Сердеж. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь в Сосновке Карта и ближайшие объекты На склоне высокого правого берега долины речки Сердежанки раскинулось старинное русское село Сердеж. Его можно увидеть издалека со всех сторон. Местность в окрестностях села очень красивая — холмистая, с березовыми перелесками, особенно со стороны сел Турминцы и Никулята. Ранее село называлось Сосновкой, вероятнее всего, в честь прежнего места жительства первых поселенцев. Происхождение марийского названия Сердеж достоверно не установлено. В центре села возвышаются руины большого храма. Основной холодный храм с куполом и теплыми приделами без паперти и колокольни. Это все, что осталось от бывшей Петропавловской церкви, давшей начало селу на речке Сердежанке. Приход в селе Сосновка (Сердеж) был открыт по указу Святейшего Синода от 31 июля 1792 года за и образовался из деревень Пиштанского села (Никольское — прим. автора ). Первую церковь построили деревянной по храмозданной грамоте от 28 мая 1793 года за во имя Святых Апостолов Петра и Павла с приделом в честь святых Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. «Грамота Преосвященного Лаврентия на построение в Пиштанском приходе Яранского уезда вновь (значит впервые — прим. автора ) деревянной церкви в селе Сердеж или Сосновка 1793 года 28 мая. Божьей Милостью Смиренный Лаврентий, Епископ Вятский. Слушав мы поданное к нам Вятского наместничества Яранской округи Пиштанского Николаевского прихода деревни Сердежа с починками от выборного из дворцовых крестьян Григория Михайлова сына Старикова с товарищем прошение, коим они просили о позволении в оной деревне Сердеже построить вновь деревянную церковь с приделом для зимнего времени во имя св. Чудотворцев Зосима и Савватия Соловецких, почему на представление от нас в Святейший Правительствующий синод полученным Ея Императорского Величества из Св. синода прошлого 1792 года августа 14 дня указом в упомянутой деревне Сердеж вновь церковь построить дозволено». Главная церковь, Петропавловская, освящена в 1799 году, а придел — в 1795 году. Клировые ведомости церквей Вятской епархии за 1806 год сообщают нам об этом храме следующее: «В селе Сосновка церковь одноприходная деревянная в именование святых апостолов Петра и Павла и при ней по правую сторону в трапезе придел преподобных отцев Зосиме и Савватию. При ней приходских дворов 185, а в них жителей мужска пола душ 908, женска 1065. Священник Петр Алексеев, сын Шевелев, 25 лет. Произведен в настоящий чин в 1805 году октября 8 дня Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским. Обучался в Вятской семинарии, философском классе.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Соловецкая обитель Еще в полях белеет снег, а «бродячая и молящаяся Русь» уже готовится в путь-дорогу – в далекое Беломорье, в Соловецкую обитель. Любит русский народ со времен седой старины эти «хождения по святым местам»; в них он вкладывает свой религиозный порыв, всю поэзию своей души, ими избывает житейское горе. Идут обыкновенно артелями с «вожаком» во главе, заходя и в Москву, и в Воскресенск – Новый Иерусалим, и в Троицкую Лавру, и в другие попутные города и местечки на поклонение прославленным святыням. Богомольцев центральной России север встречает уже в Ярославле, в расположенном на заволжском берегу Тверицкой слободы, возникшей здесь по приказанию Ивана Васильевича Грозного, которому не нравилась во время его «походов» на север безлюдность Заволжья: сюда поэтому были вызваны и здесь поселены тверские рыбаки. Перевалив через Волгу, богомольцы молятся на кресты слободской церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. С Вологды те, кто имеет в котомке припасённые целковики, «сплавляются» по непрерывному водному пути от Вологды до Архангельска, по Двине же лежит путь и выходцев из Сибири и Приуралья. В Архангельске Соловецкая обитель имеет два подворья, которые зачастую бывают совершенно переполнены – особенно то из них, которое расположено в части Архангельска, называемой – «Соломбала», – сюда подходят и здесь принимают пассажиров соловецкие пароходы. Весна на «Святых островах» вступает окончательно в борьбу со льдом и снегом только в мае месяце, когда и отходят на материк первым рейсом монастырские пароходы, которые, кроме Архангельска, в начале навигации ходят еще в Сумской Посад и Онегу для встречи идущих в монастырь со стороны Петербурга и Каргополя. Из Петербурга путь богомольцев лежит через озера ладожское и Онежское до города Повенца, а оттуда трактом до посады Сумы. Если Соловецкая Обитель видит в своих стенах пришельцев со всех концов необъятной России, то этим она обязана, как своим святыням, так и тому истинному духу монашества, который царит здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Александр Ратшин Архангельской губернии Монастыри ныне существующие: СОЛОВЕЦКИЙ, муж. 1 -го класса, Ставропигиальный, среди Белого моря, на острове Соловецком, существует с первой половины XV века; находится под управлением Архимандрита. – В 1429 году Св. Савватий, удалясь из Валаамского монастыря для вящщего пустынножительства в Поморье на реку Высь, встретил тут Преподобного Германа, и они оба, водимые Духом Божиим, избрали для совокупного пребывания необитаемый никем остров Белого моря, на котором и пребыли в совершенном уединении шесть лет, близ горы, называемой ныне Секирною, в 12 верст. от нынешнего Соловецкого монастыря. В 1435 году святые труженики разлучились: Герман, оставя на время остров и отправясь к реке Онеге за какой-то потребностью, когда воротился в свою пустынь уже не нашел тут Савватия, который провидя кончину свою, переехал между тем море – и на устье Выга, в деревне Сороке, скончался, где и был погребен. На другой год уединенного пребывания Германа на Соловецком острове, присоединился к нему Преп. Зосимо, который для стекшейся вскоре братии и основал на нынешнем месте общежительную обитель, построив деревянную церковь Преображения Господня с несколькими кельями, а потом и другую церковь Николая Чудотворца. По просьбе Св. Зосимы, Архиепископ Новгородский Иона, прислал в обитель, для управления ею, Игумена Павла, который, а также и последующие за ним два другие Игумена, по кратковременном правлении, от начальства над Соловецким отказались, по не привычке к северному климату; после их в 1442, по общему убеждению братии, поставлен во Игумена Преп. Зосимо. С этого времени обитель начала возвышаться: упрочено чрез подтвердительную грамоту от Архиепископа и Посадника Новгородских владение угодьями, к которым Посадница Марфа Борецкая присоединила свои дары, пожертвовав в обитель рыболовни, деревни, луга и проч., а новгородцы снабдили церковными сосудами, облачениями, золотом, серебром и хлебом. В 1465 году мощи Препод. Савватия перенесены в обитель и положены в Преображенском Соборе, за алтарями коего в последствии был погребен и сам Зосимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

составитель Павел Пономарев Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи Скачать epub pdf Предисловие Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу. Святой Варсонофий Великий Сборник, который находится в ваших руках, составлен из жизнеописаний подвижников Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, его скитов и «пустынек». Он вместил в себя очерки только о двадцати шести Божиих угодниках, начиная с житий святых основателей Соловецкой обители – преподобных Савватия, Зосимы и Германа – и преимущественно посвящен отцам «Старых Соловков», то есть тем, кто потрудился Господу в этом знаменитом северном монастыре до его разорения воинствующими атеистами. В основу книги составители положили материалы, содержащиеся в Соловецком патерике Санкт–Петербургского издания 1873 года, и дополнили их повестями из нескольких других достоверных литературных источников. Притом, из Соловецкого патерика и прочих источников взяты жития не только прославленных Церковью святых соловецких отцов, а и тех подвижников, чья официальная канонизация пока не состоялась, но они суть «плоть от плоти» священного соловецкого предания. В одной из книг покойного митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) рассказывается о трудах владыки Мануила (Лемешевского) , бывшего узником Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа). Со смирением и непоколебимой верой, находясь в вынужденном затворе, он занимался кропотливой научной работой, в том числе и по истории Соловецкой святости. Недавно в нескольких номерах альманаха «Духовный собеседник», издаваемого в Самаре, опубликовано одно из творений владыки Мануила – «Соловецкий цветник» – краткие жизнеописания подвижников, в основном начала XX столетия. Некоторые повести из бесценного труда митрополита Мануила составители поместили и в данную книгу. Вступительная статья – «Сказание о святых Соловках» – популярно ознакомит боголюбивого читателя с общей историей христианского подвижничества на Соловецком архипелаге, а помещенный, как приложение, краткий хронологический список исторических событий Соловецкой обители, дополнит читательское представление об этом удивительном святом месте и его святых обитателях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинство второй благодати Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Мы публикуем существенно переработанное интервью отца Алексия Тимакова, которое в 2000 г. публиковалось фрагментами в ряде номеров ежемесячной окружной газеты “Гольяново” в рубрике “Дорога к храму”, которая готовится силами московской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В иной редакции интервью отца Алексия было опубликовано в журнале “Фома” 11 за 2001 г. Всякий, кто даже впервые входит в православный храм, видит группу людей, столпившихся в некотором отдалении от священника, стоящего перед аналоем, и по очереди подходящих к нему. Люди эти стоят с опущенными головами, некоторые — со слезами на глазах; они печальны и сосредоточены. Идет исповедь — таинство покаяния. Но в покаянии обнаруживается не только печаль, но и радость; недаром древняя Церковь считала таинство исповеди “второй благодатью”. Однако далеко не все в наши дни так относятся к покаянию. Для человека общества потребления характерно другое: Зачем мне исповедываться, что это даст ? И тут дело даже не в том, что грехи не осознаются (“живу, как люди живут…”), а в том, что не ощущается необходимость пребывания в мире с Богом. Так почему же человек приходит на исповедь и почему не приходит? Что побуждает его прийти к покаянию — и что мешает подойти к аналою, где лежат Крест и Евангелие? Эти два вопроса так или иначе встают в сознании человека, хотя бы отчасти соприкасающегося с нашей православной традицией, и ответы на них в значительной степени определяют его дальнейший жизненный путь. Задавшийся этими вопросами хотя бы пытается рассмотреть самого себя по отношению к Иисусу Христу, а это — уже путь Евангельский. Евангелие — это письмо 1 . И есть письма, написанные мне, а есть — не мне. Но Евангелие — всегда мне, хотя я не просто индивидуальный адресат. Христос в Евангелии практически никогда не бывает один; Он всегда в толпе, и даже если Он удаляется, толпа остается как бы в ожидании; она сформировалась вокруг Него… Это скопище людей, жаждущих Христа, растет вот уже на протяжении двух тысяч лет, и я — один из этой толпы; я сам являюсь действующим лицом Евангельского повествования, и очень хорошо было бы мне в каждом конкретном отрывке этого повествования определить, чт о мне — именно мне! — хочет сказать Христос.

http://pravmir.ru/tainstvo-vtoroy-blagod...

Троице-Сергиева лавра Православная Русская Церковь вместе со св. Верою заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. 1 Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Вера в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иерусалим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Христианского благочестия. За ними следовали многие Русские люди. Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Киево-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю. Начало Христианского обычая в России ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Русские для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. 2 После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ф.А. Арсеньев Повествование монаха Арсения об устроении Ульяновской обители «Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут меня они и приведут на святую гору Твою и в обители Твои». ( Пс. 42 ) Вступление Да не посетует на меня, убогого инока, любезный читатель, благоволивший прочесть сие повествование: боясь, чтобы не предались забвению первоначальные труды старцев по устроению сей обители, аз убогий возымел желание привести с начала и до сего времени все по порядку, хотя некоторую часть их трудов: потому что старцы-устроители – в преклонных уже летах и уже становятся дряхлыми, да и я от болезни к тому же концу бреду; хотя и не много мне еще лет, но нервное расстройство взяло свое, и вот уже 20 лет, как носят меня на руках, по случаю слабости ног, ко всякому Богослужению для пения. Об этом может засвидетельствовать всякий, посещающий сию обитель, потому что я занимаю должность уставщика со дня приезда в обитель; а потому ничем более не могу воздать сим великим старцам, призревшим меня убогого, как этой малой данью – описанием ихних трудов, – как очевидец всего; потому что вместе с ними и из Соловецкого Монастыря прибыл в сию обитель и Божиею милостию и ихним благословением живу и по сие время. А на сей труд побудил меня почтенный составитель сей книги Ф. А. Арсеньев при личном свидании в моей келий; он же и изъявил согласие из моих записок составить книгу для печати; глубокая ему благодарность! Грешный инок Арсений I. Отъезд иноков из Соловецкого Монастыря. Прощание. Путь по морю. Пребывание в Архангельске. Неожиданная помощь. На пароходе по Двине. Ненастная погода. Фельдшер-санитар. Ускорье. Сольвычегодск. Странный в нем обычай. Плавание по Вычегде от Сольвычегодска. Устьсысольск. Радушие, оказанное инокам Устьсысольцами. Селение Деревянское. Прибытие в Ульяновскую обитель. Бедность ее. Первая служба в Ульяновском храме. Трапеза. Во всем недостаток Наместник Соловецкого Монастыря, Иеромонах Матфей, 22 Июня 1866 года в последний раз совершил Божественную литургию в храме преподобных Зосимы и Савватия. В сослужении участвовали Иеромонахи: Паисий и Амвросий и Иеродиакон Феофилакт. Все эти пять иноков назначены волею высшего Начальства отправиться на новое место, в неведомую им страну, для устройства обители в среде зырянского населения. Проживши десятки лет в Соловецком Монастыре, сроднившись с ним духом и плотию, воспитавши себя на его правилах, они приняли хотя и со скорбию сердечною, но безропотно крест послушания на предстоящий подвиг, испрашивая у Соловецких угодников благословение на трудное и необычное для них дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Духовная столица 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

В русских семьях рождаются иногда дети, мало похожие на своих родителей. То ли в силу недостатка родительского внимания, то ли в силу присущего им самим свободолюбия такие дети выбирают свой жизненный путь, исходя из собственного понимания того, «что такое хорошо, что такое плохо». Более того, оказавшись вне сферы действия отцовского авторитета (речь идет, конечно и в первую очередь, о русских мальчиках, о которых столь много было сказано в свое время Достоевским), они тем менее склонны считать непреложной догмой совокупность предписаний той или иной социальной группы. В поисках единственно верного пути к обретению смысла жизни они легко и непринужденно нарушают негласные законы и установившиеся порядки, не считаясь с теми последствиями, которые подобного рода отклонения могут принести им. К числу таких русских мальчиков следует, несомненно, отнести Демида Ерофеева, родившегося в конце XVI века в селе Турчасово Каргопольского уезда. Будущий основатель Юрьегорского монастыря Диодор покинул родительский дом и родную Онегу в возрасте 15 лет, отправившись в традиционное по тем временам и в тех местах паломничество на Соловки. Посетив древнюю обитель, основанную преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Демид почел за благо в ней остаться: «Зело возлюби монастырьское житие, и тружаяся в келарскои и в прочих службах». По каким соображениям было столь скоропостижно принято такое ответственное решение? Оглянулся ли Демид в сторону отчего дома, чтобы сказать ему последнее прости, связывая свою жизнь с обителью преподобного Зосимы? Агиограф умалчивает о тех искушениях последнего и окончательного расставания с миром, которые постигают почти каждого из преподобных – по всей видимости, потому, что в биографии Демида-Диодора таковых и не было. Удивительно, но за три года, проведенные в Соловецкой обители перед принятием монашеского пострига, юный подвижник ни разу не вспомнил о семье, родителях, братьях... Да и сами родители преподобного едва ли поминали своего сына в те времена. Кажется, Демид не был любимым ребенком, и даже весьма вероятно, что отец с матерью были обрадованы тем, что в нелегкое, смутное время один из их сыновей укрылся от нападения польских душегубов в обители, отделенной от материковой Руси пучиной Студеного моря. Позднее мы узнаем, что не только брат, но и отец преподобного приняли монашество на Соловках, но и об этом Житие говорит лишь вскользь, мимоходом, как о чем-то несущественном, маловажном... Дело в том, что настоящей, духовной, семьей преподобного, вытеснившей из его сердца почти всякую память о семье плотской, стала семья отшельников, расселившихся по разным укромным местам Соловецкого архипелага. Именно они, безвестные скитальцы, постники и аскеты, стали в глазах юного инока образцом добродетели и примером для подражания.

http://pravoslavie.ru/117590.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010