Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Палестинское Общество имеет следующий знак для своих членов: Золотой крест. На нем щит, на белом поле которого золотая монограмма имени Христа между буквами Альфа и Омега. Кругом щита, на черной ленте слова пророка Исаии (62: 1): «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Другая надпись на обратной стороне щита, на белом поле: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» ( Пс. 127: 6 ). Вот притча! скажем и значение ее ( Дан. 2: 36 ). Щит, это – Церковь , Иерусалим. Основание Церкви – крест. Две стороны щита – две стороны Церкви. Займемся сперва переднею видимою стороною щита. Белое поле с золотыми буквами, окруженное черною лентою, это – настоящая видимая сторона Церкви, основатель которой, Иисус Христос, как солнце в мире, сияет в ней Своим именем (Христос), пред Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил. 2: 10 ). Как человек, собирая мертвые буквы в одно целое, составляет из них живое слово, так Дух Святый, собирая смертных людей, составляет из них одно живое тело, которого Голова-Начальник есть Иисус Христос ( Еф. 1: 22,23; 2: 22; 4: 15, 16 ). В Нем, в Истинном Слове Божием, черпают свою силу, премудрость и славу двадцать четыре апокалипсические старца, окружающие Его в белых одеяниях с золотыми венцами, как 24 буквы греческого алфавита от Альфы до Омеги (Αпок. 1: 10; 4: 4; 5: 8, 12). Ho эта светлая часть воинствующей Церкви имеет и темную полосу зла: весь мир лежит во зле ( 1Иоан. 5: 19 ). Белое воинство Христа (Αпοк. 19: 14) борется с этим черным злом. Каждый из них, неся крест терпения Христова и укрываясь щитом веры, исповедуемой Церковью , до конца ( Мт. 24: 13 ) стоит на поле брани. «Не умолкну, взывает он, ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62: 1 ). Другая, совсем белая сторона знака, сокрытая от взоров людей, говорит нам о сокрытом сокровище Царствия Небесного ( Мт. 13: 44 ). О, воин Христов! не бойся принять этот крест: по ту сторону его тебя ожидает вечное блаженство. Твоя непобедимая вера ( 1Иоанна 5: 4 ) ведет тебя к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судия всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12: 22–24 ). Там благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима ( Пс. 127: 6 ). Эти две стороны Единой Церкви Христос соединяет Своим крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2: 16 ). Своею кровию, пролитою на сем кресте, Он примиряет земное с небесным, человека с Богом ( Еф. 1: 10; 2: 16 ; Кол. 1: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно иное направление принял библейский экзегесис в Палестине, и поэтому здесь выработались несколько иные представления о Мессии и его царстве. В противоположность александрийскому мистицизму и аллегоризму палестинский экзегесис придавал преимущественное значение буквальному и историческому смыслу св. Писания. Очень характерным памятником такого изъяснения св. книг из времен Иисуса Христа являются писания Иосифа Флавия. Здесь мы замечаем совершенное отсутствие какого бы то ни было аллегорического толкования; Флавий согласно с библейским текстом передает исторические повествования и различные узаконения Ветхого Завета так, как они излагаются в священных книгах, причем он за буквой текста не видит никакой аллегории, никаких намеков на высший таинственный смысл. Подобный буквализм в понимании священного текста имел место не только при изъяснении постановлений Моисеева закона и исторических повествований, но и при толковании пророческих предсказаний о грядущих событиях: и здесь палестинский иудей видел прежде всего букву текста. В силу этого он понимал образные выражения пророков в их ближайшем и непосредственном значении и отожествлял конкретный образ с самой сущностью вещи. Естественно, что при таком понимании пророческих Писаний представления о Мессии и его царстве должны были получить чувственный и земной характер. Пророк Исаия например предсказывал: «вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, – и принесут сыновей твоих (иерусалимских) на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих ( Ис. 49:22–23 ). «Корабли Фарсийские перевезут сыновей твоих издалека и с ними серебро и золото их. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе» ( Ис. 60:9–10 ). Не проникая в значение пророческого образа, позднейший иудей так и представлял себе, что во времена Мессии иноземные народы сами возвратят рассеянных сынов Израиля в Иерусалим и сделаются послушными рабами народа Божия. Таким образом благодаря пристрастию к букве, все пророческие образы получили догматическое закрепление: что раньше у пророков было только поэтическим выражением, теперь это кладется в основу догматического учения 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Ст. 10. … В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать… Так начинается второе письмо палестинских иудеев в Египет. Год написания его есть, очевидно, 121-й до Р. X. Таким образом, упоминаемый здесь Иуда, не есть известный Иуда Маккавей, а, как полагают – родственник Иоанна Гиркана, которому сей последний, занятый войною с сирийскими вождями, поручил внутреннее управление страной. Упоминаемый же здесь царь египетский есть Птоломей Евергет. У него-то и был учителем некто из ученых священников иудейских, по имени Аристовул. Ст. 14. …Именно, когда Антиох, как бы, намереваясь сочетаться с нею (богиней Нанеей), пришел в храм ее, а, бывшие с ним, друзья пришли взять деньги, как приданое…, и проч... В древности не редки примеры подобных сумасбродств. Ибо, как Юпитер и другие боги Олимпа, по мифологии Греков, совокуплялись с дщерями человеческими, так и люди-герои посягали на супружеские союзы с богинями. Афиняне обещали Марку Антонию в замужество свою богиню Минерву, и новый супруг ее потребовал у них вместо приданого – тысячу талантов денег. Римский император Гелиогабал устроил церемонию свадьбы с богиней Уранией, Каллигула замышлял то же самое 1158 . Ст. 19–36. Рассказ о священном огне с жертвенника всесожжений, который, будто бы, скрыт был на дне безводного колодезя и таился там во все время плена Вавилонского, – сей рассказ запечатлен характером баснословия. Ибо в канопических книгах Ездры и Неемии, а, равно, и у пророка Иеремии, на которого ссылается писатель 2-й книги Маккавейской, ничего подобного не уноминается. Глава 2. Продолжение второго письма палестинских иудеев, и предуведомление от автора второй книги Маккавейской а) Рассказ о том, как пророк Иеремия приказал переселяемым в плен Иудеям взять от огня священного и скрыть его, а, равно, и о том, как тот же пророк Иеремия скрыл на горе Наваф скинию Моисея и ковчег завета, в некотором потаенном месте и предсказал, что, некогда, они будут со славою открыты (ст. 1–12). б) Примечание об исторических трудах Неемии, собравшего сказания о царях и пророках, и об исторических записках некоего Иуды; предложение этих записок египетским иудеям и увещание им – совершать праздник очищения храма Иерусалимского (ст. 13–19). в) Писатель второй книги Маккавейекой излагает свое намерение изложить вкратце пятикнижную историю некоего Иасона Киринейского о подвигах Иуды Маккавейского, при Антиохе Епифане и сыне его Антиохе Евпаторе (ст. 20–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таковы свидетельства библии об естественных границах той страны, которую заняли евреи, поселившись в Палестине, и о границах самой Палестины, где на ряду с прочими народами древнего мира должна была до времени протекать историческая жизнь их. Общий вывод из них возможен только один и он ясен сам собой: вполне открыты были эти границы для соседних народов палестинских, вполне доступны, не смотря на их кажущуюся недоступность, и для народов вне-палестинских. Да и могло ли быть иначе? Чем иным, как не служителем высшим целям Промысла, должен был являться в своей исторической жизни этот народ, избранный Богом в «собственный». Его народ? Чем иным, как не проповедником и истолкователем высшей воли Избравшего, должен был быть он для «всех народов, которые на земле» и из среды которых он избран был не потому, что он был «многочисленнее всех народов», а потому, что именно его возлюбил Господь, и – для того, «чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам» его? ( Втор.7:6–9 ). Чем иным, как не светочем, прорезывающим и освещающим густую тьму язычества, должен был он быть, поселившись в центре этого язычества? Именно ему и от него имеющему произойти Великому Потомку обещано было: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис.49:6 ). Не случайно, поэтому, было то, что еще праотец этого народа был взят из родной ему страны и поселен в стране, которой он не знал «за рекой жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его» ( Нав.24:2–3 ср. Быт.12:1 ). Не случайно было то, что его потомство в лице Иакова и его семейства оставляет на время и эту новую отчизну и идет в Египет, где в борьбе с невзгодами вырастает в целый народ и крепнет для своей будущей исторической жизни: «не вы (братья Иосифа) послали меня сюда, но Бог . Бог послал меня пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» ( Быт.45:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указанное противоположение закона – евангелию, а дел закона – вере, составляет центральный и основной, а вместе с темь самый трудный и самый неудобопонятный пункт всего учения апостола Павла. Можно ли находить столь резкую противоположность между законом и евангелием? Не составляет ли то и другое две нераздельные стороны единого божественного откровения? Не необходимы ли дела закона и для верующего? Неужели Божественная мудрость предложила людям два взаимоисключающих друг друга средства спасения? Все эти вопросы разрешатся сами собой, и самое учение Апостола выяснится, как скоро мы обратим внимание на исторические поводы к написанию посланий Апостола Павла. Как видно из этих посланий и из Деяний Апостольских ( Деян. 15:1,24; 21:20 ; Гал. 1:5; 3:2,5; 4:9–10; 5:2.4 ; Евр. 6:12; 10:23,35 ; Рим. 3:8,31 и др.) некоторые христиане из иудеев, признавая мессианское достоинство Иисуса Христа, в то же время не переставали считать исполнение закона Моисеева необходимым условием, оправдания. При этом, смотря по месту жительства, они понимали необходимость закона для спасения в разных смыслах. Христиане из иудеев преимущественно палестинских, живущих вблизи Иерусалима, центрального места иудейского богослужения, всем сердцем были привязаны к нему и чрезвычайно дорожили этою привязанностью. Величественный храм, который унаследовал славу от храма Соломонова. Богом установленный институт первосвященника, священников и жертв, столько веков очищавших народ и возвращавших милость Божию раскаявшемуся народу, все это составляло для Палестинских иудеев их гордость и славу, их недосягаемое и беспримерное преимущество пред всеми народами. Понятно, что, и признав в лице Иисуса Христа – Мессию, они не могли сразу порвать связь свою с дорогим для них ветхозаветным богослужением, и веря в искупительное значение смерти Господа и очищающее действие крещения (ср. Евр. 6:1–6 ), продолжали видеть источник прощения грехов и в жертвах. «Видишь, брат, говорили апостолу Павлу апостол Иаков и иерусалимские пресвитеры, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющее на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли тебе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон» ( Деян. 21:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Ценность свидетельства сектантских свитков возрастает оттого, что само по себе выражение «Истолкователь закона» ( ) не сектантского характера, а имеет библейские корни. В книге Ездры 7:10 указывается, что Ездра, стоявший во главе иудейского послепленного возрождения, после возвращения в Иерусалим «расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон ( ) Господень и исполнят [его], и учит в Израиле закону и правде». Здесь встречается буквально то же словосочетание (в несколько иной форме), которое в кумранских рукописях используется для обозначения понятия «Истолкователь закона». Ездра был основателем движения соферим, которые занимались исследованием и истолкованием Писания. После Ездры в среде палестинских иудеев это выражение могло относиться к тем, кто был в состоянии правильно истолковать закон; сектантские рукописи только зафиксировали более широкую традицию, сужая её пониманием Истолкователя закона как конкретного члена сектантской организации, поскольку мысль о нём, приходящем вместе или прежде Мессии, отражает представление достаточно широких кругов палестинских иудеев. Это видно из свидетельства Евангелия о бытовавшем в среде книжников суждении о приходе Илии прежде Мессии. «И спросили Его [Христа] ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17:11–13 ). Книжники основывали своё мнение на пророчестве книги Малахии (4:5–6): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Учитывая это пророчество, некоторые кумранологи не отождествляли Истолкователя закона с каким-либо членом сектантской ассоциации, а видели в нём указание на имеющего придти прежде Мессии пророка Илию 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Что же касается нас, то предоставляя полное знание об этом суду Божию или, лучше, прямо сознаваясь (или будучи уверены), что после пришествия Господа Спасителя не будет ничего уничиженного, ничего земного, а [будут] царства небесные, которые прежде всего обещаются в Евангелии, скажем то, что в состоянии Церкви все исполнилось и ежедневно исполняется. Содома возвращается в прежнее состояние, когда душа, бывшая прежде языческой и нечестивой, познает Творца, возвратившись в свойственное ее природе состояние. Самария получает прежнее благосостояние, когда презирает заблуждение еретиков и присоединяется к учению и вере христианской. А когда они возвратятся, то и Иерусалим, видение мира, означающий Церковь , возвратится в прежнее состояние. О нем написано: бысть в мире место его ( Пс. 75:2 ), и: Иерусалим, зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе ( Пс. 121:3 ), и у апостола: а вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати нам ( Гал. 4:25 ), и у него же: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов ( Евр. 12:22 ). И возвращается с дочерьми своими, рассеянными по всему миру. Об этом подробнее мы сказали в толкованиях на Исаию. Ueз.XVI:56–58 . Но о сестре твоей, Содоме, не было помина в устах твоих в день гордости твоей, доколе еще не было открыто нечестие твое, как в это время в укоризну от дочерей Сирии и всех, находящихся в окрестности с тобою, дочерей палестинских, которые окружают тебя со всех сторон. Злодеяние твое и посрамление твое ты понесла, говорит Господь Бог. LXX: Если бы не была сестра твоя, Содома, предметом молвы в устах твоих во дни гордости твоей, доколе не были открыты нечестия твои, как теперь у дочерей Сирии, и если бы не было этого, то что было бы с тобою и со всеми, находящимися в окрестности с тобою, дочерьми иноплеменников, которые окружают тебя со всех сторон? Неси нечестия твои и беззакония твои. Симмах так перевел это место: Поскольку не было о сестре твоей, Содоме, помина в устах твоих в день гордости твоей, доколе не открылось посрамление твое, как во время укоризны от дочерей Сирии и всех, находящихся в окрестности с тобой, дочерей палестинских, которые окружают тебя со всех сторон; то понесешь ты злодеяние твое и нечестие твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

10 . Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. 11 . Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселье земли. 12 . В городе осталось запустение, и ворота развалились. Эти шесть стихов дают понять, что если разгул и постоянное пьянство суть тяжкий грех 934 , в особенности когда пьянство соединено с идолопоклонством (как то было в царствах Палестинских),-то с другой стороны среди народа верного Богу, а потому нравственно чистого, пользование дарами Божиими в веселии сердца не есть преступление, лишь бы человек воспринимал дары Божии с благодарением Богу, дарующему их. В настоящем пророчестве слова ст. 10: „разрушен опустевший город, все домы заперты“, – указывают на будущее состояние городов Иудеи и самого Иерусалима. То же почти выражение употребляет Иеремия ( Иер. 13:19 ), говоря: „южные города заперты и некому отворить их; Иуда весь отводится в плен“. Слова Иеремии, как мы думаем, объясняют пророчество Исаии, который говорит в стихе 11: „помрачилась всякая радость“. По поводу слова сикера (ст. 9) мы отсылаем к нашему примечанию на Чucлa VI, 3–4 в 3 Томе Св. Летописи. Повидимому, под этим словом разумелся опьяняющий слегка напиток, сделанный не из винограда. Многие думают, что это пиво, издавна известное в Египте, другие считают это фруктовым вином 935 . Возвращаясь к основному значению произносимого пророчества, мы видим, что и следующие стихи рисуют страну обезлюденную. 13 . А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. 14 . Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. 15 . Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. Образы стиха 13-го этой XXIV главы повторяют образы, употребленные в гл. XVIII, 6: о Дамаске и царстве Израильском. И там, как здесь сад или виноградник, с которого обиты плоды, знаменует обезлюденную страну, а в частности страну, подвергшуюся тем губительным жестоким переселениям целых народов, которые были в обычае у Ассириян и Вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1147 МТ: ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не Особенность греч. пер. – интерпретация окончание, в эсхатологическом смысле ( τελευτ). 1148 LXX: γαθ σοφα μετ κληρονομας κα περιοσσεα τος θεωροσιν τν λιον· τι ν οκι ατς σοφα ς σκι ργυρου, κα περιοσσεα γνσεως τς σοφας ζωοποισει τν παρ ατς мудрость с наследством – это [как] избыток для видящих солнце; ибо в сени ее – мудрость, как сень серебряная, и избыток знания мудрости животворит тех, которые от Ключевое слово – περισσεα эквивалент евр. слова , которое служит в книге для постановки проблемы: «Что пользы ( , τς περισσεα) человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (ст. 1:3) В стт. 7:11–12 МТ оно не повторяется дважды, варьируется лишь корень: «Хороша мудрость с наследством, и особенно () для видящих солнце: потому что под сенью ее [то же, что] под сенью серебра; но превосходство () знания в [том, что] мудрость дает жизнь владеющему ею» (Син). Таким образом, греч. тексту этого фрагмента присущ больший параллелизм, который подчиняет себе и обозначающиеся оппозиции: наследство/продолжение жизни; солнце/тень. Оказывается, что «наследство» мудрости есть «избыток» солнечного света, т.е., метафорически, избыток жизни. Даже в тени мудрости (жизни?) есть мудрость, подобная серебряному навесу, из-под которого, видимо, выходит оживотворенный человек. Таким образом, рассматриваемая фраза служит ответом на вопрос: что пользы человеку от мудрости? Эта польза усматривается в возобновлении жизни. 1149 МТ: правых наставит Можно предположить, что LXX в оригинале читали: смертью праведника умрет Ср.: Septuaginta Deutsch, ad loc. 1150 Следует оговорить, что мнение, согласно которому саддукеи вовсе не признавали бессмертия, не является единственным и, к тому же, рисует слишком странную для истории религии картину. Представляется обоснованным мнение, приписывающее им доктрину «астрального бессмертия» (термин М. Хенгеля), или «бестелесного существования», в силу которой они «исключали не само дальнейшее существование как таковое, но возвращение души в новом теле» (Тарасенко А.А. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб., 2010. С. 223).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010