Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 2009 г. 14:50 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе   Соловецкого ставропигиального монастыря . После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Всякий раз, когда Церковь вспоминает святых преподобных мужей, то есть тех, кто подвизался в монашестве, читается отрывок из шестой главы Евангелия от Луки: блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны голодные, блаженны те, кого гонят ради святой истины (см. Лк. 6:20-23). Почему же именно в дни памяти святых преподобных отцев Церковь предлагает это Евангельское чтение? Потому, что в словах, которые мы только что слышали из Евангелия, содержится величайшая Божественная правда, которая не всегда открывается людям, — более того, правда, которую мы чаще всего неспособны видеть, но которую видели и которой последовали святые преподобные мужи. В чем же эта правда? Ведь и нищета, и слезы, и голод, и гонения это скорбные обстоятельства жизни, это страдания человеческие. Какая же правда Божия открывается людям в человеческом страдании, в этих стесненных обстоятельствах? Каков духовный смысл человеческого страдания? Этот смысл открывает людям только Евангелие — и ни одно другое, человеческое учение. Когда мы говорим о том, что Христос принес новое слово миру, что Его слово было настолько радикальным, что оказалось способным изменить весь ход человеческой истории, то имеем в виду, в том числе, и великое Божественное откровение, которое раскрывает духовный смысл человеческой свободы. В скорби, в страдании человек остается один на один с опасностью, чаще всего со смертельной опасностью. Это либо болезнь, недуг, либо жизненные неудачи и даже катастрофы, либо крупные неприятности по службе, грозящие человеку лишением благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/723567.htm...

Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) († после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Божье Дело, остров. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Соловецкий монастырь на Белом море известен во всем мире. Но мало кто знает, что на Верхневолжских озерах, в нескольких километрах от истока великой русской реки Волги, находится остров Малосоловецкий, на котором 300 лет назад был основан монастырь иноком Иоилем. Приписанная к Ниловой Пустыни Новосоловецкая Пустынь, в народе получившая название Божье Дело, находится на острове Вселуцкого озера. Площадь острова 12 га. Пустынь основана в 1701 году. В поисках уединения инок Иоиль поселился на острове, построил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святых Зосимы и Савватия, принял схиму с именем Иона. Прославлен в лике святых как преподобный Тверской земли. Похоронен под алтарем храма, который был взорван в 1947 году. Новая жизнь на острове Божье Дело началась в 1996 году. Храм Святой Троицы расположен на острове Вселуг, одного из Верхневолжских озер. Географическое название острова – Малосоловецкий или Зосимы и Савватия. Храм построен в 1997 году и является копией церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, расположенной на Заяцком острове Больших Соловков . Так подчеркивается духовная связь между Малыми и Большими Соловками. Источник: " Православная газета " 30 (735) 2013 г. Монастырь был основан, а уже в 1728 году начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продвигалось небыстро. Но это был первый в нынешнем Пеновском районе каменный храм. В 1738 году освятили Покровский придел, в 1748 году - Зосимо-Савватиевский, а в 1753 году - Троицкий. Из уцелевших до наших дней храмов ближайший аналог монастырскому собору - церковь Оковецко-Смоленской иконы Божией Матери в селе Оковцы (1750 год) Селижаровского района, построенный той же осташковской артелью каменщика Ивана Мосягина. Иоиль не дожил до конца строительства. Он скончался в начале 1740-х годов, сложив с себя обязанности игумена и приняв перед смертью схиму с именем Иона. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 года. Затем он был приписан к Ниловой Пустыни. До революции обитель славилась своими иноками - сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии, действительно искавших иноческого жития и уединения - монастырь «Божье Дело» мало посещали паломники, а весь окрестный край считался глухоманью.

http://sobory.ru/article/?object=22543

Основным источником сведений о З. и С. служат их Жития (могут рассматриваться как единое произведение (Житие З. и С.), части к-рого связаны единством замысла и повествования, общими рассказами о чудесах). Жития З. и С. были созданы соловецким игум. Досифеем и бывш. Киевским митр. Спиридоном (см. Спиридон (Савва) ) по благословению Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , История создания произведений изложена Спиридоном в кратком послесловии к Житиям и Досифеем - в «Слове о сътворении Жития начальников соловеческых», вошедшем в Жития З. и С. Инициатива написания Житий З. и С. принадлежала прп. Герману Соловецкому, к-рый продиктовал нек-рым из соловецкой братии рассказы о начале монастырской жизни на Соловках. Эти записи были утеряны, после чего свт. геннадий благословил Досифея составить Житие основателей Соловецкого мон-ря. Досифей, бывший учеником З. и после его кончины живший с прп. Германом, восстановил по памяти рассказы преподобных и составил 1-й вариант Житий З. и С. Испытывая нужду в помощи более опытного писателя, Досифей обратился к находившемуся в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре бывш. митр. Спиридону, который литературно обработал предоставленные Досифеем сведения. Свой труд Спиридон закончил 12 июня 1503 г. Досифей продолжал работать над Житиями соловецких святых еще в течение ок. 5 лет, занимаясь гл. обр. записью чудес. В «Слове о сътворении Жития начальников Соловеческых» он определил дату окончания своей работы - ок. 1508 г. («по тридесятех летех списася Житие се по преставлении блаженнаго Зосимы»). Однако и после этого Досифей продолжал дополнять Жития рассказами о чудесах. Один из них («Пророчество отца нашего Зосимы») был создан ок. 1510 г. («за 30 лет и два лета по преставлении его»). Этот рассказ выделяется среди других, т. к. в нем повествуется о нестроениях в мон-ре и о «нелюбви» среди братии, о чем предупреждал Досифея З. Рассказ остался неоконченным. Он сохранился - вместе с др. близким по теме повествованием («Чудо Зосимы о иноци диакони») - в единственном списке (РГБ. Ф. 113. Волок. 659). Запись последующих 16 чудес, относящихся к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии (1484-1502), была выполнена, как указывается в поздних редакциях Житий, игум. Вассианом (1522-1526).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Соловки ЦВ 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г. Мы должны стать сильным народом, способным отличать добро от зла 20 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Соловки. В Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и совершил молитву к небесным покровителям Соловецкого монастыря. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил праздничное всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. По окончании богослужения Предстоятель обратился к его участникам с Первосвятительским словом. «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества, — сказал Святейший Патриарх. — Это место духовных подвигов, и это место человеческих страданий. Как важно, что здесь снова затеплился огонь веры и благочестия! Как важно, что здесь снова творится молитва и созидается духовная жизнь — во искупление грехов предыдущих поколений, в залог будущего процветания и Церкви, и Отечества нашего. Вот почему так важно употребить все силы к тому, чтобы процветала Соловецкая обитель, чтобы ее духовный расцвет свидетельствовал о подлинной победе духа нашего народа над силами зла и разрушения». 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил две хиротонии насельников Соловецкой обители: иеродиакон Прокопий (Пащенко) был рукоположен во иеромонаха, а инок Маркелл (Колесников) — во иеродиакона. После Божественной литургии у раки с мощами преподобных основателей Соловецкой обители был совершен молебен. Исполняющий обязанности наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий преподнес в дар Предстоятелю икону новомучеников и исповедников Соловецких, написанную иноками возрожденной обители. Патриарх Кирилл подарил монастырю Иверскую икону Божией Матери и попросил братию поминать священноархимандрита обители в молитвах перед этим образом.

http://e-vestnik.ru/church/my_dolzhny_st...

26 ноября 1861 года в селе была возведена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия. Священник Василий Селивановский осенью 1889 г. инициирует сбор средств на новый большой каменный храм. Каменная церковь в селе Красная Речка тогда ещё Вятской губернии была построена в 1894 году на средства прихожан. Правый её придел освятили 25/12 декабря 1895 года в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», левый — 25/12 декабря 1903 года, — во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Храм был богато расписан росписями в стиле Владимирского собора в Киеве. От былого величия осталось совсем немного. В 1908 году начались строительные работы в центральной части храма, но в связи с началом революции в центральном приделе храма в честь преподобных Зосимы и Савватия были завершены только строительные работы (без росписи). 8 августа 1937 года был арестован последний священник Николай Кириллович Бахтин , который скончался в лагере под Рыбинском 22 апреля 1943 года. Храм был закрыт перед самой войной — 19 мая 1940 года, впоследствии использовался под зернохранилище. Только через 60 лет, в августе 2000 года, в селе был вновь образован церковный приход и в храме начали совершаться богослужения. А параллельно шло восстановление… 18 июня 2013 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил придел храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Мы продолжаем восстанавливать храм. В этом году 25 декабря будет отмечаться 120 лет с момента освящения левого придела в честь равноап. Константина и Елены. В юбилейный год хотим освятить левый придел храма. С Божией помощью планируем освятить придел архиерейским чином осенью 2023 года. Фонд Архангела Михаила собирает денежные средства на церковную утварь для придела. Но приходу ещё необходимо завершить работы по установке водосточной системы (материал – 69 тыс. р.) и также минимально обустроить храмовую территорию: проложить дорогу до храма, тропки по территории. Нужны следующие материалы геотекстиль (примерно 750-800 кв. м, в сумме около 40 тыс. р.), щебёнка (5 КамАЗов – около 100 тыс. р.) или асфальтная крошка, 5 машин песка, плюс выполнение работ около 90 тыс. р. Всего в сумме требуется 300 тыс. р.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/10/se...

     21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.) и второе перенесение святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992 г.). В XX веке торжество перенесения мощей основателей Соловецкой обители из Санкт-Петербурга на Соловки состоялось во время наместничества игумена Иосифа (Братищева). 21 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II, сопровождавший великую святыню, возвел его в сан архимандрита. На протяжении 14 лет отец Иосиф стоял во главе обители в суровом северном крае, затем тяжелая болезнь вынудила его уйти на покой, уехать на материк. Но то, как мощи Соловецких чудотворцев возвращались домой, как Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь духовно мужал, а местные жители потянулись к вере и накаленные отношения с музейными работниками наладились – все это живо в памяти батюшки. «Господь дал всё – и средства, и людей» Мы встретились с отцом Иосифом в Свято-Иоанно-Богословском мужском монастыре села Пощупово Рязанской епархии, где он бывает на Литургии и вечерних богослужениях каждый день. Это тоже родной для него монастырь. Господь судил ему в конце 80-х годов прошлого века приступить к возрождению обители на Рязанщине вместе с первым наместником возвращенного Церкви монастыря – архимандритом Авелем (Македоновым), бывшим до этого семь лет игуменом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Однажды отец Авель сказал ему, эконому, крепко расстроенному из-за того, что местные власти ничего не хотели слышать об освобождении братского корпуса, занятого всяким оборудованием и снаряжением по гражданской обороне: «Отец Иосиф, а вы каждый воскресный день ходите крестным ходом на святой источник, служите водосвятный молебен и все окропляйте святой водой». Ходили, служили, окропляли. И ровно через месяц последняя машина вывезла остатки того, что десятилетиями завозилось в монастырское здание службами гражданской обороны. Вот и на Соловках, куда в феврале 1992 года владыка Евлогий Владимирский и Суздальский повез его ставить во игумена, отец Иосиф решил ввести крестные ходы. Несмотря на суровые погодные условия… Сначала сам попытался «разведать»: прошел по пряслам до Корожной башни и увидел, что дальше не пройти: все сгорело, обвалилось, путь закрыт. А на Вербное воскресенье наместник вышел через Святые врата и подумал: сейчас один обойду вокруг монастыря и замечу, сколько это по времени займет. Оказалось – 45 минут. Значит, на крестный ход с братией и прихожанами следует отвести около часа.

http://pravoslavie.ru/115194.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Никола в Котельниках Карта и ближайшие объекты Котельники - старый московский район, названный по слободе котельников, изготовлявших котлы, в которых варилась пища. Отсюда и получили названия и набережная Котельническая и небольшие переулки Котельнические 1-й, 4-й, 5-й. Деревянный храм святителя Николая на этом месте упоминается в 1654 г. В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове в стиле классицизма была построена новая церковь. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви. На южной стороне есть три замечательные барельефные композиции: " Вход в Иерусалим " , " Поклонение волхвов " , " Избиение младенцев " . Богослужения в храме возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен во имя святителя Николая, приделы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, мученицы Евдокии. Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Это была деревянная церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году храм сгорел, на его месте была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Название церкви, как и района, связано с местом проживания котельников, производивших котлы для готовки. В 1657 году деревянное строение заменяют каменным храмом на средства купцов Строгановых. В новом Никольском храме была устроена родовая усыпальница храмоздателей. В 1688 году церковь вновь перестраивается, устраивается новый придел. Главный престол церкви был освящен во имя святителя Николая, придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С годами церковь обветшала, позже сильно пострадала при пожаре 1812 года. В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове была возведена новая церковь в стиле ампир. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых. Храм расположился на склоне Швивой горки и был рассчитан на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада. На южной стороне церкви находятся три барельефные композиции: " Вход в Иерусалим " , " Поклонение волхвов " , " Избиение младенцев " . В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой был устроен новый придел мученицы Евдокии (в трапезной). Очередная перестройка храма прошла в 1892 году под руководством архитектора Н.П. Маркова.

http://sobory.ru/article/?object=02997

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 12 декабря 2000 г. в московском районе Гольяново, в актовом зале одной из средних школ состоялась юбилейная конференция, приуроченная к 2000-летию христианства и 10-летию воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В конференции приняли участие около 200 человек — священники, преподаватели МДА и воскресной школы, слушатели воскресной школы, прихожане Зосимо-Сав­ва­тиевского храма и гости. С приветственным словом к собранию обратился благочинный Преображенского благочиния протоиерей Леонид Ролдугин. Обоснование насущности воскресной школы для взрослых” представил настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия, директор воскресной школы протоиерей Владимир Тимаков. Открытие воскресной школы для взрослых при храме, еще пребывающем в руинах, было обусловлено острой необходимостью донести до ищущей интеллигенции, искушаемой всеми соблазнами нехристианского общества, истины Божественного Откровения, опираясь на святоотеческую мысль. В текущем учебном году школу посещают: на взрослом отделении (3 года учебы) 94 человека, на шестимесячных курсах “Введение в Православие” 77 учащихся, на детском отделении 85 человек. Доклад “Чтение Священного Писания и святых Отцов по Глинскому Патерику” представил профессор МДА К. И. Скурат, в числе учеников которого был некогда схиархимандрит Иоанн (Маслов) — составитель Глинского Патерика. В докладе было отмечено, что Глинские старцы смотрели на Священное Писание как на сокровищницу, содержащую все необходимое для благочестивой жизни, как на книгу Духа, понимание которой неотрывно от молитвы, от исполнения Божественных заповедей. С докладом “Русское Православие и социальный вопрос на рубеже тысячелетия” выступил протоиерей Валентин Тимаков, преподаватель литургики и апологетики в воскресной школе, основного и сравнительного богословия в Николо-Угреш­ской семинарии. В докладе, очерчивающем весь путь Церкви в аспекте ее социального служения, было отмечено, что социальный вопрос — средство, с помощью которого западное христианство пытается возродиться, напитать себя новой энергией. Но годится ли этот путь для Православия, всегда ставящего во главу угла путь личного преображения? Выработка Поместным Собором Русской Православной Церкви социальной доктрины — попытка Церкви в изменившихся условиях дать ответы на многие вопросы нынешней жизни. Первое отделение конференции завершилось торжественным поздравлением школы от имени ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, наместника Николо-Угрешского монастыря архимандрита Вениамина.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

Оханск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, г. Оханск. Построена в 1747 г. монахами и мирянами взамен сгоревшей. В 1820 г. заложена каменная. Воздвигнута в 1829 г. Освящена 20. 09.1829 г. Сооружена на средства прихожан. 4.05.1864 г. пострадала от пожара. С 3.05.1904 г. – собор. Закрыт 26.06.1935 г. В полуразрушенном здании разместились мастерские горпромкомбината (ныне склады). Е. Н. Шумилов. Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 г., с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во им я преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г.) Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г. Во время пожара в 1864 г. выгорела значительная часть города, серьезно пострадало здание Успенской церкви: колокольня, кресты храма и кресты на алтарях сгорели, благовестный большой колокол упал. Огонь проник и в самый храм, угрожая истреблением иконостасов, святых престолов и жертвенников. Сбежавшийся народ, спасая от огня церковное имущество, «дерзнул вынести престол и жертвенники на более безопасное место». По этому «внезапному и горестному случаю» по всей Пермской епархии был назначен сбор средств на восстановление Успенской церкви в Оханске. Вскоре она была восстановлена. По благословению Преосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, благочинный протоиерей Николай Попов соборно освятил здание церкви: холодный придел – 24 мая 1864 г. И теплый придел – 20 сентября 1864 г. В 1884 г. В «Клировой ведомости» сообщалось: «Зданием церковь каменная,  с таковой же в одной связи колокольнею; очень прочна, обнесена с восточной, южной и западной сторон каменною с железными решетками оградою, а с северной – деревянною. Престолов  в ней два: в холодном храме, - в честь Успения Божией Матери, а в придельном теплом, - во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев». В 1884 г. В приходе Успенской церкви с городом Оханском и округой было 368 дворов с числом прихожан 3655 человек. В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Тридцатые годы в нашей стране проходили под лозунгами социалистической индустриализации, сплошной коллективизации и культурной революции. Оханск не стал «великой стройкой пятилеток», но вместе со своей страной переживал годы «Великого перелома», которые изломали судьбы не только людей. В период массового закрытия церквей по всей стране под предлогом необходимости проведения капитального ремонта был закрыт и Успенский собор в г. Оханске.

http://sobory.ru/article/?object=13449

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010