Тропарь, глас 4-й. От юности твоея весь сам себе Господеви возложив, в молитвах и в трудех и в постех образ быв добродетели: отонудуже 104 видев Бог твое благое произволение, архиереа тя и пастыря церкви Своей устрояет. Темже 105 и по преставлении честное тело твое цело и нетленно соблюдеся, Ионо святителю: моли Христа Бога, да спасет души наша. Молитва. Общая святительская, см. 1-го января, или та же, что святителю Алексию, см. 12-го февраля.   Св. великомученик Георгий Победоносец Апрель 7-е число. Память Преподобного Даниила Переяславского. Преп. Даниил родился в г. Переяславле – Залесском от благородных родителей и с самой ранней юности отличался благочестем. Узнав из жития св. Симеона Столпника, что тот для обуздания плоти обвивал свое тело веревкой, так же сделал и он еще в отрочестве. Веревка вросла в тело и причиняла боль, но Даниил терпеливо переносил боль. Поступив в Горицкий монастырь, в своем городе, 30 лет подвизался здесь и был игуменом. Особенно любимым его подвигом было отыскивать умерших странников, убитых, замерзших и других, застигнутых нечаянною смертью . На своих плечах нес он отысканное тело и предавал погребению на кладбище. Под конец жизни здесь, на этом кладбище, Даниил основал сначала храм, и затем и обитель, которая впоследствии названа его именем. К построению храма привела его мысль, что между погребенными им, быть может, есть немало рабов Божиих, т.е. угодивших Богу, но оставшихся неизвестными и при жизни и по смерти потому только, что так желали по-своему смиренно. Он посвятил храм имени «Всех Святых» с той мыслью, что вместе со святыми прославленными будут славимы и погребенные здесь угодники Божии. Раз разбойники напали на Даниила, их поймали и представили ему на суд. «Не могу мстить» сказал тогда святой и отпустил разбойников. Почил св. Даниил в глубокой старости, в 1540 г. нетленные мощи его открыто почивают в приделе соборного храма, посвященного его имени. Тропарь. От юности, Блаженне, всего себе Господеви возложив, выну 106 повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем 107 сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли триипостаснаго 108 во едином существе Бога, спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

П. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти А. П. не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи А. П. оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе А. П. утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти А. П. первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий . По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей А. П. в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования А. П. Можно считать, что вторичное установление местного празднования А. П. относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Впосл. имя А. П. было включено в святцы. Под 27 окт. «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 306). Кроме того, память А. П. под 30 нояб. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). ( Сергий (Спасский). С. 332). Указом Переяславской консистории от 14 авг. 1749 г. было предписано поминать А. П. на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии ( Голубинский. С. 557). Можно предположить, что после обретения мощи А. П. были устроены «под спудом» внутри возобновленной деревянной ц. свт. Николая, к-рая с тех пор именовалась и ц. блгв. кн. Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие А.

http://pravenc.ru/text/115302.html

     Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября). Монастырь святого Симеона Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона. Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.      В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

http://pravoslavie.ru/144129.html

Во времена прп. Даниила Переяславского (1453-1540), возможно по причине запустения церкви свт. Николая, празднование памяти благоверного князя Андрея уже не совершалось. Прп. Даниил, уроженец Переяславля, хорошо знал устные предания о святой князе, посещал храм, где тот некогда служил пономарем, видел его могилу, вериги и образ и решил возобновить празднование его памяти. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, прп. Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича , своего крестника, и у митр. Иоасафа на обновление обветшавших переяславльских церквей во имя Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая. Прп. Даниил рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого князя Андрея, и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого. Вернувшись в Переяславль, прп. Даниил вскрыл могилу и освидетельствовал мощи князя, не вынимая их из земли: «Мощи его яко миром облияны видяхуся, яко благоухание некое испущающе... Власы бяху главни и руси, и велицы, и цели бяху и яко свет светяхуся, и ризы его... обретошася сверху главы и до ногу на едину страну яко скутаны бяху, на них же бяху пугвицы медяные» . Многие болящие получили исцеление от мощей святого. По донесению прп. Даниила из Москвы приехали архим. Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий, но они не поверили в святость князя и даже укорили Даниила в самовольном свидетельствовании мощей. Преподобный был сильно огорчен, он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяс­лавля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной главной болезни. Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания». Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празд­нованием.

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий и благочестивый благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 г., умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе! С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила — святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах — «Бог не в силе, а в правде». В 1303 г. святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505 гг.) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям, в том числе и по князю Даниилу. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Данилов монастырь — православный мужской монастырь в Переславле-Залесском. В обители находятся мощи преподобного Даниила Переяславского. Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. В 1530—1532 годах в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка. Обитель серьёзно пострадала в Смутное время: «Въ Переславл стояли и люди, Сапга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и мohacmыpckiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крпости, изодрали», - записано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 7123 года (1615). Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. С XVII века основатель обители инок Даниил чтится Русской Церковью в лике преподобных (память — 7 апреля по Юлианскому календарю). Его мощи, обретённые в 1652 году, открыто почивали в Троицком соборе монастыря. Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников. Разбогатевшая обитель заново отстраивается во второй половине XVII века. Крупнейшим благотворителем стал дипломат боярин И. П. Барятинский, который пожертвовал в обитель свыше 20 тысяч рублей и был погребён у северной стены настоятельских покоев в 1701 году. Троицкий собор был во второй половине XVII века расписан артелью костромского изографа Гурия Никитина. Похвалинская церковь с трапезной палатой и настоятельскими покоями, выстроенная в 1695 году, выделяется необычными архитектурными формами. В 1667—1669 годах настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В начале следующего столетия монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Прп. Левкий Волоколамский. Икона. Кон. XVII в. (?) под записью сер. XIX в. Оклад. 40–50-е гг. XIX в. (ц. Сретения Господня в Песках) († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основные сведения о святом содержатся в Житии прп. Даниила Переславского. В сокращенной редакции Жития (по классификации С. И. Смирнова), известной под названием «Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском», говорится, что Даниил (в миру Димитрий) много слышал о прп. Пафнутии Боровском († 1 мая 1477) и хотел быть его учеником, но «не улучи». Он пришел в обитель, когда святой уже преставился (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 615). После пострига Даниил был отдан «под начало нкоему старцу велику житиемъ, именемъ Левкий, иже послди изволи в пустыню вселитися и во уединении безмолъствовати, еже и донын словет пустыня Левкиина, в ней ж Левкия добр потрудися и соверши житие свое о Господ» ( Смирнов. 1908. С. 10). Под началом Л. он находился 10 лет, учась «иноческому житию и правилу, и великимъ подвигомъ, и смиреномудрию; и без того воли ничто же творяше». Если следовать хронологии Жития, ок. 1487 г. Л. покинул мон-рь и поселился в пустыни. Согласно первоначальной редакции Жития, его ученик остался в Боровской обители (Там же. С. 10). По сведениям «Сказания...», Даниил ушел со старцем и вместе с ним подвизался в Левкиевой пуст. 2 года. К нач. XVI в. Л. уже не было в живых; о почитании святого свидетельствуют духовные грамоты кн. рузского Ивана Борисовича (1503) и кн. волоцкого Федора Борисовича (ок. 1506), завещавших поминальные вклады в Левкиев мон-рь (ДДГ. С. 352, 407). Святой был погребен около Успенской ц. Согласно описи XVII в., при храме была устроена «часовня деревянная, а в ней почивает преподобный отец Левкий под спудом» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 73). К сер. XVIII в. вместо часовни построили каменный «приделец», освященный во имя Л. (он имел небольшие размеры: 3,5 саж. в длину и столько же в ширину). Имя святого включено в «Книгу глаголемую Описание о российских святых»: «Преподобный Левкий, игуменъ Успенскаго монастыря иже бысть на Руз рц, преставися в лето 6000». Празднование святому в его пустыни традиционно совершалось 17 июля. Память Л. отмечена в иконописных подлинниках под 17 июля (БАН. Строг. 66. Л. 128 об., кон. XVIII в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 190), под 7 апр.- в Сводном иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова.

http://pravenc.ru/text/2463333.html

Вперед не только не должно быть пиров, не только не должен никто из женского пола ночевать в кельях ваших, но женщин никогда не должны вы принимать в кельи». Тяжело было на это согласиться монахам, но согласились. «Кельи у вас очень высоки, с высокими крыльцами, как у вельмож, – сказал еще преподобный, – это не прилично монашескому смирению». Братьям неприятно было это замечание, но прекословить не могли. Впрочем не прошло и года, как преп. Даниил отказался от настоятельства Горицкого и перешел жить в новую свою обитель на божедомье, где в 1530 г. построил каменный храм св. Троицы, иждивением в. кн. Василия. Во время голода, обитель Даниила, где было уже до 70 братий, питала страдавших от голода. Раз сказали преподобному, что муки так мало осталось, что не станет для братии на неделю. Даниил пошел посмотреть и в тоже время подходит вдова, с детьми, изнуренная голодом, и просит помощи. Он дал ей муки и приказал отпускать оставшуюся муку всем нуждающимся по их просьбе. В продолжении 8 месяцев в обители Даниила доставало для всех хлеба. И после голодного времени, многие, зная любовь св. старца к несчастным, бросали у ворот монастыря больных, увечных и не имевших чем кормиться. Угодник Божий с радостью принимал их в монастырь, лечил и кормил, одевал и покоил. Будучи образцом христианской любви к ближним, он до гроба был и образцом смиренного подвижничества Он воспитал и в учениках своих любовь к подвигам. Инок Нил, родом немец, постриженный преп. Даниилом, соблюдал такой пост, что довольствовался только хлебом и водою и то в меру. Перед концом земной жизни своей, богоносный старец посетил крестника своего в. кн. Иоанна Васильевича и сообщил ему, что Переяславские храмы св. Предтечи и св. Николая, стоящие у городских ворот, очень обветшали, так что необходимо построить новые; при этом преп. Даниил сказал, что у ветхого храма св. Николая в земле лежат мощи св. князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена, как он твердо помнит и знает, была служба со стихирами и каноном и лик его писался на иконах; почему ныне не отправляется пение, не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Яко красен явися в дому святителя и Чудотворца Николая,/потаив себе и народу переяславскому незнаем быв,/град же Переяславль Божиим Промыслом вельми возлюбил еси,/пребывая в дому святаго Чудотворца Николая, святе Андрее, княже Смоленский преподобне,/помолися о нас, поя:/отец наших Боже, благословен еси. Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Якоже прославил еси Господа делы благйми, непорочно соблюд Божественная Его повеления,/тако и Он прослави и упокой тя в недрех Авраамлих,/идеже нас, чтущих тя, поминай. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Радуйся, Российская земле, и вси Христолюбивии людие весело ликовствуйте,/священнии собори соберитеся во святый храм, идеже ныне прославляется наш заступник, благоверный князь Андрей Смоленский,/моляще его, яко да будет нам помощник в сем житии и в день Судный. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Преукрашена Божественною славою Ты еси, Пречистая,/Едина бо от века Слово Божие, заченши, родила еси/и явилася еси Мати и Дева,/благословенна в женах, Всенепорочная Марие Владычице. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил,/львов зияния в рове затче,/огненную же силу угасиша,/добродетелию препоясавшеся,/благочестия рачители/отроцы, взывающе:/благословите вся дела Господня Господа. Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Всем сердцем Святей Троице приложився, блаженне княже Андрее,/и от Нея лучи Боголепно приим, световиден был еси и со Ангелы ликуеши и поеши:/благословите вся дела Господня Господа. Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Невозвратно шествовал еси к Небеси, блаженне, Божественными стезями,/от зле же ведущих до конца уклонился еси умерщвлением плоти, преподобне, к Богу взывая:/благословите вся дела Господня Господа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Всельшаяся благодать в душу твою, святе, сотвори тя бесом страшна,/живущии бо в человецех нечистии дуси молитвами твоими прогонимы бывают,/вси же притекающии к тебе верно спасаются и поют:/благословите вся дела Господня Господа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010