334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Геронтий объявляет, что великий князь с ним и со всем православным собором рассудили дело о еретиках, признав виновными в ереси троих: попа Григория, попа Ересима и попа Григорьева сына, Самсона дьякона 139 . Этих троих предали в Москве градской казни. Известие о ней, занесенное в летопись, свидетельствует, что и сам летописец в то время имел ещё смутное понятие о новой ереси 140 . Обвинив троих, Московский собор не подверг отлучению от церкви, проклятью и казни Гридю Клоча – дьяка. «Не дошел ещё по правилом градския казни, потому что на него один свидетель, поп Наум 141 », – пишет Геннадию Геронтий. Послание свое митрополит заключает такими словами: «А князь великий приказал с тобою того дела обыскивати наместником Якову да Юрью Захариечем. И ты бы с ними того дела обыскивал вместе и которые дойдут по правилом твоей святительские духовные казни и ты их духовне казни, а которые дойдут градские казни, ино тех наместники великого князя казнят градскою казнью. Да обыскивал бы еси, сыну, то дело прилежно, чтобы христианство в взмущеньи не было, а церковь бы Божия безмятежна была». Из этого не видно, чтобы Геронтий стоял за ересь. Но его, строгого ревнителя буквы закона, никто и не обвиняет в сочувствии к ереси, а только в слабости. Ему следовало с большею горячностью ополчиться на ересь и не снимать опалы с еретика Гриди Клоча. По крайней мере так думал современник его Иосиф: «И сам (Геронтий) убо христианская мудроствуя, о прочих же ни мало попечеся, погибающим, о увы мне, христовем овцам еретическим учением, или грубостию сдержим, или нерадяше о сих, или бояшеся державнаго». Последняя причина, что Геронтий боялся державного всего возможнее. Еретиков обратно послали к Геннадию в Новгород. Из заключительных слов послания Геронтия к Геннадию мы видели, что этому последнему было приказано разыскивать ересь вместе с наместниками великого князя двумя братьями Яковом и Юрием Захарьевичами Кошкиными. О ревности Геннадия в преследовании еретиков свидетельствует тот же Иосиф, говоря, что Геннадий из чащи Божественных писаний устремился как лев, чтобы ногтями растерзать внутренности скверных еретиков, напившихся жидовского яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРОНТИЙ Прп. Геронтий Киево-Печерский, канонарх. Фрагмент литографии «Собор Киево-Печерских святых». 1859 г. (ЦАК МДА) Прп. Геронтий Киево-Печерский, канонарх. Фрагмент литографии «Собор Киево-Печерских святых». 1859 г. (ЦАК МДА) (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, канонарх. Г. принял иноческий постриг в отроческом возрасте, но уподоблялся совершенным отцам в подвигах молитвы и послушания, являлся канонархом в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря, скончался в возрасте 11-12 лет ( Колпакова В. М. , Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей Киево-Печерськоï лаври//Дива печер лаврських. С. 93). Мощи Г. почивают в маленькой раке в Дальних (Феодосиевых) пещерах (общая гробница с прп. Леонтием канонархом). Архидиак. Павел Алеппский , секретарь Антиохийского патриарха Макария III , посетивший Киево-Печерский мон-рь в 1654 г. по пути в Москву, оставил свидетельство о святых Дальних пещер: «Тут есть тела двух отроков (очевидно, преподобных Леонтия и Г. канонархов.- Е. Л.): их головы желты и до сих пор источают миро» ( Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005. С. 163). Г. упоминается в «Тератургиме» (1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах: «Преподобные двое, Сисой (!) и Геронтий» (цит. по: Описание. С. 287). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер имелся тропарь и кондак 2 преподобным канонархам без упоминания их имен (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). С. 54-55). Местная канонизация Г. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; настоятель Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой 3-й тропарь 5-й песни канона прославляет 2 преподобных канонархов (не названных по имени) Г. не упом. в составленном в 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается Мелетий Сириг . Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/164855.html

При отъезде в Москву, Варфоломей поручил Геронтию, как соборному уставщику, главное наблюдение за точным выполнением церковного богослужения в монастыре. В этом случае Геронтий стоял выше келаря, казначея и соборной братии, которые были по преимуществу из простых, иногда безграмотных монахов, и которым поэтому «алтарное дело было не заобычай», Геронтий обязан был строго следить за всеми священниками, чтобы никто из них при совершении богослужения не отступал от принятых в монастыре правил ни на одну йоту. Но для Геронтия без настоятеля оказалось это дело совершенно невозможным, тем более, что он за свою близость к настоятелю и за такое доверие к нему последнего скоро нажил себе врагов и завистников. Лишь только Варфоломей оставил монастырь, священники перестали слушаться Геронтия и начали при богослужении производить смуты и раздоры в самом алтаре. Мало этого, – враги Геронтия, между коими были 206 : келарь Савватий и старший монастырский священник Леонтий, чтобы уронить репутацию Геронтия в глазах братии, стали возводить обвинения в нововведениях на самого Геронтия. Благодаря этому, почти все братство и слуги были в высшей степени подозрительно настроены против Геронтия и следили за каждым его шагом. Малейший случай, напоминающий о склонности его к нововведениям, мог послужить поводом к восстанию против него всех строгих ревнителей старины. Случай этот скоро представился и братство так возмутилось, что Геронтий не без оснований опасался за свою жизнь. Однажды, когда начали у монастырских священников происходить в самом алтаре соблазнительные и кощунственные споры из-за порядка приобщения св. тайн, Геронтий сходил к келарю Савватию. чтобы попросить его примирить между собою священников. В монастыре по этому поводу «промчалась молва, будто он приходил к келарю с Виталом (священник, который в 1658 г. послал к патриарху Никону челобитную на архимандрита Илью) и просил новых служебников, чтобы по ним служить», хотя Геронтий боялся и подумать об этом. «Я тебе государю», писал он Варфоломею в свое оправдание, «на душу представляю свидетеля Господа Бога, что ни в уме моем, ни в помышлении того никогда не бывало, чтобы желать новых служебников: кое мне приобретение спасению, что желать нового? Довлеет мне на спасение, последовать преданию преподобных чудотворцев».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

К несчастию, однако, положение вещей не таково. О. Геронтий и партийные сторонники его дерзают открыто называть Патриарха «еретиком», хулят его и упорно требуют прекращения поминовения почтенного имени Патриарха в священной обители. Много раз, когда иерей или диакон поминают во время Божественной литургии имя Патриарха, о. Геронтий входил в святой алтарь и с большой дерзостью требовал прекратить поминовение. Ещё более, много раз приходил о. Геронтий к нам в игуменские покои, требуя от имени греков-монахов прекращения поминовения Патриарха и угрожая, что в противном случае все греки монахи перестанут ходить в церковь . Ещё ж более о. Геронтий обращался и к нашему антипросопу у Вашего Высокопреподобия преподобнейшему иеромонаху Сергию, требуя, чтобы он внёс предложение в Священный Кинот о совершенном прекращении поминовения имени Патриарха во Святой Горе, чтобы прекратилось, по выражению о. Геронтия, «это великое зло во священном нашем месте», то есть Патриаршее поминовение. Так же, если не хуже, поступают остальные его сторонники. Некоторые из братьев греков перестали совершенно ходить в церковь . Другие хотя и ходят, однако не приобщаются даже и антидора (как, например, отцы Досифей, Даниил, Гавриил и другие, из которых двое последних являются первыми борцами движения). О. Досифей не берет благословения у игумена и у других иереев и тотчас убегает из церкви, едва только услышит почётное имя Патриарха, о. Гавриил не дерзает явно не брать антидора, когда служит сам игумен, однако не потребляет его, а кладёт тайком на блюдо. О. Даниил называет Вселенского Патриарха «сторонником Папы», утверждая, что «так как Патриарх принимает папский календарь, то, следовательно, он и сторонник Папы». Такая фраза прекрасно показывает поверхностность умственного развития сего брата, имеющего претензию быть предстоятелем и даже освящённым. К характеристике общего отношения греков-монахов к церковным властям приведём следующее: когда в прошлом году посетил священную нашу обитель Святейший митрополит Солунский Геннадий, пришло ему проходить возле параклиса Успения Богородицы, где в то время совершалась греческая литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Геронтий, как личный свидетель владычнего поручения, прежде всех нас понимал силу насмешливых речей архипастыря, от коих по своей пылкой горячности едва не слег в постель; но Батюшка знал, как успокоить его. – Затем Старец начал требовать, чтобы немедленно исполнить волю преосвященного. По этому поводу о. Геронтий предварительно переговорил с некоторыми из раскольников и получил от них такой ответ: „Знаете ли, о. Геронтий, – говорили они, – нам не раз приходилось таких проповедников провожать в колья, или с дубьем и с гиканьем от всей деревни, особенно когда эти проповедники не соблюдали умеренности в словах и поступках, но о. Леонида мы примем как человека благонамеренного. Ничего такого не опасайтесь. Мы по слухам знаем этого Старца с хорошей стороны». Не без страха, однако, о. Геронтий с Батюшкой отправились в деревню Дворец, где их молельная часовня и где уже собралось раскольников человек 20 с лишком, которые и встретили Батюшку. Вошедши в часовню, Старец по обычаю христианскому помолился иконам, поздоровался с предстоящими, объявил им об архипастырском поручении и наконец предложил свое сердечное желание возвратиться в материнские объятия Св. Божией Церкви. Получился со стороны раскольников такой ответь: „Спасибо, отец, за твое желание. А мы и сами принадлежим к церкви и повинуемся её чистоте и святости. Но вот главное, – где эта чистота и святость-то? Мы сыстари и рождены вот, как видишь, христианами. Но дело в том, что управление Церковью -то свихнулось, и потому предки наши отвергли нововведение в Церкви людьми недостойными, положившими соблазн своим поведением, – что и до сего времени продолжается. Мы и сами не меньше других знаем, какому должно быть совершителю Таинств церковных. Потому, отец, не трудись нас уговаривать, – мы не приемлем (не признаем) власти. Не раз потому мирские властители разоряли нас и этим насилием еще больше отталкивали и отталкивают нас от уважения к правителям слова истины». – Старец: „Но преосвященнейший спросит же меня про вас, – что сказать ему? “ (Помню, – их главного уставщика звали Савкой, – он и отвечал более за всех). – „Скажи, кормилец, своему преосвященному, – пусть и не пытается нас обращать, а пусть лучше учит свое... духовенство, которое недостойно совершает священные требы на соблазн миру. Вот кого нужно обращать! А если бы в глаза, мы не то бы ему сказали. Ить ему-то и самому нужно о себе подумать, у него и самого много того, чего не подобает». – После такого с раскольниками разговора Батюшка с ними распростился и возвратился к нам в Тихонову.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) На монашеский подвиг преподобного Варнаву благословил старец Геронтий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, что близ Нарофоминска. Среди множества посетителей, искавших совета и руководства в жизни, старец Геронтий особенно полюбил и приблизил к себе богобоязненного юношу Василия (так звали преподобного Варнаву в миру), нередко подолгу оставляя его у себя для беседы. Под влиянием этого опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех его суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим в обитель прибыл и наставник его – отец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий. Но только один месяц Василий и старец-наставник прожили вместе, в одной обители. Множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия и подвижничества наслаждаться уединением, которого так искала его душа. Вследствие этого Василий, по благословению своего старца и с разрешения наместника лавры преподобного Антония (Медведева), перешел в Гефсиманский скит. Здесь среди многих подвижников перст Божий указал ему духовного руководителя в лице монаха Даниила, у дверей кельи которого постоянно толпился народ, жаждущий слова истины из уст праведника-прозорливца. Юный Василий всем сердцем прилепился к нему, совершая дело послушания ради Господа. Уроженец Вятской губернии, монах Даниил почти двадцать лет подвизался отшельником в уединенной келье в глубине леса, окружающего Гефсиманский скит. По внешнему виду это был высокий старец, в белом подряснике, поверх которого надевалась полумантия. С виду он казался весьма суровым. Действительно, он был таковым, то есть строгим и немилостивым, но только по отношению к себе; по отношению же к другим и в обращении с посетителями, от которых большей частью уклонялся, он всегда был добр, кроток и снисходителен. В скиту он был известен как строгий подвижник и постник. Старец Даниил, скрывавший под видом юродства дар прозорливости, своим примером и вообще всей своей личностью имел нравственное влияние на послушника Василия – будущего старца Варнаву, оставил глубокий след во всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На восстановление после пожара Трифонова Печенгского монастыря потребуется 20 млн рублей 27 декабря 2007 г. 17:46 На восстановление старейшего на Кольском полуострове и самого северного на земле Трифонова Печенгского монастыря, где пожар 1 декабря полностью уничтожил главный храм обители , требуется около 20 миллионов рублей, сообщил РИА «Новости» клирик Мурманской и Мончегорской епархии  иеромонах Геронтий. «Храм нужно отстраивать заново, поскольку он был полностью уничтожен огнем. Приступить к строительству храма мы хотели бы уже в следующем году, но, к сожалению, для самой епархии и для обители эта сумма чрезвычайно велика», — сказал отец Геронтий, отвечающий в епархии за строительные работы. По словам собеседника агентства, духовенство обращалось и к региональным властям, и к руководству местного представительства одной из парламентских партий, но помощи так и не получило. «Мы получили письменные заверения от руководства региона, что помощь будет оказана, но пока никаких конкретных действий ими не предпринято. Что касается регионального представительства парламентской партии, там мне просто отказали, я бы сказал, в грубой форме», — сказал отец Геронтий. Он заметил, что с таким равнодушием за свою 500-летнюю историю Трифонов Печенгский монастырь столкнулся едва ли не впервые. «За 500 лет монастырь не единожды подвергался набегами и горел, как издревле повелось на Руси, всегда восстанавливался всем миром», — сказал собеседник агентства. По его словам, пока единственными, кто откликнулся на беду, стали региональные журналисты, которые опубликовали призыв священнослужителей о помощи. Трифонов Печенгский мужской монастырь — самая северная в мире православная обитель — был основан в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским (1495-1583), просветителем лопарей. Монастырь неоднократно подвергался нападениям, был сожжен, менял местоположение и снова восстанавливался. Центральный храм монастыря был полностью ничтожен огнем 1 декабря из-за неисправности печного отопления. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/344266.htm...

ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 1870 - 1942), мон., прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_30.html

Греция: в момент кончины 103-летней геронтиссы Феодосии монастырь наполнился светом Неа-Макри , 16 сентября 2022 г. Фото: Vema.com.au      8 сентября, когда в Элладской Церкви отмечается Рождество Пресвятой Богородицы, в возрасте 103 лет мирно отошла ко Господу геронтисса Феодосия, бывшая игуменья греческого монастыря Благовещения, широко известного как монастырь святого Ефрема, расположенного в прибрежном городке Неа-Макри примерно в 25 километрах от Афин. Как сообщает газета «Vema» Греческой Православной архиепископии Австралии, ее переход в вечность сопровождался знамениями от Бога: «Было засвидетельствовано, что во время восхождения ее души в Царство Небесное, в тот самый момент вспыхнул яркий неземной свет, наполнивший весь монастырь, и в этом свете было видно множество звезд, парящих к небу». Старица Феодосия была известна как «светоч любви и образец смирения для всех, кто ее знал», сообщает издание. Геронтисса Феодосия была второй настоятельницей монастыря после его возрождения трудами блаженной старицы Макарии (Десипри; 1911-1999), обнаружившей в 1950 году мощи преподобномученика Ефрема Новоявленного, Неа-Макрийского (+1426), после чего святая обитель стала одним из самых популярных мест паломничества в регионе Аттика. Мать Феодосия ушла на покой в марте 2020 года, и новой настоятельницей стала геронтисса Макария II. Первоначально монастырь на склоне горы Амомон («гора непорочных») был мужским и существовал еще с X века. Он был уничтожен в 1420-е годы турками – тогда же вместе с остальными монахами обители принял мученический венец и прмч. Ефрем. Об этом святом не было ничего известно до середины XX столетия, но с того времени он стал часто являться монашествующим, местным жителям и паломникам в видениях, а по его молитвам происходит множество чудес и исцелений. Фото: ekklisiaonline.gr      Источник: http://orthochristian.com/148142.html Greek monastery fills with light as abbess reposes at 103 years old The departure of her soul was accompanied by signs from God. Рейтинг: 9.9 Голосов: 377 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/148280.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010