Ночью, когда весь монастырь спал, Ириней, обновляя в памяти несколько забытые навыки: быстрого и неслышного передвижения по пересеченной местности; слуха, обостренного близостью подстерегающих за каждым углом врагов, и острого зрения, а также редкой сноровки, благодаря которой ему не раз предоставлялась возможность вовремя и верно оценить расстояние от чужого двора до берега реки, у которого его поджидала лодка с подельниками, – прокрался в дальний амбар, где были накануне спрятаны им в больших холщовых мешках серебряные потиры и лжицы, вышитые жемчугом воздухи, парчовые поручи и многое другое – вся дорогая утварь Успенского храма и ризы Преображенского. Впрочем, спрятано было ненадежно, вчерне, и уже утром келарь или кто-то еще мог обратить внимание на неуставные кули большого размера, предательски возвышавшиеся над мешками с мукой. Накануне Ириней вынужден был бросить все «тако просто», услышав приближение монастырского пекаря – хорошо знакомые ему шаги этого грузного человека с характерным припаданием на левую ногу. Но пекарь прошел мимо амбара в сторону пасеки, а Ириней тенью выскользнул наружу и вплоть до полуночи не решился вернуться обратно. Итак, все было готово со вчерашнего вечера, и отступать от намеченной цели казалось смешно и глупо, однако Ириней все еще колебался. Легко ли сказать, придя сюда полгода назад, он вовсе не имел цели втереться в доверие к игумену, братии, выведать, где хранится самое ценное, быть может деньги, золото, и ограбить дом святых Зосимы и Савватия. Нет, все было совсем не так, и Ириней действительно глубоко чтил память преподобных… Игумен принял его исповедь без укоризн и поучений о том, что «татие Царствия Божия не наследят». А ведь Ириней более всего боялся именно этого и, около месяца в нерешительности кочуя вдоль берега Белого моря, долго представлял себе, как настоятель, которого он мыслил злым и черствым стариком, взяв в руки батоги, станет пояснять ему, какая кара ждет «лихоимцев в будущем веце». Только тогда, когда полностью смирился с этой картиной церковной расправы: будь, что будет, решился Ириней переплыть Белое море.

http://pravoslavie.ru/112575.html

П.Ф. Фёдоров Экономическое состояние Благодаря В. И. Немировичу-Данченко о Соловецком монастыре в обществе составилось представление, как о весьма производительной общине, все создавшей и великой трудами рук своих – трудами живущих в ней иноков 69 . Такое представление страшно преувеличено. Из главы «Трехдневные богомольцы» ясно видно, что совсем не труд иноков создал и поддерживает богаство, славу и величие обители, а только благочестие русского народа, его вера в святость и могущество Преподобных Зосимы и Савватия и в святость Их обители. Только благодаря этому благочестию и вере, народ шлет в обитель Преподобных Чудотворцев даровой труд (около 600 челов. ежегодно), разного рода дары натурой (скот, церковные вещи, холст и т. д.) и деньги, причем последние или подносятся Преподобным как дар, или же обмениваются на свечи, просфоры, панихиды, молебны, вечные поминовения и т. д. Достаточно даже поверхностного взгляда на статьи дохода, чтобы убедиться в этом: От 1883г. к янв. 1884 г. Осталось капитала: % бумагами 427 152 р. – к. Наличными – 10 433 р. 01 к. Итого … 447 585 р. 01 к. К янв. 1885 г. % бумагами 440 202 р. – к. Наличными – 44 836 р. 10 к. Итого … 485 038 р. 10 к. К январю 1886 г. % бумагами 444 102 р. – к. Наличными. – 27 956 р. 16 к. На подворьях Статьи дохода 1884 г. 1885г. Кружечного и кошелькового сбора От продажи восковых свечей Пожертвовано в пользу монастыря в конвертах по почте За поминовения За молебны, панихиды и сорокоусты Проценты с капитала От пароходов и лошадей за проезд по скитам (за провоз на лошадях только около 800–900 р. ежегодно) За квартиры и помещенья на Архангельском подворье От торговли книгами, иконами, крестиками, картинами, четками и братскими изделиями От торговли с монастырских послушаний ИТОГО ВСЕГО 160422 151981 В хорошие годы весь доход монастыря простирается до 170 тысяч 70 . Откуда ж образовался настоящий почти полумиллионный капитал монастыря, дающий ежегодно 20 тысяч доходу, и сколько потрачено производительного труда со стороны монашествующих на получение других статей дохода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх: Соловки должны занять особое место в жизни страны Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти». 24 августа, 2009 Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти». Подошел к концу четырехдневный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Соловецкий монастырь. В пятницу 21 августа Патриарх совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Богослужение было посвящено празднику перенесения мощей основателей обители, преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В тот же день Патриарх выступил с инициативой создания на Соловках исследовательского центра по изучению репрессий против Церкви в советский период. При этом он отметил, что «Церковь должна заниматься своим собственным наследием, ведь еще так много имен неизученных, так много истории непрочтенной». Учиться нужно в полевых условиях Патриарх высказался за создание на Соловках православного учебного заведения, поскольку «учиться православной аскезе нужно в полевых условиях, а не в тиши столичных библиотек». «Соловки должны занять совершенно особое место в жизни страны и вообще европейской цивилизации», — отметил Патриарх. Патриарх назвал Соловки «одним из символов трагической истории нашего Отечества», отметив, что эти монастырские стены «помнят как глубину и силу молитвы, так и бездну человеческого беззакония и страдания». Тем более важным, по его словам, является возрождение духовной жизни на Соловках «во искупление грехов предыдущих поколений».

http://pravmir.ru/patriarx-solovki-dolzh...

Первая литургия в Зосимовой пустыни после возвращения ее верующим. Своими впечатлениями об этом событии поделилась монахиня Варвара (Пыльнева) В воскресенье 28 июня 1992 года Церковь праздновала память всех святых, в земле Русской просиявших. Очень хотелось побывать на этом празднике, ведь Зосимова пустынь взрастила моего старца и единственного духовного отца – иеросхимонаха Иннокентия. До последнего мгновения не было уверенности, что окажусь там в этот день, но, слава Богу, все уладилось. И вот в числе прочих паломников рано утром мы все спешим на электричку. А там, на станции Арсаки, пересаживаемся в военную зеленую машину, работавшую в тот день как автобус. Едем лесной безлюдной дорогой. За окнами мелькали грозные предупреждения: «Стой, запретная зона». Всюду, как и эти таблички, – колючая проволока. Ничего не поделаешь – в Зосимовой пустыни и ее окрестностях давно разместилась военная часть. Судя по направлению движения, дорога шла перпендикулярно железнодорожной колее, затем чуть свернула вправо. Машина остановилась перед воротами с красной звездой и той же запрещающей надписью. Водитель куда-то сбегал, видимо договаривался, чтобы ворота открыли. Автобус взобрался на взгорок, и через несколько минут всех высадили на «площади». Осматриваемся. Старые, явно еще монастырские кирпичные корпуса, кое-где достроенные и изуродованные пристройками, соседствуют с новыми, типичными для 1950–1960-х годов строениями. Множество гаражей, целый парк разных машин и всюду плакаты-призывы, намалеванные, видимо, местными умельцами из солдат. Так на семидесятом году своего запустения встретила Зосимова пустынь первых богомольцев. Собор давно лишен своего законного навершия – креста. Да и как ему уцелеть, если в соборе клуб. На обезглавленной колокольне – выросли молодые березки. Лес, как и раньше, по воспоминаниям приезжавших, подступает близко ко всем корпусам. Кроны смыкаются над головой. Подходим к единственной открытой южной двери храма в высвобожденный военными придел во имя преподобных Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице монастыря (Память 26 августа). В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями. О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято-Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую, деревянную, бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании, как самое тело, так и одежда, и гроб оказались неповрежденными. С тех пор и по настоящее время место погребении схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся издавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служат и общественные, и монастырские панихиды, а равно, и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная. В 1905 году, с благословения преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей, при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено и, таким образом, образовалась обширная церковь , которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 года. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан. Во избежание славы человеческой, пред кончиною своею, о. Вассиан вериги эти бросил в колодезь, неподалеку здесь находящийся. Впоследствии, при чистке колодца, на дне его нашли эти вериги. Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобномученик Кронид (Любимов) Рассказы о последних подвижниках Троице-Сергиевой Лавры и ее скитов Повесть о смиренном Исаакии, монахе Троице-Сергиевой Лавры При чтении Святого Евангелия весь собор наполнился светом В 1903 году в обители Преподобного Сергия скончался смиренный инок отец Исаакий, в миру – Иван Афанасьевич. Жизнь его была как бы не от мира сего. Он был столь кроток, что едва ли кого из братии Лавры когда-либо обидел. Он знал только церковь , послушание, трапезу и келлию. В храме преподобных Зосимы и Савватия он становился в самом конце, у двери, склонив свою голову на грудь. Часто видели его плачущим. Он как бы никого не видел в храме, видимо, созерцая умом и сердцем единого Бога. С мирскими и братиею он не дружился и ни к кому не ходил. Единственным другом его был послушник Герман Черкасов, ныне иеромонах Гермоген. Отец Исаакий, сын священника Смоленской губернии, образование получил в Смоленской духовной семинарии, окончив ее курс студентом. В беседах с отцом Гермогеном он много рассказывал о себе: «Мои родители были исполнены истинной веры, благочестия и любви к Богу, чему и я ими был научен. Святое настроение я сохранял нерушимо до пятого класса семинарии. С моим переходом в пятый класс нашлись недобрые люди из товарищей, которые принесли мне прочитать несколько книг антирелигиозного содержания. Мой юный ум был ими отравлен, как ядом, и я стал безбожником. Убеждения свои, исполненные неверия, я даже имел смелость высказывать своему отцу, который говорил мне: “Ох, Иван, не летай в гордости своей так высоко. Смотри, там тебя духовный ястреб, диавол, склюет”. Время приблизилось к окончанию курса в семинарии, а я по убеждению был безбожник. В день выпускного акта после экзаменов все воспитанники семинарии пожелали отслужить молебен Царице Небесной пред Ее чудотворным образом Смоленской Одигитрии. За иконой в кафедральный собор отправились все воспитанники семинарии во главе с ректором и преподавателями. Торжественное шествие со святой чудотворной иконой из собора в семинарию должно было проходить через улицу, где находились дома падших девиц и женщин, которые сами погибали в тяжком грехе и многих привлекали ко греху блуда. Видимо, Царице Небесной неугодно было шествовать этой улицей, поэтому как только шествие свернуло на нее, совершилось дивное, неописуемое и поражающее чудо. Икона Божией Матери встала, и никакая сила не могла ее подвинуть вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Проповеди, произнесенные в период Рождественского поста и Святок Вступление В сборник включены проповеди предрождественского периода, начиная со второй половины осени и заканчивая временем отдания праздника Богоявления. Последняя проповедь , посвященная памяти святого мученика И. В. Попова , хотя и выходит за указанные рамки, но по содержанию развивает основную тематику сборника. Основные мотивы проповедей почерпнуты из святоотеческой традиции. Душа идет к Богу узким подвижническим путем, который оказывается непреложной составляющей жизни и одновременно труднодостижимой реальностью. 1 Для приближения к Богу необходимо взойти на духовный уровень, который начинается только на предельной высоте, существующей в природе или в человеческом творчестве. Приближение к Богу невозможно без ключевой добродетели смирения, которая помогает принять то, чем мы являемся, и постичь то, к чему мы стремимся. Приближение к Богу осуществляется через врата веры и надежды, которые открываются по милости Божией и по мере очищения души от грехов и страстей. Радость Рождества определенна и одновременно неуловима, она похожа на тонкий радостный сон, обладающий абсолютной реальностью. Омовение в богоявленской купели означает не только слезы покаяния, но и радостное умиление, или радостотворный плач, омывающий самый страшный грех – безразличие души. Одна из главных духовных задач – стяжать в себе Царствие Божие, благодать Святого Духа, восстановить разрушенный грехом Божественный образ. Большая часть проповедей произносилась экспромтом, после Евангельского чтения на Литургии и без предварительной подготовки. При литературном редактировании текста, расшифрованного с голоса, были устранены стилистические погрешности, а в ряде случаев добавлены святоотеческие цитаты, непосредственно для данных целей переводившиеся с древнегреческого языка. Приношу огромную благодарность наместнику Троице-Сергиевой Лавры архиепископу Сергиева Посада Феогносту, а также ректору Московской духовной академии архиепископу Верейскому Амвросию, по благословению которых осуществляются службы в домовом храме Преподобных Зосимы и Савватия, ставшие источником проповеднического вдохновения. Также благодарю всех, кто молился на этих службах постоянно или даже один раз, ибо внимательная аудитория заставляла проповедовать с большей духовной чуткостью и ответственностью. Временные рамки проповедей – с 2014 по 2018 год. Две проповеди произнесены в Покровском академическом храме. В сборник вошла также проповедь , произнесённая в храме Святых Царственных Страстотерпцев (д. Тушков Городок). И, наконец, одна из публикуемых проповедей была сказана на вершине Афонской горы в храме Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор бывшего Рдейского монастыря Карта и ближайшие объекты Рдейский мужской монастырь был основан " не ранее второй половины 17 века " . В.В.Зверинский в своей книге " ... о православных монастырях в Российской империи " указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). " Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися " . Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова. В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой - Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: " Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго " . Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

http://sobory.ru/article/?object=02485

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) апреля Преподобномученики Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) П реподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом после посещения славной своими святыми основателями и насельниками обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу. В 1893 году, когда Василию исполнилось двадцать пять лет, он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят в него послушником. В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища. 22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря. 30 октября 1912 года он был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита; в 1913 году – награжден наперсным крестом, в 1916-м – орденом святой Анны 3-й степени. В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Ему в это время исполнилось шестьдесят семь лет.

http://fond.ru/kalendar/362/nikifor/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010