преподобный Иоанн Дамаскин

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Религиоведческая концепция М. Элиаде в свете ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Что касается концепции Всеединства, то она имеет особую веху в традиции русской религиозной философии [40], а также свое решение в рамках православного богословия. Еще христианскими апологетами была выдвинута идея о причастности человеческого рода и всего творения божественному Логосу (св. мученик Иустин Философ) . В дальнейшем эта идея получила свое развитие и завершение в святоотеческом богословии Восточной Православной Церкви. Так, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, автор сочинения «Corpus Аreopagiticum», преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Палама выдвигают общую идею о том, что хотя Бог непознаваем в своем Существе, но ему причастно все творение, поскольку Он сам открывается и проникает все божественными энергиями. Посредством Своих энергий Бог правит космосом, соединяя вещи тварного мира друг с другом и с Собой: «Их разъединенное множество Он обращает в цельное единством и разделенных всеобщей междоусобной войной соединяет в однородное сообщество. Именно благодаря причастности к Божественному Миру старейшие из единящих сил объединяются внутри самих себя, друг с другом и с единым всеобщим ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Слово об усопших в вере - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... об усопших в вере О том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни 1. Древний враг, который уязвляется братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием, поражается милосердием, внушил некоторым странную и богопротивную мысль, будто все богоугодные дела, совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для умерших. «В Писании, – говорят, – сказано: «приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор. 5, 10 ) . «Еже аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал. 6, 7 ) . «Во аде кто исповестся Тебе» ( Псал. 6, 6 ) ». А мы скажем таким мудрецам: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы Владыки всяческих, но неизглаголанно и человеколюбие Божие; страшны осуждения, но и безконечно море щедрот Господних. Смотрите: Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святый Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более») . Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных ... далее ...
Многозначность термина «природа» как одна из ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... причине не счёл целесообразным всё это повторять ещё раз. Но, думаю, все мы понимаем, что возможны различные прочтения античных мыслителей, поэтому, чтобы не увязнуть в бесконечных спорах по поводу того, какое прочтение является правильным, мы можем (или даже должны) довольствоваться тем прочтением, которое было у халкидонских и нехалкидонских авторов. Поэтому, когда речь идёт о том или ином значении термина " природа " , в нашем контексте обычно целесообразнее ставить не вопрос " где об этом говорит Платон (или Аристотель) ? " , а вопрос " где об этом говорит преп. Максим Исповедник (или преп. Иоанн Дамаскин, или Иоанн Филопон) ? " . Если бы автор критики (я так понял, что он является философом, но не богословом) был лучше знаком хотя бы с работами последних трёх, то многие его вопросы, в частности, связанные с " логосом природы " , отпали бы сами собой. Он напрасно так уверен, что преп. Максим отождествляет " логосы " с Платоновскими " идеями " . К примеру, д. ф. н. В. Петров, не так давно защитивший докторскую диссертацию по преп. Максиму, во время обсуждения данного вопроса в Институте философии высказывал прямо противоположное мнение. Хотя здесь, на мой взгляд, всё ... далее ...
Три похвальных слова на Успение Богоматери - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Так что же? Будем ли мы молчать, удерживаемые страхом, из-за того, что не можем принести достойную хвалу? Всего менее. Пойдем ли мы, как говорится, не разбирая ступеней, забудем ли о присущих нам пределах, коснется ли дерзко неприкосновенного, отбросив узду страха? Никоим образом. Лучше мы, смешав страх с любовью и сплетя из них единый венок, со священным благоговением, трепетной рукой и пламенеющей душой принесем невзыскательный плод нашего разума как долг благодарности Царице Матери, благодетельнице всякого естества. Есть рассказ о том, как некие земледельцы, пахавшие на волах свое поле, увидели следовавшего мимо них царя одетого в великолепные пурпурные одежды, украшенного блистающей диадемой, окруженного кольцом из несметного числа телохранителей, и поскольку у них не было ничего, что можно было бы поднести в дар властителю, то один из них без промедления зачерпнул руками воды) а поблизости протекал обильный поток (и преподнес ее в дар самодержцу. Царь обратился к нему: «Что это чадо? » Он же смело отвечал: «Что у меня было, то я и принес, посчитав за лучшее не скрывать усердие за бедностью. Ведь ты не имеешь нужды в наших [дарах] и не желаешь от нас ничего, кроме ... далее ...
«Под звуки Орфеевой арфы…»: о преемственности в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Спаситель как в жизни Своей на земле явил Себя не только жертвою и Первосвященником, но и Пророком, и Царем, так и в Церкви Своей продолжает действовать и Своим словом, и Своею Божественною властью» (Замечания А. В. Горского на богословские рассуждения А. С. Хомякова. С. 522) . [63] Ср. : «Ибо, подобно тому как Он потерпел страдания, решая нам победу над ними, так и молится, споспешествуя нам в восхождении к Богу и исполняя за нас всяку правду, как Он говорил Иоанну ( Мф 3: 15 ) , и примиряя с нами Своего Отца, и почитая Его как Начало и Причину, и показывая, что Он не противник Богу» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. XXIV) 68 () . [64] Ср. : «По словам Бухарева, святитель “проницательно и ясно видел, что в современную ему эпоху ум мыслящего большинства проходит путь подвига еще среди опасных борений и преткновений, еще находится так сказать в искушении трудном и болезненном. Поставлять или провозглашать заправление всего жизненного круга владычественным умом значило бы пожалуй еще усиливать для многих искушение, значило бы вводить их в самое искушение — всю жизнь свою, с добрыми даже ее началами или только навыками, подчинять только ... далее ...
Беседа на изсохшую смоковницу и притчу о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на иссохшую смоковницу и притчу о винограде Произнести слово побуждает меня Единосущное Богу и Отцу Слово, Которое, не оставляя недр Отчих, неизреченно зачалось в утробе Девы, и соделалось для меня тем, чем я есмь. Слово, по Божеству своему, чyждое всякой страсти, облеклось в подобострастную мне плоть. Седящий на колесницах херувимских, возсел «на жребяти осли» ( Ин.? 12,? 15 ) . Царь славы, со Отцем и Духом прославляемый серафимами, внимал невинным лепетаниям детского языка. Бог, невещественный и невидимый, приял видимое и осязаемое тело, явился в образе раба, добровольно подвергся страданию, дабы даровать мне бесстрастие. Ибо когда творение рук Божиих – человек, созданный Богом по образу и по подобию Его, прельщением хитрого змия соделался преступником заповеди Божественной, и чрез то подверг себя тлению и смерти: тогда милосердый по существу своему Бог, сожалея о человеке, потерпевшем такое уничижение, многократно и многообразно призывал его к обращению и покаянию, вразумляя его, то как неблагодарного раба, то как неразумного сына, и употребляя все средства к тому, дабы человек, свергнув с себя тяжкое иго, обратился к своему Творцу. Но однажды поработившись греху, и ... далее ...
Богословие и особенности перевода стихир и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе. Выражение «Возсиял еси, Христе, от Девы» (греч. Ἀνέτειλας Χριστὲ ἐκ Παρθένου) встречается в писаниях святителя Афанасия Великого и Иоанна Златоуста [32]. Слова «разумное Солнце Правды» (νοητὲ Ἥλιε τῆς Δικαιοσύνης) впервые встречаются в трудах Оригена [33]. Чаще всего к этому сравнению прибегает святитель Кирилл Александрийский [34]. В литургическую гимнографию эту метафору вводит прп. Роман Сладкопевец [35]. В трудах преподобный Иоанн Дамаскин также употреблял это выражение [36]. Церковно-славянский перевод может быть прочитан несколько иначе. «Разумное» есть перевод греческого слова νοητὲ (ноите) , произоводное от νοητός (ноитос) – относящийся к сфере разума, мысленный, умопостигаемый [37]. В святоотеческой литературе слово νοητός очень часто используется в смысле «духовный», в противоположность к физическому и телесному [38]. Словом «правда» переведено греческое слово δῐκαιοσύνη (дикэосини) , которое правильнее было бы перевести как «праведность». В этом тропаре выражение «вмещающася Невместимаго» ... далее ...
Слово душеполезное и досточудное о страстях и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... будет известно, что человек сугуб, т. е. состоит из души и тела; а потому имеет сугубые чувства и сугубые добродетели оных. Пять чувств душевных, и пять телесных. Душевные чувства, которые от мудрых называются и силами, суть следующая: ум, мысль, разумение 2, воображение 3 и чувство. Телесные чувства сии суть: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Посему сугубы и добродетели их, сугубы и страсти. Итак всякому человеку необходимо знать ясно: какие добродетели душевные и какие телесные, и опять – какие страсти душевные и какие телесные. Душевными добродетелями прежде всего мы называем главнейшие четыре, т. е. мудрость, мужество, целомудрие и правду. От сих рождаются прочие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, долготерпение, незлобие, благость, безгневие, божественный разум, нераздражительность 4, простота, невозмущаемость, нелицемерность, некичливость, негорделивость, независтливость, правдивость 5, несребролюбивость, сострадательность, милосердие, благотворение словом и делом 6, неустрашимость, безпечалие, умиление, остыдение, благоговение, желание будущих благ, вожделение царствия Божия и желание сыноположения. Телесные добродетели, ... далее ...
Вопрос о принципе индивидуации в контексте ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... неправославные уже потому, что анафеметствуют Халкидонский Собор. Но я за богословский диалог и достижение взаимопонимания. Вы имеете что-то против? Ответить Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία 1. 10. 2015 в 13: 14 На вопросы, кторые озвучивает ув. Рубен я много раз отвечал членам ААЦ. +=+Если на Халкидонском Соборе всё было уже сказано, и все точки были расставлены, то для чего писали свои труды Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский? Они смогли внести что-то новое, или только повторяли трактовки столетней давности? Для чего возвращались к этой теме преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Дамаскин+=+. Орос -относительно краткое догматичнеское определение. Онтологическая истина. НЕпонятным он может быть только если примать несторианско монофизитскую концепуию частной природы. понимать ипостась как реалтизацию природы. НО стественно что краткое догматичсекое определение не предполагает расширенного толкования в самом себе. Труды вышеуказанных отцов и есть такое толкование. +++. Если Халкидонское исповедание является православным, это ещё не означает, что оно идеально разъяснено. ++= Абсолютно идеально. Дамаскиным так прямо разжевано и в рот положено. Беда что ... далее ...
Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... определение Божие: «в болезнех родиши чада» ( Быт. 3, 16 ) , а Марии возвещено: «радуйся, Благодатная! » ( Лук. 1, 28 ) ; той сказано: «к мужу твоему обращение твое», а этой: «Господь с Тобою! » Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству. Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому-что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, – именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала ... далее ...
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: преподобный Иоанн Дамаскин
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера