преподобный Нестор летописец



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

В 1977 году опальный советский поэт написал ...Искать в Источникеfoma.ru
... в смерти. Мук не приявший вовек не спасется». Хоть и «плачет Господь», но жертва должна свершиться: святые братья последовали примеру Иисуса Христа, «иже положи душу свою за люди своя». «Бог-Вседержитель с лазоревой тверди ласково стелет под ноженьки путь им» — здесь Чичибабин пишет о Господнем благословении Бориса и Глеба на их духовный подвиг — жертвенное смирение перед лицом смерти от руки брата. Их подвиг мученичества основывается на Христовой заповеди о любви. Братья не пожелали силой настоять на своем земном княжеском праве, предпочтя земному царствованию «царствие небесное». Еще преподобный Нестор Летописец в своем «Чтении о Борисе и Глебе» ( 1080-е годы ) подчеркивал миролюбие святых братьев не только в смысле повиновения брату, но и как заботу о сохранении мира между всеми подданными. Борис и Глеб предпочли умереть, чтобы предотвратить дальнейшую борьбу за власть и связанную с этим гибель людей. Об этом же пишет и Чичибабин («чад упасая от милостынь братских») . Образ Святополка Окаянного, брата Бориса и Глеба, дан Чичибабиным в традициях древнерусской литературы: он, злодей и убийца, противопоставлен своим добрым и безвинным братьям. Фигура Святополка ... далее ...
[Рец. на:] Бремер Т. Крест и Кремль. Малая ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... современном понимании... Недооценивается в книге степень губительного воздействия монголо-татарского ига на развитие Руси и Русской Церкви. Само понятие ига автор как будто отвергает, отмечая, что «зависимость ограничивалась прежде всего выплатой дани и обязанностью изредка оказывать военные услуги» (S. 28) . Размышляя о религиозной толерантности татар, имевшей место впоследствии, Бремер совсем не упоминает и об их первоначальной нетерпимости, которая куда в большей степени повлияла на Русскую Церковь, хотя бы при разгроме Киева в 1240 году, когда Церковь лишилась своего предстоятеля. Преподобный Нестор Летописец у Т. Бремера — «предполагаемый» ( vermeintlich, S. 26 ) автор «Повести временных лет». Еще удивительнее читать, что Волга впадает в Черное, а не в Каспийское море (" an der Mündung der Wolga ins Scharze Meer " , S. 30) . Можно привести еще несколько примеров подобных неточностей в той же главе, но, думается, что иэтих достаточно. Следующая глава, «Христианизация и распространение (веры) », содержит изложение основных этапов распространения христианской веры в Древней Руси, а также затрагивает проблемы истории миссии в последующие периоды русской церковной ... далее ...
Судьба Церкви и страны зависит от каждого из нас ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 5: 6 ) . История хранит на своих страницах множество фактов дивного преображения и отдельных лиц, и целых народов. С одной стороны, Евангелие ставит ценность каждого отдельно взятого человека, как венца творения Божия, на очень большую высоту, с другой — по-новому призывает увидеть созданный Богом мир: полюбить самоотверженно свое Отечество, его народ и его самобытность. И именно благодаря такому переходу от узкого «местечкового» сознания до настоящей любви к Родине и братской любви к ближнему и появилось государство Русь, ставшее неотъемлемой частью большой христианской цивилизации. Уже преподобный Нестор Летописец отмечает удивительный и знаменательный факт слития всех племен и народов, населявших пространства древней Руси, в одну семью, в «един язык, крестившийся во единого Христа». И все прекрасное, что имеет наш народ — его «загадочная душа», как говорят иностранцы, его богатейшая культура, его правовая традиция — все это выросло из того семени христианского просвещения, которое было посажено равноапостольным князем Владимиром в землю Русскую. — Более десяти веков Русь крещена, однако остатки языческого сознания то и дело всплывают в народе под разными видами. Скажите, ... далее ...
История историка / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... История историка К 900-летию блаженной кончины преподобного Нестора, отца русской истории Валентина Серикова В истории каждой цивилизации есть личности первого ряда — основатели и родоначальники. К столпам Святой Руси принадлежит преподобный Печерский инок Нестор (память 27 октября 9 ноября) , которого справедливо называют отцом русской истории и начальником летописания. И в нынешнем году исполняется 900 лет со дня преставления преподобного Нестора. Лето жизни Преподобный Нестор Летописец Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное — Промысл Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть, как Господь, Ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного людского моря воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать Отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном, 17-летнем возрасте. Родился святой в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае, ... далее ...
Игумения Мария (Солодовникова): «“Я” – последняя ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Борисоглебском Аносином женском монастыре хранится редкая святыня – частицы мощей благоверных братьев, подаренные обители несколько лет назад семьей Шмаковых. О значении подвига святых мучеников для современного христианина, проблемах монашества и духовной жизни мирян и почему Борисоглебскую обитель называют «Женской Оптиной» – беседа с настоятельницей монастыря игуменией Марией (Солодовниковой) . Игумения Мария (Солодовникова) . Фото: Даниил Африн Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением. Преподобный Нестор Летописец У иконы свв. Бориса и Глеба. Фото: Даниил Африн – Нынешний год для Борисоглебского Аносина монастыря – особый: 6 августа Церковь отмечает 1000-летие со дня убиения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Чему современный христианин может поучиться, взирая на подвиг этих удивительных святых? Пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить – Память страстотерпцев Бориса и Глеба почитается в нашем монастыре уже два столетия, каждое воскресенье сестрами читается акафист. Житие и подвиг святых мучеников произвели глубокое впечатление на ... далее ...
В Выбутах у княгини Ольги / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Уже на середине реки князь понял, что это девушка, и «красота девицы возбудила в князе нечистые желания». У девушки обнаружился сильный северный характер, ей удалось вразумить и устыдить князя, апеллируя и к высокому званию, и к людскому мнению, и, наконец, пригрозив, что ее «защитою будет глубина этой реки». Автор «Степенной книги» потом заметит: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А преподобный Нестор Летописец напишет так: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Все окрестности с тех пор привязаны к памяти о великой княгине, о Православии, которое она принесет на Русь. Если пройти от Выбут 4, 5 км вверх по Великой, то дойдешь до села Покровское. Считают, что оно являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь, который был разорен литовцами, а развалины смыло рекой. На противоположном от Выбут берегу Великой расположена деревня Ерусалимка, а чуть выше по течению, в ... далее ...
Какое отношение к студентам имеет мученица ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Если и было что-то положительное в языческой философии за рамками Божественного откровения, то все равно его источник Господь, потому что все доброе – от Него. Любое образование, если оно не ставит перед собой задачу развивать гордыню, тщеславие, аморальные черты, внедрять идеи типа трансгуманизма, безусловно, может рассматриваться как христианское. Поэтому день св. мученицы Татьяны является Днем студента для всех учащихся вузов, которые соблюдают христианские традиции. Святая мученица Татиана – Этот день выходной в Академии? – Нет. По традиции наш академический покровитель-святой – преподобный Нестор Летописец. В дореволюционной Академии, кстати, домовой храм был освящен в честь апостола Иоанна Богослова, потому что он был первым в церковной традиции, именующимся Богословом, так как Богословие (слово о Боге) восходит к Евангелию, написанному святым апостолом Иоанном. Как известно, трое святых были удостоены именованием «Богослов», и святой Иоанн – первый из них. – Как студенты Киевской духовной академии готовятся к экзаменам? Обращаются к каким-то конкретным святым за помощью? – Перед экзаменами все молятся! Часто от локального нахождения студента зависит, к ... далее ...
Страстотерпцы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... «не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога» 8. Также и святой Борис знал, что злые люди подстрекают старшего брата на его убийство. И хотя дружина уговаривала Бориса занять великокняжеский престол, он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца! » 9. Важной деталью, особенно с учетом традиций того времени, является старшинство в братских отношенияхНемаловажной деталью, особенно с учетом традиций того времени, является старшинство в братских отношениях святых страстотерпцев. Преподобный Нестор Летописец отмечает высокую покорность старшему брату святых Бориса и Глеба, которые, если бы противились, то едва ли сподобились дара от Бога 10. В то же время святой Вячеслав сам являлся старшим братом, и неверно было бы с его стороны проявлять такое же покорное поведение перед младшим братом. Наоборот, справедливо было бы ему ожидать от младшего брата «послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе» 11. Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего ... далее ...
Как я была крестоходцем — Светлана — Дневник — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... готова к тому, что будет нелегко, я уже ездила до этого автобусом в Киев. И это было действительно тяжело, в течение одних суток проехать из Одессы в Киев и обратно, плюс мы еще по Киеву прошли около 10 км пешком. Я дико устала. Но из нашей группы никто не жаловался, все были радостные и на подъеме. И я себе сказала, что буду безропотно все трудности терпеть ради Христа. Приехали утром в Киево-Печерскую Лавру. Сразу заняли очередь в ближние пещеры, чтобы поклониться святым мощам. В ближних пещерах покоятся известные многим святые, это преподобный Антоний — один из основателей Лавры, преподобный Нестор Летописец — автор «Повести временных лет», преподобный Илья Муромец (многим известен, как герой русских былин) , преподобный Агапит — врач безмездный. Всего 79 святых. В дальние пещеры мы в этот день не попали. Бывалые паломники сразу отметили, что очень много людей в этом году, и очень большие очереди. Затем мы отправились пешком к месту старта Крестного Хода на Владимирскую горку, где был отслужен молебен. Там, где мы находились, молебен можно было наблюдать на большом экране, таком, как устанавливают на больших концертах. Так мы имели возможность совместно молиться ... далее ...
Крещение Руси - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... значений у русского слова «земля». Это и особая область творения Божия, отличная от бытия «неба» как мира ангельских существ, это и первичное вещество всего видимого космоса, это и планета людей, это и почва, кормящая земледельца, это и государство или область, край, населенный народом или народами, это, наконец, и сам народ... [V, 2, «Земля»]. (См. главу «Источники и литература»; римская цифра указывает раздел, арабская – источник.) Именно это последнее значение вложил в слово «земля» преподобный Нестор Летописец, когда написал: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Для Нестора эти вопросы больших загадок не содержали, но для нашего современника историческое, национально-этническое, географическое содержание понятия «Русская земля» неоднозначно. Достоверно неизвестно, когда именно и как пришли славянские племена на просторы между Балтикой и Уралом, в причерноморские степи, в северные леса. Кто может точно обозначить, где кончается собственно русская земля и начинаются земли зырян, мордвы, мари... Приблизительные пределы известны. Но точных границ не было и нет, они размыты... И ... далее ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: преподобный Нестор летописец
Справочник - ПОИСКОВ.РФ