С.И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 530 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат, служил пресвитером в одном из переяславских храмов и был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Однажды был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился от опасности призыванием имени преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержець избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшаго место. Ты же, аще и не хошеши, но будеши тамо в предыдущая лета». В Житии добавлено: «Еже и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святаго» 531 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуди, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многых летех благоговейне предстоя олтарю Господню и от основаниа въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславли, всех святых прилежай добродетелем, всех странных и беспомощных погребаше и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 532 . Поскольку преподобный Даниил скончался в 1540 г., то его проречение своему духовному сыну о духовничестве у царя, можно думать, исполнилось в 1550 году 533 . Традиционно великокняжеские и царские духовники были протопопами придворного Благовещенского собора в Кремле. Можно предполагать вероятное участие протопопа Андрея как царского духовника в заседаниях Стоглавого Собора в 1551 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Когда приходилось путешествовать в Москву, то, бывало, спутника монаха посадит в возок, а сам идет пеший, как простой послушник. Однажды, во время метели, инок, сидевший в санях, потерял своего старца и сам спасся от смерти только его же молитвой. Даниил воспитал и в учениках своих любовь к подвигам. Инок Нил, родом немец, постриженный преподобным Даниилом, соблюдал такой пост, что довольствовался только хлебом и водой, и то в меру. Когда у великого князя Василия родился наследник престола, будущий грозный царь Иоанн, отец пригласил преподобного Даниила быть восприемником его сына вместе со знаменитым старцем Волоколамской обители Вассианом. Крещение совершено в лавре преподобного Сергия; державный младенец был положен в раку чудотворца, а на божественной литургии старец Даниил подносил его к причастию святых таин. После столь почетного дела Даниил возвратился в обитель таким же смиренным старцем, каким был и прежде, и когда некоторые любопытные пришли из города посмотреть на царского восприемника, то нашли его трудящимся в хлеве над пометом, который работники не позаботились без него убрать. Как было не дивиться такому смирению восьмидесятилетнего старца!.. Пред концом земной жизни своей богоносный старец посетил крестника своего великого князя Иоанна Васильевича и сообщил ему, что Переяславские храмы святителя Николая и святого Иоанна Предтечи, стоящие у городских ворот, очень обветшали, так что необходимо построить новые; при этом сказал, что у ветхого храма святителя Николая в земле лежат мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена, как он твердо помнит и знает, была служба со стихирами и каноном и лик его писали на иконах; а ныне не отправляется пение, неизвестно почему. Об этом же доложил он и святителю Иоасафу. Великий князь и митрополит приказали построить новые храмы и дозволили преподобному Даниилу, вместе с местным духовенством, осмотреть гроб святого князя Андрея. После молебна разобрали надгробный памятник, начали копать могилу, открыли гроб, и в нем мощи, обвернутые берестой; мощи оказались нетленными и издавали благоухание; волосы русые и долгие, одежда целая, с медными пуговицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бяше же нагих одежда, печалных утешение; бедным помогая, от напастей изимая, болныя молитвою исцеляя, должным искупление подавая и сам долги отпущая, и от насилия злых судей бедою одержимыя токмо словом своим избавляя. Ризную же худость толико любляше, яко един от убогих сый, едину одежду носише на себе от овчих жестоких кож; в зиме студень, в лете же от тягости зной терпя, всячески скорбным и узким путем шествуя, и достиже уже к телесней немощи, в старости сый мастите. Разуме же конец жития своего и созва всю братию. Братия же, видяще его тако изнемогающа и хотяща к Богу отыти, скорбети начаша о разлучении его, глаголюще: «оставляеши ны, отче, сиры, не сущу бо ти с нами, оскудеет место сие». Святый же, утешая их, глаголаше: «не скорбите о сем, но разумейте по сему, яко аще стяжу дерзновение к Богу и дело мое угодно Ему будет, не токмо не оскудеет место, но и болми распространится по моем преставлении, аще любовь имате». И ина многа, им утешая, глаголаше. Таже и часу отхождения его ко Господу приходящу, вси братия к нему приходяще целоваху его со слезами, последняго благословения просяще. Он же, яко чадолюбивый отец, всех облобызаше и всем благословение и прощение подаваше, и сам прощения от всех прошаше. И вонь же час хотяше соуза телеснаго разлучитися Святых Таин причастився, предаде святую свою душу в руце Богу, месяца Априллия в 1 день; пас стадо свое 52 лета. Положиша святое тело его в прежде реченнем гробе, его же в начале церковнаго здания сам себе святый своима рукама устрои; многа чудеса и исцеления подавая и до сего дне с верою к честней раце его притекающим. 3. Преп. Даниил Переяславский (апр. 7) Сей преподобный отец наш Даниил бе в лета благовернаго христолюбиваго великаго князя Василия Василиевича всея России, отца именем Константина и матере Феклы, от града Мценска. По времени же, преселшимся родителем его во град Переяславль, и тамо родися им сей преподобный Даниил, и во святем крещении наречено бысть имя ему Димитрий, и изучен бысть божественному писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Вероятно, вскоре после кончины Д. было составлено «Слово о изнеможении преподобного Даниила в церкви и о поучении братии». В 50-х гг. XVII в. была написана повесть об обретении мощей Д. и о чудесах от них, автором к-рой был, видимо, архим. Троицкого Данилова мон-ря Тихон. Фрагмент Жития Д. с добавленным вступлением стал самостоятельным Житием блгв. кн. Андрея Смоленского, Переяславского ( Дорохова В. В. К вопросу об истории создания Жития св. блгв. кн. Андрея Смоленского: (На мат-ле НИОР РГБ)//Румянцевские чт. М., 2005. С. 78-81). Биография Родителями Д. были мелкий служилый землевладелец Константин и Фекла (после кончины мужа принявшая постриг с именем Феодосия). Отец Д. с супругой и детьми ранее 1437 г. выехал из Мценска вместе с мценским наместником Григорием Протасьевым, перешедшим на службу в Москву по приказу вел. кн. Московского Василия II Васильевича . Семья Д. поселилась в Переславле-Залесском, где и род. святой, в Крещении названный Димитрием. Еще в отрочестве у него проявились аскетические наклонности. Услышав однажды чтение Жития прп. Симеона Столпника и решив подражать святому, мальчик тайно обмотал тело веревкой, к-рую отрезал от лодки тверских купцов, стоявшей у берега р. Трубеж. Веревка впивалась в тело, однако с Димитрия ее сняли только тогда, когда раны загноились, мальчик заболел и причина его страданий открылась родителям. Ради умерщвления плоти отрок также отказывался мыться в бане. Прп. Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина Прп. Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина После окончания учения грамоте Димитрий нек-рое время «в наказание благых обычаев» жил в переславль-залесском во имя великомученика Никиты монастыре у своего родственника, также переселившегося из Мценска, игум. Ионы, о благочестивой жизни которого знал вел. кн. Иоанн III Васильевич , пользовавшийся наставлениями старца. В Никитском мон-ре, видимо, окончательно сформировалось желание юноши принять иночество.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Воля Божия открылась по окончании срока неожиданно, помимо воли Данииловой. – Бояре Иван и Василий Андреевичи Челядины, избавленные молитвами Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Василию Ивановичу, выпросили ему дозволение иметь в своём распоряжении всё Божедомье и построить там храм. – Неизвестная женщина принесла ему сто сребреников для построения храма над прахом родных её, погребённых в Божедомье; а два селянина принесли по стольку же и с теми же мыслями. – Получив так неожиданно одно за другим три пожертвования и для одной цели, преподобный начал строить храм во имя Всех Святых. – Это было в 1508 г. 84 . Раз, когда покупал он лес для храма, купец Феодор, один из переселённых Новгородцев, говорит ему: благослови и мне, отче, купить леса, – у церкви поставлю я себе келью и постригусь». «Я думал, отвечал Даниил, построить храм, но не монастырь, впрочем, да будет воля Божия». Феодор, с именем Феодосия, впоследствии был первым постриженцем в храме Всех Святых, а за ним и некоторые другие из граждан Переяславля и поселян, по благословению старца, построили себе кельи близ храма и стали жить под руководством преподобного. Даниил обнёс Божедомье оградой, дал правила монашеского жития и каждый день ходил из Гориц совершать службу в Божедомском храме; потом из живших при храме посвящён был иеромонах для совершения ежедневной службы и поминовения по усопшим. Не обошлись преподобному подвиги святой любви его без тяжких скорбей. – Жестокий продавец покоя скудельного и некоторые из граждан подняли ропот за землю. Близ Божедомья сельцом Воргушей владел Иван Немчин; жена его была женщина сварливая и свирепая; они каждый день бранили Даниила, опасаясь, что он завладеет их землёй, а иногда даже бивали поселившихся в Божедомье. Даниил не судился с оскорбителями, а молился за них, и вражда наконец потухла. Но явилась и другая скорбь. Братия восстали на Даниила с негодованием за скудную трапезу. Это так отяготило подвижника, что он хотел отказаться от Божедомья и удалиться на место пострижения своего; но благочестивая старица Феодосия, мать его, жившая инокиней в Переяславле, удержала его от поступка малодушия, и он с новой ревностью продолжал трудиться для Божедомья. – По его молитве Бог послал и средство содержания для Божедомья. В. князь Василий Иванович, в первый раз посетив бедную обитель, назначил для неё ежегодный отпуск хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 марта был поставлен новый Московский митрополит святитель Макарий († 1563; пам. 30 дек.). А чуть позднее «марта в 28 день Иасаф же митрополит дал вкладу 3 чарки серебряны гладкие, а третьяя с образцы, венцы золочены. Иасафа ж митрополита вкладу написано в ризных отписных книгах 83 (1574/75)-го году: Евангелие в десть на бумазе, поволочено бархатом рытым, верхняя дцка чеканная серебрена позолочена, на ней 4 камени: 2 яхонты лазоревы, камень лал, камень бирюза. Кругом жемчугом сажено. Евангелисты серебряные чернью наведены, застенки на червчатом бархате жемчугом сажены з дробницею, застежки и спни серебряны, писано в книгах Евангелие 2-е» 402 . Но недолго он занимал первосвятительский престол: владыка был сведен с престола, как и его предшественник, митрополит Даниил. Говоря о низведении митрополита Иоасафа, следует вспомнить некоторые сведения из Жития преподобного Даниила, Переяславского чудотворца († 1540; пам. 7 апр.). В 1540 г. в Переславле было открытие мощей благоверного князя Андрея Смоленского († не ранее 1390; пам. 2 окт.). На это было получено благословение митрополита, но затем, когда от него прибыла комиссия, преподобный Даниил был обвинен в проявлении самовольства, что очень огорчило старца, и он предрек, что митрополит Иоасаф недолго пробудет на первосвятительском престоле 403 . В «Царственной книге» так говорится о низведении митрополита Иоасафа: «Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Вельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его Государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да митрополита Иасафа; и бояре о том вознегодоваша на князя Ивана, и на митрополита; и начата зло советовати с своими советники. А митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по келий шибати. Иоасаф митрополит не возможе того терпети, соиде с воего двора на Троицкое подворье» 404 . Здесь его едва не убили и «бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша». По взятии князя Вельского «бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А митрополит Иоасаф в те поры пришел к Государю в комнату; и бояря пришли за ним к Государю в комнату с шумом. И сослаша бояря митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь» 405 . Об этом событии вспоминал впоследствии царь Иоанн в своем послании к князю А. Курбскому: «Да и митрополита Иосафа с великим бесчестьем с митрополии согнаша» 406 . Святитель Макарий писал об этом в своей духовной грамоте: «В лето 7050-е первопрестольник великий господин преосвященный Иоасаф, митрополит всея Русии, остави митрополию Рускую и отойде в Кирилов монастырь, в молчальное житие» 407 . Таким образом, первосвятительство митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, характерное борьбой боярских группировок, в результате которой, как и митрополит Даниил, святитель Иоасаф был сведен с престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

VI. Известно, что св. Алексий, митрополит Московский, хотел сделать своим преемником препод. Сергия Радонежского; когда митрополит в знак этого хотел возложить на него золотой крест, скромный инок пал к ногам святителя и сказал: «От юности я не был златоносцем, тем более при старости желаю остаться в нищете». Затем он умолял оставить его в монастыре и решительно отказался от митрополичьего престола. Тот же препод. Сергий, уйдя от неприятностей из своей обители, зашел, между прочим, в Махрищский монастырь. Настоятель его, препод. Стефан (14 июля), вышел навстречу подвижнику Радонежскому; поклонясь друг другу в ноги, оба святые просили один у другого благословения, и долгое время никто не хотел встать первым, пока, наконец, препод. Сергий не уступил, как гость. VII. В 1390 г. митрополит Киприан назначил епископом Тверским преподобного Арсения (2 марта), который был раньше простым иноком Киево-Печерского монастыря и по своему смирению не принял даже сана священства. Св. Арсений отказался от епископства, говоря, что он великий грешник и считает грехом даже думать о столь высоком сане, и только тогда согласился быть Тверским епископом, когда митрополит стал грозить ему судом за сопротивление соборной власти. VIII. Когда царь Иоанн IV просил св. Филиппа принять русскую митрополию, Филипп со слезами умолял его и бояр оставить его в Соловецком монастыре, где Ион был игуменом: «Отпусти меня, Господа ради отпусти, ибо неверное дело вверять ладье малой бремя великое, и недостоин я поднять такую тяготу.» Св. Филипп стал митрополитом, повинуясь только воле царя и просьбе духовенства. IX. Пр. Даниил Переяславский (7 апреля) работал в своем Горицком монастыре вместе с послушниками. Однажды во время работы пришел в обитель боярин и, не зная пр. Даниила в лицо, спросил у него самого, дома ли архимандрит. «Архимандрит – пустой человек, но иди в обитель, там тебя примут», – сказал Даниил, между тем сам поспешил в монастырь и радушно принял гостя. Отправляясь по делам в Москву, пр. Даниил обыкновенно сажал своего спутника монаха в повозку, а сам шел подле пешком, как послушник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им сле­дователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с прес­тола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию - лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от ста­рости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное. Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили. Святой благоверный князь Андрей Смоленский. Икона работы инокини Екатерины (Омельченко), 2000 год. Благовещенский храм Никольского женского монастыря г. Переславль-Залесский Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были не удовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни князя Андрея. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти святого князя не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи святого оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе князю Андрею утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий . По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей благоверного князя Андрея в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования памяти благоверного князя Андрея. Можно считать, что вторичное установление местного празднования относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г. Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября " обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском " отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. . Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах кон. XVII в. . Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/28319.html

Другой рассказ – о сонном видении преп. Даниила тому же церковнику-пресвитеру в Житии передается: «Бысть же тогда с православным царем некто церковник, иже бе знаем был преподобному Даниилу» (стр. 75); в Сказании: «Бысть же у благочестивого царя прозвитер, иже некогда имея духовный совет к преподобному Данилу» (стр. 233). – Далее в Житии говорится, что церковник, бывший под Казанью, тот же самый, который молитвами преп. Даниила избавлен был от разбойников. «Вем, преподобне, яко… некогда ж и мене грешнаго милостивый Бог молитвами твоими – единем призыванием имени твоего из самых рук многых злых разбойник невредима исторгну и от обнажна оружия и убийства внезапу избави» (стр. 75). Замечание это чрезвычайно важно: оно объединяет оба рассказа и, в конце концов, дает ключ к вероятному определению автора Жития. В Сказании черта эта отсутствует, и по нему одному нельзя было бы догадаться о единстве действующего лица в обоих происшествиях. Наконец разница в словах преподобного, касающихся переяславского церковника-пресвитера. Житие: «предстоящии же окрест Даниила мужие рекоша Даниилу: что повелеваеши о сем, на немже манатия, яко супруга и чада имат? Преподобный же Даниил рече: хощет Бог сему да пощади[т]ся». В Сказании диалог передается таким образом: «что сий будет, на нем же мантия? Святый же рече: «ныне убо в неже зван, в том да пребудет. Последи же не лишен будет таковаго образа» 47 . 9 . «О иноце Мисаиле Устинове» Сказание добавляет, что Мисаил жил в одной келье с преп. Даниилом (стр. 228), чего нет в Житии (ср. 52 стр.). 10 . В рассказе «О избавлении от разбойник, святого» место происшествия в Житии обозначено, – «в селе Калязинского монастыря» (стр. 58). Сказание к этому добавляет: «в пределах града Кашина» (стр. 229). 11 . В «Повести чюдной» по Житию (стр. 67–68) передается, что преподобный ее рассказывал «нам», т.е. автору, как одному из слушателей. Сказание же отмечает, что святой старец поведал ее «приходящим к нему человеком пользы ради» (стр. 231. Выводы, какие следуют из данного сопоставления в отношении к вопросу об авторе Жития, сделаны выше, VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Обитель прп. Пафнутия и после его кончины была одним из духовных центров русского монашества наравне с другими знаменитыми монастырями того времени. Из нее вышли святители Русской Церкви — Нифонт, епископ Суздальский (известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих); Вассиан (Топорков), епископ Коломенский; Макарий, митрополит Московский († 1563); а также прпп. Давид Серпуховский, основатель Давидовой Вознесенской обители († 1520, память 18/31 октября), Даниил Переяславский, чудотворец, основатель Переяславского Данилова монастыря († 1540, память 7/20 апреля); прп. Левкий Волоколамский и другие. Юноша Иоанн Савин, постриженный преподобным с именем Иосиф и ставший основателем Волоколамской обители († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября); впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил прп. Пафнутий. Среди других учеников прп. Пафнутия впоследствии прославились богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) и прозорливый старец Евфимий. Житие преподобного Пафнутия составлено в XVI веке постриженником преподобного Пафнутия Вассианом Савиным, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Митрополит московский Даниил с собором епископов благословил петь канон и читать на богослужении житие преподобного Пафнутия, то есть установил местное празднование ему. А на Московском Соборе 1547 года совершено причисление преподобного Пафнутия к лику святых Русской Церкви. Святые мощи преподобного почивают в главном монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, посвященном его имени. Май 2 Феодосий, игумен Киево-Печерский, преподобный После преподобного и богоносного отца нашего Антония Печерского великим светильником Русской Церкви и доблестным подвижником славной Киево-Печерской лавры был преподобный и богоносный отец наш Феодосий, прославленный от Бога многочисленными подвигами и чудесами. Для всех желающих познакомиться с житием сего славного мужа подробные сведения о нем сохранил нам преподобный Нестор, летописец Печерский; как верный небесный свидетель, он предлагает нам достоверные сведения о житии преподобного Феодосия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010