5 Так, при изложении в «Сказании» учения жидовствующих, он перечисляет все предметы, о которых писал не в первых только, а во всех 16 своих словах, и говорит: «уже тысяща и пятьсот лет прейде по рождестве Христове» – чего, при митрополите Зосиме (1491–1494) не мог бы сказать. (Просветит. стр. 45–48). 6 Снес. IIpocbemum., стр. 74–77 и Предисловие «Книги преподобного и богоносного отца нашего Никона, игумена Черной Горы», напеч. в Почаевской типографии в 1795 году. 7 При изъяснении этих трех текстов Иосиф несомненно пользовался мыслями св. Василия великого , хотя и не ссылается на него. Снес. Просветит. стр. 81–86 и Творен. св. Отцев в русск. переводе. т. V. 171–173; VII, 216. 9 Снес. Просвет., Спб. 157, 163–164, и св. Златоуст Слова, перев. с греческого при Спб. Дух. Акад., т. III, 534–537; 581–585, СПБ., 1850. 10 Снес. Просвет., стр. 194–200, и св. Дамаск. Слово о умерших в вере, Хр. Чтен. 1827. XXVI, 324 и след. 12 Самое важное слово об иконах св. Дамаскина, именно III-e, напеч. в Хр. Чтен. 1823, ч. XI и 1828, ч. XXX. 13 Снес. Просвет. 289–299 и св. Дамаск. Точное изложение православн. веры, кн. IV, гл. 2 и 13, Москва, 1844. 20 Закона градск. грань 39, гл. 31–33, в Славянск. Кормч. ч. 11. Надобно заметить, что преп. Иосиф считал эти градские законы, как помещенные в Кормчей вместе с правилами Соборов и отцов, совершенно наравне с этими последними за писания божественные и учил: «аще кто речет: се суть градские законы, а не св. отец писания, таковый о сем да прочтет третиенадесять слово, иже в сей книзе написано, и тогда увесть о градских законах, яко подобна суть пророческим и апостольским и св. отец писанием». (Просвет. стр. 588. Снес. Слов. XIII, стр. 537–538). 24 Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, в Правосл. Собеседн. 1863, III, 201. Тоже говорит Вассиан и в другом месте на стр. 199. 28 Припомним, для примера, слова святителя Ионы, митрополита московского, об Исидоре-митрополите, бежавшем из Москвы: «благоверный князь великий Василий Васильевич не посла за ним возвратити его, ни восхоте держати его, яко несмыслена и богомерзка, зане бо святая правила божественнаго закона св. апостол повелевают таковаго церкви развратнице огнем сжещи или живаго в землю засыпати». Посл. к Литовским епископам, в нашей «Истор. Русск. Церкви» VI, Прилож. 1, стр. 367). Читать далее Источник: Макарий (Булгаков), митр. Преподобный Иосиф Волоколамский в его «Просветителе»//Христианское чтение. 1871. 10. С. 487-529. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное |
90. Цит. по: Павел, Патриарх Сербский. Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она " нечиста " (во время месячных)?//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен, 2002. 2 91. “Так мы учили. В час, когда вышний могучий Змей бывает разбужен грехами мира, и соединяется с женщиной, и вводит в нее скверну, – тогда Мужчина отделяется от нее из—за того, что нечиста она и зовется нечистой. И нельзя Мужчине приближаться к ней: горе, если он осквернится ею в то время, когда она нечиста!… 24 вида нечистоты ввел Змей в Женское, когда соединился с ним, в соответствии с численным значением вражды. 24 вида пробудились сверху и 24 – снизу. И отросли волосы, и увеличились ногти, и тогда суды пробудились во всем. И преподано. Когда женщина хочет очиститься, должна она срезать все волосы, которые отросли в дни ее нечистоты и остричь ногти вместе со всей грязью, которая в них. Ибо преподано в тайнах нечистоты. Скверна, которая в ногтях, пробуждает иную скверну. И поэтому их следует надежно укрыть. Ибо учили мы, что 1455 видов зла держится за ту скверну, которую вел могучий Змей, и все они пробуждаются от скверны ногтей. И используя то, что связано с ними, всякий, кто захочет, может наводить порчу на сынов человеческих. И тот, кто уничтожает их, тот как бы увеличивает Милость во вселенной… Если остатки от остатков высшей нечистоты таковы, то тем более – женщина, сочетавшаяся со Змеем и получившая от него скверну, которую он ввел в нее. Горе вселенной, воспринявшей от нее эту скверну! " (Тайна нечистоты.//Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. – М., 1994, сс. 163—164). 92. преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, с. 175. Речь идет о следующем Библейском тексте: пред лицом Бога " вся праведность наша – как запачканная одежда " (Ис. 64,6). Слав. перевод: " якоже порт нечистыя вся правда наша " . В Септуагните (греч. переводе книг Ветхого Завета) стоит rakos apokaqhmenis. Первое из этих слов означает лохмотья, тряпье; второе – очищающихся, выделяющих, отделенных. Патриарх Сербский Павел: " позже дошло до такой точки зрения, что женщины не должны приходить в церковь в этом состоянии… Возможно и из—за запаха, который издает материя очищения при разложении " |
90 Цит. по: Павел, Патриарх Сербский. Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?/Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Мюнхен, 2002. 2 (3434) 91 “Так мы учили. В час, когда вышний могучий Змей бывает разбужен грехами мира, и соединяется с женщиной, и вводит в нее скверну, – тогда Мужчина отделяется от нее из-за того, что нечиста она и зовется нечистой. И нельзя Мужчине приближаться к ней: горе, если он осквернится ею в то время, когда она нечиста!.. 24 вида нечистоты ввел Змей в Женское, когда соединился с ним, в соответствии с численным значением вражды . 24 вида пробудились сверху и 24 – снизу. И отросли волосы, и увеличились ногти, и тогда суды пробудились во всем. И преподано. Когда женщина хочет очиститься, должна она срезать все волосы, которые отросли в дни ее нечистоты и остричь ногти вместе со всей грязью, которая в них. Ибо преподано в тайнах нечистоты. Скверна, которая в ногтях, пробуждает иную скверну. И поэтому их следует надежно укрыть. Ибо учили мы, что 1455 видов зла держится за ту скверну, которую вел могучий Змей, и все они пробуждаются от скверны ногтей. И используя то, что связано с ними, всякий, кто захочет, может наводить порчу на сынов человеческих. И тот, кто уничтожает их, тот как бы увеличивает Милость во вселенной… Если остатки от остатков высшей нечистоты таковы, то тем более – женщина, сочетавшаяся со Змеем и получившая от него скверну, которую он ввел в нее. Горе вселенной, воспринявшей от нее эту скверну!» (Тайна нечистоты./Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. – М., 1994, сс. 163–164). 92 преп. Макарий Египетский . Новые духовные беседы. М., 1990, с. 175. Речь идет о следующем Библейском тексте: пред лицом Бога «вся праведность наша – как запачканная одежда» ( Ис. 64:6 ). Слав. перевод: «якоже порт нечистыя вся правда наша». В Септуагните (греч. переводе книг Ветхого Завета) стоит ρακοσ αποκαθημενισ. Первое из этих слов означает лохмотья, тряпье ; второе – очищающихся, выделяющих, отделенных. Патриарх Сербский Павел: «позже дошло до такой точки зрения, что женщины не должны приходить в церковь в этом состоянии… Возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении» 3434 |
К северо–востоку от Рождество–Богородичной церкви, в 23 саж. от нее, находится каменная церковь во имя Зачатия св. Анны. Она построена в 1809–1811 г.г. на месте прежней Зачатиевской церкви, созданной в 1679 году киевским жителем Александром Новицким и возобновленной в 1763 г. Внутри Дальних пещер, под землею, находятся три церкви: 1) Благовещенская, 2) Феодосиевская и 3) Рождественская, которые были устроены в очень древнее время; Благовещенская церковь была построена еще сподвижниками преп. Феодосия. В Дальних пещерах почивают нетленные мощи следующих печерских подвижников: Преп. Пафнутия в затворе (пам. 15 февраля) Преп. Афанасия в затворе (2 декабря) Преп. Дионисия в затворе (3 октября) Преп. Феофила, епископа Новгородского (26 октября) Преп. Зинона постника (30 янв.) Преп. Григория чудотворца (8 янв.) Преп. Ипатия целебника (31 мар.) Преп. Лукиана священномученика (15 октября) Преп. Феодора, князя Острожского, сначала сражавшегося с врагами за веру и отечество, а в конце жизни своей подвизавшегося в Печерском монастыре (11 августа) Преп. Мартирия затворника (25 октября) Преп. Илариона схимника, бывшего первым митрополитом русским из числа русских (21 октября) Преп. Лаврентия затворника (29 января) Преп. Моисея чудотворца (26 июля) Преп. Иосифа болезненного (4 апр.) Преп. Павла послушливого (10 сентября) Преп. Сисоя схимника (6 июля) 17 и 18) Преподобных Леонтия и Геронтия, канонархов печерских (18 июня и 1 апреля) Преп. Нестора некнижного (27 окт.) Преп. Феодора молчаливого (17 февраля) Преп. Памвы в затворе (18 июля) Преп. Софрония в затворе (11 мая) Преп. Панкратия в затворе (9 февраля) Преп. Анатолия в затворе (3 июля) Преп. Мардария в затворе (13 декабря) Преп. Аммона в затворе (4 окт.) Преп. Пиора в затворе (28 авг.) Преп. Мартирия в затворе (25 октября) Преп. Руфа в затворе (8 апр.) Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой, мощи которой в 1910 г., с разрешения Св. Синода, перенесены в Полоцк (23 мая). Следует Благовещенская церковь . Потом почивают угодники печерские: |
Р. 270). – Ред. 162 Некоторое пренебрежение гигиеной в монастырях того времени было элементом отречения от мира (см.: TSGC. Р. 282). – Ред. 170 Преп. Евфимий (f 473) – настоятель Лавры Фаран; упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 72) и письме 500. Преп. Феодосий Великий (424–529); упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 50; 53; 72) и письме 149 (ср.: Кирилл Скифопольский . Жизнь преп. Феодосия). Преп. Домитиан Мелитинский (f 473); упоминается преп. Феодором также в «Великом оглашении» (I, 72) и письме 8 (см.: TSGC. Р. 298–299). О преп. Дорофее Газском и его ученике преп. Досифее см. примеч. 2 на с. 246, о преп. Захарии – примеч. на с. 247, о преп. Пахомии и преп. Савве Освященном – примеч. 1, 2, 3 на с. 243. Св. Василий (V-VI bb.) – ученик и сподвижник преп. Феодосия Великого. См. «Житие преп. Феодосия Великого». Преп. Афре Нитрийский, ученик преп. Ора (f V b.) – Ред. 171 Лерой отмечает, что речь идет о трубе не в буквальном смысле, но в переносном – о деревянном биле, которое издает звук при ударе по нему колотушкой (см.: TSGC. Р. 306). – Ред. 173 См.: Достопамятные сказания. Авва Вениамин, 5; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26. – Ред. 176 Французские издатели полагают, что по этому указанию можно судить о месте и дате создания данного оглашения: оно было произнесено после поселения преп. Феодора с его монахами в Студийском монастыре в Константинополе (предположительно около 798 г.), после первого изгнания, закончившегося в августе 797 г. (см.: TSGC. Р. 310). – Ред. 179 Учение об иконопочитании преп. Феодора здесь помещено в широкий контекст – антропологический и аскетический. – Ред. 181 Преп. Феодор Тавеннесийский (Освященный; 306–368) – ученик преп. Пахомия. Родился в египетском городе Шне (Латополь, ныне Ишна). Преп. Орсисий (f около 380) – второй преемник преп. Пахомия Великого в руководстве монастырем после смерти преп. Пахомия. Преп. Петроний (f 346) – соратник преп. Пахомия Великого , которого преп. |
Преп. Антоний Новый, подвизавшейся на Олимпе, происходил из Палестины. В афонских обителях жили пришельцы из М. Азии (например, Евфимий Новый) Иверии, (Евфимий Иверский), Армении и Италии 259 . В монастыре преп. Лазаря Галесийского подвизались выходцы из Лидии и Армении 260 . Не менее многочисленны указания агиографической литературы на то, что некоторые святые много раз меняли место своего подвижничества, переходя иногда при этом из одного конца империи в другой, и тем свидетельствуя об оживлённом идейном культурном и этническом обмене между её областями. Помимо таких ярких примеров, как странствования преп. Серапиона 261 , преп. Илариона В. (жившего подолгу в Египте, Сицилии, Эпидавре и Крите), преп. Мартиниана (обошедшего в два года 164 города) и Никона Метаноите, можно указать на передвижение целого ряда других святых. Преп. Авксентий, происходивший из Сирии, подвизался в окрестностях Халкидона; каппадокиец преп. Агапит прославился около Синада во Фригии; преп. Андрей еп. Критский происходил из Дамаска; преп. Афанасий Афонский , трапезунтец по происхождению, учился в Константинополе и подвизался на Афоне; преп. Герман Козинитский пришёл во Фракию из Палестины; преп. Григорий, происходивший из Декаполии (ю-в. угол M. Азии), подвизался в Солуни и Константинополе; преп. Давид Солунский прибыл в этот город из М. Азии; преп. Дорофей Фракийский происходил из Трапезунта; Епифаний еп. Кипрский родился в Финикии; преп. Евфимий Новый, бывший воин из Галатии, сначала подвизался на Олимпе, а потом на Афоне; преп. Ипатий Руфинианский прибыл в Вифинию из Фригии; преп. Иосиф Песнописец, уроженец Сицилии, жил в Пелопоннесе, Солуни и Константинополе; преп. Лука Столпник, подвизавшийся около Халкидона, происходил из Фригии; вифинский игумен преп. Михаил Малеин был уроженец Каппадокии; преп. Павел Латрский родился в Пергаме и подвизался сначала на Олимпе; преп. Парфений Лампсакский прибыл в этот город из Мелитополя; преп. Стефан еп. Сурожский происходил из Каппадокии; преп. Христодул Патмосский, уроженец Никеи, несколько раз менял место подвигов под давлением турецкой опасности и жил в Палестине, на Латре, на островах Косе и Патмосе; наконец, преп. |
1413. Явление иконы Богоматери на Колоче. 9 июля. 1420. Знамение от иконы Богоматери в Черсках. 16 июля. 1423. Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. 5 июля. 1426. Ферапонт, преп. Белоезерский. 27 мая. 1427. Никон, преп. Радонежский. 17 ноября. Кирилл преп., игумен Белоезерский. 9 июня. 1429. Павел, преп. Комельский. 10 янв. 1431. Фотий, митрополит Киевский. 2 июля. 1434. Максим блаж., юродивый Московский. 11 ноября. 1435. Савватий, преп. Соловецкий. 27 сент. 1437. Дионисий преп., игумен Глушицкий. 1 июня. 1439. Александр преп., игумен Куштский. 9 июня. 1442. Григорий, преп. Вологодский. 30 сент. 1444. Арсений, преп. Коневский. 12 июня. 1452. Михаил юродивый, преп. Клопский. 11 янв. 1458. Евфимий, архиеп. Новгородский. 11 марта. 1461. Иона, митрополит Московский. 31 марта. Савва, преп. Вишерский. 1 окт. 1471. Иона, архиеп. Новгородский. 5 ноября. 1472. Обретение мощей митрополитов Киевских, Киприана, Фотия и Ионы. 27 мая. 1474. Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 1477. Пафнутий, преп. Боровский. 1 мая. 1478. Зосима, преп. Соловецкий. 17 апр. 1480. Празднование Владимирской иконе Богоматери, ради избавления от Ахмата, Ордынского царя. 23 июня. 1481. Евфросин, преп. Псковский. 15 мая. 1483. Макарий, игумен Калязинский. 17 марта. 1492. Тихон, преп. луховский. 16 июля. Иоанн, Сочавский великомуч. 2 июня. Ефрем, преп. Перекомский. 16 мая. 1494. Иоанн, юродивый Устюжский. 29 мая. 1495. Савва, преп. Псковский. 28 авг. 16 век 1504. Кассиан грек, Углечский чудотворец. 21 мая. Макарий, преп. Желтоводский. 25 июля. 1507. Обретение мощей преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. 4 июля. 1514. Георгий Новый, муч. Болгарский. 20 мая. |
Когда умер старец Макарий, преп. Анатолий и преп. Амвросий особенно сблизились между собой, потеряв любимого ими обоими старца и руководителя. Старец Амвросий, увидев, что преп. Анатолий стал уже достигать меры высокого духовного устроения и созрел, чтобы наставлять других, постепенно стал вводить его в свой старческий труд, делая своим сотрудником, подобно тому, как его вел в свое время о. Макарий. В 1870 году преп. Анатолий был посвящен в иеромонахи. В следующем году он был назначен указом Синода от 3 августа 1871 года настоятелем Спасо-Орловского монастыря, Вятской губернии, с возведением в сан архимандрита, но, ради трудов старчества и послушания старцу Амвросию, преп. Анатолий отказался от служебной карьеры. Почивший старец о. Макарий иногда называл преп. Анатолия «высочайшим», с одной стороны, обращая как бы внимание на его высокий рост, с другой же, – указывая на высоту его духовного устроения. Ввиду-то этого устроения преп. Амвросий скоро и выпросил преп. Анатолия себе сначала в помощники, потом в благочинные, наконец, – в скитоначальники. Благочинным преп. Анатолий был назначен вскоре после посвящения в иеромонахи. В помощники себе преп. Амвросий преп. Анатолия выпросил у преосвященного архиепископа Григория в один из его приездов в Оптину, а назначение скитоначальником состоялось 13 февраля 1874 года, после смерти преп. Илариона; по желанию преп. Амвросия, его представил к утверждению в этой должности о. архимандрит. Преп. Анатолий все эти назначения принимал из послушания своему старцу и нес их смиренно и трудолюбиво. Сам он впоследствии рассказывал, что про его назначение благочинным многие и не знали долгое время. Однажды он увидал, что братия делают что-то неладное. Преп. Анатолий сделал выговор, ему же в ответ вопрос: «А вам какое дело?», – и очень смутились, когда кто-то подошедший сказал им, что это благочинный. Те стали просить прощения, просили, чтобы не говорил архимандриту. Преп. Анатолий отцу архимандриту не сказал, да и вообще он, прежде чем доложить начальнику что-либо из проступков братий, спрашивал совета у преп. Амвросия; он не любил выставляться, не требовал себе почета. |
См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69. |
Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. (преп. Нектарий) РАЗУМ ДУХОВНЫЙ Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение. (преп. Макарий) Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум. (преп. Макарий) К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пишут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувственность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен. (преп. Макарий) Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостию он отвержен. (преп. Макарий) РАССЕЯННОСТЬ Яриучайся помаленьку не рассеиваться. Для сего старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно. (преп. Иосиф) РАССУЖДЕНИЕ Истинный разум, или рассуждение, стяжавается от смирения, а смирение от скорбей, по слову святого Петра Дамаскина, и кто бегает скорбей, тот бегает своего спасения. (преп. Макарий) РОДИТЕЛИ Чтыи отца очистит грехи своя, чтый отца возвеселится о чадех своих и в день молитвы своея услышан будет, чтый отца твоего, да найдет на тя благословение от него. Чадо, заступи в старости отца твоего, аще и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостию твоею, молитва бо отча незабвенна бывает пред Богом, в хуле не оставляй отца твоего. (преп. Лев) РОПОТ Bce грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. (преп. Макарий) Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби. (преп. Макарий) Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных. (преп. Антоний) Особенно остерегайтесь ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную. (преп. Амвросий) |
| |