Жития Зосимы и Савватия соловецких Подготовка текста Р. П. Дмитриевой, перевод и комментарии О. В. Панченко ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ Жития Зосимы и Савватия Соловецких были созданы на рубеже XV–XVI вв. двумя выдающимися книжниками – соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. Кроме них в создании житий принимали участие преп. Герман Соловецкий и выдающийся деятель Русской Церкви конца XV – нач. XVI в. архиепископ Геннадий Новгородский . История создания житий соловецких преподобных рассказана самим Досифеем в его послесловии к житиям («Слове о сотворении жития первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия»). Игумен Досифей был учеником преп. Зосимы и после кончины своего старца жил в одной келий с преп. Германом, со слов которого и записал рассказы о жизни преподобных Зосимы и Савватия («памяти ради»). По словам Досифея, Герман был неискусен в «божественном писании» и рассказывал о жизни соловецких святых просто и незатейливо. Некоторое время спустя записи его рассказов были утрачены: их взял почитать некий священноинок, пришедший из Белозерья, и, уйдя, унес их с собой. Так пропали «памяти» о жизни основателей Соловецкого монастыря – живое свидетельство о них «спостника их» преп. Германа. Будучи человеком весьма деятельным (которого по праву считают одним из создателей библиотеки Соловецкого монастыря), Досифей прибыл по монастырским делам в Новгород и при встрече с архиепископом Геннадием рассказал ему о жизни основателей Соловецкого монастыря. Оказалось, что архиепископ Геннадий в молодости был учеником преп. Савватия. Услыхав рассказ Досифея о жизни своего старца на пустынном острове и о создании на месте его подвигов Соловецкого монастыря, Геннадий тотчас благословил Досифея написать жития обоих подвижников. Так было положено начало созданию житий соловецких святых – благословением, преподанным ученику преп. Зосимы учеником преп. Савватия, и благоговейным желанием обоих сохранить память об их духовных отцах. Уединившись и заново вспоминая рассказы Германа о жизни Зосимы и Савватия (самого Германа к этому времени уже не было в живых), Досифей сочинил некий «первый опыт» житий соловецких чудотворцев. Разумея несовершенство своего сочинения и нуждаясь в помощи другого, более опытного, писателя, Досифей постарался найти такового в Ферапонтовом монастыре, где в это время находилось сразу несколько видных иерархов Русской Церкви: архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей и митрополит Киевский и всея Руси Спиридон. Было это в 1503 г. (примерно через год после того, как в Ферапонтове трудился Дионисий, расписавший по заказу архиепископа Иоасафа церковь Рождества Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена.

http://pravenc.ru/text/180327.html

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове — православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы. Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки " гольян " , в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов», на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод. С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя относится как к приселку, а только как к селу. В 60-е годы XVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень - Черницыно, Абрамцево, Кобылино. Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником князем И.Н. Трубецким. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок - Никольское. После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), перебрались в тихое Гольяново.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Саров. Успенская Саровская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев строилась совместно с больничным корпусом. Это здание вошло в периметр монастыря, наряду с келейными корпусами выполняя роль ограды монастырской территории. Первое одноэтажное здание церкви было построено в 1745-1750 годах. Храм был поставлен на месте, где преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и исцелила его от недуга. Непосредственное участие в строительстве принимал сам Серафим, тогда еще послушник Прохор Мошнин. Исполняя в монастыре послушание столяра, он собственноручно изготовил для этой церкви кипарисовый престол. В 1784 году одноэтажный храм по проекту саровского иеромонаха Вонифатия был перестроен в двухэтажный, выполненный в стиле барокко. Небольшая по размерам церковь имела золоченый иконостас и иконы искусного письма. Окончательный вид церковь приобрела в 1849 году. После закрытия монастыря церковь была разрушена. В 1950-е годы на ее месте было построено трехэтажное здание. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в советское время был разобран, восстановлен на историческом месте. Подготовка к началу строительства началась в феврале 2010 года. Крест на купол храма поднят 29 июля 2011 года. 26 мая 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения храма. http://pravsarov.su/monastery/72.html В 1745 г. было начато строительство, а в 1750 г. освящена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Так как она располагалась при больничных кельях, то её еще называли «Больничной». В той старой монастырской больнице преподобный Серафим, в то время ещё послушник Прохор, три года лежал больной и там удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившей его от тяжкого недуга. Деньги на построение этой церкви собирал сам чудесно исцелившийся подвижник. Он же, как искусный столяр, своими руками устроил для настоящего храма и престол из кипарисного дерева. Здесь он до конца жизни своей причащался Святых Таин.

http://sobory.ru/article/?object=33248

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкой обители 21 августа 2010 г. 13:30 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отец наместник, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас поздравить с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Радуюсь, что мне как священноархимандриту сей прославленной обители Господь дает силы и возможность уже второй раз посещать эту обитель в связи с празднованием памяти святых преподобных Соловецких угодников. Когда переступаешь черту сего монастыря и входишь в его ограду, то погружаешься в совершено особую атмосферу. Все необычно: необычны здания, которые ты видишь, необычны гигантские дикие камни, которые по воле Божией силой человеческой стали частью гармоничных и высокохудожественных произведений национальной архитектуры. Но более всего поражает не мощь этих построек, не величие возведенных здесь храмов, а то, каким образом люди все это делали, причем достаточно быстро, находясь в таком отдалении от центров страны, не имея ни техники, ни всего того, что имеют современные люди. Ведь им было более холодно, чем нам, им было более голодно, чем нам, им грозило больше опасностей, чем нам, находящимся ныне на Соловках. К стенам монастыря подходили вражеские корабли, которые, воспользовавшись идущей на юге страны войной, стремились и здесь ступить на священную землю, разрушить, разграбить, уничтожить святую обитель. Какой силой духа нужно было обладать, чтобы против мощных вражеских фрегатов, вооруженных так, как только можно было вооружить корабли того времени, монахи выступили с двумя маломощными пушками! И они не просто остановили врага — когда враг, осознавший свою неспособность взять обитель, попросил о встрече с игуменом, чтобы просто попросить у него продовольствия, то и тогда старец настоятель не возжелал, чтобы нога врага ступила на Соловецкий остров, и ответил ему отказом.

http://patriarchia.ru/db/text/1254555.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Храм нуждается в утеплении» Требуется помощь для восстановления сельской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чедотворцев 31.03.2021 4190 Мы продолжаем восстанавливать сельский храм прпп. Зосимы и Савватия некогда богатой Вятской губернии. Храм имеет три придела. Центральный в честь святых преподобных Зосимы и Савватия (не освящен), левый – в честь святых равноапостольных Константина и Елены (не освящен, в процессе подготовки к освящению), а правый придел честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 июня 2013 года был вновь освящен). По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Сегодня это храм внушительных размеров (площадь 628 кв. м) с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией. Но храм нуждается в утеплении, несмотря на глобальное потепление, у нас зимы в последние годы все холоднее, обычная температура утром ниже 30 градусов мороза. В этом году с Божией помощью планируем заменить 4 северных окна в теплом приделе на новые. Нам идут навстречу и делают существенную скидку, в итоге каждое окно будет в 20 тыс. р. Для утепления храма необходимо установить дополнительную перегородку с дверями как со стороны входа, так и на проходе в холодный придел (откуда сильно дует). Стоимость изготовления и работ по установке 55 тыс. р. Своими силами приход не в состоянии оплатить. В храме 15-20 человек на богослужении, и нам еще весной нужно будет найти средства на закупку дров (7 лесовозов на сезон необходимо). Пожалуйста, помогите нам! За жертвователей в храме будут молиться. «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» (Прит. 22:8) . Краткий видеоролик о нашем храме . Передача о нашем храме . Пожертвования можно направить на расчетный счет: МРО ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ в Ф-Л ПРИВОЛЖСКИЙ ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ» КПП 526002001 ОГРН 1027739019208, БИК 042282881, к/с 30101810300000000881 расчётный счет 40703810402250000005

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/13/hr...

Патриарх: Каждый, кто публикует свои слова в Интернете, может оказать страшное воздействие на человеческую природу 22 августа, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря 22 августа. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Зосимо-Саватиевском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец архимандрит Порфирий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы! Матушки игумении! Братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой святой обители и Церкви нашей — с днем перенесения святых мощей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Когда посещаешь этот монастырь, невозможно не представить себе мысленно все тяжести пути, который прошли наше монашество, наша Церковь и наш народ. Замечательный храм, который был воздвигнут при активном участии государя императора Александра II, самим фактом своего существования являл заботу государства о духовной жизни нашего народа. Но мы знаем, что именно государство в лице его вождей и идеологов стало причиной разрушения святынь в масштабах всей страны, уничтожения великих исторических, художественных и духовных ценностей нашего народа. И зловещим символом этого надругательства над верой стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который вошел в историю не только как центр духовной жизни, но и как место страшных мучений, в том числе тех, кто не поступался своей православной верой и умирал здесь за Христа. Мы являемся свидетелями очень важных перемен в жизни нашего Отечества. Как по инициативе главы государства этот храм был построен, так по инициативе нынешнего главы государства Президента Владимира Владимировича Путина он восстановлен. Это тот случай, когда практически все было восстановлено на государственные средства, — замечательный поступок, который в каком-то смысле является знаком того, что если государство разрушило, то оно должно и восстановить, особенно когда речь идет о величайшем памятнике нашего духа, нашей веры и нашей культуры. Сегодня мы являемся участниками замечательного исторического события и вспоминаем святых преподобных отцов Зосиму, Савватия и Германа, молимся пред их ракой, прося помощи всем нам на пути борьбы за спасение наших душ и душ наших близких.

http://pravmir.ru/patriarh-kazhdyiy-kto-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Человека, доброхотно дающего, любит Бог» Поможем восстановить сельский храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев 15.04.2022 723 Время на чтение 3 минуты Мы продолжаем восстанавливать сельский храм прпп. Зосимы и Савватия некогда богатой Вятской губернии. Храм имеет три придела. Центральный в честь святых преподобных Зосимы и Савватия (не освящен), левый – в честь святых равноапостольных Константина и Елены ( не освящен, в процессе подготовки к освящению), а правый придел честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 июня 2013 года был вновь освящен). По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Сегодня это храм внушительных размеров (площадь 628 кв. м) с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией. В прошлом году заменили окна в храме, стало теплее в храме, и уменьшился расход дров. Благодарим жертвователей. За них в храме продолжаем молиться. В этом году нам необходимо завершить работы по отопительной системе, устранить теплопотери теплотрассы (фото начала марта). Для этого необходимо провести работы создание современной теплотрассы от котельной до храма. Для этого необходимо провести земляные работы (приблизительно 55 тыс. р) нужны новые трубы (около 60 метров) и утеплитель. Смета по материалам: И необходимо заменить котел на пиролизный (нашему храму подходит модель Котел Крит 100 квт за 290758 р), который упростит процесс отопления, позволит нанимать меньшее количество истопников (сейчас трудятся три на 2 ставки), в итоге снизит ежегодные расходы, и даст дополнительную экономию дров. Ставит электрообогреватели не имеет смысла (местные электросети не рассчитаны на отопление больших помещений). И необходимо утеплить дом священника, он в 2000х годах был построен как летне-осенний, чтобы следующую зиму можно было в нем было останавливаться, в эту зиму кое-как топили, печку необходимо полностью перебрать (20 тыс. р), и в доме утеплить пол (сильно выдувает) и входную дверь и проконопатить дом (смета прилагается ниже).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/15/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Человека, доброхотно дающего, любит Бог» Требуется помощь на восстановление сельского храма прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл 07.06.2022 572 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором Мы продолжаем восстанавливать сельский храм прпп. Зосимы и Савватия с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл. Храм имеет три придела. Центральный в честь святых преподобных Зосимы и Савватия (не освящен), левый – в честь святых равноапостольных Константина и Елены (не освящен, в процессе подготовки к освящению), а правый придел честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 июня 2013 года был вновь освящен). Сегодня это храм внушительных размеров (площадь 628 кв. м) с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией. В прошлом году заменили окна в храме, стало теплее в храме, и уменьшился расход дров. Благодарим жертвователей. За них в храме продолжаем молиться. В этом году нам необходимо завершить работы по отопительной системе, устранить тепло потери теплотрассы (фото начала марта). На ремонт теплотрассы собрали средства. До начала отопительного сезона нужно заменить котел на пиролизный (нашему храму подходит модель Котел Крит 100 квт за 290758 р), который упростит процесс отопления, даст дополнительную экономию дров и снизить общие расходы на отопление. И необходимо утеплить дом священника, он в 2000-х годах был построен как летне-осенний. Необходимо провести работы по утеплению дома: утепление пола, стен и двери и переборка печки (20 тыс. р.), чтобы зимой можно было в нем было ночевать между службами. (смета прилагается ниже). Своими силами приход не в состоянии оплатить. В храме 15-20 человек на богослужении. Пожалуйста, помогите нам! За жертвователей в храме будут молиться за Литургией. Пишите имена крещенных в православной вере в телеграме:  канал , группа  или в личном сообщении сообществу. Необходимо собрать 390 тыс. рублей. Пожалуйста, помогите нам! За жертвователей в храме будут молиться. Пишите имена для поминовения о здравии (и/или упокой), в комментариях, в группе ( телеграм канал ) или в сети Вконтате .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/07/ch...

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010