Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни… 9 ноября, 2012 Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни…  Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям XXI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал. Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками… Фото: INIART, photosight.ru Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни. И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями. Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец — XI haчaлo XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси .

http://pravmir.ru/svyatye-i-sovremennost...

Закрыть itemscope itemtype="" > История историка К 900-летию блаженной кончины отца русской истории прп.Нестора Летописца 07.11.2014 750 Время на чтение 11 минут НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ: «Мир стоит до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать» В истории каждой цивилизации есть личности первого ряда - основатели и родоначальники. К столпам Святой Руси принадлежит преподобный Печерский инок Нестор (память 9 ноября), которого справедливо называют отцом русской истории и начальником летописания. В нынешнем году 900 лет как почил прп. Нестор Летописец. В день памяти святого историка его мощи по традиции вынесут из Ближних пещер и после праздничной литургии крестным ходом пройдут с ними по Лавре от Трапезного храма. Ровно год тому назад в Киево-Печерской Лавре прошли Славянские чтения «Истоки нашей истории. 900 лет «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца». Слушая выступления участников Чтений в вековых стенах Удела Богородицы, кто бы мог тогда предположить, что вскоре вспыхнет новый виток междоусобной брани между русичами, о которых сугубо скорбел прп. Нестор в своей «Повести». Лето жизни Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное промысел Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть как Господь, ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного моря человеческого материала воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе, как и подобает монаху - аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном возрасте - 17-ти лет. Родился он в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае здесь видим его по летописи в 1064 г., когда он еще жил в миру. О его происхождении нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Однако Нестор не просто знал грамоту и умел писать - он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но главное он был щедро одарен Богом.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/08/...

История историка К 900-летию блаженной кончины преподобного Нестора, отца русской истории Валентина Серикова В истории каждой цивилизации есть личности первого ряда — основатели и родоначальники. К столпам Святой Руси принадлежит преподобный Печерский инок Нестор (память 27 октября/9 ноября), которого справедливо называют отцом русской истории и начальником летописания. И в нынешнем году исполняется 900 лет со дня преставления преподобного Нестора. Лето жизни Преподобный Нестор Летописец Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное — Промысл Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть, как Господь, Ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного людского моря воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать Отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе — аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном, 17-летнем возрасте. Родился святой в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае, здесь присутствует его упоминание в летописи 1064 г., когда он еще жил в миру. О происхождении святого нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии, можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом. Господь привел Нестора в монастырь в 1073 году, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий . Промыслительно случилось так, чтобы Нестор застал его лично, получил от него благословение на труды и послушание. Нестор воспринял необходимое из первых рук, был принят в число братии первым Печерским игуменом. Преподобный Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока не ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при прп. Стефане, при котором он был удостоен и диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.

http://pravoslavie.ru/75010.html

Отошел ко Господу архимандрит Нестор (Жиляев) Москва, 12 октября 2019 г. Утром 12 октября 2019 года на 65-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храма Живоначальной Троицы в поселке Назарьево Одинцовского района Московской области архимандрит Нестор (Жиляев), сообщает сайт Московской областной епархии . Отпевание почившего состоится 16 октября в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 9.00. Соболезнования в связи с кончиной архимандрита Нестора (Жиляева) выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Хорошо зная почившего лично, могу свидетельствовать, что он был человеком очень глубокой и искренней веры, ревностным служителем Церкви, горячо преданным своему призванию и делу Божию», — говорится в Патриаршем послании. Архимандрит Нестор (Жиляев Александр Николаевич) родился 13 марта 1955 года в г. Москве. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1975 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1981 году окончил Ленинградскую духовную академию. В 1981-1982 годах проходил стажировку в институте г. Боссэ в Швейцарии. 18 апреля 1982 года ректором ЛДАиС архиепископом Выборгским Кириллом (будущим Патриархом Московским и всея Руси) рукоположен в сан диакона, 8 июня 1983 года — в сан иерея. В 1983 году получил ученую степень кандидата богословия. С 1983 по май 1990 года — референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Служил в Новодевичьем женском монастыре города Москвы. 26 декабря 1987 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с наречением имени Нестор в честь преподобного Нестора Летописца. В 1988 году возведен в сан игумена. С 1991 по август 1993 года —настоятель Свято-Духовского прихода города Нестерова Калининградской области. 26 августа 1993 года назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.

http://pravoslavie.ru/124627.html

В 2024-м г. древний русский город Торопец официально отмечает свое 950-летие. Посвящённые этому юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего 2024 года. И сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Торопецкого, мы публикуем заметку об этом святом, из чьего жития и стало известно, что Торопец существовал как минимум к 1074 г. Возсиял еси яко светильник, от града Торопца и даже до Киева дошел еси, всю землю честным житием твоим удивляя… Акафист преподобному Исаакию, затворнику Печерскому Преподобный Исаакий Торопецкий. Патерик Печерский. Киев. 1661 г. 27 февраля – день памяти удивительного святого – преподобного Исаакия Торопецкого. О его житии нам поведал самый известный летописец Древней Руси – преподобный Нестор, которому принадлежат строки: «А был еще и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда еще жил в миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин… а было ему имя мирское Чернь» . Эта запись в «Повести временных лет» отнесена к 1074 году (по нашему летосчислению). Дата первого упоминания свидетельствует о том, что Торопец является самым древним городом всей Тверской области . Хотя эта дата и принята за «официальный год основания», понятно, что к этому времени Торопец уже был сложившимся средневековым городом. Показателен и тот факт, что если при упоминании иных топонимов Нестор часто добавлял географические уточнения, то в данном случае он ограничился словом «торопчанин». Это может свидетельствовать о том, что при жизни Нестора в Киеве никому не нужно было объяснять, кто такой торопчанин – город на реке Торопе был достаточно известен на берегах Днепра. Торопец. Фото: zelengarden.ru Известность эта объясняется развитыми торговыми связями. Вспомним, что Исаакий в миру был купцом (да ещё и богатым!). Торопец же стоял на пути «из варяг в греки» . В книге «Древний Торопец. Археологические раскопки» высказано предположение, что именно киевские князья, заинтересованные в установлении контроля над водной дорогой в Новгород, «…возвели мощные укрепления Малого городища (Торопца), разместили здесь воинский отряд» .

http://pravoslavie.ru/158855.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Нестору, епископу Кафскому, викарию Корсунской епархии 6 сентября 2010 г. 11:00 5 сентября 2010 года, в праздник Собора Московских святых, Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор и Святейший Патриарх Кирилл совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За Литургией архимандрит Нестор (Сиротенко) был хиротонисан во епископа Кафского, викария Корсунской епархии. Вручая архиерейский жезл новохиротонисанному владыке, Святейший Патриарх Кирилл обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Нестор! Ныне во время Божественной литургии ты был возведен в архиерейское достоинство благодатью Святого Духа и принял жребий апостольского служения (Деян. 1:25) по преемству от «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2). Твой путь священнослужения начался в Московских духовных школах, в большой келье преподобного Сергия, игумена Земли Русской. Здесь у святых мощей основателя Лавры ты принял ангельский образ, желая быть подражателем в монашестве его жития и деяний. Не случайно совершитель пострига нарек тебе имя в честь святого Киево-Печерского летописца, тем самым символически отобразив твое студенческое послушание редактора академического журнала. Еще будучи учащимся Академии ты промыслом Божиим и волею священноначалия был направлен из обители святого Сергия в Свято-Сергиевский институт в Париже. В этом также было явлено молитвенное покровительство Радонежского игумена. Твое служение во Франции началось в городе Аньере в храме, чье название полностью воспроизводит имя кафедрального Патриаршего собора, в котором ныне совершилась твоя личная пятидесятница. Окончив обучение, ты на протяжении многих лет помогал Высокопреосвященнейшему архиепископу Иннокентию в организации богослужебной и приходской жизни на Трехсвятительском подворье, стяжав здесь уважение собратьев-сослужителей и любовь прихожан. Ныне в соответствии с решением Священного Синода через возложение рук архиереев Божиих ты принял всеукрепляющую, врачующую человеческие немощи благодать Всесвятого Духа, и на твои плечи был возложен нелегкий крест архипастырства.

http://patriarchia.ru/db/text/1268828.ht...

Писать надо о том, о чем еще страшно писать 07.12.2016 12:25:18 Василий Семенович Анисимов Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ о церковной журналистике – Василий Семенович, поздравляю с 15-летием Пресс-службы УПЦ! Вы отметили юбилей в день празднования памяти преподобного Нестора Летописца, который у вас называется еще и днем православного журналиста? – Мы, по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира, старались установить такую традицию. Преподобный Нестор был хроникером, записывал события в их временной последовательности, давал к ним комментарии, оценки, положительные и негативные, прославлял, полемизировал, обличал – делал вполне журналистскую работу. Конечно, «четвертой властью» тогда была молва – предтеча нынешних соцсетей, но письменное, ответственное, правдивое слово заложило основу исторического самосознания нашего народа. У церкви и СМИ в Украине взаимоотношения были и остаются достаточно сложными. Советская журналистика была принципиально антицерковной, богоборческой, даже при Горбачеве нам объясняли, что перестройка не отменяет научного материалистического мировоззрения и нечего тащить попов и суеверия на страницы газет. И атеистические традиции нашей прессы по-прежнему живучи. Тем не менее мы в пресс-службе УПЦ создали единственную в Церкви первичную организацию Национального союза журналистов Украины, включили в каталоги НСЖУ десятки церковных изданий, стали полноправными членами медийного сообщества Украины, Европы и всего мира. Труды преподобного Нестора Летописца напоминают о христианских истоках письменного слова. – Как и печатного… – Конечно. Как русская литература выросла из гоголевской «Шинели», так и отечественное письменное, затем – печатное слово вышли из православных монастырей. В Киево-Печерской Лавре четыреста лет назад была основана крупнейшая типография. Об этом надо постоянно напоминать. Мы не только полемизировали с антицерковными публикациями светских СМИ, но и налаживали напрямую и через НСЖУ сотрудничество с прессой. В 2010 году провели первый всеукраинский конкурс на лучшие материалы о Церкви, опубликованные в светских СМИ. Сопредседателями жюри были Блаженнейший митрополит Владимир и председатель НСЖУ Игорь Лубченко. Они в Лавре вручали победителям конкурса дипломы и денежные премии. Думали проводить его ежегодно, но не сложилось. Мы даже мечтали подвигнуть регионалов, пришедших к власти, воплотить в Киеве давнюю журналистскую мечту, о которой еще Коротич при Горбачеве писал. У нас есть Дом художник, Дом архитектора, Дом Композитора, Дом ученых и т.д., огромные дворцы профессиональных союзов, а Дома журналистов нет. Вот мы и хотели возвести современный Дом журналиста, с конференц-залом, библиотекой, храмом в честь прп. Нестора Летописца, где бы поминали погибших журналистов, молились за живых. Мы это живо обсуждали, но сначала Блаженнейший заболел, потом Игорь Лубченко скоропостижно скончался, и идея опять затухла.

http://radonezh.ru/analytics/pisat-nado-...

Архив Пн Блаженнейший митрополит Владимир возглавил торжественный акт, посвященный 20-летию возрождения Киевской духовной академии 10 ноября 2012 г. 15:30 9 ноября 2012 года, в день памяти преподобного Нестора Летописца, в Киевской духовной академии торжественно отметили 20-летие возрождения Киевских духовных школ. Утром в день праздника Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в  храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжественный акт, который состоялся в конференц-зале Киевской духовной академии и семинарии (Киево-Печерская лавра, корпус 45). В торжественном мероприятии приняли участие управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний , архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф , проректор КДАиС по учебной части епископ Ирпенский Климент , епископ Вознесенский и Первомайский Алексий , представители Санкт-Петербургской , Московской , Минской  духовных академий, Одесской, Почаевской, Волынской, Полтавской, Харьковской, Таврической духовных семинарий. Открывая торжественный акт, архиепископ Антоний отметил, что в 2012 году отмечаются многие важные церковные юбилеи, «но самый главный юбилей, который Украинская Православная Церковь продолжает отмечать, это 20-летие Предстоятельского служения Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира».  «Это не просто 20 лет — это эпоха, — продолжил ректор КДАиС. —  После многолетних притеснений Православная Церковь оказалась в новых условиях, стала неотъемлемой частью общества, что, в свою очередь, поставило вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Понимая всю необходимость высшего духовного образования, наш Предстоятель благословил возрождение Киевской духовной академии. То были сложные годы, но вопреки всему Академия возродилась, и сегодня мы отмечает двадцателетие этого важного события». Затем к участникам торжеств обратился Блаженнейший митрополит Владимир, который поздравил всех с днем памяти преподобного Нестора Летописца и пожелал подражать его добродетели. «Преподобный Нестор для нас образ веры, книжности, культуры, благочестия и богословского знания. Именно поэтому он при возрождении духовной школы был выбран в качестве покровителя, дабы каждый студент и преподаватель видел в нем пример для подражания в науке, молитве, церковном служении», — сказал Блаженнейший владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/2580172.ht...

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра является первым и древнейшим монастырем на территории современной Украины . Основан монастырь в середине XI века преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Сейчас в пещерах монастыря покоятся нетленные мощи более 120 святых. При обители имеется гостиница. В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители. Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Женский монастырь Феодосия Великого (Палестина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь преподобного Феодосия Великого — это первый в Палестине общежительный монастырь, основан в 476 святым Феодосием. Расположен в 11 км к востоку от Вифлеема, в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, в Палестинской национальной администрации. В настоящее время это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии. Другие названия — Deir Dosi, Mar Dosi. Содержание История [ править править код ] В 476 году преподобный Феодосий Великий нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном своем пути из Вифлеема и остался подвизаться здесь. Со временем к нему собралась братия и обитель святого Феодосия стала готовить иноков к поступлению в Лавру Саввы Освященного, а затем стала вполне самостоятельным монастырём. В отличии от других лавр палестинской пустыни новая обитель стала образцом совмещения созерцательной жизни и трудолюбивой заботы о ближних - преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся. В обитель стало собираться множество нуждающихся, а братия выросла до 700 человек. В состав монашеской общины входили разноплеменные подвижники, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для одержимых бесами. Монастырь преподобного Феодосия сохранял свое значение в течение весьма долгого времени после кончины его великого основателя в 529 году. Когда окончательно было осознано в Византии, при святом императоре Юстиниане, преимущество киновиальной формы жизни монашества пред келиотской, деятельность преподобного Феодосия стала образцом для всех, желавших устроить киновии. Хотя обитель разрушили вторгшиеся персы в начале VII века, она была вскоре возрождена. Отразилось влияние обители Феодосия и на русском монашестве — в деятельности Феодосия Печерского. Нестор Летописец, прилагая к Феодосию слова Евангелия: " мнози будете последни первии " , добавляет: " ибо и сей последний равен первым отцем явися, житием своим подражая святого первоначальника иноческому образу Антония, не токмо своего Печерского, но и оного великого Египетского; ближае же своего тезоименитого Феодосия, архимандрита иерусалимского " .

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Феод...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010