Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1941 4 августа 1941 года Сияет он, день, на Соловках и озарены его светом клубящиеся валы седого моря. И бежат туда корабли, бежат на свет боголепного Спасова Преображения, как на маяк. Всё темнее и темнее будут дни, но сияет там, на Севере, чудный престол боголепного Преображения. Светит и согревает сердца он, праздник в краях преподобных Зосимы и Савватия, в стране, где как звезда светит пречестная обитель Соловецкая… Всякий дом своим духом пропитан. Чужим. И ты им чужой. Это не враждебность, а сердце ни к чему не лежит. Весь день «осенний мелкий дождичек сеет меж туман». Брызги не чувствуешь, а пальто, шапка, лицо — всё мокрое. И дороги: вчера сухо, а чуть смочило — и грязь. Старуха-хозяйка глядит в окно: «Кормилец, подождал бы недельку, дал бы хоть картошку убрать!»… Дерева сжелтели, уж листва падёт. Небо тускло, облачно. Озябные ветры, дожди, опаловые и рыжие зори вечерами к ветру, к дождю. Осень в деревне: как давно я её не видал! Чудно было всякое время на родине в Архангельске… как сон теперь вспоминаешь, а не ценил тогда! В унылом осеннем пейзаже — тусклое небо, голая земля — в этих красках тонкость и изысканность, благородство, богатство и нежность тонов. Нигде и никогда нет «мертвенности» в природе. Всегда есть красота. 1 сентября 1941 года Хоть день начал без дождя, а облачно было небо. Низко стояли облака над землёй. Точно завесы ряд за рядом уходили в даль. Облака были серебристо-серые, снизу оттушёванные, а со стороны, обращенной к незримому солнцу, серебряно-золотые. В редких местах проглядывала чистая лазурь. Гряды облаков серо-серебряные, то темнели, то прозрачно золотились. Точно там за ними совершалось какое-то действо. Чему дивить? Сергиево небо, Сергиева земля! Ясно, что это не был только «слой атмосферы», за которым следует «межпланетное пространство». Это небо низко склонилось над землёй и тихо на неё смотрело. Это приникшее к земле небо точно молча утешало её: «Потерпи ещё, Мати Сыра Земля».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

К юбилею преподобного Сергия Радонежского выпущена детская игра «Монастыри» 5 октября, 2013. Новостная служба Сюжетной основой игры послужили жития преподобного Сергия, а также круга его учеников и последователей: св. преподобных Никона Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких и других почитаемых святых XIV-XVI вв. 5 октября. ПРАВМИР. В честь отмечаемого в 2014 году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского выпущена настольная историческая игра «Монастыри». Об этом сообщает пресс-служба игростудии «Кубики». Сюжетной основой игры послужили жития преподобного Сергия, а также круга его учеников и  последователей: св. преподобных Никона Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких и других почитаемых святых XIV-XVI bb. «Преодолевая опасности и нужду, подвижники идут в неведомые дикие земли. Много невзгод и опасностей подстерегает их на этом пути: кочевники, язычники, лихие люди, голод и стужа. Подчас лесные обитатели, ворон или медведь, их единственные собеседники и помощники. Иноки собирают единомышленников, строят кельи, заводят промыслы. В глухих лесах средневековой Руси один за другим возникают монастыри», — говорится в релизе игры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 июня, 2021 1 января, 2020 1 апреля, 2024 15 марта, 2024 14 декабря, 2023 10 декабря, 2023 1 декабря, 2023 21 сентября, 2023 24 октября, 2021 5 июня, 2021 1 января, 2020 1 апреля, 2024 15 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/k-yubileyu-prepodobnog...

Скачать epub pdf Проповедь произнесена на Литургии после чтения Евангелия в храме преподобных Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой Лавры от 21 ноября 2016 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня память святых небесных сил бесплотных. Так именуются неисчислимые множества ангелов, которые находятся на небесах. Они являются ангелами хранителями и отдельных народов, и каждого человека. Ангелы вневеременны и бесплотны, но они имеют попечение о человеческой душе. Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы вести равноангельный образ жизни. И святые преподобные отцы, те, которые подвизаются на земле, подвизаются в житии вне от мира сего, которые приобретают в себе Небесное Царствие, достигают здесь святости, называются равноангельными. И эта возможность стать равноангельным, эта возможность приблизиться к Богу – это не та возможность, которую можно исполнить или не исполнить, а это есть некий призыв. И этот призыв оказывается одновременно очень тяжелым, потому что очень трудно достичь святости, и одновременно очень легким, потому что, смотря на пример невещественных легкокрылых ангелов, которые летят по небесным сферам, и являются совершенно невесомыми и неземными, мы понимаем, что этот призыв оказывается не только тяжелым, но и легким. И в сегодняшнем Евангельском чтении 1 мы слышим слова относящиеся, казалось бы, не совсем к ангелам, потому что Господь говорит не о светлых, а о темных аггелах, которые должны подчиняться слову святому. Мы слышим о власти, которой наделены апостолы, имеющие силу подчинять и изгонять нечистых демонов 2 . Но потом Господь говорит следующие слова: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, а тому, что имена ваши написаны на небесах» 3 . Это очень таинственные слова, и их можно по-разному понимать. Что такое имя, которое написано на небесах? Это написание имен есть то, что происходит после смерти, после Страшного суда, когда окончательно определится, кто есть кто, или это происходит еще при жизни, здесь, на земле, когда мы трудами и добродетелями восходим по Лествице добродетелей и совершенства? Где предел Божественного совершенства и как можно достигнуть Божественного блаженства?

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия. Больничная церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Церковь. Не действует.   Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:Между 2007 и 2020. Воссоздан на месте храма 1703 г. постройки. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.421394, 42.645498 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Во Флорищевой пустыни 21.08.2017 года состоялась церемония закладки храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Сам процесс воссоздания разрушенной в середине двадцатого века церкви начался еще в начале 2017 года. После завершения строительства храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких монастырь Свято-Успенсакая Флорищева пустынь вернет свой исторический облик. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, была освящена в 1703 году. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относятся к 1787-1793 годам. В 1770 году в обители случился большой пожар, после которого пришлось восстанавливать изрядно пострадавшие церкви: надвратную во имя преп. Ефрема Сирина и больничную – во имя Соловецких чудотворцев при. Зосимы и Савватия. После ремонта было решено освятить надвратную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в больничной устроить придел и освятить его во имя преп. Ефрема Сирина. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была выстроена в 1692 году. Освящена в 1703 г., когда наместником обители был иеромонах Иринарх. Придел во имя прп. Ефрема Сирина появился позднее - после пожара 1770 г. Это самая поздняя каменная культовая постройка Флорищевой пустыни. Церковь фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в обитель (с южной стороны). Этот храм, как и Троицкая трапезная церковь, принадлежала к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторял её основание объёмно-планировочное построение и архитектурные детали. Храм представлял собой одноглавое кубическое здание с трёхчастной апсидой. Примыкая вплотную к храму преподобных Зосимы и Савватия, а также друг к другу, вдоль южной стены монастыря идут Больничный и Хозяйственный корпуса, затем южный вход, за которым тянется здание монастырского погреба. На стыке южной и западной стен высится Сторожевая башня.

http://sobory.ru/article/?object=09960

Ярославль. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Тверицах. Карта и ближайшие объекты В состав прихода входят храм Софии-Премудрости Божией (Тверицкая набережная, 77) и часовня Зосимы и Савватия (Тверицкая набережная, 26). Храм Софии - Премудрости Божией построен в 1766 г. и имеет два престола. Престол летнего храма во имя Софии - Премудрости Божией - храмовый праздник совершается на третий день после Троицына дня, зимний придел во имя знамения Божией Матери Псковской - 7 октября. Часовня Зосимы и Савватия построена на месте бывшей церковной сторожки и освящена 24 мая 2002 года. Здание храма Софии, Премудрости Божией, было передано приходу Зосимы и Савватия в мае 2002 года. Первая литургия была совершена 12 июля 2002 года. Источник: Две церкви: Троицкая, построена в 1771г. и особо стоящая, построенная в 1693 году, во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Церковных домов два: один для жительства священника и псаломщика, а другой для диакона. Часовни две, обе каменные; одна на кладбище, устроена в 1893г., а другая при церки. В приходе два училища: министерское и земское и ц.-приходское попечительство. «Монастыри и храмы Ярославской епархии. 1908г.» В 1693 г. ярославский купец Иван Кемский на свои деньги повелел выстроить два храма на противоположных берегах Волги – во имя святых преподобных Зосимы и Савватия и Вознесенско-Благовещенский, которые как маяки соединяли переправу через Волгу. Путь через Зосимо-Савватиевский храм шел из г. Ярославля на Север - в Кострому, Вологду и далее. Каждый путешественник считал своим долгом зайти в храм. Известно, что храм посещали государь император Николай I в своей поездке в Кострому и писатель М.Ю. Лермонтов. А в 1771 г. на средства прихожан рядом с храмом прпп. Зосимы и Савватия была построена еще одна каменная летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами - Ильи Пророка и Николая Чудотворца. В 30-х г.г. ХХ столетия, когда шло тотальное наступление на Русскую Православную Церковь, большой храмовый комплекс закрыли, затем Троицкую церковь варварски разрушили до основания. Церковь Зосимы и Савватия чудом уцелела, хотя и пострадала от рук вандалов. Здесь были различные мастерские, затем прачечная, и, в конечном итоге, к 80-м г.г. ХХ в. храм остался в запустении и был превращен в развалины.

http://sobory.ru/article/?object=19539

Архангельск. Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Соловецкое подворье Карта и ближайшие объекты Храм преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких при подворье Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря . По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил обновленный храм подворья в 1998 году. Главная святыня храма - икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа с частицами мощей. Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска, и время его учреждения может быть отнесено к концу XVI - началу XVII веков. В то время город представлял собой древнерусскую крепость, и подворье первоначально находилось на территории детинца. После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок. К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней. В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь. Значительное увеличение числа монастырской братии, прибывающих на подворье за покупками «разных для монастыря надобностей», а также богомольцев, останавливающихся здесь, требовало помещения, в котором можно было совершать церковные богослужения. Такого помещения на подворье не было. Братия и паломники молились перед образом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который висел на стене в киоте.

http://sobory.ru/article/?object=08848

Москва. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Карта и ближайшие объекты В середине XVII века в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. К 1816 году Гольяново стало центром имения князей Трубецких и официально получило статус села. В это время вместо деревянной церкви возводится кирпичная, которая освящается в 1842 году. Церковь имела две части - холодная часть храма (четверик с престолом в честь Зосимы и Савватия Соловецких) и зимний придел (трапезная часть храма с престолом во имя свв. мучеников Адриана и Натальи). На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь была построена в стиле позднего классицизма с трехъярусной колокольней. Трапезная часть храма имела только один придел, там, где ныне находится алтарь " Живоносный источник " , струился живой ключ. В 30-х годах прошлого века храм был закрыт и помещение отдано под макаронную фабрику, что крайне усугубило состояние здания церкви. 31 марта 1990 года, после 75-ти лет разрухи и осквернений, храм был возвращен Церкви. Руинированое здание храма представляло из себя неописуемое зрелище... В день передачи ключей от храма (31 марта) был назначен субботник. В течении двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Всю неделю добровольные помощники трудились на руинах храма. 6 апреля вечером была отслужена первая Всенощная под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое освящение престола в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и совершена первая Божественная Литургия. За последние годы храм преобразился на глазах: из руин возвысились стены храма, вновь устремилась ввысь величавая колокольня, благоустроена прилегающая к храму территория. Здание храма остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX века в районе Гольяново. Информация в сокращенном виде взята с сайта храма Зосимы и Савватия Соловецких, преподобных, в Гольянове церковь (Байкальская улица, дом 37а).

http://sobory.ru/article/?object=03337

Каргополь. Церковь Зосимы и Савватия. Церковь Зосимы и Савватия " на горке " Карта и ближайшие объекты Особняком стоит лишь завершающая юго-западный конец города Каргополя (в старых границах) церковь Зосимы и Савватия (1819) - один из поздних памятников каргопольской архитектуры. Когда-то на этом месте стояла древняя церковь, называвшаяся Горской или церковью " на горке " . Горская церковь была самой богатой в Каргополе - к ней были приписаны обширные лесные владения. Ныне существующий храм, прежде находившийся вне городской черты, стоит особняком среди других каргопольских зданий. Он построен в новом классическом стиле. Пространственная композиция здания проста - это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. Южный и северный фасады храма украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами. С восточной стороны к зданию примыкает полукружие апсиды. Трапезная построена в 2 этажа, которые разделены промежуточным карнизом. Плоскости стен обработаны часто распложенными прямоугольными окнами. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные местера на деревянных церквах-часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма - это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Ныне здесь находится филиал Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей. Гунн Г.П. Каргополье-Онега. М.: Искусство, 1989. Странно было бы, если б Каргополь не имел церкви во имя Соловецких чудотворцев. Она существует; самая поздняя в ряду каргопольских каменных церквей, стоит на краю старого города, на Колобовой Горке, бывшем старинном торговом центре древнего Каргополя. В документальных источниках она - в деревянном исполнении, конечно, - впервые упоминается в середине XVI века, а в 1819 году храм выстроил в камне петербургский купец С.А. Копосов. Любопытно, что освящение церкви совпало с приездом в город Александра I. За богослужением император, правда, не присутствовал, объяснив огорчённому ктитору-купцу: " Служба продлится часа два, а я в ту пору уже далеко должен быть " . Церковь преподобных Зосимы и Савватия - очень добротный образец провинциального классицизма. " Интерьер этого храма, - пишет искусствовед Г.В. Алфёрова, - очень эффективен: к огромному двухсветному центрическому помещению примыкает с запада двухэтажная трапезная. Через нижнюю трапезную вход ведёт в храм, через верхнюю часть можно попасть на хоры, с которых виден весь великолепный зал... Это здание, созданное " по-столичному " ... несёт в себе идею величия, столь характерную для каргопольской архитектуры " .

http://sobory.ru/article/?object=07327

Православные вспоминают перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа, 2014. Новостная служба Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. 21 августа. ПРАВМИР. Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnye-vspominay...

Нижнепаунинская. Церковь Зосимы и Савватия. Старообрядческая Зосимо-Савватиевская Тюриберская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Тюриберская (в местности Тюребери) Зосимо-Савватиевская церковь, деревянная. Освящена 26 сентября 1910 г. епархиальным миссионером архимандритом Неофитом в сослужении 9 священников, при громадном стечении богомольцев. Престол в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Источник: Православные приходы и монастыри Севера В 1917 году вблизи деревни Нижнепаунинская на левом берегу Кокшеньги стояла деревянная однопрестольная Зосимо-Савватиевская церковь. Это была первая церковь, построенная в Тюребери. Православных в этой местности было мало, раскольников – много. Приход существовал с 1902 года, но своего храма не было. Богослужения для тюреберов совершались в бывшей монастырской Зосимо-Савватиевской церкви, расположенной за рекой, в местности Борок. В марте 1903 года церковь в Борке сгорела. Эта беда подтолкнула православных тюреберов к строительству своего храма. Кокшенгское Православное Миссионерское братство преподобного Феодосия Тотемского стало собирать средства для строительства церкви: выделило на строительство церкви 22 рубля из своих фондов, собрали 139 рублей в церквях Тотемского уезда, щедрые взносы сделали вологодский епископ Никон Рождественский (2000 рублей) и император Николай Александрович (1000 рублей). Управлением Государственных Имуществ пожертвован лес. Жители Мусоринской и Филимоновской деревень выделили землю под церковь и кладбище. 26 сентября 1910 года освящена церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких. К Зосимо-Савватиевской Тюриберской церкви приписаны 4 часовни: Николая Чудотворца в Верхнепаунинской, Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнепаунинской, Николая Чудотворца в Якуринской и часовня в Филимоновской. В деревнях Филимоновская, Нижнепаунинская и Верхнепаунинская часовни деревянные прочные, в Якуринской – ветхая.В штате церкви состояли священник и псаломщик. Священник Афанасий Васильевич Турундаевский родился в 1887 году в семье священника. В 1909 году выбыл из выпускного 6-го класса Вологодской духовной семинарии. С 1909 по 1911 год состоял псаломщиком в церквях Архангельской епархии. В 1911 году преподавал в церковно-приходской школе при Николаевской Кустовской церкви Грязовецкого уезда. 1912-1914 годы – священник Зосимо-Савватиевской Тюреберской церкви. 1913 – 1914 годы - второй окружной миссионер. В семье у него жена Мария Николаевна и дочь Ольга 1913 года рождения. В 1914 году ушёл добровольцем в действующую армию. Был полковым священником, в 1915 году находился 7 месяцев в германском плену. После освобождения из плена вернулся на фронт. В 1917 году служил полковым священником 237-го Грайворонского полка.

http://sobory.ru/article/?object=22114

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010