Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас. (преп. Макарий) ПРОСТОТА Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет. (преп. Амвросий) Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. (преп. Амвросий) Сама не юли и другим не вели. (преп. Амвросий) Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. (преп. Амвросий) Будем жить проще, и Бог помилует нас. (преп. Амвросий) ПРОЩЕНИЕ В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же.- Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и (Пс.33:15). (преп. Амвросий) Прежде чем у Господа просить прощения, надо самой простить. Так сказано в молитве Господней. (преп. Никон) Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,- это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук. (преп. Никон) ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. (преп. Амвросий) Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения. (преп. Анатолий) По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. Не приидох бо, — глаголет Господь, — воврещи мир на землю, но меч (Мф.10:34). (преп. Амвросий) Что нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Марк Афинянин, преп. 5 апр. Фракия. (Сн. Адрианополь, Андриания, Византия, Деволт, Дризипера, Ираклия, Потама, Силимврия, Траянополь, Филиппополь.) Мелитинна, муч. при Антонине. 16 сент. Каллисфения св., дочь муч. Давикта, 4 в. 4 окт. Варвар воин, и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. ок. 362. 6 мая. Даниил преп., столпник в Анапле, ум. 489. 11 дек. 2. Топографический Указатель событий и Угодников, собственно, Российской Церкви Боровичи , в Новгородской губернии. Иаков чудотворец, ум. ок.1540. 23 окт. Боровск , в Калужской губ. Пафнутий преп., ум. 1479. 1 мая. Белоезерск , Новгородской губ. Ферапонт преп., ум. 1426. 27 мая. Кирилл преп., ум. 1427. 9 июня. Валаам , остров на Ладожском озере. Сергий и Герман препп. 28 июня и 11 сент. Веркола , селение в Архангельской губ. Артемий праведный, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Вишера, река в Новгородской губ. Савва преп., основатель Вишерской обители, ум. 1461. 1 окт. Владимир на Волыни. Стефан еписк., ум. 1094. 27 апр. Владимир на Клязьме. Симон еписк., ум. 1226. 10 мая. Аврамий, муч. Болгарский, в 1230 перенесеный во Владимир. 1 апр. Георгий, вел. князь, 1 марта 1238 года убиенный татарами. 4 февр. Александр Невский, вел. кн., 1263 г. 14 ноября скончавшийся. 23 ноября. Вологда . Сергий преп., ум. 1412. 7 окт. Григорий преп., ум. 1412. 30 сент. Иоанн князь, ум. 1522. 19 мая. Волок, Волоколамск , Московской губ. Иосиф преп. ум. 1515. 9 сент. Воронеж . Митрофан еписк., ум. 1703. 23 ноября. Галич , Костромской губ. Аврамий преп., ум. 1375. 20 июля. Гатчина , в С.-Петербургской губ. Празднование св. Иоанну, Крестителю Господню на память принесения из Мальты креста из части древа животворящего Креста Господня, чудотворного образа Божией Матери, писанного св. ап. Лукой, и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя в 1799 году. 12 окт. Глушицкий монастырь , в Вологод. губ. Дионисий преп., ум. 1437. 1 июня. Желтоводская обитель , в Нижегородской губ. Макарий преп., ум. 1504. 25 июля. Звенигород, Московской губ. Савва преп., ум. 1407. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Свт. Филарет Черниговский включил сведения о преп. Марке в общий курс патрологии. В «Историческом учении об отцах церкви» , вышедшем в 1859 году, данные о жизни преп. Марках берутся из «Лавсаика» Палладия Еленопольского, церковных историй Созомена и Никифора Каллиста и из синаксаря греческой минеи. Свт. Филарет настаивает на том, что автором рассматриваемых нами сочинений является отшельник Марк Нитрийский. Святитель замечает, что наставления преподобного не во всем сходны с учением блж. Августина . Очевидно, он имеет в виду различие между блж. Августином и преп. Марком в учении о соотношении благодати и свободы воли в деле спасения. Несколько строк преп. Марку уделил профессор П. С. Казанский в своем труде «Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках». Сказав о близости по духу творений преп. Марка преп. Макарию Великому, он отмечает, что нет данных для определения времени его жизни. Так же, ссылаясь на издателя творений преп. Макария Великого Ж. Флёсса, П. С. Казанский приводит необычное предположение, что если преп. Марк есть тот Марк, о котором говорится в XX главе «Лавсаика», то он может быть одним лицом с преп. Макарием Александрийским. То есть, повествуя о Марке, преп. Макарий Александрийский рассказывал, таким образом, о себе. Профессор Н. И. Барсов в «Очерках из истории христианской проповеди » говорит о близком сходстве слов преп. Марка с сочинениями преп. Макария Великого. При этом Н. И. Барсов ссылается на сочинение «Главы о трезвении», хотя уже в то время авторство этого труда оспаривалось. В результате он делает вывод о том, что оба проповедника жили в одно и то же время и в одном и том же месте, обмениваясь мыслями и пользуясь сочинениями друг друга. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона относит преп. Марка к египетским отшельникам IV века. Отмечается важность для догматического богословия беседы преподобного «О Крещении» за изложение в ней учения о свободе воли. В словаре отмечается, что за это учение Римско-католическая церковь причислила сочинение к числу пелагианских и включила в состав запрещенных книг.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Препп. пустынники Сирийские: Антиох, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, два Моисея и Полихроний. 23 февр. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Варадат, Фалассий и Лимний. 22 февр. Домнина дева. 1 марта. Марон. 14 февр. Феоктист, игумен Сицилийский. 4 янв. Препп. Скитские: Ахилла, Даниил, Зоил, Аммон или Амой, Алоний. Субб. с. Иоанн Колов. 9 ноября. Андроник и супруга его Афанасия. 9 окт. Пимен Великий. 27 авг Диадох, еп. Фотики. Субб. с. Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахернском храме. 2 июля. Препп. Цареградские: Далмат и Фавст. 3 авг. Домника. 8 янв. Олимпиада св., диаконисса. 25 июля. Маркиан пресвитер. 10 янв. Тигрий пресв. и Евтропий чтец, мучч. Цареградские. 16 июня. 491–518.       Роман преп., творец кондаков. 1 окт. 520.             Иоанн Каппадокианин, патриарх Цареградский. 30 авг. 522.             Арефа, Синклитикия с двумя дочерьми, и другие мучч. Негранские от Дунаана. 24 окт. Мария, преп. Египетская. 1 апр. 529.            Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. 11 янв. 530.             Коприй, преп. Палестинский. 24 сент. Равула, преп. Месопотамский. 19 февр. Сампсон странноприимец, преп. Царегр. 27 июня. 531.            Савва Освященный, преп. 5 дек. 535.             Агапит, папа Римский. 17 апр. Иоанн преп., еп. Кесарийский. 3 окт. 540.             Давид, преп. Солунский. 26 июля. Исаак Сирин , преп. Сполетский. 12 апр. 543.             Венедикт преп., РимлянИн.14 марта. Ок. 546.       Ефрем, патриарх аитиохийский. 8 июня. 548.             Феодора царица. 14 ноября. 552.             Мина, патриарх Цареградский. 25 авг. Григорий, архиеп. Омиритский. 19 дек. 553.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 5. 25 июля. 557.             Иоанн молчальник, Савваит. 3 дек. Кириак, отшельник Палестинский. 29 сент. 558.             Сира девица, мученица Персидская. 24 авг. 527–565.       Петр св., бывший прежде мытарем. 22 сент. Фома юродивый, преп. келесирийский. 24 апр. 565.             Успение Юстиниана, правоверного царя. 14 ноября. 567.             Анастасия патрикия, преп. Епипет. 10 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

171 По характеристике И. В. Попова , «мистические элементы, как факт внутреннего опыта, настолько тесно сплелись в сочинениях Макария с его богословской теорией, что разделить два элемента при анализе его творений не всегда представляется возможным» (мы бы Добавили, что подобное разделение является не только невозможным, но и ненужным. – А.С.). Главной целью монашества в глазах преп. Макария представляется следующее: «Подвижник отрекается от мира, родных и имущества, чтобы взамен этих земных утех еще ныне, т.е. во время земной жизни, получить высшие, небесные дары. Он трудится не для достижения только загробного идеала, но ради благ, доступных в условиях земного существования». См.: Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетскаго //Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 1: Святые отцы II-IV веков. СТСЛ., 2004. С. 187. Относительно весьма горячо обсуждаемой современными исследователями проблемы творений, связываемых с именем преп. Макария, свои предварительные соображения мы высказали во вступительной статье к кн.: Творения древних отцов-подвижников: св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блж. Иперехий/Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова . М., 1997. С. 9–17 (переиздано: М., 2012. С. 10–25), а также в статье о преп. Макарии в настоящем издании на с. 401–512. 172 Обстоятельства жизни преп. Макария детально проанализированы в кн.: Бронзов А. Преподобный Макарий Египетский . Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. Т. I. СПб., 1899. С. 137–274. На нее мы в данном случае и ориентируемся, при ссылках указывая лишь в скобках номера страниц. 173 По словам А. Бронзова , «он просил своих родителей прекратить разговоры об его женитьбе как деле, конечно, неугодном Богу. Но родители, пренебрегая отговорками сына, снова стали просить его о повиновении им в данном случае. Между тем преп. Макарий был занят совсем другими мыслями: сосредоточив все свои заботы и помышления в одном Господе, он ежедневно читал книги в церкви и дома и вдумывался в их содержание. Отец преп. Макария, забыв о словах Авраама и Ангела, явившихся ему (во время болезни отца преп. Макария, еще до рождения его, было дано такое явление. – А.С.), в согласии со своею женою привели свои намерения относительно преп. Макария в исполнение: вопреки желанию последнего заставили его вступить в брак с одною женщиною, согласно с человеческими законами, т.е. установлениями и обычаями того времени и места. Но, так как сердце преп. Макария прилепилось только к одному Богу, так как все его заботы и сердечные стремления сосредоточились лишь в одном Господе, то, как и следовало ожидать, он совсем не прикасался к своей жене и даже не смотрел на нее, чтобы, т.е., даже взгляд его оставался чистым и неоскверненным» (с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иди, куда поведут, смотри — что покажут, и все говори: да будет воля Твоя! Лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо; и кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан. (преп. Амвросий) Старайся поступать во всем по заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно поручено от Господа, чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение. (преп. Амвросий) ПОСТ Воздерживаясь от брашен, должно воздерживаться и от страстей. (преп. Макарий) Святая Церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу. (преп. Антоний) Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Непременно поститесь! (преп. Антоний) Задерживай себя от снеди и пищи сколько можно и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи. (преп. Лев) Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да ижденет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное; вот в чем истинный пост, и какового от нас паче всего требует Господь. (преп. Лев) Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. (преп. Амвросий) Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет. (преп. Амвросий) Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев. (преп. Макарий) Помысл о себе высокого мнения есть тяжкий грех пред Богом, а люди, им одержимые, не только не каются в нем, но и за грех не считают. Берегись сего злого корения! (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

583 . Бронзов А А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского //ХЧ 1900. 2:10. 501–531; 11. 718–751. 584 . Войтенко А. Понятие λογισμς в корпусе «50 Духовных Бесед преподобного Макария Египетского »//АО 1999. 4(22). 103–107. 585 . Григорий (Борисоглебский) , иером. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского (пробная лекция 24 апр. 1892 г.)//БВ 1892. 11. 205–224. изд.: Сергиев Посад 1892. 586 . Ермаков С. А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их современное значение//Verbum. 3 9 .1524). 22–24. 587 . Казанский П. С. Учение о благодати преп. Макария Египетского //Прибавления к творениям святых отцов. 1845. 3. 125–146. 588 . Казанский П. С. Предисловие к творениям преп. Макария Египетского . 1: Жизнь преп. Макария Египетского ; 2: Писания св. Макария//Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. М. 1852. 4 Сергиев Посад 1904. V-XXII, XXIII-XXVII. 589 . Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях пр. Макария Египетского //ХЧ 1901. 2. 137–171. же://[Катанский А.] Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцев и учителей церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского . СПб. 1902. 208–242. 590 . Константин (Зайцев), архим. Преподобный Макарий Великий (Египетский)//Правосл. Путь. 1965. 33–50. 591 . Концевич И. М. Преп. Макарий Великий //Правосл. путь. 1965. 33–50. [Житие по патерикам, выдержки из Духовных бесед]. 592 . Кратиров П. Жизнь человека, его смерть и воскресение (По творениям Преп. Макария Египетского )//ПС 1899. 1:3. 364–369. 593 . Лебедев А. П. Св. Макарий Египетский //Прибавления к творениям святых отцов. 3. 1845. 105–146 (2-я паг.) [Учение св. Макария Египетского о благодати]. 594 . Онуфрий, иерод. Мистика преп. Макария Египетского //Учено-богословские опыты студентов Киевской духовной академии. Киев 1914. 12. 595 . Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского //БВ 1904. 3(11). 537–565; 1905. 1(1). 28–59; 2(6). 237–278. изд.: СТСЛ 1905. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

17: В.мч. Феодора тирона. (Сл. Муч.) Апостол. Евангелие. – Св. Мариамны, сестры Ап. Филиппа. 18. Св. Льва, папы Римского и Св. Флавиана испов., патр. Цареградского. Преп. Агапита, еп. Синадгкого. 19. Апост. Архиппа, Филимона и равноапостольн. Мчц. Апфии. Преп. Досифея. 20. Св. Льва, еп. Катанского. С.мч. Садока, еп. Персидск. 21. Пр. Тимофея, иже в Символех, и св. Евстафия, архиеп. Антиохийск. 22. Обретение мощей св. Муч., иже во Евгения, в числе коих были мощи Ап. Андроника, и Иунии, полощницы его. Мч. Мавриикия и иже с ним. 23. С.мч. Поликарпа, еп. Смирнск. Пр Александра монаха, чина неусыпающих первоначальника. 24+ 1-е и 2-е обретение честныя главы св. Иоанна Предтечи Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Предтечи.) Преп. Еразма Печерского. 25. Св. Тарасия, архиеп. Констант. х 26+ Св. Порфирия, архиеп. Газского. Сл. Святит. 27. Пр. и испов. Прокопия Декаполита. Пр. Фалалея. Преп. Тита, пресв. Печерского. 28. Пр. Василия, спостииика Прокопиева. С.мч. Протерия, патр. Александр. С мч. Нестора, еп. Магидийск. Мучц. Марины и Киры. Преп. Кассиана Римлянина . Преп. Иоанна, нареч. Варсонофия. М. март 1. Пр. мчц. Евдокии. Мчц. Антонины, Муч. Нестора, Маркелла, Антония и др. 2. С.мч. Феодота, еп. Киринейск. Мч. Троадия. Преп. Агафона. Мчц. Евфалии девы. – Прест. св. Арсения, еп. Тверск. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) 3. Муч. Евтропия, Клеоника, и Василиска. Преп. Пиамы девы. 4. Преп. Горасима, иже на Иордане. Муч. Павла и сестры его Иулиании. Преп. Иакова постника. 5. Муч. Конона, Ироиды и др. Преп. Исихия постника. 6. 42 Муч., иже во Аммории: Константина, Феофила, Феодора, Каллиста, Васоя и проч. Пр. муч. Конона, и сына его Конона. Преп. Аркадия. 7. С.муч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Елпидия, Агафодора и Еферия, в Херсоне епископствовавших. Преп. Емелиана монаха. 8. Пр. и испов. Феофилакта, еп. Никомид. С.мч. Феодорита, пресв. Антиох. 9+ 20 40 В. мучеников, в Севаст. езере мучившихся: Кириона, Каидида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Александра, Николая, Мелитона и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

2. " Поучительные главы " Это сочинение в издании Миня состоит из 139 изречений, в конце которых добавлено еще 8 нравоучительных слов, взятых из диссертации Суаресиуса. О " Поучительных главах " преп. Нила мы находим свидетельства у святых отцов. Так, преп. Максим Исповедник (582662) буквально цитирует одно изречение, а именно 28-е под именем преп. Нила. Свт. Фотий в своей " Библиотеке " также упоминает об этом сочинении преп. Нила Говорит о нем и Никифор Каллист Таким образом, не возникает сомнений в том, что " Поучительные главы " написал преп. Нил. Однако в новейшее время в связи с этими изречениями возникла трудная проблема их авторства, а особенно авторства гномического алфавита, то есть 24 изречений, с которых в издании Миня и начинаются " Поучительные главы " . В некоторых рукописях они обозначены именем Евагрия Понтика. Поэтому ученые новейшего времени склонны считать автором этих изречений Евагрия Понтика. Дегенхарт же защищает авторство преп. Нила, так как " живая форма, отличающаяся от сухой мудрости Евагрия, весьма напоминает стиль трактата преп. Нила " О восьми лукавых духах " " . Барденхевер считает, что этот вопрос может быть разрешен лишь после тщательного исследования рукописей и сентенций Евагрия. V. Утраченные и неаутентиченые сочинения А. Утраченные сочинения преп. Нила 1. " О печали " . В своем письме Полихронию сам преп. Нил говорит, что охотно исполняет его просьбу и высылает ему написанную для него самого и для его благочестивых друзей книгу " О печали " Это место свидетельствует о впоследствии утерянном сочинении преп. Нила. Письмо Полихронию Haidacher (Хайдахер) включает в число неаутентичных писем, так как в нем находятся места, буквально заимствованные из предисловия к трактату свт. Иоанна Златоуста " О печали " , предназначенного для монаха Деметрия. Но, как мы уже ранее отмечали, преп. Нил часто прибегал к буквальным заимствованиям из трудов святителя. Поэтому встречаемые нами общие им места не дают основания к отрицанию аутентичности письма Полихронию. Может быть Полихроний, как справедливо замечает Дегенхарт, был таким же глубоким почитателем свт. Иоанна Златоуста, как и Ксенодор, которому преп. Нил отвечал на вопросы словами святого Иоанна Златоуста. Преп. Нил поступал с цитатами из свт. Иоанна Златоуста точно так же, как это ныне делают поклонники какого-либо писателя. Свое сопроводительное письмо он написал словами учителя, который был одинаково почитаем и составителем письма, и адресатом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Ответ черепа Найденный в пустыне сухой череп головы человеческой сказал преп. Макарию, – чей он и сколько полезны для грешников осужденных молитвы Макария, и что во аде большая мука христианам не покаявшимся, нежели идолопоклонникам, не знавшим Иисуса Христа». Диавол пищею искушает Однажды преп. Макарий встретил диавола, идущего в некий монастырь с сосудами и пищею в оных для искушения братий; расспросив об этом диавола, препод. Макарий поспешил сам в тот монастырь и советами своими исправил брата, более прочих искушаемого, приведши его в покаяние сознанием пред ним собственных грехов. Пример высокой жизни в мipe Для научения преп. Макария смиренномудрию, Господь указал ему в мipe на двух невесток, которые, не огорчая друг друга ни словом, ни делом, явили чрез то препод. Макарию пример высокой жизни в мipe и умения владеть собою, по внушению Духа Святого. Наказание за сребролюбие Один инок в гостинице собирал в пользу свою деньги; но не покаявшись в этом грехе и после обличения, был наказан проказою. Слово благое умягчает сердце и злого, а худое и доброго ожесточает На пути встретился жрец с молодым иноком, который огорчил жреца до того, что этот избил, его до полусмерти. Затем вскоре встретил его преп. Макарий, который, смирением и ласковым обращением привел его в такое умиление, что он принял святое крещение. Жизнь, подобная Адамовой в раю Некто назвал преп. Макария совершеннейшим монахом; но преп. отвечал, что он еще не есть монах, а видел только совершенных монахов, которые, будучи совершенно наги, жили между дикими зверями, не чувствуя ни хлада, ни зноя, по примеру Адама. Причина сухости тела Преп. Макарий говорил, что постоянный страх Божий и страх от живого представления вечных мучений ада сушит тело человека. Урок истинного бесстрастия Одному иноку препод. Макарий советовал быть к мipy и его удовольствиям бесстрастным так, как бесстрастны мертвецы в могиле: поносишь ли ты их, хвалишь ли, – они того не чувствуют. Училище смирения Преп. Макарий больше любил того, кто с ним сурово обращался, нежели того, кто почтительно с ним беседовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010