У кого нам учиться вере, надежде и любви, терпению и христианскому мужеству, твердости в вере и молитве, верности Матери-Церкви, как не у святых нашей земли? Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Другие — всего сто-двести лет тому назад: преподобный Серафим Саровский, святители Иннокентий Московский и Феофан Затворник. А некоторые жили среди наших отцов и дедов. С ними молились, беседовали, трудились, их учили святой праведный Иоанн Кронштадтский, святейший Патриарх Тихон, святители митрополиты-муче-ники Владимир и Вениамин, миряне-мученики Юрий и Иоанн и многие другие, еще не канонизированные. Среди русских святых — люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и простецы. Из этого сонма каждый может выбрать себе примеры для подражания. О русских святых написано множество статей, книг. Образы русской святости в последние годы привлекают к себе богословскую мысль Запада. Тем более нам, живущим на русской земле, освященной их святыми мощами, созданными ими храмами и монастырями, надо знать и любить все то, что веками формировало духовный мир русского Православия. Это смиренномудрие, любовь к Богу, единство с Церковью, это христианское отношение к миру: оно должно быть, по словам святого Максима Исповедника, “не чувственно, не бесчув-ственно, а сочувственно”. “Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”, — учил святой преподобный Серафим Саровский. Дух мира и молитвы собрал вокруг преподобных Антония и Феодосия сонм Киево-Печерских подвижников, которые, расходясь по Древней Руси, возглавляли многие архиерейские кафедры. Этот же дух собрал вокруг преподобного Сергия Радонежского сонм учеников, которые по всей России создавали новые обители. Преподобный дал импульс духовному, культурному и государственному возрождению Руси, — вспомним хотя бы преподобного Андрея-иконописца (Рублева) и победу на Куликовом поле.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-v-zem...

В этом контексте понятно, что спасение души – это не только пост и молитва , но и жизнь в любви к ближним. В свете сказанного, каково должно быть правильное отношение к своему телу? Если смысл христианской жизни в деятельной любви, то тело должно быть нормальным достойным орудием этого действия. Как говорил святитель Феофан Затворник , «тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ее вовне в настоящем мире» (Начертание христианского нравоучения, С. 325–326). Может ли плотник распилить бревно тупой ножовкой? Ответ очевиден. Поэтому человек может творить добрые дела тогда, когда он имеет крепкое, здоровое тело. Преподобный Максим Исповедник в «Главах о любви» (думаю, не случайно именно в этой работе) пишет: «Обе­ре­га­ю­щий те­ло свое от на­слаж­де­ния и бо­лез­ни име­ет в нем со­ра­бот­ни­ка для слу­же­ния луч­ше­му» (I, 21). Больной человек всегда эгоистичен по своей природе; он не может, даже если хотел бы, чем-либо помочь людям. Наоборот, он сам нуждается в помощи: он лежит, а все о нем заботятся, кормят его, покупают лекарства, возят в больницу и прочее. Представим себе, смог ли бы самарянин помочь избитому путнику (скажем, посадить его на своего осла), если бы он сам был больным, хилым человеком? Очевидно, что нет. Аскеза на уровне ненависти к своему телу христианством также отрицается. Среди некоторых мусульман практикуется самобичевание – вплоть до крови. Такое самобичевание христианством осуждается как ненависть к своему телу. Этот соблазн христианство перебороло еще в самом начале своего существования в виде ересей гностицизма и манихейства. Логика этих ересей весьма проста: если Бог есть дух и Он благ, то противоположное Ему есть зло; тело не есть дух, значит, оно есть зло. А поскольку со злом необходимо бороться, то надо подавлять тело со всеми его желаниями и потребностями. Согласно же христианскому учению, у зла нет своей сущности, оно возникает вследствие свободного волеизъявления человека, зло есть действие, направленное против воли Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/st...

далее... Некогда на заре VII века по Рождестве Христовом, средь Аравийских пустынь, вдали от цивилизованного мира случилось примечательное событие. В ночной темноте под низкими сводами пещеры горы Хира сорокалетнему арабу, проводившему здесь время в уединении, явился некто. Некто сильный и страшный, который принялся душить его, заставляя прочесть странный текст во имя некоего господина. Опасаясь за жизнь, араб уступил и повторил текст - и видение исчезло. далее... Уже с самых первых веков христиане вынуждены были защищать Церковь от критики извне. На арабском языке самым ранним апологетическим сочинением против мусульман является " О Триединстве Бога " анонимного автора рукописи Sinai Arabic 154 (ок. 800); как выдающихся христианских полемистов против ислама следует упомянуть православных авторов Феодора Абу Курры (.825), писавшего также на греческом и сирийском, Константина ибн Луку (X), и св. Самона Газского (XI), писавшего на греческом и на арабском. Из писавших на греческом языке наиболее крупными полемистами были преподобные Иоанн Дамаскин и Феофан Исповедник, святитель Григорий Палама и многие другие. далее... Пророк Исаия предсказывал: " Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих " . В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. далее... Паисий Великий, египетский аскет и строгий постник, родился примерно в 300 году в семье благочестивых родителей и был седьмым, последним, ребенком в семье. Его мать рано осталась вдовой. От трудов и забот о детях у несчастной женщины часто опускались руки. Однажды ночью удрученной вдове явился Ангел Господень и сказал... далее... Православное святоотеческое учение о последовательном раскрытии Божественных таин не оставляет места для " генезиса " идей о Духе Святом; это раскрытие не может быть понято как развитие одних идей из других, более поздних из более ранних, осмыслено как плод рефлексии авторов последующих писаний над более древними текстами, объяснено заимствованиями или влияниями из одновременных языческих культур. Святоотеческое учение состоит не в том, что с течением времени все новые авторы " додумываются " до все более совершенных представлений, но в том, что разным авторам в разном объеме раскрывается во времени одна и та же вечная истина, одна и та же духовная реальность.

http://pravoslavie.ru/1422.html

Если русские люди столь массово желали выйти из-под ярма Помазанника Божия, отметая все пророчества и предсказания святых о пагубности этого пути, блокируя доводы разума, то они получили то, о чём просили - свободу от Божьих заповедей и Его защиты.  Ведь именно об этой опасности неоднократно предупреждали наши Святые, наиболее известные из которых Преподобный Серафим Саровский, Святитель Феофан Затворник, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Святые Преподобные старцы Оптинские, равно как и уже после гибели Империи именно об этой причине как главной говорили многочисленные наши новомученики и исповедники… Может быть нам показалось, но именно об этом – главном, Владыко сказал как-то вполголоса. Возможно, он несколько увлёкся ловлей голосов, боясь спугнуть тех, кто отмахивается от всяких духовных причин, останавливаясь на пути к Истине. И это, на наш взгляд, один из немногих минусов сериала. Вероятно, в планах Владыки Тихона третья часть фильма «Гибель империи: Советский урок», что было бы весьма закономерно и актуально, и здесь, надеемся, будет замолвлено слово о главной причине ее гибели – конечно же духовной.       Андрей Редкозубов, полковник запаса, ветеран военной разведки, религиовед    Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран МВД, религиовед Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 12.05.2021 - 01:22 Очень верный и детальный : Очень верный и детальный анализ этого очень ныне востребованного и актуального (к сожалению) сериала. Большая благодарность - и авторам статьи, и автору этого цикла передач владыке Тихону. Что тут сказать - " адовы врата да не одолеют " ! 13.05.2021 - 00:37 Анализ сомнительный. Зачем : Анализ сомнительный. Зачем англичанам надо было устраивать революцию в России? Чтобы вывести её из войны и позволить немцам сопротивляться? Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2021/04/21/gibel-mifo...

«За что боролись, на то и напоролись». Однако, истинный корень трагедии надо все-таки искать не в науках и социологических опросах, а в духовной сфере, о которой владыка Тихон с высоты своего положения, казалось бы, должен был сказать особенно громко. В последней 18-й серии, он, наконец, озвучивает эту мысль, сославшись на Псалтирь царя Давида – избранного Богом Пророка-сердцеведца: «Даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс. 19: 4), что означает, что Творец, видя упорство людей в достижении каких-то целей, пусть даже и ошибочных, порой в воспитательных целях уступает им, как бы отойдя в сторону. В простонародье есть аналог, поговорка «За что боролись, на то и напоролись». Если русские люди столь массово желали выйти из-под ярма Помазанника Божия, отметая все пророчества и предсказания святых о пагубности этого пути, блокируя доводы разума, то они получили то, о чём просили – свободу от Божьих заповедей и Его защиты. Ведь именно об этой опасности неоднократно предупреждали наши Святые, наиболее известные из которых Преподобный Серафим Саровский, Святитель Феофан Затворник, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Святые Преподобные старцы Оптинские, равно как и уже после гибели Империи именно об этой причине как главной говорили многочисленные наши новомученики и исповедники… Может быть, нам показалось, но именно об этом – главном – Владыка сказал как-то вполголоса. И это, на наш взгляд, один из немногих минусов сериала. Вероятно, в планах Владыки Тихона третья часть фильма «Гибель империи: Советский урок», что было бы весьма закономерно и актуально, и здесь, надеемся, будет замолвлено слово о главной причине ее гибели – конечно же, духовной. Андрей Дмитриевич Редкозубов , полковник запаса, ветеран военной разведки, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран МВД, религиовед Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/gi...

Первое лето правления Римского императора Константина, в Антиохии епископа Филогена. В сем году в Галлиях и Британии царствовал божественный и христианнейший из римлян, Константин; в это же время соцарствовали ему еще следующие четверо: Максимиан Галерий, с двумя кесарями, Севером и Максимином, сыном Галерия и Максенцием, сыном Геркулия, которого провозгласили царем воины в Риме. Все они старались превзойти друг друга гонением на христиан. Тиран Максенций, беззаконно царствуя в Риме, производил ужаснейшие злодеяния, поругания знаменитейших жен, убийства, грабежи и т. п. Но Максимин и его хуже поступал на Востоке, как будто два ужаснейших бича разделили между собою Восток и Запад, и воздвигли гоненье на христиан. В это время римляне провозгласили, по смерти Севера, кесарем Лициния, в угодность Константину, как зятя его по сестре его, Констанции; Лициний довольно долгое время носил личину благочестия. В том же году Александрийский епископ Петр, по повелению Максимиана Галерия и сына его, Максимина, понес преславное мученичество, будучи ввержен в темницу и обезглавлен. Он отрешил от церкви диакона Ария, который, сделавшись потом начальником проклятой ереси, многих отторг от благочестия. Много и других при сих тиранах удостоилось мученического венца за Христа, как-то: Филей, епископ Омуйский в Египте, Пидей и Нил, епископы Египетские, Анфим, епископ Никомидийский, Тираннион, епископ Тирский, Сильван Эмесский, другой Сильван, епископ Газский Лукиан, пресвитер Антиохийский, Зиновий, епископ Сидонский, Памфил, пресвитер Кесарийский и бесчисленные другие. Этот Галерий Максимиан до того был женолюбив, что придворные его старались скрывать от него своих жен и столько опутан обманом злых демонов, что без гаданий не решался прикоснуться ни до одного кушанья. Он повелел произвесть всеобщее истребление христиан, не столько по нечестию, сколько для расхищения имущества их. Казнь Божья постигла его за безмерное распутство и неимоверное озлобление против христиан именно, у него открылась ужасная рана на орудии распутства его, рана, неподдающаяся никакой помощи человеческой, гниющая и кипящая червями; к тому же он был слишком тучен. Полагая, что такое наказание постигло его за беззаконные убийства, он разослал всюду повеления усердно делать все в пользу христиан, чтоб они молились за него, после чего, сверх всякой надежды, молитвою христиан страшная боль утихла, хотя рана не совсем закрылась; несмотря на то, он начал потом еще с большим неистомством продолжать свои злодеяния: опять поднялись войны, мятежи, голод, мор и до такой степени удушливая засуха, что недоставало живых, чтоб хоронить мертвых; посылаемы были громы и страшные явления; всякий думал только о себе и многие работы были брошены недоделанными. л. м. 5798, Р. Х. 298.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Первый год епископства в Иерусалиме Германа, в Александрии Ахилла. л. м. 5799, Р. Х. 299. Первый год епископства в Александрии Александра, в Византии Митрофана, в Антиохии Павлина. л. м. 5802, Р. Х. 302. В сем году божественный Константин восстал на истребление тиранов. Злочестивый Максенций, наведя мост на реке, протекающей через Рим, устроил свое войско против великого Константина. Великий Константин боялся волшебства Максенция, который рассекал младенцев для скверных своих гаданий. Когда он находился в великом недоумении, вдруг явился ему, в шестом часу дня, честный крест, из света устроенный, с надписанием: «Сим побеждай!» Ночью же Господь явился ему и сказал: «При помощи явившегося тебе побеждай!» Тогда Константин, наскоро устроивши златой крест, который и ныне существует, велел носить его пред войском на сражении, в котором ряды Максенция были разбиты, множество воинов пало, а Максенций с остальными бежал, но мост божественною силою обрушился и он потонул в реке, как некогда Фараон, со всем воинством своим, так что река наполнилась лошадьми с захлебнувшимися всадниками. Римские граждане, просившие Константина восстать в помощь их, освободившись от тиранства злого Максенция, усыпали улицы цветами, с радостью приняли победителя с победоносным крестом и прославляли его, как своего спасителя. л. м. 5803, Р. Х. 303. В сем году Константин, при Божьем содействии, овладев Римом, прежде всего приказал собрать остатки святых мучеников и предать их честному погребению. Римляне торжествовали победный праздник, восхваляя Господа, и животворящий крест его целых семь дней, и величая победителя Константина. л. м. 5805, Р. Х. 305. В сем году Максимин, сын Галерия, восстал было и присвоил себе царскую власть, но постыдно кончил жизнь свою в Киликии. Отец его, Максимиан Галерий услышав, что Максенций, сын Геркулия, потреблен 5 Константином силою креста, убоялся и немедленно прекратил гонение против христиан. л. м. 5806, Р. Х. 306. В сем году божественный Константин с кесарем Лицинием, увлекаемый ревностью к Богу, воевал против Максимиана Галерия, который правил Востоком. Галерий, с своей стороны, собрав против них бесчисленные силы, сразился, полагаясь на прорицание демонов и на силу волшебства. Напротив животворящий крест предшествовал великому Константину; тиран при первой стычке обратился в бегство, большая же часть войска его избита; сам он, сбросив с себя царскую одежду и переодевшись простым воином, ушел с немногими приверженцами, ходил из деревни в деревню и, собравши идольских жрецов и гадателей, славившихся чародейством, а также и прорицателей, перебил всех их, как обманщиков. л. м. 5808, Р. Х. 308.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Песнь 9 Ирмос: Чистую славно почтим, людие, Богородицу,/огнь Божества приимшую во чреве неопально,/песньми величаем. Врач недугующих во страстех от Бога показался еси,/потребитель же, блаженне, и отгонитель лукавых демонов,/темже тя блажим. Землю яко тления жилище оставил еси, отче,/и в землю вселился еси кротких,/и с ними радуешися, Божественныя наслаждаяся сладости. Устав непорочен веры/и воздержания образ имуще подвиги твоя,/непрестанно Зиждителя в песнех величаем. Днесь день праздничный,/созывает бо Тит монашествующих стада на ликование духовное и чреждение/и пищу нетленныя жизни. Богородичен: В Тя вселивыйся, Всенепорочная, родися,/Иже первее родоначальным злонравно запенша,/человекоубийцу низложив, и вся ны спасе. Преподобный Тит чудотворец Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII – начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь – киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века (при императоре Льве Великом ) прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий. Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосий Печерский . Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника. Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости. Канон преподобному Титу составил преподобный Феофан Исповедник (память 12 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При Патриархе Пимене были установлены празднования соборам святых различных епархий: собору Радонежских святых, Сибирских, Белорусских, Тульских, Костромских и т. д. Важным событием явилось празднование 1000-летия Крещения Руси, когда на юбилейном Соборе был канонизирован целый лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 19 мая), преподобный Андрей иконописец (†XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1555; пам. 21 января), святитель Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдавский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января). Лик новоканонизированных святых хронологически охватывает почти шесть веков русской истории. Среди святых мы встречаем главу Церкви и главу государства, монахов-аскетов и святителей-богословов. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства. Вскоре, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе к лику святых были причислены первый Московский Патриарх Иов (†1607; пам. 19 июня) и Патриарх нашего времени Тихон (†1925; пам. 25 марта). Благословением Святейшего Патриарха Пимена как местночтимый святой был прославлен в Рязани святитель Мисаил (†1656; пам. 10 апреля). Во время избрания ныне здравствующего Патриарха Алексия II на Соборе был канонизирован святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). Канонизация святых продолжилась в последующее время. И наряду со святыми прошлого времени (родители преподобного Сергия – преподобные Кирилл и Мария, святитель Филарет Московский ), начинает прославляться все большее число святых новомучеников и исповедников Российских, почти наших современников. Одновременно возродилось такое известное ранее в Церкви явление, как канонизация местночтимых святых, то есть почитаемых либо в отдельной епархии, либо в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей. Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми. В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов). В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших 12 . В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь. Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся. «Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, – поясняет епископ Афанасий (Сахаров) , – возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010