Однажды тот «обратился к Нову граду, и у архиепископа взя благословенную грамоту, и паки прииде на реку Печенгу, и приведе с собою церковных здателей, и начат строити церковь во имя святыя и живоначальныя Троицы» 674 . Архиепископ Макарий сам известен миссионерскими распоряжениями в своей Новгородской епархии. Он посылал в Вотскую пятину иеромонаха своего домового храма Илию, повелевая ему разорять языческие «требища», искоренять нечестивые обряды, окроплять все святой водой 675 . В это время преподобный Трифон «прииде в волостку Колу, тогда бо та волостка малое име поселение, из русских мест новопришелцы, и воеводы не обретахуся. И тамо, Божиим строением, нечаемо, обрете иероинока, именем Илию, и взят с собою паки прииде на реку Печеньгу, идеже во имя Живоначалныя Троицы построена церковь . Ту святую церковь иероинок Илия освятив; и лопарей, ихже преподобный отец Трифон породи словом проповеди , тому иероиноку повеле просветити святым Крещением» 676 . В службе преподобному Трифону он прославляется как почитатель Святой Троицы: «Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси, и монахов множество собрав»; «утвердився верою во Святую Троицу, яко щитом крепким, преподобие»; «Троическим исповеданием многобожия лесть разрушил» 677 . Житие преподобного Даниила Переяславского рассказывает, что и он путешествовал в Новгород и обращался к святителю Макарию со своими монастырскими нуждами. «И некогда случися ему (то есть преподобному Даниилу. – а. М.) итьти в Великий Новъград и с ним два инока – Иларион и Матвей ради икон в новопоставленную церковь и иных ради потребных ко архиепископу Макарию. Бяху бо архиепископ Макарий с Даниилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше» 678 . Встреча постриженников монастыря преподобного Пафнутия Боровского, несомненно, напомнила им начало иноческих подвигов в знаменитой обители. Изделия владычной мастерской, за которыми путешествовал преподобный Даниил, посылались в Переяславль не только в Данилов монастырь, но и в Горицкий, где первоначально некоторое время подвизался преподобный Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В древней Руси во время голодов и моров погребали людей в общих братских могилах – ямах огромной глубины и размеров, вмещавших иногда по десятку тысяч трупов и даже больше. Такая могила называлась – скудельница. 1 Вероятно, отсюда возник обычай рыть скудельницы на краях городов, на вспольях для погребения скончавшихся напрасною смертию: убогих странников, замерзших зимою, убитых разбойниками, казненных преступников, самоубийц. Скудельницу вместе с построенным над ней „молитвенным храмом» или просто клетью содержали граждане. В продолжение года обычно наполняли ее трупами, а в Семик (в четверг седьмой недели по Пасхе) всех положенных в ней отпевали, яму засыпали, и на ее место в тот же самый день выкапывали новую скудельницу. На это печальное торжество погребения убогих, „проводить скудельницы» стекались жители города, и считалось делом усердия всех – мужчин, женщин и детей – копать новую яму и засыпать старую Бога ради. 2 Может быть отсюда или оттого, что погребались здесь убогие, пошли другие названия скудельницы – Божий дом, божедомка, божедомское место, убогие дома. Божьи дома известны в великом Новгороде (Рождественский монастырь, что у скуделен или при убогих домах), в Пскове, в древней Москве – село Скудельничье (может быть теперешняя Божедомка) и в Переяславле-Залесском, на юго-восточном краю города, в полутора верстах от кремля. Находились добрые люди, которые принимали на себя добровольный подвиг сносить в скудельницу трупы. В Новгороде местной летописью упомянут такой подвижник „Иван Жегальцо, нищий старец, который тех (умерших) в скудельницах погребает « 3 . В Переславле в начале XVI в. прославился этим подвигом инок Горицкого монастыря преподобный Даниил. В его древнем житии повествуется: „И егда случашеся кому странну прийти в монастырь, вси у него покой примаху. И аще услышаше странна некоего на распутии повержена, или в дебрех мертва – от мраза измерша, или от разбойника убиенного или иным коим образом нужно скончавшихся, вельми испытоваше о них и мзду даваше, дабы кто поведал ему мертва где повержена. Он же нощию исходя из монастыря, никому ж ведущу, и, по сказанию поведующих ему, обреташе мертвыя повержены зверем на снедение и со мнозем плачем облобызаше их, и на раме своем полагаше, и отношаше в скудельницу, иже зовется Божий дом. И надгробное пение отпевание над ними и в скудельную гробницу полагаше, о нихже и божественую литургию служаше, и вельми о том печашеся, дабы христианския телеса не снедаема была от зверей. Бе бо скудельница близ монастыря Горицкого яко мнее единого поприща» 4 . Случалось, что на скудельницах ставились монастыри. Таков Никольский монастырь в Новгороде, на Чудинцевом заполье, построенный в 1390 г. на скудельнице 5 . Таков же и монастырь преп. Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Четыреста лет тому назад, 15 июля 1508, г. на Переяславской скудельнице было положено основание двум монастырским храмам -во имя Всех святых и в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, и начаты постройкой братской кельи. Населилось место на окраине города, раннее никем не заселенное, не паханное и не сеянное, поросшее можжевельником и „ягодичием “(стр. 26). Скоро освящены были храмы и открыт монастырь при болышом стечении городского и окрестного населения (стр. 31). Зачем же преподобный Даниил построил монастырь свой? Прежде всего затем, чтобы приносились молитвы поминовения о бесчисленных душах тех бедняков, которые положены в скудельницах, у которых не хватало средств погребстись и помянуться по обрядам церкви. Как только монастырь открылся, преподобный разыскал многие засыпанные скудельницы прежних лет, водрузил над ними кресты великие, а над не засыпанной скудельницей построил клеть; уставил петь соборные панихиды и совершать божественную службу. Вызывало удивление то, что подвижник не заботился об обогащении своего монастыря, но „яко паче имения печашеся о убозей чади, и о погребении их “(стр. 31–13). Такова первая задача Даниловой обители-молиться о душах, погребенных в ней убогих. Скоро нашлись и другие задачи. Случился в Переяславском краю голод; на торгу нельзя было достать ни муки, ни печеного хлеба. Запасы обители, кормившей 70 человек братии и „мирян довольно», приходили к концу: муки оставалось менее, чем на неделю, а до нового хлеба приходилось ждать более семи месяцев. Келарь донес об этом преподобному, и они вместе пошли к житнице. „И пришла тогда убогая вдовица, которой с чадами грозила голодная смерть, так рассказывает древнее превосходное житие преп. Даниила; вдовица просила милостыни на прокормление себе и детям. Преподобный наполнил ей мешок мукою, помолился, благословил остаток муки и житницу и сказал келарю многознаменательные слова: „не преслушай повеления нашего – не оскорби гладных человек, приходящих в монастырь, и не отпусти от монастыря алчуща никого ж, и Бог имать промыслити о нас, яко же хощет». Келарь в точности исполнил повеление святого: „нещадно» раздавал остаток муки всем приходящим. И долго ею питались и в монастыре – иноки, простые, нищие и приходящие голодные – и в монастырском селе Будовском до тех пор, пока за полмесяца до нового хлеба два вельможи прислали в обитель 80 четвертей ржи (т. е. около 350 пудов, стр. 44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Оба направления церковной жизни XVI века нашли свое отражение и в житиях современных святых. Они далеко еще не изучены, не изданы, но исследование Кадлубовского дает возможность проследить и в XVI веке те же два типа русской святости, что и в XV. В ряде случаев, однако, мы не можем причислить святого к определенной школе: по недостаточной ли конкретности биографии или по самому характеру: умеренному, среднему – духовного пути подвижника. Можно отметить одно: направление, восторжествовавшее в жизни и в иерархическом строе Русской Церкви, далеко не торжествует в лике ее святых. Здесь можно наблюдать скорее обратное соотношение. К святым осифлянского направления можно причислить с уверенностью лишь Даниила Переяславского и Герасима Болдинского. Никто из непосредственных учеников преподобного Иосифа не был канонизован. Но Даниил († 1540) постригся в Боровском монастыре при Пафнутии и был, следовательно, содругом Иосифа по духовной школе и учителем Герасима Болдинского. Его богатое фактическим содержанием житие рисует святого с отроческих лет преданным суровой аскезе. Подражая Симеону Столпнику, мальчик стянул свое тело под одеждой веревкой от лодки; родители недоумевали о причине болезни сына, пока не обнаружили «смрад исходящь и плоть гниющу». Другая его черта, тоже навеянная древней аскетической литературой: никто не мог уговорить его мыться в бане. Эту строгость к баням святой проявил впоследствии и в своем монастыре в бытность игуменом. После двенадцати лет в Боровске Даниил возвращается в Переславль и живет здесь в разных монастырях, взяв на себя особое служение – погребение умерших нечаянной смертью. Основав свой собственный Троицкий монастырь, он показал себя игуменом строгим и очень внимательным к распорядку монастырского быта. Однако аскетическая суровость его юности значительно смягчилась. Монастырь свой он поставил, подобно Иосифу, в тесную зависимость от московских великих князей, которые именуются в житии царями. Даже основание новой обители объясняется царским повелением, на что у Даниила имелись и практические соображения: «Аще не в царском имени будет тая церкви, ничто же по нас успеется, кроме оскудения».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Скачать epub pdf Выдающимся центром духовной жизни на Руси во второй половине XV века был монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Пафнутием Боровским. Здесь полагали начало монашеских подвигов преподобные Давид Серпуховский, Даниил Переяславский, Иосиф и Левкий Волоколамские. Здесь принял в конце XV века монашеский постриг юный Михаил, будущий Всероссийский Митрополит Макарий. Его последующий жизненный путь проходил следующим образом: после длительного пребывания под кровом преподобного Пафнутия – трехлетнее настоятельство в Можайском Лужецком монастыре. В 1526 году митрополит Даниил с Собором русских архиереев хиротонисал его в архиепископа Великого Новгорода и Пскова. С этого времени его имя встречается в летописях, актах, житиях. С 1542 по 1563 год святитель Макарий возглавляет Русскую Церковь 1 . Новгородская кафедра известна своими давними богатыми культурными традициями, которые святитель Макарий активно продолжал и развивал (1 а, с. 75; 16, с. 37–39) . Интересен такой факт. Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времен владыки Макария (2, с. 215–216) . Но с другой стороны, и сам архиепископ Макарий поддерживал близкие отношения с обителью преподобного Иосифа Волоцкого . Прежде всего он глубоко чтил основателя монастыря (3, с. 21–22; 4, с. 77) . Они оба были пострижениками одного монастыря. Более того, одним из первых сотрудников Новгородского владыки был племянник преподобного – инок Досифей Топорков. В 1528–1529 годах он работал по благословению святителя Макария над исправлением текста Синайского Патерика (5, с. 34) . В составленном к нему послесловии он писал, что и в нашей Русской земле есть немало подвижников, «но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы» (6, с. 278) . Сказанное имеет прямое отношение к святителю Макарию. Систематизация восточного византийского духовного наследия и разработка русского – определяющие принципы и черты последующей деятельности святителя Макария. Учитывая опыт Новгородского архиепископа Геннадия по собранию Библейских книг, святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого духовного наследия Православной Руси. Созданный им сборник носил традиционное название Минеи. Эти Четьи-Минеи святителя Макария сохранились в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был положен в Новгородский Софийский собор в 1541 году 2 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный в Успенский собор Русской Митрополии, и десять Царских Миней из числа книг, пожалованных царю Иоанну Грозному 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(1564–1566) Жизнь и деятельность Всероссийского митрополита Афанасия, преемника по кафедре выдающегося первоиерарха Русской Церкви XVI века – святителя Макария, освещена весьма незначительно в трудах по истории Русской Церкви 1 . Это вполне понятно, так как он был на митрополичьей кафедре всего около двух лет, т. е. в десять раз меньше своего предшественника. Кроме того, при нем не было Соборов, подобных тем, которые были в 1547, 1549, 1551 годах; наконец, он не занимался собиранием Великих Четьих Миней. Поэтому митрополит Афанасий оказался в некоторой степени затененным святителем Макарием. Между тем, его личность и деятельность заслуживают, несомненно, внимания и изучения вообще сами по себе и по отношению к митрополиту Макарию как предшественнику, в частности. Этому способствует накопившийся обширный источниковедческий и историографический материал по отечественной истории XVI века. С. И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 2 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат и служил пресвитером в одном из переяславских храмов. При этом он был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился призыванием имени Преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержец избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшее место. Ты же, аще и не хощеши, но будеши тамо в предидущие лета». В житии добавлено: «Еж и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святого» 3 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что Преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуден, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многих летех благоговение предстоя олтарю Господню и от основании въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславле, всех святых прилежай добродетелей, всех странных и беспомощных погребите и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста, благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Говорила мать, прощаясь с сыном, Мечтая первенца спасти от бед. Каллиопий, юноша прекрасный, Веру свою исповедал ясно: – Христос мне – жизнь, и путь, и истина, Христос – желанье мое единственное! На распятье Каллиопия ведут, Толпы буйные вослед ему идут; Бледный и спокойный, в путы облеченный, Шествует он тихо, жестоко изъязвленный. – Каллиопий, – скорбно шепчет ему мать, – Что ты хочешь напоследок мне сказать? – Я спешу туда, где смерти нет! – Таков он дал блаженной матери ответ. Мученик Христов, страдалец горней Славы, Крест подъял он тяжкий, распятый стремглавы. Радостно и горестно мать к нему припала, Теплыми слезами тело сына омывала. Шепчет ему тихо: – Каллиопий! Где ты? – И внезапно слышит: – Там, где смерти нету! 4. Преп. Даниил Переяславский . В качестве особого подвига взял на себя попечение о мертвых. Если приходилось ему слышать, что кого-то нашли замерзшим или иным образом умершим, преподобный Даниил спешил достойно его погрести и вознести о нем молитву Богу. Мирно упокоился в 1540 году. Его мощи почивают нетленными. 5. Преп. Григорий Синаит . Великий святой, подвижник Синая и Афона. См. 8 августа. Рассуждение «Духовные начальники должны отличаться от подначальных настолько, насколько пастыри от овец». Так говорит преподобный Исидор Пелусиот (изъясняя Первое послание к Тимофею). Жизнь священника всегда служит примером – либо добрым, либо злым. Благопристойной [в серб. букв.: доброй. – Ред.] жизнью священник утверждает Евангелие, а непристойной [в серб, букв.: злой. – Ред.] – отвергает его. Никто в не в состоянии ни так утвердить истину Евангелия, ни так отвергнуться ее, как священник своей жизнью. Добрый священник своими поступками отличается от злого ничуть не меньше, чем пастырь от волка. Посему удел добрых священников будет с сынами Божиими, а удел злых – со зверями тьмы. Добрые пастыри Церкви даже при последнем издыхании заботились о своем стаде, оставляемом после себя. На смертном одре преподобный Иосиф Песнописец молился Богу: «Сохрани стадо Твое, о Сыне Божий; всё созданное десницей Твоей защити до скончания века. Будь помощником возлюбленным сынам Церкви Твоей. Дай Невесте Твоей (Церкви Святой) вечный мир и несмущаемую тишину». А святой Антипа, горя в раскаленном медном быке, молился Богу: «Не только меня, но и тех, которые будут после меня, соделай общниками милости Твоей!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

7-й день. Преподобный Даниил Переяславский Юноша Димитрий родился в 1453 году в городе Переяславле Залесском. Еще в юных летах обнаруживал он порывы души к строгим подвигам. Услышав при чтении жития преподобного Симеона Столпника, что тот тайно обвил себя веревкой для усмирения плоти, отрок отрезал себе конец веревки, которой рыбаки привязывали к берегу ладью, обвил ею стан свой и так крепко, что веревка по времени стала въедаться в тело; родители увидели у спящего мучительный пояс и поспешили снять его. Обучившись грамоте, он поступил в Никитский монастырь, где был игуменом сродник его Иона, и там положил начало иноческой жизни. Оттуда, услышав о святой жизни преподобного Пафнутия, тайно ушел со своим братом Герасимом в Пафнутиев монастырь, и оба они приняли пострижение, причем он был наречен Даниилом и поручен опытному старцу преподобному Левкию. В послушаниях, посте и молитве провел он здесь десять лет и потом два года жил с блаженным Левкием в его пустыне на реке Рузе. По смерти родителей блаженный Даниил возвратился в Переяславль; пробыв несколько времени в Никитской обители, поселился в Успенской обители, что на Горицах; архимандрит Антоний, родственник его, зная чистоту его жизни, убедил его принять сан священства. Страннолюбие его не знало границ: каждый приходящий мог найти у него ночлег, а в отношении к умершим он мог сравниться с ветхозаветным праведником Товитом: умерших странников, убитых, замерзших, утопших бедняков на своих руках переносил в скудельницу, просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого печальной смертью, и ночью шел отпевать покойного. Так продолжал он не один год. По ночам, смотря из горицкой келлии на скудельницу, он думал: «Сколько тайных рабов Божиих лежит, быть может, в этой скудельнице, попав туда только оттого, что не хотели быть известными миру ни при жизни, ни при смерти!» Эта мысль особенно часто стала посещать его после того, как один странный человек, не сказавший о себе, кто он, но часто находивший у Даниила в келлии покой себе, зимней ночью найден был им уже умершим и был похоронен в скудельнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И может ли христианское монашество, достойное этого имени, не быть в дружбе с этой первой евангельской добродетелью? Ведь подвиги милосердия завещаны нашему монашеству его отцами – Феодосием Печерским и Сергием Радонежским, завещаны и как примеры их личной жизни и как органическая часть созданного ими монастырского строя. Преп. Даниил отнюдь не вводил чего-либо нового, не знакомого русскому монашеству даже его времени: его знаменитый современник и постриженник одной с ним Боровской Пафнутьевой обители Иосиф Волоцкий шел совершенно тем же путем в своем служении миру 8 . Если нашей церкви суждено дождаться реформы, должно быть реформировано и монашество. И наше глубокое убеждение, что самое верное средство к его возрождению заключается в деле служения его ближнему подвигами милосердия, в возвращении к заветам и примерам великих устроителей монашества. В этом исцелении его язв, залог процветания наших обителей. История учит и уча предостерегает. Давая поучительный урок нашему современному монашеству, она предостерегает и от заблуждений на счет его подлинных задач и от ложных путей в направлении его необходимой реформы. 2 П. С. Р. Л. IV, 294; V, 198. Ср Соловьева, История, I кн., т. 5, стб. 1575, 1-ое изд. „Общ Польза» Проф. А. П. Голубцов , Чиновник Новгородского Софийского собора, М 1899, стр. 224–225 Обстоятельные сведения «О скудельницах, или убогих домах в России» у Снегирева, Русские простонародные праздники и суеверные обряды, III вып., стр. 180–210. 4 Житие преп Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (15 июля 1508 г. – 15 июля 1908 г) Наше издание. М. 1908 г, стр. 13. При дальнейших ссылках на это издание указывается одни только страницы. 5 I Нгр. Лет. СПБ. 1888, стр. 376. Ср. Архим Макария, Археолог, опис. церк. древностей в Новгороде, I, 161 и 227. – Ист. Рос Иерархии, VI, 712. 6 Эго известно из „чуда преподобного о. Автоном» (стр. 109): „прилучившиеся ему болезни в четверток же седмыя недели по Пасхе, в онже обычай имяху странных погребати, по преданию преподобного»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Патриаршее поздравление по случаю празднования 500-летия Свято-Троицкого Данилова монастыря 14 сентября 2008 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла , клир и паству Ярославской епархии с празднованием 500-летия Свято-Троицкого Данилова монастыря. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому; настоятелю Свято-Троицкого Данилова монастыря; пастырям, монашествующим и пастве Ярославской епархии Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе Владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву, дабы торжественно отметить 500-летие Свято-Троицкого Данилова монастыря. На протяжении всего исторического бытия Церкви Христовой монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни. Одной из таких духовных твердынь Православия, находящихся в пределах Ярославской епархии, является Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь, отмечающий в этом году знаменательный юбилей. Эта обитель была основана в 1508 году преподобным Даниилом Переяславским. Благодаря своему подвигу, силе веры, кротости и смирению преподобный Даниил привлекал в монастырь многих людей из различных слоев общества. Он был духовным другом и отцом великого князя Василия III, впоследствии доверившего Преподобному стать восприемником от купели и духовным воспитателем его сына Иоанна Васильевича. За минувшие пять столетий обитель стала источником духовной поддержки, утешения и ободрения для многочисленных паломников. Одному Богу ведомо, для скольких людей монастырь стал местом встречи со Христом. Однако после революционных событий начала XX века обитель разделила участь многих других закрытых и оскверненных святынь нашей Церкви, и лишь с 1994 года здесь вновь возродилась монашеская жизнь. В 1996 году произошло весьма важное событие — в обитель возвратилась ее главная святыня, рака с мощами преподобного Даниила Переяславского. Отрадно, что в наше непростое время всевозможных соблазнов и искушений этот монастырь по-прежнему остается местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая может обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной. Нынешнее возрождение духа и быта монашеского преемства, надеюсь, будет способствовать сохранению и приумножению в обители древних традиций монашеского делания. Прославленный в лике святых, основатель монастыря преподобный Даниил, верим, предстоит ныне перед Престолом Божиим, вознося свои молитвы о Церкви, стране Российской и народе ея. Да сохранит Господь обитель Свято-Троицкую, Вас, дорогой Владыка, и всех вас, всечестные отцы, братья и сестры, на всех путях жизни и служения вашего! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459784.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010