Быть может, и великий Епифаний (конечно, если со­гласимся, что эта книга принадлежит ему) пред­писал, что не должно делать изображений, желая исправить что-либо таковое же. Ибо, что намере­нием его не было пренебрежительное отношение к тем [изображениям], свидетелем служит Цер­ковь того же самого божественного Епифания, до нашего времени кругом украшенная изображениями. В-третьих, то, что редко случается, не бы­вает законом для Церкви, и одна ласточка не де­лает весны, как кажется и Григорию Богослову и как есть в действительности. И одно мнение не в состоянии опровергнуть предания всей Церкви, простирающейся от [одних] концов земли до [дру­гих] ее концов. XXVI. Итак, [в этом смысле] принимай мно­жество мест из Писания и Отцов, потому что хотя и говорит Писание, что «идолы язычников – сереб­ро и золото, дело рук человеческих» ( Пс.134:15 ), но оно, конечно, запрещает поклонение не бездуш­ным произведениям рук, а изображениям демонов. XXVII. Что действительно пророки поклоня­лись Ангелам, и людям, и царям, даже нечестивым, также и жезлу, сказано. Говорит же и Давид: «И по­клоняйтесь подножию Его» ( Пс.98:5 ). Исаия же от лица Бога говорит: «Небо – престол Мой,... земля же под­ножие ног Моих»( Ис.66:1 ). А всякому, я думаю, ясно, что небо и земля – творения. И Моисей, также и Аарон со всем народом поклонились «рукотворным». По край­ней мере, Павел, «золотой кузнечик» Церкви, в посла­нии к евреям говорил: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» ( Евр.9:11 ). И опять: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо» ( Евр.9:24 ). И таким об­разом, прежнее святое – как скиния, так и все нахо­дящееся в ней – было «рукотворно». И что [этому] воздавали поклонение, никто противоречить не будет. Второе слово I. Господа мои, окажите снисхождение прося­щему, и от меня, непотребного и самого малого раба Церкви Божией, примите слово о том, что вполне верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В 1948 году МГБ и Генпрокуратура приняли директиву об аресте возвратившихся из заключения священнослужителей, если те продолжали вести активную церковную деятельность. Враги и предатели церковные оговорили отца Рафаила, и в 1949 году он был арестован и приговорен к 10 годам заключения. Священника обвинили в том, что он говорил проповеди об иконе Божией Матери «Троеручица», о преподобном Иоанне Дамаскине, о вселенских святителях и учителях Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове, о мученицах Вере, Надежде, Любови и их матери Софии и сравнивал время, когда жили эти святые, со временем настоящим, сравнивал образованность Вселенских церковных учителей с образованностью современного человека, а также верность Христу мучениц — с его малодушием. Все знали, кто явился причиной его ареста, многие тяжело переживали это предательство и часто жаловались ему на предателей в письмах. На что отец Рафаил отвечал: «Сын Божий, искупивый нас, грешных, на Кресте Голгофском Своими страданиями, в Своей предсмертной молитве взывает ко Отцу Своему за распинателей Своих: “Отче, прости им — не ведают, что творят!” Более того, Он учит: “Любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынове Отца вашего Небесного... ибо Он благ и к неблагодарным и злым”. И мы с тобою, грешные, нуждаясь в прощении грехов, молимся: Отче наш, Иже еси на небесех… и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить. Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя — не сердись ни на кого... как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей... и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь. Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле... А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией — ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь, со словом на устах и в сердце, с каким умер в изгнании святитель Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”...»

http://foma.ru/bez-kresta-net-vencza.htm...

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»? иеромонах Иов (Гумеров) «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора). Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» ( Пс. 8: 5–6 ). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою , потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста , в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:28 . Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений? иеромонах Иов (Гумеров) Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне ( Авв. 2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В книге Иова мы читаем, как спорящему с Богом Иову Господь грозно говорит: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?.. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» «Сыны Божии» – это библейское выражение, обозначающее Ангелов, как добрых, так и злых. Эти слова Господа показывают, что при сотворении нашей планеты Ангелы уже присутствовали и радовались. . Как были сотворены Ангелы – нам неизвестно. Мы помним, как Бог творит мир: «И сказал Бог – и стало так!» Могущественное творческое слово Божие выводит из небытия к бытию миры и все сущее. Так, вероятно, произошло и в случае с Ангелами: «Той рече и быша, той повеле и создашася» !.. Мнение о сотворении Ангелов прежде мира вещественного было господствующим и среди святых отцов. Так, у святителя Григория Богослова читаем: «Так как для Благости Божией недостаточно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы облагодетельствованных было как можно больше (ибо сие свойство высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так… сотворен Богом умный мир… Поелику же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними». Преподобный Иоанн Дамаскин, принимая мнение святителя Григория Богослова о времени творения Ангелов, добавляет: «Я соглашаюсь с Григорием Богословом: ибо приличнее было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности – человека».   Служение Ангелов Главным служением Ангелов является постоянное прославление Бога, выполнение Его заданий в сфере Божественного Домостроительства , а также участие в спасении человека. Забота о спасении человека легла на Ангелов после грехопадения прародителей, поэтому святитель Василий Великий говорит, что это служение Ангелов «лишь временное». После окончания истории нашего мира Ангелы вместе с праведниками войдут в вечное и блаженное Небесное Царство. Ангелы и люди здесь будут друзьями и наследниками блаженной жизни.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

В православии термин «пресуществление» означает лишь только то, что до него на престоле по своей сути или сущности были хлеб и вино; а после него – по своей сути или сущности Тело и Кровь Христовы. И как об этом еще ранее сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать… что образ – неисследим». Это очень важный догматический момент в причащении. И если догматическую веру в действительность Тела и Крови Христовых православные более или менее исповедуют, то о неисследимости преложения мало кто даже знает. Тем более это не исповедуется при причащении. Из-за чего действенность Таинства умаляется. Ведь образ благочестия, по учению святых отцов, слагается из правой веры и добрых дел. Если же мы сделали доброе дело, причастившись, но правой веры при этом не имеем, то и благочестие умалится, и доброе дело может оказаться не добрым. Это в том случае, если мы причащаемся не в здравие души и тела, а в суд и осуждение. О чём забывают любители так называемого «сверхчастого причащения», которые мнят, что причащение св. Даров всегда дарует нам те или иные блага. Хотя апостол Павел явно предостерегает таковых, говоря: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27-30). Одним из важнейших моментов такого испытания себя православным пред достойным причащением и является догматическое исповедание неисследимости, как это выше было показано, преложения св. Даров. Православный должен пред причащением обязательно исповедать эту истину, тогда и причащение принесёт ему сугубую пользу. Автор этих строк сам испытал на себе полезность такого исповедания. Будучи многие годы священником, очень часто служа и причащаясь, я долгое время не испытывал особого благодатного действия от сего, гораздо больше пользы получая от Таинства Покаяния.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/26/dr...

В связи с этим встает вопрос о современной христианской культуре: возможна ли она вообще в постхристанском постмодернистском обществе? Будет ли она продолжением русской духовной и дворянской культуры XIX века или примет какие-то иные формы и очертания?.. В любом случае ее судьба зависит ныне от того, смогут ли ее потенциальные творцы и адепты, приходящие ко Христу, отказаться от своих интеллигентских мифов и комплексов, от своего либерального догматизма, несовместимого с духом Церкви, ради преображения своего сознания, времени, мира, жизни. Ибо, как сказано, никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое ( Мф.9:16-17 ). Православие и творчество Способность к творчеству как богоподобие Православие богословски оправдывает творчество трояким образом: исповедуя Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым , признавая в человеке образ и подобие Божие, утверждая догмат иконопочитания. В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). В греческом тексте здесь стоит глагол poieo . Он означает не только «творить, создавать», но и «сочинять, изображать». Для Творца, Создателя и поэта, сочинителя, автора в греческом языке существует одно и то же слово. Творец неба и земли из Символа веры звучит, как «Поэт неба и земли». Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют нашего Творца «Художником». Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) говорит о Нем так: «Все наполнилось света и сияния, потому что Сам Художник всего и Господь пришел из Отеческих недр, не отойдя от престола» 110 . В вопросе об образе и подобии Божием, по которым был сотворен человек ( И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему… – Быт.1:26-27 ), многие святые отцы склонялись к тому, что образ Божий есть трихотомичный состав человека, в силу чего человек представляет собой образ Святой Троицы. Кроме того, он «почтен разумом, украшен способностью выбора, сияет свободой воли, имеет рассудок, не рабствующий желаниям, и имеет господствующее положение» 111 . Богоподобие же, как утверждают некоторые из Отцов, состоит в способности человека к творчеству. Богоподобный человек и есть художник, творец.

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

В связи с этим встает вопрос о современной христианской культуре: возможна ли она вообще в постхристианском постмодернистском обществе? Будет ли она продолжением русской духовной и дворянской культуры XIX века или примет какие-то иные формы и очертания?.. В любом случае ее судьба зависит ныне от того, смогут ли ее потенциальные творцы и адепты, приходящие ко Христу, отказаться от своих интеллигентских мифов и комплексов, от своего либерального " догматизма " , несовместимого с духом Церкви, ради преображения своего сознания, времени, мира, жизни. Ибо, как сказано, никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9, 16–17). Православие и творчество Православие богословски оправдывает творчество трояким образом: исповедуя Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Символ веры), признавая в человеке образ и подобие Божие, утверждая догмат иконопочитания. В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). В греческом тексте здесь стоит глагол poieo. Он означает не только " творить, создавать " , но и " сочинять, изображать " . Для Творца, Создателя и поэта, сочинителя, автора в греческом языке существует одно и то же слово. Творец неба и земли из Символа веры звучит, как " Поэт неба и земли " . Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют нашего Творца " художником " . Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о Нем так: " Все наполнилось света и сияния, потому что Сам художник всего и Господь пришел из Отеческих недр, не отойдя от Своего престола " [ CCLXXXIX ]. В вопросе об образе и подобии Божием, по которым был сотворен человек (И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему [Быт. 1, 26, 27].), многие святые отцы склонялись к тому, что образ Божий есть трихотомичный состав человека, в силу чего человек представляет собой образ Святой Троицы. Кроме того, он " почтен разумом, украшен способностью выбора, сияет свободой воли, имеет рассудок, не рабствующий желаниям, и имеет господствующее положение " [ CCXC ]. Богоподобие же, как утверждают некоторые из святых отцов, состоит в способности человека к творчеству. Богоподобный человек и есть художник, творец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В связи с этим встаёт вопрос о современной христианской культуре: возможна ли она вообще в постхристианском постмодернистском обществе? Будет ли она продолжением русской духовной и дворянской культуры XIX века или примет какие-то иные формы и очертания?.. В любом случае её судьба зависит ныне от того, смогут ли её потенциальные творцы и адепты, приходящие ко Христу, отказаться от своих интеллигентских мифов и комплексов, от своего либерального «догматизма», несовместимого с духом Церкви, ради преображения своего сознания, времени, мира, жизни. Ибо, как сказано,  никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое  ( Мф. 9, 16–17 ). Православие и творчество Способность к творчеству как богоподобие Православие богословски оправдывает творчество трояким образом: исповедуя Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Символ веры), признавая в человеке образ и подобие Божие, утверждая догмат иконопочитания. В начале сотворил Бог небо и землю  ( Быт. 1, 1 ). В греческом тексте здесь стоит rлaroл poieo. Он означает не только «творить, создавать», но и «сочинять, изображать». Для Творца, Создателя и поэта, сочинителя, автора в греческом языке существует одно и то же слово. Творец неба и земли из Символа веры звучит, как «Поэт неба и земли». Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют нашего Творца «художником». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о Нём так: «Всё наполнилось света и сияния, потому что Сам художник всего и Господь пришёл из Отеческих недр, не отойдя от Своего престола» 322 . В вопросе об образе и подобии Божием, по которым был сотворён человек ( И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему  [ и ]  по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему  [ Быт. 1, 26, 27 ].), многие святые отцы склонялись к тому, что образ Божий есть трихотомичный состав человека, в силу чего человек представляет собой образ Святой Троицы. Кроме того, он «почтён разумом, украшен способностью выбора, сияет свободой воли, имеет рассудок, не рабствующий желаниям, и имеет господствующее положение» 323 . Богоподобие же, как утверждают некоторые из святых отцов, состоит в способности человека к творчеству. Богоподобный человек и есть художник, творец.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

В святости Христа — источник святости христиан. Следуя за Христом, приобщаясь Его Божеству через принятие Святых Тайн, христиане движутся по пути к святости. Истинно христианская жизнь есть «богочеловеческая» жизнь в том смысле, что в ней происходит взаимодействие сил человеческих и силы Божественной, именуемой благодатью. Дар благодати — это излияние преизобильной любви Божией на человека (ср.: Рим 5:5 ). «Бог же силен обогатить» человека «всякою благодатью» ( 2Кор 9:8 ). Апостол Иоанн Богослов говорит о Господе Иисусе Христе: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин 1:16–17 ). Согласно блаженному Августину , «более сделал Христос для возрождения, нежели Адам навредил По слову святителя Иоанна Златоуста , благодатью истреблен не один грех Адама, но и все прочие грехи, «даже не только истреблены грехи, но и дарована Вместе с тем «обилие благодати» означает, что человек должен обрести не какую-либо одну добродетель, но многие добродетели, «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной с Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим 5:21 ). Апостол Павел говорит о себе: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор 15:10 ). Хотя духовное возрождение совершается Божественной благодатью, она не подавляет человеческую свободу. Благодать действует в человеке, если он добровольно принимает ее: идя по пути духовного возрождения, своим собственным подвигом человек открывает себя для действия благодати Божией. Почитание святых в Православной Церкви неразрывно связано с учением о всецелом соединении человека с Богом. Святые достигли уподобления Богу, соединились с Богом и приняли Его в свое сердце. Таким образом они, по словам преподобного Иоанна Дамаскина , «сделались по благодати тем, что Сам Он является по Поэтому «должно почитать святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих… Господь во Святых Евангелиях говорит апостолам: “Вы — друзья Мои” ( Ин 15:14 ). Святые сделались внутренними жилищами Божиими и чистыми Его

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

В-третьих, сколь много видов изображений? XVIII. Виды же икон суть [следующие]: пер­вый образ есть, конечно, естественный. Ибо от­носительно всякой вещи прежде всего необходимо, чтобы она была согласною с условием и по­рядком своей природы 50 , и [только] затем необхо­димо быть тому, что совершается искусством и подражанием. Например, прежде всего необходи­мо, чтобы существовал согласно с условием и по­рядком своей природы человек, которого бы по­том искусство выражало и изображало через под­ражание. Поэтому первый – естественный и во всем сходный образ невидимого Бога – Сын От­ца, являющий в Себе Отца. Ибо «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ). И опять: «Это не то, чтобы кто видел Отца» ( Ин.6:46 ). А что Сын – образ Отца, говорит Апостол: «Который есть об­раз Бога невидимого» ( Кол.1:15 ). И к евреям: " Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). И что Он показывает в Себе Отца, [об этом] го­ворит Господь: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ) – [говорит именно] после того, как Филипп сказал в Евангелии от Иоанна: «по­кажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин.14:8 ). Сын – естественный образ Отца, совершенно рав­ный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец. Ибо Отец – нерожденный Родитель; Сын же – рожден и не Отец; и Дух Святой – образ Сына. «Никто не мо­жет назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). И так через Святого Духа мы узнаем Христа, Сына Божия и Бога, и в Сыне созерцаем Отца. Ибо слово по природе – вест­ник ума; дух же – обнаружитель слова. Подоб­ный же и совершенно равный образ Сына – Святой Дух, в одном только отношении имея разли­чие [с Ним]: в том, что Он исходит. Ибо Сын хотя рожден, но не исходит. И каждого отца естественный образ – сын. И это первый род изо­бражения: естественный. XIX. Второй род изображения: находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть предвечный Его совет, всегда оста­ющийся неизменным. Ибо Божество – неизмен­но и безначален Его совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопределенное Им время так, как Оно предвечно оп­ределило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каж­дом из этих предметов; и они у святого Диони­сия называются предопределениями. Ибо на со­вете Его то, что Им предопределено, и то, что имело в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и об­разами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010