1483 года. Обитель его упразднена в 1798 году к храмы ее сделались приходскими, но хорошо сохраняются усердием причта и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В это время в Византии возникла иконоборческая ересь, причинявшая потрясения и смуты в Церкви. Иконоборцы преследовали православных еще с большей жестокостью, чем мусульмане. Не легко было преп. Иоанну смотреть на притеснения от мусульман, но еще тяжелее было видеть гонения, воздвигнутые христианскими императорами. И преподобный сделался пламенным защитником иконопочитания. Преп. Иоанн посылал в Константинополь и по всей империи послания, в которых опровергал учение иконоборцев и призывал твердо держаться православного учения. Послания преп. Иоанна имели сильное воздействие на христиан. Император Лев Исаврянин, узнав о влиянии на народ посланий преп. Иоанна, решил погубить его. Он приказал писцам изучить почерк преподобного, а затем велел написать письмо от его имени к себе, с обещанием предать Дамаск в руки греков. Это подложное письмо было отослано калифу. Последний поверил клевете и повелел отсечь Иоанну правую руку. После экзекуции преп. Иоанн повергся с отсеченной рукой пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи, и чудо совершилось: приложенная рука срослась. В память чудесного исцеления преп. Иоанн составил в честь Пресвятой Богородицы песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Калиф, узнав об исцелении преп. Иоанна и убедившись в невиновности его, предложил ему занять прежнюю должность, но тот отказался и, раздав имущество бедным, около 732 года удалился в Палестину, где поселился в обители преп. Саввы Освященного. Этому примеру последовал и сводный брат преподобного, Косма. Старцы обители преп. Саввы Освященного отказывались быть наставниками преп. Иоанну, широко прославившемуся своей борьбой за иконочитание. Но один простой и строгий монах взял его к себе на послушание. Этот старец, считая, что слава преп. Иоанна, его обширные богословские познания и песнотворчество могут быть преткновением ему в стяжании смирения, повелел преподобному ничего не писать без благословения. Преп. Иоанн покорно нес возложенное на него послушание. Но, однажды, когда старца не было в лавре, преп. Иоанн, по просьбе одного монаха, написал надгробные песнопения, которые и доныне поются при погребении: «Кая житейская сладость...». Вернувшийся старец наложил строгую епитимию на преподобного. Вскоре старец получил извещение от Богоматери не мешать преп. Иоанну заниматься сочинением духовных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

184 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. в Истории Русской Церкви, т. V, стр. 214 и след. 185 Рукоп. преп. Иова, л. 34 – 35, без начала. В русском переводе – в «Творениях св. отцов», изд. при Московской дух. Академии. 186 В рукоп. преп. Иова, л. 100 на об., одно только заглавие. Перевод сделан с списка помещенного в «Маргарите» Московской печати 1764 года. Извлечение см. в «Истории русской церкви», Макария, т. V, стр. 426–431. 188 В рукоп. преп. Иова, л. 100, одно только заглавие. В русском переводе см. «Творения св. Отец», изд. при Московской дух. Академии. 189 Св. Григорий, против воли поставленный в пресвитера, по смирению удалился было в Понт; но, немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз и произнес настоящее слово. 190 Под днем таинства разумеется в первом случае праздник Рождества Христова, во втором праздник Богоявления, в последнем – Пасха. 193 Рукопись преп. Иова, л. 41–43. В списке преп. слова есть некоторые варианты против известных доселе в печати 197 Отселе и до конца слова текст утрачен в рукописи преп. Иова и заимствован из древнего Златоструя. 198 Разумеется здесь антиохский патриарх Флавиан, в присутствии коего И. Златоуст говорил сию беседу. 199 В рукописи преп. Иова, л. 90–91, только конец. Перевод начала сделан со списка в рукописи Почаевской Лавры, по описанию В. Березина, 9, л. 52 на об. 200 Рукоп. преп. Иова, л. 119–123. В русском переводе – между Творениями Св. отцов, изд. при Московской дух. Академии. 203 Рукоп. преп. Иова, л. 76–77 и 68–69. У Монфокона это слово отнесено к сомнительным, т. е. едва ли принадлежащим Златоустому. 204 В рукописи преп. Иова л. 68 и 69. Слово заимствовано из древнего Златоструя; но греческий подлинник или источник этого слова не найден. 205 Рукоп. преп. Иова, л. 76. Составлена на основании 3, 6, 2 и 4-й бесед И. Златоустого о Лазаре, но не преп. Иовом. В таком составе эта беседа, встречается в других рукокисях и в печатном прологе под 11-м июня. 206 Рукоп. преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Лукия девица, и с нею Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, и др., мучч Кампанийские. 6 июля. Лупп, муч. при Аврелиане. 23 авг. Лупп, муч. Солунский при Максимиане с Димитрием великомуч. 26 окт. Любовь, мученица Римская при Адриане, с Верой и др. 17 сент. Людмила, княгиня Чешская, постр. в 922 году. 16 сент. М Мавра, мученица Фиваидская ок. 286 г., с Тимофеем чтецом. 3 мая. Маврикий и 70 воинов, мучч. при Максимиане (305 г.) в Анамее Сирийской. 22 февр. Маврикий, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Мавр, муч. Римский 3 в., сын муч. Клавдия трибуна, из дружины Хрисанфа и Дария. 19 марта. Мавр воин, муч. Римский около 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Мавсима, пресвитер Сирийский 4 в. 23 янв. Магн, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Макарий, муч Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Макарий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией. 5 февр. Макарий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Ромилом, Евдоксием и др. 6 сент. Макарий исповедник, пресв. Антиохийский, с Евгением, страд. при Иулиане. 19 февр. 270 Макарий преп., Египетский, ум. 390. 19 янв. Макарий преп., Александрийский, ум. ок. 405. 19 янв. Макарий преп., из числа избиенных в 5 в. в Синае и Раифе. 14 янв. Макарий, игумен Пеликитской обители, исповедник, ум. ок. 830. 1 апр. Макарий, игумен калязинский, ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей). Макарий, преп. Желтоводский, ум. 1504. 25 июля. Македоний, муч. Смирнский, с Пионием пресв. и др. при Декии. 11 марта. Македоний, пустынник Сирийский, ок. 420. 21 янв. Македон, муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом, своим отцом и др. 23 марта. Макрина преп., сестра Василия Великого . 10 июля. Макровий, муч. Галатинский, с Селевком и Гардианом. 13 сент. Максимилиан, из 7 Ефесских отроков. 1 авг. и 22 окт. Максимин и Келидоний, проповедники слова Божия в Галлии, 1 века. 4 янв. Максимиан, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Максимиан, патриарх Цареградский, ум. 434. 21 апр. Максим, муч. Римский (ок. 230 г.), с Кикилией и др. 22 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1858 году, за год до издания свт. Филаретом своего фундаментального труда, выходит новый перевод нравственно-подвижнических слов преп. Марка, подготовленный Оптиной пустынью. И там в качестве введения публикуется перевод того места из «Библиотеки» свт. Фотия, где описываются сочинения преподобного (за исключением диалога «О Мелхиседеке», о котором свт. Фотий говорит отдельно), начиная с сочинения «О законе духовном» 7 . Несколько строк преп. Марку уделил профессор П.С. Казанский в своём труде «Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках». Сказав о близости по духу творений преп. Марка преп. Макарию Великому , он отмечает, что нет данных для определения времени его жизни. Так же, ссылаясь на издателя творений преп. Макария Великого Ж. Флёсса, П.С. Казанский приводит необычное предположение, что если преп. Марк есть тот Марк, о котором говорится в XX главе «Лавсаика», то он может быть одним лицом с преп. Макарием Александрийским . То есть, повествуя о Марке, преп. Макарий Александрийский рассказывал, таким образом, о себе 8 . Архиепископ Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» пишет, что преп. Марк был слушателем свт. Иоанна Златоуста , прожил 100 лет, проведя 60 из них, по разлучению со святителем, в нитрийской пустыни, почив соответственно около середины V века 9 . Профессор Н.И. Барсов в «Очерках из истории христианской проповеди » о заочном споре между свт. Филаретом Черниговским и иезуитом А. Галланди относительно того, кем был преподобный, высказывается как о вопросе, который трудно решить с точностью. Написав, что ещё свт. Фотию были известны восемь сочинений преп. Марка, он заимствует этот список не из первоисточника, а приводит ошибочный, содержащийся у свт. Филарета Черниговского . Принадлежит ли сочинение «О законе духовном» преподобному, собственного мнения профессор не высказывает, указывая как на мнения западных учёных, так и свт. Филарета. О вновь открытом в 1748 году диалоге «О Мелхиседеке» он ошибочно пишет, как о сочинении, неизвестном свт. Фотию 10 . Говоря о близком сходстве, вплоть «до полного тождества в выражениях» слов преп. Марка с сочинениями преп. Макария Великого , Н.И. Барсов ссылается на сочинение «Главы о трезвении», хотя в то время авторство этого труда уже оспаривалось. В результате делается вывод о том, что оба проповедника жили в одно и то же время и в одном и том же месте, обмениваясь мыслями и пользуясь сочинениями друг друга 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010