О том, как выйти из замкнутого круга страстей в радость Пасхи, рассказывает настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове митрофорный протоиерей Валериан Кречетов. – Отец Валериан, почему люди вместо того, чтобы радоваться, часто сегодня унывают? – Про преподобного Серафима Саровского в псальме поется: «Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий, душу готовый отдать за других!..» Корень всех страстей – гордыня. Это когда человек что-то мнит о себе, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда правда хотя бы только приоткрывается, что он на самом деле не таков, – унывает. Это он даже не в себе разочаровался, а в своих фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы он не пришел в отчаяние. – Да, совсем другое дело от исповеди к исповеди пытаться увидеть себя таким, какой ты есть, перед Крестом и Евангелием на аналое, уповая в своем спасении – на Господа, а не на свои «заслуги». – О себе вообще лучше высоко не думать. Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты собой на самом деле представляешь, а знаменатель – это что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби. Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если смиришься, больше половины скорбей перестанет в жизни существовать». – Исчезнут или просто их уже замечать не будешь? – И то и другое. Сказано: древо крестное произрастает на почве нашего сердца. Древо «при исходищах вод»(Пс. 1:3) – то есть тех страстей, что бурлят в моем сердце. Как ни тяжел наш крест, но древо, из которого он сделан, мы взрастили сами. И посылается крест мне для того, чтобы душа моя очистилась. Как только скорбь или болезнь принесла внутреннюю духовную пользу, Господь может снять или облегчить крест. Да и относиться к скорбям мы будем уже совсем по-другому. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать».

http://pravoslavie.ru/131358.html

Добрые вести Православия: август 2007 г. В августе значительную часть хороших новостей подарило прошедшее 21 августа очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были прославлены новые святые, приняты новые приходы, возобновлены древние монастыри. Кроме того, есть и новости, касающиеся дел милосердия, а также связанные с появлением новых храмов и монастырей. Кроме России, добрые вести августа охватывают такие страны, как Грузия, Румыния, Болгария, Венгрия, Англия, Бельгия, Германия, Италия, Франция, Норвегия, Монголия.   Святые После прошедшего в августе заседания Священного Синода наши святцы обогатились множеством святых Икона всех святых, в Британии и Ирландии просиявших Во-первых, Русская Православная Церковь включила в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена протоиерея Сергия (Кудрявцева), протоиерея Александра (Покровского) и послушницы Матроны (Макандиной) – от Московской епархии, иеромонаха Гурия (Самойлова), иеромонаха Игнатия (Даланова) и монаха Викентия (Никольского) – от Оптиной пустыни и Антонины (Брянских) – от Архангельской епархии. Почти все они приняли мученический венец во время сталинских гонений на Церковь 1937–1938 годов, за исключением иеромонаха Игнатия, казненного в 1942 году. Во-вторых, были включены в наши святцы новые святые, прославленные Константинопольской Православной Церковью: святитель Перифорийский Феофан, преподобный Дионисий Ватопедский, святитель Туркии Иерофей и святой праведный Стефан I, король Венгрии. Двое из этих святых связаны с Венгрией. Мало кто знает, что семена истинной веры посеяли на венгерской земле православные византийцы. В 953 году венгерский князь Булчу, прибыв в Константинополь, крестился, причем восприемником его был император Константин Багрянородный. Чуть позже другой венгерский князь – Дюла прибыл в Константинополь для крещения. Он взял с собой монаха Иерофея, знаменитого своим благочестием. Патриарх Феофилакт рукоположил его во епископа Туркии (так византийцы называли земли венгров), где святитель Иерофей многих привел к свету христианской веры. Хотя усилиями короля Иштвана венгерская Церковь была переподчинена папе Римскому, с которым и разделила последствия его отпадения от православной веры, епархия Константинопольского Патриархата действовала в Венгрии до XII века.

http://pravoslavie.ru/5025.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мы воссоединяемся вокруг престола " Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан размышляет над тем, что изменится в жизни нашей Церкви после подписания Акта о каноническом общении и какой результат может дать общение каждой из воссоединяющихся частей 14.05.2007 439 Время на чтение 3 минуты Владыка, семнадцатого мая, даст Бог, будет подписан Акт о каноническом общении. Вместе с каноническим общением должно наступить, наверное, и чисто человеческое - взаимные поездки, обмен студентами, научные встречи. Клирики и миряне РПЦЗ будут чаще приезжать сюда, архиереи - участвовать в Архиерейском соборе. Но что изменится в жизни нашей Церкви? Какой результат может дать наше общение каждой из ее воссоединяющихся частей? Главное, что произойдет при восстановлении общения,-это наше совместное участие в Божественной евхаристии. Если мы воссоединяемся, то воссоединяемся вокруг престола. В остальном сами вы уже ответили на свой вопрос. Будет сотрудничество, разные совместные проекты. Приведу пример из жизни моей епархии. Два года назад мы заключили с Германской епархией РПЦЗ договор. По этому договору архиепископ Берлинский и Германский Марк передал частицы мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары в Аланский Богоявленский женский монастырь. Теперь им поклоняются многочисленные прихожане и паломники. Также мы вместе строим реабилитационный центр для детей, пострадавших в Беслане в 2004 году. Вы говорите, что будут поездки. Вот, например, в декабре прошлого года мы с проректором Ставропольской духовной семинарии архимандритом Романом были на съезде Германской епархии Зарубежной Церкви в Мюнхене. Я рассказывал об опыте взаимодействия с исламом в епархии с большой долей мусульманского населения. Архимандрит Роман прочел доклад о канонизации новомучеников и исповедников Российских. Многие задавали вопросы, вообще был большой интерес. Поэтому мы, совместно молясь, должны взаимно обогащаться опытом друг друга. У вас, должно быть, есть большой опыт общения с клириками и мирянами Зарубежной Церкви. Бытует мнение, что среди них господствует традиционалистский настрой, очень большая строгость в следовании всем канонам и обычаям. Так ли это, на ваш взгляд, а если так, то как вы можете оценить такое традиционалистское влияние на церковную жизнь внутри России?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. (1 Кор. 2: 4–5) архимандрит Иоанн (Крестьянкин) В 2006 году в день памяти Новомучеников и исповедников Российских после принятия Святых Таин мирно отошел ко Господу светильник Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . И в этом мы видим премудрое и всегда благовременное действие Промысла Божия, ибо отец Иоанн принадлежал к святому поколению новомучеников не только по физическому возрасту, но и духовно. В сосуд своего сердца он трепетно восприял, бережно сохранил в нем и примером своей жизни передал нам сокровище духовных традиций Святой Руси. Уже нет посреди нас всероссийского батюшки, но мы можем встретиться с ним через его письма. Письма архимандрита Иоанна, в отличие от его проповедей, обращены не ко всем, а к кому-либо из нас и являются личными ответами на личные вопросы, и поэтому их воздействие на душу оказывается особенно плодотворным. И если в проповеди иную мысль отец Иоанн излагает пространно, то в письмах он старается быть предельно кратким и ёмким, так как приходилось давать множество ответов на множество вопросов. И ответы отец Иоанн давал не от своего человеческого ума: каждый вопрос он молитвенно возносил к Господу и мудрый ответ получал и давал нам от Самого Господа. Отец Иоанн продолжает традицию духовного наставления письмами, которую установили, например, такие известные русские святые, как преподобные Макарий и Амвросий Оптинские, святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Но отцу Иоанну пришлось жить в иных исторических обстоятельствах и отвечать на вопросы, которых в царской России не существовало. И при чтении его писем нужно быть особо внимательным, ибо иногда в малых, немногих словах заключается великая духовная мудрость. Письма отца Иоанна являются редкой сокровищницей духовного рассуждения не только для тех, кому они лично адресованы, но и для всех нас. Ибо в письмах, как и в проповедях, мы живо ощущаем явление духа и силы, веры и правды, смирения и любви.

http://pravoslavie.ru/68171.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Апсильский, мч. - житие Евстафий Апсильский был первым абхазским мучеником, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Святой правил Апсилией в начале VIII века. Родился Евстафий во времена Юстиниана II у правителя апсилов по имени Марин. На восьмой день Марин крестил ребенка в древнем храме главной своей крепости Цибилиум, назвав сына в честь святого Евстафия Плакиды, доблестного воина, принявшего мученический венец во времена императора Трояна. Согласно «Хронографии» Феофана Исповедника, в 738 году арабы под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама, вторглись в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке современной Абхазии). Летописец считает, что арабы выступили против Византии, поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. Евстафий Апсильский был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидерон в районе современной Цебельды. Преподобный Феофан Сигрианский говорит, что в 740 году Исам, вождь аравийский избил пленных христиан во всех городах своего владычества. Во время этих гонений на христиан пострадал и блаженный Евстафий, сын Марина. Отказавшись принять ислам, он принял мученическую кончину в городе Харране в Месопотамии. Поэтому святой Евстафий во многих греческих, латинских и сирийских источниках именуется мучеником Харранским. Позднее у мощей Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления. Икона святого Евстафия в Илорском храме Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории современной Абхазии, он считается защитником и небесным покровителем. Существует предание, что святой Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, украсив алтарную преграду храма каменными изразцами.В Илорском храме Святого Георгия Победоносца хранится икона Евстафия Апсильского. Он изображен в виде воина: в хитоне, доспехах, гиматии и ноговицах. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой указывают на знатное происхождение святого. На груди Евстафия – золотой плат с изображением головы оленя: между ветвями его рогов написан лик Иисуса Христа. Этот образ заимствован из Жития великомученика Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, а в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие.

http://pravicon.com/info-2246

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Студийский, прп. - житие Житие преподобного отца нашего Николая исповедника, игумена Студийского Преподобный отец наш Николай родился на острове Крит в селении, называемом Кидонией, откуда был родом и святой мученик Василид, пострадавший в числе десяти мучеников на острове Крит. Родители блаженного Николая были христиане. В раннем детстве он был отдан обучаться слову Божию. Когда же отроку исполнилось десять лет и он уже достаточно навык в чтении священных книг, родители отослали его в Константинополь, к дяде его, блаженному Феофану, который был иноком в Студийской обители, Феофан любезно принял своего племянника и отвел его к игумену Студийской обители, преподобному Феодору. Преподобный Феодор, провидя, что отрок имеет быть избранным сосудом Божиим, благословил его и велел ему до времени оставаться вне монастыря, в особом здании, где помещалось училище для юношей. Когда же Николай пришел в возраст, игумен, видя его благора­зумие и равно кроткий и смиренный нрав, поместил его внутри монастыря и постриг в иноческий чин. После нескольких лет добродетельной жизни в монастыре игумен принудил Николая принять и священство. Сюда же в Студийскую обитель пришел к Николаю и родной его брат по имени Тит. Он бежал с острова Крит после нападения на остров сарацин и пришел к брату с печальной вестью, что родители их уведены в плен. Тит с великой скорбью и слезами передавал это известие брату. Николай, получив столь скорбную весть, хотя и болел сердцем о родителях, но старался утешить брата, увещевая его не скорбеть. «Так угодно было Богу, — говорил он брату, — ибо без воли Его не падает и волос с головы (Мф 10, 30 и Лк 12, 7). Он знает, что делать для пользы человека. Посему возложим на Него нашу печаль и промышление о наших родителях. Нам же нужно самим заботиться о том, чтобы не быть плененными похотью плотской и прелестями века сего, и чтобы рука невидимых врагов не отвела нас в землю тьмы и мрака непросветного». Тит умилился и утешился этими словами брата и по настоянию его был пострижен и сам сделался добрым иноком.

http://pravicon.com/info-3058

Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… 29 августа, 2013 На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть… «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный»,  — в восторге созерцания воскликнул византийский гимнограф-песнопевец. Лик Христов, как начаток нового человечества, новой вселенной, сияет на белом полотне Плащаницы — праздник в честь Феодоровской иконы и праздник в честь Нерукотворенного Образа приходятся на один день. Неописанный — в греческом тексте это не означает «неописуемый». И, действительно, Христос — это Слово, ставшее плотью, обитавшее с нами (Ин. 1:14) — отчего же Он неописанный? Значит, правы были императоры-иконобрцы, а неправы — святые исповедники и защитники икон, гимнографы и иконописцы, преподобный Феодор Студит, Феофан и Феодор Начертанные и преподобная Кассия, написавшая гимн Великой Субботы , гимн Воскресшему? Неописанный — буквально по-гречески: это «περγραπτος «, «апериграптос» — Тот, вокруг которого нельзя обвести удерживающую окружность, неудержимый. Да! — неудержимо стремится Он спасти Адама, стремится Он в смертную бездну — до последней черты, чтобы впотьмах найти, нащупать и, отогрев, вынести на свет Свой Божий Адама, и дальше устремляясь с ним в невыразимые божественные выси. «Смысл, глубина, ни с чем в мире не сравнимая красота этой службы в том, что, совершаемая у гроба и вокруг смерти, она есть созерцание, явление необычайности, новизны этой единственной смерти этого единственного человека. „О Жизнь! Как ты умираешь? Как можешь ты вселиться в гроб?“ Вот вопрос, который задаем мы Христу, лежащему во гробе. И постепенно приходит ответ.

http://pravmir.ru/feodorovskaya-ikona-xr...

Фрагмент фото Владимира Ештокина      Порой можно услышать: «Ну все, сегодня это уже не та Церковь, в которую я пришел десять (двадцать, тридцать и проч.) лет назад! Вот раньше…» Далее может следовать более или менее аргументированная попытка сказать, почему раньше было лучше. Нередко у авторов такой позиции есть свои личные причины и претензии к церковной жизни. Рассмотреть их, понятное дело, нет никакой возможности. Но есть и одна общая ошибка, о которой нельзя не сказать. У Церкви нет идеального времени, в которое она хотела бы вернуться. Мы чаще всего считаем, что золотой век был когда-то в прошлом и память о нем не позволяет нам наделять сегодняшний день надеждой — слишком уж далеко мы отошли от идеала. Многим кажется, что лучший период в истории Церкви — то недолгое время, когда Господь ходил по земле и говорил с людьми, исцелял и совершал чудеса, и что чем больше мы отдаляемся от этого времени, тем хуже становится община верных… Или это эпоха раннего христианства, изобилующая подвигами мучеников и исповедников… В таком подходе есть своя логика, но связана она, полагаю, не со временем, а с резким увеличением числа христиан. Ведь когда-то Церковь состояла из двенадцати апостолов, потом их стало еще семьдесят, а затем за Христом пошли тысячи, десятки тысяч, миллионы… И, естественно, чем больше Церковь наполняется людьми, тем сложнее удерживать то, что на сухом языке социологии можно было бы назвать средним нравственным уровнем христианской общины. Ведь понятно, что не все христиане будут такими же самоотверженными и дерзновенными, как двенадцать апостолов. Хотя уже среди двенадцати был один предатель… Но именно поэтому вопрос не только во времени и его близости к Евангельским событиям. Дело не в том, что в жизни Церкви когда-то было другое время, но в том, что сама жизнь эта созидается иной, не человеческой, логикой. Святостью Бога, а не достоинствами людей. И святые — как наиболее убедительные причастники этой Божией святости — не становятся менее святыми, если жили не в эпоху раннего христианства. Ведь не вычисляем мы, кто из святых «тяжеловесней» — Василий Великий или Феофан Затворник, Иоанн Златоуст или Иоанн Кронштадтский. И разве можно сказать, что преподобный Серафим Саровский, коль скоро он жил в XIX веке, не сравнится с преподобным аввой Дорофеем, жившим в VI столетии? В любое время в жизни Церкви есть и святые, и не святые, и «несвятые святые». Почему? Потому что в Церкви нет и не может быть идеального времени.

http://pravoslavie.ru/93832.html

«Хочешь радоваться? – понеси прежде крест» Духовники об унынии и радости Что надо, чтобы жить и радоваться? Во-первых – жить. А во-вторых – радоваться! Это из детских разговоров. А почему у взрослых так не получается? И что делать? Рассуждают пастыри. Великопостная арифметика радости Блиц-интервью с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове – митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым . Вычитание из жизни скорбей и дробь самопознания – Отец Валериан, почему люди, в то время как могли бы радоваться, часто сегодня унывают? – Про преподобного Серафима Саровского в псалме поется: «Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий, Душу готовый отдать за других!»… Корень всех страстей – гордыня. Это когда человек что-то мнит о себе, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда правда хотя бы только приоткрывается, что он на самом деле не таков, – унывает. Это же он даже не в себе разочаровался, а в своих фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы он не пришел в отчаяние. – Да, совсем другое дело – от Исповеди к Исповеди пытаться увидеть себя таким, какой ты есть, перед Крестом и Евангелием на аналое, уповая в своем спасении – на Господа, а не на свои «заслуги». Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение – О себе вообще лучше высоко не думать. Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты из себя на самом деле представляешь, а знаменатель – это, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби. Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если смиришься, больше половины скорбей перестанет в жизни существовать». Пост умножает радость – В сознании светского человека часто все понятия перевернуты – вот сейчас идет Великий пост, так люди нецерковные ужасаются: «Это что же, и телевизор не посмотреть? Ни вкусного тебе, ни развлечений?!» Мол, как же тут не «заунывать»?

http://pravoslavie.ru/120320.html

преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Молитвословия преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Песнописец, философ, защитник иконопочитания. Родился в 778 году в Иерусалиме в семье пресвитера Ионы. Старшим братом его был преподобный Феодор Начертанный . С раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Оба брата были отданы на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы, и впоследствии оба приняли там иночество. Когда император-иконоборец Лев V Армянин, изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава, стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлён. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чём-либо. Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820–829) и Феофила (829–842). Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными».) «Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание», – говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (†833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался Феофан Никейский в мире около 850 года. Тропарь святителю Феофану Никейскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/Феофане премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Феофану Никейскому, глас 2 Возгремев Христово Божественное воплощение,/безплотныя враги до конца обличил еси,/чудне Феофане./Сего ради вси верно и благочестно вопием ти://моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010