В день преподобного Нестора Летописца (небесного покровителя Владыки) и мученика Нестора Солунского архиепископ Нестор, освятив бывший католический храм, отслужил в нем первую Божественную литургию, за которой молились четверо русских, живших на Цейлоне, несколько православных греков и “независимые католики”. Так торжествовало наше Русское Православие. Когда Владыка Нестор вернулся в Харбин к своей пастве, иезуиты, что называется, опомнились: с помощью подкупленных людей они стали ломать ворота усадьбы, били камнями стекла храма и тому подобное. Наконец они подали на Владыку в суд как на незаконно захватившего ватиканское имущество. По телеграфу из Харбина архиепископ Нестор уполномочил трех лиц отстаивать наши законные интересы. Вскоре суд признал Владыку единственно законным владельцем, однако начавшаяся война Японии с Англией, а потом и с Америкой отрезала Маньчжурию от Цейлона, и архиепископ остался в неведении о дальнейшей судьбе русского православного храма и усадьбы. В 1941 году, к 25-летию архиерейства, Владыка Нестор был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Начавшаяся Великая Отечественная война всколыхнула во Владыке патриотические чувства. В маньчжурских храмах звучали его яркие проповеди. В 1945 году от лица православных Харбина Владыка Нестор приветствовал вступившую в город Советскую Армию. Тогда же он вступил в молитвенное общение с Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) . Последовало назначение управляющим Харбинской епархией. Уже в 1946 году архиепископ Нестор был возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарха по Восточной Азии. В этом сане он и был арестован в июне 1948 года, в день, когда он прибыл в Москву на совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей. Со слов самого Владыки, ему ставились в вину книга “Расстрел Московского Кремля” и участие в перенесении мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Заключение он отбывал в мордовских лагерях Явас и в Чите, освобожден был лишь в январе 1956 года.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

угодников Божиих, посоветоваться со старцами. Туда сходились со всех концов земли русской и знатные и простые, богатые и бедные, старые и молодые. Преподобный Нестор слушал рассказы приходивших, присматривался ко всем, узнавал о всем замечательном, что совершалось на Руси. В обители жили разные старцы, от которых преподобный Нестор мог слышать о том, что совершилось до него – в давнее время. Благословясь, преподобный Нестор решил записать на память потомкам все, что он сам видел и слышал. Сначала он написал житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба, где рассказал также и о начале христианства в России. Потом он составил житие преподобного Феодосия, где, кроме жития и подвигов сего угодника, рассказывает первоначальную историю Печерской обители. Свое повествование о житии преп. Феодосия Нестор заключает следующими словами: «таким образом все, что слышал я с испытанием о блаженном и великом отце нашем Феодосии от старейших меня отцев, бывших в то время, все то и написал я, грешный Нестор, меньший из всех в монастыре преп. отца нашего Феодосия». Преподобному Нестору принадлежит между прочим и первый труд записи замечательных событий из русской истории. В этой записи события располагаются по годам, почему она и называется Летописью, а сам преп. НесторЛетописцем. Из этой летописи, которую продолжали другие иноки, мы узнаем о том, как жили наши предки в глубокую старину. В тишине келлии, вдали от суеты мирской, набожный инок, думая не о славе земной, а лишь о том, чтобы сделать добро, рассказывает в своей летописи о всем, что считает достойным передать памяти потомков. Правдивое слово летописца повествует нам о жизни русской земли; о войне и мире, о правлении князей, о чудесах угодников Божиих, о пророчествах, о знамениях небесных и многом другом. Глубокое религиозное чувство и горячая любовь к родине светятся в рассказах летописца. Дорог посему для русских людей усердный труд летописца; славно и дорого для нас и имя первого из них, преподобного Нестора Летописца . В киевских лаврских пещерах есть много гробниц с нетленными мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

М., 1996. С. 5-14; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 194-196, 207-214; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ); Конявская Е. Л. Нестор// Она же. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 28-52; она же. Какую летопись писал Нестор?//Родина. 2002. 11/12. С. 89-91; Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//ДРВМ. 2000. 2. С. 28-50; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81; он же. Летописный рассказ статьи 6599 г. о перенесении мощей прп. Феодосия Печерского: Время и обстоятельства написания//Мир житий. М., 2002. С. 72-82; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотезы, выстроенные на гипотезах»: По поводу нового исследования А. Поппэ//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). С. 361-387; он же. Нестор//ДРСМ. 2014. С. 538; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 249-277; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 588-592; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 309-313; Ранчин А. М. Памятники Борисоглебского цикла: Текстология, поэтика, религиозно-культ. контекст. М., 2017. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Прп. Нестор Летописец. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 273 об. (РГБ) Иконография Н.- одна из наиболее богатых среди иконографий Киево-Печерских преподобных, в т. ч. благодаря интересу к фигуре летописца в XIX в. К одному из самых ранних (с большой долей предположительности) можно отнести образ, запечатленный на миниатюре Радзивиловской летописи в части истории Киево-Печерского мон-ря, а именно иллюстрирующей обретение мощей прп. Феодосия Печерского, свидетелем к-рого был Н. (БАН. 34.5.30. Л. 122, кон. XV в.). На миниатюре рядом с пещерой, откуда были извлечены мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Закрыть itemscope itemtype="" > История историка К 900-летию блаженной кончины отца русской истории прп.Нестора Летописца 07.11.2014 750 Время на чтение 11 минут НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ: «Мир стоит до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать» В истории каждой цивилизации есть личности первого ряда - основатели и родоначальники. К столпам Святой Руси принадлежит преподобный Печерский инок Нестор (память 9 ноября), которого справедливо называют отцом русской истории и начальником летописания. В нынешнем году 900 лет как почил прп. Нестор Летописец. В день памяти святого историка его мощи по традиции вынесут из Ближних пещер и после праздничной литургии крестным ходом пройдут с ними по Лавре от Трапезного храма. Ровно год тому назад в Киево-Печерской Лавре прошли Славянские чтения «Истоки нашей истории. 900 лет «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца». Слушая выступления участников Чтений в вековых стенах Удела Богородицы, кто бы мог тогда предположить, что вскоре вспыхнет новый виток междоусобной брани между русичами, о которых сугубо скорбел прп. Нестор в своей «Повести». Лето жизни Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное промысел Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть как Господь, ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного моря человеческого материала воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе, как и подобает монаху - аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном возрасте - 17-ти лет. Родился он в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае здесь видим его по летописи в 1064 г., когда он еще жил в миру. О его происхождении нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Однако Нестор не просто знал грамоту и умел писать - он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но главное он был щедро одарен Богом.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/08/...

Не можем сказать, соблюдалось ли в точности это постановление в древней Руси, но по всей вероятности оно исполнялось хотя приблизительно и если препод. Нестор, вскоре по вступлении в монастырь, не смотря на значительное число братии, был возведен в диаконский сан, то, без сомнения, кроме духовной зрелости, он достиг уже и вполне зрелого возраста. Приблизительное сравнение лет первого летописца с летами Нестора может вести к тому заключению, что оба эти современника были сверстниками и ни откуда не видно, чтобы первый был старше второго. А между тем есть основание думать даже напротив, что именно летописец был младшим современником Нестора, и основание это заключается в начале литературного труда тем и другим писателем. Нужно признать, по нашему мнению, что преп. Нестор раньше своего современника-летописца выступил в качестве писателя, а это очень важно для оценки правильности мнения проф. Соболевского. Положение это основывается на следующих соображениях. Начиная житие преп. Феодосия Печерского , Нестор в приступе к нему указывает, что „сперва» – раньше этого он написал о житии, убиении и чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, т. е. известное нам „Чтение». А житие Феодосия написано когда-то до 1091 г., так как Нестор не говорит об открытии мощей преподобного, бывшем именно в этом году; в противном случае, непонятно и необъяснимо, почему он, „одержимый любовью к святому и великому отцу Феодосию“, умалчивает о таком важном событии, праздновавшемся „светло» 134 в Киево-Печерской обители. А если принять во внимание, что Нестор упоминает только о двух преемниках преп. Феодосия Стефане и Никоне 135 и не называет третьего Иоанна, при котором и случилось открытие мощей преподобного, то можно думать, что „житие» составлено до 1089 г., в котором Печерским монастырем правил уже Иоанн 136 . А если уже второе произведение преп. Нестора составлено до 1089 г. или, по крайней мере, до 1091 г., то первое, т. е. „Чтение» о погублении Бориса и Глеба, и значительно раньше сейчас указанных годов, так как нужно же отложить необходимое время на составление жития – произведения, имеющего за собою значительные литературные достоинства 137 ; а главное – на собирание сведений о преп. Феодосие, потому что, не быв сам непосредственным учеником св. игумена, Нестор должен был много потрудиться над подготовлением необходимого материала для жития его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Связь святых, не знавших друг друга… Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни… 9 ноября, 2012 Передо мной четыре иконы, на них изображены подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева Пятница. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни…  Что связывает святых между собой? А что — нас с ними? Почему древние святые близки людям XXI века, а их опыт актуален для нас? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Удивительная особенность православия — повседневное почитание сонма святых, чье реальное участие в духовной жизни каждого из нас не вызывает сомнений. Эта уверенность исходит из двухтысячелетнего практического опыта Церкви, а также поразительной способности подвижников веры и благочестия быть современными независимо от того, когда каждый из них совершил свой святой путь и в какой исторической обстановке он пребывал. Есть еще одна отличительная черта наших святых: они связаны невидимой нитью преемственности, хотя, многие из них никак не могли знать друг друга, да и разделены были их подвиги не только географическими расстояниями, но и веками… Фото: INIART, photosight.ru Передо мной четыре небольшие иконы, на них изображены те подвижники, чья память припадает на осенние ноябрьские дни: преподобные Нестор Летописец, Иов Почаевский, Паисий Величковский и мученица Параскева, нареченная Пятницей. Казалось бы, разные эпохи, особые, только каждому из них присущие обстоятельства жизни. И все же, они дополняют друг друга, одновременно оставаясь яркими самостоятельностями с присущими только им чертами характера и жизненными коллизиями. Нестор Летописец Преподобный Нестор Летописец — XI haчaлo XII века. Место подвига — кручи Днепра. Знаменитая Киево-Печерская лавра с самим преподобным Феодосием во главе и сонмом старцев. Историческая эпоха становления и расцвета Киевской Руси .

http://pravmir.ru/svyatye-i-sovremennost...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки 3 мин., 08.11.2018 Во второй половине XI - начале XII века в Киево-Печерской лавре жил монах по имени Нестор. Он был составителем и редактором нескольких летописных статей, посвященных родной обители. В «Повести временных лет» есть рассказ об основании обители, жизни первых иноков при преподобных Антонии и Феодосии, сообщение о смерти первых двух основателей монастыря, об открытии мощей преподобного Феодосия и его канонизации. В это же время на свет появляется шедевр древнерусской агиографии «Житие Феодосия Печерского». Ее автор - тоже насельник обители по имени Нестор, который также написал одну из версий жития первых прославленных русских святых - святых страстотерпцев Бориса и Глеба – детей князя Владимира, который крестил Русь. Вот из спора о том, сколько было Несторов в Киево-Печерской лавре во многом и родилась русская филология. С середины XVIII века «несторовский вопрос» волнует умы ученых не менее сильно, чем гомеровский. Получался настоящий детектив. В одном месте в одно время собрались два литературных таланта с одним именем. Они творили примерно в одно время (разница составляет не больше 30 лет с 1088 года по 1118), разбирались в византийских житиях и подробно описывали жизнь иноков. Окончательное решение этой загадки, кстати, до сих пор не найдено. Вся интрига строится на разных и плохо согласующихся между собой данных. Нестор-летописец говорит о том, что лично знал преподобного Феодосия, а автор жития рассказывает, что пришел в монастырь вскоре после смерти святого. Летописец не забывает рассказать, что монахи отвергли игумена, на которого перед смертью указал преподобный Феодосий, а агиограф просто опускает этот момент. Наконец, в летописи рассказывается об обретении мощей святого и его канонизации, а автор жития ничего не говорит про эти события. Добавим к этому, что в природе не существует «авторского текста» «Повести временных лет». То, что дошло до нас, - это огромный сборник, который неоднократно изменялся, подчищался и редактировался в зависимости от поставленных перед средневековым хронистом задач.

http://foma.ru/kak-prepodobnyiy-nestor-l...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Нестор Летописец. Современная русская икона В. М. Васнецов. Прп. Нестор-летописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель (1885-1893). Государственная Третьяковская Галерея Старший среди известных сегодня списков «Чтения» о свв. Борисе и Глебе создан в XIV в. А «Житие» преп. Феодосия сохранилось в «Успенском сборнике» XII - XIII вв. и более поздних списках. Составление «Жития» исследователи относят к 80-м гг. XII в. (времени внесения имени прп. Феодосия в общецерковный синодик Руси). «Послание» лаврского инока Поликарпа к игумену Акиндину упоминает, что «Нестор, явившийся составителем летописи», вместе с другими подвижниками принял участие в исцелении св. Никиты , который по самоволию удалился в затвор и стал жертвой бесовского обольщения. Сопоставление данных «Послания» с « Повестью временных лет » показывает, что исцеление св. Никиты произошло в 1078 г. В своем «Послании» Поликарп говорит и о том, что «блаженный Нестор поведал в летописи о блаженных отцах: о Дамиане и Ефреме , и Матфее , и Исаакии ». Жития четырех перечисленных преподобных описаны в «Слове о первых черноризцах Печерских» из летописной статьи 1074 г. в «Повести временных лет». « Патерик » 1462 г. именует св. Нестора автором летописных рассказов об основании Печерского монастыря и обретении мощей преп. Феодосия. В относящемся к XVI в. Хлебниковском списке Ипатьевской летописи в заголовок « Повести временных лет » внесено имя «черноризца Нестора Феодосьева манастыря Печерьскаго» как автора. Отцом первой из древнерусских летописей считали св. Нестора и писатели XVII в. в Украине и России. В XVIII в. началось критическое изучение летописных текстов. По мере углубления исследований историки обратили внимание на внутренние противоречия в словах «Повести временных лет» и на ее разногласия с «Житием» преп. Феодосия в отношении истории Печерской обители. В частности, в конце «Сказания о начале Печерского монастыря», описав введение общежительного устава, автор отметил: «И жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельное житие, держался чернеческих правил и принимал любого к нему приходящего. К нему же пришел и я, худой и негодный раб. Он принял меня. Мне было семнадцать лет от рождения моего. Я пишу это и называю, в каком году основан был монастырь, и почему он зовется Печерским». Если это высказывание принимать за Несторово, то оно расходится со словами подвижника о самом себе в «Житии» преп. Феодосия. А в «Слове о перенесении мощей преп. Феодосия» автор, рассказав как он открыл пещерную усыпальницу святого игумена, добавляет: «Я же, грешный твой ученик и раб, недоумеваю, как восхвалить тебя, достойную твою жизнь и подвиги».

http://drevo-info.ru/articles/4136.html

Число русских Учителей первого периода Русской Церкви оказывается значительным даже и по памятникам ныне известным. Оставляем наставления пр. Феодосия 111 , Новгородского Епископа Луки 112 , Митр. Никифора, Русского по духу своему, хотя и не по происхождению 113 и некоторых других 114 . Пр. Нестор – историк, Кирилл Туровский – проповедник, Симон – назидательный повествователь, М. Иларион – учитель веры, по праву обращают на себя особенное внимание. § 13. Преподобный Нестор Пр. Нестор Летописец родом не Грек, потому что позволил себе сказать: «суть бо Греци льстивы и до сего дне» 115 , но, без сомнения, Киевлянин. Вступил в Обитель Печерскую 17 лет перед кончиной пр. Феодосия (1703) 116 , и постриженный Стефаном, им же признан был достойным сана диаконского 117 . Скорое постижение и посвящение в сан диакона показывает, что Нестор еще прежде вступления в Обитель довольно успел в духовном просвещении 118 . Образованием своим он должен был преимущественно чтению книг, которое продолжал он, по заповеди Феодосия, и в Обители. Памятником преуспевания его в духовном совершенстве служит то, что он участвовал в молитвах исцеливших подвижника Никиту от бесовского обольщения 119 , а в 1091 г. первый открыл мощи пр. Феодосия. Кончина его последовала, как вероятно, в 1111 году. Временник Русский, в котором пр. Нестор желал описать времена Руссов с 832 г. до 1113 г. 120 , но успел довести до 1110 г., – прекрасный памятник и благочестия Несторова, и ума редкого, и высокой опытности, и дарований необыкновенных. Пр. Нестор, имея в виду греческие хроники, предания отечественные со всей осмотрительностью и умением, кратко говорит о временах древних, и пространно о близких к нему. Строгое внимание к действительности исторической видно во Временнике на каждой странице. Если верность отдаленного события не ограждена верными свидетельствами, он ограждает свое повествование о нем замечаением: реша. Повествование Нестора, при всей сухости летописи, дышит жизнью христианского чувства. Он – благоговейный созерцатель невидимого правления промысла Божия, от сказания переходит к размышлениям и не редко повторяет наставления слова Божия. Черты характеров видны у него то из описаний его, то еще живее из разговоров лиц действующих. Сии черты Нестора летописца тем более возвышают Нестора, что иных из них совсем нет в современных хронографах и летописях, другие омрачены качествами худыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Нестор был первым русским писателем. Ему было поручено описать жизнь двух сыновей святого Владимира – молодых князей Бориса и Глеба. Оба князя были убиты их братом Ярополком, желавшим стать князем в Киеве. Кто-то предупредил молодых князей о грозившей им опасности, но они решили, что христианину лучше умереть, чем начать воевать с братом, и оба погибли. Русские люди считают их святыми. Они не были мучениками за веру, так как никто не заставлял их отказываться от веры во Христа, но они были прославлены как «страстотерпцы», то есть люди, добровольно терпевшие страдания, чтобы не нарушить своего христианского долга. Рассказ о жизни святых Бориса и Глеба стал любимым для русских людей в течение многих столетий. Монах Нестор также описал жизнь преподобного Феодосия. Эти оба жития сохранились до нашего времени, а о других писаниях Нестора мы знаем только потому, что о них упоминается в более поздних книгах. Но самое главное дело, начатое Нестором и сохранившееся на много веков, было составление летописи, то есть описание всех событий от начала Руси и доведенное до 1110 года. Он назвал эту летопись «Повесть временных лет – откуда есть и пошла быть Русская Земля». В монастырях часто записывались главные события – велся как бы календарь (дневник) за год. Но Нестор писал летопись иначе – это была первая последовательная история Руси. Она была проникнута христианским духом. Нестор видит волю Божию во всех событиях, осуждает ссоры и жестокость князей и призывает к братолюбию. Из его летописи мы знаем об обращении святой княгини Ольги, о том, как принял христианство князь Владимир, как крестились все киевляне, о Ярославе Мудром и о многом другом. Около двадцати лет своей жизни отдал преподобный Нестор труду составления «Повести временных лет». Скончался он в 1114 году. В XIV и XV веках его летопись вошла в состав больших Летописных сводов – Лаврентьевского и Ипатьевского – и в таком виде дошла до нашего времени. Преподобный Нестор – пример любви к своей родине и ее прошлому, образ, освященный христианским пониманием жизни. «Мы христиане, – пишет он, – сколько ни было земель, кто верует в Святую Троицу и в единое крещение и в единую веру, – закон имеем один для всех нас, кто крестились во Христа и во Христа облеклись». Святой преподобный Феодосий, игумен Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010