Счастливо уцелевшую часть этого первоначального росписание стен Успенскаго собора, сделанного в 1515 году по приказанию Великого Князя Василия Ивановича и по благословению митрополита Варлаама, A. С. Павлов видит в стенописях на предалтарной стене, закрытой в настоящее время деревянным иконостасом 3 . О существовании этой преграды и о ее росписи, по словам Снегирева, знали еще в начале XIX столетия. „Фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 г., когда святотатственные руки сдвинули с мест образа иконостаса 4 ; на нее натолкнулись в 1852 году при поновлении иконостаса, но, к сожалению, без пользы для науки и, повидимому, без всякой мысли об их важном археологическом значении. Лишь в 1882 году, благодаря Коммиссии по реставрации собора, предалтарная стенка была снова открыта, и покрывающие ее фрески обратили на себя особенное внимание археологов (Усова, Павлова и Мансветова). – В летописях нет указаний, когда построена эта стенка, но нет сомнения, что она относится ко времени построения собора Аристотелем, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Эта стена, как видно по новой кладке, неоднократно подвергалась исправлениям, вызываемым необходимостью поднимать выше двери, вследствие повышения пола в соборе 5 . Она была оштукатурена и по штукатурке росписана фресками, которые идут не от пола, a лишь на высоте 2 ½ аршин от него, следовательно, не менее, как на 3 ¼ аршина или даже выше над первоначальным полом. Вследствие поднятия надверных сводов, часть штукатурки обита, a вместе с нею, несомненно, уничтожены и некоторые из фресок. – До настоящего времени сохранились следующие фрески. – От северной стены собора до дверей, ведущих в приделе св. Димитрия Солунскаго, идет ряд изображений, прерывающийся лишь над дверями, где фрески уничтожены. Представлены: 1) Алексей Человек Божий (дверь в приделе ап. Петра), 2) Парфений, 3) Иоанн Лествичник , 4) Иоанн Кущник (северная дверь главного алтаря), 5) Павел Фивейский, 6) святой, надписи над которым не сохранилось, 7) Феодосий (неизвестно, какой – Великий, или Печерский), 8) Исаак Сирин , 9) Ефрем Сирин , 10) Евфимий Великий, 11) Антоний Великий (около царских дверей), 12) святой без обозначени имени, 13) Савва Освященный, 14) Симеон Столпник (Сирийский, летопроводец), 15) Арсений Великий , 16) Пимен Великий или Палестинский, 17) Царевич Иоасаф, 18) св. Варлаам Индийский, 19) Нил постник и 20) Сисой Великий – Над дверями, ведущими в придел Петра и Павла, Спас Благое Молчание, с крестообразно сложенными на груди руками, с двумя серафимами по сторонам (один серафим, налево, уничтожен вместе с штукатуркою). На двух столпах, над иконостасною стеною, – Благовещение. На стене над южными приделами собора – сцены из жизни Спасителя, – бегство в Египет и друг.“ 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Во Владимирском соборе вместо иконы, принесенной в Москву, поставлена другая в меру и подобие подлинной, написанная, по проданию, св. Петром митрополитом. Чудотворные списки Владимирской иконы Богоматери находятся: в Красногорском монастыре, Архангельской губернии, во Флорщевой пустыни, Владимирской губернии и в Сыркове монастыре, Новгородской губернии (Пролог. Слава Богоматери. ч. 3, отд. 1, стр. 37–39). Муч. Адриан, сын царя Проба, пострадал при Ликинии в 320 году. – Пр. Тифой фиваидский был учеником Пахомия Великого , умер в IV или V веке (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, стр. 224). 27-е число Пр. Пимена Великого . Пр. Пимена Палестинского. Св. Ливерия, папы Римского. Св. Осии исповедника, еп. Кордувийского. Пр. Кукши священномуч. и Пимена постника. Пр. Саввы в Венефалех. Муч. Анфисы. (Память и обретение образа муч. Фанурия, в Крите и Родосе славного). Пр. Пимена Великого Св. Пимен был родом египтянин. Взяв двух младших своих братьев, он ушел с ними в один из пустынных египетских монастырей, где они и постриглись в иноки. Через несколько лет мать их, движимая любовью к детям, пошла к ним, желая увидеть их. Долго она дожидалась у церкви, надеясь увидеть своих детей в то время, когда они пойдут в церковь , –наконец она увидела их, но лишь только мать показалась детям, как они убежали от нее и, войдя в келью, затворили перед нею двери. Подошедши к дверям, мать стала стучаться и со слезами звать сыновей, но они не отпирали дверей и не отвечали. Долго мать стояла у дверей кельи и плакала; слыша это, авва Анувий другими дверями вошел к инокам и сказал св. Пимену: «как же мы поступим с этой старушкой? она не отходит отсюда и плачет!» Тогда св. Пимен подошел к дверям и сказал: «что плачешь старушка?» Услышав голос сына, но не видя его, так как двери были затворены, мать отвечала: «хочу видеть вас, дети мои: не я ли мать ваша? He я ли родила и воспитала вас? Я уже при смерти и смутилась еще более, слыша голос твой и не видя тебя, ныне я желаю видеть вас, дети мои, прежде чем скончаюсь!» На это св. Пимен сказал матери: «здесь ли хочешь видеть нас или в той будущей жизни?» «Если здесь не увижу вас – отвечала мать – буду ли там видеть вас, дети мои?» «Если ты великодушно стерпишь, чтобы не видеть нас здесь, отвечал св. Пимен, то будешь там видеть нас, так как мы в этом надеемся на Бога». Успокоенная этим обещанием, мать сказала: «если истинно я там увижу вас, то не хочу видеть вас здесь!» и ушла с надеждою и радостью, желая лучше в будущей жизни видеть детей своих, нежели во временной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пафнутий епископ и исповедник IV в., 20 мая. Пафнутий испов. IV в., 11 сентября. Пахомий Нерехтский † 1384 г., 23 марта. Пахомий муч. 1730 г., 7 мая. Пахомий Великий , 348 г., 15 мая. Пахомия Тавенская † 355, 10 мая. Пелагий Лаодикийский, 25 марта. Пелагия муч. 287 г., 4 мая. Пелагия Сирская с Пансемн. † 502, 10 июня и 3 августа. Пелагия Палестинская † 461, 8 окт. Пергий пр. Печерский XIII века, 21 сентября. Перпетуя муч. † 203 г., 1 февраля. Пётр, еп. Севастийский, 9 января. Пётр Апостол, 16 января, 29 и 30 июня. Пётр преп. † 429 г., 1 февраля. Пётр, пресвитер и муч., † 814 г., 22 января и 28 марта. Пётр, царь Болгарский, † 967 г., 30 января. Пётр Дамасский † 1157 г., 9 февр. Пётр, муч. Казанский, 11552 года, 24 марта. Пётр, пресв. Болг., 28 марта. Пётр муч. † 250 г. 18 мая. Пётр, пр. Корижский, XIV века, 5 июня. Пётр Афонский, 734 г., 12 июня. Пётр (Давид), кн. Муром., 1228 г., 25 июня. Пётр царевич † 1290 г., 29 июня. Пётр Патриций † 865 г., 1 июля. Пётр муч. † 730 г., 9 августа. Пётр муч. † 303 г., 3 сентября. Пётр мытарь, VI в., 22 сентября. Пётр муч. IX в., 23 сентября. Пётр, архиеп. Александр., † 311 г., 25 ноября. Пётр (из Струмн. мучеников), 25 ноября. Пётр, митр. Московский † 1326 г., 21 декабря, 24 августа и 5 октября. Пётр Никомидийский, 28 декабря. Пигасий муч. 345 г., 2 ноября. Пимен многоболезненный † 1110 г., 7 августа. Пимен прозорливый (с Кукшей), 27 августа. Пимен Великий , IV в., 27 августа. Пимен, постник Печерский, 7 и 28 августа. Пинна мученик I в., 20 января. Пист муч., 21 августа. Питирим Пермский † 1455 года, 29 января. Пиана (Пиамука) преп. † 377 года, 3 марта, в субботу сыропустную. Пиор, затворник Печерский, 28 авг. Плакилла царица † около 400 года, 14 сентября. Платонида Сирская † 308 г., 6 апр. Платон, исп. Студ., † 813г., 6 апр. Платон муч. † 306 г., 18 ноября. Плутарх муч. † 202 г., 28 июня. Полактия муч., 7 ноября. Поликарп, еп. Смирнский, II века, 23 февраля. Поликарп в. муч. 161 г., 23 февр. Поликарп Брянский, XVII века, 23 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Опять, сказал: «Невозможно стяжать Иисуса иначе, как трудом, смирением и непрестанною молитвою».     Авва Моисей сказывал: «Три старца пришли к авве Пафиутию, которого звали Кефалою, и просили у него наставления. Старец сказал им: «Что желаете, чтоб я сказал вам: духовное или плотское?» — Они говорят ему: «Духовное».— Старец говорит им: «Пойдите, возлюбите прискорбность, скорбь паче утешения, бесчестие паче славы и даяти паче, нежели приимати " " .    Брат спросил старца: «Какое бы мне делать доброе дело, чтоб живу быть чрез него (спастись)?» — И старец сказал: «Один Бог знает, что добро. Но я слышал, что некто из отцов спросил о сем авву Нисфероя Великого, друга аввы Антония, и он сказал ему: «Не все ли дела равны? Писание говорит, что Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был смиренномудр, и Бог был с ним. Итак, к чему видишь расположенную душу свою по Богу, то и твори,— и храни сердце свое " " .     Авва Нил сказал: «Раб, нерадящий о делах господина своего, должен быть готов подвергнуться ударам».     Авва Пимен говорит об авве Нисферое, что «как змий медный, сделанный Моисеем в уврачевание народа, так старец сей, имея всякую добродетель, всех врачевал молча».    Когда авва Пимен спросил сего авву Нисфероя, откуда стяжал он такую добродетель, что, какая бы когда ни случилась ему скорбь в киновии, он ничего не говорит и не ропщет, он отвечал: «Прости мне, авва. В самом начале, когда вступил я в сию киновию, сказал помыслу своему: «Ты и осел одно и то же. Как осел, когда его бьют, не говорит и, когда ругают, ничего не отвечает: таков будь и ты, как говорит псалом: скотен бых у Тебе; и аз выну с Тобою (Пс. 72:22—23) " " .     Отцы Синайские рассказывали об авве Оресте, что в одно воскресенье он пришел в церковь в одеянии, надетом наизнанку. Так стоял он между другими, и некоторые из должностных пришли и сказали ему: «Для чего, отче, ты вошел так в церковь в одежде навыворот? Странники будут смеяться над нами».— Старец сказал им в ответ: «Вы низвратили Синай, и никто не делает вам замечаний, а я оделся навыворот, и это неприятно вам. Исправьте сами, что низвратили, и я поправлю, что переворотил».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Встреча с Православием/Проповеди Святой праведный Иоанн Кронштадтский Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Иоанн (Максимович) Игумен Амвросий (Коньков) Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Андрей Ткачев Иеромонах Симеон (Томачинский) Иеромонах Иов (Гумеров) Священномученик Серафим (Чичагов) Протоиерей Андрей Ткачев Иеромонах Симеон (Томачинский) Протоиерей Андрей Ткачев Патриарх Пимен (Извеков) Святитель Иоанн (Максимович) Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его. Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Когда читаем мы в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств об изумительных деяниях святого пророка Илии, то поражается ими ум наш, изумляемся мы весьма многому: изумляемся необыкновенной ревности его о славе Божией и полному бесстрашию его в деле насаждения веры среди народа языческого; изумляется ум наш, когда читаем о его необыкновенных чудесах; изумляемся более всего, пожалуй, тогда, когда читаем о поразительной силе молитвы его, ибо знаете вы, что он молитвой своей повелевал даже стихиям: он запретил дождю падать на землю Палестинскую в течение трех с половиной лет, а потом опять молитвой своей низвел он дождь на землю. Святитель Иоанн (Максимович) В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page23_1080.ht...

Полагается и голубая лента с двумя красными полосками при сем знаке. Как эти две алые полоски небесной зари восходящего солнца пробиваются в замкнутой крестом голубой ленте ясного неба, так в вечном мире вечная взаимная любовь Бога и людей истекает из этого великого, чудного креста Господня. Этот знак Палестинского Общества имеет в себе и образ Марии, Божией Матери. На щите знака золотая монограмма Христа, это – на руках Своей Матери воплощенный Иисус, благословенный плод чрева Ее. Самый щит – Божественный покров «ширший облака», а белый цвет его – чистота и святость Приснодевы. В русском народе есть обычай вместе с крестом на груди носить и круглый образок Божией Матери. т. е. каждый православный христианин, как бы член Палестинского Общества, лучше сказать, как член Небесного Иерусалима, носитъ на сердце его Божественные знаки. О вы, напоминающие о Господе, члены и сотрудники Палестинского Общества! Не умолкайте, не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни! Поднимите знамя для народов! ( Ис. 62: 7, 10 ). И увидят народы правду твою, Иерусалим, и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою – на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою –»замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетавается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой ( Ис. 62: 2–5 ). 27 Еще называют их богомольцами, а в древних сказаниях встречается описательное название – землепрοходец. 28 По отчету за 1900 – 1 г., расход общества выразился в 407.169 р., в том числе за поддержание православия 133.319 р. и на пособие паломникам 150.541 р. Читать далее Источник: Паломничество в Палестину к гробу господню : Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию/И.П. Ювачев. - Изд. Александро-Невск. о-во трезвости, что при Воскресен. церкви " О-ва распространения религиозно-нравств. просвещения в духе православной церкви " . - Санкт-Петербург : Тип. СПб. акц. общ. печ. " Слово " , 1904. - XVI, 365, с., 126 ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. В ту ночь сатана, вошедши, смутил его к воспламенению плоти, и он, вставши утром, вышел из келлии, чтобы изгнать и проводить женщину. Она же, встав около полуночи, украсила себя и приготовилась к прельщению мужа. Он же, увидев ее и потеряв рассудок, говорит ей: «Кто ты и откуда, и что значит этот дьявольский вид, зачем ты явилась и чего ради я вижу измененною твою внешность, поведай мне». Она же, отвечая, говорит ему: «Я, господин мой, из Кесарии Палестинской и, услышавши о твоей юности, что ты обладаешь такой красотой и пребываешь владыкою такого благообразия, весьма распалилось сердце мое по твоей красоте и я пришла ради того, чтобы посмотреть на тебя и насытиться твоей красотой. К чему же, господин мой, этот безвременный пост и чего ради ты иссушаешь такой возраст свой в безвременном воздержании? Какое писание говорит не есть и не пить, или не соединяться законным браком? Не сказал ли апостол Павел, что брак честен и ложе нескверно? ( Ebp. XIII, 4 ) Кто из пророков и патриархов не вступил в супружество с женою и показан наследником царства небесного? Разве Енох великий и дивный, вступивши в брак, не был вознесен на небеса? И Авраам святой разве не имел трех жен и назван другом Божиим, и самого Бога узрел и принял в палатке? Иаков же разве не имел двух жен и одолел в борьбе с ангелами и узрел Бога лицом к лицу и удостоен царства небесного? Моисей же великий и верховный из пророков, раб Божий, не имел ли двух жен и говорил с Богом и вызвал народ Еврейский из горького рабства и достиг царства небесного? Подобным же образом и Давид; оСоломоне же не следует и говорить, а также и об остальных святых мужах, пребывавших в браке, родивших детей и обитающих в царстве небесном». Женщина, говоря это, возбуждая мужа и хватая его за руки, отклонила его от его благого размышления и начала увлекать его в бездну погибели. 6. И отвечая, говорит ей: «Потом, если я возьму тебя в жены, куда мы отправимся? Или откуда я буду содержать тебя, ничего не имея? Ибо я прожил нестяжательною жизнью доныне все дни жизни моей». Она же, отвечая, говорит ему: «Ты только пребудь со мною, господин мой, и я наслажусь красотой твоей и юностью твоей, и нисколько не заботься об этом; ибо я имею и дом, и имения, и золото, и серебро, и отроков, и над всем этим поставлю тебя владыкою и господином. Только согласись на мою просьбу и пребудь со мною, ибо великий огонь любви в сердце моем сожигает меня». Когда она говорила это, муж воспламенялся плотскою похотью и начал колебаться в решении своем и уже говорить с нею о грехе, как соделать его с нею. Затем говорит ей: «Женщина, подожди меня немного, ибо некоторые имеют обычай приходить сюда и получать от меня благословение. Я осмотрю дороги, чтобы кто-нибудь не пришел и не застал нас в деле нашем, и если мы и не можем скрыть прегрешение от Бога, то по крайней мере не совершим непристойного в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 3 1–5. Суламита ночью тревожно ищет своего Возлюбленного и наконец находит его. 6–11. Торжественный выход царя Соломона и торжество его бракосочетания. Песн.3:1 .  На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Песн.3:2 .  Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Песн.3:3 .  Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Песн.3:4 .  Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не при­вела его в дом матери моей и во внутрен­ние комнаты родительницы моей. Песн.3:5 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или по­левыми ланями: не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Все, что рассказывается здесь, происходит в глубокую ночь (ст. 1) и относится более к грезам и сновидениям Суламиты, чем к действительности, в которой, по библейско-еврейским понятиям, было бы непристойным для невесты искать жениха ночью по улицам города (вероятно, Иерусалима), ср. Притч 7.11 . Гораздо более удовлетворительный смысл дает аллегорическое объяснение данной главы. «Возлюбленные (солнце и земля) расстались с взаимным томлением и скорбью. Особенно земля не может успокоиться, ей тошно, ей не лежится на ложе. Стихи 1–2 третьей главы – прекрасное поэтическое изображение той скрытой борьбы, которая чувствуется в палестинской природе ночью, того трепета, который стоит в самом воздухе и делает все окружающее как бы дрожащим. Земля ищет солнца и – скоро найдет (весенняя ночь не длинна.) Отдел оканчивается, как и предшествующий, обращенным к населению Палестины заклинанием – не портить той гармонии и любви, которые царствуют в кипящей медом и молоком палестинской природе» (Олесницкий, с. 370–371). Мидраш истолковывает данный отдел о религиозной и гражданской жизни Израиля во время ночей (т. е. пленений) египетской, вавилонской, мидийской, греческой и римской (s. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Письмо (первое) палестинских иудеев к египетским (1–9). Второе письмо в том же роде (10–36). 2Мак.1:1 Братьям Иудеям в Египте – радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. Письмо Палестинских Иудеев Египетским начинается приветствием, которое выражается и в греческой форме ( χαρειν), и в еврейской ( ειρνην αγαθν – счастливого мира!). 2Мак.1:2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! «Да благодетельствует вам Бог…» – ближе определяется через дальнейшее выражение «да помянет завет Свой с… Авраамом, Исааком и Иаковом», т. е. относительно их потомков. 2Мак.1:3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! «Да даст… сердце, чтобы чтить Его…», т. е. «сердце, чтущее Его», преданное Ему. – «Волю Его» – τ θελματα αυτο, – слав.: хотение Его, выраженное в Его заповедях. – «Всем сердцем» – καρδα μεγαλη – слав.: сердцем великим. 2Мак.1:4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! «Для закона Его и повелений» – ν τω νμω αυτο – слав.: в законе Своем, т. е. в области Своего закона, в дни исполнения его. 2Мак.1:5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! «Во время бедствия» – ν καιρω πονηρω, слав.: во время лукаво, в несчастное время. 2Мак.1:6 Так ныне здесь мы молимся о вас. «Так ныне…» και νν (ср. ст. 9), и ныне, т. е. сообразно высказанным пожеланиям. 2Мак.1:7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 2Мак.1:7–8 . Сообщение, что скорбь и несчастие, постигшие Иудеев при Димитрии (в 169 г. э. Сел. – 144–143 г. до Р. Х.), о чем они прежде писали, теперь прекратились. Здесь разумеется Димитрий II Никатор, воцарившийся после смерти Александра Валаса и Птоломея Филометора в 167 г. э. Сел. (см. к 1 Мак XI: 15–19). – «От святой земли…» – αγα γη Зax II: 12 – так называется Иудея, как место преимущественного пребывания Божия и явлений силы Его. – «И царства», т. е. святого же, Божия: такое наименование усвояется ветхозаветному народу и местожительству его только в данном месте Ветхого Завета. – «Отложением», или отпадением Иасона с его соумышленниками от святой земли и царства – писатель называет известный поступок Иасона, когда он решился купить у Сирийского царя первосвященство за деньги и позволение ввести в Иерусалиме языческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лжеапостолов св. Павел карает весьма сильным словом. Местом написания Послания был, кажется, город Филиппы. По крайней мере весьма многие кодексы и переводы имеют пометку в конце Послания: γραφη π Φιλππν. 3671 Послание свое Апостол отправил в Коринф с тем же Титом. Вместе с этим поручением Апостол просил Тита, чтобы он, как начал так и окончил у них и доброе дело сбора пожертвования в пользу палестинских церквей. 3672 Так как Тит горячо был предан и Апостолу и коринфянам, то он с полной охотой и вполне добровольно принял на себя эти поручения. Апостол писал коринфянам: благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам, ибо хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. 3673 Вместе с Титом Апостол отправил еще двух своих сотрудников. С ним, говорит он, послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и при том избранного от церквей, сопутствовать нам для сего благотворения. 3674 Это уполномоченный от палестинских церквей, взятый Апостолом для наблюдения за сбором пожертвований; вероятнее всего это был св. Ап. Варнава. 3675 Второй спутник Тита был один из сотрудников Апостола, его брат во Христе, которого усердие, как говорит —441— он, много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. 3676 Кто такой был этот второй спутник Тита? Характеристичные черты его, указываемые св. Ап. Павлом, общи настолько, что делать на основании их какие-либо догадки бесполезно. Одни 3677 предполагают, что это был Эпенет, 3678 другие – Аполлос, 3679 третьи – Лука, 3680 четвертые – Тимофей, 3681 пятые – Тихик. 3682 Все это, конечно, одни предположения. В виду того, что во многих древних кодексах и переводах 3683 в конце Послания есть приписка, что оно отправлено с Титом, Варнавой и Лукой, приходится считать за более вероятное, что третьим спутником Тита был св. Лука. Если это верно, то тогда становится понятным: почему в Деян.20 :2рассказ очень общ и краток, а дальше, с Деян.20 – очень подробен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010