Скачать epub pdf Память преподобного Михаила Синкелла Память 18 декабря Преподобный Михаил был родом из Иерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образование. Он в совершенстве знаком был с древнегреческою литературою, хорошо изучил также и христианских писателей богословов и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни. По смерти его отца, мать его и сестры постриглись в одном из монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь при строгом соблюдении воздержания, Михаил удостоился пресвитерского сана. По своей скромности и горячей любви к богомыслию, он удалился было в уединенное место, куда приходили к нему Феодор и Феофан исповедники 8519 , для совместных богословских занятий; но патриарх Иерусалимский 8520 , желая воспользоваться его дарованиями для нужд церковных, вызвал его оттуда и возвел в звание синкелла 8521 . Потом ему дано было еще поручение особой в то время важности. В Риме тогда возгорелись оживленные прения по поводу иконоборческой ереси 8522 ; споры эти велись не только частно, в домах, но и публично, на улицах города, и сопровождались народными волнениями. Папа Римский обратился с просьбой к патриарху Иерусалимскому Фоме о содействии искоренению ереси и утверждению Православной Веры, по соборному святоотеческому преданию, и предложил ему несколько вопросов о сем. По этой просьбе папы от патриарха Иерусалимского послан был для умиротворения церкви и обличения ереси синкелл Михаил с его сотрудниками Феодором и Феофаном и другими просить царя – иконоборца Льва Армянина 8523 , дабы он удержался от гонений на православие. Но Лев подвергнул его пыткам и послал в заточение. Хотя впоследствии он был освобожден из сего заточения, но в царствование императора Феофила иконоборца 8524 , который, совершенно отвергши поклонение святым иконам, воздвиг жестокое гонение на Церковь Божию, преподобный Михаил со своими сподвижниками подвергся новым мукам. За исповедания истины Феодор и Феофан подверглись следующему поруганию: по повелению нечестивого царя на их лицах разожженными железными клеймами были отпечатлены – начертаны 8525 ругательные слова; отобрана была и находившаяся при них переписка патриарха Иерусалимского с папою Римским, хотя они и старались ее скрыть от гонителей правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как победить гордыню и приобрести смирение? Сзади – Христа ради. Русская пословица. Приучи язык свой говорить: «прости» – и смирение низойдет на тебя. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Для подавления самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу, как к причине… и Его благодарить… Это – начало смирения. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Смиренномудрие – есть порождение ведения, а ведение – есть порождение искушений. Преподобный Петр Дамаскин (VIII век). Если кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, т. е. путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Чем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость. Преподобный Максим Исповедник († 662). Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны. Преподобный Антоний Великий (251–355). Против гордости – воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится ( 1Петр. 5:5 ). Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Гордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Будем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие; ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие, но долг. Истинное смиренномудрие в том, когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не будем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архив Пн В Москве состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Код плеера Livejournal Liveinternet 21 августа 2007 г. 17:24 21 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Киевский всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, приглашенные на заседание архиереи — митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. Священный Синод рассмотрел различные внутрицерковные вопросы, а также дал оценку важнейшим событиям церковно-общественной жизни за период, прошедший со времени последнего заседания (16 мая 2007 г.). В частности, Синод отметил историческое значение подписания Акта о каноническом общении, состоявшегося в Храме Христа Спасителя в праздник Вознесения Господня 17 мая. Кроме того, Священный Синод учредил новую церковную награду — орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Были одобрены статут и описание ордена и положение и описание медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, которые впоследствии будут утверждены на Архиерейском Соборе. Священный Синод Русской Церкви причислил к лику новомучеников и исповедников Российских восемь подвижников веры. Помимо этого, в святцы Русской Православной Церкви будут внесены имена десяти святых, прославленных недавно Поместными Православными Церквами — Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/284072.htm...

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2010 г. этот день выпадает на 28 апреля. 25 мая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2013 г. этот день выпадает на 29 мая. Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

http://pravmir.ru/segodnya-prepolovenie-...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О воздержании в браке Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. ( 1Кор. 7:5, 29 ). Если некоторые находили в браке препятствие к добродетели, то пусть они знают, что не брак служит препятствием к добродетели, а воля, злоупотребляющая браком, подобно тому, как не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Пользуйся браком умеренно, и ты будешь первым в Царствии Небесном и удостоишься всех благ. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Чувство мужчины к женщине и женщины к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками? Свщмч. Мефодий, еп. Патарский († 312). Зло есть погрешительное суждение о познанных вещах, сопровождаемое неправильным их употреблением. Так, целью совокупления является деторождение. Но кто при совокуплении наслаждается лишь сластью похотной, тот недоброе почитает добрым... И такой, совокупляясь с женой, злоупотребляет им. Преподобный Максим Исповедник († 662). Неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 Основой для изложения сути 81 ереси для преподобного Иоанна послужил «Панарион» святителя Епифания Кипрского. 2 Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 3 Dyovouniotes C. οαννης Δαμασκηνς. Αθενης , 1903. S. 187. 4 Khoury A.-T. Johannes Damaskenos: Schriften zum Islam/Corpus islamo-christianum. 3. 1995. S. 37. 5 Peeters P. Passion de saint Pierre de Capitolias/Analecta Bollandiana 57, 1939. P. 299–333. 6 Подробнее о преподобном Феофане см.: Максимов. Ю. Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский об исламе. – http:/www.pravoslavie.ru put apologetika feofanispovednik-islam.htm 7 Le Coz R. Jean Damascene, Ecrits sur l’Islam/SC 383. Paris, 1992. P. 67. 8 Dyovouniotes C. Op. cit. S. 52 9 Guterbock C. Der Islam im Lichte der byzantinischen Polemik. Berlin, 1912. S. 15. 10 Eichner W. Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern/Der Islam. 1936. 23. S. 137. 11 Voorhis J.W. The Discussion of a Christian and a Saracen/The Muslim World. Vol. XXV. 1935. P. 206–273. 12 Khoury A.-T. Op. cit. S. 60. 13 Argyriou A. Une «controverse entre un chretien et un musulman» inedite/RSL. 16. 1967. P. 239. 14 Le Coz R. Op. cit. P. 202. 15 Abel A. La polemique damasceninne et son influence sur les origines de la theologie musulmane/L’Elaboration de l’Islam. Paris, 1961. P. 65. 16 См. краткий разбор аргументации Абеля в: Khoury A-T. Op. cit. S. 39–44. 17 Sahas J.D. John of Damascus on Islam. Revisited/Abr-Nahram. 23. 1984–1985. P. 104–108. 18 Le Coz R. Op. cit. P. 184–198. 19 Khoury A.-T. Op. cit. S. 35. 20 Khoury A.-T. Op. cit. S. 36. 21 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Византийские представления об исламе/Альфа и Омега. 1995. 4 (7). С. 130. 22 Sahas J.D. Op. cit. P. 112. 23 Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Указ. соч. С. 131. 24 Αναστασιος (Γιαννουλατος), επσκοπος. Ο διαλογος με το ισλαμ απ ορθοδξη αποψη/Οικουμενη. 1998. Τ. 2. Σ. 65. 25 Merrill J.E. On the Tractate of John of Damascus on islam/The Muslim World. Vol. XLI (1951). P. 97. 26 Le Coz R. Op. cit. P. 72. 27 Саблуков Г.С. К вопросу о византийской противомусульманской литературе. Казань, 1878. (Оттиск из «Православного собеседника» за тот же год). С. 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3236...

архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (31.12.1872–19.02.1940) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский Ректор СПбДА (1909-10), духовник царской семьи. Богослов, аскет, проповедник, обличитель модернизма в православии. Биография Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года под Петербургом, в с. Подмошье, Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии. Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии. Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Владыка Феофан (Ким): первый епископ-кореец На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Читайте его рассказ о пути к вере, о православии в Корее. 7 октября, 2011 На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Читайте его рассказ о пути к вере, о православии в Корее. На заседании зимней сессии, которое прошло в Москве 5-6 октября, Священный Синод постановил возвести игумена Феофана (Кима) в сан епископа Кызыльского и Тывинского. Новый владыка — этнический кореец — долгое время служил в Пхеньяне в Северной Корее. Публикуем интервью с ним, впервые опубликованное «Новосибирским епархиальным вестником» в 2006 году . Игумен Феофан (Ким) Игумен Феофан (Ким) (Ким Алексей Илларионович). Родился 19 января 1976 года в г. Южно-Сахалинске. В 1993 году окончил Восточный лицей г. Южно-Сахалинска. В 1997 году окончил Южно-Сахалинский филиал Московского Коммерческого Университета. В 2000 году окончил Смоленскую Духовную Семинарию. В 2010 г. окончил Московскую Духовную Академию. С 1995 года нес клиросное послушание в храме святителя Иннокентия г. Южно-Сахалинска, затем в Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска. 14 августа 1997 года епископом Южно-Сахалиснким и Курильским Ионафаном был пострижен в монашество с наречением имени Феофан в честь святого преподобного Феофана Исповедника, епископа Никейского. 17 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеродиакона. 19 августа 1997 года Преосвященным епископом Ионафаном был рукоположен в сан иеромонаха. С 1997 по 1998 год являлся священником Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска, одновременно исполняя обязанности регента соборного хора и редактора епархиальной газеты. С 1998 по 1999 год проходил служение в Смоленском кафедральном соборе, одновременно обучаясь в Смоленской духовной семинарии. С 2000 г. — клирик Абаканской и Кызыльской епархии.

http://pravmir.ru/vladyka-feofan-kim-per...

12-е Преп. Феофана исповедника, игумена Сигрианского Уроженец Константинополя, служивший в императорской гвардии, он по воле императора Льва Хазара вступил в супружество, но в первый же день брака взял с жены слово хранить целомудрие. По смерти Льва (780 г.) отослал супругу в монастырь на остров Питий (один из Принцевых), а сам в Полихрониевом монастыре, на берегу Мраморного моря, прилежал молитве, чтению и списыванию книг. Потом на своё иждивение устроил два монастыря, из коих в одном, на горе Сигрианской, верстах в 20 от Кизика, был и игуменом. Император Лев Армянин лаской и угрозами требовал от него согласия с решением нечестивого собора (в апреле 815 года), на коем преданы анафеме почитающие св. иконы и повелено уничтожать изображения священные. Феофан отвечал письменно, как исповедник православия, – и тогда монастырь его предали огню, самого его держали в темнице два года и, наконец, заточили на остров Самофракию, где он скоро и скончался (818 г.). – Преподобный Феофан оставил после себя хронографию, Церковную Летопись с 285 по 813 год, замечательную богатством содержания. Св. Григория Двоеслова, папы Римского Св. Григорий Великий , Двоеслов (собеседник, беседователь), названный так за своё сочинение – «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских святых», – родился в Риме, около половины VΙ стол., происходил из рода, славного не только знатностью, но и благочестием; дедом его был святой папа Феликс; мать его Сильвия и тётки Тарсилла и Емилиана причислены также Римской Церковью к лику святых. На мирской службе Григорий, в молодых ещё летах, занимал должности префекта и сенатора, но чувствуя расположение к иночеству, он, по смерти своих родителей, употребил всё богатое после них наследство на устройство больниц, странноприимных домов и монастырей, в один из которых, во имя св. Апостола Андрея Первозванного, «променяв свои палаты на тесную келью», поступил и сам. В 577 г. Григорий был посвящён в диакона-регионария; потом, в качестве папского нунция (посла), был послан по церковным делам в Константинополь, по возвращении откуда был избран Римским папой – в 590 г. Это совершилось против воли смиренного Григория, который почитал и называл себя «рабом рабов», тяготился светской властью и употребил все зависящие от него средства, чтобы уклониться от неё, но, облечённый ею, он усердно, хотя и постоянно больной, предался исполнению своих пастырских обязанностей. – Главной заботой папы Григория было распространение и объяснение слова Божия; многих еретиков он обратил к правоверию; содействовал к утверждению веры и в отдалённой Британии (Англии), послав туда в 597 г. проповедников под начальством монаха Бенедиктинского чина Августина, который убедил принять св. крещение самого короля Этельберта, что окончательно содействовало распространению христианской веры по всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Безграмотность или провокация? (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:13 Священник Георгий Максимов Недавно стало известно, что Глава Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России имам Фатых Гарифуллин заявил, что: «Отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает российских мусульман и летом, и зимой совершать пятничные намазы под открытым небом. Это наносит вред здоровью людей, создает определенную социальную напряженность в обществе. В этой связи я хотел бы обратиться к главе Русской православной церкви, многоуважаемому патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму с просьбой позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах». Такое заявление выглядит, мягко говоря, демонстрацией бестактности и неуважения к Православной Церкви. Неуважение выражается в том, что мусульмане не сочли нужным прежде чем выступать с публичным заявлением, позаботиться узнать о том, как Православная Церковь отосится к подобным вопросам. Если бы им пришло в голову обратиться за такой консультацией, то они узнали бы, что предлагаемое ими запрещено церковным законом – каноническими правилами Православной Церкви. А именно, 6 правило Лаодикийского собора гласит: «Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий», а 45 правило святых Апостолов указывает, что «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками только молившийся, да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, как служителям церкви: да будет извержен». Правила о еретиках относятся и к мусульманам, поскольку, как известно, святые отцы Церкви называли ислам ересью – например, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феофан Исповедник, свт. Симеон Фессалоникийский. Среди малообразованных людей распространено ошибочное мнение, что будто бы это было следствием «непонимания» ими того, что ислам есть «самостоятельная религия», а не «ересь, отколовшаяся от христианства». Говорящие так, не понимают, что преподобный Иоанн, как и прочие святые отцы, называл ислам ересью в изначальном смысле этого слова, подразумевая под этим любое религиозное заблуждение, отличное от истины Православия. Точно так же к ересям они относили, например, и раввинистический иудаизм, и язычество. Разумеется, ни преподобный Иоанн Дамаскин, ни другие Отцы вовсе не обязаны были понимать под этим словом то узкое значение, которое придают ему современные светские люди.

http://radonezh.ru/analytics/bezgramotno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010